УДК 69.05
doi: 10.52470/2619046X_2023_2_14
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В УСЛОВИЯХ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2035»
Н.Н. Гудкова, Л.Л. Хан, А.С. Звездина, А.А. Гудков
Аннотация. Рассматриваются вопросы развития инфраструктуры Северного морского пути и строительства новых портов в условиях вечной мерзлоты.
Ключевые слова: порт, автоматизированные системы швартовки, перегрузочные комплексы, склад, строительство на вечномерзлом грунте.
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE PORT INFRASTRUCTURE OF THE NORTHERN SEA ROUTE IN THE CONTEXT OF THE «STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2035»
N.N. Gudkova, L.L. Khan, A.S. Zvezdina, A.A. Gudkov
Abstract. The issues of development of the infrastructure of the Northern Sea Route and the construction of new ports in permafrost conditions are considered.
Keywords: port, automated mooring systems, transshipment complexes, warehouse, construction on permafrost soil.
Северный морской путь и проблемы развития северных территорий является стратегической национальной задачей. Использование природных ресурсов и возможностей Северного морского пути позволит решить целый комплекс социально-политических задач, обеспечивает выход в мировой океан, сокращает логистические маршруты грузоперевозок.
В 2008 г. была разработана «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», в которой были намечены основные стратегические задачи развития арктических территорий и Северного морского пути (СМП), определена система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны РФ с учетом обеспечения национальной безопасности. Приоритетными задачами программы стали: «модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали России», кроме того выделены следующие направления развития:
- комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ;
- развитие науки и технологий;
- создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
- обеспечение экологической безопасности;
- международное сотрудничество в Арктике;
- обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ в Арктике.
Комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ предусматривает совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны РФ, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развитие ресурсной базы Арктической зоны РФ за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса»
К основным транспортным задачам развития пути можно отнести следующие:
- развитие единой транспортной системы РФ в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя СМП и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть;
- совершенствование транспортной инфраструктуры в регионах освоения арктического континентального шельфа в целях диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки;
- создание и развитие системы комплексной безопасности арктического судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, включая навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, ледокольное и иные виды обеспечения, создание комплексных аварийно-спасательных центров;
- модернизация арктических портов и создание новых портово-производственных комплексов в Арктической зоне РФ, осуществляющих дноуглубительные работы на основных арктических речных магистралях;
- формирование опорной сети автомобильных, железнодорожных, авиационных линий, входящих в состав международных транспортных коридоров, обеспечение их международным требованиям в целях интеграции с евразийскими транспортными системами.
Результатом реализации этой программы стало создание опорных территориальных зон: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Ямало-Ненецкая, Воркутинская, Таймыро-Турухан-ская, Северо-Якутская, Чукотская, а также построен порт Сабетта с привлечением частных инвестиций.
Указ Президента РФ «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (с изменениями на 27 февраля 2023 г.) поставил новые задачи в развитии и использовании Арктической зоны.
В Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. выделены следующие особенности: разд. 1, п. 4. «Особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности в Арктике, состоят в следующем:
- экстремальные природно-климатические условия, крайне низкие плотность населения и уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры;
- высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, особенно в местах проживания коренных малочисленных народов РФ (далее - малочисленные народы);
- климатические изменения, способствующие возникновению как новых экономических возможностей, так и рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды;
- устойчивая географическая, историческая и экономическая связь с Северным морским путем;
- неравномерность промышленно-хозяйственного освоения отдельных территорий Арктической зоны, ориентированность экономики на добычу природных ресурсов, их вывоз в промышленно развитые субъекты РФ и экспорт;
- высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров из различных субъектов РФ;
- рост конфликтного потенциала в Арктике».
Наряду с выделенными проблемами разработан целый кластер мероприятий по развитию как северных территорий, так и прилегающих регионов, при этом, намечены основные направления развития научных исследований в различных направлениях, особое место занимает судостроение, информационные технологии, разработка материалов для сложных климатических условий и строительство объектов различного назначения в условиях Арктической зоны.
Развитие Северного морского пути сократит маршрут доставки грузов из Китая в Европу, что позволит России играть ключевую роль в логистике мирового грузооборота, за счет значительного увеличения пропускной способности транспортных линий поставки грузов в сравнении с традиционными маршрутами, в частности через Суэтский канал.
Особый интерес вызывает «строительство портов-хабов и создание российского контейнерного оператора в целях обеспечения международных и каботажных перевозок в акватории Северного морского пути».
Строительство новых портов в условиях вечномерзлых грунтов является сложной и теоретически, и практически задачей, при этом новые порты должны отвечать современным требованиям как обеспечения безопасного судоходства, так и современного комплекса инфраструктуры.
Имеющийся опыт строительства в исключительно сложных условиях как климатоге-ографических, так и геокриологических, выявил основной спектр проблем, которые можно разделить на три основные группы: социально-экономические, технические, климатические.
Социально-экономические проблемы определяются недостатком трудовых ресурсов, их стоимостью, и затратами на содержание.
Технические проблемы определяются грунтовыми условиями и недостатком местных строительных материалов.
Традиционно, территория порта - это искусственное основание и система причалов различных конструкций и конфигураций, соответствующие береговой линии, глубинам и течениям.
Однако в условиях вечной мерзлоты альтернативные решения могут оказаться более эффективными, чем традиционные.
В современном практике строительства в сложных грунтовых условиях хорошие результаты решения сложнейших задач дает криогенная технология, хорошо зарекомендовавшая себя в строительстве метрополитена и укрепления стенок котлованов в гражданском строительстве.
Технологий с применением низких температур широко используются в условиях вечной мерзлоты для гражданского строительства, схема работы такой системы достаточно проста и основана на основных законах термодинамики, при этом необходимо затратить энергию на осуществление процессов переноса тепловой энергии из точки, где необходимо охлаждение в точку где допустим нагрев.
Криогенные технологии на большую площадь охлаждаемой поверхности в существующей практике являются дорогостоящими, для снижения затрат на охлаждение поверхности необходимо уменьшить площадь охлаждения, что достигается снижением площади сооружения.
Решением проблемы снижения площади замораживания может стать система двухуровневых складов, т.е. часть контейнеров хранится традиционно, а другая часть складируется в подземном пространстве, таким образом, при одинаковой площади складирования,
замораживаемая поверхность становится меньше. Подземная часть склада должна быть связана с надземной оптимизированной автоматической логистической системой, т.е надземный склад принимает грузы с малым сроком хранения, а подземная часть используется для долгосрочного хранения, перемещение контейнеров между складами осуществляется с помощью автоматического перегрузочного оборудования.
Современная инфраструктура порта должна минимизировать участие человека во всех травмоопасных процессах, что обеспечивает полная автоматизация и роботизация всех процессов таких как: швартовка судна, перегрузочный комплекс, складская зона или зона хранения груза. Основной деятельностью человека в этой схеме должен стать пульт управления или диспетчерский пункт на чрезвычайный случай, который может располагаться как на территории порта, так и за его пределами.
Многие европейские и австралийские порты оборудованы автоматическими системами швартовки судна и автоматизированными перегрузочными комплексами полностью исключающими человека в технологических процесса погрузо-разгрузочных работ и складирования, это позволяет сократить время погрузки и разгрузки судна, исключить человеческий фактор и травматизм, сократить количество рабочих мест и увеличить количество специалистов разной квалификации в области робототехники и информационных технологий, связи, а также сократить количество необходимых для нормальной работы людей зданий и сооружений на территории порта.
Потребность порта в зданиях и сооружения диктуется не только процессами переработки и хранения грузов, но и обеспечением нормальных условий труда и отдыха рабочих и служащих порта, экипажей судов, пассажиров. Полное исключение этих объектов из инфраструктуры арктических портов невозможно, но существенное их сокращение снизит воздействие таких объектов на вечную мерзлоту и окружающую среду.
Концептуально новый порт-хаб или порт укрытие в условиях СМП может быть организован по следующей схеме: причалы с оградительными сооружениями, оборудуются автоматизированной системой швартовки, погрузо-разгрузочных комплексов и системой двухуровневых складов. Тепло, которое выделяется холодильными установками может использоваться для обогрева помещений различного назначения, что позволит снизить затраты на обогрев помещений.
Н.Н. Гудкова
кандидат технических наук доцент
Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва
Л.Л. Хан
магистрант
Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва
А.С. Звездина
магистрант
Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва
А.А. Гудков
аспирант
Московский финансово-юридический университет МФЮА