Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ'

ТРАНСПОРТНОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
303
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ ХОД / ВОСТОЧНЫЙ УЧАСТОК / ЯНАО И КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шепитько Таисия Васильевна, Зайцев Андрей Александрович, Тенирядко Надежда Ивановна, Бучкин Виталий Алексеевич

В ходе научного сопровождения проектирования, строительства и эксплуатации, а также прогнозирования развития транспортной инфраструктуры в Арктическом регионе учеными РУТа (МИИТа) предложена методика отработки новых конструктивно-технологических решений посредством их апробации на небольшом участке трассы, получившем статус опытно-экспериментального; предложен ряд решений, которые могут учитываться и использоваться в ходе развития транспортной инфраструктуры в Арктике. В последние годы предпринят ряд экспедиций для изучения особенностей условий строительства транспортных объектов, включая климатические и инженерно-геологические, а также фактическое состояние существующих транспортных объектов (Полярная магистраль Салехард - Игарка): обследовательские экспедиции 2005, 2012 гг.; совместные экспедиции с Русским географическим обществом с участием ученых Института пути, строительства и сооружений РУТа (МИИТа) в Арктическом регионе в 2019 - 2021 гг., в ходе последних организована сеть геомониторинга; получены данные по температурам в воздушной среде и в приповерхностной зонах грунтовой среды; проведены лабораторные и полевые испытания грунтов; даны рекомендации по особенностям строительства транспортных объектов, включая возведение земляного полотна, с использованием различных вариантов технических и конструктивно-технологических решений. Целью статьи является обобщение опыта освоения северных территорий за счет развития транспортных коммуникаций и апробации новых конструктивно-технологических решений по сооружению земляного полотна на опытно-экспериментальном участке трассы. Представленный в настоящей статье подход может быть использован для формирования эффективной Высокоширотной российской транспортной системы в Арктической зоне РФ с прогнозированием трендов ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шепитько Таисия Васильевна, Зайцев Андрей Александрович, Тенирядко Надежда Ивановна, Бучкин Виталий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES OF RUSSIA

In the course of scientific support of design, construction and operation, as well as forecasting the development of transport infrastructure in the Arctic region, RUT (MIIT) scientists have proposed a methodology for working out new design and technological solutions by testing them on a small section of the route that has received the status of experimental; a number of solutions have been proposed that can be taken into account and used during the development of transport infrastructure in the Arctic. To verify the university's developments, a number of expeditions were undertaken to study the features of the conditions of construction of transport facilities, including climatic and engineering-geological, as well as the condition of existing transport facilities (the Salekhard - Igarka Polar Highway): survey expeditions in 2005, 2012; joint expeditions with the Russian Geographical Society with the participation of scientists from the Institute of Roads, Construction and Structures of the Russian Institute of Transport (MIIT) in the Arctic region in 2019 - 2021, during which a geomonitoring network was organized; data on temperatures in the air, near-surface zones and in the ground environment were obtained; the analysis of the ground environment was carried out; recommendations were given on the specifics of the construction of transport facilities, including the construction of the roadbed, using different variants of technical and structural and technological solutions. The purpose of the article is to generalize the experience of the development of the northern territories through the development of transport communications and the testing of new structural and technological solutions for the construction of the roadbed by means of a local section of the highway in the status of a pilot site. The approach presented in this article can be used to form a methodology for solving the problem of creating an effective High-latitude Russian transport system in the Arctic zone of the Russian Federation with forecasting trends in its development.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ»

Вильгельм Александр Сергеевич

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.

Тел.: +7-983-528-93-74.

E-mail: [email protected]

Шкулов Андрей Иванович

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Аспирант кафедры «Теоретическая электротехника», ОмГУПС.

Тел.: + 79236954613.

E-mail: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Vilgelm Aleksandr Sergeevich

Omsk State Transport University (OSTU).

35, K. Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, Assistant Professor of the department «Rolling stock of electric railways».

Phone: +7-983-528-93-74.

E-mail: [email protected]

Shkulov Andrey Ivanovich

Omsk State Transport University (OSTU).

35, K. Marx av., Omsk, 644046, the Russian Federation.

Postgraduate student of the department «Theoretical electrical engineering», OSTU.

Phone: + 79236954613.

E-mail: [email protected]

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Комяков, А. А. Разработка алгоритма совместных тяговых и электрических расчетов с учетом характеристик и параметров участков и поездной ситуации / А. А. Комяков, А. С. Вильгельм, А. И. Шкулов. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2021. - № 3 (47). - С. 106 - 115.

Komyakov A. A., Vil'gel'm A. S., Shkulov A. I. Algorithm for joint traction and electric calculations of traction power supply system with considering the parameters of railway sections and training situation. Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 3 (47), pp. 106 - 115 (In Russian).

УДК 625.1+624.139.6

Т. В. Шепитько, А. А. Зайцев, Н. И. Тенирядко, В. А. Бучкин

Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), г. Москва, Российская Федерация

ТРАНСПОРТНОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

Аннотация. В ходе научного сопровождения проектирования, строительства и эксплуатации, а также прогнозирования развития транспортной инфраструктуры в Арктическом регионе учеными РУТа (МИИТа) предложена методика отработки новых конструктивно-технологических решений посредством их апробации на небольшом участке трассы, получившем статус опытно-экспериментального; предложен ряд решений, которые могут учитываться и использоваться в ходе развития транспортной инфраструктуры в Арктике.

В последние годы предпринят ряд экспедиций для изучения особенностей условий строительства транспортных объектов, включая климатические и инженерно-геологические, а также фактическое состояние существующих транспортных объектов (Полярная магистраль Салехард - Игарка): обследовательские экспедиции 2005, 2012 гг.; совместные экспедиции с Русским географическим обществом с участием ученых Института пути, строительства и сооружений РУТа (МИИТа) в Арктическом регионе в 2019 - 2021 гг., в ходе последних организована сеть геомониторинга; получены данные по температурам в воздушной среде и в приповерхностной зонах грунтовой среды; проведены лабораторные и полевые испытания грунтов; даны рекомендации по особенностям строительства транспортных объектов, включая возведение земляного полотна, с использованием различных вариантов технических и конструктивно-технологических решений.

Целью статьи является обобщение опыта освоения северных территорий за счет развития транспортных коммуникаций и апробации новых конструктивно-технологических решений по сооружению земляного полотна на опытно-экспериментальном участке трассы.

Представленный в настоящей статье подход может быть использован для формирования эффективной Высокоширотной российской транспортной системы в Арктической зоне РФ с прогнозированием трендов ее развития.

Ключевые слова: транспорт, транспортная доступность, инфраструктура железных дорог, Северный широтный ход, Восточный участок, ЯНАО и Красноярский край.

Taisiia V. Shepitko, Andrei A. Zaytsev, Nadezhda I. Teniryadko, Vitalii A. Buchkin

Russian Transport University (RUT (MIIT)), Moscow, the Russian Federation

TRANSPORT DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES OF RUSSIA

Abstract. in the course of scientific support of design, construction and operation, as well as forecasting the development of transport infrastructure in the Arctic region, RUT (MIIT) scientists have proposed a methodology for working out new design and technological solutions by testing them on a small section of the route that has received the status of experimental; a number of solutions have been proposed that can be taken into account and used during the development of transport infrastructure in the Arctic.

To verify the university's developments, a number of expeditions were undertaken to study the features of the conditions of construction of transport facilities, including climatic and engineering-geological, as well as the condition of existing transport facilities (the Salekhard - Igarka Polar Highway): survey expeditions in 2005, 2012; joint expeditions with the Russian Geographical Society with the participation of scientists from the Institute of Roads, Construction and Structures of the Russian Institute of Transport (MIIT) in the Arctic region in 2019 - 2021, during which a geomonitoring network was organized; data on temperatures in the air, near-surface zones and in the ground environment were obtained; the analysis of the ground environment was carried out; recommendations were given on the specifics of the construction of transport facilities, including the construction of the roadbed, using different variants of technical and structural and technological solutions.

The purpose of the article is to generalize the experience of the development of the northern territories through the development of transport communications and the testing of new structural and technological solutions for the construction of the roadbed by means of a local section of the highway in the status of a pilot site.

The approach presented in this article can be used to form a methodology for solving the problem of creating an effective High-latitude Russian transport system in the Arctic zone of the Russian Federation with forecasting trends in its development.

Keywords: Transport, transport accessibility, railway infrastructure, Northern latitudinal course, Eastern section, Yamalo-Nenets Autonomous District and Krasnoyarsk Territory

Введение. Экономическое развитие России, территория которой охватывает 11 часовых поясов, и ее государственная целостность тесно связаны с необходимостью постоянного развития транспортной инфраструктуры. Именно на решение этой стратегической задачи направлен ряд документов государственно-стратегического планирования и транспортно-экономи-ческого развития страны, в том числе Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. [1] и ее новая редакция с прогнозом на период до 2035 года, утверждена Правительством России в 2021 г. (26.11.2021); Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года [2], в которой в качестве инструмента реализации указывается «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» [3]; Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [4].

Из перечисленных документов следует, что одним из основных способов повышения конкурентоспособности отечественной экономики как важной задачи, стоящей перед государством, является реализация качественных транспортных услуг и использование географического положения страны. При этом основным направлением Стратегии [2] является полицентрическое развитие, направленное на увеличение числа центров экономического роста в Арктической зоне, которую в настоящее время отличает узкоспециализированная экономика, недостаточно развитый рынок труда, низкий уровень инвестиций в инфраструктуру, недостаточная транспортная связанность с административными центрами страны. В результате остается нереализованным высокий транзитный потенциал Российской Федерации.

При этом понятно, что неотъемлемой частью торговых отношений между странами Восточной Азии, Россией и странами Европы (маршруты и плотность следования судов показаны на рисунке 1) является Северный морской путь, который связывает Тихоокеанский и Североатлантический бассейны.

Рисунок 1 - Маршруты и плотность следования судов вокруг Евразийского континента 2019 - 2020 гг.

(сайт www.marinetraffic.com)

Северный морской путь (СМП) имеет существенный недостаток - замерзающие в зимнее время порты. Поэтому для обеспечения всесезонного транспортного сообщения должна быть развита транспортная инфраструктура и иметь, в дополнение к СМП, следующие элементы: тяготеющий к нему железнодорожный Северный широтный ход (СШХ) по маршруту Салехард - Надым - Коротчаево и далее Игарка - Норильск - Дудинка, меридиональные железнодорожные и речные маршруты (см. рисунок 1). В комплексе они позволят сформировать национальную высокоширотную транспортную систему России в Арктике, интегрированную в систему международных транспортных коридоров.

Предпосылки развития железных дорог на Крайнем Севере. На факт необходимости развития путей сообщения в Арктике обращали внимание государственные деятели нашей страны еще в XIX веке. В 1858 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский представил фантастический для того времени проект от Волги до Байкала [5]. Полковник Генерального Штаба Николай Волошинов в 1890 г. в собрании Русского географического общества (РГО) утверждал о необходимости сделать Сибирь такой частью России, чтобы люди при этом не ощущали «гнета громадных расстояний» [6].

Председатель комитета финансов (1911 - 1915 гг.) Витте С. Ю. изложил свое видение освоения северных территорий и пути решения этого вопроса в виде конспекта лекций о народном и государственном хозяйстве (1912 г.) [7].

Идеи строительства Северного широтного хода нашли свое отражение в зарисовках Александра Борисова в 1894 г., когда он предпринял путешествие на север на корабле «Ломоносов». По его мнению, Северный широтный ход должен со временем обогнать по перевозкам Северный морской путь, ему казалось возможным соединить железную дорогу с Китаем и через Берингов пролив с Америкой; Борисов А. А. первым использовал слово «ход» для сухопутной магистрали, чтобы подчеркнуть разницу с морским «путем» [8].

На рубеже XIX и XX вв. транспортная проблема нашей страны была решена строительством Транссиба. Тем самым были заложены основы устойчивого функционирования развития экономики, сформированы условия для интеграции населения не только в хозяйственные процессы, но и в формирование особой модели культурной среды [9].

Двадцатый век для нашей страны - это век развития инфраструктуры в арктических регионах (в Заполярье), становление точек роста и их транспортной доступности.

Современная история экспедиций в регион началась с 20-х гг. XX в. деятельностью первооткрывателя Норильска (рисунок 1, а), исследователя Таймыра, Хатангского залива, полуострова Юрунг-Тумус, бухты Нордвик и других географических объектов Николая Урванцева

[10]. Урванцев Н. Н. проводил в том числе экспедиции на тракторах из Дудинки в Норильск [9, 10] - рисунок 2. В истории Северного морского пути, описанной Михаилом Беловым, отмечено, что при геологоразведочных работах уже в то время использовались геофизические методы. Для охвата больших площадей в низовьях Енисея еще в 1939 г. широко применялись такие методы, как гравитационная разведка, сейсмометрия, магнитометрия и электроразведка

[11].

Дом-музей Н. Н. Урванцева постройки 1921 г. Схема линии Салехард - Игарка,

в Норильске (фото Зайцева А. А. 2019 г.) 1949 - 1953 гг.

Рисунок 2 - Дом-музей Н. Н. Урванцева и схема линии Салехард - Игарка

С открытием полезных ископаемых в северных арктических районах вопрос о развитии сети железных дорог становится первостепенным. После окончания Великой Отечественной войны в 1947 г. тяжелым трудом заключенных началось строительство Трансполярной магистрали (501-я и 503-я стройки) от станции Чум (Республика Коми) до города Игарки Красноярского края (рисунок 1, б). Значительная часть инфраструктуры дороги была возведена по облегченным нормам даже для того времени, но потребовала значительных средств на ее завершение и ввод в эксплуатацию. В 1953 г. решением правительства строительство прекратилось, а в эксплуатацию был сдан только участок Чум - Лабытнанги западнее р. Обь.

Особенности железнодорожного строительства в условиях российского Заполярья. Из современного опыта освоения ряда месторождений следует, что железная дорога в силу ее всесезонности в сложных природных условиях Арктики является наилучшей альтернативой всем другим средствам сообщения при разработке природных месторождений.

Обращаясь к опыту строительства железных дорог на полуострове Ямал, можно отметить более сложные природно-климатические условия полуострова, чем в направлении Надым-Пур-Тазовского района. Это накладывает особые ограничения и требования к развитию транспортной инфраструктуры, которые были выявлены в ходе научного сопровождения строящихся на Ямале железнодорожных линий. В частности, ученые РУТа (МИИТа) выполняли и выполняют научное сопровождение проектирования, строительства и эксплуатации Ямальской железнодорожной линии Обская - Бованенково - Карская, начиная с 1986 г. Уникальность этой линии состоит не только в том, что она построена за Полярным кругом, но и в том, что при ее строительстве многие решения были предложены учеными впервые . При проектировании и строительстве этой линии необходимо учитывать условия сохранения многолетне-мерзлых грунтов в основании. Для обеспечения устойчивости насыпей была разработана и применена послойная система термоизоляции грунтовых слоев в обоймах из геосинтетических материалов.

Как и при строительстве Байкало-Амурской магистрали (БАМа), часть первоначально принятых решений при строительстве железнодорожной линии Обская - Бованенково - Карская корректировали в ходе выполнения работ в связи с выявлением новых особенностей, возможностей подрядных организаций, накоплением опыта. Эти решения, принятые в ходе научного сопровождения, отрабатывались непосредственно в ходе строительства и имели целью оптимальное или близкое к оптимальному использование ресурсов. В целях ускорения внедрения новых конструктивно-технологических решений учеными было предложено отрабатывать последние на экспериментальном участке (разъезд Хралов - ст. Сохонто). Затем наиболее эффективные из них распространять на последующие участки трассы.

К таким решениям можно отнести замену металлических гофрированных труб на гладкие газовые стальные трубы; замену массивных лекальных бетонных блоков под концевыми участками труб на противофильтрационные экраны из цементно-грунтовой смеси; использование специальных «продухов», в том числе с применением каркасных габионных конструкций; технологию укладки труб с устройством основания из крупнообломочных грунтов а также устройством фундамента опор мостов из буронабивных свай с обсадными трубами и камуфлетными уширенными [12].

Одной из проблем, возникающих при производстве работ в Арктической зоне РФ, в частности, на полуострове Ямал, являются внезапные изменения погоды, влекущие за собой остановку работы или необходимость выполнения дополнительных объемов работ. Например, снежные заносы создают дополнительные объемы работ по расчистке снега перед выгрузкой балласта [13].

На рисунке 3 приведены относительные стоимостные показатели строительства некоторых железных дорог в северных районах и их протяженность [14].

Обская - Бованенково

499. Я

Паюта - Бованенково

321.9

Уренгой - Ягельная

Строительная стоимость общая, проценты

80 0

Ягельная - Ямбург

234.4

0.22

1.00 0.64 ймбург

0.08

Г| чщта-Бовэнениоео Нгельнид

О 100 200 300 400 500

Строительная длина, км

Рисунок 3 - Протяженность и относительные стоимостные показатели строительства некоторых железных дорог в северных районах

Значительные объемы земляных работ на этих линиях приводят к их высокой стоимости, достигающей 50 % от общей стоимости строительства железной дороги. Так, затраты на эксплуатацию машин, занятых на земляных работах, в этих условиях составляют около 85 % от себестоимости разработки грунта [14]. Отсюда ясно, что одним из реальных путей снижения себестоимости производства работ в сложных природных условиях Арктики является использование обоснованных конструктивных, организационно-технологических решений в сочетании с рациональным использованием технических средств, максимально пригодных для работы в условиях Заполярья.

Систематическая и целенаправленная работа по исследованию и получению обобщенных результатов, которые можно было использовать при строительстве железных дорог в сложных инженерно-геологических и природно-климатических условиях, была начата в 50-е гг. [15 -18]. Работы проводились сотрудниками ВНИИ транспортного строительства (ЦНИИСа) и принадлежащих ему Сковородинской (Тындинской) мерзлотной станции и Новосибирского филиала института (СибЦНИИСа). Широко известны труды сотрудников лабораторий сооружения и конструкций земляного полотна, водоотводных и противоналедных сооружений, инженерного мерзлотоведения, сооружения железнодорожного пути в заполярной тундре, сооружения верхнего строения пути.

Разработка технологических схем отсыпки земляного полотна, монтажа водопропускных сооружений, устройства верхнего строения пути в сложных природно-климатических условиях велась институтом ВПТИТрансстрой, проектирование производства работ осуществлялось трестами, выполнявшими соответствующие виды работ - Ямалтрансстроем, Севстрой-механизацией, Тюменьтрансстроем и др. Так, было установлено, что, несмотря на отсутствие противодеформационных мероприятий, направленных на сохранение мерзлого состояния грунтов, земляное полотно не всегда было подвержено деформациям. Они возникали в местах скопления поверхностных вод вблизи земляного полотна, если водоотводные сооружения были в неисправном состоянии, или в случае использования для сооружения земляного полотна переувлажненных глинистых грунтов, а также при отсутствии укрепления откосов и недостаточной толщине балластного слоя.

К 1962 г. были регламентированы вопросы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог в районах вечной мерзлоты на основе опыта строительства железных дорог в Заполярье, в том числе в условиях тундры [17], проявилась необходимость более детального изучения ряда вопросов, в том числе способов механизированной разработки мерзлых грунтов. Были выполнены методические разработки и решен ряд вопросов по конструкциям земляного полотна, противодеформационным мероприятиям, по технологии механизированного производства земляных работ. Их обоснованность была проверена позже при выполнении проектно-изыскательских и строительных работ при сооружении Байкало-Амурской магистрали. Были изданы рекомендации и справочники в помощь строителям БАМа [18 - 20]. В ряде работ кроме предложений по конструкциям земляного полотна и способам сохранения вечной мерзлоты (строительство по принципу I) даны указания по времени производства земляных работ. Но, как и в работах, вышедших в 30-х - 40-х гг. XX в., в этой работе здесь также отсутствовала технико-экономическая оценка и указание на необходимость рассмотрения нескольких альтернативных вариантов, обеспечивающих эксплуатационную надежность земляного полотна.

В 70-х - 80-х гг. в качестве основной причины наиболее распространенного вида деформаций уже четко указывается оттаивание многолетнемерзлых (вечномерзлых) грунтовых оснований (ММГ (ВМГ)) вследствие нарушения их естественного теплового режима. Появляются исследования по усовершенствовании технологии работ по устройству водоотводных канав типовой конструкции, принимается принципиально новое техническое решение - поперечный пропуск поверхностной воды (взамен продольного отвода по водоотводным канавам) с помощью фильтрующих насыпей и дренирующих прорезей.

Практика хозяйственного освоения районов с ММГ привела к необходимости развития теории об общих закономерностях развития мерзлых пород и ее практической реализации в виде инженерного мерзлотоведения, где изучаются изменения мерзлотных условий при строительстве на ММГ.

Следует особо выделить работы, которые выполнил Цернант А. А., который обосновал возможность использования мерзлых грунтов для возведения земляного полотна в криолито-зоне и изложил методы управления тепловыми процессами в рамках экосистемного подхода; предложил апробированные им на железнодорожных линиях Ягельная - Ямбург и Обская -

Бованенково организационно-технологические схемы сооружения земляного полотна, которые позволили перейти к круглогодичному строительству с перераспределением технологических операций по сезонам года. Эти схемы позволили увеличить долю объемов земляных работ, выполняемых в зимнее время, до 60 - 70 %.

Современное экспедиционное изучение транспортных объектов в ЯНАО и на севере Красноярского края. Аношкин Д. С. (подразделение промышленной логистики и аутсорсинга АО «РЖД) на Форуме Ассоциации полярников в декабре 2020 г. отметил, что для эффективного функционирования СМП, который имеет протяженность в 5770 морских миль, необходима эффективная его «поддержка» за счет работы портов Запада и Востока: Мурманск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, а также на пути следования судов: Варандей, Сабетта (рисунок 4), Дудинка, Тикси, Певек. Активное наполнение объемов перевозок в направлении на восток происходит за счет сжиженного природного газа, железорудного концентрата, сырой нефти, газоконденсата. С востока на запад идут уголь, светлые нефтепродукты, контейнерные грузы, в пределах России - перевозки никелевого файнштейна из Норильска в Мурманск на переработки. Маршруты и плотность следования судов вокруг полуострова Ямал в 2019 - 2020 гг. показаны на рисунке 4.

Для развития железнодорожных перевозок в Арктическом регионе, в частности, в ЯНАО, появления «связующего звена» между Северной и Свердловской железными дорогами важнейшее значение имеют развитие и реализация проекта СШХ, основными целями которого являются обеспечение пропуска до 24 млн т груза, сокращение протяженности транспортных маршрутов от месторождений к северным портам, а также развитие Арктической зоны Российской Федерации - уход от так называемого «Нулевого варианта» [21].

Будущие вызовы - это возвращение к активному строительству в Междуречье Пур -Таз - Енисей и на правобережье Енисея. Так, в октябре 2020 г. состоялось открытие автодорожного Пуровского моста, важного для региона объекта, который был построен за два года. Этот мост через реку Пур обеспечивает круглогодичное сообщение с «Большой землей» для жителей поселка Уренгой, Тазовского и Красноселькупского районов, где проживают около 20 тыс. человек. Кроме того, обеспечивается непрерывный доступ к 50 месторождениям для нефтегазовых компаний [22].

Рисунок 4 - Маршруты и плотность следования судов вокруг полуострова Ямал 2019 - 2020 гг.

(сайт www.marinetraffic.com)

Трасса железной дороги Чум - Салехард - Игарка протяженностью 1482 км на заболоченных пространствах, в тундре, в районах распространения многолетнемерзлых грунтов проходила через реки Обь, Надым, Пур, Таз, Енисей, через единственный небольшой город Обдорск (Салехард) и пять населенных пунктов (Янгиюган, Надым, Уренгой, Янов Стан). Строительство этой магистрали в период 1949 - 1953 гг. велось на основе имеющихся в то время скупых данных по мерзлотным грунтовым условиям. При сооружении земляного полотна нарушалось естественное состояние ММГ, в результате начиналось их обводнение и протаивание и, как следствие, деформации земляного полотна. В 1953 г., как уже отмечалось, строительство Полярной магистрали Салехард - Игарка было прекращено. И все же в 80-е гг. XX в. железная дорога пришла в регион. Участок железной дороги Тюмень - Сургут - Уренгой (Нижневартовск) стал транспортным стержнем всего края. Вслед за развитием инфраструктуры железной дороги началось строительство городов, автомобильных дорог, интенсивное освоение месторождений.

Возродился интерес к Полярной магистрали: в 2005 г. по поручению ОАО «РЖД» учеными РУТа (МИИТа) был обследован восточный участок Полярной магистрали Салехард -Игарка. Результаты этой масштабной экспедиции (в работе были задействованы три отряда, каждый из которых обследовал порученный ему участок магистрали) были представлены в книге Полярная магистраль [24]. Западный участок магистрали обследован по заказу Министерства транспорта России в 2012 г.

В начале 2019 г. руководством университета принято решение об участии сотрудников и ученых РУТа (МИИТа) в Трансполярной экспедиции Русского географического общества (РГО) - рисунок 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5 - Участники совместной Трансполярной экспедиции РГО, Института пути, строительства и

сооружений РУТа (МИИТа), осень 2019 г.

Перед экспедицией была поставлена задача выполнить рекогносцировку местности и организовать сеть геомониторинга возможной трассы железной дороги от Уренгоя к Норильскому промышленному району. В апреле этого же года результаты первого этапа экспедиции были доложены на заседании попечительского совета РГО с участием Президента России, а также в сюжетах телерадиокомпании РТР [25, 26].

Следует отметить, что вопросы проработки вариантов трассы от Уренгоя к Норильскому промышленному району требуют проведения общественных слушаний по данному проекту с участием местного населения: на севере Красноярского края, в частности, в Туруханском районе компактно проживают кеты (Келог), селькупы (Фарково, Баиха), эвенки (Советская Речка), долгане (Сургутиха). В ходе проведенных нескольких этапов Трансполярной экспедиции состоялись беседы с представителями населения и администрации Туруханска, Староту-руханска, Игарки и, конечно, Норильска. Оказалось, что необходимость и возможность строительства железной дороги в регион постоянно обсуждается и население надеется на положительную динамику в этом вопросе.

На маршруте экспедиции кроме создания геомониторинговой сети экспресс-методом выполнялись полевые исследования грунтов. Лабораторные испытания отобранных в ходе экспедиции образцов грунтов показали, что они имеют высокую влажность, что сказывается на прочностных свойствах глинистых грунтов.

Основным результатом проведенной экспедиции явилась организация сети геомониторинга; в ходе четырех этапов экспедиции с ее использованием получены температурные данные за две продолжительные зимы. Мониторинг осуществляется по 22-м скважинам, заложенным в ходе второго этапа экспедиции, с помощью регистраторов НОВО (рисунок 6).

Прос:1л маршрута, па спегобо.ютоходе «Тайга» Динамическое 'оптирование фунта

+5"С

- 27 октября 26 ноября

оас— 1г-Д--* -к.

25 января 25 февраля

осень / зима 2019 /2020

Temp, 'С Ермаиово Temp, "С Курейка -Temp, *С Туруханск, воздух)

б

Абрис температурного ряда (точки мониторинговой сети в Ермаково, Курейке, Туруханске)

Регистратор данных НОВО

Рисунок 6 - Работы, техника и оборудование экспедиций

Известно, что за последние 20 - 25 лет температура воздуха в Арктическом регионе повысилась на 0,2 - 2,5 °С. Повышение температуры в верхних горизонтах мерзлых пород за этот период достигает 1,0 - 1,5 °С и распространяется до глубины 60 - 80 м. Следует отметить влияние освоения территории на мерзлотно-геологические условия площадок застройки, которое состоит в основном в увеличении глубины деятельного слоя после возведения насыпей

а

в

и влажности из-за изменения условий поверхностного стока. Эти два явления характерны для освоенных территорий и приводят к существенным деформациям пучения малонагруженных свайных фундаментов, в частности, эстакад и других открытых сооружений.

В результате анализа полученных в ходе экспедиции с использованием сети геомониторинга графиков изменения температур грунтов и воздуха предлагается выделить три однородных зоны с соответствующими рекомендациями по принципам проектирования и строительства:

I зона - Норильск и Дудинка; по данным геомониторинга температур грунтов в районе Норильска получено, что датчик, установленный на глубине 0,5 м, регистрирует наиболее низкие отрицательные температуры из всех 22 скважин. В ходе этапа экспедиции 23.09.2019 в процессе бурения на глубине 3 м вскрылась серая глина с включением льда. Имеет место сплошное распространение многолетнемерзлых грунтов, их средняя температура составляет от -5 до -9 °С. Это позволяет рекомендовать к дальнейшему использованию в зоне Норильска и Дудинки I принцип проектирования и строительства объектов на многолетнемерзлых грунтах - с сохранением грунтов оснований сооружений в мерзлом состоянии.

II зона (тундра) - территории вблизи Сузунского, Ванкорского, Тагульского месторождений, Игарский район. В процессе бурения грунта при формировании геомониторинговой сети здесь на глубине 5 м были вскрыты грунты с включением льда, имеет место сплошное распространение ММГ с отдельными включениями таликов. Проектирование и строительство объектов здесь также рекомендуется по I принципу; в то же время с учетом долгосрочных прогнозов изменений климата возможна дальнейшая деградация мерзлых грунтов основания. В связи с этим для предотвращения деформаций следует применять технические решения, способствующие сохранению грунта в мерзлом состоянии, например, технологию термостабилизации с использованием сезонных охлаждающих устройств (СОУ). В период отрицательных температур холод аккумулируется в основании, и в летний период он поддерживает грунты в мерзлом твердом состоянии, из-за чего устойчивость сооружений существенно повышается.

III зона - Ермаково, Курейка, Туруханск, Уренгой, Русское месторождение и река Русская (зона достаточно обширная и в дальнейшем будет дифференцирована). Из всех 22 точек геомониторинга, организованных экспедицией, в данной местности получены самые высокие температуры грунтов и воздуха. В этой зоне установлено наличие прерывистой мерзлоты (встречаются талые участки). Имеет место высокотемпературная мерзлота: температура мерзлого грунта составляет от 0 до -2 °С. С учетом этого при проектировании и строительстве здесь рекомендуется и используется как I принцип, так и II - с допущением оттаивания ММГ и укреплением грунтов основания [27 - 29].

Таким образом, в ходе научного сопровождения проектирования, строительства и эксплуатации, а также прогнозирования развития транспортной инфраструктуры в Арктическом регионе учеными РУТа (МИИТа) предлагается использовать для отработки новых конструктивно-технологических решений их апробацию на небольшом участке трассы, переведя его в статус опытно-экспериментального. В случае успешной реализации эти решения могут учитываться и использоваться в ходе развития транспортной инфраструктуры в Арктике.

Предпринят ряд экспедиций для изучения особенностей условий строительства, включая климатические и инженерно-геологические, а также для оценки состояния существующих транспортных объектов (Полярная магистраль Салехард - Игарка). Это обследовательские экспедиции 2005, 2012 гг., а также совместные экспедиции с Русским географическим обществом с участием ученых Института пути, строительства и сооружений РУТа (МИИТа) в 2019 - 2021 гг., в ходе которых

организована сеть геомониторинга (22 скважины);

получены данные по температурам в воздушной, приповерхностной зонах и в грунтовой среде;

проведен анализ грунтовой среды, результаты которого отражены в отчете по основному этапу экспедиции;

даны рекомендации по особенностям строительства транспортных объектов, включая возведение земляного полотна, с использованием разных вариантов технических и конструктивно-технологических решений;

проанализированы варианты мероприятий по обеспечению устойчивости основания земляного полотна, показано влияние различных технологий усиления грунтов основания земляного полотна на их физико-механические и теплофизические характеристики;

уточнены особенности инженерно-геологических условий исследуемого региона.

Выполняемая учеными Института пути, строительства и сооружений РУТа (МИИТа) совместно с Русским географическим обществом работа позволит дать обоснованные рекомендации по вариантам развития новой железнодорожной линии Северный широтный ход (Салехард - Надым - Коротчаево) далее на северо-восток до Норильска и Дудинки.

Представленный в настоящей статье подход может быть использован для формирования методики решения задачи создания эффективной Высокоширотной российской транспортной системы в Арктической зоне РФ с прогнозированием трендов ее развития.

Коллектив авторов выражает благодарность Департаменту экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества (РГО), директору Департамента Чечулину Сергею Анатольевичу за организацию и реализацию экспедиций по проекту «Трансполярная магистраль» и неоценимую поддержку в развитии сотрудничества РГО и Российского университета транспорта (МИИТа).

Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р // garant.ru : сайт. -Текст : электронный. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94460/ (дата обращения: 25.10.2021).

2. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р // garant.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72074066/ (дата обращения: 25.10.2021).

3. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Утвержден распоряжением правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р // static.government.ru : сайт. - Текст : электронный. -URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 25.10.2021).

4. Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Утверждена Указом Президента РФ от 26.10.2020 № 645 // garant.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения: 25.10.2021).

5. Юдин, А. В. Транссибирская магистраль. Путеводитель / А. В. Юдин. - Москва : ООО «Красивая страна», 2007. - С. 5 - 14. - Текст : непосредственный.

6. Хобта, А. В. Строительство Транссиба: очерки истории (конец 19 - начало 20 в.) / А. В. Хобта. - Иркутск : Земля Иркутская, 2009. - 383 с. - Текст : непосредственный.

7. Витте, С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читаемых Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900 - 1902 гг. -Санкт-Петербург, 1912. - 572 с. - Текст : непосредственный.

8. Экономика современной Арктики: в основе успешности эффективное взаимодействие и управление интегральными рисками : монография / под научной редакцией В. А. Крюкова,

Т. П. Скуфьиной, Е. А. Корчак. - Апатиты : ФИЦ КНЦ РАН, 2020. - 245 с. - Текст : непосредственный.

9. Колумб Севера. Как Николай Урванцев нанес на карту русскую Арктику // lenta.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://lenta.ru/articles/2016/05/08/urvantsev/ (дата обращения: 25.10.2021).

10. Урванцев, Н. Н. Открытие Норильска / Н. Н. Урванцев. - Москва : Наука, 1981. -176 с. - Текст : непосредственный.

11. Белов, М. И. История открытия и освоения Северного морского пути / М. И. Белов. -Москва : Гидрометеорологическое издательство, 1969. - Т. 4. - 612 с. - Текст : непосредственный.

12. Строительство путей сообщения на Севере : научно-практическое издание / С. Я. Луц-кий, Т. В. Шепитько, П. М. Токарев, А. Н. Дудников. - Москва : ЛАТМЭС, 2009. - 286 с. -Текст : непосредственный.

13. Нак, И. В. Методы организации и технологии строительно-путевых работ в условиях Заполярья : специальность 05.23.11 «Проектировавие и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Нак Игорь Владимирович. - Московский гос. ун-т путей сообщения (МИИТ). - Москва, 2003. - 24 с. - Текст : непосредственный.

14. Жинкин, Г. Н. Особенности строительства железных дорог в районах распространения вечной мерзлоты и болот : учебное пособие / Г. Н. Жинкин, И. А. Грачев. - Москва : УМК МПС России, 2000. - 420 с. - Текст : непосредственный.

15. Суходольский, Б. И. О сооружении железнодорожного полотна в условиях северных районов области вечной мерзлоты / Б. И. Суходольский // Тр. ин-та мерзлотоведения АН СССР. - Москва : АН СССР, 1945. - Т. II. - 215 с. - Текст : непосредственный.

16. Перетрухин, Н. А. Вопросы проектирования и возведения железнодорожного земляного полотна в районах вечной мерзлоты / Н. А. Перетрухин // Вопросы транспортного строительства в районах вечной мерзлоты. Сообщение № 121. - Москва : ЦНИИС, 1968. -С. 5-23. - Текст : непосредственный.

17. Изыскания и проектирование трассы Байкало-Амурской магистрали / под ред. Д. И. Федорова. - Москва : Транспорт, 1977. - 280 с. - Текст : непосредственный.

18. Сессаревский, А. Н. Пособие строительному мастеру и производителю работ по укладке и балластировке пути / А. Н. Сессаревский, А. Р. Костюкович, И. Д. Уланцев. -Москва : Транспорт, 1978. - 183 с. - Текст : непосредственный.

19. Цвелодуб, Б. И. Наставление по сооружению земляного полотна и верхнего строения пути. Ч. 1. Земляное полотно. В помощь строителям БАМа / Б. И. Цвелодуб, Г. С. Переселен-ков, В. П. Чернавский. - Москва : Оргтрансстрой, Минтрансстрой, 1976. - 323 с. - Текст : непосредственный.

20. СП 25.13330.2012 (СниП II-18-76. Строительные нормы и правила. 4.II. Нормы проектирования). Гл. 18. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. - Москва : НИИОСП им. Герсеванова, 2012. - 118 с. - Текст : непосредственный.

21. Сценарии развития арктического региона (2020 - 2035 гг.) / К. С. Зайков, Н. А. Кондратов, Е. В. Кудряшова [и др.]. - Текст : непосредственный // Арктика и Север. - 2019. -№ 35. - С. 5-24.

22. Мост через реку Пур открылся на Ямале // trans.ru : сайт. - Текст : электронный. -URL: https://trans.ru/news/most-cherez-pur-v-yanao-otkroyut-16-oktyabrya (дата обращения: 25.10.2021).

23. Сериков, С. Г. Влияние температурных колебаний на условия проживания населения северных окраин Сибири. Современные проблемы регионального развития / С. Г. Сериков. -Биробиджан : Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН, 2016. - С. 471-474. - Текст : непосредственный.

24. Полярная магистраль / под общ. ред. Т. Л. Пашковой. - Москва : Вече, 2007. - 448 с. -Текст : непосредственный.

25. Выступление Сергея Шойгу на заседании попечительского совета Русского географического общества (23 апреля 2019 г., Санкт-Петербург). - Текст : электронный. - URL: https://www.rgo.ru/ru/article/vystuplenie-sergeya-shoygu-na-zasedanii-opechitelskogo-soveta-russ-kogo-geograficheskogo-4 (дата обращения: 25.10.2021).

26. Шадринцев, Б. Здесь проходил Семен Дежнев : «Вести Ямал» вместе с РГО отправились по пути легендарной 503-й стройки. Видеосюжет Вести - Ямал 24 апреля 2019 г. - URL: https://vesti-yamal.ru/ru/yjesti_jamal/istoriya177440 (дата обращения: 25.10.2021).

27. Перспективы развития транспортной инфраструктуры Арктического региона: участок от Уренгоя до Норильского промышленного района / Т. В. Шепитько, А. А. Зайцев [и др.]. -Текст : непосредственный // IX международный форум. Арктика: настоящее и будущее : сборник докладов. - Санкт-Петербург : АСПОЛ, 2019. - С. 220-224.

28. Организация сети геомониторинга для оценки возможности развития инфраструктуры железнодорожного транспорта / Т. В. Шепитько, А. А. Зайцев, И. В. Нестеров [и др.]. - Текст : непосредственный // X международный форум. Арктика: настоящее и будущее : сборник докладов. - Санкт-Петербург : АСПОЛ, 2020. - С. 351-352.

29. Зайцев, А. А. Исследование грунтов основания Красноярского края и способ их усиления / А. А. Зайцев, И. А. Артюшенко. - Текст : электронный // Транспортные сооружения, 2020. - № 1. - URL: https://t-s.today/PDF/01SATS120.pdf (дата обращения: 25.10.2021).

References

1. Transportnaia strategiia Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda. Utverzhdena rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 22 noiabria 2008 g. № 1734-r (Transport strategy of the Russian Federation until 2030. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 1734-r dated November 22, 2008), Available at: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/94460/ (accessed 25 October 2021).

2. Strategiia prostranstvennogo razvitiia RF na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 13 fevralia 2019 g. № 207-r (Spatial development strategy of the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 207-r dated February 13, 2019), Available at: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/72074066/ (accessed 25 October 2021).

3. Kompleksnyi plan modernizatsii i rasshireniia magistral'noi infrastruktury na period do 2024 goda. Utverzhden rasporiazheniem pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 sentiabria 2018 g. № 2101-r (A comprehensive plan for the modernization and expansion of the backbone infrastructure for the period up to 2024. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2101-r dated September 30, 2018), Available at: http://static.government.ru/me-dia/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf (accessed 25 October 2021).

4. Strategiia razvitiia Arkticheskoi zony RF i obespecheniia natsional'noi bezopasnosti na period do 2035 goda. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 26.10.2020 № 645 (Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035. Approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 645 dated 26.10.2020), Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (accessed 25 October 2021).

5. Yudin A. V. Transsibirskaia magistral'. Putevoditel' (Trans-Siberian railway. Travel Guide). Moscow: LLC "Beautiful country" Publ., 2007, pp. 5 - 14.

6. Khobta A. V. Stroitel'stvo Transsiba: ocherki istorii (konets 19 - nachalo 20 v.) [Construction of the Trans-Siberian Railway: Essays on History (late 19th - early 20th century)]. Irkutsk: Irkutsk Land Publ., 2009, 383 p.

7. Vitte S. Yu. Konspekt lektsii o narodnom i gosudarstvennom khoziaistve, chitaemykh Ego Imperatorskomu Vysochestvu Velikomu Kniaziu Mikhailu Aleksandrovichu v 1900 - 1902 gg. (Summary of lectures on national and state economy delivered to His Imperial Highness Grand Duke Mikhail Alexandrovich in 1900 - 1902). Saint Petersburg : JSC Brockhaus-EfTon Publ., 1912, 572 p.

8. Kriukov V. A., Skuf ina T. P., Korchak E. A. ed. Ekonomika sovremennoi Arktiki: v osnove uspeshnosti effektivnoe vzaimodeistvie i upravlenie integral'nymi riskami : monografiia (The economy of the modern Arctic: the basis of success is effective interaction and integrated risk management : monograph). Apatites: FITC KNC RAS Publ., 2020, 245 p.

9. Kolumb Severa. Kak Nikolai Urvantsev nanes na kartu russkuiu Arktiku (Columbus of the North. How Nikolai Urvantsev mapped the Russian Arctic), Available at: https://lenta.ru/arti-cles/2016/05/08/urvantsev/ (accessed 25 October 2021).

10. Urvantsev N. N. Otkrytie Noril'ska (Opening of Norilsk). Moscow: Nauka Publ., 1981, 176 p.

11. Belov M. I. Istoriia otkrytiia i osvoeniia Severnogo morskogo puti (The history of the discovery and development of the Northern Sea Route). Moscow: Hydrometeorological Publishing House, 1969, vol. 4, 612 p.

12. Lutskii S. Ia., Shepit'ko T. V., Tokarev P. M., Dudnikov A. N. Stroitel'stvoputei soobshche-niia na Severe : nauchno-prakticheskoe izdanie (Construction of communication routes in the North : a scientific and practical publication). Moscow: LATMES Publ., 2009, 286 p.

13. Nak I. V. Metody organizatsii i tekhnologii stroitel'no-putevykh rabot v usloviiakh Zapo-liar'ia (Methods of organization and technologies of construction and track work in the Arctic). Doctor's thesis abstract, Moscow, MIIT, 2003, 24 p.

14. Zhinkin G. N., Grachev I. A. Osobennosti stroitel'stva zheleznykh dorog v raionakh raspros-traneniia vechnoi merzloty i bolot: uchebnoeposobie (Features of railway construction in permafrost and swamp areas : textbook). Moscow: UMK MPS of Russia Publ., 2000, 420 p.

15. Sukhodol'skii B. I. O sooruzhenii zheleznodorozhnogo polotna v usloviiakh severnykh raionov oblasti vechnoi merzloty (About the construction of a railway track in the conditions of the northern regions of the permafrost region). Moscow: USSR Academy OF Sciences Publ., 1945, vol. II, 215 p.

16. Peretrukhin N. A. Issues of design and construction of railway roadbed in permafrost areas [Vo-prosy proektirovaniia i vozvedeniia zheleznodorozhnogo zemlianogo polotna v raionakh vechnoi merzloty]. Voprosy transportnogo stroitel'stva v raionakh vechnoi merzloty. Soobshchenie № 121 - Issues of transport construction in permafrost areas. Message No. 121. Moscow: TSNIIS Publ., 1968, pp. 5 - 23.

17. Fedorov D. I. ed. Izyskaniia i proektirovanie trassy Baikalo-Amurskoi magistrali (Surveys and design of the Baikal-Amur Highway). Moscow: Transport Publ., 1977, 280 p.

18. Sessarevskii A. N., Kostiukovich A. R., Ulantsev I. D. Posobie stroitel'nomu masteru ipro-izvoditeliu rabot po ukladke i ballastirovke puti (Manual for a construction foreman and a manufacturer of works on laying and ballasting the track). Moscow: Transport Publ., 1978, 183 p.

19. Tsvelodub B. I., Pereselenkov G. S., Chernavskii V. P. Nastavleniepo sooruzheniiu zemlianogo polotna i verkhnego stroeniiaputi. Ch. 1. Zemlianoepolotno. Vpomoshch' stroiteliam BAMa (Instruction on the construction of the roadbed and the upper structure of the path. Part 1. The roadbed. To help the builders of BAM). Moscow: Orgtransstroi, Mintransstroi Publ., 1976, 323 p.

20. SP 25.13330.2012 (SniP II-18-76. Stroitel'nye normy i pravila. Ch.II. Normy proektirovaniia). Gl. 18. Osnovaniia i fundamenty na vechnomerzlykh gruntakh [SP 25.13330.2012 (SniP II-18-76. Building codes and regulations. Part II. Design standards). Chapter 18. Foundations and foundations on permafrost soils]. Moscow, NIIOSP im. Gersevanova Publ., 2012, 118 p.

21. Zaikov K. S., Kondratov N. A., Kudryashova E. V., Lipina S. A., Chistobaev A. I. Scenarios for the development of the Arctic region (2020 - 2035) [Stsenarii razvitiia arkticheskogo regiona (2020 - 2035 gg.)]. Arktika i Sever - Arctic and North, 2019, no. 35, pp. 5 - 24.

22. Most cherez reku Pur otkrylsia na Iamale (The bridge over the Pur River opened in Yamal), Available at: https://trans.ru/news/most-cherez-pur-v-yanao-otkroyut-16-oktyabrya (accessed 25 October 2021).

23. Serikov S. G. Vliianie temperaturnykh kolebanii na usloviia prozhivaniia naseleniia severnykh okrain Sibiri. Sovremennye problemy regional'nogo razvitiia (The influence of temperature fluctuations on the living conditions of the population of the northern outskirts of Siberia. Modern problems of regional development). Birobidzhan: Institute of Complex Analysis of Regional Problems of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences Publ., 2016, pp. 471 - 474.

24. Pashkova T. L. ed. Poliarnaia magistral' (Polar Highway). Moscow: Veche Publ., 2007, 448 p.

25. Vystuplenie Sergeia Shoigu na zasedanii popechitel'skogo soveta Russkogo Geografich-eskogo Obshchestva (23 aprelia 2019 g., Sankt-Peterburg) [Sergey Shoigu's speech at the meeting of the Board of Trustees of the Russian Geographical Society (April 23, 2019, St. Petersburg)], Available at: https://www.rgo.ru/ru/article/vystuplenie-sergeya-shoygu-na-zasedanii-opechitelskogo-so-veta-russkogo-geograficheskogo-4 (accessed 25 October 2021).

26. Shadrintsev, B. Zdes' prokhodil Semen Dezhnev : «Vesti Iamal» vmeste s RGO otpravilis' po puti legendarnoi 503-i stroiki. Videosiuzhet Vesti - Iamal 24 aprelia 2019 g. (Shadrintsev, B. Semyon Dezhnev passed here: "Vesti Yamal" together with the RGO set off along the path of the legendary 503rd construction site. Vesti - Yamal video on April 24, 2019), Available at: https://vesti-yamal.ru/ru/yjesti_jamal/istoriya177440 (accessed 25 October 2021).

27. Shepit'ko T. V., Zaitsev A. A., Nesterov I. V., Riumin M. G., Artiushenko I. A. Prospects for the development of transport infrastructure in the Arctic region: the section from Urengoy to the Norilsk Industrial District [Perspektivy razvitiia transportnoi infrastruktury Arkticheskogo regiona: uchastok ot Urengoia do Noril'skogo promyshlennogo raiona]. IX mezhdunarodnyi forum. Arktika: nastoiashchee i budushchee: sbornik dokladov (IX International Forum. Arctic: Present and future: collection of reports). - Saint Petersburg: ASPOL Publ., 2019, pp. 220 - 224.

28. Shepit'ko T. V., Zaitsev A. A., Nesterov I. V., Riumin M. G., Artiushenko I. A. Organization of a monitoring network to assess the possibility of developing railway transport infrastructure [Or-ganizatsiia seti geomonitoringa dlia otsenki vozmozhnosti razvitiia infrastruktury zheleznodorozh-nogo transporta]. X mezhdunarodnyi forum. Arktika: nastoiashchee i budushchee: sbornik dokladov (X International Forum. Arctic: Present and future: collection of reports). - Saint Petersburg: ASPOL Publ., 2020, pp. 351 - 352.

29. Zaitsev A. A., Artiushenko I. A. Investigation of the foundation soils of the Krasnoyarsk Territory and the method of their reinforcement [Issledovanie gruntov osnovaniia Krasnoiarskogo kraia i sposob ikh usileniia]. Transportnye sooruzheniia - Transport facilities, 2020, no. 1, Available at: https://t-s.today/PDF/01SATS120.pdf (accessed 25 October 2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шепитько Таисия Васильевна

Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образцова ул., д. 9, стр. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.

Доктор технических наук, профессор, директор Института пути, строительства и сооружений, член РОМГГиФ, научный руководитель арктических экспедиций ИПСС РУТа (МИИТа) на север Красноярского края.

Тел.: +7 (495) 681-34-63.

E-mail: [email protected]

Зайцев Андрей Александрович

Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)).

Образцова ул., д. 9, стр. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство», член РОМГГиФ и ISSMGE, TC-104, член РОМГО, Совета РОМГО и IGS, участник трех арктических экспедиций на север Красноярского края.

Тел.: +7 (495) 684-22-06.

E-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Shepitko Taisiia Vasil'evna

Russian University of Transport (RUT (MIIT)).

Obraztsova str., 9, p. 9, Moscow, 127994, the Russian Federation.

Doctor of Sciences in Engineering, Professor, Director of the Institute of Roads, Construction and Structures, member of the ROMGGiF, scientific director of the Arctic Expeditions of the IPSS RUT (MIIT) to the North of the Krasnoyarsk Territory.

Phone: +7 (495) 681-34-63.

E-mail: [email protected]

Zaitsev Andrei Aleksandrovich

Russian University of Transport (RUT (MIIT)).

Obraztsova str., 9, p. 9, Moscow, 127994, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, Associate Professor of the Department «Path and Track Management», member of ROMGGiF and ISSMGE, TC-104, member of ROMGO, ROMGO Council and IGS, participant of 3 Arctic expeditions to the North of the Krasnoyarsk Territory.

Phone: +7 (495) 684-22-06.

E-mail : [email protected]

^Транспортные и транспортно-технологические системы страны, geipemotiöB и городов, организация производства на транспорте

Тенирядко Надежда Ивановна

Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)).

Образцова ул., д. 9, стр. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты», член РОМГО и IGS.

Тел.: +7 (495) 684-29-23.

E-mail: [email protected]

Бучкин Виталий Алексеевич

Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)).

Образцова ул., д. 9, стр. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.

Доктор технических наук, профессор кафедры «Проектирование и строительство железных дорог».

Тел.: +7 (495) (495)684-24-64.

E-mail: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Teniriadko Nadezhda Ivanovna

Russian University of Transport (RUT (MIIT)).

Obraztsova str., 9, p. 9, Moscow, 127994, the Russian Federation..

Ph. D. in Engineering, Associate Professor of the Department «Highways, Airfields, foundations and foundations», member of the ROMGO and IGS.

Phone: +7 (495) 684-29-23.

E-mail: [email protected]

Buchkin Vitalii Alekseevich

Russian University of Transport (RUT (MIIT)).

Obraztsova str., 9, p. 9, Moscow, 127994, the Russian Federation..

Doctor of Sciences in Engineering, Professor of the Department «Design and Construction of Railways».

Phone: +7 (495) (495)684-24-64.

E-mail: [email protected]

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Транспортное развитие северных территорий России / Т. В. Шепитько, А. А. Зайцев, Н. И. Тенирядко, В. А. Бучкин. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2021. - № 3 (47). - С. 115 - 130.

Shepitko T. V., Zaytsev A. A., Teniryadko N. I., Buchkin V. A. Transport development of the northern territories of Russia. Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 3 (47), pp. 115 - 130 (In Russian).

УДК 656.216.22

Г. Г. Ахмедзянов, В. В. Дремин

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАБОТУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕЕЗДА

Аннотация. Железнодорожный переезд является системой взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта. Обеспечение безопасности движения на железнодорожных переездах является важной государственной задачей. Несмотря на ежегодное сокращение числа железнодорожных переездов и оснащение их современными системами сигнализации и ограждения, количество дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах Российской Федерации, включая случаи с человеческими жертвами, остается значительным. Предметом исследования являются факторы, влияющие на работу и безопасность железнодорожных переездов. Целью работы является определение факторов, имеющих максимальное влияние на безопасность работы железнодорожных переездов Российской Федерации. Для исследования использовались: блок-схемы факторов, влияющих на работу железнодорожного переезда; априорный анализ методом экспертных оценок; расчет коэффициента конкордации Кендалла для отдельных групп факторов; сортировка факторов по средней оценке экспертов.

В статье приведены данные о числе дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах Российской Федерации за период с 2005 по 2020 г., количестве железнодорожных переездов разных категорий на 2020 г. Предложена гипотеза о том, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах является несоблюдение правил дорожного движения водителями автотранспорта. На основании схемы ответственного технологического процесса построена блок-схема факторов, имеющих влияние на работу железнодорожного переезда. Факторы, имеющие влияние на работу железнодорожного переезда, разделены на четыре группы. Рассчитаны коэффициенты конкордации Кендалла для отдельных групп факторов. Построено распределение факторов, оказывающих воздействие на работу железнодорожного переезда, по средней оценке экспертов для отдельных групп факторов. Распределение показало дос-товерность выдвинутой гипотезы. Учет веса факторов при разработке методов, повышающих безопасность работы железнодорожных переездов, позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах. Полученные в исследовании результаты могут использоваться как при модернизации существующих железнодорожных переездов, так и при разработке новых организационных и технических мероприятий по повышению безопасности на железнодорожных переездах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.