УДК 378.14 : 15 Кондратенко Ольга Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры психологии Челябинского государственного педагогического университета dom-hors@mail.ru
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНОВИЗУАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
Kondratenko Olga Anatolyevna
PhD in Educational Science, Assistant Professor, Leading Research associate of the Psychology Department, Chelyabinsk State Pedagogical University dom-hors@mail.ru
DIDACTIC PRINCIPLES OF THE COGNITIVE VISUAL TECHNOLOGY IMPLEMENTATION IN DISTANCE EDUCATION OF STUDENTS
Аннотация:
В связи с интенсификацией процессов информатизации в обществе и образовании большую значимость приобретает визуализация. Осуществлять визуальное преобразование образовательного контента в рамках психологических дисциплин в условиях дистанционного обучения предлагается средствами когнитивно-визуальной технологии. В статье акцентируется внимание на дидактических принципах, с опорой на которые происходит реализация когнитивно-визуальной технологии в дистанционном обучении студентов.
Ключевые слова:
визуализация, когнитивно-визуальная технология, дидактические принципы, студенты вуза, психологические дисциплины, дистанционное обучение.
Summary:
The intensification of the society and education informatization determine growing relevance of the visualization. The cognitive visual technologies are suggested to be a means of implementation of the visual conversion of the psychology subjects' educational content in the conditions of the distance education. The article discusses didactic principles of the cognitive visual technologies implementation in the distance education of students.
Keywords:
visualization, cognitive visual technology, didactic principles, university students, psychological disciplines, distance education.
Современное образование в XXI в. становится более гибким, открытым, динамичным. Оно вбирает в себя новые педагогические технологии, образовательные практики и концепции. Одну из тенденций, определяющих характерные для современного образования черты, можно сформулировать кратко: визуализация.
В информационном обществе, в котором потоки информации стремительны, истины неустойчивы и не абсолютны, возрастает важность быстрой ориентировки в поступающей информации, ее понимания и анализа. Сегодня становится важно не усваивать готовую информацию, а самостоятельно находить способы ее отбора, преобразования, воспроизведения.
В образовании наблюдаются все признаки модернизации: внедрение информационных технологий, слияние традиционного образования и альтернативных его форм, таких как медиаобразование, интернет-технологии, дистанционное обучение и т.д. В русле общих инновационных тенденций созданы условия для интенсификации средств информатизации образования, что также усиливает значимость различных способов и средств преобразования учебной информации, одним из которых выступает визуализация.
В настоящее время феномену визуализации в различных областях науки, культуры и образования придается большое значение. Визуализация авторами рассматривается как:
- фактор влияния на социальные процессы и отношения (А.А. Жигарева; О.В. Кириченко, А.А. Колодий, Е.В. Сальникова и др.);
- стратегически важное направление развития образования, «ответ на вызовы современного глобального мира» (А.Н. Иоффе, [1, с. 5]);
- важнейшее направление совершенствования дидактических средств [2];
- самостоятельный инструмент научных исследований (З.Ф. Абрарова, З.С. Белова, А.Е. Бондарев, В.А. Галактионов, О.Н. Кислова, В.М. Чечёткин, Ю. Шилков и др.);
- средство развития учебных способностей (Е.Б. Ермилова) и др.
Под визуализацией понимают «способ получения и обобщения знаний на основе зрительного образа понятия, события, процесса, явления, факта и т.п., основанный на ассоциативном мышлении и системном структурировании информации в наглядной форме» [3, с. 7].
Визуализация учебной информации рассматривается на уровнях: методологическом (С.В. Аранова [4], Р. Арнхейм, Н.Р. Аксенов), технологическом (А.Г. Барышкин, М.Е. Бершадский, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина, Н.А. Резник), концептуальном (О.О. Князева); дидактическом (Д.А. Бархатова, Н.Н. Манько), методическом (Н.М.Ежова, Е.В.Никольский, А.Г. Рапуто, С.В. Селевко), в том числе, в гуманитарных дисциплинах, в высшей школе (И.А. Герасимова, А.В. Бочаров, Е.А. Петухова), профессиональном образовании (Л.В. Сидорова) и др.
Термин «визуализация» широко используется в педагогической литературе для обозначения совокупности способов преобразования фрагментов учебной информации, делающих их доступными для зрительного восприятия. Визуализация информации - это процесс и результат превращения информации, существующей изначально в вербальной форме, в визуальную с помощью материализованных средств: знаков, символов, «когнитивно-графических элементов» [5], адекватных характеру данной информации. Зрительно представленные фрагменты информации существуют только в связи с материальными объектами, служащими средством для их преобразования. Мысли облекаются в материальную форму, обеспечивающую их зрительное восприятие.
Вопросы визуализации в педагогической литературе в той или иной мере освещаются с различных сторон, в различных аспектах и направлениях. Визуализация учебной информации рассматривается в контексте технологий, направленных на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся и студентов [6].
Наряду с термином «визуализация» в педагогических источниках также широко используются понятия, связанные с визуализацией, созвучные ей, это: «визуальная грамотность» (Ю.А. Аверкин, Д.А. Дондис, Дж. Дебс, Н.И. Кальницкая, А.Г. Рапуто и др.), «визуализированное обучение» (Д.А. Бархатова); «когнитивно-визуальный подход» (О.О. Князева), «визуальная школа» (Н.М. Ежова, Н.А. Резник) и др.
Существует ряд работ, в которых рассматриваются отдельные вопросы использования визуализации учебной информации в дистанционном образовании (Н.В. Волженина, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, В.А. Турчина, Н.К. Федоренко, Н.И. Фоменко и др.).
Таким образом, видно, что интерес к визуализации со стороны исследователей велик, а ее проблемное поле весьма обширно, от применения приемов визуализации в конкретной учебной дисциплине до создания научных подходов.
Вместе с тем при таком повышенном интересе к визуализации со стороны исследователей, в преподавании психологических дисциплин в вузовском дистанционном обучении студентов, получающих педагогические специальности, визуализация столь широко еще не рассматривалась.
Одна из возможных причин недостатка работ на тему визуализации психологических знаний видится, в частности, в том, что отсутствует специальная абстрактная символика, которая была бы принята для обозначения понятий в курсе психологии.
Логическая структура психологических теорий и положений для усвоения учебного материала студентами - будущими психологами и учителями - бывает весьма сложна [7]. Проблема понимания учебной информации обостряется в условиях дистанционного обучения, характерной чертой которого является обучение «на расстоянии». Географическая разделенность преподавателя и студентов, отсутствие непосредственного контакта затрудняет обратную связь, не позволяет оперативно определить степень осмысления студентами изученный материал. Данное обстоятельство актуализирует визуализацию учебного контента с целью лучшего понимания психологических явлений в процессе обучения.
На наш взгляд, решению данной проблемы может способствовать когнитивно-визуальная технология. Рассматриваемое понятие «когнитивно-визуальная технология» выступает частным понятием по отношению к более общему, родовому понятию: «педагогическая технология». В данной работе не ставится задача проанализировать понятие «педагогическая технология», так как теоретический анализ указанного понятия, так же как и подходов к классификации педтехнологий, достаточно полно представлен в литературе (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, Н.Е. Щуркова и др.). Остановимся на нем лишь в той мере, в какой оно поможет раскрыть вопрос об особенностях когнитивно-визуальной технологии. Анализ существующих в литературе определений термина «педагогическая технология» привел нас к выводу о том, что определением, наиболее полно отвечающим задачам нашего исследования, является определение, сформулированное в рамках деятельностного подхода к сущности педагогических технологий, согласно которому педагогическая технология - это «последовательная, взаимосвязанная система действий, направленных на решение педагогических задач» [8, с. 330].
В соответствии с данным определением, под когнитивно-визуальной технологией мы понимаем систему действий, логически выстроенных и последовательных, направленных на визуальное преобразование учебного материала, целью которых выступает повышение эффективности работы с учебной информацией путем активизации познавательных процессов. Две
составляющие - «когнитивное» и «визуальное», - синтезируют общее значение «когнитивновизуальной технологии». «Когнитивное» указывает на сферу приложения данной технологии, в качестве которой выступает, прежде всего, познавательная активность субъекта обучения. В студенческом возрасте интенсивно развиваются познавательные способности. В данном возрастном периоде под влиянием обучения наблюдается прирост буквально всех компонентов сенсорно-перцептивного, мыслительного, аттенционного, имажинитивного, мнемических блоков (Е.Ю. Лысых, И.С. Сухорукова, С.А. Фрейберг и др.). Таким образом, учитывая особенности познавательных процессов в студенческом возрасте, мы рассматриваем когнитивно-визуальную технологию как необходимое условие для развития познавательной сферы студентов вуза в условиях дистанционного обучения. Термин «визуальное» обозначает те средства визуализации, с помощью которых преобразуется учебный материал. Когнитивно-визуальная технология представляет собой систему методов, учебных заданий и упражнений, и включает следующие виды работ, предложенных студентам: инфографика, эйдографика, метафорическое моделирование и др. Характер указанных средств, форм и методов обусловлен специфическими особенностями содержания психологических дисциплин. В качестве примера применения когнитивно-визуальной технологии приведем инфографическое проектирование на тему работы головного мозга человека. Студенту предлагается, воспользовавшись сведениями из учебника [9], визуально отразить сложную картину нейронных связей. Или составить модель семантической сети «Виды невербальных сигналов в общении».
Какими принципами следует руководствоваться, используя когнитивно-визуальную технологию? Известно, что в основе любой педагогической технологии всегда лежит система принципов, определяющих ее эффективность. В настоящей работе считаем важным акцентировать внимание именно на дидактических принципах реализации когнитивно-визуальной технологии. При этом мы будем придерживаться того положения, что «принцип обучения - руководящая идея, основное правило обучения, одно из основных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его организации» [10, с. 168].
Дидактические принципы всегда занимали уникальное место в педагогической теории. На разных этапах становления педагогической науки учеными-педагогами (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, И.Т. Огородников, И.Г. Песталоцци, М.Н. Скат-кин, К.Д. Ушинский) ставились вопросы, касающиеся педагогических принципов: их содержания, классификации, условий реализации.
Рассмотрим принципы, с опорой на которые осуществляется реализация когнитивновизуальной технологии в процессе подготовки студентов, будущих психологов и педагогов.
Принцип гуманистической направленности обучения. Следование принципу гуманизации в ходе осуществления когнитивно-визуальной технологии означает буквально «очеловечивание» всех ступеней в реализации искомой технологии. Во-первых, на уровне активизации всех познавательных процессов и умственных операций личности (восприятие, осмысление, преобразование учебной информации; мыслительной деятельности, связанной с критическим подходом к анализу учебных заданий, воображением, творчеством). Во-вторых, на уровне общения, что предполагает избегание принуждения, выстраивание доверительных отношений преподавателя и студентов; их учебного сотрудничества и взаимной поддержки, взаимопомощи, совместную заинтересованность в успехах каждого субъекта обучения; систематическое создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций успеха, благоприятствующих повышению учебной мотивации, становлению профессионального и личностного роста обучающейся личности; доброжелательной атмосферы на учебном занятии; психологической раскрепощенности и т.п. На практике это означает учет личных предпочтений и познавательных интересов самих студентов при выборе темы визуализированных учебных проектов, которые студентам предложено выполнить. Таким образом, придерживаясь идей гуманизма в реализации когнивно-визуальных технологий, мы исходили из приоритета как развития личности обучаемого, так и творческого сотрудничества всех субъектов образования.
С принципом гуманистической направленности тесно связан принцип активности и сознательности, предполагающий вовлечение студента в активную познавательную деятельность, способствующую эмоциональному воодушевлению, вызванному познавательной увлеченностью решением познавательной задачи; радостью преодоления познавательного затруднения. Ориентация профессионального образования на информативно-пояснительный тип обучения больше не соответствует ведущим целям образования, среди которых на первый план выходит вооружение субъектов образования современными способами активной познавательной деятельности и сознательное освоение данными способами самими студентами - будущими специалистами. Данный принцип означает понимание необходимости освоения когнивно-визуальной технологии в работе, приемов и способов визуализации, их целевое назначение и сознательное применение в учебно-профессиональной деятельности.
Следующий принцип, научности, означает, что когнитивно-визуальная технология основана на знании законов усвоения учебного материала, в том числе, зрительного восприятия, и научно обоснованной методики внедрения когнитивно-визуальной технологии в учебный процесс. В соответствии с данным принципом когнитивно-визуальные технологии направлены на развитие познавательной активности студента, на формирование у них умений научного поиска, научной организации учебного труда, научного наблюдения явлений, сбора научных данных и затем визуальной фиксации их.
Принцип наглядности. На современном этапе развития образования все большое внимание уделяется не иллюстративной, а развивающей функции наглядности (Е.А. Иванова, Н.А. Неуда-хина [11; 12], Л.Е. Туканова, Н.Б. Попова, А.П. Усольцев, Н.С. Макарова). Принципу наглядности соответствует идея полисенсорности обучения. Требование «учить многосенсорно» [13, с. 9] восходит к «золотому правилу дидактики», сформулированному еще в классических учениях (Я.А. Коменский). Когнитивно-визуальная технология основана на принципе «многосенсорности», что позволяет в процессе обучения ориентироваться на индивидуальные познавательные особенности субъекта обучения, например, такие как правополушарный тип мышления или предпочитаемый визуальный канал восприятия; признавать право каждого обучаемого на активизацию того сенсорного источника восприятия учебной информации, который у него преобладает. Принцип многосенсорности позволяет также преодолевать односторонность обучения, вызванного избыточным вербализмом в методах обучения, обеспечивать разностороннее познавательное развитие личности студентов - будущих психологов и педагогов, активизируя не только аудиаль-ные, но и визуальные каналы восприятия, развивать образное, визуальное мышление.
В связи с распространением информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы и вуза появились новые возможности наглядного представления знаний. Одновременно «высветились» новые аспекты проблемы наглядности, пока не полностью изученные и не исследованные. В новом контексте наглядность получила новое развитие: от «наглядности линейной» - к интерактивным ее формам, развивающим и активизирующим учебнопознавательную деятельность. Таким образом, важнейший дидактический принцип не только не утратил актуальности, но и усилил свое значение в связи с идеями гуманизации, индивидуализации и демократизации обучения [14].
Принцип эстетизации. Не следует игнорировать эстетические составляющие когнитивновизуальной технологии, которые обладают большими воспитательными возможностями в области эстетического видения действительности. Визуально преобразованный фрагмент информации воспринимается эстетически на основании зрительных (внешних) характеристик. Конечный продукт визуализации - инфографический проект - может выступать объектом эстетических переживаний. Эстетическая составляющая когнитивно-визуальных технологий привносится в содержание обучения через визуальное изображение эстетически значимых выразительных символических образов.
Таким образом, реализация когнитивно-визуальной технологии в процессе обучения основывается на ряде общедидактических принципов: гуманизации, активности, научности, наглядности, эстетизации.
Можно утверждать, что в современных условиях возрастает информационно-визуальная потребность общества (А.А. Гук) и, возрастая, распространяется на сферу образования. В настоящее время феномену визуализации в различных областях науки, культуры и образования уделяется повышенное внимание. Отмечается недостаточная разработанность визуальных методов с позиции применения их в преподавании психологических дисциплин, в том числе, в дистанционном обучении. Указанные задачи призвана решить когнитивно-визуальная технология, которая реализуется с опорой на общепризнанные, классические принципы обучения, учитывающие цели и задачи применения визуализации в преподавании психологических дисциплин в высшей школе. Опыт показывает, что применение когнитивно-визуальной технологии повышает мотивацию учебно-профессиональной деятельности, улучшает качество усвоения студентами содержания учебного материала.
Ссылки:
1. Иоффе А.Н. Визуализация в истории и обществознании - способы и подходы // Преподавание истории в школе. 2012. № 10.
2. Сидорова Л.В. Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2006.
3. Абдулаев Э.Н. Использование визуальной информации в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 2013. № 10.
4. Аранова С.В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 2.
5. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (Часть 2). URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava (дата обращения: 20.05.2013).
6. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Указ. соч.
7. Инновационная культура бакалавров и магистров психолого-педагогического образования: монография / сост. В.И. Долгова. СПб., 2011.
8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997.
9. Хэйес Н., Орелл С. Что такое психология? М., 2005.
10. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
11. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Указ. соч.
12. Неудахина Н.А. Использование средств когнитивной визуализации в подготовке будущих педагогов // Школьные технологии. 2011. № 4 . С. 101-107.
13. Андреева Г.С. Соответствует ли российская система образования возможностям мозга? // Экономика и социум: современные модели развития: межвузовский сборник научных трудов. М., 2012. Вып. 3. С. 5-12.
14. Макарова Н.С. «Золотое правило дидактики» в высшей школе XXI в. // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. № 1. URL: http://teoria-practica.ru/ru/1-2011.html (дата обращения: 20.05.2103).