6. Нарышкин, А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» - «символ» и «значение» - «смысл» / А.В.Нарышкин // Вопросы психологии. - 2005. - №1. - С. 88 - 101.
7. Смищенко, Р. С. Проблемы формирования этнополитологической культуры в контексте глобализации / Р.С. Смищенко // Известия Алтайского государственного университета. - 2015. - № 2, том 2. -С. 242 - 245.
8. Тигров, В. П. Технологическое образование как педагогическая система / В.П.Тигров // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 7 (51). - С. 206 - 214.
9. Эльконин, Б.Д. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина-Давыдова / Б.Д.Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова // Вопросы образования. - 2004. - №3. - С. 118 - 142.
Педагогика
УДК: 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Иванов Игорь Иванович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Омарова Патимат Гасанкадиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема реализации принципа визуализации в современной системе образования. Практика его использования в сфере образования показывает, что наличие визуальной культуры оказывает большое влияние на формирование личности человека. В процессе онтогенеза у школьников повышается значимость визуальных представлений учебной информации, обуславливающей способность преодолевать трудностей в обучении. В практической деятельности используется более сотни методов визуального структурирования содержания и его функционирования в многолетнем процессе обучения.
Ключевые слова: визуализация, образование, обучение, учащиеся, методы и функции визуализации.
Annotation. In the present article the problem of realization of the principle of visualization in a modern education system is considered. Practice of its use in education shows that existence of visual culture exerts a great influence on formation of the identity of the person. In the course of ontogenesis at school students the importance of visual representations of the educational information causing ability to overcome difficulties in training increases. In practical activities more than one hundred methods of visual structuring contents and its functioning in long-term process of training are used.
Keywords: visualization, education, training, pupils, methods and functions of visualization.
Введение. В современной концепции модернизации Российского образования четко определено требование к образованию - система знаний у обучающегося, направленная на развитие и образование его личности, совершенствование его познавательных и творческих способностей.
Современное образование ощущает необходимость разработки новых педагогических технологий, которые применяли бы эффективные способы переработки, передачи, сохранения и использования информации, а также бы закрепляли за данными технологиями необходимость реализации высокопродуктивного, личностно-ориентированного, доступного для творчества в образовательном процессе.
В процессе обучения приоритетными факторами развития и совершенствования личности школьника и формирования у него образовательных компетенций будут являться его познавательная активность и социальная деятельность. При этом акцент при изучении учебных предметов в образовательном учреждении надо делать на организацию и управление познавательным процессом.
Эффективность профессиональной деятельности преподавателей, способных к внедрению педагогических инноваций, к разработке технологий моделирования оптимальной учебной и внеучебной деятельностей учащегося при доминировании визуальной среды, может проявляться за счет формирования специальных умений визуализации учебного материала.
Однако вопросам обучения и развития способностей у учащегося средствами и методами визуализации в научно-методических источниках отводится недостаточное внимание.
Принципу визуализации в аспекте активизации процесса обучения, не определено конкретное место. В процессе обучения он выступает как компонент, благоприятствующий восприятию и повышению качества изучаемого материала. Естественно, что необходимость в подготовке изучаемого материала, способствующей в визуальном виде наделить обучаемых основными или необходимыми фактами, обусловлена информационной доступностью окружающего мира. Под средствами визуализации надо понимать систему получения, передачи и анализа визуальной информации, адекватно реагирующую на действия учащегося, позволяя при этом каждому субъекту взаимодействия управлять транслируемой информацией (Рапуто А.Г., 2010).
Повседневная практика в сфере образования показывает, что наличие новой визуальной культуры оказывает мощное влияние на формирование личности человека. Становиться понятно, что необходимо развивать у учащихся особые умения визуализации учебной информации.
Изложение основного материала статьи. По мнению А.А. Вербицкого и соавторов (2009) процесс визуализации - это « ... свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». Это определение термина позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» от понятий
«наглядный», «наглядные средства». В педагогике понятие «наглядный» базируется на демонстрации предметов, процессов, явлений, представлении образа.
Создание образа и его представление представляет собой проекцию психического образа, который взаимодействует с деятельностью субъекта и объекта материального мира, а также опирается на механизмы мышления, охватывая различные уровни отражения и отображения действительности, и проявляется в разных формах учебной деятельности.
Значение визуальных моделей представления учебной информации с возрастом обучающегося повышается, способствующих преодолению трудностей, связанных с образовательным процессом, базирующемся на абстрактно-логическом мышлении.
В настоящее время в практической деятельности используется более сотни методов визуального структурирования - от традиционных диаграмм и графиков до «стратегических» карт, лучевых схем и каузальных цепей. К наиболее распространенным методам визуализации в процессе обучения относятся:
- периодическая таблица, блок-схема,
- QR-код,
- иконографика,
- таймлайн,
- «облако» слов,
- концептуальная карта,
- карта мыслей,
- различные виды диаграммы,
- «дерево» решений.
Многообразие методов визуализации обусловлено существенными отличиями в природе, особенностями и свойствами знаний различных предметных областей. Наибольшая информационная емкость, универсальность и интегративность характерны для схемам. Этот способ визуального отображения и систематизации учебной информации базируется на определении связей между элементами знаний и деятельностью при переводе вербальной информации в невербальную. Деятельность по конкретизации смыслов, составлению логической цепочки размышлений, описанию образов и их признаков мыслительной деятельности, а также операций с помощью вербальных средств обмена информацией формирует продуктивные способы мышления, необходимые современному человеку при реальных темпах развития науки и техники.
Для схем характерно наличие специфической наглядности, соподчинение частей содержания, выделение логических и преемственных связей между ними. Наглядность основана на определенной структуре и ассоциативных связях, присущих долговременной памяти человека. Схемы же выступают в роли промежуточного звена между внешним линейным содержанием учебного материала и внутренним нелинейным содержанием в сознании обучаемого. В данной ситуации схема выполняет функцию объединения понятий в определенную систему. Восприятие и анализ действительности появляется в том случае, когда мозг находит опорные точки в ранее полученных знаниях и представлениях.
При визуализации изучаемого материала следует обратить внимание на то, что наглядные образы уменьшают цепь вербальных суждений и синтезируют схематичный образ набольшей «емкости», «сжимая» информацию. При составлении учебно-методических материалов необходимо контролировать уровень обобщения содержания обучения, копировать вербальную информацию образной и наоборот, чтобы иметь возможность полностью восстановить обучающимися звенья логической цепи (Ермилова Е.Б., 1999).
Еще одним из важных моментов использования визуальных пособий при обучении является определение оптимального соотношения наглядных образов и словесной информации. Визуальное мышление в практической деятельности находятся в постоянном взаимодействии. Оно демонстрирует все стороны изучаемого понятия, процесса или явления. Этот вид мышления представляет точное и обобщенное отражение реальности, но в абстрактном отражении. Визуальное мышление создает образы, делает их цельными, обобщенными и полными (Манько Н.Н., 2009).
Функции визуализации в процессе обучения так же многообразны:
- опредмечивание словесного сообщения, которое учащийся должен передать в форме рассказа или ответа на поставленный вопрос;
- контроль полноты и характера усвоения учебной информации;
- способность к развитию воображения;
- выявление характера индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
- определение отношения к изучаемому материалу;
- выявление отношения к определенному событию;
- создания необходимого учебного настроя;
- пробуждение определенных чувств;
- усиление или ослабление определенного эмоционального воздействия или состояния учащегося;
- подготовка к игре, определение ее условий;
- активация познавательного интереса;
- адаптация к новым условиям обучения;
- концентрация внимания на важном; переключение внимания на другой объект;
- вызов определенных ассоциаций;
- способность к анализу и сравнению;
- тренировка внимательности и наблюдательности;
- способность делать выводы и логические умозаключения;
- способность воспринимать информацию и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал.
Формируя цель обучения педагог в процессе визуализации, определяет способ и характер методического решения, которое он принимает для реализации соответствующего фрагмента урока, и те приемы, которые он для этого использует (Тихонова И.В., 2017).
Визуализация действует как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный гносеологический механизм, позволяющий уплотнить образовательный процесс, удалить из его второстепенные детали и тем самым способствовать его оптимизации.
Взаимодействие педагога и ученика как участников единого процесса происходит в ходе получения информации по каналам обратной связи. При этом педагог получает информацию о ходе и результатах обучения по внешним каналам обратной связи, а ученик - по каналам внутренней связи, обеспечивая информационную поддержку процессу рефлексии ученика, то есть обеспечивая тот процесс ради которого и задумывается использование визуализации.
Принцип визуализации информации обладает большим потенциалом в решении поставленных вопросов управления временем на уроке, особенно актуальных с учетом постоянной интенсификации процесса обучения. Главная цель визуализации - это реализация различных видов коммуникации, а соответственно и увеличения объема передаваемой информации в процессе обучения.
Выводы. Визуализация учебной информации позволяет решить следующие образовательные задачи:
- обеспечение интенсификации обучения,
- активизация учебной и познавательной деятельности,
- формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий,
- передача знаний и распознавания образов,
- повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Таким образом, построение обучения на основе принципа визуализации повышает качество и объем зрительного восприятия, способствует развитию зрительной памяти, воображения, пространственных представлений и делает обучение более рациональным и эффективным.
Литература:
1. Вербицкий, А.А., Ларионова, О.Г. Личностный и компетентностный подход в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
2. Ермилова, Е.Б. Визуализация обучения как средство развития учебных способностей младшего школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Ермилова. - Казань, 1999. - 24 с.
3. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности / Н.Н. Манько // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2009. - № 2. - С. 22-28.
4. Рапуто, А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей [Электронный ресурс] // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием. - Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/5147
5. Тихонова, И.В. Использование методов визуализации в обучении / И.В.Тихонова, Шевченко А.В., Омарова П.Г. // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ. - Краснодар, 2017. - С. 272-273.
Педагогика
УДК:378
кандидат педагогических наук, доцент Толетова Марина Константиновна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Александрова Татьяна Константиновна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ САМООЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования самооценки учебных достижений студентов в процессе методической подготовки к обучению химии. Приводится анализ психолого-педагогических и методических источников по развитию и формированию самооценки. Особое внимание уделяется методике формирования самооценки студентов, позволяющей адекватно и объективно оценивать собственные знания и умения, приведены также данные педагогического эксперимента, доказывающие результативность проведения самооценки учебных достижений студентов.
Ключевые слова: самооценка, учебные достижения, учебно-методические задания.
Annotation. The article is dedicated to the actual problem of formation of self-assessment of studying achievements of students in the process of methodical training for chemistry teaching. Analisys of psychological-pedagogical and methodical sources on development and formation of self-assessment is given. Special attention is devoted to the methodics of students, self-assessment formation, giving them opportunity to adequately and objectively evaluate their knowledge and skills. Also data of pedagogical experiment is given, proving efficiency of doing self-assessment of educational achievements of students.
Keywords: self-assessment, studying achievements, studying methodical tasks.
Введение. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях современного школьного образования предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовке учительских кадров. Учителю необходимо осуществить оценку как предметных, так и метапредметных образовательных результатов учащихся. Уже к началу своей профессиональной деятельности педагог должен обладать широким диапазоном оценочных действий в контексте идеологии ФГОС: представлять различия между традиционной (суммативной) и формирующей системами оценивания [4], участвовать в проведении внутришкольного аудита, уметь формировать банк контрольно-измерительных материалов и применять их в системе оценки результатов образования [1], использовать различные формы фиксации образовательных результатов учащихся (классные журналы, электронные дневники, тетради для мониторинга индивидуальных достижений учащихся, электронные порталы электронные и т.п.).
Не случайно за последний период времени все большее внимание профессионального педагогического сообщества, как ученых исследователей, так и учителей - практиков, привлекается к введению определенных эталонных образцов, интегрирующих в своем содержании совокупность требований к осуществлению важнейших функций учителя. Прежде всего, следует упомянуть о процессе введения профессионального