Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / CLASSIFICATION / VISUALIZATION / PHYSICAL TRAINING / SPORTS TRAINING / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Близнюк Алексей Анатольевич, Омарова Патимат Гасанкадиевна

Принцип визуализации в современной системе образования должен занимать ведущие место. Это обусловлено наличием конкретных средств, методов и других педагогических инструментариев, которые эффективно используются в процессе физического воспитания и спортивной тренировке. Использование принципа визуализации и учет его методических особенностей позволяет повысить результативность педагогического процессаThe principle of visualization in a modern education system has to take conducting the place. It is caused by availability of concrete means, methods and other pedagogical tools which are effectively used in the course of physical training and a sports training. Use of the principle of visualization and accounting of its methodical features allows to increase effectiveness of pedagogical process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Ирина Владимировна, Близнюк Алексей Анатольевич, Омарова Патимат Гасанкадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ»

Педагогика

УДК 796.015.42

кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Близнюк Алексей Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Омарова Патимат Гасанкадиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ

Аннотация. Принцип визуализации в современной системе образования должен занимать ведущие место. Это обусловлено наличием конкретных средств, методов и других педагогических инструментариев, которые эффективно используются в процессе физического воспитания и спортивной тренировке. Использование принципа визуализации и учет его методических особенностей позволяет повысить результативность педагогического процесса.

Ключевые слова: классификация, визуализация, физическое воспитание, спортивная тренировка, обучающиеся.

Annotation. The principle of visualization in a modern education system has to take conducting the place. It is caused by availability of concrete means, methods and other pedagogical tools which are effectively used in the course of physical training and a sports training. Use of the principle of visualization and accounting of its methodical features allows to increase effectiveness of pedagogical process.

Keywords: classification, visualization, physical training, sports training, students.

Введение. Визуализация является этапом развития «золотого правила дидактики», то есть принципа обеспечения наглядности, который приводит к тому, что весь состав ее средств, методических приемов и других педагогических инструментариев может быть эффективно использован и при соблюдении принципа визуализации. В силу достаточной изученности путей и способов реализации принципа наглядности в педагогической теории и в педагогической практике основное внимание уделяется способам обеспечения реализации принципа, связанных со способом повышения качества восприятия, отражения и рефлексии у обучаемых получаемой информации [1, 6].

Визуализация информации обеспечивает не только ускорение процессов формирования знаний, но и позволяет позитивно воздействовать на возможности обучающихся гибко и оперативно отвечать на запросы внешней среды и запросы общества.

Обеспечение визуализации сводится к мыслительной деятельности обучающегося в специальной среде, при которой один вид кодирования информации переходит в другой благодаря осмыслению состояния компонентов, их связей и отношений [2, 7].

Реализация принципа визуализации подчиняется общим закономерностям построения педагогического процесса в физическом воспитании и спортивной тренировке и, вытекающим из них требованиям, которые можно представить в виде правил обеспечения данного процесса:

1) простота, структуризация и лаконичность представляемого материала;

2) обеспечение акцента на основных смысловых элементах представления;

3) обеспечение стадийности процесса представления и обсуждения;

4) обеспечение унифицированного использования единой символики и единых понятий, ключевых слов внутри единого образовательного и предметного поля;

5) опора на предшествующий материал, привычные ассоциации и стереотипы (в том числе и двигательные) для облегчения процесса познания и создания единства (системности) представлений внутри целостности образовательного или предметного поля, системная и постоянная актуализация прежнего опыта для овладения новыми знаниями;

6) непохожесть (наличие собственной запоминающейся формы) друг на друга различных наглядностей внутри одной формы;

7) придание значимости формам и цвету представления элементов схем, презентаций, рисунков и т.п., использование «законов» композиции при формировании зрительного образа и базовых композиционных правил построения образа;

8) учет физиологических основ зрительного восприятия изображения, движения, причинности появления удобства (неудобства) визуального восприятия и реализации движения;

9) преемственность использования визуальных средств на разных ступенях обучения и поэтапный переход к более сложным видам обеспечения визуализации по мере формирования знаний, умений, навыков, двигательных действий высшего порядка и компетенций;

10) упорядоченность и взаимосоответствие используемых репрезентационных систем (визуальной, аудиальной, кинетической, аутогенной), используемых средств локальным и перспективным дидактическим целям и задачам [4, 8, 9].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время визуализация конкретизируется в нескольких направлениях, а именно:

а) в плане определения ее носителя и уточнения качеств этого носителя (уровень развития, способности, этап онтогенеза, личностные предпочтения и др.);

б) в плане характеристики видов и качества поступающей для визуализации информации (виды — визуальная, аудиальная, кинетическая, аутогенная, полимодальная; качество — систематичность направления динамики величины воздействия, ее соответствие индивидуальным особенностям восприятия, дискретность информации и ее оптимальность);

в) в плане характеристики этапа визуализации (представление педагогом абстрактной информации в наглядном виде; представление информации визуализирующим в виде представления образов).

При взаимодействии участников образовательного процесса педагог организует учебное воздействие на основе наглядного представления информационного потока через зрительные, слуховые и двигательные анализаторы, а ученик при этом воспринимает информацию, рефлексирует, а затем понимает (если материал теоретический) или понимает и отражает (если материал связан с познанием двигательных действий). Отражение теоретического материала путем применения специальных способов или отражение степени познания двигательного действия через реализацию самого движения или путем выполнения специальных заданий учеником является основой формирования системы обратной связи, то есть потока информации от ученика к педагогу, который является основой принятия педагогических управленческих решений по коррекции процесса обучения.

В поиске новых педагогических ресурсов и подходов к развитию мышления немаловажное значение имеют процессы цифровизации образования и другие направления использования компьютерных и сетевых технологий, обеспечивающих реализацию нового качества широко известных педагогических инструментов, а также новых.

В физическом воспитании и спортивной тренировке процесс визуализации обеспечивается для:

• получения информации обучающимся и ее переработки в знания (получение знаний обучающимся является конечной целью деятельности);

• получения информации обучающимся о двигательном действии (являющемся физическим упражнением и основным средством физического воспитания), о последовательности включения мышечных систем, о пространственных и временно-пространственных характеристиках движений и на ее основе формирование умений и навыков, а от них формирование умения высшего порядка (конечной целью деятельности является формирование правильной техники движения);

• получения информации обучающимся о своем физическом состоянии для выбора направления физического развития и физической подготовленности (конечной целью деятельности является формирование высокого уровня физического развития и физической подготовленности согласно требованиям этапа онтогенеза);

• получения информации организатором о процессуальных характеристиках физического воспитания и о состоянии занимающихся и ее переработки в знания о путях, способах, методиках и технологических особенностях организации физического воспитания или спортивной тренировки (получение знаний педагогом является конечной целью деятельности) [5].

Визуализация информации обеспечивает не только ускорение процессов формирования знаний, но и позволяет позитивно воздействовать на возможности обучающихся гибко и оперативно отвечать на запросы внешней среды и запросы общества.

Все многообразие вышеизложенных компонентов обеспечения визуализации в физическом воспитании и спортивной подготовке позволяет классифицировать приемы визуализации. Взаимосвязь видов систем представления информации, носителей этой информации и направлений, решаемых в процессе визуализации задач, представлена в таблице.

Таблица

Классификация приемов визуализации

Виды систем представления информации Носители информации Направления решаемых задач

Визуальная Аудиальная Кинетическая Аутогенная Полимодальная Педагог Обучающийся Рисунок Модель Презентация Видео и аудио Схема - получение информации обучающимися и ее переработка в знания, умения и навыки; - получение информации обучающимися о двигательном действии; - получение информации обучающимися о своем физическом состоянии, обеспечение физического развития; - получение информации организатором о процессуальных характеристиках физической подготовки

В таком случае выделяется множество теоретически возможных комбинаций, позволяющих анализировать и создавать приемы визуализации.

Заполнение классификационной таблицы позволяет определить состав приемов визуализации, создания зрительного образа, решения задач физического воспитания и спортивной тренировки, обеспечивая при этом системность и полноценность воздействия, и качественное решение каждой из задач, требующих применения приемов визуализации.

Выводы. Таким образом, следует подчеркнуть, что при визуализации представляется линейная информация в виде знаний, двигательных действий и т.п., которая приводит к нелинейному восприятию сути внешнесредового воздействия. При этом знания обеспечивают формирование мыслеобразов (всем участникам образовательного процесса), а физические упражнения, в основе которых лежат двигательные действия, обеспечивают формирование мыслеобразов, умений, навыков и навыков высшего порядка, обеспечивают физическое развитие, высокий уровень физической подготовленности, обеспечивают поддержание биологического компонента здоровья (в совокупности обеспечивают формирование личностной физической культуры занимающихся).

Изменения, произошедшие в современном мире и в системе образования, касается не только ускорения потока информации. Существенно изменились способы передачи информации, что привело к появлению новых инструментов и возможностей обучения, возможности визуализации информационного потока.

Важным условием применения визуализации в системе физического воспитания, адаптивной физической культуры и в системе подготовки спортсмена является то, что на каждом этапе обучения они видоизменяются как по содержанию, как по цели и по форме применения.

Вышеизложенное требует более детального рассмотрения физических упражнений как основного элемента образования в области физической культуры и спорта. Более того, это приобретает особую актуальность, так как, по обоснованному мнению ряда физиологов, педагогов и психологов, физиологическая основа восприятия еще более усложняется, если она связана с двигательной деятельностью. Восприятие вообще и восприятие движения в частности являются рефлекторным процессом, поэтому следует рассмотреть общие закономерности формирования двигательного навыка как условного рефлекса [3].

Применение визуализации в качестве средства, метода и технологии позволяет решать педагогические проблемы, как в целом, так и в частных компонентах обучения, обеспечить поддержку современных эффективных технологий образования.

Литература:

1. Авдеева Т.И., Высокос М.И., Зыкова С.И. Применение интерактивных методов в преподавании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: Изд-во АГУ. Вып. 1(193). 2017. С. 68-71.

2. Ермилова Е.Б. Визуализация обучения как средство развития учебных способностей младшего школьника: автореф. дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1999. 28 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. 592 с.

4. Тихонова И.В. Дидактический принцип визуализации и его реализация в физическом воспитании: монография. Краснодар, Экоинвест-КГУФКСТ, 2019. 176 с.

5. Тихонова И.В. Принцип визуализации в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов // Мат-лы международн. научно-практич. конференции «Физическая культура и спорт. Олимпийское образование». т. 1. - Краснодар: КГУФКСТ, 2019. С. 150-151.

6. Тихонова И.В., Иванов И.И., Омарова П.Г. Реализация принципа визуализации в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. № 60 (1). Ялта, 2018. С. 307-309.

7. Тихонова И.В., Пигида К.С., Иванов И.И. Современные технологии обучения и пути их реализации // Проблемы современного педагогического образования. № 66 (4). Ялта, 2020. С. 269-272.

8. Чермит К.Д. Теория и методика физического воспитания: опорные схемы: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 272 с.

9. Чермит К.Д., Бегидова С.Н., Бгуашев А.Б., Вержбицкая Е.Г., Заболотний А.Г. Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп: изд-во АГУ. Вып. 4 (146). 2014. С. 146-154.

Педагогика

УДК 796.013.46

кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); доктор педагогических наук, профессор Пилюк Николай Николаевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); старший преподаватель Барчо Ольга Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В настоящее время в современной педагогике происходят глобальные изменения, связанные с изменением информационного потока, и требующие от обучающегося определенные способности. Вышесказанное в той или иной мере приводит к необходимости рассмотрения идеи информации, как основы формирования умения теоретически мыслить, как системного результата «учебной деятельности», и как компонента функционально-информационной концепции визуализации учебной информации. Согласно функционально-информационной концепции визуализации обучения, информация представляет собой продукт сознания, познавательный инструмент, выполняя при этом абстрактную функцию. Ключевые слова: концепция, визуализация, обучение.

Annotation. At present, modern pedagogy is undergoing global changes related to changing the information flow, and requiring certain abilities from the student. The above to some extent leads to the need to consider the idea of information as a basis for forming the ability to theoretically think, as a systemic result of "educational activity," and as a component of the functional-information concept of visualization of educational information. According to the functional information concept of learning visualization, information is a product of consciousness, a cognitive tool, while performing an abstract function. Keywords: concept, visualization, training.

Введение. В современной педагогике утверждается положение о том, что в процессе обучения субъект передает собственные знания, а объект получает информацию, которая может стать знанием для него только в том случае, если он выполняет определенные умственные операции.

Произошедшие изменения информационного потока требуют от обучающегося способности: идентифицировать каждую единицу информации, определять связь между структурными и информационными единицами; проявлять гибкость в их применении в условиях изменчивости внешней среды. В этой связи можно выявить схожесть закономерностей анализа информации при получении знаний и при развитии умения и навыка, а также наличие в этих педагогических явлениях некоторых общих закономерностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.