Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / INFORMATION RESOURCES / EDUCATIONAL SPACE / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / AUTOMATED MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тугулева Галина Витальевна, Овсянникова Елена Александровна

В статье определены основные направления информатизации дошкольного образования: создание информационно-образовательной среды; использование информационных ресурсов в образовательном процессе; развитие дистанционных услуг; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования информационных ресурсов в образовательном пространстве. Информационно-образовательная среда дошкольного учреждения рассматривается как структурный элемент образовательного пространства. Предполагается, что правильное пользование информационных ресурсов в образовательном пространстве способствует: созданию единого информационного образовательного пространства, реализации педагогами инновационных методических разработок, развитию интереса дошкольников к поисковой исследовательской деятельности; значительно увеличивает познавательную мотивацию, раскрывает способности ребенка и активизирует мыслительную деятельность. Особое внимание уделено созданию автоматизированной системы управления как приоритетного направления использования информационных ресурсов в образовательном пространстве дошкольной организации.The article defines the main directions of informatization of pre-school education: creation of an information educational environment; The use of information resources in the educational process; development of remote services; Increasing the level of professional competence of teachers in the use of information resources in the educational space of pre-school oraganization. Information educational environment of pre-school institution is considered as a structural element of educational space. It is assumed that the correct use of information resources in the educational space contributes to the implementation by teachers of innovative methods, the development of the interest of pre-school children in search research activities; Significantly increases cognitive motivation, reveals the abilities of the child and activates thought activity. Special attention is paid to the creation of an automated management system as a priority for the use of information resources in the educational space of the pre-school organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тугулева Галина Витальевна, Овсянникова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО»

распределения мышечных усилий, момента приложения максимальных усилий, последовательности, ритма, силы и скорости выполнения элементов, развитие возможностей срочной коррекции движений по ходу их выполнения, погружения в виртуальную среду при моделировании объектов изучения, применение конспект-схем, опорных ориентиров, приемов обеспечения обратной связи, познавательные, дидактические и деловые игры, занимательные задания, в том числе кроссворды, алгоритмизации процесса обучения, эвристическое обучение.

Таким образом, имеются основания для следующего утверждения, что предлагаемая методика педагогического воздействия, отличительной особенностью которой является применение ряда методов и методических приемов обеспечения визуализации, оказывает положительное влияние на уровень понимания и осознанности развития профессиональных навыков, освоение стратегии профессиональной деятельности и положительное отношения к получаемой профессии.

Литература:

1. Ермилова, Е.Б. Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей: дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Ермилова. - Казань, 1999. - 199 с.

2. Сидорова, Л.В. Обучение будущих педагогов проектированию средств мульимедиа-визуализации учебной информации: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Сидорова. - Брянск, 2006. - 196 с.

3. Сташ, К.Д. Мануальные координационные способности девушек и их развитие в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (на примере штукатуров-маляров): автореф. дис. ... канд. пед. наук / К.Д. Сташ. - Майкоп, 2000. - 24 с.

4. Тихонова И.В., Иванов, И.И., Омарова, П.Г. Реализация принципа визуализации в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2018. - Вып. 60 (1). - С. 307-309.

5. Чермит, К.Д. Теория и методика физического воспитания: опорные схемы: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 272 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск);

кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО

Аннотация. В статье определены основные направления информатизации дошкольного образования: создание информационно-образовательной среды; использование информационных ресурсов в образовательном процессе; развитие дистанционных услуг; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования информационных ресурсов в образовательном пространстве. Информационно-образовательная среда дошкольного учреждения рассматривается как структурный элемент образовательного пространства. Предполагается, что правильное пользование информационных ресурсов в образовательном пространстве способствует: созданию единого информационного образовательного пространства, реализации педагогами инновационных методических разработок, развитию интереса дошкольников к поисковой исследовательской деятельности; значительно увеличивает познавательную мотивацию, раскрывает способности ребенка и активизирует мыслительную деятельность. Особое внимание уделено созданию автоматизированной системы управления как приоритетного направления использования информационных ресурсов в образовательном пространстве дошкольной организации.

Ключевые слова: информационные ресурсы, образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, автоматизированная система управления.

An^Mion. The article defines the main directions of informatization of pre-school education: creation of an information educational environment; The use of information resources in the educational process; development of remote services; Increasing the level of professional competence of teachers in the use of information resources in the educational space of pre-school oraganization. Information educational environment of pre-school institution is considered as a structural element of educational space. It is assumed that the correct use of information resources in the educational space contributes to the implementation by teachers of innovative methods, the development of the interest of pre-school children in search research activities; Significantly increases cognitive motivation, reveals the abilities of the child and activates thought activity. Special attention is paid to the creation of an automated management system as a priority for the use of information resources in the educational space of the pre-school organization.

Keywords: information resources, educational space, preschool educational organization, automated management system.

Введение. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» приоритетом образовательной политики государства определяется необходимость информатизация образования и оптимизация методов обучения для достижения нового качества образования. Актуальным вопросам использования информационно-коммуникативных технологий в системе образования посвящены работы С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкун, В.И. Солдаткина, Е.И. Ястребцевой (ИКТ в современном образовании); М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат, А.Е. Петрова (ИКТ в системе дистанционного обучения); Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, В.П. Кулагина, С.Д. Каракозова, Е.И Машбица, И.В. Роберт, Н.И. Рыжовой (информатизация образования) и др.

Опыт применения современных информационных ресурсов в образовании выявил ряд проблем в организационном и содержательном аспектах использования Интернет-ресурсов, искажающих положительный эффект использования новых форм и методов обучения. По мнению Е.В. Якушиной, проблемы связаны со сложностью и неоднозначностью введения новых форм и методов обучения в традиционные образовательные системы, а также относятся к используемым веб-сайтам, и, собственно, к качеству этих информационных ресурсов [4].

Проблему качества информационных Интернет-ресурсов отмечают в своих исследованиях многие педагоги, такие как Я.С. Быховский, Э. Дайсон, Л.В. Могилев, Н.Н. Соболева, В.И. Стражев, Э.Л. Финогеева, Е.В. Якушина и др. Различные аспекты решения этой проблемы нашли отражение в исследованиях JI.A. Горюновой, Л.В. Найхановой (методика оценки информационных образовательных ресурсов).

Формирование единой информационно-образовательной среды в ДОО определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16, п. 3) и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Информационно-образовательная среда ДОО - открытая педагогическая система, включающая информационные образовательные ресурсы, современные информационно-коммуникационные средства и педагогические технологии.

Изложение основного материала статьи. В информационную образовательную среду входят электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, с помощью которых обучающиеся усваивают образовательные программы. Чтобы создать такую информационную среду необходимо подготовить материально-техническую базу по информатизации образовательного процесса. Она представляет из себя административные компьютеры, ноутбуки, мультимедийные системы, интерактивную доску и др. компьютерной техники. Это способствует образовательному учреждению стать открытой образовательной системой, в которой осуществляется взаимодействие всех участников образовательного пространства. По мнению И.А. Вальдман, информационная открытость общеобразовательного учреждения одно из условий его взаимодействия с социумом [2]. Например, Веб-сайт образовательного учреждения как инструмент для обеспечения общественного участия в образовании, позволяет быстро получать информацию о деятельности ДОО, расписании занятий, мероприятиях и праздниках. Правильное использование информационных ресурсов дает возможность каждому участнику образовательного процесса открыто владеть информационным пространством.

Информатизация дошкольного образования даёт педагогам возможность работать с инновационными методическими разработками. Педагогический коллектив участвует в видео - мастер - классах, вебинарах и т.п. Также нельзя не придать значение тому, что заметно снижается деятельность с бумажными носителями, ведь большая часть текстовой информации храниться на электронном носителе, меньше времени приходится на приготовление наглядно-дидактического сопровождения непосредственной образовательной деятельности (НОД) детей. Для увеличения наглядности в совместной деятельности при работе с детьми, на родительских собраниях используются презентации. Демонстрационный набор слайдов обычно создают на компьютере, используя программу Power Point. При этом сокращается время работы подготовки. Через поисковые системы можно отыскать практически любой материал на различные темы по вопросам развития и обучения. Это необходимо для оформления стендов, группы, а также дает возможность подобрать вспомогательную познавательную информацию. С помощью компьютерных технологий можно отобразить движения, звук, мультипликацию, что способствует привлечению внимания детей, увеличивает интерес к изучаемому, эффективному усвоению материала, запоминанию его и последующего изображения.

Среди педагогов ДОО популярно мультимедийное сопровождение образовательного процесса, которое помогает объединить аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), заинтересовать непроизвольное внимание детей с помощью возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Практика показала, что к самым интересным компьютерным технологиям можно отнести слайд-шоу и видеофрагменты. Они помогают отобразить и создать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни. Представление любого обучающего материала на экране компьютера или проектора в игровой форме всегда вызывает у дошкольников интерес. В некоторых дошкольных учреждениях дети могут работать за компьютером, решая игровые обучающие задачи или создавать совместно с педагогами мультимедийные презентации.

Правильное пользование информационных ресурсов в образовательном пространстве способствует развитию интереса дошкольников к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями; значительно увеличивает познавательную мотивацию детей, раскрывает способности ребенка и активизирует мыслительную деятельность.

Наше исследование показало, что в педагогической практике информационные ресурсы используются в следующих видах НОД дошкольников: занятия с мультимедийной поддержкой (компьютер, проектор и экран); занятия с помощью игровых обучающих программ (компьютер, планшет). Подобные занятия отличаются повышенной скоростью передачи информации, способствуют увеличению объема проходимого материала, при этом задействованы различные каналы восприятия и внимания, что способствует информации остаться в памяти детей. Однако, чтобы организовать такие занятия, нужно иметь компьютерный кабинет, оснащенный лицензионным программным обеспечение и соответствующий нормам САНПиН.

Педагогический процесс с использованием информационных ресурсов очень важен для системы дошкольного образования. Поэтому весьма актуальны проекты и методические наработки практиков, которые частично решают проблемы создания информационной образовательной среды ДОО.

Несмотря на большой спектр возможных информационных ресурсов, дошкольные образовательные учреждения испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информационных образовательных технологий в образовательный и управленческий процессы. Чтобы решить эту проблему, необходим новых подход, рассматривающий информационно-образовательную среду образовательного учреждения как структурный элемент информационно-образовательного пространства. Для каждой образовательной организации должно быть организовано собственное информационное пространство, которое соответствует образовательной программе ДОО и требованиям ФГОС ДО.

Активное использование информационных ресурсов ДОО требует дополнительных профессиональных умений педагогов: поиск и умение пользоваться электронными учебниками, поиск информации в статьях

коллег других регионов; производить обмен методиками обучения с коллегами с помощью отправки необходимой информации через электронную почту; участие в интернет-форумах, вебинарах и онлайн-конференциях.

Поэтому необходимо формирование профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования информационных ресурсов в образовательном пространстве. Прежде всего для успешного пользования современными компьютерными и интернет-технологиями, чтобы подготовить и провести образовательную деятельность с воспитанниками на новом высоком уровне. Это возможно при обучении педагогов на курсах повышения квалификации в дополнительной профессиональной подготовки, кроме этого, некоторые ДОО на своей базе организуют обучающие практикумы, онлайн-консультации. Большую популярность среди педагогов получила такая форма повышения квалификации как вебинары и дистанционное обучение.

Управленческая работа руководителя дошкольной образовательной организации связана с информацией и информационными процессами. Чтобы сократить время на сбор и обработку информации, нужно прибегнуть к использованию технических средств и компьютеров, чтобы повысить оперативность и качество принимаемых управленческих решений. Чтобы организационно-управленческого процесс протекал успешно, надо создать компьютеризированные рабочие места заведующего ДОО, старшего воспитателя, воспитателей, бухгалтера, психолога, медицинского работника.

Модернизация дошкольного образования позволяет внедрить инновационные технологии в управление ДОО. В исследованиях А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевского, Л.И. Фишмана, Т.И. Шамовой, А.Д. рассмотрены проблемы оптимизации процесса обработки управленческой информации и выделены решаемые задачи: хранение, обработка, обмен и получение большого объема информации, ведение документации. Благодаря техническим, программным, телекоммуникационным средствам, происходит обмен данными между всеми сферами управления ДОО: бухгалтерия, кадры, методический отдел, медицинское обеспечение, воспитанники и родители, паспорт учебного заведения, расписание НОД детей. Автоматизируется обработка большого объема необходимой информации:

- общие сведения об образовательной организации, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчетов ДОО;

- ведение кадрового обеспечения и документов делопроизводства;

- ведение личных дел, учет посещаемости, контроль развития, формирование индивидуальных образовательных маршрутов развития детей;

- автоматизированное составление вариантов расписания НОД;

- ведение медицинского сопровождения ДОО;

- учет финансово-хозяйственной и статистической отчетности.

Выводы. На сегодняшний день недостаточно разработаны и апробированы: методики использования информационных ресурсов в образовательном процессе ДОО; систематизация компьютерных развивающих программ; единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. Информационно-образовательную среду необходимо рассматривать как структурный элемент образовательного пространства ДОО. Для каждой образовательной организации должно быть организовано собственное информационное пространство.

В нашем исследовании определены основные направления информатизации дошкольного образования: создание информационно-образовательной среды; использование информационных ресурсов в образовательном процессе; развитие дистанционных услуг; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования информационных ресурсов в образовательном пространстве. Приоритетным направлением использования информационных ресурсов в образовательном пространстве ДОО является создание автоматизированной системы управления.

Литература:

1. Багаутдинова С.Ф., Минаева О.И. Управление мотивацией деятельности педагогов ДОУ в условиях введения эффективного контракта // Мир детства и образование: сб. материалов VIII очно-заочной Всероссийской науч.-практ. конф. с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. С. 36-42.

2. Вальдман И.А. Информационная открытость общеобразовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом / Вальман И.А. // Автореферат, Москва. 2015 г.

3. Тугулева Г.В., Мокрицкая М.В. Организация психологического сопровождения детей дошкольного возраста в ДОУ // Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. - С. 174-181.

4. Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Якушина Екатерина Викторовна. - М., 2012. 197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.