Научная статья на тему 'Инновационные механизмы управления занятостью населения в угольном регионе'

Инновационные механизмы управления занятостью населения в угольном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / САМОЗАНЯТОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОУЧИНГ-ЦЕНТРЫ / POST DEPRESSION REGION / SELF-EMPLOYMENT / INTELLECTUAL POTENTIAL / COACH-CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кретинина Татьяна Викторовна

В статье характеризуются инновационные механизмы управления занятостью населения в угольном регионе (Восточном Донбассе). Обосновывается объективная не-обходимость развития самозанятости путем создания интегрированных и кооперирую-щих производств. Раскрываются основные направления повышения уровня занятости лиц интеллектуального труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кретинина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is characterized by innovative mechanisms for managing the employment in coal region (Eastern Donbass). The objective necessity of self-employment is justified through the creation of integrated and co-operating enterprises. The basic directions of in-creasing employment of persons of intellectual labor are revealed.

Текст научной работы на тему «Инновационные механизмы управления занятостью населения в угольном регионе»

Т. В. Кретинина

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В УГОЛЬНОМ РЕГИОНЕ

Аннотация

В статье характеризуются инновационные механизмы управления занятостью населения в угольном регионе (Восточном Донбассе). Обосновывается объективная необходимость развития самозанятости путем создания интегрированных и кооперирующих производств. Раскрываются основные направления повышения уровня занятости лиц интеллектуального труда.

Annotation

The article is characterized by innovative mechanisms for managing the employment in coal region (Eastern Donbass). The objective necessity of self-employment is justified through the creation of integrated and co-operating enterprises. The basic directions of increasing employment of persons of intellectual labor are revealed.

Ключевые слова

Постдепрессивный регион, самозанятость, интеллектуальный потенциал, коучинг-центры.

Key words

Post depression region, self-employment, intellectual potential, coach-centers.

Экономика городов Восточного Донбасса в течение последних почти двадцати лет претерпела существенные изменения в результате кризиса и последующей реструктуризации угольной отрасли, которая долгое время являлась ведущей и определяющей экономический потенциал региона. Современная экономика постдепрессивных шахтерских территорий характеризуется как многоотраслевая с наметившейся специализацией в производстве определенных видов продукции, как правило, на бюджетообразующих предприятиях.

Вместе с тем экономическая ситуация в городах (Шахты, Новошахтинск, Белая

Калитва, Гуково, Красный Сулин, Донецк и Зверево) все еще не достигла окончательной стабилизации. Это проявляется в отрицательном, сальдированном результате их хозяйственной деятельности, миграции трудоспособного населения в города с высоким уровнем заработной платы (Москву, Санкт-Петербург, Сочи). Кроме этого, имеет место низкая инвестиционная и инновационная активность хозяйствующих субъектов, высокая смертность и низкая рождаемость.

Понятие «занятость населения» в самом общем виде можно охарактеризовать как степень участия трудоспо-

2011 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

собного населения в деятельности, связанной с удовлетворением общественных и личных потребностей, которая, как правило, приносит доход. Категория занятости органично связана с категорией безработицы, их сочетание позволяет описать феномен воспроизводства совокупной рабочей силы, включая фазы ее распределения и обмена.

Помимо официальной безработицы, для углепромышленных муниципальных образований характерна так называемая «скрытая» безработица, которая формируется в результате неполной занятости штатных работников в случае снижения объема производства продукции из-за падения спроса на нее, нежелания части высвобожденных работников официально зарегистрироваться в службе занятости в качестве безработных. По определению Белокрыловой О. С., «именно эта часть рабочей силы находится в промежуточном состоянии между занятостью и безработицей по причине системной трансформации экономических отношений, обусловивших беспрецедентные изменения в структуре спроса на труд. Наличие значительного объема экономически не оправданной занятости является одной из острых социально-экономических проблем и будет оказывать негативное влияние на перспективы экономического роста»[1].

Особенно актуальна проблема безработицы и ее социальноэкономических последствий для углепромышленных муниципальных образований, где до начала реструктуризации угольные предприятия были точками экономического роста, оказывали определяющее влияние на экономическое положение других производств на данной территории, воздействовали на состояние рынка труда, являлись центрами профессиональной подготовки, главным источником дохода для жителей данной территории, балансодержателями подавляющей части жилья и

других объектов социальной инфраструктуры, основным источником формирования доходов местных бюджетов, играли основную роль в общественной и культурной жизни [2].

Уровень официально зарегистрированной безработицы по шахтерским территориям Ростовской области выше, чем в целом по России, а естественная убыль населения представляет серьезную опасность, с точки зрения формирования перспективного трудового потенциала Восточного Донбасса.

Наряду с естественной убылью населения, на уменьшение численности населения городов Восточного Донбасса оказывают влияние миграционные процессы, которыми в регионе в наибольшей степени охвачено экономически активное население, в том числе и потенциальные наемные работники.

Жители продолжают уезжать из городов региона для трудоустройства на других, экономически более благополучных территориях. Значительную долю в структуре мигрантов составляют молодые кадры, стремящиеся найти работу в мегаполисах. Для ряда городов (Красный Сулин, Новошахтинск, Шахты, Гуково) характерна ситуация, когда коренные жители уезжают, а их места занимают мигранты из еще более отсталых территорий, причем приток трудовых ресурсов превышает число выбывших, что усугубляет ситуацию на рынке труда. Прибывшие работники занимают рабочие места с низкой заработной платой, увеличивая тем самым безработицу среди коренного населения.

Для всех шахтерских территорий характерен процесс естественного старения населения.

Ставшая одной из важнейших социальных проблем на угле - промышленных территориях в процессе реструктуризации угольной промышленности, безработица экономически активного населения дополнительно актуализировалась в конце 2008 г. в ре-

зультате экономического кризиса. Произошло наложение факторов, побудивших ранее и побуждающих в условиях кризиса рост безработицы трудоспособного населения. Это, с одной стороны, усложнило задачи управления ею, а с другой - способствовало сохранению преемственности методов и способов конструктивного решения этой проблемы, выработанных в процессе реструктуризации угольной промышленности.

Снижение степени напряженности на рынках труда углепромышленных территорий может быть достигнуто за счет организации крупных производств неугольного профиля, в частности, технологических комплексов по переработке угля, диверсификации экономики муниципальных образований в соответствии с перспективными направлениями их хозяйственной специализации с учетом возможности производства импортозамещающей продукции, широкого развития самозанятости как одного из ведущих, стремительно развивающихся направлений малого бизнеса.

Подобный подход вполне соответствует мировой практике урегулирования социально-экономических проблем реструктуризации угольной отрасли.

Английский исследователь Р. Хэдсон, подчеркивая, что старопромышленные районы («мастерские мира») утрачивают прежнее значение в постиндустриальном обществе, видит четыре варианта их дальнейшего развития: 1) всемерный прогресс малых и средних предприятий, создание новых рабочих мест в малом бизнесе; 2) обновление экономической системы на базе привлечения инвестиций крупных национальных и транснациональных компаний; 3) переход на «экономику обслуживания» (туризм, рекреация и т. п.); 4) отказ от промышленного развития и превращение территории в «зону

жилья и потребления» на основе государственных субсидий [3].

Самозанятостъ должна органически встраиваться в экономику региона и не быть инородным, лишним, временным и недоразвитым ее элементом. Поэтому следует рассматривать самозанятость не как временную политику, связанную с финансовыми проблемами госбюджета, когда на инвестиции в крупные производства у государства нет денег, а как действенную в рыночной ситуации политику, основанную на объективном рыночном явлении -стремлении части трудоспособного населения создавать собственный бизнес. Для этого в рамках бизнес-системы самозанятости должна вестись аналитическая работа по выявлению и созданию особых механизмов организационной поддержки самозанятых.

Поскольку большинство инициаторов самозанятости создают свой бизнес на уровне домохозяйств, малого бизнеса и малого предпринимательства, то, с одной стороны, они всегда выполняют только один какой-либо передел в общей кооперации по производству или сбыту товара, а с другой - могут и должны встраиваться в систему вертикальной кооперации, позволяющей охватить ряд или все переделы от производства первичного сырья до готового товара и его непосредственного сбыта конечному потребителю.

Поэтому целесообразно создавать механизм формирования условий для развития самозанятости на принципах вертикальной интеграции, который должен включать следующие элементы:

1) выполняющие анализ видовой и отраслевой направленности самозанятости с выделением переделов, в которых самозанятость может существовать как эффективная форма хозяйствования субъектов рыночных отношений;

2) анализирующие возможность

создания технико-технологических, хозяйственных и организационно-

правовых форм субъектов рыночных отношений, которые, во-первых, могут быть вертикально интегрированы, во вторых, создавать один или несколько видов товара в системе общей кооперации производств;

3) создающие проекты недостающих элементов (предприятий и иных форм субъектов рыночных отношений), которые должны быть реализованы для создания системы общей кооперации интегрированных производств;

4) финансовой (в том числе инвестиционной) поддержки процессов создания недостающих элементов системы общей кооперации интегрированных производств;

5) готовые взять на роль организатора новых производств систему общей кооперации интегрированных производств.

Обоснованным представляется создание Центра организации региональной кооперации производителей, которому собственную деятельность целесообразно строить на принципах рациональной кооперации, объединяя под эгидой центра исследователей-аналитиков, специализированные организации проектировщиков, банки, предпринимателей и их общественные организации.

Коренная реструктуризация трудовых ресурсов должна осуществляться в процессе перехода субрегиона (как части страны) на инновационный путь развития. Расширение инновационной деятельности следует осуществлять как на базе действующих предприятий, так и путем создания малых наукоемких предприятий, занятых практическим внедрением результатов НИОКР.

Реализация обоих направлений связана, прежде всего, с наличием специалистов, способных обеспечить разработку инноваций, их юридическое оформление (например, получение патентов), эффективное использование инвестиций, полученных на коммер-

циализацию результатов НИР, продвижение новой продукции на внутренний и внешний рынки.

Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловливающих радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран. Она проявляется в росте инвестиций в образование и науку, в виде технологических и организационных нововведений; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей экономики; возникновении новых видов деятельности

[4].

Тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что у России не может быть иного пути развития, кроме формирования экономики, основанной на знаниях, то есть экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что Россия будет вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции, а это в конечном счете не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить безопасность государства в целом.

Не останавливаясь подробно на анализе различных точек зрения по поводу сущности инновации и инновационной деятельности, представленных широко в экономической литературе, можно принять определение, предложенное Уколовым В. Ф. Так, по его мнению: «новация (от анг. «innovation») означает процесс создания, распространения и использования в хозяйственных и иных системах новшеств, обладающих (в сравнении с существующими аналогами) способностью обеспечивать более эффективную работу организации, ориентированную на удовлетворе-

ние определенных потребностей» [5]. Инновационной деятельностью В. Ф, Уколов называет деятельность, «основу которой составляет создание, развитие», распространение и применение научнотехнических знаний во всех областях науки и техники.

Превращение науки в непосредственную производительную силу подробно рассмотрено в работах П. Н. Зав-лина [6], А. М. Мухамедьярова [7]. Ими показано, что наука органически вплетается в производство, обогащает все элементы производственных сил, а производство становится технологическим применениием современной науки.

Инновационное развитие - это развитие на основе широкого использования новой информации, нового знания, новых технологий и продуктов [8].

В основе активизации инновационной деятельности находится региональная инновационная сфера, под которой понимается «система законодательно регламентированных социальноэкономических взаимосвязей и взаимоотношений субъектов, характеризующаяся динамичным развитием инновационных циклов» [9]. Инновационная сфера является важнейшим источником пополнения бюджетных доходов территории благодаря высокой рентабельности инновационных проектов. Развитие региональной инновационной среды предполагает создание специализированных инвестиционных институтов, оптимизацию системы привлечения и использования внутренних инвестиционных ресурсов территории. Именно инновационная среда обеспечивает подъем в деловых циклах развития экономики, детально охарактеризованных

Н. Д. Кондратьевым [10] и увязанных И. Шумпетером с нововведенческим процессом [11].

Как показывает практика, зачастую повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов тормозится из-за критического состояния

имеющегося в организациях кадрового состава, что не позволяет осваивать принципиально новые технологии.

Питер Друкер в своей фундаментальной работе «Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения», характеризуя три группы возможностей развития бизнеса: дополняющие, дополнительные и обеспечивающие прорыв, отмечал: «Реализация возможностей, обеспечивающих прорыв, требует огромных усилий. Она требует заимствования первоклассных ресурсов, особенно человеческих» [12].

Дополнительная занятость работников интеллектуального труда стала возможна в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Согласно этому закону в уставный капитал создаваемой компании разрешено вносить денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении учреждения, а также право использования результатов интеллектуальной деятельности. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности сохраняется за учреждением. При создании компании совместно с другими лицами доля учреждения в уставном капитале должна составлять более 25% (для акционерных обществ) и 1/3 (для обществ с ограниченной ответственностью). Распоряжаться долями (акциями) учреждение вправе только с согласия собственника его имущества. Полученная от создания хозяйственных обществ прибыль поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе. Она может расходоваться только на правовую охрану результатов интеллектуальной собст-

венности, выплату вознаграждения их авторам и ведение уставной деятельности учреждения. Таким образом, учредив хозяйственное общество, бюджетное учебное заведение сможет осуществлять как патентно-лицензионную торговлю, так и осуществлять выпуск наукоемкой продукции. В последнем случае необходимы дополнительные затраты на аренду производственных площадей, приобретение технологического оборудования, материалов, комплектующих и других факторов производства. В этой связи вузы неизбежно столкнутся с проблемой формирования стартового капитала для вновь созданной инновационной фирмы. Наиболее вероятный путь для этого состоит в получении финансовых ресурсов из регионального венчурного фонда.

Еще одна проблема при создании высокотехнологичных компаний - отсутствие в вузах кадров менеджеров и ученых, которые, помимо того, что хорошо знают свой предмет исследования, могут заниматься бизнесом и продвигать свои разработки. Одна из важнейших задач - это внедрение всевозможных образовательных программ, связанных с подготовкой менеджеров и с дополнительным обучением ученых, которые занимаются не только чистой наукой, но и коммерциализацией научных разработок. При этом важно формировать первоначальные знания по инновационной экономике у студентов и аспирантов, что удачно реализуется в условиях проекта УМНИК («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере. Его основной задачей является подготовка участников к активной инновационной работе в будущем, способных принимать и осуществлять различные решения, начиная от формирования идеи до разработки рабочей документации. Участники програм-

мы получают первоначальное знание по сущности и по вопросам защиты интеллектуальной собственности; по разработке бизнес-планов инновационных проектов; источникам финансирования и моделям организации инновационного бизнеса; управлению разработкой программ и проектов нововведений.

Вузы Восточного Донбасса с учетом квалификации их профессорско-преподавательского состава вполне могут стать одними из участников региональной агентской сети намеченных к созданию в федеральных округах (в том числе в ЮФО) коучинг-центров.

Коучинг-центры венчурного

предпринимательства - это новые образования, создаваемые при поддержке Роснауки и Российской ассоциации венчурного финансирования (РАВИ), при этом ведущая роль принадлежит базовому коучинг-центру РАВИ (рисунок 1).

Направления, по которым ведется обучение в коучинг-центре:

- защита интеллектуальной собственности;

- эффективный менеджмент нововведений;

- коммерциализация нововведений;

- бизнес-планирование нововведений;

- экспертиза инновационных проектов;

- маркетинг инноваций;

- оценка рисков инновационной деятельности и их снижение.

По своей сущности коучинг-центры по венчурному предпринимательству представляют собой элемент инфраструктуры поддержки венчурного предпринимательства, обеспечивающий региональный охват и установление горизонтальных и вертикальных связей между субъектами венчурного предпринимательства, то есть малыми и средними технологически ориентированными компаниями и венчурными инвесторами.

Падздовка

Венчурное инвестирование

Рис. 1 Организация структуры коучинг-центра/

Таким образом, помимо формирования собственной инновационной среды, вузы, научные организации Восточного Донбасса должны сыграть решающую роль в подготовке нововведения и осуществлять инновационную деятельность.

Библиографический список

1.Белокрылова О.С. Модернизация государственной политики на рынке труда депрессивных регионов в посткризис-ной экономике. - Ростов н/ Д, 2005.

2.Катальников В.Д. Социальные процессы развития угледобывающих регионов в условиях реструктуризации отрасли. - Ростов н /Д: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2001.

3. Hadson R. Recent Economic Restructuring Tendencies and their Implications for Development Strategies in the Peripheries of Europe. Birmingham, 1994.

4. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: На-

циональный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.

5. Уколов В. Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе. - М.: 2009.

6. Завлин П. Н. Научный труд в условиях НТР. Эффективность и качество. -М.: Экономика. - 1985.

7.Мухамедьяров А. М. Совершенствование хозрасчета в научно-технических организациях. - Уфа: Финансы. - 1984; 2002.

8. Казанцев С. В. Инновационное развитие регионов России // ЭКО. - 2007. -№ 8.

9. Кумакова С. А. Перспективные направления формирования региональной инновационной среды // Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации / Материалы Российского научного экономического собрания (Москва, 19-20 октября 2007 г.). - М.: Научный эксперт. -2008.

10. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избр. тр. - М.: Экономика. - 2002.

11. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Наука, 1982.

12. Друкер П. Эффективное управление.

Экономические задачи и оптимальные решения / Питер Друкер. - Пер. с англ. М. Котельниковой. - М.: ФАИР-

ПРЕСС, 2003.

Bibliographic list

1. Belokrylova О. S. Modernization of public policy in the labor market of the depressed regions in post-crisis economy. -Rostov-on-Don, 2005.

2. Katalnikov V.D. Social processes of coal-mining regions in terms of the restructuring industry. Rostov-on-Don: Publisher of the North Caucasus Research Center High School, 2001.

3. Hadson R. Recent Economic Restructuring Tendencies and their Implications for Development Strategies in the Peripheries of Europe. Birmingham, 1994.

4. Innovative development - the basis of Russia's economic modernization: The National Report. - М.: IWEIR RAS, HSE, 2008

5. Ukolov V.F. Innovative management in the public sector and business. - М.: 2009

6. Zavlin P.N. Scientific work in the STR. Efficiency and quality - M.: Economics. -1985.

7. Muhamedyarov A.M. Improving of self-supporting in the scientific and technical organizations. - Ufa: Finance. - 1984, 2002.

8. Kazantsev S.V. Innovative Development of Russia’s Regions / / ECO. - 2007. - №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.

9. Kumakova S.A. Perspective trends of

regional innovation environment //

Problems of modernization of the economy and economic policy of Russia. The Economic Doctrine of the Russian

Federation // Materials of Russian Scientific Economic Meeting (Moscow,

19-20 October 2007). - M.: Scientific expert. - 2008.

10. Kondratiev N.D. Large cycles of conjuncture and prediction theory: fav. tr.

- M.: Economics. - 2002.

11. Schumpeter I. The Theory of

Economic Development. - M.: Science, 1982.

12. Drucker P. Effective management. Economic problems and optimal solutions / Peter Drucker. - Trans, from English. M. Kotelnikov. - M.: FAIR-PRESS, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.