Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
УДК 332.12
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
© 2014 Кохановская Индира Ирековна
кандидат экономических наук, доцент
© 2014 Баширова Рузалия Фаргатовна
студент
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: регион, экономические интересы, управление региональной экономикой, устойчивое развитие, экономическая безопасность
Выделены актуальные проблемы развития региональной экономики, обоснованы причины кризисного состояния российской экономики и экономики ее регионов, определена необходимость использования концепции устойчивого и безопасного развития, сформулированы основные принципы и задачи, решение которых способствует переходу к устойчивому экономическому развитию; отмечены территориальные факторы поддержания экономической безопасности региона.
THE ECONOMIC SECURITY AS THE BASE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY
© 2014 Kokhanovskaya Indira Irekovna
Candidate of Economics, associate professor
© 2014 Bashirova Ruzaliya Fargatovna
student
The Sterlitamak branch of the Bashkir State University Е-mail: [email protected]
Key words: region, economic interests, managing of regional economy, sustainable development, economic security.
This article is devoted to the deskilling of actual problems of the development of regional economy , considered the reasons of crises of the Russian economy and economy of its regions , indentified the need of using the concept of sustainable the secure development; formulated the basic principles and tasks Solving of which it can go to the sustainable development; marked the territorial factors of supporting the economic security of the region.
К числу актуальных и острейших проблем, стоящих перед экономикой России и ее регионов, относятся поиск и реализация эффективной модели развития, подходов, способных перевести нестабильно протекающий процесс реформирования экономики в русло эффективного и устойчивого развития. При этом на первое место выдвигается
оценка качества жизни и уровня социально-экономической среды, а также сохранение нормальных условий воспроизводственного процесса, обеспечению его устойчивости и безопасности1.
Состояние уровня развития отдельных субъектов Российской Федерации, их экономики и перспектив развития обусловливает необходимость реализации современ-
55
Региональная экономика
ных подходов и решений, адекватных общемировым тенденциям развития, учитывающим процессы глобализации и особенности развития экономики России, подверженной кризисным тенденциям.
Одной из ключевых причин кризисного состояния российской экономики и экономики ее регионов является отсутствие системы защиты экономических интересов общества и государства и реальной эффективной государственной экономической политики, направленной на обеспечение этих интересов. В настоящее время решение этих проблем все больше увязывается с концепцией устойчивого и безопасного развития страны в целом и ее отдельных регионов. Для большинства регионов России, находящихся в неустойчивом, депрессивном состоянии, данный подход становится определяющим для принятия стратегических решений в области регионального развития. Обеспечение устойчивости и безопасности экономики регионов связано как с учетом уровня, масштабов и направления угроз их экономическим интересам, так и с выработкой реальной системы мер по укреплению потенциала экономики регионов.
Экономические интересы регионов отражают как национальные, так и региональные потребности, без удовлетворения которых существенно осложняется процесс устойчивого развития экономики региона, что оказывает влияние на обострение угроз безопасности страны и регионов. В экономической литературе проблемам реализации концепции устойчивого развития экономики страны в последнее время уделяется все большее внимание. Делается попытка формирования подходов к разработке стратегии устойчивого развития, к оценке экономического потенциала, выработке путей и механизмов обеспечения устойчивого роста. Известны работы таких исследователей этой проблемы, как Л.И. Абалкина, А.Л. Веденеева, С.Ю. Глазьева, Н.С. Илларионова, В.П. Чичканова и др.
В современных условиях стало неизбежным обновление форм и методов управления экономикой, особенно на региональном уровне. Одним из новых подходов в региональном управлении и осу-
ществлении экономической политики субъектов Российской Федерации является курс на устойчивое и безопасное развитие. Ключевые для современной России проблемы преодоления экономического спада, обеспечения подъема экономики, улучшения состояния социальной сферы требуют объединенных усилий на федеральном и региональном уровнях. В то же время для решения этих проблем необходимы трансформация экономических и финансовых отношений между РФ и ее субъектами, дальнейшее развитие и углубление принципов федерализма, реализация современных принципов регионализации экономики, ориентированных на устойчивое и безопасное развитие . Обеспечение устойчивого развития нами понимается, с одной стороны, как активизация внутренних источников получения необходимых региону экономических, финансовых ресурсов, а с другой, как создание федеральными органами власти условий, способствующих переводу региональной экономики в режим финансовой устойчивости, самообеспечения территорий на основе лучшего использования собственных ресурсов и возможностей.
Макроэкономическая и мезоэкономиче-ская (на региональном уровне) нестабильность, проявляющаяся в реформационном процессе, привела к депрессивному развитию, обвальному падению производства, развалу платежно-расчетной системы. Следовательно, государственная политика может как стабилизировать экономику, так и многократно усиливать в ней негативные тенденции и приводить к катастрофическим результатам. В России резкое сокращение реального объема государственных расходов в последнее десятилетие во многом предопределило подрыв современных экономических процессов, снизило эффективность реформ. Непрерывные изменения, с одной стороны, потребностей и платежеспособного спроса, а с другой - объемов, структуры и качества ресурсного потенциала экономической системы, ее производственных возможностей требуют формирования более гибких хозяйственных систем, обеспечивающих экономиче-
56
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
скую стабильность и устойчивость развития того или иного региона.
Во многих субъектах Российской Федерации сохраняется достаточно низкий уровень промышленного производства, значительна безработица, низок уровень жизни населения. В большей степени это обусловлено снижением и неиспользованием региональных потенциалов развития из-за неэффективного расходования имеющихся ресурсов и несовершенства мер государственного регулирования, связанных с ускоренными изменениями в хозяйственной системе, что характеризуется отсутствием ясности в определении стратегических долгосрочных целей и социальноэкономических показателей. Сложившееся положение, безусловно, затрудняет переход России и ее регионов к устойчивому развитию.
Одно из возможных решений данной проблемы заключается в научно обоснованном подходе к реализации схемы устойчивого развития регионов и в совершенствовании мер управления, основанных на комплексной оценке имеющегося потенциала и направленных на возрождение отечественной промышленности. Экономические и финансовые активы регионов характеризуются различным качеством, структурой и условиями освоения, что определяет региональные исторически сложившиеся особенности развития производительных сил и научно-технического прогресса. Территории субъектов Федерации имеют свои закономерности развития, учитывать которые не менее важно, чем законы экономического развития. Исторически сложившаяся специализация регионов предполагает детальный анализ экономических потенциалов для социальноэкономического роста и развития.
Главное условие национальной модели устойчивого развития - независимое экономическое развитие, включающее в себя взаимодействие с мировой экономикой через кооперационные связи производства инноваций и оптимальную структуру внешнеторгового товарооборота. Применительно к региону эта идея должна трансформироваться в обеспечение самодостаточного развития экономики региона,
реально опирающегося на собственные силы и возможности.
Характер происходящих процессов пока не свидетельствует о реальных возможностях формирования в России стабильной социально-экономической системы, способной осуществить переход к устойчивому развитию. Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей населения.
Практический переход от нестабильности, спада, депрессии в экономике к реализации схемы устойчивого развития означает применение современных антикризисных технологий, что требует учета принципов их эффективной реализации. К таким принципам относятся: постепен-
ность, когда к реализации конечной цели приступают только тогда, когда достигнут ряд промежуточных целей; комплексность, связанная с учетом взаимовлияния отдельных мер и действий; результативность, когда достижение отдельных эффектов по ключевым проектам обеспечивает общий эффект.
Устойчивость региональной экономики - это ее способность противостоять внешним и внутренним воздействиям, сохранять стабильное равновесие и надежность в течение времени. Стабильное равновесие является способностью системы выполнять свойственные ей функции при условии финансовой устойчивости ее элементов, при обеспечении соответствующей надежности, которая является одной из важнейших характеристик устойчивости экономической системы региона. При этом экономическая безопасность региона напрямую связана с его финансовоэкономической устойчивостью, служит базой экономического благополучия региона. Угрозы экономической безопасности региону обусловлены изменениями во внешних и внутренних элементах среды функционирования региона. Вероятность возможного обострения угрозы тем выше, чем больше ее интенсивность. С уровнем угроз безопасности связана оценка эконо-
57
Региональная экономика
мической безопасности, поскольку угрозы ей в отраслях материального производства региона так или иначе обостряют угрозы в основных сферах жизнеобеспечения субъекта федерации и в социальной сфере региона.
Отметим основные территориальные факторы поддержания экономической безопасности :
- устойчивое развитие экономики региона, его социальной сферы, наращивание внутреннего валового продукта и увеличение финансово-экономических активов региона;
- увеличение бюджетного потенциала субъекта Российской Федерации и рационализация межбюджетных отношений;
- участие территории в формировании регионального и общероссийского рынков, выход предприятий региона на мировые рынки с соблюдением национальных интересов;
- помощь со стороны бескризисных территорий в нейтрализации кризисных ситуаций;
- поддержание производственного и инновационного потенциала на уровне, соответствующем современным требованиям;
- соблюдение требований индикаторов экономической безопасности.
Когда действующие механизмы регулирования не обеспечивают устойчивое функционирование экономической системы, то можно считать, что уровень их безопасности недостаточен и существует необходимость активного воздействия на них с целью возврата в устойчивое состояние.
Геополитическое положение России, размеры ее территории, потенциал природно-сырьевых ресурсов, особенности развития регионов таковы, что без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной. Анализируя различные определения сущности экономической безопасности, отражающие многообразные аспекты этой сложной политико-экономической категории, следует отметить, что наиболее важной ее особенно-
стью, как уже отмечалось, является способность экономической системы к устойчивому сохранению основных значений экономических, финансовых, социальных, экологических и других показателей, обеспечивающих основы ее безопасного функционирования. Определив четыре уровня экономической безопасности (международный, национальный, региональный и уровень хозяйствующего субъекта) применительно к ситуации в России, можно утверждать, что одним из наиболее важных аспектов национальной экономической безопасности является, в силу федеративного устройства страны, региональный (территориальный) аспект.
Основными аспектами экономической безопасности выступают устранение и нейтрализация угроз интересам государства, проявляющихся на мезо-, макро- и микроуровнях и препятствующих независимому, стабильному и устойчивому развитию национальной экономики. Для развития современного цивилизованного общества управление его безопасностью является ограничением, задающим характер и содержание другим процессам, включая глобализацию, интеграцию, модернизацию, информатизацию. В современных условиях безопасность связана с такими факторами, как усиление интеграционных связей, информационной обеспеченности общества, научно-технического прогресса.
Реализация политики экономической безопасности в региональном аспекте требует определенного законодательного, управленческого и организационного ее обеспечения в связи с необходимостью решения таких вопросов как:
- правомерность участия регионов в решении проблем и задач безопасности;
- определение реальных возможностей регионов в решении проблемы обеспечения безопасности;
- дифференциация участия регионов в обеспечении финансовой безопасности экономики в целом и региональной безопасности;
- разделение угроз экономической безопасности государству и угроз безопасности региону;
58
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
- выяснение конкретных возможностей и способностей регионов противостоять угрозам региональной безопасности;
- определение инструментов, финансовых источников, организационнофинансовых структур и конкретных лиц, реализующих стратегию, политику и тактику в этой области.
В общих чертах структура региональной экономической безопасности Российской Федерации представляет собой комплекс экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, которые призваны обеспечивать: во-
первых, предпосылки для сохранения ее региональных структур в условиях возможных кризисов и будущего развития; во-вторых, защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий в отношении ее ресурсного потенциала; в-третьих, создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности от дестабилизирующих воздействий; в-четвертых, конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; в-пятых, обеспечение достойных для населения условий и образа жизни, условий для обеспечения устойчивого и нормального воспроизводства общественных процессов.
Экономическая безопасность региона -это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность и поступательность ее развития. Одновременно это и степень ее, с одной стороны, интеграции с экономикой страны, а с другой - региональной самодостаточности.
Организация обеспечения экономической безопасности региона должна включать в себя следующие этапы: выявление состава и характера угроз экономической безопасности и направленность их действия; оценка ожидаемого ущерба от действия угроз экономической безопасности; ранжирование угроз экономической безопасности по важности, времени наступления и т.д.; формирование и выбор варианта стратегии обеспечения экономической безопасности применительно к тем или иным угрозам; определение и реализация
конкретных мер по обеспечению экономической безопасности.
Диагностика социально-экономической безопасности различных регионов основывается на сочетании двух подходов: территориально-дифференцированного (от территории к субъекту РФ) и национальноориентированного (от федерального центра к субъекту РФ). С позиций первого подхода осуществляются диагностика и оценка их ресурсно-сырьевого потенциала, уровня и тенденций производства ВВП и развития социальной сферы региона. С позиций второго подхода анализируется соответствие тенденций развития региона общенациональным и определяется их общая направленность. Такой подход является необходимым компонентом. предшествующим комплексному прогнозу социально-экономической безопасности регионов. Показатели мониторинга социальноэкономической безопасности должны соответствовать следующим требованиям: синхронизация в рамках многоуровневого подхода во времени, месте, среде социально-экономической ситуации; достоверность и доступность необходимой для мониторинга информации, возможность ее проверки; соответствие показателей перечню основных угроз (росту имущественной дифференциации, бедности, углублению межрегиональных социальноэкономических диспропорций, криминализации хозяйственной деятельности).
Угрозы экономической безопасности страны в целом находят свое конкретное проявление в каждом регионе. Вместе с тем, специфика каждого региона определяет и свою, характерную для него форму проявления этих угроз и силу их действия. Поэтому каждый регион должен определить себя по отношению к угрозам экономической безопасности страны, наиболее вероятные формы этих угроз и силу их проявления. Кроме того, в каждом регионе вполне могут возникать свои угрозы экономической безопасности, не вытекающие непосредственно из угроз экономической безопасности страны, а порождаемые своими внутренними факторами.
Все отмеченное делает особо актуальной целенаправленную деятельность по
59
Региональная экономика
предотвращению и преодолению опасных для региональной экономики тенденций и явлений, по обеспечению экономической безопасности.
1Кохановская И.И. Роль малого предпринимательства в системе регионального устойчивого развития // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 17. - с. 155.
Урсул А.Д. Концептуальные проблемы устойчивого развития // Бюллетень РАН.
Использование и охрана природных ресурсов в России. -2005. - № 1. - с. 31.
Кохановская И.И. Основы территориальной организации населения // Теоретические аспекты государственного и муниципального управления: Учебное пособие для студентов всех форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Вып. 2. Ч. I. / Колл. авторов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. -300 с. - с.286 (2.2).
60