ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 332, 334 ЗИЯДУЛЛАЕВ НАБИ САИДКАРИМОВИЧ
Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент АН Узбекистана, д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН Институт проблем рынка РАН, г. Москва, Россия,
е-mail: [email protected]
001:10.26726/1812-7096-2021-8-7-17 ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ1
Аннотация. Актуальность проведенного исследования обусловлена важностью комплексного изучения стратегических проблем развития Республики Узбекистан в рамках перехода к модели «открытой экономики» на основе широкого применения рыночных механизмов и использования новых драйверов экономического роста. В статье рассматриваются опыт и основные направления трансформации национальной экономики Республики Узбекистан; раскрываются особенности взаимодействия страны с мировыми и региональными державами; обоснованы приоритетные задачи формирования новой экономической политики по диверсификации географии и структуры внешней торговли, повышения качества экономического роста, а также смягчения последствий глобальной пандемии COVID-19. Метод/методология проведения работы. В статье проведен анализ методологических подходов в части создания экспортно-ориентированной экономики и определения критериев результативности стратегических документов по развитию промышленного комплекса Республики Узбекистан. Результаты. На основе анализа текущего положения дел в социально-экономической и финансовой сферах, результатов социально-экономических реформ в условиях современных внешнеполитических и внешнеэкономических напряжений сделаны выводы о важности научно обоснованной стратегии суверенного развития с учетом собственных национальных интересов и конкурентных преимуществ. Новая экономическая политика страны предполагает расширение полноценного сотрудничества с Российской Федерацией, мировыми и региональными державами, интеграционными объединениями, финансовыми центрами и с соседними государствами с учетом особой возросшей ответственности.
Ключевые слова: национальные интересы, международное сотрудничество, региональная интеграция, внешнеэкономические связи, либерализация экономики, Республика Узбекистан
ZIYADULLAEV NABISAIDKARIMOVICH
Honored Scientist of the Russian Federation, Corresponding Member of the Academy of Sciences of Uzbekistan, Dr.Sc. of Economics, Professor, Chief Researcher Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia,
e-mail: [email protected]
TRANSFORMATION OF THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: HISTORY, MODERNITY, DEVELOPMENT STRATEGIES
Abstract. The relevance of the research is due to the importance of a comprehensive study of the strategic development problems of the Republic of Uzbekistan in the framework of the transition to an "open economy" model based on the widespread use of market mechanisms and the use of
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-010-43021.
new drivers of economic growth. The article examines the experience and main directions of transformation of the national economy of the Republic of Uzbekistan; reveals the peculiarities of the country's interaction with world and regional powers; The priority tasks of forming a new economic policy to diversify the geography and structure of foreign trade, improve the quality of economic growth, as well as mitigate the consequences of the global COVID-19 pandemic are substantiated. Method/methodology of the work. The article analyzes methodological approaches in terms of creating an export-oriented economy and determining the performance criteria of strategic documents for the development of the industrial complex of the Republic of Uzbekistan. Results. Based on the analysis of the current state of affairs in the socio-economic and financial spheres, the results of socio-economic reforms in the context of modern foreign policy and foreign economic tensions, conclusions are drawn about the importance of a scientifically sound strategy for sovereign development, taking into account their own national interests and competitive advantages. The new economic policy of the country assumes the expansion of full-fledged cooperation with the Russian Federation, world and regional powers, integration associations, financial centers and with neighboring states, taking into account the special increased responsibility. Keywords: national interests, international cooperation, regional integration, foreign economic relations, economic liberalization, Republic of Uzbekistan
1. Введение. Республика Узбекистан, являющаяся крупнейшим государством ЦА, обладает значительным политическим, экономическим, культурно-гуманитарным и интеллектуальным потенциалом и позиционирует себя как ускоренно развивающееся, трансформирующееся независимое государство с собственной парадигмой развития, своей моделью перехода к рынку.
Сохранение в течение длительного периода ресурсоемкого характера модели экономического развития, высокая доля в структуре экспорта сырьевых товаров, рост населения и, как следствие, ожидаемое возникновение дефицита энергетических, минерально-сырьевых и водных ресурсов, заметная бедность значительной части населения и недостаточное внимание к социальным запросам общества постепенно начали выступать сдерживающим фактором повышения экономической безопасности и конкурентоспособности национального хозяйства. Возникла объективная необходимость в разработке новой концепции перспективного развития.
Республика Узбекистан переживает важный этап в своем историческом развитии. За время независимого существования впервые с 2017 г. четко определены внешнеполитические приоритеты, выстроены новые по своей сути внешнеэкономические связи, основанные на прагматизме и максимально гибком использовании своих национальных интересов.
Узбекистан сегодня осуществляет грандиозные социально-экономические реформы, превращаясь в одно из передовых государств СНГ с открытой экономикой. В условиях современных внешнеполитических и внешнеэкономических напряжений страна выработала тщательно выверенную научно обоснованную стратегию суверенного развития с учетом собственных национальных интересов и конкурентных преимуществ. Новая экономическая политика страны направлена на расширение полноценного сотрудничества с Российской Федерацией, мировыми и региональными державами, интеграционными объединениями, финансовыми центрами и, конечно же, с соседними государствами с учетом особой возросшей ответственности за регион. Неслучайно в политическом словаре мира появился термин «центральноазиатский дух».
Ранее Узбекистан постоянно менял векторы международного сотрудничества, сохраняя за собой возможность балансировать собственные интересы между глобальными игроками -Россией, Китаем, США, ЕС и Турцией, то усиливая, то ослабляя тот или иной вектор своей политики, подчеркнуто держась на определенной дистанции от главных интеграционных проектов на постсоветском пространстве, придерживаясь логики неприсоединения ни к каким объединениям, будь то оборонным (дважды приостанавливал свое членство в ОДКБ) или экономическим (то участвуя, то игнорируя евразийскую интеграцию), делая упор на поддержку внутреннего производителя с опорой на внутренний рынок. Почти четверть века Узбекистан провел в состоянии полу-изоляции, достаточно настороженно относясь даже к ближайшим соседям. Непоследовательная внешнеэкономическая политика - от ориентации в экономиче-
ском сотрудничестве то на Китай или Турцию, то на Россию или США до полного сосредоточения на внутренних проблемах с введением ограничений для хозяйствующих субъектов во взаимодействии с зарубежными странами в части экономической свободы. Страна то входила в интеграционные объединения различных форматов, то увеличивала внутрирегиональные конфликты. Считалось достаточным присоединение в 2011 г. Узбекистана к зоне свободной торговли СНГ.
Такая модель позволяла поддерживать умеренный изоляционизм, не зависеть от глобальной конъюнктуры и настроений у торговых партнеров. В то же время эта стратегия объективно имела серьезные ограничители роста. Внутренний рынок Узбекистана, хоть и весьма емкий, но все же обладает естественными пределами, которые ограничивают потенциал дальнейшего роста экономики. Очевидно, что без поддержки экспорта и выхода на новые рынки сбыта заметного роста экономики не достичь. Новый президент практически сразу же объявил серьезную перезагрузку внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии с целью создания благоприятных условий для экспорта товаров сначала в соседние страны ЦА и Россию, а затем на более отдаленные рынки. Новый Узбекистан стал более интегрированным в мировую экономику; возникли предпосылки для повышения общего уровня благосостояния населения за счет участия в международном разделении труда.
С первых дней руководства республикой президент страны Ш.М. Мирзиёев предложил новый внешнеполитический и социально-экономический курс, направив страну на более тесную интеграцию с соседними государствами ЦА и активное взаимодействие с Российской Федерацией, другими странами СНГ и мира. Успешно реализуется Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. [18], определившая вектор экономических и социальных реформ построения открытого и социально-ориентированного государства. Тщательно проработанная и взвешенная политика является ответом на внутренние и внешние угрозы и потенциальные вызовы, гарантией поступательного и динамичного развития страны и твердой уверенности в позитивных результатах намеченного курса преобразований. Как подчеркнул президент в августе 2021 г., «в этом программном документе мы определили свою стратегическую цель - построение Нового Узбекистана и фундамента Третьего Ренессанса» [11].
В Узбекистане очень велика потребность в свободном и взаимовыгодном сотрудничестве с международным сообществом для преодоления годами копившихся геоэкономических проблем, избегая любых необдуманных шагов и их последствий, взвешивая все «за» и «против», исходя из того, что ни одна существенная проблема ЦА, ЕАЭС, СНГ, ШОС, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств и других межгосударственных организаций не может быть решена без участия такого политически весомого и стратегически важного игрока, как Республика Узбекистан.
2. Основная часть.
2.1. Опыт и основные направления трансформации национальной экономики Республики Узбекистан
Узбекистан - одна из успешных в экономическом отношении постсоветских стран. Объем ВВП более чем вдвое превысил уровень 1989 г. и достиг 602 трлн сум (59,9) [20]. По оценкам Всемирного банка ВВП Узбекистана по паритету покупательной способности (I II 1С) составил 245,4 млрд долл. [20]. Это - 71-я экономика мира, четвёртая в СНГ (выше только РФ, Украина и Казахстан) и вторая (после Казахстана) экономика Центральноазиатского региона, имеющая самый высокий индекс (49-е место в мировом рейтинге), отражающий благосостояние людей и состояние окружающей среды. По данным ООН в «Отчете о мировом счастье», опубликованном World Happiness Report, основанным на широком спектре данных уникального по размеру и сопоставимости глобальных ежегодных всемирных опросов рейтинговой компании Gallup World Poll, Узбекистан опережает все государства СНГ по уровню счастья жителей, заняв в 2021 г. 42-е место из 156 в рейтинге счастливых стран мира [26].
По версии банка HSBC (доклад «Worldin 2050»), Узбекистан признан одной из самых быстрорастущих экономик планеты (топ-26). А в туристической сфере Узбекистан еще в 2019 г. пробился в первую пятерку самых динамичных и привлекательных туристических направлений мира.
Из всех стран бывшего СССР и Восточной Европы только Азербайджан и Туркменистан смогли увеличить ВВП вдвое, но они - крупные экспортеры ресурсов, а Узбекистан таковым не является, хотя экспортирует газ и золото. Если ранее Узбекистан практически по всем показателям на душу населения был на последних местах в СНГ, то за последние годы стремительно растёт ВВП по паритету покупательной способности на душу населения, опережая все
Наименование ресурса По состоянию на 2021 г.
Население (млн человек) 34,6
Трудовые ресурсы (млн человек) 15,1
Экспорт (млрд долл.) 16,0
Золотовалютные резервы (млрд долл.) 34,7
Активы банковского сектора (млрд долл.) 32,2
Природные ресурсы (трлн.долл.) 3,4
*Источник: составлена автором по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
Реформы 1990-х гг. не носили столь шокового характера, как, например, в России или Украине. Благодаря этому трансформационный спад не был столь глубоким. Кроме того, быстро росли цены на важнейшие статьи традиционного узбекского экспорта - золото, газ, хлопок, а также медь. Экспорт стимулировался путем явного занижения валютного курса и налогов. Страна в значительной степени опиралась на управляемую государством модель импортозамещающего экономического роста со смешанными результатами, как-то справлялась с задачами повышения уровня жизни и создания новых рабочих мест, достаточных для быстро растущего экономически активного населения. Сложными были международная торговля, получение разрешений на строительство, урегулирование вопросов неплатежеспособности, налоговая политика, деловой климат, получение кредитов и регистрация собственности. Всё это сдерживало не только развитие экспорта, но и национальной экономики в целом.
С 2017 г. кардинально переосмыслены стратегические приоритеты развития страны, принято более 50 Указов и 150 Постановлений президента страны в социально-экономической и финансовой сферах, осуществлён переход к модели «открытой экономики» путем широкого применения рыночных механизмов и информирования населения о проводимых реформах, использования новых драйверов экономического роста: цифровизации, инновационных технологий, модернизированных форм и методов воздействия на экономику вместо старых, изживших инструментов излишне детального, командного, а не индикативного и экономического регулирования.
Среди наиболее заметных достижений - либерализация валютного рынка, ликвидация множественности валютных курсов, постепенная либерализация цен и торговли, свободное перемещение товаров и услуг, привлечение иностранных инвестиций, открытие 14 свободных экономических зон, отсутствие применения импортных пошлин во взаимной торговле со странами ЕАЭС, снижение импортных тарифов и акцизных сборов, расширение системы социальной защиты, предоставление ЦБ большей независимости, улучшение доступа к показателям национальной статистики, снижение налоговых ставок для предприятий и физических лиц.
Как результат социально-экономических реформ, в Узбекистане достигнут достаточно высокий макроэкономический «запас прочности». По данным World Gold Council, в 2020 г. Узбекистан с показателем 102 т вошел в топ-8 стран мира по добыче золота [31], став крупнейшим продавцом золота в мире [21]. За пять лет международные золотовалютные резервы Узбекистана выросли с 26,4 до 34,9 млрд долл., в т. ч. объем иностранной валюты составил 13,6 млрд долл. и золота - 20,2 млрд долл. [25]. Золото стало главной экспортной статьей Узбекистана. На его долю в 2020 г. пришлось 44% экспорта [27]. В текущем году вследствие сокращения внешней торговли на 57,6 млн долл. из-за последствий пандемии продажи золота уменьшились.
2 Мирзиёев, Ш. М. Выступление на торжественной церемонии, посвященной 30-летию государственной независимости Республики Узбекистан 31 августа 2021 г. - URL : https://www. prezidentuz/.http://uzdaily.uz/ru/post/63341
В целом за 2017-2020 гг. внешнеторговый оборот Узбекистана увеличился с 24 млрд долл. в 2016 г. до 36 млрд долл., а экономический рост в стране составил 18,3%. Общий объем инвестиций за короткий срок увеличился в 2,1 раза, в т. ч. иностранных инвестиций - почти в 3 раза. Объем промышленного производства составил 369 трлн сум, увеличившись на 23,4%2. Созданы новые высокотехнологичные производства, произошли кардинальные структурные и качественные изменения в национальном хозяйстве Узбекистана. Так, в 2020 г. по сравнению с 2017 г. доля промышленности в отраслевой структуре ВВП увеличилась с 21,1 до 27,4%, а доля сельского хозяйства снизилась на 5,1%. Примечательно, что удельный вес сферы услуг, основанной на знаниях, возрос в 1,7 раза и достиг 40%, что отражало и быстрый рост малого бизнеса, и частного предпринимательства. Наибольшее увеличение вклада в экономическое развитие продемонстрировало инвестиционное строительство - вклад отрасли возрос в 2,5 раза, что отражает процесс бурного жилищного, коммерческого строительства и создания новых инфраструктурных объектов. Валовая добавленная стоимость (ВДС), создаваемая всеми отраслями экономики, составила в 2020 г. 92,4% от общего объема ВВП и выросла на 1,7% (вклад в прирост ВВП - 1,5%). Благодаря либерализации экономики и упрощению таможенных процедур объем экспорта в 2020 г. составил 15,1 млрд долл., что на 25% больше, чем в
Показатели 2019 г. 2020 г.
Валовый внутренний продукт (млрд сум) 510117 580203
Рост реального ВВП (%) 5,8 1,6
Дефлятор ВВП (%) 18,6 11,9
Индекс потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года) 15,2 11,1
Объем инвестиций в основной капитал (млрд сум) 195927 202001
реальный рост по сравнению с предыдущим годом (%) 38,1 -8,2
Экспорт товаров и услуг (млн долл. США) 17469 15128
реальный рост по сравнению с предыдущим годом (%) 24,8 -13,4
Импорт товаров и услуг (млн долл. США) 24280 21172
реальный рост по сравнению с предыдущим годом (%) 25,0 -12,8
Сальдо внешней торговли (млн долл. США) *Источник: годовой отчет ЦБ Республики Узбекистан за 2020 г.-URL : https://cbu. -6811 iz/upload/me -6044 iiahbrary/eeö/
Godovoy-otchet.pdf.
Сравнительный экономико-статистический анализ глобальных экономических кризисов 2009 г. (финансовый кризис) и 2020 г. (пандемический кризис) показывает, что экономика Узбекистана устойчива к мировым кризисам. Вплоть до 2019 г. темпы роста ВВП Узбекистана были не менее 4-5% в год. Лишь в коронавирусный 2020 г. рост снизился до +1,7%. Узбекистан стал одной из немногих стран, сумевших, даже в условиях жестких карантинных ограничений и снижения экономической активности на глобальном уровне, сохранить положительную динамику. С 2021 г. рост ВВП начал восстанавливаться. На совещание 3 августа 2021 г., посвященном анализу экономических результатов по итогам первого полугодия, президент страны поставил задачу обеспечить в текущем году рост национальной экономики республики не менее чем на 6-7%, промышленности на 8%, а сферы услуг и строительства на 8,5%, строительства на 43 для достижения целевых ориентиров 2030 г. - роста реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в 3 раза Для этого необходимо будет в последующие годы поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6-7%. Это позволит к 2030 г. Узбекистану войти в группу стран с доходами выше среднего.
Республика Узбекистан занимает ведущее место в СНГ по темпам прироста населения. На начало 2021 г. здесь проживало 34,6 млн человек, увеличившись за 30 лет на 15 млн. Узбекистан сохраняет статус государства с молодым населением, средний возраст которого составляет 28 лет. Уже до 2035 г. Узбекистан станет второй по численности населения страной на
3 URL: https://www. prezident.uz/.
постсоветском пространстве (превзойдя по этому показателю Украину). Так, по переписи 1989 г. в Украине проживало 51,7 млн человек, сейчас - 41,7 млн., а в Узбекистане - 16,5 млн и 34,7 млн. человек соответственно. Увеличение населения - это вызов для экономики, но и возможности для экономического роста (дополнительные рабочие руки, новые потребители товаров и услуг, новый средний и малый бизнес, рост налогов). Использование индикаторов, отражающих качество экономического роста (его вклад в расширение устойчивой занятости, капиталоемкость, доходы населения и т.д.), свидетельствует о серьёзных трудностях. Среднегодовые темпы прироста занятости существенно отстают от темпов прироста экономически активного населения, и еще сильнее - от темпов прироста ВВП. Так, если в среднем за пять лет темпы прироста ВВП составили 5,8%, а экономически активного населения - 1,9%4, то прирост рабочих мест - только 1,0% (рис. 1). Если темпы прироста новых устойчивых рабочих мест в этой конструкции <6: 2: 1> не будут повышены минимум до 3% (переход к конструкции <6: 2: 3>),
344 | ... 15'i
13*11« ITS LEU" й^^^ 15S 17° s
■ j|"> VI lWi
промышленность сельское хозяйство строительство сфсра услуг косвенные ншшгк-
субсндкн
■ 2ОСЮ-М07 "lOUS-JUlC ■ 20112*1« 2017-2010
Рис. 1. Вклады отраслей экономики в прирост ВВП (прирост ВВП со стороны предложения=100%, с использованием цен 2010 г.) Источник: расчеты на основе данных национальной статистики
Отражение позитивных результатов реформ в различных мировых рейтингах создало возможности для выхода страны на международные финансовые рынки. Впервые в своей истории Узбекистан в 2019 г. выпустил совместно с «Газпромбанком» суверенные международные облигации на сумму один млрд долл. [33], спрос на которые значительно превысил ожидаемый и составил более 8,5 млрд долл. Всего в 2019-2021 гг. на Лондонской фондовой бирже размещено почти на два млрд долл. узбекских еврооблигаций-евробондов (в феврале 2019 г. на 1 млрд долл. с доходностью 4,75% и 5,38% годовых с погашением в 2024 и 2029 гг.; в ноябре 2020 г. на 750 млн долл. с доходностью 3,7% годовых с погашением в 2030 г. [34], а в августе 2021 г. президент Узбекистана объявил о размещении очередных еврооблигаций на 5 трлн сум [35], что наглядно отражает снижение стоимости заимствований и позитивную оценку мировым рынком капиталаполитики либерализации и открытости, проводимой в Узбекистаном. Поступления от выпуска суверенных (номинированных в долларах и сумах) облигаций будут использоваться для финансирования в рамках программы Целей устойчивого развития (ЦУР) для Узбекистана.
2.1. Результаты социально-экономических реформ и стратегические приоритеты развития в рамках формирования новой экономической политики
Сегодня финансово-экономическое положение Республики Узбекистан в мире соответствует индикаторам быстро развивающейся страны переходной экономики и получает достойную оценку международного сообщества. Один из самых авторитетных журналов - британский «The Economist» признал Узбекистан «страной года», государством, где реформы с 2017 г. осуществляются наиболее быстрыми темпами [36]. Не менее известное издание «Global Capital» с 33-летним опытом успешной деятельности в сфере анализа международных финансовых рынков присвоило Узбекистану почетное второе место среди стран СНГ в рамках «Bond Awards». Высокая оценка проводимым реформам содержится и в аналитическом докладе аме-
4 По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
риканского инвестиционного банка J.P. Morgan «Узбекистан: на пути к зениту». Крупнейшие мировые рейтинговые агентства Standard&Poor's, «Fitch Ratings», «Moody's», «Price water house Coopers», «S&P Global Ratings» и RAEX-Europe повысили суверенный кредитный рейтинг Узбекистана в национальной и иностранной валюте с уровня «BB-» (негативный, неинвестиционный, рискованный ещё 5 лет назад) сначала на «B» (Стабильный»), а в июле 2021 г. на «В1+» (Положительный) [23], что свидетельствует об эффективности институциональных и социально-экономических реформ.
В результате за последние пять лет, согласно данным ежегодного отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business (Ведение бизнеса)» по показателю создания наиболее благоприятных условий для бизнеса, Узбекистан поднялся со 141-го на 69-е место [23] среди 190 государств и вошел в «Топ лучших стран-реформаторов». По индексу «Глобальной продовольственной безопасности» (The Economist Intelligence Unit) Узбекистан поднялся на 9 позиций. В 2021 г. в Индексе экономической свободы «Index of Economic Freedom», ежегодно составляемым фондом Heritage Foundation совместно с Wall Street Journal, включающим оценку 186 стран по 12 компонентам, объединенным в 4 группы и измеряемым по шкале от 0 до 100 (чем выше значение индекса, тем выше уровень экономической свободы), Узбекистан, набрав 59 баллов, занял 21-е место из 40 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что означает переход в ряды «умеренно свободных экономик».
Успешно реализуется проект Европейского союза «Содействие процессу присоединения Узбекистана к ВТО». Еврокомиссия досрочно дала статус страны-бенефициара Всеобщей системы преференций плюс («GSP+») [28], что позволит Узбекистану увеличить экспорт текстиля в ЕС с 150 млн евро в 2022 г. до 1 млрд евро к 2025 г. [23]. ЕБРР улучшил прогнозы экономического роста Узбекистана с 4,5% до 5,6%, что выше, чем в большинстве стран мира [23]. Всё это будет стимулировать иностранных инвесторов вкладывать средства и инновационные технологии в проекты развития нового Узбекистана.
Главными рисками для экономики страны являются турбулентность мировой экономики, глобальная пандемия коронавируса, усиление конкуренции на мировых рынках, отсталость технологической базы, сырьевая направленность и низкая диверсификация экспорта, всё ещё высокая доля сельского хозяйства в структуре ВВП, теневая экономика, недостаточность долгосрочных финансовых ресурсов и социальные риски обеспечения занятости. Но эти угрозы смягчаются конструктивной экономической политикой страны, значительным объемом золотовалютных резервов, умеренным внешним государственным долгом, либерализацией валютного рынка, снижением инфляционных рисков, сокращением государственного присутствия в экономике и развитием рынка капитала.
В мире Узбекистан рассматривается как один из самых надёжных новичков на международном рынке капитала, что позволяет конвертировать это в устойчивый экономический рост. Республика, начавшая проводить рыночные реформы позднее многих других стран с переходной экономикой и не имевшая опыта работы в открытом, конкурентном пространстве, сейчас действует решительно, но осторожно, возрождая незаурядные предпринимательские способности узбекского народа и извлекая пользу из уроков России, Китая, Малайзии, Сингапура, Южной Кореи и других успешных государств по трансформации национальных экономик.
Таблица-матрица SWOT анализа экономической безопасности Узбекистана в контексте интеграционного взаимодействия показывает следующее (табл. 3).
В рамках анализа текущей ситуации создание экспортно-ориентированной экономики в Республике Узбекистан подразумевает развитие промышленности высоких переделов для увеличения его стоимости. В данном направлении есть ряд принципиальных моментов, без решения которых экспортная ориентация экономики невозможна. Во-первых, создание или модернизация существующих мощностей по производству продукции с высокой добавленной стоимостью предполагает наличие существенных финансовых ресурсов и/или технологий. Во-вторых, производимая на вновь созданных или модернизированных предприятиях продукция должна иметь устойчивый экспортный спрос. К примеру, узбекский автомобильный кластер создавался в большей степени не только для удовлетворения внутреннего спроса на автомобили, но и со стороны сопредельных государств и России в том числе. В-третьих, для работы на таких производственных мощностях должны быть свободные трудовые ресурсы с соответ-
Таблица 3
Основные параметры (О) Возможности (факторы внешней среды, использование которых создает преимущества) (Г) Угрозы (факторы, потенциально ухудшающие положение)
Стабильный спрос на основную продукцию экономики у внешних контрагентов (хлопок, шелк, природный газ, золото). Существенный инвестиционный потенциал. Наличие сильных интеграционных объединений (ЕАЭС). Региональные конфликты в сопредельной стране. Доминирование иностранных валют в денежно-кредитной системе. Отрицательный торговый баланс. Рост безработных и малоимущих.
Сильные стороны (преимущества перед конкурентами) Как воспользоваться возможностями? За счет чего можно снизить угрозы?
Природно-ресурсный потенциал. Золотовалютные резервы. Население (потенциально емкий рынок). Географический транспортный узел ЦА. Расширение экспорта продукции, поиск новых рынков сбыта. Развитие проектов переработки сырья и поиск новых рынков сбыта для продукции. Расширение сотрудничества: двусторонних с ЦА, РФ и другими странами и многосторонних в СНГ, ЕАЭС, ШОС и др. Разумное импортозамещение. Развитие национальной денежно-кредитной системы. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Слабости (недостатки перед конкурентами) Что может помешать воспользоваться возможностями? Самые большие опасности
Отраслевая структура экономики (29% сельского хозяйства). Малообеспеченность части населения. Низкое качество человеческого капитала. Низкая инвестиционная активность. П/рсшти® радайотшопечео нием. Низкая эффективность региональных и местных органов госуправления и защита прав собственности. Недостаток долгосрочных инвестиционных ресурсов. ром. Сложности модернизации промышленности и фиксация существующей отраслевой структуры экономики. Ограничения экспорта за счет различного рода барьеров для выхода на рынки сбыта.
Основной базой должно быть наличие емкого экспортного рынка для продукции высокой добавленной стоимости, поскольку финансовые ресурсы у государства есть, а обеспечение квалифицированными кадрами возможно только в среднесрочной и долгосрочной перспективе, поскольку накопление человеческого капитала требует времени. При этом потенциальный рынок сбыта должен иметь потребность и устойчивый платежеспособный спрос на вновь создаваемую продукцию. Сейчас на долю постсоветского пространства приходится 34% всего узбекского экспорта, главным образом на страны ЦА и Россию; вторым важным направлением экспорта является Восточная Азия, в первую очередь Китай, на которую приходится 20% торговли; третьим - страны Ближнего Востока с долей в 14%, из которых наиболее значимым партнером является Турция.
3. Выводы. Принимая во внимание существующую отраслевую структуру экспорта (доминирование золота, природного газа, полезных ископаемых и плодоовощной продукции), а также соответственно налаженные связи с основными покупателями экспортной продукции, будущее развитие экспортно-ориентированной экономики страны должно базироваться на расширении номенклатуры и географии экспорта. Надо обратить внимание, что основным покупателем узбекских товаров в Восточной Азии является Китай, который заинтересован в сырьевых и продовольственных товарах, а не в продукции с высокой степенью переработки и высокой добавленной стоимостью (за исключением продукции АПК). Конечно, можно пред-
положить диверсификацию экспорта и наращивание продаж на рынки Евросоюза и АТР, но динамика последних лет показывает, что их рынки для узбекской экономики глубоко вторичны. То есть стратегия расширения экспорта должна базироваться на выявление определенных потенциальных сегментов рынка товаров с высокой добавленной стоимостью в СНГ, Восточной Европе и сопредельных государствах, который мог быть занят узбекскими товарами.
Вторым важным вопросом является финансовое обеспечение экспортно-ориентированной модернизации экономики Узбекистана. Но страна фактически не производит соответствующее технологическое оборудование для строительства новых или модернизации существующих производственных мощностей верхнего передела и выпуска готовой продукции. Соответственно, эта часть модернизации должна быть обеспечена за счет валютных финансовых ресурсов, основой чего могут стать золотовалютные резервы государства, иностранные инвестиции и финансовые поступления от трудовых мигрантов. Но для использования этих инструментов необходимо создать соответствующие механизмы и институциональную среду, которая обеспечит привлекательность и сохранность таких вложений в республику.
Третьей проблемой, требующей незамедлительного решения, являются высокие по отношению к росту экономики и населению темпы обесценения национальной валюты (за последние три года курс узбекского сума девальвировался почти на 30% - с 8341 до 10660 сум за доллар США в августе 2021 г.) [22], что может негативно сказаться на имидже Узбекистана на мировом рынке капитала. Если еще в 2018 г. валовой национальный доход на душу населения превышал 2 тыс. долл., то в пандемийном 2020 г. упал до 1,7 тыс. долл. Соответственно, увеличился разрыв Узбекистана с нижней границей верхней категории среднеразвитых стран мира UM (около 4 тыс. долл., рис. 2). Такая ситуация ставит под угрозу достижение декларируемо 4000 i 500 3000 2500 2000 1500 1000 500 О
2010 2016 2016 2019 2020
О УзО ИГран им ILM aver
Рис. 2. Динамика валового национального дохода на душу населения по Узбекистану в сопоставлении со средними оценками нижней группы среднеразвитых стран мира (LMaver)
и нижней границей верхней группы среднеразвитых стран мира (Гран UM) Источник: Всемирный банкhttps://datahelpdesk.worldbank.org/knowledgebase/articles/906519)
Следует понимать, что возвращение к прежним высоким (6-8%) темпам не произойдет, если только не будут проведены эффективные институциональные реформы, направленные на устранение сдерживающих факторов в производстве и либерализации экономики. Устойчивый экономический рост возникает в условиях поддержания потенциала сформированных источников роста или их поэтапного замещения на новые по мере уменьшения существующих источников.
Обострение глобальной пандемии коронавируса, возросшая неопределённость будущего Афганистана, вызванная сменой власти, не может и не должны быть основанием для приостановки нового курса социально-экономических реформ Узбекистана по активизации развития национальной экономики, увеличения её роли в глобальном мире, СНГ и ЦА. Возникают зада-
чи определения точек роста для целей повышения конкурентоспособности экономики, глубокой переработки хлопка и минеральных ресурсов недр на месте, формирования экспортно ориентированной структуры национального хозяйства, основанной на ресурсосбережении, ликвидации теневой экономики и выработки взаимовыгодных отношений с международными
Литература
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». - URL : https://lex.uz/docs/3107042.
2. Мирзиёев Ш. М. Выступление на торжественной церемонии, посвященной 30-летию государственной независимости Республики Узбекистан 31 августа 2021 г. - URL : https://www. prezident.uz/.
3. Мирзиёев, Ш. М. Новый Узбекистан - страна демократических преобразований, больших возможностей и практических дел. Интервью президента Республики Узбекистан газете «Янги Узбекистон» от 17 августа 2021 г. - URL : https:// www.prezident. uzhttps://dunyo.info/ru/site/inner.
4. Мирзиёев, Ш. М. Послание Президента Республики Узбекистан ОлийМажлису 29 декабря 2020 г. -URL : https://www. norma. uz/nashi_obzori/poslanie-2021_glavnye_tezisy_iz_rechi_prezidenta.
5. Islamov, B. A., Ziyadullaev, N. S., Ziyadullaev, U. S., Islamov, D. B. Liberalization of policies of exchange rates : international experience and lessons for Uzbekistan // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 1.
6. Turabekov, S., Toshnazarov, L., Mukumova, N. Foreign experience in providing employment in the field of tourism services in Uzbekistan // Экономика Центральной Азии. 2020. № 4. С. 361-366.
7. Акаев, А. А. Евразийские перспективы возрождения России. - СПб. : Северная звезда. 2012. С. 242.
8. Ансофф, И. Стратегическое управление. - М.,1989.
9. Афонцев, С. А. Распутья Шелкового пути // Стратегия. 2017. № 3. С. 6-11.
10. Борталевич, С. И., Логинов, Е. Л., Омарова, З. К. Конкурентные отношения на энергетических рынках. - М. : ИПР РАН, 2014.
11. Зиядуллаев, Н. С. ЕАЭС и Республика Узбекистан : фальстарт на пути к интеграции // Мир перемен. 2020. № 3. С. 111-125.
12. Зиядуллаев, Н. С. Социально-производственная инфраструктура государств Центральной Азии. -М. : Экономика Центральной Азии, 2021. № 1. С. 9-28.
13. Зоидов, К. Х., Омарова, З. К., Лебедева, А. В. Совершенствование механизмов регулирования пространственного развития экономики // Стратегическое планирование и развитие предприятий : материалы XIV Всероссийского симпозиума. Секция 4. Стратегическое планирование на мезоэкономиче-ском (региональном и отраслевом) уровне ; под ред. Г.Б. Клейнера. 2013. С. 82-84.
14. Зоидов, К. Х., Омарова, З. К., Петросянц, Д. В. Формирование механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях евразийской интеграции и глобализации в рамках ВТО // Международная экономическая интеграция с участием Российской Федерации : опыт, проблемы, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 125-131.
15. Мирзиёева, С. Ш. Методологические основы стратегирования социально-экономического развития Узбекистана. -СПб. : СЗИУ РАНХиГС, 2020.
16. Омарова, З. К., Зоидов, Х К. Механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности в решении проблем модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 10 (60). С. 9-13.
17. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан за январь-декабрь 2020 г. : Доклад Узгоскомстата. - Ташкент : Узгоскомстат, 2021. С. 494.
18. Цветков, В. А., Зиядуллаев, Н. С., Зоидов, К. Х., Медков, А. А. Транзитная экономика : теория, методология, практика ; Предисл. акад. Макарова В.Л. и Порфирьева Б.Н. - М. : Экономическое обозрение, 2019.
19. Экономика и политика постсоциалистических государств : опыт трансформации ; под ред. чл.-корр. РАН Р.И. Хасбулатова. Том 1, 2. - М. : РЭУ им. Г.В. Плеханова, Вече, 2017.
20. World economic Outlook, 2021.
21. URL : http://kabar.kg/news/uzbekistan-lidiruet-po-prodazhe-zoloto-v-mire.
22. URL : https://cbu.uz/ru/arkhiv-kursov-valyut
23. URL : https://dunyo.info/ru/site/inner?slug=uzbekistan.
24. URL : https://knoema.ru/atlas.
25. URL : https://kun. uz/ru/news/2020/08/19/zolotovalyutnyye-rezervy-uzbekistana-prevysili-34-mlrd-dollarov.
26. URL : https://nuz.uz/obschestvo/1205418-zhiteli-uzbekistana-schastlivee-chem-zhiteli-stran-sng-v-rejtinge-stran-mira-po-urovnyu-schastya-respublika.
27. URL : https://repost.uz/drugoe-prodaem?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile.
28. URL : https://rossaprimavera.ru/news
29. URL : https://vesti.uz/uzbekistan-stal-mirovym-liderom-po-prodazham-zolota.
30. URL : https://www.km.ru/world/2019/12/30/vybory-v-predstavitelnye-organy-vlasti-v-mire.
31. URL : https://yandex.uz/news/story/Uzbekistan_voshel_vTop10_stran_mira_podobyche_zolota.
32. URL: https://www. prezident.uz.
33. URL : https://podrobno. uz/cat/economic/pervyy-vitse-prezident-gazprombanka-rasskazal-o-perspektivakh-pervykh-korporativnykh-evrobondov-uzbe.
34. URL : https://www.gazeta.uz/ru/2021/07/08/bonds.
35. URL : https://kursiv. uz/news/obschestvo/2021-08/shavkat-mirziyoev-obyavil-o-sozdanii-kompanii-po-
upravleniyu-valyutnymi.
36. URL : https://www.km. ru/world/2019/12/30/vybory-v-predstavitelnye-organy-vlasti-v-mire. References:
1. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 07.02.2017 № UP-4947 «O Strategii dejstvij po dal'nejshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan». - URL : https://lex.uz/docs/3107042.
2. Mirziyoev SH. M. Vystuplenie na torzhestvennoj ceremonii, posvyashchennoj 30-letiyu gosudarstvennoj nezavisimosti Respubliki Uzbekistan 31 avgusta 2021 g. - URL : https://www. prezident.uz/.
3. Mirziyoev, SH. M. Novyj Uzbekistan - strana demokraticheskih preobrazovanij, bol'shih vozmozhnostej i prakticheskih del. Interv'yu prezidenta Respubliki Uzbekistan gazete «YAngi Uzbekistan» ot 17 avgusta 2021 g. - URL : https:// www.prezident. uzhttps://dunyo.info/ru/site/inner.
4. Mirziyoev, SH. M. Poslanie Prezidenta Respubliki Uzbekistan OlijMazhlisu 29 dekabrya 2020 g. - URL : https://www.norma.uz/nashi_obzori/poslanie-2021_glavnye_tezisy_iz_rechi_prezidenta.
5. Islamov, B. A., Ziyadullaev, N. S., Ziyadullaev, U. S., Islamov, D. B. Liberalization of policies of exchange rates : international experience and lessons for Uzbekistan // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 1.
6. Turabekov, S., Toshnazarov, L., Mukumova, N. Foreign experience in providing employment in the field of tourism services in Uzbekistan //Ekonomika Central'noj Azii. 2020. № 4. S. 361-366.
7. Akaev, A. A. Evrazijskie perspektivy vozrozhdeniya Rossii. - SPb. : Severnaya zvezda. 2012. S. 242.
8. Ansoff, I. Strategicheskoe upravlenie. -M.,1989.
9. Afoncev, S. A. Rasput'ya SHelkovogo puti // Strategiya. 2017. № 3. S. 6-11.
10. Bortalevich, S. I., Loginov, E. L., Omarova, Z. K. Konkurentnye otnosheniya na energeticheskih rynkah. -M. : IPR RAN, 2014.
11. Ziyadullaev, N. S. EAES i Respublika Uzbekistan : fal'start na puti k integracii //Mir peremen. 2020. № 3. S. 111-125.
12. Ziyadullaev, N. S. Social'no-proizvodstvennaya infrastruktura gosudarstv Central'noj Azii. - M. : Ekonomika Central'noj Azii, 2021. № 1. S. 9-28.
13. Zoidov, K. H., Omarova, Z. K., Lebedeva, A. V. Sovershenstvovanie mekhanizmov regulirovaniya pros-transtvennogo razvitiya ekonomiki // Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatij : materialy XIV Vse-rossijskogo simpoziuma. Sekciya 4. Strategicheskoe planirovanie na mezoekonomicheskom (regional'nom i otraslevom) urovne ; pod red. G.B. Klejnera. 2013. S. 82-84.
14. Zoidov, K. H., Omarova, Z. K., Petrosyanc, D. V. Formirovanie mekhanizmov regulirovaniya vnesh-neekonomicheskoj deyatel'nosti v usloviyah evrazijskoj integracii i globalizacii v ramkah VTO //Mezhdunarod-naya ekonomicheskaya integraciya s uchastiem Rossijskoj Federacii : opyt, problemy, perspektivy razvitiya : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 125-131.
15. Mirziyoeva, S. SH. Metodologicheskie osnovy strategirovaniya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Uz-bekistana. -SPb. : SZIURANHiGS, 2020.
16. Omarova, Z. K., Zoidov, H. K. Mekhanizmy regulirovaniya vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti v reshenii problem modernizacii i povysheniya konkurentosposobnosti nacional'noj ekonomiki // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2015. № 10 (60). S. 9-13.
17. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Respubliki Uzbekistan za yanvar'-dekabr' 2020 g. : Doklad Uzgos-komstata. - Tashkent: Uzgoskomstat, 2021. S. 494.
18. Cvetkov, V. A., Ziyadullaev, N. S., Zoidov, K. H., Medkov, A. A. Tranzitnaya ekonomika : teoriya, metod-ologiya, praktika ; Predisl. akad. Makarova V.L. i Porfir'eva B.N. -M. : Ekonomicheskoe obozrenie, 2019.
19. Ekonomika i politika postsocialisticheskih gosudarstv : opyt transformacii ; pod red. chl.-korr. RAN R.I. Hasbulatova. Tom 1, 2. -M. : REUim. G.V. Plekhanova, Veche, 2017.
20. World economic Outlook, 2021.
21. URL : http://kabar.kg/news/uzbekistan-lidiruet-po-prodazhe-zoloto-v-mire.
22. URL : https://cbu.uz/ru/arkhiv-kursov-valyut
23. URL : https://dunyo.info/ru/site/inner?slug=uzbekistan.
24. URL : https://knoema.ru/atlas.
25. URL : https://kun. uz/ru/news/2020/08/19/zolotovalyutnyye-rezervy-uzbekistana-prevysili-34-mlrd-dollarov.
26. URL : https://nuz.uz/obschestvo/1205418-zhiteli-uzbekistana-schastlivee-chem-zhiteli-stran-sng-v-rejtinge-stran-mira-po-urovnyu-schastya-respublika.
27. URL : https://repost.uz/drugoe-prodaem?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile.
28. URL : https://rossaprimavera.ru/news
29. URL : https://vesti.uz/uzbekistan-stal-mirovym-liderom-po-prodazham-zolota.
30. URL : https://www.km.ru/world/2019/12/30/vybory-v-predstavitelnye-organy-vlasti-v-mire.
31. URL : https://yandex.uz/news/story/Uzbekistan_voshel_vTop10_stran_mira_podobyche_zolota.
32. URL: https://www. prezident.uz.
33. URL : https://podrobno. uz/cat/economic/pervyy-vitse-prezident-gazprombanka-rasskazal-o-perspektivakh-pervykh-korporativnykh-evrobondov-uzbe.
34. URL : https://www.gazeta.uz/ru/2021/07/08/bonds.
35. URL : https://kursiv. uz/news/obschestvo/2021-08/shavkat-mirziyoev-obyavil-o-sozdanii-kompanii-po-upravleniyu-valyutnymi.
36. URL : https://www.km. ru/world/2019/12/30/vybory-v-predstavitelnye-organy-vlasti-v-mire.