Научная статья на тему 'Методические подходы к оптимизации принимаемых решений в рамках разработки и реализации стратегии'

Методические подходы к оптимизации принимаемых решений в рамках разработки и реализации стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабалина Е. И.

Приведены основы формирования стратегических планов. Выявлена необходимость совершенствования методических подходов к разработке и реализации стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches to optimization of decisions made in the framework of strategy elaboration and implementation

Necessity of reinforcement in of methodical approaches to development and realizations of strategy is revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оптимизации принимаемых решений в рамках разработки и реализации стратегии»

58

Л.С. Шеховцева

Внешняя среда региона на рисунке представлена на двух уровнях: национальном (цифра «2», это микросреда региона); международном, мировом (цифра «3»). Это макросреда региона, которая также по ряду параметров является микросредой региона (например, экономическое сотрудничество, поставщики, покупатели, конкуренты), кроме внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется через центр.

Национальная и мировая внешняя среда региона состоят из соответствующих элементов, аналогичных структуре региона.

Список литературы

1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдитори-ал УССС, 2002.

2. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003.

3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2002.

4. Стратегия и проблемы устойчивого развития в 21 веке. М.: Экономика, 2002.

Об авторе

Л.С. Шеховцева — канд. экон. наук, проф. РГУ им. И. Канта, shehovceva@econom. albertma. т

УДК 376

Е.И. Шабалина

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Приведены основы формирования стратегических планов. Выявлена необходимость совершенствования методических подходов к разработке и реализации стратегий.

Necessity of reinforcement in of methodical approaches to development and realizations of strategy is revealed in the article.

По мере становления местного самоуправления и рыночных реформ в регионах и муниципальных образованиях начала складываться новая система взглядов на процесс планирования, отличающаяся от традиционного административного комплексного и долгосрочного планирования. Процесс перестройки межбюджетных отношений, экономический и финансовый кризисы усилили потребность местных властей в управлении процессом территориального развития с опорой на более эффективное использование имеющегося внутреннего потен-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 58 — 62.

Методические подходы к оптимизации принимаемых решений

пиала и адаптацию к изменениям внешней среды. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития регионов и муниципальных образований привел к появлению новых форм и методов этой деятельности, основанных на соблюдении принципа сбалансированности интересов.

Изменения, произошедшие в экономике России за последние годы, все больше требуют от руководителей умения видеть перспективы, применять обоснованные стратегические решения.

Кроме того, существует настоятельная потребность в применении методов оптимизации стратегии, позволяющих определить наиболее эффективные решения на этапе формирования стратегических программ, что является основной предпосылкой проектирования положительного результата, сделав тем самым процесс мониторинга и оценки реализации стратегии активным инструментом, направленным на повышение эффективности, а не просто пассивным индикатором, определяющим «хорошо» или «плохо» идет процесс.

В идеале стратегический план должен включать хорошо продуманную, специфичную миссию, четкие формулировки целей, относительно небольшой объем задач и конкретных стратегических проектов, имеющих принципиальное стратегическое значение. Стратегия, в отличие от комплексного плана, должна затрагивать только самое главное для адаптации и устойчивого развития территории (региона, муниципального образования) в конкурентной рыночной среде.

Основными элементами, используемыми при формировании стратегии, являются:

— Современный облик территории — описание (модель) территории в текущий момент времени. Производится сравнительный анализ преимуществ и недостатков, что позволяет заглянуть вперед поверх сегодняшних трудностей и критически оценить будущее.

— Перспективный облик территории — описание (модель) территории в будущем (в долгосрочной перспективе). Формулируется перспективное видение города на ближайшие 10 лет и далее. Это видение включает обычно ряд нормативных ориентиров — высокий жизненный стандарт, основанный на высокой производительности труда, рост занятости, диверсифицированную сильную экономику, хорошее качество жизни. Перспективный облик не может дать точной и детальной картины будущего вследствие нестабильности внешнего окружения и долгосрочности периода планирования.

— Внутренняя среда территории, анализируемая, прежде всего, как сосредоточение ресурсного потенциала.

— Стратегия — система действий по достижению желаемого состояния города в долгосрочной перспективе. Стратегия учитывает имеющийся ресурсный потенциал и существующие предпосылки для его реализации.

Сочетание этих элементов определяет основу стратегии как систему, ориентированную на формирование перспективного облика города, эффективное использование ресурсных потенциалов, положитель-

60

Е.И. Шабалина

ных тенденций и предпосылок, концентрирует усилия на приоритетных направлениях деятельности.

Функционально в стратегии можно выделить три крупных блока.

Первый блок — аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, фиксирующий основные параметры и характеристики территории, значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии, при этом формулирует основные проблемы развития.

Второй блок — собственно стратегия, т. е. описание:

1) стратегических целей и приоритетов развития;

2) направлений деятельности по реализации поставленных стратегических целей;

3) ресурсов управления, имеющихся у города для реализации стратегии.

Третий блок — механизм реализации стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, осуществляемые подразделениями городской администрации и (или) с использованием территориальных ресурсов, сводятся в двухгодичный план мероприятий по реализации стратегии. Таким образом, этот блок обеспечивает увязку стратегических целей и текущей деятельности администрации при реализации социально-экономической политики.

Цели и направления развития города выбираются с учетом иерархии элементов стратегии (рис.1).

Рис.1. Иерархия элементов стратегии

На первом шаге важно определить миссию территории, что даст основу для определения целей, задач и стратегии. Миссия — это краткая формулировка уникальной роли территории во внешней среде, ориентированная на перспективу и опирающаяся на реальные предпосылки. В миссии раскрываются смысл и предназначение существования территории. Миссия должна определять картину желаемого будущего города, которая понимается, поддерживается и реализуется населением, а также государственными и частными инвесторами.

На втором уровне иерархии находятся цели двух подуровней: генеральные и базовые.

Методические подходы к оптимизации принимаемых решений

Генеральные цели — это заявления о намерениях, они интерпретируют формулировку миссии города и служат важным мостом между миссией и задачами. Обычно территория (регион или муниципальное образование) имеет ограниченное число целей, которые сформулированы, как правило, в качественных терминах. При этом следует отметить, что существует набор целей, практически инвариантный для любого территориального объекта. Поэтому в целях верхнего уровня, как правило, не бывает больших различий. Различия в целях и детализация количественных параметров появляются только тогда, когда речь идет о конкретных задачах более низкого уровня «дерева целей». Назовем эти цели целями второго порядка, или базовыми целями задач ресурсного обеспечения стратегического развития (это задачи энергообеспечения, водо-, газоснабжения, оптимального использования земельных, финансовых ресурсов и др.). Приоритетность и значимость вышеуказанных целей различны для разных территорий. Кроме того, для каждого региона или муниципального образования должна быть сформулирована специфичная цель, отражающая его особенности. Выбор миссии и целей фактически означает выбор основных стратегических направлений.

Вполне оправданным является совпадение стратегических направлений с выработанными практикой направлениями подразделений городских и районных администраций. Такое совпадение объективно обусловлено тем, что цели второго порядка стратегии должны быть направлены на устранение проблем, препятствующих развитию, что находится в плоскости решения задач соответствующих структурных подразделений территориальных администраций. В основном это задачи жизнеобеспечения, проживающего на данной территории населения.

На третьем уровне иерархии расположены задачи. Они конкретизируют широкосформулированные цели и обеспечивают переход от стратегического направления к действиям. Поэтому правильная формулировка задач и обеспечение оптимизации принимаемых решений на данном уровне является определяющим моментом с точки зрения эффективности как разработки, так и последующей реализации стратегии.

Формирование комплекса задач по каждому стратегическому направлению необходимо осуществлять на основе системного подхода с учетом уровня той управленческой системы, в плоскости которой находится та или иная задача.

Комплекс возможных моделей или факторов одной модели может охватывать любую из взаимосвязанных сфер территориального хозяйственного механизма: промышленность, сельское хозяйство, банковскую и финансовую деятельность, систему налогообложения, транспортный комплекс, природоохранную деятельность, экономико-правовую сферу и другие. Указанный: комплекс задач основывается на фактической социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе, которая представляется в виде матрицы практического бытия человека с выделением конкретных социальных слоев общест-

62

Е.И. Шабалина

ва: предприниматели, фермеры, работники государственного аппарата, пенсионеры, студенты, учащиеся, инвалиды и др.

На пересечении точек указанной системы координат формируется блок хозяйственных задач, сформулированных в виде экономико-математических моделей.

При этом целесообразно применение методов оптимизации (линейное и нелинейное программирование и др.), что позволяет оптимизировать стратегию по задачам.

Выбор оптимального решения обеспечивает достижение максимального значения целевой функции и осуществляется по заданным критериям эффективности, исходя из интересов социальных групп населения.

Логическим завершением данных разработок является правовая оценка выбора задач стратегии и при необходимости формирование текста (или внесение изменений и дополнений в существующий текст) законодательных и нормативных документов.

Таким образом, решения, обеспечивающие оптимальное формирование стратегии, должны быть увязанными в общем комплексе хозяйственных задач, ориентированных на достижение поставленной цели в реальной системе ограничений. Такие управленческие решения наиболее эффективны. При этом учитываются социальные интересы и предполагается реализация правового аспекта в действующей законодательной базе.

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. М.: Экономика,1989.

Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика: Монография/Под ред.

В.С. Бильчака. Калининград: Янтар. сказ, 1998.

2. Бородина Л.А., Шабалина Е.И. Региональное стратегическое управление развитием территорий и хозяйственных систем: Учеб. пособие для вузов. Калининград: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2004.

3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. М.; Ростов н/Д, 2001.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Об авторе

Е.И. Шабалина — канд. экон. наук, РГУ им. И. Канта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.