2. О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 170.
The article examines the legal and regulatory framework, which regulates the development of programs of socio-economic development of municipalities in Russia
V.A.Zaparin
The analysis of normative legal base development of programs of social and economic development of municipal formations
The normative legal base regulating process of development of programs of social and economic development of municipalformations in the Russian Federation is analyzed.
Key words: the concept, forecasts, planning, formalization, the municipal program, the bill, realization
УДК 332.14
Д.Ю. Нефедов, аспирант, 8(4872)332480, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА
Представлена модель управления занятостью трудовых ресурсов, отражающая интересы ее участников, позволяющая изучить взаимосвязи и характер отношении между субъектом и объектом управления и показывающая, что эффективное государственное управление занятостью трудовых ресурсов приводит к согласованию целей субъектовуправления.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, регион, занятость, региональное управление трудом и занятостью.
Наиболее полно раскрыть содержание управления занятостью трудовых ресурсов на региональном уровне позволяет системный подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
Сущность системного подхода заключается в раскрытии целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявлении многообразных типов связей сложного объекта и сведении их в единую теоретическую картину. Его использование позволяет исследовать процессы, связи, взаимодействия в сложных, многоуровневых системах. Соблюдение принципов целостности, структурности, иерархичности и других базовых системных принципов позволяет наиболее полно учитывать политические, экономические, социальные и другие аспекты общественной жизни региона при принятии управленческих решений в системе государственного и муниципального управления трудом и занятостью.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Модель управления занятостью трудовых ресурсов региона, отражающая интересы участников процесса
Системный подход к управлению позволяет сформировать модель системы управления занятостью трудовых ресурсов региона, отражающую интересы участников процесса (рисунок). Анализ модели позволяет:
- конкретизировать цели и интересы субъектов управления;
- исследовать формы реализации управленческого воздействия;
- изучить управленческие взаимосвязи и характер отношений между субъектом и объектом управления.
Объектом управления в представленной модели являются трудовые ресурсы, в качестве субъекта управления выступают на макроуровне — государство, на микроуровне — представители бизнеса.
Важнейшими факторами, определяющими качество трудовой жизни человека, являются уровень оплаты и условия труда работника. В условиях кризиса отмечается снижение уровня доходов работающего населения, обусловившее ухудшение качества жизни данной категории граждан. Что касается второго фактора, то, несмотря на экономический кризис, работники по-прежнему предъявляют высокие требования к качеству производственной среды, внешнему оформлению рабочего места, к содержанию трудовой деятельности и т. д. Таким образом, интересы работников могут быть сформулированы следующим образом: наличие в регионе стабильных, безопасных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Негосударственные субъекты управления занятостью трудовых ресурсов — предприятия и организации региона — осуществляют управление трудовыми ресурсами в рамках кадровой политики. Ее программы направлены на решение следующих задач: планирование трудовых ресурсов; набор и отбор персонала; определение заработной платы и льгот; профориентация и адаптация; обучение; повышение или понижение в должности, перевод, увольнение; подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе. В целом кадровая политика направлена на улучшение деятельности организации и достижение ее стратегических целей. Поэтому интересы негосударственных субъектов управления занятостью трудовыми ресурсами региона заключаются в создании условий для обеспечения их рабочей силой с количественными и качественными характеристиками, требуемыми работодателями.
Следует отметить, что представители предприятий и организаций региона осуществляют управление занятостью трудовых ресурсов в контексте достижения доходности предпринимательской деятельности, обеспечения ее прибыльности и конкурентоспособности. С одной стороны, это оказывает позитивное влияние на развитие рыночной экономики в России, с другой — создает опасность чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня, роста интенсивности труда и в конечном счете может привести к ухудшению качества жизни работников.
Именно поэтому ведущая роль в управлении занятостью трудовых ресурсов во всех странах отводится государству. Государственные струк-
туры осуществляют регулирование занятости в масштабах страны, регионов и муниципалитетов, контролируют соблюдение работодателями условий трудовой деятельности, обеспечивают взаимоотношения между работодателями и наемными работниками, регулируют деятельность системы повышения квалификации и переподготовки кадров, разрабатывают законодательство в сфере труда, занятости и социальных отношений.
Управление занятостью на уровне государства нацелено на обеспечение условий для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения. С этой целью государство осуществляет деятельность в двух основных направлениях:
1) поддержание трудоспособности наемных работников посредством регулирования их доходов, не допуская снижения стоимости их жизни ниже черты бедности, и условий труда и отдыха. В этом направлении государство:
- устанавливает величину минимальной заработной платы и прожиточного минимума,
- регламентирует порядок проведения процедуры заключения трудовых договоров,
- законодательно устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени, условия введения и порядок оплаты сверхурочных работ,
- определяет размер квот для трудоустройства отдельных категорий населения,
- регулирует продолжительность периода трудовой жизни ит. д.;
2) вовлечение трудоспособного населения в экономические виды деятельности посредством регулирования рынка труда с целью обеспечения динамического равновесия между занятостью и безработицей. Для этого реализуются следующие мероприятия:
- контроль границ роста безработицы, в случае необходимости — разработка мероприятий по его снижению,
- разработка программ содействия занятости,
- социальная защита безработных,
- создание дополнительных рабочих мест и т. д.
В результате совместных действий государства и бизнеса обеспечивается приток трудовых ресурсов на рынок труда. Увеличение занятости (при прочих равных условиях) приводит к росту уровня жизни населения, снижению нагрузки на государственную систему социальной поддержки, росту налоговых отчислений в бюджеты различных уровней бюджетной системы государства, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, ослабляет трудовую миграцию населения. В организациях происходит повышение качественного уровня персонала и общего уровня культуры труда, увеличение интенсивности трудовой деятельности наемных работников — основного резерва роста прибыли организации.
Сформированная модель системы управления занятостью трудовых ресурсов позволяет сделать следующие выводы:
1) специфика управления занятостью трудовых ресурсов заключается в том, что в качестве субъекта управления могут выступать государственные и негосударственные структуры, а именно: на микроуровне — представители бизнес-структур, на макроуровне — органы государственного управления страны (региона);
2) интересы основных участников процесса управления трудом и занятостью могут быть определены следующим образом: интересы органов государственного и муниципального управления — повышение уровня и качества жизни населения; интересы предприятий (организаций) — обеспеченность рабочей силой с количественными и характеристиками, требуемыми работодателями; интересы работников — наличие в регионе стабильных, безопасных и хорошо оплачиваемых рабочих мест;
3) ведущая роль в управлении занятостью трудовых ресурсов принадлежит государству, поскольку основная цель государственного регулирования экономики созвучна конечной цели управления занятостью трудовых ресурсов — повышение уровня и качества жизни населения путем поддержания трудоспособности наемных работников и активного вовлечения населения в экономические виды деятельности;
4) эффективное государственное управление занятостью трудовых ресурсов приводит к согласованию целей субъектов управления, поскольку основой роста уровня и качества жизни населения является конкурентоспособный и прибыльный бизнес.
D.Y. Nefedov
Model of management of employment of the manpower of region
In article the model of management by employment of the manpower, reflecting interests of its participants is presented, allowing to study interrelations and character of relations between the subject and object of management and showing that the effective government employment of a manpower leads to the coordination of the purposes of subjects of management.
Keywords: a manpower, region, employment, a regional government work and employment.