Научная статья на тему 'Концептуальные подходы обеспечения экономической безопасности регионов'

Концептуальные подходы обеспечения экономической безопасности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ / УСТОЙЧИВОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ / ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьяненко Андрей Евгеньевич

В статье исследуются вопросы устойчивости и стабильности экономической системы, в региональном разрезе, необходимость и значимость государственной поддержки и регулирования развития региональной экономики, на основе поддержки производителей. Дана классификация угроз экономической безопасности регионов, с их основными характерными признаками и возможными последствиями их действия. Рассмотрено влияние уровня технической оснащенности регионов, состояния природной среды, уровня инфраструктуры, степени бюджетирования, имеющихся возможностей диверсификации производства на уровень экономической безопасности регионов. Устойчивость и стабильность экономической системы, подразумевает поступательное развитие экономики. Значительный спад уровня производства, повлек за собой, потерю весомой части внутреннего рынка, что обуславливается разрушением технологического потенциала, сокращением прогрессивного развития структуры производственного сектора, и как следствие масштабное недоиспользование и недозагруженность производственных мощностей, сокращение либо полное закрытие отдельных производств и т.д. В исследовании рассмотрены вопросы зависимости регионов от иностранного капитала, импорта продукции и следствия такой зависимости. Экономическая безопасность региона, представляя собой сложную, многогранную систему, определяет возможность целенаправленного проведения собственной экономической политики, в рамках общей федеральной экономической политики. Потеря научнотехнического потенциала, деиндустриализация экономики и ряд острых социальных проблем, ведет к снижению уровня не только региональной, но и национальной экономической безопасности. В статье выделены основополагающие, целенаправленные действия, призванные обеспечить повышение уровня экономической безопасности регионов, а следовательно, и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы обеспечения экономической безопасности регионов»

Концептуальные подходы обеспечения экономической безопасности регионов

Демьяненко Андрей Евгеньевич

к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента, Северо-Кавказский филиал Московского гуманитарно-экономического института,

deanev4@gmail.com

В статье исследуются вопросы устойчивости и стабильности экономической системы, в региональном разрезе, необходимость и значимость государственной поддержки и регулирования развития региональной экономики, на основе поддержки производителей. Дана классификация угроз экономической безопасности регионов, с их основными характерными признаками и возможными последствиями их действия. Рассмотрено влияние уровня технической оснащенности регионов,состояния природной среды, уровня инфраструктуры, степени бюджетирования, имеющихся возможностей диверсификации производства на уровень экономической безопасности регионов. Устойчивость и стабильность экономической системы, подразумевает поступательное развитие экономики. Значительный спад уровня производства, повлек за собой, потерю весомой части внутреннего рынка, что обуславливается разрушением технологического потенциала, сокращением прогрессивного развития структуры производственного сектора, и как следствие масштабное недоиспользование и недозагружен-ность производственных мощностей, сокращение либо полное закрытие отдельных производств и т.д. В исследовании рассмотрены вопросы зависимости регионов от иностранного капитала, импорта продукции и следствия такой зависимости. Экономическая безопасность региона, представляя собой сложную, многогранную систему, определяет возможность целенаправленного проведения собственной экономической политики, в рамках общей федеральной экономической политики. Потеря научно-технического потенциала, деиндустриализация экономики и ряд острых социальных проблем, ведет к снижению уровня не только региональной, но и национальной экономической безопасности. В статье выделены основополагающие, целенаправленные действия, призванные обеспечить повышение уровня экономической безопасности регионов, а следовательно, и страны в целом. Ключевые слова: экономическая безопасность регионов, устойчивость, стабильность экономической системы, государственная поддержка, угрозы безопасности регионов, инновационная составляющая, правовая поддержка.

Государственное регулирование регионального развития, подразумевает разработку и реализацию целевых программ социально-экономического развития регионов, с обязательным участием регионов в реализации федеральных программ и привлечением внебюджетных средств. Противодействие угрозам, факторам, препятствующим и противоречащим интересам страны, носителям этих угроз, невозможно без совершенствования финансовой системы, лоббирования интересов отечественных производителей, с целью оказания им реальной долгосрочной помощи, а не единовременные попытки их поддержки (здесь опять же, необходимо уделить внимание на нормативно-правовую базу, исключающую возможность разночтения законодательных актов, и на строгое соблюдение законности, во всех сферах ее проявления). Обязательным условием обеспечения экономической безопасности (как регионов, так и страны в целом) выступает поддержка производителей, при выходе на рынке сбыта (в том числе и на международном уровне).

Не смотря, на кризисы, международные санкции, прочие внешнеполитические факторы, отечественный производитель должен быть представлен на международном рынке (здесь как следствие встает вопрос конкурентоспособности товаров, их качества и т.д.). Государственная поддержка в данном аспекте, имеет основополагающую, значимую позицию [7].

Устойчивость и стабильность экономической системы, подразумевает поступательное развитие экономики, резкие скачки, слишком интенсивный рост на отдельных этапах, и затем резкий обвал - не способствуют устойчивому состоянию системы, в этом случае, она будет не стабильна и уязвима, особенно при стечении ряда определенных факторов. Выравнивание положения в аспекте максимизации уровня и степени экономического развития регионов, повышение экономической, социальной, бюджетной эффективности управления регионами (на уровне округов, субъектов РФ, муниципалитетов), вот первостепенные задачи, требующие незамедлительного решения (при их поэтапной реализации).

Угроза экономической безопасности институциональных секторов экономики, влечет за собой угрозу экономике в целом, финансовым корпорациям (банк России, другие депозитные корпорации, финансовые посредники и т.д.), органам государственного управления и т.д., вплоть до домашних хозяйств.

Угрозы экономической безопасности можно классифицировать по различным признакам. Так по самим источникам угроз, они могут быть внешними и внутренними [6]. По сфере распространения угрозы можно разделить на международные (глобальные и региональные) и национальные (государственные, общественные, региональные, частные и т.д.) [4]. По сфере человеческой деятельности угрозы могут быть экономические, социальные, политические, правовые, экологические, информационные и т.д. [9].

Угрозы можно классифицировать по разному, они могут быть реальные или потенциальные; объективные или субъективные; простые - сложные; измеряемые или нет; активные или пассивные; они могут подразделяться по степени риска и негативных последствий, по времени действия и т.д.

Говоря об наиболее значимых угрозах экономической безопасности и их основных характеристиках, необходимо отметить ряд из них. Так, спад уровня производства, повлек за собой, если не полную потерю внутреннего рынка, то как минимум, значительной его части. Здесь характерно разрушение технологического потенциала, сокращение прогрессивного развития структуры производственного сектора, что приводит к масштабному недоиспользованию, недозагруженности производственных мощностей, к сокращению либо полному закрытию отдельных производств, и как следствие к потере значительной доли рынков сбыта.

Разрушение и потеря научно-технического потенциала, деиндустриализация экономики, ведет к свертыванию НИОКР, сокращению заказов на высокотехнологичную продукцию, что характеризуется распадом значительной части научных коллективов, деградации научно-технического потенциала, к общему снижению уровня экономического потенциала, возрастанию доли удельного веса в экономике сырьевых отраслей (при этом значительная часть сырья идет за рубеж), в результате, все это приводит к снижению уровня конкурентоспособности, предприятий, отраслей, территорий [8].

О £

Я

3

9 2

сч сч

£

Б

а

2 ©

Высокая изношенность основных производственных фондов, предприятий регионов, приводит не только к снижению конкурентоспособности на региональном, федеральном и международном уровнях, но и к невозможности эффективной конъюнктурной диверсификации производства оборудования, а также к высокой стоимости производимого товара, которая, в свою очередь, обусловлена высоким уровнем затрат на амортизацию оборудования.

Низкая рентабельность региональных промышленных предприятий, вынуждает их сокращать производство, этот процесс может усугубляться вплоть до ликвидации предприятий, что естественным образом ведет к значительному росту безработицы, к усилению социальной напряженности в регионах, к развалу структурной, элементной базы национальной системы экономики. Исключение здесь составляют предприятия (монополисты - гиганты), специализирующиеся на добыче и переработке газа и нефти, на добыче и производстве продукции черной и цветной металлургии и т.д., но это ведет, в свою очередь, к угрозам внешнего характера, являющиеся следствием того, что страна становится сырьевым придатком западных, развитых стран...

Рост безработицы и снижение уровня трудовой мотивации, обусловлено резким снижением уровня жизни населения, сильным снижением уровня спроса на высококвалифицированную рабочую силу, что приводит к значительной утрате уровня квалификации, уровня знаний, умений и трудовых навыков населения регионов и страны в целом [1].

Все это ведет к криминализации экономики, характеризующейся значительным ростом экономических преступлений, что снижает степень лояльности населения к власти, растет недоверие людей к возможности обеспечения правовой защиты [6].

Деградация природной среды, обусловлена увеличением техногенных нагрузок, снижением устойчивости природных территориальных комплексов, и как следствие - рост числа заболеваний, повышение уровня смертности, рост миграционных процессов и т.д.

Низкая степень бюджетной поддержки экономического развития регионов, создает условия невозможности реализации бюджетных проектов, развития производства, региональной инфраструктуры. Причем, бюджетная поддержка экономического развития регионов, подра-

зумевает финансирование, как из федерального бюджета, так и из средств региональных бюджетов. Явно недостаточное, бюджетирование комплексных мер, по реализации программ поддержки экономического развития регионов, зачастую обосновывается простым разворовыванием бюджетных средств, на различных уровнях административного управления [5].

Растущая степень зависимости региональных экономических систем от иностранного капитала, импорта продуктов питания, оборудования и т.д., обуславливает сокращение уровня регионального производства; неадекватный перекос экономики, со значительным ростом доли сферы услуг, особенно предприятий индустрии развлечений, аккумулирующих вокруг себя криминальные структуры; ощутимый вред здоровью населения, употребляющего низкокачественные и генно-модифицированные продукты питания.

Таким образом, экономическая безопасность региона, представляет сложноструктурированную, многогранную систему, которая по своей сути, определяет возможность целенаправленно проводить свою собственную экономическую политику, в рамках общей федеральной экономической политики [11]. Т.е. то, множество различий, существующих в условиях, в которых находятся разные регионы, предопределяет свои, индивидуальные пути развития, но вместе с тем, находясь на территории одной страны, в одном правовом поле, регионы должны сотрудничать друг с другом со стремлением обоюдовыгодной максимизации уровня достижения своих целей [10].

Регионы должны иметь реальную возможность оказывать необходимую и достаточную помощь незащищенным слоям населения, отдельным хозяйствующим субъектам, и целым отраслям региональной экономики. Они должны своевременно и адекватно реагировать на возникающие угрозы, на все изменения как внешней, так и внутренней среды.

При этом ни в коем случае, нельзя забывать, что одной из основных задач регионов, является создание, поддержка и развитие, надлежащего уровня и качества жизни населения [12].

Обеспечение экономической безопасности региона, достигается своевременным выявлением и идентификацией всех факторов, которые могут привести к дестабилизации ситуации, нарушить состояние экономической безопасности региона. И как следствие, здесь требуется

постоянный мониторинг ситуации, необходимый и достаточный контроль, разработка и реализация соответствующих мер на преодоление возникающих проблем или их недопущение [3].

Регионы должны максимально эффективно использовать все имеющиеся у них преимущества, индивидуальные особенности, выявлять и оптимально реализовать возможные резервы[2].

Среди основополагающих действий, направленных на обеспечение экономической безопасности регионов, а следовательно, и страны в целом, представляется необходимым выделить ряд мер.

Во-первых, необходимо отходить от экспортно-сырьевой экономической политики, и стремиться к расширению инновационной сферы деятельности, позволяющей избавиться от подавляющей зависимости регионов, в аспекте ресурсно-сырьевой составляющей баланса экономики. Создание, развитие и поддержка инновационных предприятий, создание новых и увеличение имеющихся энерго- и ресурсосберегающих производств, на основе эффективного использования научно-технического потенциала - пути достижения вышеозначенных целей.

Во вторых - сокращение социально-экономического неравенства слоев населения, сокращение доли населения, живущего за чертой бедности, обеспечение условий, для поддержания и увеличения доли среднего класса, как опоры стабильной экономики. Правовая поддержка наименее защищенных слоев населения, регулирование соотношений уровней цен, пенсий, минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума, налогообложения физических лиц, социальных пособий и т.д.

В третьих, увеличить долю малых предприятий в секторе экономики, для чего необходимо упростить процедуру создания малых предприятий, предоставить им дополнительные налоговые льготы, оградить их (на первых порах) от чрезмерного вмешательства надзорных органов, что приведет к увеличению числа рабочих мест, пополнению казны, снижению кри-минагенности регионов, относительному повышению благосостояния населения, снижению нагрузки на бюджет.

В четвертых необходимо, активизировать действия направленные на сохранение жизни и здоровья людей, что достигается более интенсивным внедрением здоровьесберегающих технологий, развитием сферы здравоохранения, повышением уровня доступности курорт-но-санаторного лечения, увеличением

числа объектов спортивного и культурного назначения.

Таким образом, экономическая безопасность регионов, как и страны в целом, обосновывается своевременным реагированием на возникающие угрозы, с учетом дифференциации уровней их социально-экономического развития, искоренении сильной ассиметрии уровней их возможностей (в аспекте условий, в которых они находятся), усилением инновационной составляющей развития, сокращением социально-экономического неравенства слоев населения (на основе правового регулирования), развитии малых предприятий, увеличении доли промышленных предприятий, при поддержке сельскохозяйственного сектора экономики, заботой о населении.

Литература

1. Басовский, Л.Е. Маркетинг: курс лекций: Учебное пособие. - М.: ИНФРАМ , 2012.

2. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики. - М.: Кнорус, 2010.

3. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: экспресскурс. - СПб.: Питер, 20l0.

4. Кириллова О.Ю. Эффективность фирмы и ее инфраструктуры // Управление персоналом. 2007. № 4. С. 30.

5. Кукушкина В.В. Маркетинг в схемах для экономистов: учебное пособие / В.В. Кукушкина. М., 2006.

6. Нигматуллин И.Г. Внедрение инновационных банковскихтехнологий как необходимое условие финансовой политики России. // Инновации и инвестиции. 2013. №5-6. с. 207-209

7. Рубцова Л.Н. Развитие маркетинга как основа повышения конкурентоспособности предприятий // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 1. С. 123-131.

8. Киселев В.М., Коркачева О.В., Савинков С.В., Иванов А.В., Федорова А.В. Конвергентная концепция брендинга для корпоративного поведенческого проектирования // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 5 (83). С. 119-131.

9. Основы маркетинга / Филип Котлер, Гари Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг; пер. с англ. А.В. Назаренко,

А.Н. Свирид; под ред. А.В. Назаренко. -М.: Вильямс , 2012.

10. Стратегия развития банка. Серия «Банковское дело»: монография / Р.В.Пашков, Ю.Н.Юденков. - М.: РУСАЙНС, 2017.

11. Сысоева Е.В. Прибыль и убыток как финансовые результаты и важнейшие категории деятельности организации в рыночных отношениях // Транспортное дело России. 2015. № 3. С. 24-27.

12. Холод М.В. Процесс управления развитием продукта в бизнес-процессах создания потребительской ценности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 872-875.

Conceptual approaches of

ensuring an economic safety of regions Demyanenko A.E.

North Caucasian branch of the Moscow humanitarian and economic institute

This article examines the issues of sustainability and stability of economic systems in the regional context, the need and the importance of government support and regulation of the development of the regional economy by supporting manufacturers. A classification of threats to economic security of regions, with their main characteristic features and the possible consequences of their actions. The influence of the technological level of the regions, the state of environment, level of infrastructure, the degree of budgeting, the existing capacity of production diversification in the level of economic security of regions. The stability of the economic system, implies the progressive development of the economy. A significant decline in the level of production entailed, the loss of a significant part of the internal market, which is caused by the destruction of technological potential, reduction of the progressive development of the structure of the manufacturing sector, and as a consequence of massive under-utilization and underutilization of production capacities, reduction or complete closure of individual plants, etc., the study examined the questions of dependence of regions on foreign capital, import of goods and effects of such dependence. Economic security of the region, representing a complex, multifaceted system that defines the purposeful conduct their own economic policies within the overall Federal economic policy. The loss of scientific and technical

potential, the de-industrialization of the economy and a number of acute social problems, leads to a decrease in the level of not only regional, but also national economic security. The article highlights the fundamental, purposeful course of action designed to ensure the improvement of economic security of regions, and hence the country as a whole. Key words: economic security of regions, the stability of the economic system, state support, threaten the security of regions, innovative component, legal support. References

1. Basovsky, L.E. Marketing: a course

of lectures: A manual. - M .: INFRAM, 2012.

2. Belyaev, V.I. Marketing: the fundamentals of theory and practice. - Moscow: Knorus, 2010.

3. Kotler, F. Marketing. Management:

express course. - St. Petersburg: Peter, 2010.

4. Kirillova O.Yu. Efficiency of the company and its infrastructure / / Personnel management. 2007. № 4. With. 30.

5. Kukushkina V.V. Marketing in schemes

for economists: a tutorial / V.V. Kukushkina M., 2006.

6. Nigmatullin IG. Introduction of innovative banking technologies as a necessary condition for Russia's financial policy. // Innovations and investments. 2013. № 5-6. c. 207209

7. Rubtsova L.N. The development of

marketing as a basis for increasing the competitiveness of enterprises / / Vestnik Michurinsky State Agrarian University. 2013. No. 1. P. 123-131.

8. Kiselev VM, Korkacheva OV, Savinkov

SV, Ivanov AV, Fedorova AV Convergent concept of branding for corporate behavioral design // Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov. 2015. No. 5 (83). Pp. 119-131.

9. Fundamentals of Marketing / Philip

Kotler, Gary Armstrong, John Saunders, Veronica Wong; trans. with English. A.V. Nazarenko, A.N. Svirid; Ed. AV. Nazarenko. - M .: Williams, 2012.

10. Development strategy of the bank. Series «Banking»: a monograph / RV Pashkov, Yu.N.Yudenkov. -Moscow: Rusays, 2017.

11. Sysoeva EV Profit and loss as financial results and the most important categories of the organization's activity in market relations // Transport business of Russia 2015. № 3. P. 24-27.

12. Holod M.V. The process of managing the development of a product in business processes of creating a consumer value // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 3-1 (68-1). Pp. 872-875.

О À

В

S

N

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.