Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к формированию хозяйственного механизма устойчивого развития приморских территорий'

Концептуальные подходы к формированию хозяйственного механизма устойчивого развития приморских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабалина Е. И.

Рассматриваются проблемы территориального развития. Предложена система управления экономическим поведением территорий и механизм устойчивого развития приморской территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approach to the formation of economic mechanism of sea-shore territories' sustainable development

The article focuses on the problems of territorial development. A management system of territories ' economic activity is suggested together with a mechanism of the sea-shore territory sustainable development.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к формированию хозяйственного механизма устойчивого развития приморских территорий»

36

3) многоуровневой системы целей регионального развития;

4) учета обших и конкретных характеристик региона;

5) оценки структуры дерева стратегических целей региона. Вышеуказанная методология может быть использована при разработке стратегий, программ, сбалансированной системы показателей регионального развития путем согласования целей субъектов региона.

Список литературы

1. Бильчак B.C., Захаров В.Ф. Региональная экономика: Монография / Под ред. В.С. Бильчака. Калининград: Янтарный сказ, 1998.

2. Важенин С.Т., Злоченко А.Р., Татаркин А.И. Конъюнктура конкурентоспособности региона // Регион: экономика и социология. 2004. № 3.

3. Воронов Ю.П. Правила важнее прав. Нобелевские лауреаты по экономике 2004 года // Эко. 2005. № 1.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

5. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин СВ. Управление региональной экономикой / Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (Экономика и управление): Учеб. пособие. М.: ИКЦ МарТ, 2004.

7. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. Т. 1.

8. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регион. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

9. Пригожий А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.

10. Суспицын С.А. Пространственная результативность государственного регулирования // Регион. 2003. № 3.

11. Шеховцева Л.С. Управляемое развитие региона: стратегическое целе-полагание: Монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.

Об авторе

Л.С. Шеховцева — канд. экон. наук, проф., РГУ им. И. Канта, shehovceva@econom. albertina. ru

УДК 332.1

Е.И. Шабалина

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Рассматриваются проблемы территориального развития. Предложена система управления экономическим поведением территорий и механизм устойчивого развития приморской территории.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 5. Экономика. С. 36 — 41.

The article focuses on the problems of territorial development. A management system of territories ' economic activity is suggested together with a mechanism of the sea-shore territory sustainable development.

Цель реформирования российской экономики — устранение конфликта между административно-управленческой иерархией управленческой системы и самоорганизованным корпоративизмом, объективно присутствующим в любой общественной системе и способным более эффективно использовать преимущества свободной рыночной экономики. При этом сам процесс реформирования сопровождался все более активным вхождением в рыночные отношения как внутри страны, так и в международном масштабе, и обусловил обострение противоречий между теоретическими рекомендациями и практическими реалиями в условиях быстро меняющихся параметров внешней среды. Так, за период с 1992 по 1999 год в два раза уменьшился валовой национальный продукт, в упадок пришло сельское хозяйство, машиностроение. С 2000 года стала наблюдаться некоторая стабилизация общих экономических показателей по стране. Следует отметить, что из 89 субъектов Российской Федерации к окраинным относятся 44, в том числе 19 приморских территорий, где существенного экономического роста пока не наблюдается.

Одной из приморских территорий России является Калининградская область, которая оказалась в еще более неблагоприятных условиях, чем другие, в силу особого геополитического положения (оторванность от России), предыдущей военно-оборонной ориентации и узкой промышленной специализации (рыбная и целлюлозно-бумажная промышленность, а также машиностроение составляли % стоимости основных фондов), кроме того, удельный вес привозного сырья в регионе достигал 90 %. В начале 90-х годов темпы падения промышленного производства здесь были в три раза выше общероссийских. Сложившаяся в связи с этим ситуация в области потребовала к себе большего внимания федерального центра, что выразилось в принятии ряда нормативных и законодательных актов, направленных на оживление в ней экономической ситуации.

С созданием Свободной экономической зоны в Калининградской области удалось более чем в два с половиной раза сократить темпы спада производства. Однако ожидаемого взлета экономики в регионе не произошло. Это связано прежде всего с отсутствием последовательной практики принимаемых решений. Сами нормативные документы не содержали весь комплекс экономических рычагов (например, по внутреннему налогообложению, валютному контролю и т. п.).

Данная ситуация является закономерным следствием отсутствия комплексного подхода к решению задач формирования территориального хозяйственного механизма.

38

В ходе реформирования экономики хозяйственный механизм, основанный на административно-бюрократических методах управления, был разрушен и при этом в замен никакие другие методы предложены не были (демократия и рынок сами по себе механизмом не являются, это только условия, которые при отсутствии хозяйственных механизмов становятся стихийными регуляторами развития экономики). При этом экономическая политика, естественно, превращается в политику «латания дыр». Одновременно развитие кризиса в стране, особенно на окраинных и приморских территориях, диктует настоятельную необходимость в изменении подходов к разработке и реализации хозяйственного механизма.

Приморские территории занимают особое место с позиции сложности управления и регулирования экономических процессов, поскольку социально-экономические системы этих территорий обладают рядом специфических особенностей (подвижность границ за счет свободного перемещения ресурсов). Кроме того, это более проблемные системы, имеющие «подвижные» границы с точки зрения перемещения сырьевых ресурсов и, соответственно, относящиеся к так называемым мягким системам. Они являются наиболее сложными для применения управленческих технологий, обеспечивающих процесс их регулирования. В таком случае регулирование компенсируется саморегулированием системы, которое является неосознанным и, следовательно, более болезненным и предполагает наличие кризисных фаз развития.

Представленная разработка направлена на формирование хозяйственного механизма обеспечения устойчивого развития приморских территорий в системе стратегического управления. При этом следует отметить, что устойчивым развитием является процесс, обеспечивающий применение антикризисных технологий в стратегическом управлении территориальными системами в сочетании с комплексом инструментов оптимизации управленческих решений и мотивации.

В целях управления таким процессом предлагается подсистема управления экономическим поведением хозяйствующих субъектов территорий, включающая иерархию уровней управления, структуру целей и задач (рис.) и модель механизма управления экономическим поведением хозяйствующих субъектов.

При этом введено принципиально новое понятие вектора мотивации для организационных структур. Инструментами реализации достижения целей управленческих задач такой подсистемы являются представленные ниже логико-математическая модель оптимизации параметров вектора мотивации, а также алгоритм практической реализации оптимизационной модели.

ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

39

Рис. Структура целей и задач системы управления экономическим поведением хозяйствующих субъектов

Процесс реализации плана стратегического развития, включающий применение антикризисных технологий, что особенно важно для обеспечения устойчивого экономического развития приморских территорий, может быть представлен следующим образом:

1. Создание трехмерной матрицы комплекса задач:

— формирование перечня видов регулирования хозяйственной деятельности (налогообложение, таможенное регулирование и т. д.);

— формирование перечня возможных видов деятельности (портовое хозяйство, транспорт, добыча и обработка морепродуктов и т. д.);

— формирование перечня задействованных уровней управления.

2. Анализ матрицы комплекса задач. Анализируя каждый фрагмент матрицы, находятся ответы на вопросы: каковы задачи этого фрагмента, кому эти задачи нужны, какие цели и интересы ставятся при их решении, каковы критерии решения и оптимизации этих задач; каковы критерии оценки эффективности процесса решения (механизмов, обеспечивающих решение этих задач).

3. Построение дерева целей (интересов) и структуры задач. По результатам второго шага строится дерево целей и структура задач (с соответствующими критериями оценки).

4. Построение моделей задач. Построение моделей задач включает в себя последовательное описание их целей, критериев достижения цели, граничных условий, критериев оценки эффективности механизма достижения цели.

40

5. Анализ дееспособности моделей задач. Анализ дееспособности (работоспособности) модели осуществляется путем применения к модели соответствующих жизненных конкретных ситуаций (решение конкретных задач хозяйствующих субъектов приморских территорий и расчет оптимальных параметров вектора мотивации). В результате проведенного анализа определяется отсутствие или наличие необходимости привлечения дополнительных ресурсов, изменения законодательной базы и др. В случае необходимости внесения изменений в законодательные или нормативные документы переходим к шестому этапу.

6. Построение модели статьи (изменение статьи) в тексте законопроекта или нормативного документа. Каждая из задач структурированного комплекса отождествляется с отдельной статьей конкретного законопроекта с соответствующим отождествлением целей, ограничений и критериев оценки эффективности.

7. Отработка основы текста статьи. Текст статьи должен содержать описание модуля, пригодного для технологии принятия дальнейших решений и их оптимизации. Отработка текста строится на основе экономической модели специалистами юридических служб.

8. Анализ на непротиворечивость. Полученный текст статьи анализируется на непротиворечивость Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.

Если полученная формула вступает в противоречие с действующим законом, дается соответствующее обоснование и принимается решение либо изыскивается возможность изменить формулу, либо создается необходимая поправка к закону.

Таким образом, уже в процессе анализа текста законопроекта накапливается материал для формирования:

— справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

— перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;

— предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;

— обязательных документов для внесения законопроекта на рассмотрение Г осударственной думы.

9. Окончательная отработка текста. После выполнения всех вышеуказанных этапов проводится лингвистический анализ окончательного текста статьи.

Таким образом, решение по выбору оптимальной стратегии является увязанным с общим комплексом хозяйственных задач, оно ориентировано на достижение поставленной цели в реальной системе ограничений, наиболее эффективно, учитывает социальные интересы и предполагает реализацию правового аспекта в действующей законодательной базе.

Отработанные таким образом решения по формулировке задач, целей и критериев их достижения становятся основой программ и проектов стратегического плана. Необходимая законодательная инициатива предусматривается в планах действий по реализации программ и проектов.

Одновременно с процессом формирования стратегии поэтапно идет ее широкое обсуждение, и к моменту написания стратегии достигается согласование всех ее разделов. В качестве заключительного шага стадии развития стратегии остается подписание общественного договора, в котором все заинтересованные стороны берут на себя обязанности по реализации разработанной стратегии.

Представленный механизм призван обеспечить устойчивое развитие приморских территорий путем оптимизации параметров вектора мотивации и реализации принятого решения по регулирующему воздействию на социально-экономическую систему территории на основе процесса самоорганизации, который предусматривает одновременное мотивирующее воздействие данного решения за счет причастности хозяйствующих субъектов приморских территорий к процессу управления, осознания достижимости поставленных целей, а также дуализма целей территориального уровня, объединяющих интересы предприятий (повышение эффективности их деятельности) и интересы приморской территории в целом (обеспечение устойчивого экономического роста).

Об авторе

Е.И. Шабалина — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

УДК 339.727

З. Майкут

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА

Рассматривается влияние международного движения капитала на экономику страны. Представлена классификация международного перемещения капитала по различным критериям.

The article examines international capital flows influence on the country's economy. The author presents a classification of international capital flows according to various criteria.

Предметом международных экономических отношений является товарооборот. Долгое время считалось, что перемещение факторов производства невозможно. Однако уже в XIX веке международное передвижение факторов производства достигло больших размеров, в особенности, если речь идет о международном перемещении капиталов и рабочей силы.

Под перемещением капитала в широком смысле подразумевается любое отмеченное в платежном балансе движение капитала через границу. Субъектами, участвующими в так называемом обороте капитала, могут быть предприятия, домашние хозяйства, коммерческие банки, бюджеты различных уровней, а также Центральный банк. Оборот ка-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 5. Экономика. С. 41 —44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.