Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / CONCEPT / VISUALIZATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Пилюк Николай Николаевич, Барчо Ольга Федоровна

В настоящее время в современной педагогике происходят глобальные изменения, связанные с изменением информационного потока, и требующие от обучающегося определенные способности. Вышесказанное в той или иной мере приводит к необходимости рассмотрения идеи информации, как основы формирования умения теоретически мыслить, как системного результата «учебной деятельности», и как компонента функционально-информационной концепции визуализации учебной информации. Согласно функционально-информационной концепции визуализации обучения, информация представляет собой продукт сознания, познавательный инструмент, выполняя при этом абстрактную функциюAt present, modern pedagogy is undergoing global changes related to changing the information flow, and requiring certain abilities from the student. The above to some extent leads to the need to consider the idea of information as a basis for forming the ability to theoretically think, as a systemic result of "educational activity," and as a component of the functional-information concept of visualization of educational information. According to the functional information concept of learning visualization, information is a product of consciousness, a cognitive tool, while performing an abstract function

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Пилюк Николай Николаевич, Барчо Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

Важным условием применения визуализации в системе физического воспитания, адаптивной физической культуры и в системе подготовки спортсмена является то, что на каждом этапе обучения они видоизменяются как по содержанию, как по цели и по форме применения.

Вышеизложенное требует более детального рассмотрения физических упражнений как основного элемента образования в области физической культуры и спорта. Более того, это приобретает особую актуальность, так как, по обоснованному мнению ряда физиологов, педагогов и психологов, физиологическая основа восприятия еще более усложняется, если она связана с двигательной деятельностью. Восприятие вообще и восприятие движения в частности являются рефлекторным процессом, поэтому следует рассмотреть общие закономерности формирования двигательного навыка как условного рефлекса [3].

Применение визуализации в качестве средства, метода и технологии позволяет решать педагогические проблемы, как в целом, так и в частных компонентах обучения, обеспечить поддержку современных эффективных технологий образования.

Литература:

1. Авдеева Т.И., Высокос М.И., Зыкова С.И. Применение интерактивных методов в преподавании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: Изд-во АГУ. Вып. 1(193). 2017. С. 68-71.

2. Ермилова Е.Б. Визуализация обучения как средство развития учебных способностей младшего школьника: автореф. дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1999. 28 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. 592 с.

4. Тихонова И.В. Дидактический принцип визуализации и его реализация в физическом воспитании: монография. Краснодар, Экоинвест-КГУФКСТ, 2019. 176 с.

5. Тихонова И.В. Принцип визуализации в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов // Мат-лы международн. научно-практич. конференции «Физическая культура и спорт. Олимпийское образование». т. 1. - Краснодар: КГУФКСТ, 2019. С. 150-151.

6. Тихонова И.В., Иванов И.И., Омарова П.Г. Реализация принципа визуализации в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. № 60 (1). Ялта, 2018. С. 307-309.

7. Тихонова И.В., Пигида К.С., Иванов И.И. Современные технологии обучения и пути их реализации // Проблемы современного педагогического образования. № 66 (4). Ялта, 2020. С. 269-272.

8. Чермит К.Д. Теория и методика физического воспитания: опорные схемы: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 272 с.

9. Чермит К.Д., Бегидова С.Н., Бгуашев А.Б., Вержбицкая Е.Г., Заболотний А.Г. Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: изд-во АГУ. Вып. 4 (146). 2014. С. 146-154.

Педагогика

УДК 796.013.46

кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); доктор педагогических наук, профессор Пилюк Николай Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); старший преподаватель Барчо Ольга Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В настоящее время в современной педагогике происходят глобальные изменения, связанные с изменением информационного потока, и требующие от обучающегося определенные способности. Вышесказанное в той или иной мере приводит к необходимости рассмотрения идеи информации, как основы формирования умения теоретически мыслить, как системного результата «учебной деятельности», и как компонента функционально-информационной концепции визуализации учебной информации. Согласно функционально-информационной концепции визуализации обучения, информация представляет собой продукт сознания, познавательный инструмент, выполняя при этом абстрактную функцию. Ключевые слова: концепция, визуализация, обучение.

Annotation. At present, modern pedagogy is undergoing global changes related to changing the information flow, and requiring certain abilities from the student. The above to some extent leads to the need to consider the idea of information as a basis for forming the ability to theoretically think, as a systemic result of "educational activity," and as a component of the functional-information concept of visualization of educational information. According to the functional information concept of learning visualization, information is a product of consciousness, a cognitive tool, while performing an abstract function. Keywords: concept, visualization, training.

Введение. В современной педагогике утверждается положение о том, что в процессе обучения субъект передает собственные знания, а объект получает информацию, которая может стать знанием для него только в том случае, если он выполняет определенные умственные операции.

Произошедшие изменения информационного потока требуют от обучающегося способности: идентифицировать каждую единицу информации, определять связь между структурными и информационными единицами; проявлять гибкость в их применении в условиях изменчивости внешней среды. В этой связи можно выявить схожесть закономерностей анализа информации при получении знаний и при развитии умения и навыка, а также наличие в этих педагогических явлениях некоторых общих закономерностей.

Отсутствие точного понимания способов достижения целевой установки активизирует поиск педагогических способов организации педагогического воздействия. В педагогический процесс формирования компетентностей включают активные методы обучения, такие как деловые игры, проектные методы и другие [1, 3]. Однако значительных сдвигов в достижении целевой установки обучения, установленной образовательным процессом, не всегда происходит. Однако следует внимательно проверить педагогическую цепочку формирования знаний во взаимосвязи с открывшимися новыми возможностями и появившимся педагогическим инструментарием обучения [10, 11].

Изменения педагогического инструментария и новые возможности обучения обусловлены прежде всего наблюдающейся третьей информационной революцией, которая в свою очередь определяется появлением глобальной сети Интернета и компьютерных технологий образования. Если сопоставить третью информационную революцию с первыми двумя (1-ая связана с появлением письменности, а 2-ая - с появлением книгопечатания), становится ясным уровень тех изменений, к которым она приведет в будущем. Резкое возрастание интенсивности информационного потока, в силу этой революции, затрагивает процессы образования и воспитания.

В поиске новых педагогических ресурсов и подходов к развитию мышления немаловажное значение имеют процессы цифровизации образования и другие направления использования компьютерных и сетевых технологий, обеспечивающих реализацию нового качества широко известных педагогических инструментов, а также новых. При этом новые инструменты педагогического воздействия не просто расширяют знаниевое пространство и пространство ее присвоения. Они качественно изменяют его, актуализируя и расширяя информационный поток, требуя от индивидуума самостоятельного его усвоения на уровне проведения с ней операций для обеспечения рефлексии [2, 5, 7, 8].

Такой подход может обеспечить повышение адаптационных возможностей человека в динамичном, изменчивом мире, в котором происходят глобальные изменения в экономической, технической, культурной сферах жизнедеятельности [9]. В этом аспекте обращает на себя внимание констатация факта о роли информации в современном обществе, отмеченное Михайловым В.А. [6]. Автор подчеркивает, что производство и распространение информации «... достигают такой величины, что традиционные способы фиксации, обработки и передачи информации уже не срабатывают» от чего, во многом активизируется виртуализация социума, создавая соответствующие условия для манипуляции с информацией и получения в удобном для использования в удобном виде потребной информации. Сегодня можно говорить о том, что виртуальное пространство занимает ведущие место в процессе образования.

Изложение основного материала статьи. Сказанное выше в той или иной мере приводит к необходимости рассмотрения идеи информации, как основы формирования умения теоретически мыслить [4, 7,] как системного результата «учебной деятельности» [12] и как компонента функционально-информационной концепции визуализации учебной информации.

В таком случае функционально-информационная концепция визуализации обучения опирается на:

•теории, описывающие функциональные системы организма;

•теории, описывающие функции социального взаимодействия в системе образования и воспитания;

•педагогические подходы, описывающие методологию и теорию управления педагогическими процессами через функциональные взаимодействия (целей, законов, закономерностей, законов, принципов, методов, средств, функций, технологий и практик).

Кроме того, функциональный подход позволяет рассмотреть явления с точки зрения их функций, объясняя при этом свойства и степень соответствия последних, роль процессов и явлений в целостной системе (в нашем случае в системе обучения), направления и средства реализации видов деятельности системы и ее компонентов, совокупность операций, происходящих в процессе деятельности. Функциональный подход помогает выявлять совокупность важных компонентов системы, не отвлекаясь при этом на рассмотрение несущественных деталей и рационально применять имеющиеся ресурсы.

Сущность функционального подхода определяется таким отношением к педагогическому процессу, когда управление им обеспечивается через совокупность выполненных работ и действий.

Функциональная система в данной работе представляется как активная система, включающая в процесс взаимодействие и выполнение собственных функций всеми участниками педагогического процесса, а также реализацию задач познания в динамичной среде через эти взаимодействия. Это обстоятельство требует от участников собственной, функциональной активности. Поэтому обеспечение этой активности представляет собой отдельную и важную педагогическую задачу.

Сама же информация выступает и в качестве продукта сознания, и в качестве познавательного педагогического инструмента, и в качестве абстрактной функции. К тому же процесс познания информации обеспечивает реализацию функции превращения ее в знание. Информация называется в ряде философских течений функциональной информацией, так как знание транслируется и принимается другим, то оно превращается опять в информацию, которая снова выполняет свою функцию. То есть первой причиной определения создаваемой концепции визуализации как функциональной является необходимость реализации информацией (объекта передачи и визуальной манипуляции) функции изменения поведения системы.

Но для того, чтобы представленная обучающемуся информация привела к формированию или развитию имеющихся знаний она должна быть понятной и новой. Выполнение требования к информации по обеспечению понятности является одним из условий, детерминирующих процессы визуализации образовательного процесса и процессов обучения.

Как было отмечено выше, взаимодействие участников процесса разворачивается в собственной динамической среде, которая по составу, действиям и другим параметрам частично регламентируется специальными условиями, но при этом эти условия допускают колебания параметров, и требуют, поэтому, постоянной функциональной адаптации собственной деятельности.

В современной педагогики постоянно требуется рассмотрение условий и закономерностей взаимодействия участников и переменных факторов, определяющих педагогический эффект при изучении функционально-информационной концепции построения процесса визуализации.

Среди тех факторов, которые одновременно несут в себе позитивный ресурс, но при этом может явиться фактором риска является резкое возрастание информационного потока в связи с происходящей информационной революцией. Знаниевый и предметный подходы к обучению не в состоянии обеспечить позитивное использование данного ресурса, о чем говорят результаты исследований многих ученых [2, 6], и

поэтому в современной педагогической науке сохраняется тенденция активного поиска новых подходов и к развитию мышления людей в процессе их обучения.

Выводы. Таким образом, согласно функционально-информационной концепции визуализации обучения, информация - представляет собой продукт сознания, познавательный инструмент, выполняя при этом абстрактную функцию.

Визуализация информации обеспечивает не только ускорение процессов формирования знаний, но и позволяет позитивно воздействовать на возможности обучающихся гибко и оперативно отвечать на запросы внешней среды и запросы общества. Однако применение информационного подхода к процессу визуализации несет в себе определенные риски, связанные с необходимость регулирования ее потока. Насыщение всей совокупности видов деятельности человека, в том числе и системы обучения, избыточной информацией требует решения важнейшей задачи, связанной с устранением лишнего информационного шума и ее компоновки для ускорения процессов приобретения знаний человеком на основе рефлексии получаемого информационного потока.

Литература:

1. Ахметов С.М., Овчинников Ю.Д., Стойлов А.Ю. Высшее образование: проблемы и трансформации: коллективная монография. - Ульяновск, 2019. С. 242-252.

2. Бабаева В.В. Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования / Бабаева, В.В. // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 306-308.

3. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. / В.А. Беликов. М.: Владос, 2004. 357 с.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

5. Калиниченко А.В. Интерактивные электронные дидактические средства с когнитивной визуализацией / А.В. Калиниченко / Научно -технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2017. Т.17. № 2. С. 359-364.

6. Михайлов В.А. Интернет как информационно-образовательная среда // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2012. №3. С. 17-24.

7. Пак Н.И. Пространственно-временная информационная модель памяти // Материалы междунар. конф. «Фундаментальные науки и образование». Бийск, 2012. С. 48-53.

8. Попова Т.И., Колесова Д.В. Визуализация информации как тенденция развития современного текста // Медиалингвистика. 2015. №4 (10). С. 83-94.

9. Телегина Э.Ф., Филиппов С.П. Экопсихологический подход к развитию мышления в обучении // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2012. №3. С. 88-95.

10. Тихонова И.В., Иванов И.И., Омарова П.Г. Реализация принципа визуализации в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. № 60 (1). Ялта, 2018. С. 307-309.

11. Тихонова И.В., Пигида К.С., Иванов И.И. Современные технологии обучения и пути их реализации // Проблемы современного педагогического образования. № 66 (4). Ялта, 2020. С. 269-272.

12. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин. - Киев, 1961. - 137 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Енова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); музыкальный руководитель Мыльникова Юлия Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №7 «Светлячок» компенсирующего вида (г. Ногинск)

STEÄM-ТЕАТР КАК ИННОВАЦИОННЫЙ АРТS - МЕТОД РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО

ДЕТСКОГО САДА

Аннотация. Данная статья рассматривает единство научно-технического и Art-направления современного образовательного процесса в теоретическом и практическом аспекте ДОО в проектной деятельности в рамках вариативной программы «STEAM-образования». Раскрывает содержание, творческие методы и особенности коррекционно -образовательного процесса работы с детьми старшего дошкольного возраста; определяет актуальность, значимость и перспективы для практического применения.

Ключевые слова: современное дошкольное образование, творчество, арт-педагогика, арт-терапия, проективный арт-метод, инновационность, интерактивный STEAM-театр, театрализовано-игровая деятельность.

Annotation. This article examines the unity of scientific and technical and Art directions of the modern educational process in the theoretical and practical aspects of pre-school education in project activities within the framework of the variable program "STEM education". Reveals the content, creative methods and features of the correctional and educational process of working with children of senior preschool age; determines the relevance, significance and prospects for practical application.

Keywords: modern preschool education, creativity, art pedagogy, art therapy, projective art method, innovation, interactive STEM-theater, theatrical and game activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.