Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
484
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аватков В. А., Рожкова З. П.

В статье рассматриваются векторы внешнеполитического курса Республики Узбекистан. Внимание акцентируется на политико-правовых основах внешней политики Республики, статистических данных, документальном обосновании внешней политики. Подчеркивается интерес акторов международного процесса к происходящим в стране событиям, многие международные организации рассматривают Узбекистан как потенциального партнера. На современном этапе развития системы международных отношений особую интенсивность во взаимодействии можно наблюдать с РФ, КНР, США Республикой Кореей, Японией, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном. Во внешнеполитических документах особое внимание уделяется сотрудничеству с западным миром, поскольку оно позволяет получить доступ к современным технологиям и привлечению инвестиций в разные отрасли экономики. Наблюдается развитие отношений не только в рамках ЕС и НАТО, но и частые переговоры на высшем уровне. В статье также показано, что руководство Республики Узбекистан заинтересовано в укреплении связей со странами Востока по причине схожести социально-экономических проблем, общих угроз безопасности (высыхание Аральского моря, терроризм, столкновения на религиозной почве, проникновение наркотиков и оружия, фактор напряженности, связанный с Афганистаном), сотрудничества в вопросах миграционной и таможенной политики, участия в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности. Под приведенными тенденциями трансформируется внешнеполитический курс. Стало прослеживаться более тесное и доверительное взаимодействие с Российской Федерацией в военно-стратегических и геополитических вопросах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AT THE PRESENT STAGE

The article examines the vectors of the foreign policy of the Republic of Uzbekistan. Attention is focused on the political and legal foundations of the Republic's foreign policy, statistical data, and the documentary justification of foreign policy. The interest of the actors of the international process in the events taking place in the country is emphasized, many international organizations consider Uzbekistan as a potential partner. At the present stage of the development of the system of international relations, a special intensity in interaction can be observed with the Russian Federation, China, the USA, the Republic of Korea, Japan, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Turkmenistan and Tajikistan. In foreign policy documents, special attention is paid to cooperation with the Western world, since it allows access to modern technologies and attracting investments in various sectors of the economy. There is a development of relations not only within the EU and NATO, but also frequent negotiations at the highest level. The article also shows that the leadership of the Republic of Uzbekistan is interested in strengthening ties with the countries of the East due to the similarity of socio-economic problems, common security threats (the drying up of the Aral Sea, terrorism, clashes on religious grounds, the penetration of drugs and weapons, the tension factor associated with Afghanistan), cooperation in migration and customs policy, participation in the creation of a comprehensive international environmental safety system. Under these trends, the foreign policy course is being transformed. Closer and more trusting cooperation with the Russian Federation in military-strategic and geopolitical issues began to be traced.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA

Научная статья / Research article

Концептуальные основы внешней политики Республики Узбекистан на

современном этапе

В. А. Аватков

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук,

Москва, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6345-3782, e-mail: v.avatkov@gmail.com

З. П. Рожкова

Центр востоковедных исследований и межкультурных коммуникаций, Москва, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются векторы внешнеполитического курса Республики Узбекистан. Внимание акцентируется на политико-правовых основах внешней политики Республики, статистических данных, документальном обосновании внешней политики. Подчеркивается интерес акторов международного процесса к происходящим в стране событиям, многие международные организации рассматривают Узбекистан как потенциального партнера. На современном этапе развития системы международных отношений особую интенсивность во взаимодействии можно наблюдать с РФ, КНР, США Республикой Кореей, Японией, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном. Во внешнеполитических документах особое внимание уделяется сотрудничеству с западным миром, поскольку оно позволяет получить доступ к современным технологиям и привлечению инвестиций в разные отрасли экономики. Наблюдается развитие отношений не только в рамках ЕС и НАТО, но и частые переговоры на высшем уровне. В статье также показано, что руководство Республики Узбекистан заинтересовано в укреплении связей со странами Востока по причине схожести социально-экономических проблем, общих угроз безопасности (высыхание Аральского моря, терроризм, столкновения на религиозной почве, проникновение наркотиков и оружия, фактор напряженности, связанный с Афганистаном), сотрудничества в вопросах миграционной и таможенной политики, участия в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности. Под приведенными тенденциями трансформируется внешнеполитический курс. Стало прослеживаться более тесное и доверительное взаимодействие с Российской Федерацией в военно-стратегических и геополитических вопросах.

Ключевые слова: международные отношения, внешняя политика, Республика Узбекистан, лидерство

Для цитирования: Аватков В.А., Рожкова З.П. Концептуальные основы внешней политики Республики Узбекистан на современном этапе // Постсоветские исследования. 2022;8(5):825-834.

Conceptual foundations of the foreign policy of the republic of Uzbekistan at the

present stage

Vladimir A. Avatkov

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6345-3782, e-mail: v.avatkov@gmail.com

Zlata P. Rozhkova

Diplomatic Academy of the Ministry for Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The article examines the vectors of the foreign policy of the Republic of Uzbekistan. Attention is focused on the political and legal foundations of the Republic's foreign policy, statistical data, and the documentary justification of foreign policy. The interest of the actors of the international process in the events taking place in the country is emphasized, many international organizations consider Uzbekistan as a potential partner. At the present stage of the development of the system of international relations, a special intensity in interaction can be observed with the Russian Federation, China, the USA, the Republic of Korea, Japan, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Turkmenistan and Tajikistan. In foreign policy documents, special attention is paid to cooperation with the Western world, since it allows access to modern technologies and attracting investments in various sectors of the economy. There is a development of relations not only within the EU and NATO, but also frequent negotiations at the highest level. The article also shows that the leadership of the Republic of Uzbekistan is interested in strengthening ties with the countries of the East due to the similarity of socio-economic problems, common security threats (the drying up of the Aral Sea, terrorism, clashes on religious grounds, the penetration of drugs and weapons, the tension factor associated with Afghanistan), cooperation in migration and customs policy, participation in the creation of a comprehensive international environmental safety system. Under these trends, the foreign policy course is being transformed. Closer and more trusting cooperation with the Russian Federation in military-strategic and geopolitical issues began to be traced.

Keywords: international relations, foreign policy, the Republic of Uzbekistan, leadership

For citation: Vladimir A. Avatkov, Zlata P. Rozhkova. Conceptual foundations of the foreign policy of the republic of Uzbekistan at the present stage // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;8(5):825-834. (In Russ.)

В настоящее время политологи уделяют все большее внимание Средней Азии, в связи с тем, что регион является связующим в торговых путях и обладает богатыми ресурсами. В частности, в статьях авторы рассматривают Узбекистан с точки зрения пути его развития и связей с внешним миром. Е. Ионова в своей работе [Ионова 2021: 87] оценивает направления внешней политики Узбекистана после прихода к власти Ш. Мирзиёева, обосновывая причины особого интереса Республики в Афганистане и Южной Азии, приводя анализ укрепления российско-узбекского сотрудничества. Дипломатическая база отношений Узбекистана и России исследуется в статье Д. Б. Малышевой, особо раскрываются внешнеэкономические и внешнеторговые связи Республики. Современные авторы пишут о том, что после распада СССР в регионе начался процесс политического плюрализма, приводя причины расслоения [Малышева 2021: 122]. Подчеркивают то, что постсоветское пространство стало «зоной повышенного политического риска» из-за наличия как собственных национальных конфликтов, так и увеличения террористической опасности и проблем

миграции [Курылев, Дегтерев, Смолик, Станис 2018: 150].

В данной статье рассматриваются более актуальные тенденции

внешнеполитического курса Республики Узбекистан, поскольку необходимо учитывать активное участие новые инициативы, выдвинутые Президентом Узбекистана, совместные проекты Республики в рамках международных организаций. Методология исследования основывается на институциональном анализе, в ходе которого рассмотрены структуры Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, их задачи и функции, правовая база. Кроме того, был использован системный метод анализа, включавший в себя изучение векторов внешней политики в системе международных отношений, определение интересов страны в рамках ее ценностей, функциональность подведомственных

структур, как механизмов МИД.

После распада СССР новые независимые государства Средней Азии столкнулась с такими проблемами, как отсутствие опыта в построении государственности, этнические разногласия, сложности в экономике.

Государствам пришлось решать сразу несколько проблем: становление

национальной государственности,

проведение конституционных реформ, формирование собственных

внешнеполитических и внутреполитических интересов. Главным стал вопрос становления собственной идентичности, на смену советскому универсализму пришли национальные интересы и идеологии.

Экономические реформы после распада Советского союза содержали: введение национальных валют, приватизацию, диверсификацию внешнеэкономических связей. В странах происходила разработка и принятие конституций, проведение демократических реформ, создание новых политических органов. Эти трудности усиливались низкой

конкурентоспособностью региона в условиях глобализации, ростом социального недовольства, безработицей, низким уровнем доходов населения. Узбекистан также столкнулся с этими проблемами, поэтому до сих пор главными целями страны является защита внутреннего и внешнего суверенитета, выстраивание собственного политического курса и идеологии.

В последнее время положение Узбекистана на региональной арене становится все более значимым. Одной из причин такого возвышения является сильное руководство, в особенности, характерная для Востока лидероцентричность. От того, насколько правитель будет грамотно распоряжаться ресурсами и стратегически выстраивать свою политику будет зависеть не только настоящее, но и будущее государства.

Лидером Узбекистана сегодня является действующий президент Республики Шавкат Миромонович Мирзиёев. Касаясь международной оценки деятельности

1 Агентство новостей Podrobno.uz «Председатель КНР Си Цзиньпин написал статью, посвященную развитию китайско-узбекских отношений» [Электронный ресурс] // https://podrobno.uz/cat/politic/predsedatel-knr-si-tszinpin-napisal-statyu-posvyashchenшyu-razvitiyu-kitaysko-uzbekskikh-otnosheniy/ (дата обращения 10.09.2022)

2 Официальный сайт общенационального движения

«Юксалиш» [Электронный ресурс] //

узбекистанского главы, нельзя не отметить того, что мировая политическая элита считает его значимым партнером, кроме того, они отмечают усиливающуюся роль Республики в регионе. Это подтверждает статья1, написанная Си Цзиньпином, Председателем КНР, в которой он отмечает, что «под руководством Президента Ш. М. Мирзиеева узбекский народ начал великий поход к строительству нового Узбекистана. Страна приобрела новый облик, существенно укрепилась позиция на международной арене. Как дружественный сосед и всесторонний стратегический партнер, мы искренне рады вашим успехам». Значимость главы Узбекистана показывают и результаты глобального опроса, проведенного общенациональным

движением «Юксалиш» в 2021 г.2 В соответствии с ним, был сформирован список из 15 ключевых реформ Президента Ш. Мирзиёева, имеющих историческое значение. По мнению экспертов, наиболее важная инициатива лидера Узбекистана — открытие границ и создание пунктов пропуска, конструктивный диалог со странами Средней Азии по всем без исключения вопросам3. В качестве экспертов участвовали такие известные зарубежные деятели, как президент Центра политики и иностранных дел Франции Ф. Бассар, президент Холонского технологического университета Э. Якубов, главный исследователь по Центральной Азии Университета Васэда Наоки Нихей и другие.

Документальное обоснование

внешнеполитического курса Узбекистана

Основными документами, содержащими принципы внешнеполитического курса Республики Узбекистан является Конституция, Положение о Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан4,

https://yumh.uz/ru/news_detail/368 (дата обращения 17.08.2022)

3 Электронное СМИ xs.uz [Электронный ресурс] // https://xs.uz/uz/post/100-nafar-ekspert-prezident-shavkat-mirziyoevmng-15-ta-muЫm-islohotim-amqlab-berdi (дата обращения 18.08.2022)

4 Положение о Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан (Приложение N 3 к Постановлению Президента РУз от 05.04.2018 г. N ПП-3654) [Электронный ресурс] //

закон «О международных договорах»1, постановление Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию

деятельности министерства иностранных дел Республики Узбекистан»2, законодательные акты, принятые в рамках стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы3.

Конституция Республики Узбекистан принята 8 декабря 1992 г. на одиннадцатой сессии Верховного совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва. Она полностью воплотила в себе принципы и идеи, закрепленные в «Декларации о суверенитете», Законе «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан». В частности, принцип признания и уважения основных принципов международного права, самоопределения во внешнеполитической деятельности,

установления дипломатических,

консульских, торговых и иных связей с иностранными государствами, обмена с ними полномочными представителями, заключения международных договоров. Статья 1 Конституции характеризует государство как «суверенную

демократическую республику»4. Форма правления Узбекистана - смешанная республика. Президент является главой государства и исполнительной власти (одновременно занимает должность Председателя Совета Министров). Высшим государственным представительным

органом является Олий Мажлис, осуществляющий законодательную власть. Внешняя политика Узбекистана «исходит из принципов суверенного равенства

https://mm.uz/contentfMoc=539156_&pшducts= 1_vse_ zakonodatelstvo_uzbekistana (дата обращения 18.08.2022)

1 Закон Республики Узбекистан, от 06.02.2019 г. № ЗРУ-518 «О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН» [Электронный ресурс] // https://lex.uz/docs/4193763 (дата обращения 18.08.2022)

2 Постановление Президента Республики Узбекистан, от 05.04.2018 г. № ПП-3654 [Электронный ресурс] // https://lex.uz/docs/3611280 (дата обращения 18.08.2022)

3 Указ Президента Республики Узбекистан, от

28.01.2022 г. № УП-60 «О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права» (ст. 17)5.

Положение о Министерстве

иностранных дел Республики Узбекистан «определяет статус, основные задачи, функции, права, ответственность, порядок организации деятельности и отчетности Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, а также функциональные обязанности и ответственность его руководителей»6. Отличительной чертой Положения является то, что большую роль в определение внешнеполитического курса отводится Президенту Республики. Отдельным пунктом рассматривается «афганский вопрос», специальный представитель Президента Узбекистана координирует весь комплекс вопросов, связанный с данным направлением. Внешняя политика Узбекистана в отношении Афганистана в постсоветский период позволяет выделить два этапа:

— первый (1991-2016 гг.) - этап дистанцирования и осторожного отношения к Афганистану;

— второй (2017 г. - по настоящее время) - этап резкой активизации политических, экономических и гуманитарных отношений.

На протяжении каждого из этих периодов правительство Республики применяла разный подход к узбекско-афганским связям [Притчин 2020: 782]. Однако главными особенностями отношения Узбекистана к Афганистану было понимание

НОВОГО УЗБЕКИСТАНА НА 2022 — 2026 ГОДЫ [Электронный ресурс] // https://lex.uz/ru/docs/5841077 (дата обращения 19.08.2022)

4 Статья 1 Конституции Республики Узбекистан [Электронный ресурс] // https://lex.uz/docs/35869 (дата обращения 19.08.2022)

5 Конституция Республики Узбекистан [Электронный ресурс] // https://base.spimform.ru/show_doc.fwx?rgn=818 (дата обращения: 19.08.2022)

6 Постановление Президента Республики Узбекистан, от 05.04.2018 г. № ПП-3654 [Электронный ресурс] // https://lex.uz/docs/3611280 (дата обращения: 19.08.2022)

невозможности урегулирования ситуации (продолжающаяся дестабилизация и рост радикализма на южных границах Республики является источником постоянной угрозы безопасности) исключительно военными мерами, осознание возможности

восстановления мира и стабильности в стране путем интеграции Афганистана в экономические проекты стран Средней Азии. 26 июля 2022 года в г. Ташкенте состоялась Международная конференция на тему «Афганистан: безопасность и экономическое развитие», в которой приняли участие спецпредставители государств, ближайших соседей Афганистана, стран Южной, Средней Азии, Ближнего Востока, ЕС, США, а также высокопоставленная делегация Временного правительства Афганистана. Стоит отметить, что Представители Правительства Афганистана и руководители других делегаций отметили значимость инициатив, выдвинутых Президентом Узбекистана, в том числе по строительству железной дороги «Термез - Мазари-Шариф -Кабул - Пешавар», прокладке ЛЭП «Сурхан -Пули-Хумри», и др.1. Важнейшим вопросом в данном направлении политики является то, какой должна быть политика Узбекистана в отношении Афганистана, во главе которого стоит «Талибан». Республика имеет опыт того, как в 1996-2001 годах, после прихода к власти «Талибана», Узбекистан стал местом сосредоточения террористических

организаций (в частности, «Исламской организации Узбекистан») [Эргашев 2021: 35]. Тогда это было серьезной угрозой национальной безопасности Республики, поэтому Узбекистан стремится не допустить подобной ситуации вновь, стараясь налаживать конструктивный диалог с правительством Афганистана [Ионова 2015: 65].

Концепция развития Нового Узбекистана 2022-2026 включает в себя ряд задач,

1 Электронная газета «Янги Узбекистан» [Электронный ресурс] // https://yuz.uz/ru/news/mid-uzbekistana-opuЫikovalo-zayavlenie-po-itogam-mejdunarodnoy-konferentsii-po-afganistanu (дата обращения: 21.08.2022)

2 Указ Президента Республики Узбекистан, от

28.01.2022 г. № УП-60 Указ Президента Республики

которые непосредственно связаны с реализацией внешнеполитического курса:

— Дальнейшее улучшение и повышение привлекательности инвестиционного климата в стране;

— Создание эффективной системы обеспечения общественной безопасности, своевременного выявления и устранения условий, способствующих совершению правонарушений. Дальнейшее укрепление обороноспособности государства, усиление боеготовности, боеспособности и потенциала Вооруженных Сил;

— Поднятие на высокий уровень тесного сотрудничества в области безопасности, торгово-экономической, водной, энергетики, транспорта и культурно-гуманитарной сферах в Центральной Азии2.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности

министерства иностранных дел Республики Узбекистан» основными задачами министерства иностранных дел являются обеспечение политико-дипломатическими и международно-правовыми средствами

защиты независимости, суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ, а также других национальных интересов Республики Узбекистан3.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

В систему Министерства иностранных дел входит центральный аппарат Министерства, территориальные отделения в Республике Каракалпакстан и областях, дипломатические представительства,

консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом, представительства и миссии Республики Узбекистан при международных организациях,

Информационное агентство "Дунё"; Университет мировой экономики и

Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60 [Электронный ресурс] // https://lex.uz/ru/docs/5841077 (дата обращения 20.08.2022)

3 Постановление Президента Республики Узбекистан, от 05.04.2018 г. № ПП-3654 [Электронный ресурс] // https://lex.uz/docs/3611280 (дата обращения 20.08.2022)

дипломатии; Центр анализа и прогнозирования; Бюро по обслуживанию дипломатического корпуса; Бюро переводчиков. Министр иностранных дел имеет трех заместителей, в том числе одного первого заместителя и одного советника, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан1.

Современная внешняя политика Узбекистана «направлена на развитие прагматических отношений со всеми традиционными партнерами и другими странами. Основная задача, определенная в этом контексте, это модернизация и обеспечение устойчивости экономики, повышение уровня жизни населения и его интеграция в экономические отношения в мире для развития страны»2.

Министром иностранных дел Узбекистана с 3 января 2012 года по 27 апреля 2022 был Абдулазиз Хафизович Камилов. Стоит отметить, что именно он сыграл важную роль в возобновлении узбекско-американских отношений, которые ухудшились после кровавых событий в Андижане в 2005 году3. 27 апреля 2022 Президент Шавкат Мирзиёев назначил Норова Владимира Имамовича новым и.о. министра иностранных дел Республики. Примечательно, что деятельность Норова в качестве Генерального секретаря ШОС в 2019-2021 годах, а также его усилия по развитию российско-узбекских отношений были высоко оценены послом России Олегом Мальгиновым. Господин посол вручил и. о. министра иностранных дел Узбекистана знак «За вклад в международное сотрудничество»4. Позиция одного политика

по поводу международной повестки не идет вразрез с мнением другого, поэтому серьезного пересмотра в выбранной стратегии не ожидается.

Особое внимание уделяется подготовке кадров для службы в Министерстве иностранных дел. Высшим учебным заведением, готовящим дипломатов, является Университет Мировой Экономики и Дипломатии (УМЭД). Он был основан 23 сентября 1992 году, согласно Указу Президента Республики Узбекистан. Университет выпускает специалистов в области мировой дипломатии и экономики, международного права,

межгосударственных и

внешнеэкономических связей,

международных экономических отношений. На сегодняшний день в УМЭД обучаются более 1500 студентов. К учебному процессу приглашены на постоянной основе иностранные профессора из ведущих учебных заведений Великобритании, Японии, Кореи, Польши5.

Другой подведомственной организацией МИДа является Информационное агентство «Дунё», создание которого было утверждено 13 сентября 2019 года Постановлением Кабинета Министров. Агентство ведет активную работу, подготавливая материалы о современных преобразованиях, политической, экономической и культурной жизни страны, были сняты телепередачи и видеоролики о международных инициативах Мирзиёева6 .

Раскрывая особенности курса и организационной структуры внешней политики, важно указать, что Узбекистан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Положение о Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан [Электронный ресурс] // https://nrm.uz/contentí?doc=539156_&products= 1_vse_ zakonodatelstvo_uzbekistana (дата обращения 20.08.2022)

2 Dr. Nazrin ALIZADA «Влияние Мирзиёева на внешнюю политику Узбекистана» [Электронный ресурс] // Анкарский центр исследований кризисных ситуаций и политики // https://www.ankasam.org (дата обращения 20.08.2022)

3 Радио Озодлик «Глава МИД Узбекистана может не

вернуться к своим обязанностям» [Электронный

ресурс] //

https://asiaplustj.info/ru/news/centralasia/20220331/ozod

lik-glava-mid-uzbekistama-mozhet-ne-vernutsya-k-svoim-obyazannostyam (дата обращения 20.08.2022)

4 ИА «Дунё» [Электронный ресурс] // https://dunyo.info/ru/site/inner/zamestitelyu_glavi_mid_ uzbekistama_vruchen_znak_za_vklad_v_mezhdunarodno e_sotrudnichestvo-jcT (дата обращения 20.08.2022)

5 Официальный сайт УМЭД [Электронный ресурс] // https://www.uwed.uz/ru/pages/about-UWED (дата обращения 20.08.2022)

6 Информационное агентство «Дунё» [Электронный ресурс] // https ://dunyo. info/ru/site/inner/informatsionnoe_agentstv o_dunio_otmechaet_pervuyu_godovshtinu_svoego_sozd aniya-ncA (дата обращения 20.08.2022)

является членом более 40 международных организаций, в том числе ООН (с 1992 года) и ряда её специализированных учреждений, СНГ (с 1991 года), ОИК (с 1992 года), ОБСЕ (с 1992 года), МБРР (с 1992 года), МВФ (с 1992 года), МФК, МАР (с 1992 года), ЕБРР, Азиатского банка развития, ЦАС (с 1994 года), ШОС (с 2001 года), ОДКБ (вступил в 1992 году, приостановил членство в 1998 году, но возобновил участие с 2006 года). Узбекистан имеет статус наблюдателя в ВТО. С 1999 по 2005 годы входил в ГУУАМ (намерение выйти из состава этой организации было озвучено президентом Каримовым в 2002 году, но официальный выход состоялся в 2005 году), ЕврАзЭС (с 2006 года)1.

Следует отметить, что в 2021-2022 годах Узбекистан председательствует в ШОС. Министр иностранных дел России, Сергей Лавров высоко оценил деятельность Узбекистана в сфере «развития транспортной взаимосвязанности,

энергетического сотрудничества, "умного" сельского хозяйства, цифровой

трансформации, межрегиональных связей, внедрения высоких технологий и инновации»2. Мирзиёев, в свою очередь, отметил тенденцию, при которой «с каждым годом растёт число государств, готовых подключиться к деятельности ШОС»3. Политолог Алексей Мартынов, раскрывая значимость прошедшего в Самарканде саммита ШОС, отметил, что эта организация «становится альтернативой для тех государств, которых не удовлетворяет подход и контроль Запада. Сегодня ШОС — это площадка, где страны могут обсуждать

1 Узбекистан / Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией [Электронный ресурс] // Политический атлас современности // http://www.hyno.ru/tom2/1765.html (дата обращения 20.08.2022)

2 Информационное агентство Sputnik Узбекистана [Электронный ресурс] // https://uz.sputniknews.ru/20220729/lavrov-otsenil-predsedatelstvo-uzbekistana-v-shos-26640577.html (дата обращения 20.08.2022)

3 Ш. М. Мирзиёев «Самаркандский саммит ШОС:

диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире» //

Официальный сайт Президента Республики

Узбекистан [Электронный ресурс] //

самые разные вопросы взаимодействия и развития. И напомню, что инициатором этой глобальной истории был Путин — её главный архитектор. Эта идея была тепло воспринята Китаем, Индией, Пакистаном и другими странами, причём сейчас мы видим не всю картину в масштабе, есть ещё БРИКС, так что в будущем нам и нашим партнёрам придётся перезапускать всю международную систему»4

Отдельные принципы и тенденции во внешнеполитическом курсе Республики Узбекистан

После прихода к власти Ш. Мирзиёева был пересмотрен внешнеполитический курс Республики. Ташкент имеет ограниченный круг интересов — транспортную связанность стран Туркестана, упрощение перемещений между странами региона (проект виза «Шелкового пути») и создание ЗСТ между странами-соседями5. В Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису (парламент Республики Узбекистан) на 2021 год в разделе внешней политики особое внимание уделено вопросу сотрудничества со странами Средней Азии6. Дальнейшее укрепление партнерства с государствами региона Президент назвал приоритетом внешней политики. В результате двустороннее и многостороннее сотрудничество в регионе вышли на новый уровень. В частности, за 2017-2019 годы средний годовой товарооборот со странами Средней Азии вырос более чем на 50% и составил 5,2 млрд долларов. По итогам 2020 года, несмотря на глобальную пандемию, общий товарооборот Узбекистана со странами Средней Азии составил 5

https://president.uz/ru/lists/view/5495 (дата обращения: 14.09.2022)

4 Информационный портал Life.ru [Электронный ресурс] // https://life.ru/p/1524288 (дата обращени 08. 10.2022)

5 ИА REGNUM «МИД: Узбекистан продолжит следовать курсу самостоятельного развития» [Электронный ресурс] // https://regnum.ru/news/polit/3585113.html (дата обращения 21.08.2022)

6 ИА Review.uz «Послание Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Олий Мажлису» [Электронный ресурс] // https://review.uz/post/poslanie-prezidenta-uzbekistana-shavkata-mirziyoyeva-oliy-majlisu (дата обращения 21.08.2022)

миллиардов долларов1. Кроме того, в результате открытой, продуманной и прагматичной политики Узбекистана в отношении стран региона в 2017-2020 годах были решены такие проблемы, как водопользование, делимитация и демаркация государственных границ между

Узбекистаном и соседними странами, использование транспортных

коммуникаций, пересечение

государственных границ.

Глава государства Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, подчеркнул, что

«Внешнеполитическая деятельность

государства, прежде всего, основывается на всесторонних интересах народа и страны. Основой внешней политики остаются принципы невмешательства во внутренние дела других государств, урегулирование возникающих конфликтов и противостояний только мирным, политическим путем2. Республика старается налаживать со всеми странами стратегическое партнерство, продвигая при этом свои идеи и интересы, к примеру, была выдвинута идея «Торговать выгоднее, чем воевать», Узбекистан предложил странам Центральной и Южной Азии решать проблемы безопасности через экономику3. Это подтверждает и Стратегия развития нового Узбекистана на 2022-2026 гг.

Узбекистан также расширяет сотрудничество с тюркскими странами.

Организация тюркских государств (ОТГ), ранее называвшаяся Советом

сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), была создана 3 октября 2009 года Нахчыванским соглашением, подписанным между Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Турцией. В 2018 году Узбекистан стал членом организации. В ноябре 2022 года планируется проведение девятого саммита ОТГ в Самарканде, в ходе которого председательство в Организации перейдет от Турции к Узбекистану4. Отношения Турции и Узбекистана в рамках ОТГ развиваются очень динамично, они вышли на уровень всеобъемлющего стратегического

партнерства. За прошедшие три года президенты Узбекистана и Турции встречались 7 раз, значительно расширяется договорно-правовая база отношений. Правовую базу узбекско-турецкого сотрудничества составляют Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Узбекистаном и Турцией, а также 123 соглашения, направленных на расширение многоаспектного двустороннего

сотрудничества. Кроме того, сегодня между государствами создан целый комплекс новых органов взаимодействия - Высший совет по стратегическому партнёрству под председательством Глав государств, Совместная группа по стратегическому планированию на уровне глав МИД, а также Межпарламентские группы

сотрудничества5.

1 Электронное издание сайт «Большая Азия» [Электронный ресурс] // https://bigasia.ru/content/pub/review/druzhestvennoe-sotrudmichestvo-so-stranami-tsentralnoy-azii-prioritetmoe-napravlemie-vneshmepolitich/ (дата обращения 23.08.2022)

2 Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Узбекистан «Узбекистан: важный этап во внешней политике» [Электронный ресурс] // https://mfa.uz/ru/press/news/2017/uzbekistan-vajnyy-etap-vo-vneshney-politike—28409 (дата обращения 21.08.2022)

3 Сайт центра геополитических исследований

«Берлек-единство» [Электронный ресурс] //

http://berlek-nkp.com/analitics/9965-uzbekistan-predlozhil-stranam-centralnoy-i-yuzhnoy-azii-reshat-

problemy-bezopasnosti-cherez-ekonomiku.html (дата обращения 32.08.2022)

4 ИА Sputmik.uz «Лидеры тюркоязычных стран соберутся в ноябре в Самарканде» [Электронный ресурс] // https://az.sputniknews.ru/20220802/lidery-tyurkoyazychmykh-stram-soberutsya-v-noyabre-v-samarkande-444610436.html (дата обращения 21.08.2022)

5 Официальный сайт Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан «Сотрудничество Узбекистана и Турции выведено на уровень всеобъемлющего стратегического партнёрства» [Электронный ресурс] // https://isrs.uz/ru/maqolalar/sotrudnicestvo-uzbekistana-i-turcii-vyvedeno-na-uroven-vseobemlusego-

Однако стратегическое партнерство и уровень сотрудничества с Российской Федерацией было и остается одним из важнейших во внешней политике Узбекистана [Малышева 2021: 121]. Как отметил Владимир Путин, диалог Москвы и Ташкента отличается глубиной и интенсивностью и носит многоплановый характер. В последние годы Россия и Узбекистан активно сближаются в различных сферах, от вопросов безопасности до образования, и развивают крупные совместные проекты. Их более 150, а общая стоимость превышает $14 млрд1. Для России важны ресурсы Узбекистана, которые заключаются не только в выпуске востребованной в РФ продукции (текстиль, плодоовощная продукция, пластмассы и каучук, транспортные средства и др.), но и в наличии у Узбекистана большого количества трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для увеличения российского и узбекского ВВП. Ташкент заинтересован в экономическом и технологическом развитии, своевременном обновлении национальной энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры. Для этих целей властям страны необходимы финансовые ресурсы2.

Сегодня Узбекистан постепенно идет по пути повышения имиджа на международной арене. Делает это стратегически, прежде всего учитывая свои национальные интересы, указанные в Конституции Республики, и ускоряя темпы экономических реформ для создания благоприятного инвестиционного климата. Главными ценностями Узбекистана во внешней политики являются установление всесторонних связей с различными странами

на принципах равноправного партнерства и взаимного уважения для интеграции в систему мирохозяйственных связей, осуществления активного международного, политического, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Страна обладает внешнеполитической стратегией, Концепцией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Сегодняшние показатели уже позволяют сделать вывод о том, что результаты проводимых реформ и плоды сотрудничества с ведущими державами позволят выйти Ташкенту на новый качественный этап. Председательство Узбекистана в ШОС - это заявка о себе на политической арене, и поскольку страна заявила себя как уверенная держава, то это определенно может означать, что мировое сообщество начинает активнее

интересоваться этим регионом и страной, в частности. Узбекистан - самая

многонаселенная страна Средней Азии, обладающая богатыми сырьевыми и трудовыми ресурсами, которая в новом многополярном мире имеет шансы стать одним из ключевых игроков региона. Важно отметить, что главным принципом внешней политики является защита суверенитета и национальных интересов. По этой причине, вряд ли Узбекистан займет какое-то конкретное «прозападное» или

«пророссийское» положение, скорее он будет гибким игроком, умело сотрудничая как со странами Запада, так и со странами Востока. Республика планирует все больше наращивать темпы сотрудничества со стратегическими партнерами: Россией, Турцией, КНР, странами Центральной Азии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аватков В.А. Постсоветское пространство и Турция: итоги 30 лет. Контуры глобальных

трансформаций: политика, экономика, право. 2021;14(5): 162-176. Ионова Е. Главные векторы внешней политики Ташкента. Россия и новые государства

Евразии, 2021, № II ^Г), сс. 87-98. Ионова Е. Об угрозе терроризма в Центральной Азии. Россия и новые государства Евразии, 2015, № 4, сс. 60-7

strategiceskogo-partnerstva (дата обращения 21.08.2022)

1 Евгения Коткова «Россия и Узбекистан: развивая

связи по всем направлениям» [Электронный ресурс] // ТАСС // https://tass.ru/opinions/13017621 (дата обращения 21.08.2022)

2 С. А. Жураев, А. Воробьев «Россия и Узбекистан: контуры развития сотрудничества» [Электронный ресурс] // РСМД // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-uzbekistan-kontury-razvitiya-sotrudnichestva/ (дата обращения 23.08.2022)

Ионова Е. Политика администрации Д. Трампа в Центральной Азии. Россия и новые государства Евразии, 2020, № III (XLVIII), сс. 53-65.

Курылев К.П., Дегтерев Д.А., Смолик Н.Г., Станис Д.В. Количественный анализ феномена геополитического плюрализма постсоветского пространства // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. №1. С. 134-156.

Малышева Д.Б. Партнерство России и Узбекистана // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2021. № 2. С. 121-131.

Притчин С. "Большая игра 2.0" в Центральной Азии на современном этапе. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 6, сс. 112-123.

Притчин С.А. Трансформация подходов Узбекистана к Афганистану после 2016 года // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20, № 4. С. 781-790.

REFERENCES

Avatkov V.A. Postsovetskoe prostranstvo i Turciya: itogi 30 let. Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. 2021;14(5):162-176.

Ionova E. Glavnye vektory vneshnej politiki Tashkenta. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii, 2021, № II (LI), ss. 87-98.

Ionova E. Ob ugroze terrorizma v Central'noj Azii. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii, 2015, № 4, ss. 60-7

Ionova E. Politika administracii D. Trampa v Central'noj Azii. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii, 2020, № III (HLVIII), ss. 53-65.

Kurylev K.P., Degterev D.A., Smolik N.G., Stanis D.V. Kolichestvennyj analiz fenomena geopoliticheskogo plyuralizma postsovetskogo prostranstva // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika. 2018. №1. S. 134-156.

MalyshevaD.B. Partnerstvo Rossii i Uzbekistana // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Rossiya i mir. 2021. № 2. S. 121-131.

Pritchin S. "Bol'shaya igra 2.0" v Central'noj Azii na sovremennom etape. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2022, t. 66, № 6, ss. 112-123.

Pritchin S.A. Transformaciya podhodov Uzbekistana k Afganistanu posle 2016 goda // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2020. T. 20, № 4. S. 781-790.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Аватков Владимир Алексеевич, Vladimir A. Avakov, Doctor of Political доктор политических наук, ведущий Sciences, Leading Researcher, Head of the научный сотрудник, заведующий Отделом Department of the Near and Post-Soviet East, Ближнего и Постсоветского Востока INION RAS, Moscow, Russian Federation (E-ИНИОН РАН, Москва, Российская mail: v.avatkov@gmail.com) Федерация (E-mail: v.avatkov@gmail.com)

Рожкова Злата Петровна, младший Zlata P. Rozhkova, junior Researcher of научный сотрудник АНО «Центр the ANO «Center for Oriental Studies and востоковедных исследований и Intercultural Communications», Moscow,

межкультурных коммуникаций», Москва, Russian Federation. Российская Федерация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.