УДК 075.8.-159.9
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОСИИ
Е. А.Оськина
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. В условиях реформирования экономики России, когда смена строя принимает порой болезненные формы, особое внимание следует уделить проблеме безопасности регионов России. В статье рассматривается взаимосвязь понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность регионов», «региональная кризисная ситуация». Теоретический анализ. Приведен сравнительный анализ методов оценки кризисных ситуаций, применяемых на федеральном и региональном уровнях. Выявлены зоны, угрожающие экономической безопасности по ресурсам стратегического назначения. Кризисное состояние экономики и социальной сферы регионов формируется под влиянием специфических проявлений явлений и процессов, способных создать угрозы национальной (прежде всего экономической) безопасности России. Автор предлагает при рассмотрении характера воздействия региональных факторов дестабилизации на национальную и экономическую безопасность страны оценивать структурные сдвиги в экономике региона не только с позиций текущей рыночной конъюнктуры, но и с учетом долгосрочных экономических преимуществ соответствующей территории в общей системе территориального разделения труда. Обсуждение результатов. Рыночные преобразования без государственного вмешательства и без поддержки регионов разных типов, без координации и регулирования в интересах государства приведут к усилению дезинтеграционных тенденций, нанесут ущерб национальной безопасности, ущемят права наших граждан. Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, экономика региона, угрозы, кризисные ситуации, рыночная конкуренция, дезинтеграция, дифференциация регионов.
Введение
В условиях усиливающейся глобализации в экономических отношениях взаимопроникновение форм и условий существования людей в разных регионах отражается в стремлении социально-экономической системы придать своей среде и ее отдельным составляющим (в данном случае - регионам) характер социально-технологической однородности и уравновешенности, что практически является защитной реакцией общества и содержит в себе функции жизнеобеспечения, устойчивости и безопасности. В определенной мере действие энтропийных флуктуаций ведет к объективному стремлению относительно изолированных региональных систем к равновесному состоянию, что отвечает национальным интересам страны в области экономического развития ее регионов.
Критерий уравновешенности - уровень социально-экономического развития регионов, разрывы в котором не позволяют достичь оптимального обеспечения национальных интересов страны и обусловливают возможность обострения угроз безопасности развития общества и экономики. Стабильность и устойчивость региональных экономических систем обеспечивается при обязательном сокращении государственного воздействия из центра и развитии способности экономики регионов к саморазвитию и социально-экономическому прогрессу.
Вступление экономики России в новый этап развития и реформирования обусловил прогресс в решении одной из самых главных проблем Российского государства, общества и экономики, касающейся обеспечения национальных интересов в сфере регионального развития, а также субнациональных интересов, причем в первую очередь это относится к трансформационным процессам развития институтов регионально-национального устройства государства и механизмов экономического регулирования его основных субъектов - регионов. Обеспечение субнациональных интересов страны связано, прежде всего, с возможностью государства адекватно реагировать на процессы регионального развития в условиях дестабилизирующего воздействия негативных социально-экономических, техногенных, информационных, политических и других факторов при целенаправленном реагировании на ликвидацию угроз и опасностей национальным интересам страны в регионах.
Региональный аспект национальной безопасности необходимо рассматривать в плане реализации целей и задач государственной региональной политики, в которой должны быть отражены роль и место отдельных регионов в обеспечении общенациональных интересов. Практически речь идет о реализации субнациональных интересов страны в отдельных субъектах Федерации, учитывая, что региональные особенности предопределяют всю совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность как определенного региона, так и страны в целом. Анализируя субнациональные аспекты обеспечения безопасности в области экономики,
© Оськина Е. А., 2013
необходимо обратиться к категории «надежность» в аспекте обеспечения национальных интересов в экономике регионов страны. Только при системном соответствии всех (или большинства) регионов страны критериям цивилизованного экономического развития можно говорить о надежности обеспечения национальной безопасности в сфере экономики.
Практически эффективная государственная региональная политика в современных условиях есть основа и гарантированный проводник позитивного влияния государства на регионы для обеспечения национальных интересов в области экономики.
Теоретический анализ
Экономическая безопасность регионов - это совокупность текущего состояния, условий и факторов, отражающих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, определенной независимости и интеграции с экономикой страны [1]. Экономическая безопасность регионов выражается: в возможности осуществлять собственную экономическую политику в рамках страны; способности реагировать на резкие геополитические изменения в стране; способности проводить крупные экономические мероприятия по неотложным социально-экономическим взрывным ситуациям на территории; возможности оказывать помощь определенным областям, республикам, регионам; способности стабильно поддерживать соответствие действующих на территории экономических нормативов общепринятым в мировой практике, что позволило бы обеспечить необходимый уровень и качество жизни населения. Таким образом, экономическая безопасность характеризуется способностью народного хозяйства России и ее регионов обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз на ее суверенитет.
На современном этапе в центре внимания государственных органов должно быть все разнообразие проявлений и негативных последствий сложившихся и ожидаемых кризисных ситуаций не только в целом по стране, но и в региональном аспекте, отражающем особенности причин их формирования в конкретных условиях места и времени. Под региональной кризисной ситуацией понимаются негативные изменения в воспроизводственных процессах экономики, социальной сферы и экологии региона, угрожающие неблагоприятными последствиями здоровью населения, политической стабильности общества, нормальному функционированию жизненно важных отраслей хозяйства. Региональные кри-
зисные ситуации формируются под воздействием как макроэкономических кризисных процессов, так и местных особенностей экономического и социального развития (низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуация в регионах и усложняющая взаимоотношения с федеральными органами (например, дотации, превышающие 30% финансовых средств региона); географическое положение; участие регионов в территориальном разделении труда, падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50-60%; рост безработицы, превышающий величину 15% от численности экономически активного населения; чрезмерная (высокая степень) зависимость промышленного комплекса региона (примерно на 60%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей; национальные и другие особенности; проблемы экономического потенциала) [2].
С получением регионами экономической самостоятельности существенно возросло значение экономического потенциала как базиса для преодоления кризисных ситуаций. Экономический потенциал, как известно, - комплексное понятие, включающее многообразные виды экономических ресурсов: природные богатства (земля, полезные ископаемые, лесные, водные ресурсы), трудовые ресурсы, основные производственные фонды. Теоретический анализ динамики экономического потенциала предполагает выявление двух основных групп факторов - экстенсивных, то есть влияние изменения ресурсов, и интенсивных - влияние изменения эффективности использования ресурсов. С точки зрения статистического измерения тех или иных ресурсов, наиболее благополучно обстоит дело с трудовыми ресурсами. Существует относительно надежная статистика трудовых ресурсов, в том числе и в региональном разрезе. Самым общим показателем трудовых ресурсов может служить численность активного населения. Менее надежна статистика основных фондов. Если прежде существовала налаженная система учета фондов, то сейчас их статистика значительно затруднена резкой нестабильностью цен и рядом других факторов. Тем более сложно прогнозировать ввод основных фондов.
Проблема измерения экономических ресурсов является чрезвычайно сложной ввиду их огромной разнородности. Следует учитывать тот факт, что существуют значительные межрегиональные различия в структуре ресурсов. Это проявляется, прежде всего, в резких колебаниях плотности населения. Если в Центральном округе на 1 кв. км территории приходится 57,2 человека, а вот в Дальневосточном - 1,1, в Северо-Западном - 8,0, в Южном Федеральном -38,5, в Приволжском - 29,3, в Уральском - 6,7, в Сибирском округе - 3,8 человека [3].
Кроме того, регионы существенно различаются по обеспеченности природными ресурсами. Достаточно сказать, что 80% добычи нефти и 97% добычи природного газа сосредоточено в трех-четырех субъектах Российской Федерации. Регионы значительно разнятся по уровню оснащенности основными фондами. Так, в Северном регионе, Западной и Восточной Сибири фондовооруженность в расчете на одного занятого в производстве в 1,3 раза выше среднероссийского уровня, в то же время в регионах, ориентированных на обрабатывающие отрасли, - Центральном, Волго-Вятском, Северо-Кавказском - уровень фондовооруженности в 4-5 раз ниже, чем по России [4].
Особое место занимает экономическая безопасность, связанная с производственной деятельностью людей - основой их существования, определяющей главное содержание кризисных процессов и явлений в обществе. Вхождение экономики страны в мировой рынок поставило ее в условия жесткой конкуренции с продукцией ведущих капиталистических держав, к которой многие отрасли российского хозяйства оказались не готовы, что особенно усугубило кризисные процессы в районах сосредоточения неконкурентоспособных предприятий. Кризисное состояние экономики всегда несет в себе наибольшие угрозы экономической безопасности, делает уязвимой общую национальную безопасность страны. Выявление сложившихся и определение потенциальных очагов кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России, и выработка мер по их ликвидации - одни из важнейших стратегических направлений государственной политики, обусловливающие средства и методы защиты насущных интересов России от внутренних и внешних угроз. Дилемма «концентрация ресурсов или повышение их адаптационного потенциала» разрешается в пользу последнего, учитывая особенности перспектив общемирового развития рынка и общества. Однако реально это может воплощаться только при определенных условиях: при достаточно разнообразных, гибких механизмах регулирования движения ресурсов и, естественно, их необходимом объеме (в плане намечаемых к реализации проектов). Практически речь идет о преодолении финансовых ограничений в обеспечении отдельных экономических субъектов динамичным и эффективным капиталом (прежде всего, это касается процентной политики банков и активности государства в регулировании движения капиталов). Проблема финансовых ограничений в региональном аспекте стоит особенно остро не только в стратегически отдаленной перспективе. Наличие финансовых ограничений, естественно, сужает возможности адаптивного развития основных элементов воспроизводственного
процесса. Именно в этой сфере проявляется ключевое противоречие реформационного процесса: между необходимостью государственной поддержки адаптивного развития и необходимостью ограничивающего влияния этой поддержки на адаптационные процессы. Очевидно, это общее противоречие, присущее рыночной экономике, но в России оно проявляется как одно из ключевых, учитывая «значительность» государственного воздействия и « неразвитость» формирующихся рыночных институтов.
Государство формирует приоритеты развития в рамках траектории, не всегда совпадающей с конъюнктурно-рыночными потребностями отдельных фирм и компаний, экономическая политика которых склоняется в большей мере к адаптивной схеме действий. Государство, делая в настоящих условиях основную ставку на повышение эффективности и создание схем, ориентированных на обеспечение текущих ресурсов поддержки воспроизводственного процесса (что достаточно оправданно), автоматически усугубляет положение с поддержкой уже созданного ранее производственного аппарата, а также более активным долгосрочным инвестированием развития реального сектора экономики. Естественно, государственное воздействие обусловливает ограничения на спонтанную активизацию адаптивных механизмов.
Повышение эффективности управления региональными финансово-товарными потоками позволяет, во-первых, обеспечить целенаправленную поддержку центром процессов жизненно важных проблем регионов и реализации ими политики экономического подъема, во-вторых, эффективнее использовать ресурсы, имеющиеся в распоряжении регионов.
Эффективность управления финансово-товарными потоками должна оцениваться по критериям распределения ресурсов между экономическими субъектами региона в соответствии со следующими приоритетами направления ресурсов: рентабельность, социальный эффект, бюджетная эффективность для субъекта Федерации, сопутствующие эффекты.
Ограничения развития производства могут трансформироваться в угрозы реальному сектору регионов. Анализ возможных угроз безопасности регионов должен на первом этапе касаться ограничений развития российской промышленности, препятствующих ее активному росту. К общим ограничениям относятся: ресурсные; инфраструктурные; ценовые; связанные с состоянием производственного аппарата; внешнеэкономические; инновационно-технологического порядка; связанные с институциональным развитием.
Ограничения развития экономики влияют на появление диспропорций институционального характера, угрожающих национальным инте-
ресам в этой области. К системным ограничениям можно отнести возможный дефицит или чрезмерную дороговизну природных ресурсов, являющихся источниками сырья и энергии для фирм и предприятий, а также географические и климатические особенности функционирования российской экономики.
К серьезным угрозам и вызовам необходимо отнести, прежде всего, неравные условия развития и конкуренции отдельных регионов России. Неравные условия конкуренции во многом обусловливаются стремлением региональных органов власти решить социальные проблемы, а также коррупцией. Неравенство условий конкуренции в отдельных отраслях оказывает отрицательное влияние не только на отдельные компании, но и на регионы. Негативные факторы, формирующие рост в отдельных секторах экономики, замедляют развитие остальных отраслей, способствуя макро- и мезоэкономической нестабильности. Макроэкономическая нестабильность и, как следствие, мезоэкономическая (региональная) нестабильность вызваны негативами бюджетного регулирования - государство тратит больше, чем собирает, что и обусловливает неравные условия конкуренции. Государство продолжает в скрытой форме субсидировать неэффективные предприятия в отраслях (тяжелая промышленность, радиоэлектроника и др.). Поступление налогов от непродуктивных фирм остается низким в силу их «особых» отношений с региональными властями.
Кроме основных причин нестабильности, обусловливающих неравенство конкуренции, можно выделить и второстепенные причины (в меньшей степени сдерживающие экономический подъем и несущие угрозы развитию регионов):
- проблемы в области корпоративного управления (борьба за передел собственности);
- ограничения мобильности рабочей силы, приводящие к обострению социальной напряженности в населенных пунктах с градообразующими предприятиями;
- недоверие к финансовым институтам;
- неразвитость транспортной инфраструктуры;
- коррупция региональных органов власти.
Региональные аспекты усиления неравных
условий конкуренции лежат в основе обострения многих угроз безопасности экономики регионов и оказывают значительное влияние на общефедеральные тенденции обеспечения национальных интересов в области экономики.
Обсуждение результатов
Возникновение и развитие условий, препятствующих стабильному, сбалансированному, пропорциональному и устойчивому росту нацио-
нальной экономики, создает угрозу национальной экономической безопасности и суверенитету на основе развития устойчивых воспроизводственных комплексов.
Основные направления нейтрализации снижения уровня устойчивости региона сводятся к следующим четырем блокам:
1) оздоровление финансов и восстановление условий роста реального сектора экономики;
2) организация сбалансированных и прозрачных финансовых взаимоотношений по вертикали государственного управления: федеральный центр - субъекты Федерации;
3) регламентация денежно-суррогатного оборота и ослабление его давления на кредитно-финансовые и денежные отношения в экономике;
4) устранение криминализации финансово-денежной сферы.
Во многом образование узлов напряженности в регионах обусловлено общефедеральными тенденциями развития и реализуемой моделью воспроизводства экономики страны. К ключевым из них можно отнести:
- дисбаланс между производством и потреблением;
- катастрофическое старение производственного аппарата и инфраструктуры систем;
- усиление значимости техногенных угроз социально-экономического развития;
- поляризация положения экспорто- и внутренне ориентированных секторов;
- диспаритеты в развитии промышленности и сельского хозяйства;
- разрывы в уровне жизни отдельных слоев населения региона.
Безопасность в общем плане есть жизнеобе-спеченность региона, а точнее, обеспечение его жизнеспособности. Главная задача безопасности региона состоит в стремлении обоснованно оценить ресурсные возможности в определении ожидаемых результатов и прогнозировании последствий.
Каждый регион должен обладать собственной целостной и законченной системой жизнеспособности, в частности, возможностью постановки самостоятельной цели развития, относительной обособленностью управления, наличием автономных систем ресурсонакопле-ния и ресурсопотребления. Нельзя соотносить понятие «безопасность региона» с отдельными сторонами его жизнедеятельности. Более точна оценка опасностей и угроз, воздействующих на составные части или отдельные функции региона (как субъекта отношений), или степени его защищенности от негативного внешнего воздействия (информации, вывоза продовольствия и т.д.), недостатка ресурсов или других угроз. Обеспечение безопасности экономики региона призвано расширять его созидательные возмож-
ности и предотвращать обострение кризисных ситуаций. Кризисные ситуации могут возникнуть в различных сферах экономики регионов России.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Под региональной экономической безопасностью реального сектора можно понимать способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызываемым воздействиями внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциалы и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную сферу, уровень и качество жизни людей. Укреплению экономической безопасности регионов также должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики, стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции, развитие перспективных
технологий общего и специального назначения. Для формирования положительных тенденций в территориальной структуре экономики потребуются значительное время и усилия центра и регионов, проведение соответствующей региональной экономической политики. Рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации.
Список литературы
1. Осипов В. И. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. М. : Знание, 2009. 667 с.
2. Калинина Н. М. Экономическая безопасность региона : сущность, угрозы и меры обеспечения // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 10. С. 17-23.
3. Криворотов В. В., Калина А. В., Эриашвили Н. Д. Экономическая безопасность государства и регионов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 352 с.
4. Государственный комитет статистики Российской Федерации : [сайт]. URL: http//:www.gks.ru.gostevushka. ru>gb/firmy/20937.html (дата обращения: 12.09.2013).
Contemporary Problems of Economic Security of Russian Regions Е. А. Oskina
Сandidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and Marketing, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia E- mail: [email protected]
Introduction: In the conditions of reforming of Russian economy when the change of governing system takes at times rather difficult forms, a special attention should be drawn to the problem of economic security of Russian regions. The article studies the interrelations of the notions «economic security», «economic security of the regions» and «regional crisis situation». Theoretical analysis. The article contains the comparative analysis of crisis situations valuation methods applied at the federal and regional levels. There have been revealed zones of threats to the economic security in resources of strategic focus. The crisis condition of economy and social sphere of regions is formed under the influence of specific manifestations of the following phenomena and processes, able to cause the threats to the national (first economic) security of Russia. The author suggests at the studying of impact character of regional factors of destabilization on the national and economic security of the country, to assess the structural changes in the regional economy not only from the viewpoint of the current market condition but taking into account long-term economic advantages of a certain territory in the whole system of territorial division of labor. Discussion of results. Market transformations without state interference and support of regions of different types, without coordination and regulation in the state interests will lead to the strengthening of disintegrated tendencies, diminish the security of the state and restrict the rights of our citizens. Key words: economic security, national security, economy of the region, threats, crises, market rivalry, disintegration, differentiation of regions.
References
1. Osipov V. I. Bezopasnost Rossii. Pravovue, sozialno-economicheskie i nauchno-tehnicheskie aspect. Regional-nue problem bezopasnosti s uchetom riska vozniknovenia prirodnux i texnogennux katastrof [The Security of Russia. Legal, socio-economic and scientific-technical aspects. Regional security issues taking into account the risk of natural and man-made disasters]. Мoscow, Znanie Publ., 2009. 667 р.
2. Kalinina N. М. Economicheskaya bezopasnost regiona: suchnost, ugros i mery obespecheniya [Economic secu-
rity in the region: essence threats and measures]. Sibirski torgovo-economicheski gurnal [Siberian trade-economic magazine], 2010, no. 10, pp. 17-23.
3. Krivorotov V. V., Kalina A.V., Eriashvili N. D. Economicheskaya bezopasnost gosudarstva i regionov [Economic security of the State and regions]. Moscow, UNITI-DANA Publ., 2011. 352 p.
4. Sait Gosudarstvennogo komiteta statistiki Rossiiskoy Federadi (State Statistics Committee of the Russian Federation). Availableat: hhtp//:www.gks.ru.gostevushka. ru>gb/firmy/20937.html (accessed 12 September 2013).