Научная статья на тему 'МОРСКОЙ ПОРТ МУРМАНСКА, КАК АРКТИЧЕСКИЙ ХАБ (НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)'

МОРСКОЙ ПОРТ МУРМАНСКА, КАК АРКТИЧЕСКИЙ ХАБ (НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
370
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / АРКТИКА / МОРСКИЕ ПОРТЫ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ МУРМАНСК / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гречаная С.С.

В настоящее время происходит исторический этап развития Арктического региона нашей страны. Такое развитие обусловлено географическими особенностями региона, климатическими изменениями, а также основано на геополитических и коммерческих целях. Автор статьи делает обзор реализации проектов, являющихся составной частью комплексного развития Арктической зоны. Особое внимание, в соответствии с темой исследования, уделено нормативным правовым актам, регламентирующим ежедневную работу морского порта Мурманск, а также актов, закрепляющих нормы о развитии Арктической зоны, в целом, и Мурманского транспортного узла, в частности, и приведено текущее состояние реализации проектов, заявленных в указанных правовых актах.At present, the historical stage of development of the Arctic region of our country is taking place. This development is driven by the geographical features of the region, climate change, and is based on geopolitical and commercial goals. The author of the article reviews the implementation of projects that are part of the integrated development of the Arctic zone. In accordance with the topic of the study, special attention is paid to the normative legal acts regulating the daily operation of the Murmansk seaport, as well as the acts fixing the norms on the development of the Arctic zone in general and the Murmansk transport hub in particular, and the current state of implementation of the projects stated in these legal acts is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОРСКОЙ ПОРТ МУРМАНСКА, КАК АРКТИЧЕСКИЙ ХАБ (НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)»

- За просроченный автовизит полагаются штрафные санкции.

- Активно внедряется электронный документооборот.

- Перевозка контейнера из Санкт-Петербурга в другую часть света подразумевает перевалку в Европейских портах: Роттердам, Антверпен, Гамбург и другие. С Европой существует прямое сообщение.

В последнее время сфера морских линейных контейнерных перевозок динамично развивается. Если в 1980 году доля контейнеровозов в структуре мирового флота по совокупному дедвейту составляла 1,6 %, то на данный момент этот показатель находится выше 13 % [5]. К этому аргументу можно добавить перспективы по автоматизации перегрузочных процессов на контейнерных терминалах, а также появление прототипов беспилотных судов-контейнеровозов. Сфера внутрипортового экспедирования контейнерных грузов достаточно важна для всей отрасли контейнерных перевозок, ведь таким способом перевозится большой перечень товаров народного потребления и товаров производственного назначения [1].

Пристатейный библиографический список:

1. Белозерцева Н.П., Ярайкина М.С. Структура и особенности современного рынка грузоперевозок // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. №1(14). С. 64-73.

2. Лимонов Э.Л., Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. СПб: ООО «Модуль», 2006. 379 с.

3. Передерий М.В., Романенко В.Е. Транспортно-экспедиторская деятельность. Новочеркасск, Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова, 2015. 112 с.

4. Плужников К. И., Чунтомова Ю.А. Транспортное экспедирование. М.: Транслит, 2006. 525 с.

5. Review of Maritime Transport 2017, UNCTAD, Расчеты секретариата ЮНКТАД на основе данных, представленных компанией «Кларксонс рисерч» и Обзора морского транспорта, различные выпуски // Официальный сайт ЮНКТАД. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2017_en.pdf (дата обращения 27. 05. 2021)

6. Приказ Министерства транспорта РФ от 9 июля 2014 г. № 182 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» // Официальный сайт справочно-правовой системы Гарант. URL: https://base.garant.ru/70843274/ (дата обращения 26.05.2021)

7. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554) // Официальный сайт справочно-правовой системы Гарант. URL: https://base.garant.ru/12149210/ (дата обращения 26.05.2021)

8. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ // Официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72388/ (дата обращения 26.05.2021)

9. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ // Официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43006/ (дата обращения 26.05.2021)

Для цитирования: Гречаная С.С. Морской порт Мурманска, как арктический хаб (нормативно-правовое регулирование) // Океанский менеджмент. 2021. № 2(11). С. 27-32.

Гречаная С.С.

Юрисконсульт, Морской терминал Тулома, Мурманск

МОРСКОЙ ПОРТ МУРМАНСКА, КАК АРКТИЧЕСКИЙ ХАБ (НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)

Аннотация. В настоящее время происходит исторический этап развития Арктического региона нашей страны. Такое развитие обусловлено географическими особенностями региона, климатическими изменениями, а также основано на геополитических и коммерческих целях. Автор статьи делает обзор реализации проектов, являющихся составной частью комплексного развития Арктической зоны. Особое внимание, в соответствии с темой исследования, уделено нормативным правовым актам, регламентирующим

ежедневную работу морского порта Мурманск, а также актов, закрепляющих нормы о развитии Арктической зоны, в целом, и Мурманского транспортного узла, в частности, и приведено текущее состояние реализации проектов, заявленных в указанных правовых актах.

Ключевые слова. Мурманская область, Арктика, морские порты, Северный морской путь, морской торговый порт Мурманск, логистический хаб.

THE SEA PORT OF MURMANSK AS AN ARCTIC HUB (REGULATORY AND LEGAL REGULATION)

Abstract. At present, the historical stage of development of the Arctic region of our country is taking place. This development is driven by the geographical features of the region, climate change, and is based on geopolitical and commercial goals. The author of the article reviews the implementation of projects that are part of the integrated development of the Arctic zone. In accordance with the topic of the study, special attention is paid to the normative legal acts regulating the daily operation of the Murmansk seaport, as well as the acts fixing the norms on the development of the Arctic zone in general and the Murmansk transport hub in particular, and the current state of implementation of the projects stated in these legal acts is given.

Keywords. Murmansk region, Arctic, seaports, Northern Sea Route, Murmansk sea trade port, logistics hub.

Сейчас уже трудно представить, что всего сто с небольшим лет назад на месте современного Мурманска был лишь безлюдный берег Кольского залива. Пустынный край пробудился от первозданной тишины в годы Первой мировой войны, когда здесь возникла первая пристань спешно проложенной к Ледовитому океану железной дороги. Вскоре началось строительство порта, который дал жизнь будущему заполярному городу и навсегда изменил жизнь Мурмана. Город, железная дорога и вся жизнь Кольского севера сконцентрировалась вокруг «естественного» центра точки на карте, которой является Мурманский морской торговый порт. Теперь кажется, что сама природа определила удобное место для возникновения порта и города [1].

Морской порт Мурманск расположен в средней и южной частях Кольского залива Баренцева моря, сегодня он включает в себя морские терминалы: Териберка, расположенный в губе Териберка; Ура-Губа, расположенный в губе Ура-Губа; Лиинахамари, расположенный в губе Печенга; рейдовый терминал для перегрузки нефти, расположенный северо-восточнее острова Колгуев и рейдовый терминал для перегрузки сжиженного природного газа (СПГ). У острова Колгуев расположены два подводных нефтепровода.

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, благодаря проходящему через Баренцево море теплому течению Гольфстрим. Порт осуществляет работу круглосуточно, имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Это самый крупный порт в мире, расположенный за Полярным кругом и самый Северный из незамерзающих портов России.

При северных и северо-западных ветрах в губе Териберская, северо-восточных ветрах в бухте Пахта на воде формируется зыбь, при которой стоянка на якоре и у причалов морского порта является небезопасной. Морской порт является местом убежища для судов в штормовую погоду.

Описание морского порта Мурманск, правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта, в том числе меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в порт и выхода судов из порта; правила плавания судов в акватории морского порта; описание зоны действия системы управления движением судов Кольского залива (далее - СУДС) и правила плавания судов в этой зоне; правила стоянки судов в морском порту и указания мест их стоянки; правила обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в морском порту; правила пользования специальными средствами связи на территории и акватории морского порта; сведения о границах морского порта; сведения о границах морских районов А1 и А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ); сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов; сведения о периоде навигации; сведения о районе обязательной лоцманской проводки судов и другие вопросы урегулированы в Обязательных постановлениях, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 12.08.2014 № 222 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Мурманск» [2].

В морском порту осуществляются операции с грузами, в том числе с опасными, классов 1 - 9 опасности Международной морской организации (далее - ИМО).

В порт разрешен заход судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками (далее - суда с ЯЭУ) и радиационными источниками.

Условия плавания в морском порту характеризуются приливо-отливными явлениями, различными глубинами, варьирующимися от 200 метров в северной части акватории морского порта до 40 метров в средней части акватории морского порта, с последующим уменьшением до 25 метров в южной части акватории морского порта; на параллели мыса Лагерный с координатами 68°56,30' северной широты и 033°00,60' восточной долготы, глубины акватории морского порта не превышают семи метров. Большие глубины на подходных фарватерах обеспечивают доступность для подхода судов разного класса - от Miшbulkers до Panamax.

По итогам 2020 года грузооборот порта Мурманск составил 56,14 млн тонн, что на 9,3% меньше, чем в 2019 году (61,9 млн тонн), в том числе сухих грузов было перевалено 23,8 млн тонн, наливных грузов - 32,4 млн тонн, на последние пришелся и наибольший объем снижения. Вместе с тем прошлый год стал знаковым для порта с точки зрения развития перевалки важнейшего продукта Российского экспорта -сжиженного природного газа (СПГ): был введен временный рейдовый перегрузочный комплекс (ВРПК) СПГ и впервые в России произведена перегрузка СПГ по технологии «борт-борт» [3].

Границы морского порта Мурманск установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1535-р [4]. В связи с ростом перевалки СПГ и вводом в эксплуатацию ВРПК СПГ «Кильдин Восточный» распоряжением правительства РФ от 20.09.2019 года №2138-р [5] в границы морского порта были внесены изменения, в границы включены три водных участка. ВРПК объединяет три рейдовых причала. У двух из них могут швартоваться газовозы типа Yamalmax длиной 300 метров, шириной 50 метров и осадкой 13 метров. Созданный в Мурманске перегрузочный комплекс позволит обеспечить круглогодичную перегрузку СПГ с танкеров усиленного ледового класса, прибывающих из Российской Арктики на конвенциональные суда, что должно стать важным шагом в развитии поставок российского СПГ на мировые рынки.

Сегодня происходит новый исторический этап развития Российской Арктики. В настоящий момент этот регион дает более 10% ВВП и свыше 20% экспорта России. Именно поэтому интерес государства и инвесторов к портам СМП, а в частности к порту Мурманск, возрастает.

За последние 6 лет грузопоток СМП увеличился в 8 раз. В 2019 году стоимость грузов, перевезенных по СМП преодолела историческую планку в 1 триллион рублей. Прогноз к 2024 году таков, что стоимость грузов может достигнуть двух триллионов рублей. Растет не только эффективность арктических проектов, но и конкурентоспособность Северного морского пути. По итогам «карантинного» 2020 года грузооборот морских портов Арктического бассейна составил более 87 млн. тонн, из них на грузооборот порта Мурманск пришлось более 56 млн. [6].

Несмотря на общий спад промышленного производства грузопотоки по СМП растут. По итогам 2019 года по СМП перевезено 31 млн. тонн груза, в 2020 году - 33 млн. тонн, учитывая сложности «ковидного» периода.

Не смотря на рост грузоперевозок по СМП, по версии РБК, поставленная Президентом РФ в майских указах 2019 года задача по увеличению грузопотока по Северному морскому пути к 2024 году до 80 млн тонн, вряд ли будет реализована [7]. В качестве причины называлось снижение прогнозов поставки угля и нефти в Арктике. В связи с этим было предложено скорректировать план по объемам грузоперевозок до 60 млн. тонн. Но в нормативных документах плановый показатель пока не снижен.

Северный морской путь имеет все предпосылки стать глобальной зеленой судоходной артерией, поскольку на транспортировку товаров из Европы в Азию и обратно тратится меньше топлива и ресурсов, чем при транспортировке через Суэцкий канал. Ледоколы на атомной тяге не дают выбросов, и не было случаев аварий с ними. У России имеется огромный опыт их строительства и эксплуатации, вводятся в эксплуатацию ледоколы работающие на более экологически чистом сжиженном

природном газе (СПГ).Развитие СМП ориентировано в значительной степени на экспорт сжиженного газа и будет вносить реальный вклад в оздоровление энергетических балансов Европы и Азии. СМП позволяет укреплять не только диверсификацию поставок энергоносителей, повышая энергобезопасность регионов, но также транспортную безопасность, имеет меньше политических уязвимостей, чем южные маршруты, пролегающие через неспокойные регионы.

Существующие тенденции и прогноз развития обстановки в Арктическом регионе свидетельствуют о том, что он все чаще сталкивается с глобальными вызовами и угрозами, которые носят трансграничный характер(климатические изменения, нарушение границ, незаконная миграция, увеличение объемов добычи природных ресурсов, отток населения из небольших населенных пунктов, риск проникновения членов террористических организаций в регион и другие возможные угрозы безопасности. В этой связи важно проработать возможность создания механизма коллективного реагирования на новые вызовы и новые возможности для сотрудничества в регионе [8].

При таком интересе к Арктике, в целом, и к увеличению грузопотока через Северный морской путь, в частности, сложно недооценить роль незамерзающего порта Мурманск. Для достижения прогнозируемых результатов требуется реализация соответствующих проектов. Так, на протяжении последнего десятилетия ведется работа над формированием Мурманского транспортного узла, который будет сочетать и морской транспорт, и железную дорогу. «Это будет ключевой для Арктики инфраструктурный хаб, который обеспечит работу Северного морского пути и функционирование всей экономики региона», - заместитель Главы Комитета Совета Федерации по экономической политике К. Долгов [9].

Длина Северного морского пути от пролива Карские ворота до бухты Провидения составляет 3024 морских мили. СМП проходит вдоль Северных берегов России по морям Северного ледовитого океана, это кратчайший путь из крупнейших портов Азии в Европу и обратно.

21 декабря 2019 года Правительство РФ приняло распоряжение №3120-Р «Об утверждении плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» [10].

Таким образом, к 2035 году Правительство и дирекция СМП планируют создать так называемый Северный морской транзитный коридор (СМТК) в который, помимо портов СМП, войдут еще порты Мурманск, Архангельск, Онега, Кандалакша - на западе и Петропавловск-Камчатский - на востоке.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) конкретизирует мероприятия, выполнение которых необходимо для достижения плановых показателей и предусматривает, в частности, комплексное развитие морского порта Мурманск и создание в Мурманской области береговых баз для обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути [11]. Документ утвержден Указом Президента РФ Путина В.В. № 645 от 26.10.2020 «О Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [12]. Основными направлениями реализации указанной Стратегии являются:

- комплексное развитие морского порта Мурманск - единственного незамерзающего порта в Арктике, развитие Мурманского транспортного узла как мультимодального транспортного хаба, строительство на территории этого порта новых терминалов и перевалочных комплексов;

- создание и развитие предприятий морехозяйственного сервисного комплекса осуществляющих ремонт, снабжение и бункеровку судов, развитие береговых баз в целях оказания на конкурентной основе услуг компаниям осуществляющим судоходство в акватории Северного морского пути и реализующим проекты в Арктической зоне;

- создание и развитие центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, предназначенных для производства, хранения и отгрузки сжиженного природного газа , создание и развитие предприятий , осуществляющих ремонт и обслуживание морской техники и оборудования используемых для освоения морских месторождений углеводородного сырья;

- развитие рыбохозяйственного комплекса (с учетом необходимости сохранения и развития ресурсного потенциала рыбного хозяйства) , техническое перевооружение перевооружение предприятий, включая строительство судов, ввод новых мощностей по глубокой переработке водных биологических ресурсов на современной технологической и организационной основе, а также развитие аквакультуры.

Осуществление реализации стратегии запланировано в 3 этапа:

1) первый этап 2020-204 гг - ориентирован на обеспечение социальных потребностей населения (повышение качества и доступности медицинского и образовательного блока);

2) второй этап 2025 - 2030 гг - предусматривает обеспечение конкурентоспособности отраслей экономики Арктической зоны с учетом действия специального экономического режима, потребностей инвесторов условий осуществления экономической деятельности в Арктике;

Одной из главных задач в этот период должна стать реализация возможности круглогодичного судоходства на протяжении всей акватории Северного морского пути, постройка дополнительного одного универсального атомного ледокола проекта 22220 и двух ледоколов проекта «Лидер», начало строительства портов-хабов для перевалки международных контейнерных грузов;

3) Начало реализации программы развития судоходства в бассейнах рек Арктической зоны.

При этом, согласно целевым показателям, приведенным в приложении к Стратегии, объем перевозок грузов в Акватории Северного морского пути к 2030 году должен увеличиться до 90 млн тонн в год, а к 2035 году - до 130 млн тонн в год.

Цели данной стратегии согласуются с другим нормативным документом -Транспортной стратегией РФ до 2030 года, Федеральным проектом «Морские порты России» в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

На сегодняшний день реализуется I этап строительство железнодорожной линии станция Выходной - мостовой переход через реку Тулома - станция Мурмаши 2 -станция Лавна. Начало реализации этапа март 2014 года, плановый срок завершения -31 декабря 2021 года.

Кроме того, на западном берегу Кольского залива реализуется ряд инвест-проектов, нуждающихся в железнодорожной инфраструктуре:

- строительство АО «Инфотек Балтика» терминала навалочных грузов «Тулома» мощностью до 4 млн тонн минеральных удобрений в год с перспективой увеличения мощности до 10 млн тонн в год;

- строительство АО «Норебо Холдинг» терминала «Ударник» для перевалки рыбной продукции и обработки нефконтейнеров в общем объеме до 1,5 млн тонн в год;

- создание комплексной базы обеспечения шельфовых проектов ООО «Газпром нефть шельф».

Заявляет о своей потребности в железнодорожной инфраструктуре и компания «Новатэк - Мурманск», создающая Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в с. Белокаменка.

Минтрансом РФ ведется работа по переформатированию проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» для оптимального варианта завершения его реализации с учетом ключевой роли проекта в развитии Арктической зоны РФ. Речь идет не только об экономических интересах Мурманской области, но и о защите геополитических интересов страны», - А.Чибис, губернатор Мурманской области [13].

В апреле 2020 года началась реализация проекта по реконструкции причала №2 грузового района №1. Предположительно работы должны быть завершены в 2022 году, объем инвестиций составит свыше 1 млрд. рублей. После реконструкции порт сможет принимать суда шириной до 32 м и длиной до 229 м, в том числе типа «Panamax».

Таким образом, у Мурманского морского торгового порта есть огромный и не реализованный потенциал, как в сфере международной океанской логистики, так и в качестве узловой точки Севморпути.

Для Мурманской области режим особой экономической зоны не вводился, однако она полностью входит в состав Арктической зоны РФ, на территории которой

для резидентов действуют преференции в рамках ФЗ от 13.07.2020 года «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

Кроме того, ряд льгот введен на региональном уровне, например, ООО «Морской терминал Тулома», получив статус резидента Арктики, получил право на безвозмездное пользование земельного участка под строительство терминала для перевалки. Остается надеяться, что интерес инвесторов, с учетом поддержки, оказываемой государством и регионом, несмотря на кризисные явления в экономике, не угаснет и начатые проекты будут завершены, что приведет к развитию Арктического региона и создаст благоприятные условия для увеличения грузооборота через Северный морской путь.

Пристатейный библиографический список:

1. Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт.//Сост. Глухов А.Б., Жалнин Д.Е., Кордов Д.В. - Мурманск: РУСМА (ИП Глухов А.Б. 2018). - С. 144. Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/GluhovAB/Lyachnitsky_Nachalo_bolshogo_puti/10-11ЛМех.Ыт1.

2. Сайт Мурманского морского торгового порта [электронный ресурс] http://www.mapm.ru/Port/Murmansk

3. Морской порт Мурманск: изменчивый и неизменный.//Морские порты. 2021. №1. С. 15.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1535 -р «Об установлении границ морского порта Мурманск (Мурманская область)»// Собрание законодательства РФ, 26.10.2009, № 43, ст. 5135.

5. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2138-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1535 -р»// Собрание законодательства РФ, 30.09.2019, № 39, ст. 5468

6. Арктика: наращиваем и преодолеваем. Заметки на полях форума «Арктика: настоящее и будущее - 2020» // Морской флот. 2020. №6.

7. Сайт информационного агентства [электронный ресурс] https://www.rbc.ru/newspaper/2020/09/11/5f589b189a794752254570fb

8. Корчунов Н.В. Артика - зона мира и сотрудничества. // Арктика. Экология и экономика. 2020. №3. С. 4-10.

9. Арктика: наращиваем и преодолеваем. Заметки на полях форума «Арктика: настоящее и будущее - 2020». //Морской флот. 2020. №6. С. 12.

10. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2019 N 3120-р «Об утверждении Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года»// Собрание законодательства РФ, 06.01.2020, № 1 (часть II), ст. 112.

11. Сайт «RusCable.ru» [электронный ресурс] https://mobile.ruscable.ru/news/2020/10/27/Strategiya_razvitiya_Arktiki_predusmatrivaet_razvi/

12. Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ, 02.11.2020, № 44, ст. 6970.

13. Мощность мурманского транспортного узла вырастет до 100 млн тонн.//Морские порты.

2020. №9. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.