58
Л.С. Шеховцева
Внешняя среда региона на рисунке представлена на двух уровнях: национальном (цифра «2», это микросреда региона); международном, мировом (цифра «3»). Это макросреда региона, которая также по ряду параметров является микросредой региона (например, экономическое сотрудничество, поставщики, покупатели, конкуренты), кроме внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется через центр.
Национальная и мировая внешняя среда региона состоят из соответствующих элементов, аналогичных структуре региона.
Список литературы
1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдитори-ал УССС, 2002.
2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.
3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2002.
4. Стратегия и проблемы устойчивого развития в 21 веке. М.: Экономика, 2002.
Об авторе
Л.С. Шеховцева — канд. экон. наук, проф. РГУ им. И. Канта, shehovceva@econom. albertma. т
УДК 376
Е.И. Шабалина
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Приведены основы формирования стратегических планов. Выявлена необходимость совершенствования методических подходов к разработке и реализации стратегий.
Necessity of reinforcement in of methodical approaches to development and realizations of strategy is revealed in the article.
По мере становления местного самоуправления и рыночных реформ в регионах и муниципальных образованиях начала складываться новая система взглядов на процесс планирования, отличающаяся от традиционного административного комплексного и долгосрочного планирования. Процесс перестройки межбюджетных отношений, экономический и финансовый кризисы усилили потребность местных властей в управлении процессом территориального развития с опорой на более эффективное использование имеющегося внутреннего потен-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 58 — 62.
Методические подходы к оптимизации принимаемых решений
пиала и адаптацию к изменениям внешней среды. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития регионов и муниципальных образований привел к появлению новых форм и методов этой деятельности, основанных на соблюдении принципа сбалансированности интересов.
Изменения, произошедшие в экономике России за последние годы, все больше требуют от руководителей умения видеть перспективы, применять обоснованные стратегические решения.
Кроме того, существует настоятельная потребность в применении методов оптимизации стратегии, позволяющих определить наиболее эффективные решения на этапе формирования стратегических программ, что является основной предпосылкой проектирования положительного результата, сделав тем самым процесс мониторинга и оценки реализации стратегии активным инструментом, направленным на повышение эффективности, а не просто пассивным индикатором, определяющим «хорошо» или «плохо» идет процесс.
В идеале стратегический план должен включать хорошо продуманную, специфичную миссию, четкие формулировки целей, относительно небольшой объем задач и конкретных стратегических проектов, имеющих принципиальное стратегическое значение. Стратегия, в отличие от комплексного плана, должна затрагивать только самое главное для адаптации и устойчивого развития территории (региона, муниципального образования) в конкурентной рыночной среде.
Основными элементами, используемыми при формировании стратегии, являются:
— Современный облик территории — описание (модель) территории в текущий момент времени. Производится сравнительный анализ преимуществ и недостатков, что позволяет заглянуть вперед поверх сегодняшних трудностей и критически оценить будущее.
— Перспективный облик территории — описание (модель) территории в будущем (в долгосрочной перспективе). Формулируется перспективное видение города на ближайшие 10 лет и далее. Это видение включает обычно ряд нормативных ориентиров — высокий жизненный стандарт, основанный на высокой производительности труда, рост занятости, диверсифицированную сильную экономику, хорошее качество жизни. Перспективный облик не может дать точной и детальной картины будущего вследствие нестабильности внешнего окружения и долгосрочности периода планирования.
— Внутренняя среда территории, анализируемая, прежде всего, как сосредоточение ресурсного потенциала.
— Стратегия — система действий по достижению желаемого состояния города в долгосрочной перспективе. Стратегия учитывает имеющийся ресурсный потенциал и существующие предпосылки для его реализации.
Сочетание этих элементов определяет основу стратегии как систему, ориентированную на формирование перспективного облика города, эффективное использование ресурсных потенциалов, положитель-
60
Е.И. Шабалина
ных тенденций и предпосылок, концентрирует усилия на приоритетных направлениях деятельности.
Функционально в стратегии можно выделить три крупных блока.
Первый блок — аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, фиксирующий основные параметры и характеристики территории, значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии, при этом формулирует основные проблемы развития.
Второй блок — собственно стратегия, т. е. описание:
1) стратегических целей и приоритетов развития;
2) направлений деятельности по реализации поставленных стратегических целей;
3) ресурсов управления, имеющихся у города для реализации стратегии.
Третий блок — механизм реализации стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, осуществляемые подразделениями городской администрации и (или) с использованием территориальных ресурсов, сводятся в двухгодичный план мероприятий по реализации стратегии. Таким образом, этот блок обеспечивает увязку стратегических целей и текущей деятельности администрации при реализации социально-экономической политики.
Цели и направления развития города выбираются с учетом иерархии элементов стратегии (рис.1).
Рис.1. Иерархия элементов стратегии
На первом шаге важно определить миссию территории, что даст основу для определения целей, задач и стратегии. Миссия — это краткая формулировка уникальной роли территории во внешней среде, ориентированная на перспективу и опирающаяся на реальные предпосылки. В миссии раскрываются смысл и предназначение существования территории. Миссия должна определять картину желаемого будущего города, которая понимается, поддерживается и реализуется населением, а также государственными и частными инвесторами.
На втором уровне иерархии находятся цели двух подуровней: генеральные и базовые.
Методические подходы к оптимизации принимаемых решений
Генеральные цели — это заявления о намерениях, они интерпретируют формулировку миссии города и служат важным мостом между миссией и задачами. Обычно территория (регион или муниципальное образование) имеет ограниченное число целей, которые сформулированы, как правило, в качественных терминах. При этом следует отметить, что существует набор целей, практически инвариантный для любого территориального объекта. Поэтому в целях верхнего уровня, как правило, не бывает больших различий. Различия в целях и детализация количественных параметров появляются только тогда, когда речь идет о конкретных задачах более низкого уровня «дерева целей». Назовем эти цели целями второго порядка, или базовыми целями задач ресурсного обеспечения стратегического развития (это задачи энергообеспечения, водо-, газоснабжения, оптимального использования земельных, финансовых ресурсов и др.). Приоритетность и значимость вышеуказанных целей различны для разных территорий. Кроме того, для каждого региона или муниципального образования должна быть сформулирована специфичная цель, отражающая его особенности. Выбор миссии и целей фактически означает выбор основных стратегических направлений.
Вполне оправданным является совпадение стратегических направлений с выработанными практикой направлениями подразделений городских и районных администраций. Такое совпадение объективно обусловлено тем, что цели второго порядка стратегии должны быть направлены на устранение проблем, препятствующих развитию, что находится в плоскости решения задач соответствующих структурных подразделений территориальных администраций. В основном это задачи жизнеобеспечения, проживающего на данной территории населения.
На третьем уровне иерархии расположены задачи. Они конкретизируют широкосформулированные цели и обеспечивают переход от стратегического направления к действиям. Поэтому правильная формулировка задач и обеспечение оптимизации принимаемых решений на данном уровне является определяющим моментом с точки зрения эффективности как разработки, так и последующей реализации стратегии.
Формирование комплекса задач по каждому стратегическому направлению необходимо осуществлять на основе системного подхода с учетом уровня той управленческой системы, в плоскости которой находится та или иная задача.
Комплекс возможных моделей или факторов одной модели может охватывать любую из взаимосвязанных сфер территориального хозяйственного механизма: промышленность, сельское хозяйство, банковскую и финансовую деятельность, систему налогообложения, транспортный комплекс, природоохранную деятельность, экономико-правовую сферу и другие. Указанный: комплекс задач основывается на фактической социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе, которая представляется в виде матрицы практического бытия человека с выделением конкретных социальных слоев общест-
62
Е.И. Шабалина
ва: предприниматели, фермеры, работники государственного аппарата, пенсионеры, студенты, учащиеся, инвалиды и др.
На пересечении точек указанной системы координат формируется блок хозяйственных задач, сформулированных в виде экономико-математических моделей.
При этом целесообразно применение методов оптимизации (линейное и нелинейное программирование и др.), что позволяет оптимизировать стратегию по задачам.
Выбор оптимального решения обеспечивает достижение максимального значения целевой функции и осуществляется по заданным критериям эффективности, исходя из интересов социальных групп населения.
Логическим завершением данных разработок является правовая оценка выбора задач стратегии и при необходимости формирование текста (или внесение изменений и дополнений в существующий текст) законодательных и нормативных документов.
Таким образом, решения, обеспечивающие оптимальное формирование стратегии, должны быть увязанными в общем комплексе хозяйственных задач, ориентированных на достижение поставленной цели в реальной системе ограничений. Такие управленческие решения наиболее эффективны. При этом учитываются социальные интересы и предполагается реализация правового аспекта в действующей законодательной базе.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. М.: Экономика,1989.
Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика: Монография/Под ред.
В.С. Бильчака. Калининград: Янтар. сказ, 1998.
2. Бородина Л.А., Шабалина Е.И. Региональное стратегическое управление развитием территорий и хозяйственных систем: Учеб. пособие для вузов. Калининград: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2004.
3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. М.; Ростов н/Д, 2001.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Об авторе
Е.И. Шабалина — канд. экон. наук, РГУ им. И. Канта