Научная статья на тему 'СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ - ОСНОВА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ АРКТИКИ'

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ - ОСНОВА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
423
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бирюков А. Л., Савостова Т. Л.

Глобализация мировой экономики, конкуренция на рынках углеводородов, других полезных ископаемых, усиливает интерес России к освоению Арктики, которая богата необходимыми для экономики страны ресурсами. Активное развитие российских арктических территорий сегодня связано с организацией северного морского пути, который позволяет обеспечить транспортировку углеводородов, других полезных ископаемых и грузов в западном и в восточном направлениях, как в пределах России, так и в другие страны. Для создания полноценной ритмично работающей арктической экономики, северный морской путь необходимо включить в единую транспортную систему России, которая должна объединить материковую и береговую инфраструктуры Арктики, включая средства морского и речного флота, авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта. В перспективе при организации безопасного и ритмичного движения судов северный морской путь может стать востребованным логистическим маршрутом между Европой и Азией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бирюков А. Л., Савостова Т. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORTHERN SEA ROUT IS THE BASIS FOR THE INTEGRATED DEVELOPMENT OF THE ARCTIC

The globalization of the world economy, competition in the markets of hydrocarbons and other minerals, increases Russia's interest in the development of the Arctic, which is rich in resources necessary for the country's economy. The active development of the Russian Arctic territories today is connected with the organization of the Northern Sea Route, which allows for the transportation of hydrocarbons, other minerals and cargo in the western and eastern directions, both within Russia and to other countries. To create a full-fledged, rhythmically functioning Arctic economy, the Northern Sea Route must be included in the unified transport system of Russia, which should unite the mainland and coastal infrastructure of the Arctic, including the means of the sea and river fleet, aviation, rail and road transport In the long term, the Northern Sea Route can become a popular logistics route between Europe and Asia when organizing a safe and rhythmic movement of ships.

Текст научной работы на тему «СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ - ОСНОВА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ АРКТИКИ»

Северный морской путь -

основа комплексного развития Арктики

см о см

О!

о ш т

X

<

т О X X

Бирюков Алексей Леонидович

доктор технических наук, профессор, Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Росгидромет, (ФГБОУ ДПО «ИПК»), [email protected]

Савостова Татьяна Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, t.savostova @inno.mgimo.ru

Глобализация мировой экономики, конкуренция на рынках углеводородов, других полезных ископаемых, усиливает интерес России к освоению Арктики, которая богата необходимыми для экономики страны ресурсами. Активное развитие российских арктических территорий сегодня связано с организацией северного морского пути, который позволяет обеспечить транспортировку углеводородов, других полезных ископаемых и грузов в западном и в восточном направлениях, как в пределах России, так и в другие страны. Для создания полноценной ритмично работающей арктической экономики, северный морской путь необходимо включить в единую транспортную систему России, которая должна объединить материковую и береговую инфраструктуры Арктики, включая средства морского и речного флота, авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта. В перспективе при организации безопасного и ритмичного движения судов северный морской путь может стать востребованным логистическим маршрутом между Европой и Азией.

Ключевые слова: Северный морской путь, проектное управление, цифровая платформа, Арктический регион, инфраструктурное развитие, региональное управление, международное экономическое сотрудничество.

Введение

Глобализация экономики, усиление конкуренции на рынке углеводородов, необходимость освоения северных территорий России усиливает интерес многих стран к освоению Арктического региона как к новой уникальной ресурсной кладовой. На территориях российской Арктики добывается и производится до 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, активно развивается нефтяная, угольная, железорудная, хромовая, вольфрамовая, золотодобывающая промышленности [1].

Значимость Арктики для России постоянно возрастает - это ресурсы, как биологические, так и минеральные, на регион приходятся 18% территории Российской Федерации, где производится более 10% внутреннего валового продукта страны и более 20% экспорта [2]. По данным экспертов, в Арктическом регионе сосредоточены до 30% неразведанных мировых запасов газа и около 10% неразведанных запасов нефти. Кроме того, Арктика является одним из самых богатых биоресурсами районов Мирового океана.

Поскольку для Арктики характерны экстремальные климатические условия, а также зависимость условий жизнеобеспечения от поставок топлива и товаров, управление устойчивым развитием Северных территорий России должно базироваться на минимизации различных рисков, в том числе, технологических и экологических, связанных как с добычей полезных ископаемых, так и с потеплением климата. С этой целью в районах добычи, расположенных на арктическом побережье, необходимо организовать системы наблюдений за загрязнениями воды, земли, воздуха, обеспечивать физическую защиту морских акваторий и прибрежных территорий от возможных загрязнений. Для безопасной транспортировки углеводородов, других полезных ископаемых должны быть предусмотрены новые экологически безопасные локальные нефте- и газопроводы, а также автомобильные, речные и железнодорожные транспортные маршруты.

Сегодня Россия заинтересована в активном экономическом развитии Арктики, поскольку материковые и шельфовые территории этого региона обладают колоссальными ресурсными возможностями по добыче углеводородов, металлов, руд, угля, алмазов, платиноидов, никеля, золота и т.д. В современных условиях международной политической нестабильности значимость Арктики возрастает, как ресурсной базы, дающей полную экономическую независимость и безопасность России.

Развитие Арктической инфраструктуры - проектный подход

Важнейшим экономическим интересом России в Арктике является превращение этого региона в главную ресурсную базу, поскольку добываемые здесь ископаемые в настоящее время и в будущем будут составлять основную часть минерально-сырьевой базы страны. Cе-

верный морской путь (СМП) является важнейшим элементом коммуникационной системы Арктики, поскольку он связывает районы Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока и обеспечивает экономическую интеграцию всех северных территорий России с освоенными районами страны. При этом крупные инвестиционные проекты, которые выполняются и планируются к реализации на арктических территориях, возможны только при условии бесперебойного функционирования транспортных систем.

Дальнейшее развитие инфраструктуры СМП должно быть согласовано с планированием и реализацией приоритетных проектов Арктического региона: комплексным развитием Мурманского транспортного узла, созданием «Северного широтного хода», реализацией четырех линий завода «Ямал-СПГ» через порт Сабетта, экспорта нефти Новопортовского месторождения из порта Варандей и т.д. Так, в 2019 году объем перевозок различных грузов по СМП в основном осуществлялся через порты Сабетта (20,5 млн т), Дудинка (1,5 млн т), терминал мыса Каменный (7,7 млн.т) и в целом составил 31, 5млн т. [3].

Реализация подобных приоритетных проектов, выполняемых в настоящее время и в будущем, в значительной степени ориентированы как на рост транспортных возможностей СМП, так и на перспективы комплексного развития всех Северных территорий России. Следует учитывать, что экономическое развитие портов Арктики, таких как Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, других портов уже сегодня связано с ростом морских перевозок, поэтому этот процесс будет способствовать развитию береговых транспортных ха-бов и объединению в одну транспортно-коммуникацион-ную систему Арктики морскую, речную, железнодорожную и авиационную инфраструктуры и логистически связывать их с СМП. Поэтому для обеспечения дальнейшей консолидации ресурсов и поэтапного освоения арктических территорий, в России принимаются важные решения, связанные с дальнейшим развитием СМП.

Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 3120-р, утвержден подготовленный «Роса-томом», являющегося единым инфраструктурным оператором СМП, «План развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года», в котором предусмотрены меры, связанные с развитием судоходства в Арктике и прибрежных территорий [4]. Данный План учитывает прогноз развития как существующих, так и перспективных арктических ресурсных мегапроектов, а также формируемых на их основе грузопотоков, включающих, в том числе, грузы ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ГМК Норильский никель», экспортно-импортные транзитные минерально-сырьевые грузы, проходящие через Мурманск, Архангельск, другие порты, а также грузы планируемых к реализации проектов, включая поставки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Представленный План развития СМП сформирован с учетом внедрения мировых стандартов безопасности в северных широтах и предусматривает мероприятия по гидрометеорологическому, навигационно-гидрографи-ческому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акваториях Арктики, а также по дальнейшему развитию морских портов с учетом обеспечения обороны и безопасности северных территорий России. Планом также предусматривается ряд важных дополнительных мероприятий, связанных с безопасной добычей

углеводородов на шельфовых территориях, которые включают морскую георазведку, промышленную и экологическую безопасность, спутниковый комплексный мониторинг, обеспечивающий контроль возможного трансграничного переноса загрязняющих веществ.

Перспективы СМП

Анализ развития Арктических и Дальневосточных территорий показывает, что активизация добычи ископаемых, углеводородов, транспортировка других грузов, нуждается в формировании единой портовой инфраструктуры - портов-хабов для судов, которые действуют на СМП и которые должны быть связаны с железнодорожными и авто - магистралями. За последние пять лет грузопоток по маршрутам СМП вырос почти в 5 раз, в 2020 году было транспортировано около 32,97 млн тонн грузов [5]. Прогнозируется, что в 2024 году по СМП объем транспортируемых грузов дстигнет 60-80 млн тонн грузов, что в 2 раза и более будет превышать результат 2020 года.

Утвержденный План развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года предусматривает реализацию трех временных этапов дальнейшего развития: первый этап - до 2024 года, второй этап - до 2030 года, третий этап - до2035 года.

По плану развития инфраструктуры СМП на первом этапе до 2024 года должен быть увеличен грузопоток до 80 млн тонн, который планируется обеспечить за счет транспортировки минеральных ресурсов в рамках проектов «Новотэка», «Газпрома», «Норникеля», других крупных проектов, в основном, в западном направлении. Для выполнения поставленных задач необходимо сформировать эффективно действующую арктическую логистическую систему на базе существующих и новых транспортных магистралей. Для этого необходимо увеличить пропускную способность арктических портов: незамерзающего порта Мурманск (до18 млн тонн) и порта Архангельск, для которого ведется строительство 6 морских терминалов общей мощностью до 38 млн тонн, подъездных железнодорожных и автомобильных и путей к терминалам.

В этот же период времени должны быть последовательно введены в строй три новейших атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Ледокол «Арктика» в 2020 году успешно завершил ходовые испытания и в настоящее время принимает участие в ледокольных операциях на СМП. Срок ввода в строй ледоколов «Сибирь» и «Урал» планируется в 2022 году и 2023 году соответственно. В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе 26 мая 2020 года состоялась техническая закладка четвертого атомного ледокола «Якутия» проекта 22220, спуск на воду которого планируется в период с 2022 по 2023 год [6]. Каждый из этих четырех уникальных ледоколов имеет атомную двигательную установку мощностью 60 МВт, которая даст возможность обеспечить 7 лет автономного плавания и расчетный срок службы 40 лет. Специальная конструкция ледоколов серии 22220 позволяет использовать их как на глубоководных трассах СМП с максимальной проходимостью ледового покрова толщиной до 2,8 м, так и на мелководных участках устья Енисея и Обской губы, где осадка за счет использования специальных балластных цистерн может уменьшаться до 8,5 м. По контракту госкорпорации «Росатом» и АО «Балтийский завод», всего планируется построить пять атомных ледоколов про-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

01

о ш т

X

<

т О X X

екта 22220, которые придут на смену ледоколам «Вай-гач», «Таймыр» и «Ямал». Для усиления организации и обеспечения безопасного судоходства в северных морях в эти годы дополнительно планируется ввести в эксплуатацию 16 спасательных и 13 гидрографических судов [7].

В целях обеспечения повышенной безопасности крупнотоннажного судоходства на трассах СМП, предусматривается организация устойчивой спутниковой связи на территориях выше 70-го градуса северной широты, которая необходима для контроля и управления транспортными потоками движения судов, предупреждения и ликвидации/минимизации возможных разливов нефти и нефтепродуктов. С этой целью, начиная с 2024 года, предполагается вывести на высокоэллиптическую орбиту космические аппараты со спутниками «Ресурс -ПМ» и «Кондор-ФКА» [7]. Таким образом, к завершению первого этапа Плана на трассах СМП появится возможность обеспечить оперативное управление круглогодичным судоходством и безопасной транспортировкой грузов в установленные сроки.

В целях опережающего мониторинга территорий Арктики 28 февраля 2021 года на высокоэллиптическую орбиту выведен первый спутник «Арктика-М», целевая аппаратура которого предназначена для круглосуточного всепогодного наблюдения, сбора и передачи данных о метеорологической и гидрологической обстановки в арктическом регионе. Реализация полноценного мониторинга арктической метеообстановки, включая контроль Северного Ледовитого океана, предусматривает нахождение на орбите минимум двух аппаратов «Арк-тика-М», запуск второго аппарата «Арктика-М» планируется в 2023 году. В период с 2023 по 2025 годы необходим вывод на высокоэллиптическую орбиту еще трех аппаратов той же серии - такое решение повысит точность ледовых и метео- прогнозов, а также обеспечит круглосуточный и всепогодный контроль Арктических территорий и северных морских акваторий [8].

Второй этап Плана развития СМП с 2025 по 2030 год предусматривает организацию круглогодичной транспортной навигации по СМП при условии, что проводку судов будут осуществлять новые ледоколы проекта 22220. На этом этапе кроме четырех атомных ледоколов проекта 22220, к 2027 году на судоверфи «Звезда» предполагается построить головной атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» мощностью 120 МВт, который по своим новейшим характеристикам будет вдвое превосходить ледоколы проекта 22220. «Лидер» будет способен проходить путь во льдах толщиной до 4,3 м со скоростью не меньше двух узлов и 10-12 узлов во льдах толщиной 2 м, прокладывая судоходный канал шириной 50 м, по которому могут следовать самые крупные газовозы, что существенно повысит коммерческую привлекательность СМП. Учитывая колоссальную мощность атомного ледокола «Лидер», будет решена проблема круглогодичной навигации по СМП и обеспечения поставок СПГ, других грузов на Европейские рынки и рынки АТР через восточные границы СМП в объеме не менее 20 млн тонн в любое время года. Учитывая растущий перспективный спрос на грузоперевозки по СМП на втором этапе, который должен составить около 120 тыс т, планируется построить еще два ледокола класса «Лидер».

В целях обеспечения максимальной безопасности при транспортировке грузов по СМП, с 2025года по 2030 год дополнительно предусматривается организация и

обеспечение круглогодичного трафика каботажных и транзитных перевозок по всей акватории СМП, завершение формирования единого мультимодального оператора с полным функционалом сервисов для потребителей транспортных услуг, включая выбор оптимальных маршрутов и условий перевозок грузов по СМП и начало предоставления международной услуги «точно в срок».

На третьем этапе, который продлится до 2035 года в соответствии с принятым Планом будет продолжено планомерное развитие добычи, переработки и круглогодичной транспортировки сырьевых ресурсов из всех портов акватории СМП. За счет дальнейшего развития полярного судостроения и арктических мегапроектов, будет интенсивно увеличиваться круглогодичный грузооборот, который к 2035 году должен составить порядка 160 млн тонн и стать как национальным, так и международным транспортным коридором. Предполагается, что в этот период времени будет обеспечен устойчивый рост транзитных перевозок до 10 млн тонн международных грузов в год, который в настоящее время составляет 1млн тонн.

Цифровая платформа - фактор логистического управления

В перспективе большая часть арктических проектов связана с добычей, переработкой, транспортировкой и доставкой, в первую очередь, углеводородов, СПГ, угля, другого сырья и продукции их переработки, как по территории России, так и на Европейские и Азиатские рынки. При наличии организованных и развитых морских портов, являющихся центрами внутренних и внешнеторговых перевозок по международным стандартам, Россия получает уникальное конкурентное преимущество при доставке, в первую очередь углеводородов, других грузов по трассам сМп. Таким образом, от наличия и качества морских портов во многом зависит судьба российского экспорта.

Поэтому дальнейшее социально-экономическое развитие территорий Арктики тесно связано с развитием транспортно-логистической инфраструктуры Северных и Дальновосточных территорий России, а также с территориями мегапроектов, в том числе, расположенных на континентальном шельфе, портовыми и производственными структурами и терминалами по всей трассе СМП. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 марта 2020 года № 164 утверждены «Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 г.» [9]. Одно из ведущих мест в этом документе принадлежит крупным проектам, которые должны активизировать региональную деятельность и обеспечить максимальный экономический и социальный эффект от использования имеющихся природных ресурсов. Одновременно предусматривается планирование и организация системы централизованного управления круглогодичным судоходством на базе создаваемого диспетчерского центра управления движением судов и перевозками на трассах СМП. Таким образом, стратегия развития Арктики будет представлять собой комплексную систему мер государственного управления, направленную на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры всей системы СМП.

В Плане мероприятий по реализации стратегии развития Арктики, организации и обеспечения полноценных морских торговых сообщений, транспортировки грузов на трассах СМП уже в настоящее время появилась

необходимость создать несколько крупных транс-портно-логистических узлов (хабов) на базе существующих и развивающихся глубоководных портов арктического побережья. Роль таких узлов смогут выполнять, например, Мурманск, Петропавловск-Камчатский, некоторые другие порты, на которые, в том числе, могут возлагаться функции международных и транзитных операторов.

Мурманск является единственным глубоководным незамерзающим и активно развивающимся портом в европейской части России с выходом в Арктику и на трассы СМП, входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов. Дальнейшее развитие Мурманского транспортного узла осуществляется в рамках Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры, в рамках которого в настоящее время на берегу Кольского залива строится новейший и высокотехнологичный морской терминал и угольный перевалочный комплекс «Лавна» с причалами для загрузки морских балкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн и железнодорожной веткой. Дальнейшее развитие порта связано с созданием центра (хаба) по переработке, перевалке контейнерных, нефтеналивных и других грузов, который логистически связан с международным транспортным коридором «Север-Юг» [10].

Петропавловск-Камчатский также рассматривается как перспективный транспортно-логистический хаб, который расположен в незамерзающей бухте, обладающий всеми возможностями для транспортировки грузов транзитом по СМП, а также близостью к транспортному коридору между Азией и Северной Америкой. В рамках стратегии развития порта предусматривается реализация нескольких крупных проектов, направленных на строительство новых терминалов и перегрузочных комплексов для обеспечения и организации транзитных рейсов в страны АТР.

Самый молодой арктический порт Сабетта, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал, является ключевым ресурсом проекта «Ямал СПГ», который обеспечивает рост мощностей производства газа и его круглогодичную транспортировку по маршрутам СМП, как в Европу, так и в страны АТР. В 2020 году логистика по доставке СПГ потребителям осуществлялась 15 танкерами-газовозами ледового класса Агс7, которые транспортировали 18,8 млн тонн продукции. В 2021 году ожидается рост добычи углеводородов и реализация новых проектов. Так, предполагается отгрузить 38,6 млн тонн нефти, 639,9 млрд кубометров газа и 34,3 млн тонн конденсата. В первом квартале 2021 года запущена четвертая очередь «Ямал СПГ», мощность проекта составит 17,4 млн тонн сжиженного природного газа в год. Дальнейшая транспортировка растущих объемов различных грузов, включая ямальский СПГ Новопортов-ского месторождения газовозами в Европу и страны АТР, который в 2020 году составил более 19 млн тонн, нуждается в увеличении пропускной способности арктических портов, объединении материковой и портовых инфраструктур в единую логистическую цепочку.

Анализ показывает, что в ближайшие годы необходимо обеспечить круглогодичную и ритмичную навигацию по СМП за счет ввода в строй новых атомных ледоколов, арктических танкеров-газовозов Агс7, судов обеспечения, необходимых для постоянной и безопасной ледокольной проводки судов различного класса и предназначения, включая международные перевозки. В настоящее время судостроительное предприятие «Звезда»

выполняет заказ по строительству 15 танкеров-газовозов Агс7 для проекта «Арктик-СПГ-2».

Ориентация на рост грузопотока, восстановление и создание новых портовых коммуникаций на трассе СМП, даст возможность активизировать развитие энергетической инфраструктуры северных территорий, деятельность судостроительных и судоремонтных предприятий, объектов промышленности и социальной сферы. Такой подход позволит обеспечить максимальный эффект от использования имеющихся природных ресурсов в интересах организации перевозок и транспортировки грузов по СМП на регулярной основе. В целом, транспортировка грузов по СМП в 2020 году составила 32.9 млн тонн. Большую часть объемов перевозок составил сжиженный природный газ и газовый конденсат (60 % ) завода «Ямал СПГ» компании «Новатэк».

Анализ показывает, что последовательное объединение портовой и материковой инфраструктур в единую логистическую систему позволит сократить сроки доставки конечной переработки и других грузов по СМП из Европы в АТР и обратно. При таком подходе для России расширяются возможности присутствия на перспективных рынках стран-импортеров энергоресурсов. Поэтому, для организации управления всеми портовыми сервисами на трассах СМП с учетом точек прибытия судов необходимо создание «объединенной цифровой платформы», которая оперативно в синхронизированном и автоматизированном режиме позволяла бы обеспечить сбор информации о ледовой обстановке, погоде, движении судов, перевозимых грузах, их дальнейшей поставки потребителям, а также осуществлять обработку данных для организации эффективного управления и контроля движением судов, а также грузов в портовых терминалах.

Таким образом, внедрение цифровых технологий в процесс доставки продукции по СМП «точно в срок» позволит не только моделировать каждое судно, экономику каждого рейса, но и синхронизировать задачи по перевалке грузов с портовыми, железнодорожными и авто-транспорными структурами, что в итоге даст положительный экономический мультипликативный эффект.

Заключение

Экономическое, геополитическое и экологическое значение Арктики является одним из важнейших стратегических ресурсов России, который постоянно возрастает. Поэтому, важнейшим экономическим интересом России в Арктике является превращение этого региона в главную ресурсную базу, поскольку добываемые здесь ископаемые в настоящее время и в будущем будут являться важнейшей составляющей частью минерально-сырьевой базы страны.

Дальнейшее социально-экономическое развитие территорий Арктики тесно связано с развитием транс-портно-логистической инфраструктуры Северных и Дальновосточных территорий России, а также с территориями мегапроектов, в том числе, расположенных на континентальном шельфе, портовыми и производственными структурами и терминалами по трассе Северного морского пути.

В целях организации оперативного управления всеми портовыми сервисами на трассах СМП, необходимо создание «объединенной цифровой платформы», которая оперативно позволяла бы анализировать по-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

CS

0

CS

01

о

Ш

m

X

токи информации о ледовой обстановке, погоде, движении судов, для поставки «точно в срок» грузов потребителям.

Стратегией развития Арктики на базе существующих и развивающихся портов должно быть предусмотрено создание крупных транспортно-логистических узлов (Мурманск, Петропавловск-Камчатский и др.), на которые, в том числе, могут возлагаться функции международных и транзитных операторов.

Литература

1. Арктика - мировой природный ресурс. // https://goarctic.ru/news/arktika-mirovoy-prirodnyy-resurs/ (дата обращения 27.02.2021).

2. Интервью Посла по особым поручениям МИД России Н.В.Корчунова газете «Коммерсант», 15.01.2021. // https://www.mid.ru/foreign_poNcy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4525318 (дата обращения 27.02.2021).

3. Объем грузоперевозок по Севморпути увеличился на 56,7% в 2019 году. 21.02.2020. // https://tass.ru/ekonomika/7816947 (дата обращения 27.02.2021).

4. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. N 3120-р «Об утверждении прилагаемого плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 г.» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73261725/ (дата обращения 27.02.2021).

5. Объем грузоперевозок по Севморпути вырос до 33 миллионов тонн в 2020 году. https://mintrans.gov.ru/press-center/branch-news/2959 (дата обращения 27.02.2021).

6. Атомный ледокол «Якутия» для работы на Северном морском пути заложен в Петербурге. https://minvr.gov.ru/press-center/news/25195/ (дата обращения 27.02.2021).

7. Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 996-р «Об утверждении единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (дата обращения 25.04.2021).

8. Спутнику «Арктика-М» поручили следить за таянием льдов. https://www.mk.ru/politics/2021/02/28/sputniku-arktikam-poruchili-sledit-za-tayaniem-ldov.html (дата обращения 25.04.2021).

9. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 марта 2020 года № 164 «Об основах государственной политики в Арктической зоне до 2035 г.» (дата обращения 25.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Российское правительство активизирует работу по Мурманскому транспортному узлу. https://severpost.ru/read/115153/ (дата обращения 17.05.2021).

The Northern Sea Rout is the basis for the integrated development of

the Arctic Biryukov A.L., Savostova T.L.

Moscow State Institute of International Relations (University) Russian Foreign Ministry

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The globalization of the world economy, competition in the markets of hydrocarbons and other minerals, increases Russia's interest in the development of the Arctic, which is rich in resources necessary for the country's economy. The active development of the Russian Arctic territories today is connected with the organization of the Northern Sea Route, which allows for the transportation of hydrocarbons, other minerals and cargo in the western and eastern directions, both within Russia and to other countries. To create a full-fledged, rhythmically functioning Arctic economy, the Northern Sea Route must be included in the unified transport system of Russia, which should unite the mainland and coastal infrastructure of the Arctic, including the means of the sea and river fleet, aviation, rail and road transport In the long term, the Northern Sea Route can become a popular logistics route between Europe and Asia when organizing a safe and rhythmic movement of ships.

Keywords: Northern Sea Route, project management, digital platform, Arctic region, infrastructure development, regional management, international economic cooperation. References

1.The Arctic is a global natural resource. // https://goarctic.ru/news/arktika-mirovoy-prirodnyy-resurs/ (accessed 27.02.2021).

2. Interview of the Ambassador-at-Large of the Russian Foreign Ministry N.

V. Korchunov to the Kommersant newspaper, 15.01.2021.

https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-

/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4525318

3. The volume of cargo transportation along the Northern Sea Route

increased by 56.7% in 2019. // https://tass.ru/ekonomika/7816947 (accessed 27.02.2021).

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3120-r of

December 21, 2019 «On approval of the attached Plan for the development of the infrastructure of the Northern Sea Route for the period up to 2035»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73261725/ (accessed 27.02.2021).

5. The volume of cargo transportation along the Northern Sea Route has

grown to 33 million tons in 2020. https://mintrans.gov.ru/press-center/branch-news/2959 (accessed 27.02.2021).

6. The nuclear icebreaker «Yakutia» for work on the Northern Sea Route was

laid in St. Petersburg. https://minvr.gov.ru/press-center/news/25195/ (accessed 27.02.2021).

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r of April 15,

2021 «On approval of the unified action Plan for the implementation of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035 and the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the period up to 2035» (accessed 25.04.2021).

8. The Arktika-M satellite was assigned to monitor the melting of the ice.

(accessed 25.04.2021).

9. Decree of the President of the Russian Federation V. V. Putin of March 5,

2020 No. 164 «On the basics of state policy in the Arctic zone until 2035». (accessed 25.04.2021).

10. The Russian government is stepping up work on the Murmansk transport

hub. https://severpost.ru/read/115153/ ((accessed 17.05.2021).

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.