11.ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЗАНЯТОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Задорожная Людмила Ивановна, д.э.н., доцент,
Мохов Иван Владиславович, аспирант.
Майкопский государственный технологический университет.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Управление занятостью - часть общей системы управления социальноэкономическими процессами и важнейшая составляющая рыночной системы, позволяющая эффективно использовать трудовой потенциал государства и каждого из его регионов.
Одной из важнейших задач является разработка и обоснование новых концептуальных подходов, механизмов и инструментов эффективного управления занятостью на региональном уровне.
Система управления занятостью в регионе, должна не только оперативно решать проблемы, но и влиять на макроэкономические показатели с целью создания и сохранения рабочих мест, формирования эффективной структуры занятости.
Ключевые слова: регион, занятость, концепция, система управления занятостью в регионе.
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF EMPLOYMENT IN THE REGION
Zadorozhnaya Ludmila Ivanovna, doctor of economic sciences, docent.
Mokhov Ivan Vladislavovich, post graduate student. Maikop State Technological University.
Contacts of the author: [email protected]
Annotation. Employment Office - part of the overall management system of socio-economic processes and the most important component of a market system that allows efficient use of labor potential of the state and each of its regions.
One of the most important tasks is to develop and support new conceptual approaches, mechanisms and tools for effective management of employment at the regional level.
Control system employment in the region should not only to solve problems, but also to influence the macroeconomic indicators in order to create and preserve jobs, creating an effective structure of employment. Keywords: region, employment, concept, control system employment in the region.
Значительную роль в области занятости и рынка труда играют проблемы регионального характера. Каждый регион имеет свою специфическую структуру хозяйства, обладающую различной трудоемко-
стью и капиталоемкостью, наличием работающих предприятий и динамикой их развития, поэтому региональный рынок труда, уровень и эффективность занятости имеют собственную специфику. Состояние и перспективы развития рынка труда и занятости определяются их территориальной организацией в соответствии с конкретными социально-экономическими условиями региона.
Анализ региональных аспектов состояния занятости и рынка труда позволил сделать вывод о слабой управляемости этими процессами. Исследования показали, что в настоящее время сфера труда во многих регионах характеризуется наличием следующих проблем: нарастание несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному параметру; неточная и неполная информация о состоянии рынка труда; значительный уровень структурной безработицы специалистов; продолжающееся высвобождение работников; падение престижа рабочих профессий; в структуре предложения рабочей силы значительная доля лиц, не имеющих профессий; слабая ориентация выпускников общей и профессиональной систем образования в ситуации на рынке труда; отсутствие механизма согласования потребностей безработных и незанятых граждан в обучении и переобучении с потребностями работодателей и прогнозами развития рынка труда.
Следствием обозначенных проблем является то, что региональная политика занятости сосредоточена на решении текущих проблем и не влияет на макроэкономические показатели в целях создания и сохранения рабочих мест, формирования эффективной структуры занятости; отсутствует сложившаяся система агрегированного управления занятостью в регионе; имеет место слабая информационно-аналитическая поддержка управленческих решений.
Анализ и оценка сложившейся ситуации в сфере занятости позволяет констатировать отсутствие единой, целостной методологии организации управления занятостью, недостаточную развитость механизма и инструментария выработки эффективных управленческих воздействий на основных агентов сферы труда. Именно поэтому задачей сегодняшнего дня является изучение и разработка новых теоретических положений и практических подходов к управлению занятостью в регионах.
Как нам представляется, концепция управления занятостью в регионе должна основываться на интеграции нескольких научно-методических подходов, а именно: системного, предполагающего разработку политики занятости с учетом общеэкономических ориентиров и их ресурсного обеспечения, взаимоувязку политики в области занятости с образовательной, инвестиционной, миграционной и другими в регионе; функционально-процессного, реализующего полный цикл управления и обеспечивающего функционирование системы управления занятостью в заданном режиме, а также на использование концепции социального маркетинга как информационноаналитической поддержки управленческих решений, включающей мониторинг состояния и прогноза занятости и безработицы.
Системный подход к управлению занятостью в регионе заключается в рассмотрении сферы занятости как особой системы, взаимодействующей с другими системами и состоящей из тесно взаимосвязанных друг с другом подсистем: трудоустройства, финансово-экономической и инвестиционной, общего и профессионального образо-
Бизнес в законе
4'2009
вания, развития персонала, социального партнерства, информации и пропаганды и др. Каждая из функциональных подсистем способна решать определенный круг задач на базе общей цели - достижения полной и эффективной занятости в регионе и организации продуманных взаимодействий всех элементов системы. В качестве механизма запуска системы управления занятостью следует использовать программную реализацию ее отдельных составляющих, например, сбалансированность территориально-отраслевой и профессиональноквалификационной структуры занятости населения в регионе и его территориально-административных единицах; выработка и реализация механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг; формирование и развитие кадрового потенциала региона и др. Системный подход позволит перейти от разрозненных действий субъектов управленческих отношений в сфере занятости, изолированного рассмотрения экономических категорий к общей концепции, дающей возможность видеть всю систему связей и отношений в сфере занятости и управления ею, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути ее развития и способствующих выполнению поставленных планов и программ.
В организационно-административном плане осуществление взаимодействия между подсистемами, а именно: получение, обработку, обобщение рыночной информации и создание на ее основе рекомендаций, предложений и директивных документов должен осуществлять специально созданный Координационный комитет по вопросам занятости и безработицы. Он должен стать центральным управленческим звеном региональной системы управления занятостью и выступить координирующим органом по отношению к другим подразделениям системы. Координационный комитет методически и организационно объединит все структурные подразделения по выполнению функций управления занятостью.
Методологической основной управления занятостью являются теоретические исследования в области управления. Как нам представляется, функционирование системы управления занятостью в заданном режиме возможно в рамках функционально-процессного подхода. Управление занятостью как реализация взаимосвязанных управленческих функций (планирования, организации, координации, мотивации и контроля) позволит усилить взаимосвязь и координацию работы всех подсистем, расширить содержание и круг задач, решаемых в управленческом цикле, изменить существующую практику управления занятостью как оперативного решения проблем и придать ему характер предвидения, позволяющего планировать упреждающие меры для смягчения ситуации в сфере занятости и на рынке труда и держать их под контролем.
С помощью данного подхода можно конкретизировать и упорядочить задачи, решаемые каждой подсистемой, привести действия в сфере занятости и на рынке труда в логическую последовательность, отладить необходимые информационные потоки с объектом управления и внешней средой системы и перейти от сложившегося на практике представления об управлении занятостью как оперативном вмешательстве государства в сферу занятости и безработицы к системному и комплексному подходу в решении этих проблем.
Рассматривая процессы управления занятостью в регионе, правомерно возникает вопрос о важности применения концепции социального маркетинга в деятельности службы занятости населения. В настоящее время от нее требуются такие навыки, как умение четко определить ситуацию на рынке труда, понимать потребности клиентов, распространять свои идеи, программы, находить сторонников. Использование механизмов и инструментов социального маркетинга дает возможность отслеживать региональные изменения в сфере занятости и на рынке труда, изучать и согласовывать интересы их основных субъектов, создавая тем самым предпосылки эффективной занятости в регионе. Маркетинг, как проявление формы взаимосвязи спроса и предложения на рынке труда, должен быть нацелен на охват всего процесса, начиная с подготовки рабочей силы, ее движения, вплоть до трудоустройства, последующего обучения или переобучения в случае необходимости. От того, насколько хорошо увязаны эти звенья, зависит во многом соотношение спроса и предложения на рынке труда. Именно в данном понимании маркетинг должен найти широкое применение в преобразованиях организационноэкономического механизма управления региональной занятостью.
В основе социального маркетинга как подсистемы органов занятости должны лежать следующие принципы:
- перманентное изучение состояния и динамики рынка труда и сферы занятости: сегментация рынка, выделение целевых сегментов, исследование поведения целевых аудиторий, прогнозирование конъюнктуры рынка труда;
- адаптация к условиям рынка труда и сферы занятости с учетом требований работодателей и возможностей ищущих работу граждан;
- действенное влияние на рынок труда и сферу занятости посредством реализации программно-целевого подхода, качественного и своевременного информирования о состоянии рынка труда, принятия решений о подготовке специалистов и рабочих кадров, основанных на оценке возможностей трудоустройства, организации обучения безработных и ищущих работу граждан в соответствии с потребностями рынка и т.д.
Первоочередными задачами территориальных органов службы занятости должны стать формирование долгосрочной стратегии деятельности, основанной на принципах маркетинга и построение организационной структуры центров занятости с ориентацией на целевой маркетинг.
Рычаги регионального управления должны воздействовать на протекание экономических процессов как с позиций создания новых и сохранения существующих рабочих мест, так и с позиций обеспечения наиболее полной и эффективной занятости.
Основными инструментами механизма регионального управления занятостью, механизма воздействия на рост занятости и увеличение числа рабочих мест могут быть: создание и сохранение рабочих мест в государственном секторе, регулирование деловой активности с учетом механизма циклического развития, усиление информационно-аналитической поддержки региональной Программы содействия занятости, реализация на системной основе механизма ее подготовки, создание условий для притока инвестиций, выбор приоритетных «точек роста», формирование стимулирующего экономико-правового поля для увеличения числа рабочих мест в малом и среднем бизнесе, поддержка региональными властями роста конкурентоспособности предприятий.
В то же время экономический рост сам по себе не решает проблемы занятости, поэтому рычаги регионального управления должны воздействовать на протекание
экономических процессов и с позиций обеспечения наиболее эффективной занятости. К факторам роста эффективной занятости мы относим: институциональные структуры, регламентирующие взаимоотношения работодателей и наемных работников, общие основы менеджмента организаций, в частности, сложившуюся цену рабочей силы и неденежную мотивацию, институты содействия занятости, мобильность трудовых ресурсов, систему управленческих взглядов в обществе.
Таким образом, обоснование теоретикометодологических подходов к управления занятостью в регионе, ориентированных на повышение уровня и эффективности занятости и снижение безработицы, позволит разработать методические основы формирования эффективной политики занятости.
Список литературы:
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.
- М.: Гос ун-т. Высшая школа экономики, 2003.
2. Дырин С.П. Российская модель управления персоналом. - СПб.: Питер, 2006.
3. Кашепов А., Утинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян // Человек и труд. 2003. №№ 1, 2.
4. Лукин В. И Единство образовательной и кадровой политики - путь снижения структурной безработицы // Человек и труд. 2003. №10.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели // Стат. сб. М., 2007.
6. Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд. 2004. №3.
РЕЦЕНЗИЯ
статья Л.И.Задорожной и И.В. Мохова посвящена актуальной проблеме совершенствования управления занятостью в регионе, формированию системы управления занятостью, адекватной современным условиям, обосновании механизмов и инструментов эффективного принятия решений в сфере занятости и рынка труда на мезоуровне. В ней авторами обоснована концепция управления занятостью в регионе в условиях транзитивной экономики, рассмотрены основные подходы к формированию системы управления занятостью населения в регионе, обоснована необходимость применения концепции социального маркетинга в деятельности некоммерческих субъектов, функционирующих в региональной системе управления занятостью, а также выявлено в контексте сформированных теоретикометодологических подходов содержание основных функций процесса управления занятостью населения в регионе и предложены методы их реализации.
Представляется, что статья Л.И. Задорожной и И.В.Мохова обладает определенной новизной. В ней впервые предложен подход к формированию концепции управления занятостью в регионе на основе интеграции таких научно-методических подходов, как системного, предполагающего взаимоувяз-ку политики в области занятости с образовательной, инвестиционной, миграционной и другими в регионе; функционально-процессного, обеспечивающего
функционирование системы управления занятостью в заданном режиме, а также на использовании концепции социального маркетинга, который дает воз-
можность отслеживать региональные изменения в сфере занятости и на рынке труда, изучать и согласовывать интересы их основных субъектов, создавая тем самым предпосылки эффективной занятости в регионе. Представленные подходы имеют важное практическое значении, поскольку могут быть использованы при формировании системы управления занятостью в регионе, при разработке мер региональной политики по росту продуктивной и эффективной занятости, а также по предотвращению причин и условий способствующих возникновению конфликтов в социально-трудовой сфере.
С учетом вышеизложенного считаю, что представленная статья может быть рекомендована к открытой печати в рецензируемом научном издании.
Декан Майкопского государственного технологического университета, доктор экономических наук, профессор Хутыз З.А.