Научная статья на тему 'Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона'

Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3854
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / ECONOMIC SECURITY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Малышкин Антон Павлович

В статье рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности региона, под влиянием усиливающихся глобализационных процессов, представляющую собой совокупность текущего состояния, условий и факторов, обеспечивающих стабильность, устойчивость и непрерывность интенсивного регионального развития, на основе интеграции региональной экономики в национальную экономическую систему и сохранении собственной независимости. В нынешних условиях обеспечение безопасности региона возможно лишь при обеспечении баланса интересов государства, всех участников процесса регионального развития предприятий, отраслей, городов, районов и общества. В ходе анализа выявлены угрозы социально-экономической безопасности регионального уровня: несовершенство законодательной базы, неурегулированность взаимоотношений регионов с центральными органами исполнительной власти, разрушение научно-технического потенциала, отсутствие четкой системы охраны окружающей среды, тенивизация экономики, рост экономической преступности, низкая профессиональная компетенция управленческих кадров региональных органов управления, отсутствие концепции и механизма социально-экономического развития, что позволило сформулировать ключевые принципы обеспечения социально-экономической безопасности региона (производственно-хозяйственной сбалансированности и оптимальности; обеспеченности баланса экономических интересов местных органов управления и направлений с обеспечение социально-экономической безопасности региона; пропорциональности обеспечение финансовыми ресурсами всех уровней региона и расширение финансово-экономической самостоятельности; единства; комплексности; историзма; вариативности; приоритетности). На основе данных принципов автором в статье определены основные направления обеспечения социально-экономического развития региона: совершенствование нормативно-правовой базы, что позволит минимизировать риски и повысить эффективность принятия однозначных решений в случае возникновения конфликтных ситуаций между центром и регионами; сохранение и преумножение ресурсного потенциала, восстановление и развитие производственного потенциала региона; совершенствование региональной бюджетно-финансовой политики; подготовка квалифицированных кадров административного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Малышкин Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF ENSURING SOCIAL AND ECONOMIC SAFETY OF THE REGION

In article the author considered questions of providing economic security of the region, under the influence of the amplifying globalization processes, the representing set of current state, the conditions and factors providing stability, stability and continuity of intensive regional development on the basis of integration of regional economy into national economic system and preservation of own independence. In present conditions safety of the region is possible only when ensuring balance of interests of the state, all participants of process of regional development of the enterprises, branches, the cities, areas and society. The author revealed threats of social and economic safety of regional level during the analysis: imperfection of legislative base, lack of regulation of relationship of regions with the central executive authorities, destruction of scientific and technical potential, lack of accurate system of environmental protection, shadow economy, growth of economic crime, low professional competence of administrative shots of regional governing bodies, lack of the concept and the mechanism of social and economic development that allowed to formulate the key principles of ensuring social and economic safety of the region (production and economic balance and an optimality; security of balance of economic interests of local governing bodies and the directions about ensuring social and economic safety of the region; proportionality ensuring all levels of the region with financial resources and expansion of financial and economic independence; unities; complexity; historicism; variabilities; priority). In article the author defined the main directions of ensuring social and economic development of the region on the basis of these principles: improvement of standard and legal base that will allow to minimize risks and to increase efficiency of adoption of unambiguous decisions in case of conflict situations between the center and regions; preservation and enhancement of resource potential, restoration and development of production capacity of the region; improvement of regional budgetary financial policy; preparation of qualified staff of administrative management.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы обеспечения социально-экономической безопасности региона»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-12-39-43

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

МАЛЫШКИН АНТОН ПАВЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: e-malyshkina@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности региона, под влиянием усиливающихся глобализационных процессов, представляющую собой совокупность текущего состояния, условий и факторов, обеспечивающих стабильность, устойчивость и непрерывность интенсивного регионального развития, на основе интеграции региональной экономики в национальную экономическую систему и сохранении собственной независимости. В нынешних условиях обеспечение безопасности региона возможно лишь при обеспечении баланса интересов государства, всех участников процесса регионального развития предприятий, отраслей, городов, районов и общества. В ходе анализа выявлены угрозы социально-экономической безопасности регионального уровня: несовершенство законодательной базы, неурегулированность взаимоотношений регионов с центральными органами исполнительной власти, разрушение научно-технического потенциала, отсутствие четкой системы охраны окружающей среды, тенивизация экономики, рост экономической преступности, низкая профессиональная компетенция управленческих кадров региональных органов управления, отсутствие концепции и механизма социально-экономического развития, что позволило сформулировать ключевые принципы обеспечения социально-экономической безопасности региона (производственно-хозяйственной сбалансированности и оптимальности; обеспеченности баланса экономических интересов местных органов управления и направлений с обеспечение социально-экономической безопасности региона; пропорциональности обеспечение финансовыми ресурсами всех уровней региона и расширение финансово-экономической самостоятельности; единства; комплексности; историзма; вариативности; приоритетности). На основе данных принципов автором в статье определены основные направления обеспечения социально-экономического развития региона: совершенствование нормативно-правовой базы, что позволит минимизировать риски и повысить эффективность принятия однозначных решений в случае возникновения конфликтных ситуаций между центром и регионами; сохранение и преумножение ресурсного потенциала, восстановление и развитие производственного потенциала региона; совершенствование региональной бюджетно-финансовой политики; подготовка квалифицированных кадров административного менеджмента.

Ключевые слова: регион, экономическая безопасность, социально-экономическое развитие

Проблемы обеспечения безопасности страны, государственной безопасности, безопасности на уровне региона и предприятия достаточно сложны, так же, как и все те процессы, которые происходят сегодня в нашем обществе. Они связаны с реформой в политической, экономической, социальной, духовной сферах. Проблемы формирования правового государства, перестройки политической системы общества требуют переосмысления концепций безопасности региона, государственной безопасности, экономической безопасности как определенной формы ее выражения.

Экономическая безопасность является фундаментальной основой экономически эффективного государства в целом. Экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время по данным

обстоятельствам в условиях неограниченной международной конкуренции. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одной задачи на внутригосударственном и международном уровнях.

Состояние экономической безопасности России в целом находится в тесной связи с обеспечением устойчивого развития всех ее регионов. Популярный сегодня политический лозунг «Сильные регионы -сильное государство» достаточно полно характеризует экономическую стратегию Российской Федерации, с помощью реализации которой предполагается обеспечение экономической безопасности регионов.

Экономическую безопасность территориального образования (области, края, региона, экономического района) следует рассматривать как совокупность текущего состояния, условий и факторов, которые характеризуют стабильность, устойчивость и постепенность развития экономики региона. С од-

ной стороны, обеспечение экономической безопасности регионов предполагает интеграцию региональной экономики в экономику государства, с другой - сохранение региональной независимости.

Обеспечение социально-экономической безопасности региона возможно только тогда, когда учитываются интересы всех участников процесса регионального развития предприятий, отраслей, городов, районов и так далее. На разных уровнях регионального развития тесно переплетаются экономические, политические, экологические и другие интересы, причем чем выше уровень регионального развития, тем больше участников вступает в процесс, тем шире круг интересов.

Таким образом, целью обеспечения экономической безопасности региона является защита региональных экономических интересов.

Объектом региональной экономической безопасности является территория региона, производственная и социальная инфраструктуры данной территории.

Региональную экономическую безопасность необходимо рассматривать как сложную социально-экономическую систему, состояющую из следующих подсистем: политико-правовой, экологической, производственной, социальной, информационной, управленческой [ 1].

Достижению социально-экономической безопасности на региональном уровне, как собственно и на государственном уровне, препятствует ряд нерешенных проблем, которые классифицируются как угрозы экономической безопасности. Проблема заключается в том, что экономической безопасности регионов угрожают сегодня не только правовая нерешенность многих вопросов, неурегулированность взаимоотношений регионов с центральными орга-

нами исполнительной власти, разрушение научно-технического потенциала, отсутствие четкой системы охраны окружающей среды, теневизация экономики, рост экономической преступности, низкая профессиональная компетенция управленческих кадров региональных органов управления, но главное - отсутствие приоритетов в их социально-экономическом развитии [2].

Приоритетными задачами территориальной экономической политики, направленной на повышение экономической безопасности, является разработка и реализация долгосрочных программ развития региональной экономики: реструктуризация экономики с преимущественным развитием как отраслей наиболее прибыльных и перспективных на данный момент, так и отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда.

Важной особенностью обеспечения социально-экономической безопасности региона является сочетание развития социальной сферы за счет собственных региональных средств с государственным регулированием и субсидированием социального развития регионов. Источниками собственных региональных средств являются местные налоги и сборы, доходы от государственной и муниципальной собственности, добровольные пожертвования и взносы юридических и физических лиц. Источниками централизованного экономического регулирования социального развития регионов выступают регулирующие налоги, финансовые ресурсы государственных программ, общие субсидии и целевые субвенции, средства фондов регионального развития [3].

Для обеспечения социально-экономической безопасности региона необходимо придерживаться определенных принципов (рис. 1).

историзма

естественно-хозяйственной сбалансированности и оптимальности

Принципы обеспечения социально-экономической безопасности региона

приоритетности

согласованности интересов местных органов управления и направлений с обеспечением социально-экономической безопасности региона

пропорциональности обеспечения финансовыми ресурсами всех уровней региона и расширения финансово-экономической самостоятельности

единства

вариантности

комплексности

Рис. 1. Принципы обеспечения социально-экономической безопасности региона

T 10 № 12 2015 social and economic phenomena and processes

Исходя из указанных принципов, можно выделить основные направления обеспечения социально-экономической безопасности региона.

1. Совершенствование правовой базы. Обеспечение принятия однозначных решений при возникновении конфликтных ситуаций между центром и регионами.

2. Сохранение ресурсного потенциала, восстановление и развитие производственного потенциала региона.

3. Развитие самостоятельной бюджетно-финансовой политики регионов.

4. Подготовка квалифицированных кадров административного менеджмента.

Обеспечение социально-экономической безопасности региона связано с решением задач, что предполагает необходимость разработки соответствующей концепции. Концепция - это совокупность наиболее существенных элементов теории (теорий), которые изложены в конструктивной, наиболее приемлемой для практики форме [4].

Под концепцией обеспечения социально-экономической безопасности региона понимается концентрированная форма научного обоснования совокупности идей, целей и средств обеспечения социально-экономической безопасности региона.

Процесс подготовки концепции включает этапы:

1) формирования;

2) взаимного согласования;

3) ранжирования;

4) наполнения количественного содержания;

5) уточнения и идентификации целей по способам их достижения.

В процессе формирования концепции социально-экономической безопасности региона стоит выделить четыре основных этапа:

1) ретроспективный анализ социально-экономической безопасности региона, который стоит осуществлять, руководствуясь не только интересами региона, но и государства в целом;

2) определение направлений обеспечения социально-экономической безопасности региона;

3) прогнозирование уровня социально-экономической безопасности региона;

4) согласование интересов обеспечения социально-экономической безопасности региона с национальными интересами. Данный этап требует внесения определенных корректив прогнозов, которые были выполнены ранее.

Для обеспечения социально-экономической безопасности региона требуется специальный инструментарий, использование которого позволило бы разрабатывать и выбирать наиболее приемлемые варианты обеспечения социально-экономи-

ческой безопасности с учетом особенностей каждого региона.

Значительным достижением государственного управления России является Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В результате ее принятия более четко определились обязанности государства в отношении развития регионов и в то же время отделилась и конкретизировалась ответственность самих регионов по их социально-экономическому развитию.

В концепции обозначены такие составляющие экономической безопасности региона, как:

- экономическая самостоятельность, что, в первую очередь, должно проявляться в осуществлении контроля за ресурсами региона и возможности наиболее полного использования конкурентных преимуществ региона;

стабильность региональной экономики, что предполагает надежность всех элементов экономической системы, защиту всех форм собственности, создание гарантий для эффективной предпринимательской деятельности, сдерживание влияния дестабилизирующих факторов;

способность к развитию и прогрессу, то есть возможность самостоятельно реализовать и защищать региональные экономические интересы, осуществлять постоянную модернизацию производства, эффективную инвестиционную и инновационную политику, развивать интеллектуальный и трудовой потенциал региона.

Кроме вышеуказанного, особую роль в обеспечении социально-экономической безопасности региона играют региональные бюджеты.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах позволяет органам исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий согласно Конституции РФ. С помощью бюджетов образуются денежные фонды, которые не только обеспечивают выполнение задач общего назначения и создают финансовую базу для осуществления функций региональных органов власти, но и создают базу для обеспечения социально-экономической безопасности региона. Исходя из этого можно сделать такой вывод: в наиболее общем виде уровень социально-экономической безопасности региона может ассоциироваться с величиной финансовых ресурсов, необходимых для поддержки и его развития, в первую очередь социального развития региона [5].

Обоснованность такого вывода следует из того, что среди достаточно большой совокупности факторов, под влиянием которых формируется

процесс регионального развития, приоритетное значение имеют:

- возникновение новых общественных потребностей и необходимость поиска способов их удовольствие;

рост ограниченности всех видов ресурсов, среди которых первостепенное значение имеют трудовые ресурсы;

появление социальных ограничений в результате негативного влияния последствий научно-технического прогресса на экологию и общество.

Кроме того, в рамках теории управления региональным развитием основными среди источников регионального экономического роста прежде всего является различные виды трудовой деятельности населения.

Во-вторых, формирование региональных и местных бюджетов предоставляет возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, а, следовательно, и на обеспечение его социально-экономической безопасности.

В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов.

Характеризуя роль региональных и местных бюджетов, нельзя не отметить, что кризисные явления в экономике России, инфляция и проблемы функционирования финансовой системы не позволяют региональным и местным бюджетам выполнять в полной мере свое назначения, что существенно отражается на процессе обеспечения социально-экономической безопасности региона. К особенно негативных проявлениям можно отнести дефицит, субъективизм при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность составления бюджетов [6].

Безусловно, роль региональных и местных бюджетов в процессе обеспечения социально -экономической безопасности региона будет расти рядом с предоставлением больших прав органам исполнительной власти на местах.

Таким образом, экономическая безопасность должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, расширением полномочий местного самоуправления, определенной экономической автономией при оперативном принятии взвешенных управленческих решений на отдельных территориях страны. Новая региональная политика должна обеспечить расширение эконо-

мических возможностей и ответственности региональной власти путем глубокого преобразования форм и методов управления. Поэтому регулирование социально-экономического развития регионов является доминирующей задачей государственного управления.

Литература

1. Черкашнев Р. Ю. Ключевые направления модернизации социально-экономической политики развития регионов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 4 (50). С. 235-240.

2. Кулик Ю. П., Фёдорова М. А. Влияние теневой составляющей на процесс разработки и функционирования системы экономической безопасности страны в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 9. С. 98-102.

3. Борисова М. В., Авдоничев С. С. Экономическая безопасность регионов России в системе национальной безопасности // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: мат-лы Междунар. научно-практ. конф. // отв. ред. А. А. Горохов. 2011. С. 42-43.

4. Кабанов В. А., Копылов А.В., Московцев А. Ф. Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015. № 9 (169). С. 102-104.

5. Куклин А. А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-1. С. 142-145.

6. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2 (23-24). С. 194-198.

References

1. Cherkashnev R. Yu. Klyuchevye napravleniya mod-ernizatsii sotsial'no-ekonomicheskoj politiki razvitiya regionov [Key directions of modernization of social and economic policy of development of regions] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yav-leniya i protsessy. 2013. № 4 (50). S. 235-240.

2. Kulik Yu. P., Fyodorova M. А. Vliyaniye tenevoj sostavlyayushchej na protsess razrabotki i funktsionirova-niya sistemy ekonomicheskoj bezopasnosti strany v so-vremennykh usloviyakh [Influence of a shadow component on process of development and functioning of system of economic security of the country in modern conditions] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2015. T. 10. № 9. S. 98-102.

3. Borisova M. V., Аvdonichev S. S. Ekonomi-cheskaya bezopasnost' regionov Rossii v sisteme natsion-al'noj bezopasnosti [Economic security of regions of Russia in system of national security] // Trendy razvitiya so-vremennogo obshchestva: upravlencheskiye, pravovye, ekonomicheskiye i sotsial'nye aspekty: mat-ly Mezhduna-rodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Otvetstvennyj redaktor Gorokhov А. А.. 2011. S. 42-43.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

A. n. MAnbimKHH

43

4. Kabanov V. A., Kopylov A. V., Moskovtsev A. F. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii i strategii razvitiya yeyo regionov v sovremennykh usloviyakh [Economic security of Russia and strategy of development of its regions in modern conditions] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2015. № 9 (169). S. 102-104.

5. Kuklin A. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov: teoretiko-metodologicheskiye podkhody i sravni-

tel'nyj analiz [Economic security of regions: theoretic-methodological approaches and comparative analysis] // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 6-1. S. 142-145.

6. Radyukova Ya. Yu., Shamaev I. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' strany kak mnogourovnevaya sistema elementov i otnoshenij [Economic security of the country as multilevel system of elements and relations] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2011. № 1-2 (23-24). S. 194-198.

St St St

MODERN PROBLEMS OF ENSURING SOCIAL AND ECONOMIC SAFETY OF THE REGION

MALYSHKIN ANTON PAVLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: e-malyshkina@mail.ru

In article the author considered questions of providing economic security of the region, under the influence of the amplifying globalization processes, the representing set of current state, the conditions and factors providing stability, stability and continuity of intensive regional development on the basis of integration of regional economy into national economic system and preservation of own independence. In present conditions safety of the region is possible only when ensuring balance of interests of the state, all participants of process of regional development of the enterprises, branches, the cities, areas and society. The author revealed threats of social and economic safety of regional level during the analysis: imperfection of legislative base, lack of regulation of relationship of regions with the central executive authorities, destruction of scientific and technical potential, lack of accurate system of environmental protection, shadow economy, growth of economic crime, low professional competence of administrative shots of regional governing bodies, lack of the concept and the mechanism of social and economic development that allowed to formulate the key principles of ensuring social and economic safety of the region (production and economic balance and an optimality; security of balance of economic interests of local governing bodies and the directions about ensuring social and economic safety of the region; proportionality ensuring all levels of the region with financial resources and expansion of financial and economic independence; unities; complexity; historicism; variabilities; priority). In article the author defined the main directions of ensuring social and economic development of the region on the basis of these principles: improvement of standard and legal base that will allow to minimize risks and to increase efficiency of adoption of unambiguous decisions in case of conflict situations between the center and regions; preservation and enhancement of resource potential, restoration and development of production capacity of the region; improvement of regional budgetary financial policy; preparation of qualified staff of administrative management.

Key words: region, economic security, social and economic development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.