ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ
Мохов И.А., аспирант
Майкопский государственный технологический университет
Аннотация: Регион, выступая как самостоятельный и равноправный субъект экономических отношений, располагает ресурсами, имеет значительный выбор средств воздействия на экономику и, соответственно, принимает значительную долю ответственности за решение проблем занятости. Отсутствие согласованного воздействия на занятость экономических, образовательных, социально-трудовых и других региональных государственных структур позволяет говорить об отсутствии научно обоснованной концепции и методологии организации управления занятостью в регионе. Существует реальная потребность в развитии теории и практики исследований по вопросам совершенствования управления занятостью в регионе, формировании системы управления занятостью, адекватной современным условиям, обосновании механизмов и инструментов эффективного принятия решений в сфере занятости и рынка труда.
В новых условиях значительно возросла самоот-ветственность регионов как субъектов федерации, за результаты социально-экономического развития. Принимая на себя значительную ответственность за решение проблем занятости, важно правильно выстроить систему управления занятостью в регионе.
В настоящее время функционирование области занятости характеризуется множеством проблем. Они выступают как противоречие стратегии и тактики управления; условий рынка и профессиональных, социодемографических и мотивационных возможностей работающих и ищущих работу людей; условий рынка и сложившейся ориентации учреждений профессионального образования; стремления работодателей сократить свои затраты и необходимости финансовых вложений в обучение, повышение квалификации персонала фирмы; желания сохранить квалифицированный персонал и невозможности загрузить его работой в необходимой мере и ряд других.
На наш взгляд, основу многих вышеназванных проблем составляет отсутствие системного подхода к решению вопросов занятости в рамках региона. Воздействия на процессы занятости носят, в основном, фрагментарный характер при отсутствии механизма взаимодействия всех региональных субъектов управления занятостью. Рассмотрим последовательно наиболее важные проблемы, решение которых базируется на реализации системного подхода.
Проблема, требующая для своего решения системного подхода, - первичная занятость, т.е. занятость выпускников учебных заведений и других групп молодежи, впервые ищущих работу или сферу занятости.
Начавшаяся структурная перестройка, крушение тотальной плановой системы, отсутствие координации в подготовке кадров - основные причины существующей невостребованности большого числа выпускников профессионально-технических училищ, колледжей, техникумов, высших учебных заведений.
Проблема занятости выпускников находится в сфере деятельности Министерства образования и науки, Федеральной службы по труду.
Образовательные профессиональные учреждения решают свои проблемы выживания, открывая новые направления подготовки специалистов и рабочих, и не ориентируются практически на текущий и перспективный спрос региональной экономики. В результате выпускники профессиональных образовательных учреждений испытывают серьезные трудности в поиске работы. Часто они почти сразу становятся клиентами службы занятости населения и направляются на профессиональное обучение по новым специальностям.
Отсюда необходимость в специальных программах молодежной занятости, в создании агрегированной системы управления занятостью выпускников учебных заведений с участием образовательных структур, молодежных бирж труда, комитетов и управлений по делам молодежи и т.д.
В целях координации действий образовательной подсистемы и подсистемы трудоустройства при решении вопросов, связанных с подготовкой кадров, необходимы прогноз и порядок согласования объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования.
Исследовательская работа по оценке текущего и перспективного состояния сферы занятости и безработицы в рамках системного подхода к управлению занятостью позволит обозначить более предметно проблемы занятости, рынка труда и сосредоточить именно на их решении усилия профсоюзов, работодателей, властных структур. Это очень важно, поскольку резкий уход государства из сферы социально-экономических отношений на уровне предприятий не сопровождался усилением позиций и действий профсоюзов по защите прав трудящихся. В результате произошло снижение внимания предпринимателей к условиям и безопасности труда, справедливой оплате и т.д. Ухудшение условий труда, рост травматизма и заболеваний обернулись прямым нарушением прав, гарантированных ст. 7 Конституции РФ о создании условий, обеспечивающих жизнь и свободное развитие человека. Когда интересы работников в сфере труда и его условий, в распределении прибыли и т.п. ущемляются, нельзя ожидать от них высокой трудовой отдачи. Тем более, что многие категории работников лишились определенных льгот, и практически все ощущают потерю социальной защищенности, характерной для прежней системы.
Мохов И.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ
Переходный тип экономики объективно приводит к возникновению противоречий между существующими старыми, неэффективными экономическими формами и возникшими новыми. К числу подобных противоречий следует отнести и процесс формирования такого качественно нового типа экономической активности субъектов, как развитие самозанятости и создание малых предприятий.
В настоящее время предприниматели, начинающие свое дело, предоставлены в основном стихии рыночных отношений. В то же время, как показывает анализ, именно в развитии малого бизнеса имеются большие резервы создания новых рабочих мест.
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, территориальная служба занятости, Фонд поддержки предпринимательства, Министерство образования и науки Республики Адыгея практически не консолидируют свои действия для поддержки и развития в регионе малого бизнеса, не используют возможности через малое предпринимательство влиять на формирование рациональной отраслевой структуры экономики региона. В настоящее время индустриальная (прежде всего промышленная) и научно-инновационная составляющие занимают в ней незначительное место при преобладании торговли, общественного питания, посредническо-сбытовой деятельности. Министерство экономики должно выделять приоритетные сферы развития бизнеса, влиять на формирование рациональной отраслевой структуры малого предпринимательства. Территориальные центры занятости смогут, ориентируясь на рекомендации указанного министерства, формировать из состава безработных и ищущих работу граждан, в первую очередь - женщин, молодежи, сельских жителей, группы для обучения предпринимательству и финансировать по своей линии реализацию предоставленных бизнес-планов.
Фонд поддержки предпринимательства также должен осуществлять адресную поддержку малого бизнеса, координируя свои действия с вышеназванными организациями, исходя из приоритетов: создание дополнительных рабочих мест и рациональность отраслевой структуры малого предпринимательства.
Отсутствие системного подхода в решении проблем занятости привело к сосредоточению действий региональных органов службы занятости на решении проблем безработицы, а не на управлении процессами занятости,
т.е. усилия, сконцентрированы не на анализе ключевых проблем, а на ликвидации их последствий. В своей работе органы службы занятости в большей степени сосредоточены на оперативном вмешательстве в процессы занятости и рынок труда и лишь в незначительной степени выполняют аналитическую работу по исследованию существующих закономерностей и тенденций, выработке стратегических управленческих альтернатив, оценке внешних и внутренних сильных и слабых сторон региональной социально-экономической системы в сфере занятости, выборе и реализации стратегии управления занятостью.
В настоящее время на состояние и эффективность занятости в Республике Адыгея оказывают влияние ряд субъектов республиканских органов власти. Так, территориальные органы занятости решают проблемы трудоустройства безработных граждан, министерство образования и науки РА отвечает за качество подготовки кадров, министерство экономического развития и торговли РА влияет на процесс создания (сохранения) рабочих мест и т.д. В то же время, как показывает практика, в сфере занятости имеет место разрозненность действий субъектов управленческих отношений. Это не позволяет видеть всю систему связей и отношений в сфере занятости региона и соответственно управлять ею, определяя наилучшие пути развития, составляя и реализуя планы и программы.
В условиях возросшей самостоятельности для региона важно перейти от фрагментарного воздействия к совместному решению проблем всеми структурами, влияющими на занятость. Для этого необходимо выстроить систему управления занятостью с четким выделением подсистем, уровней и механизмов функционирования, объединенных общей целью. Важно четко обозначить, какие субъекты управления входят в функциональные подсистемы, решаемые ими задачи, а также их информационное и инструментальное обеспечение.
Правительство республики Республиканский координационный комитет по вопросам занятости и безработицы
Основные подсистемы системы управления занятостью
Содействие
трудоустройству
Финансовоэкономическая и
Социальное Общее и
партнерство профессионально
е образование
Регулирование
миграционных
процессов
Развитие персонала в организациях
Информация и пропаганда
Субъекты системы управления занятостью (региональный и местный уровень)
Субъекты социально-трудовой сферы
Элементный состав системы управления занятостью
!
II
і » І
ЗІ!
Функции, методы управления, рычаги воздействия и стимулы активизации основных субъектов социально -трудовой сферы
Целевые программы: ■ Исследования
Координация
Мотивация
Исследования по отдельным проблемам занятости и рынка труда
Рис. 1. Рекомендуемая схема построения системы управления занятостью в Республике Адыгея
На рисунке 1. предложена схема системы управления занятостью в регионе с выделением уровней, подсистем, элементов механизма функционирования и связями (взаимодействия по вертикали и горизонтали).
Структура системы управления занятостью представляет собой систему логических отношений уровней управления и функциональных областей, которая обеспечивает ее эффективное функционирование.
Каждому уровню управления определяются свои виды деятельности. Так, на региональном уровне решаются задачи стратегического плана, на местном уровне реализуются вопросы оперативного управления, на уровне предприятий и учебных заведений - стратегические и оперативные вопросы расширения (сокращения) рабочих и учебных мест, использования и развития кадрового потенциала, обеспечения условий труда, учебы и отдыха, формирования корпоративной культуры, системы мотивации.
В качестве основных в управляющую систему вошли подсистемы: содействие трудоустройству; общего и профессионального образования; финансово-экономическая и инвестиционная; развитие и использование персонала на предприятиях; информации и пропаганды; регулирование миграционных процессов; социального партнерства. К основным субъектам управления занятостью в регионе, по нашему мнению, можно отнести следующие республиканские структуры власти: Управление государственной службы занятости населения РА, Министерство труда и социального развития РА, федерацию профсоюзов, союз товаропроизводителей (работодателей) РА, Министерство образования и науки РА, Министерство финансов РА, Министерство экономического развития и торговли, территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, комитет по делам печати и информации, комитет по делам молодежи, общественные организации инвалидов, комиссии по делам несовершеннолетних, военный комиссариат, МВД отдел по делам миграции.
В организационно-административном плане осуществление взаимодействия между подсистемами, а именно: получение, обработку, обобщение рыночной информации и создание на ее основе рекомендаций, предложений и директивных документов - должен осуществлять специально созданный
Координационный комитет по вопросам занятости и безработицы. Он должен стать центральным управленческим звеном региональной системы управления занятостью и выступить координирующим органом по отношению к другим подразделениям системы. Координационный комитет методически и организационно объединит все структурные подразделения по выполнению функций управления занятостью.
Каждая из функциональных подсистем решает определенный круг задач и представляет собой сложную систему со своим целеполаганием, разветвленным аппаратом. Важно от дифференциации перейти к интеграции на базе общей цели -достижение полной, эффективной занятости в регионе и организации продуманных взаимодействий всех элементов системы управления занятостью.
Список литературы
1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ -ВШЭ, 2003.
2. Задорожная Л. И. Управление занятостью в регионе. Ростов н/Д 2004.
3. Кашепов А., Утинова С. Факторы детерминирующие занятость россиян // Человек и труд. 2003. №1, 2.
4. Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд. 2004. №3.
РЕЦЕНЗИЯ
В представленной статье рассматриваются вопросы формирования региональной системы управления занятостью. В новых условиях значительно возросла самоответственность регионов, как субъектов федерации, за результаты социально-экономического развития. Поэтому, принимая на себя значительную ответственность за решение проблем занятости, важно правильно выстроить систему управления занятостью в регионе.
Автором рассматривается проблема отсутствия системного подхода к решению вопросов занятости в рамках региона. Выдвинуто предположение, что воздействия на процессы занятости носят, в основном, фрагментарный характер при отсутствии механизма взаимодействия всех региональных субъектов управления занятостью.
Особое внимание в статье уделено необходимости построения системы управления занятостью с четким выделением подсистем, уровней и механизмов функционирования, объединенных общей целью. При этом, важно четко обозначить, какие субъекты управления входят в функциональные подсистемы, решаемые ими задачи, а также их информационное и инструментальное обеспечение.
По актуальности рассмотренной проблемы, теоретической и практической значимости исследования представленная статья может быть рекомендована к опубликованию в научном издании.
Заведующая кафедрой менеджмента Майкопского государственного технологического университета д-р экон. наук, профессор Задорожная Л.И.