Научная статья на тему 'STEАM-ТЕАТР КАК ИННОВАЦИОННЫЙ АРТS - МЕТОД РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА'

STEАM-ТЕАТР КАК ИННОВАЦИОННЫЙ АРТS - МЕТОД РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / АРТ-ПЕДАГОГИКА / АРТ-ТЕРАПИЯ / ПРОЕКТИВНЫЙ АРТ-МЕТОД / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ STEAM-ТЕАТР / ТЕАТРАЛИЗОВАНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODERN PRESCHOOL EDUCATION / CREATIVITY / ART PEDAGOGY / ART THERAPY / PROJECTIVE ART METHOD / INNOVATION / INTERACTIVE STEM-THEATER / THEATRICAL AND GAME ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Енова Ирина Владимировна, Мыльникова Юлия Владимировна

Данная статья рассматривает единство научно-технического и Art-направления современного образовательного процесса в теоретическом и практическом аспекте ДОО в проектной деятельности в рамках вариативной программы «STEAM-образования». Раскрывает содержание, творческие методы и особенности коррекционно -образовательного процесса работы с детьми старшего дошкольного возраста; определяет актуальность, значимость и перспективы для практического примененияThis article examines the unity of scientific and technical and Art directions of the modern educational process in the theoretical and practical aspects of pre-school education in project activities within the framework of the variable program "STEM education". Reveals the content, creative methods and features of the correctional and educational process of working with children of senior preschool age; determines the relevance, significance and prospects for practical application

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Енова Ирина Владимировна, Мыльникова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «STEАM-ТЕАТР КАК ИННОВАЦИОННЫЙ АРТS - МЕТОД РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА»

поэтому в современной педагогической науке сохраняется тенденция активного поиска новых подходов и к развитию мышления людей в процессе их обучения.

Выводы. Таким образом, согласно функционально-информационной концепции визуализации обучения, информация - представляет собой продукт сознания, познавательный инструмент, выполняя при этом абстрактную функцию.

Визуализация информации обеспечивает не только ускорение процессов формирования знаний, но и позволяет позитивно воздействовать на возможности обучающихся гибко и оперативно отвечать на запросы внешней среды и запросы общества. Однако применение информационного подхода к процессу визуализации несет в себе определенные риски, связанные с необходимость регулирования ее потока. Насыщение всей совокупности видов деятельности человека, в том числе и системы обучения, избыточной информацией требует решения важнейшей задачи, связанной с устранением лишнего информационного шума и ее компоновки для ускорения процессов приобретения знаний человеком на основе рефлексии получаемого информационного потока.

Литература:

1. Ахметов С.М., Овчинников Ю.Д., Стойлов А.Ю. Высшее образование: проблемы и трансформации: коллективная монография. - Ульяновск, 2019. С. 242-252.

2. Бабаева В.В. Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования / Бабаева, В.В. // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 306-308.

3. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. / В.А. Беликов. М.: Владос, 2004. 357 с.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

5. Калиниченко А.В. Интерактивные электронные дидактические средства с когнитивной визуализацией / А.В. Калиниченко / Научно -технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2017. Т.17. № 2. С. 359-364.

6. Михайлов В.А. Интернет как информационно-образовательная среда // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2012. №3. С. 17-24.

7. Пак Н.И. Пространственно-временная информационная модель памяти // Материалы междунар. конф. «Фундаментальные науки и образование». Бийск, 2012. С. 48-53.

8. Попова Т.И., Колесова Д.В. Визуализация информации как тенденция развития современного текста // Медиалингвистика. 2015. №4 (10). С. 83-94.

9. Телегина Э.Ф., Филиппов С.П. Экопсихологический подход к развитию мышления в обучении // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2012. №3. С. 88-95.

10. Тихонова И.В., Иванов И.И., Омарова П.Г. Реализация принципа визуализации в процессе обучения // Проблемы современного педагогического образования. № 60 (1). Ялта, 2018. С. 307-309.

11. Тихонова И.В., Пигида К.С., Иванов И.И. Современные технологии обучения и пути их реализации // Проблемы современного педагогического образования. № 66 (4). Ялта, 2020. С. 269-272.

12. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д.Б. Эльконин. - Киев, 1961. - 137 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Енова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); музыкальный руководитель Мыльникова Юлия Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №7 «Светлячок» компенсирующего вида (г. Ногинск)

STEÄM-ТЕАТР КАК ИННОВАЦИОННЫЙ АРТS - МЕТОД РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО

ДЕТСКОГО САДА

Аннотация. Данная статья рассматривает единство научно-технического и Art-направления современного образовательного процесса в теоретическом и практическом аспекте ДОО в проектной деятельности в рамках вариативной программы «STEAM-образования». Раскрывает содержание, творческие методы и особенности коррекционно -образовательного процесса работы с детьми старшего дошкольного возраста; определяет актуальность, значимость и перспективы для практического применения.

Ключевые слова: современное дошкольное образование, творчество, арт-педагогика, арт-терапия, проективный арт-метод, инновационность, интерактивный STEAM-театр, театрализовано-игровая деятельность.

Annotation. This article examines the unity of scientific and technical and Art directions of the modern educational process in the theoretical and practical aspects of pre-school education in project activities within the framework of the variable program "STEM education". Reveals the content, creative methods and features of the correctional and educational process of working with children of senior preschool age; determines the relevance, significance and prospects for practical application.

Keywords: modern preschool education, creativity, art pedagogy, art therapy, projective art method, innovation, interactive STEM-theater, theatrical and game activity.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В.А. Сухомлинский

Введение. Прогрессивные изменения в образовании: техническое, творческое и прочее развитие вызывают восторг. Ежедневно появляется большое количество актуальных направлений в профессиональных областях, в связи с чем, современные педагоги должны давать своим воспитанникам знания, умения и навыки соответствующие запросу общества т.е. должны идти в ногу со временем.

Современное общество развивается и большинство современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, о которых мы сейчас даже не задумываемся. Задача педагога через различные инновационные средства и методы вырастить успешное, талантливое поколение исследователей. STEAM-технологии в дошкольном образовании могут помочь педагогу в этом [7, С. 46].

Начинать необходимо именно с дошкольного возраста т.к. выпускник дошкольной организации должен быть готов к школьным инновациям, созданию творческих проектов, умению их реализовывать и презентовать.

Изложение основного материала статьи. Ключевые задачи современного дошкольного образования обозначены в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции дополнительного образования детей и подростков», определяющих два вектора воспитания в системе образования: воспитание в процессе обучения и воспитания в рамках внеурочной деятельности [4]. Среди них: популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности и их ключевая характеристика - познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

STEM/STEAM-образование - это уникальный тренд в современном образовательном сообществе. Целью данной технологии является развитие у воспитанников нестандартного мышления, а так же обучение эффективному применению полученных знаний в жизни. В России данная технология внедряется с 2010 года, но достаточно неактивно. Нами был изучен опыт Сингапура, Китая, США, Финляндии являющимися лидерами в образовании, мы выявили, что STEM/ STEAM-образование является приоритетным в их национальной образовательной политике[7, С. 129]. Что же такое STEM (science, technology, engineering, math)? В переводе с английского это единство науки, технологии, инженерии и математики. В последние несколько лет добавляю букву А (arts) - различные виды искусства: рисование, пение, театр, музыка и т.п.

Для того, чтобы внедрить STEAM-технологии в современную дошкольную образовательную организацию, необходимо выполнение следующих условий:

1. Создание смешанной предметно-пространственной развивающей среды, направленной на осуществление экспериментальной исследовательской деятельности ( создание STEAM-лабораторий, LEGO-центров и т.п.).

2. Интеграция содержания деятельности детей дошкольного возраста, большое количество разнообразных материалов, доступность и безопасность предметно-развивающей среды, возможность реализации в игре [5, С. 18].

Все необходимые условия и технологии хорошо прописаны в программе Татьяны Владимировны Волосовец, Веры Александровны Марковой и Сергея Александровича Аверина «STEAM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Программа является парциальной, модульной и её основное направление интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через активное вовлечение в научно-техническое творчество посредством познавательной деятельности, состоит из отдельных образовательных модулей, рекомендованных как к комплексному, так и к самостоятельному использованию^, С. 6].

Исходя из возможностей развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, мы можем сказать , что в практике среднестатистической дошкольной организации рационально применять отдельные модули STEAM - технологии.

Современное образование развивается в разных направлениях одним из актуальных на данный момент является социокультурная модернизация педагогического процесса ведущая к индивидуальности ребенка. Данное направление основано на теории детоцентризма т.е. его главная идея заключается в том, что во главе всех политических программ и государственных решений находится идея детства [2, С. 52]. Именно поэтому важен начальный уровень образования (дошкольный период) так как именно в этом периоде закладываются основные компоненты личности ребенка и идет развитие познавательного процесса дошкольника. Следовательно, одной из актуальных и приоритетных педагогических задач становится формирование творческой личности в системе дошкольного образования, которая существует в режиме, который определяется как «вариативность», «развитие», «инновационность».

В деятельности дошкольных организаций широко применяются методы и средства арт-педагогики и ее смежного компонент арт-терапии, которые позволяют в рамках образовательного развивающего процесса дошкольной организации решать педагогические задачи направленные на гармонизацию эмоционального состояния детей дошкольного возраста, на их социализацию в детском коллективе и обществе, обучение и развитие посредством художественно-творческой деятельности. Применение арт-терапевтических приемов и методов в дошкольной образовательной организации - увлекательный, эффективный способ психолого-педагогической помощи, основанный на творчестве и игре[6, С. 237]. Для того чтобы наши воспитанники шли в ногу с инновациями вводимыми в образовании, нами было принято решение внедрить в педагогический процесс STEAM-технологии, как модульное направление образования, один из трендов в мировом образовании, подразумевает смешанную среду обучения и показывает ребенку, как применять науку, технологию, инженерию, математику и искусство воедино в повседневной жизни.

В статье отражен опыт использования арт-терапии в проектной деятельности с детьми старшей группы (5 - 6 лет), а именно - STEAM-театра как проективного arst-метода.

Внедряя STEAM-технологию в образовательную практику ДОО, мы определили, что творчество и изобретательность являются:

- ведущими компетенциями XXI века;

- вектором развития дошкольного образования;

- креативным Аг^-терапевтическим направлением STEAM-технологии.

О необходимости сочетать науку с искусством говорили многие просветители, философы, психоаналитики ( Леонардо да Винчи, Карл Густав Юнг и многие другие). Сейчас, наука и искусство шагнули вперед и современных музыкантов обучают как музицированию, так и работе в компьютерных программах для создания музыки. Кроме того, есть психо-физиологическое объяснение единства технического и творческого направлений, они задействуют "левое" и "правое" полушария головного мозга человека. "Левое" полушарие отвечает за логическое мышление, а "правое" полушарие отвечает за творческое мышление.

В конце XX века Ревекка Ивоновна Рубенштейн, советский египтолог, автор научно-популярных книг для школьников провела очень кропотливую работу по изучению биографий ученых. Целью исследования, было выявление творческой составляющей в личности исследуемых т.е. Ревека Ивоновна научно доказала, что большая часть всемирно известных ученых обладали талантами в разных направлениях (например, Альбер Энштейн, основатель современной теоретической физики - играл на скрипке и т.п.). Таким образом , Ревекка Ивоновна, в своем исследовании доказала, что стимулирование "правого" и "левого" полушарий головного мозга ведет к разностороннему развитию личности. [7, С. 82].

Опыт нашего взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в данном аспекте позволяет утверждать эффективность применения различных техник рисования, создания кукол-оригами, творческого моделирования, экспериментирования со светом и тенью, восприятия музыки и пение, сказкотерапии, дидактических и сюжетно-ролевых игр, инсценировок и драматизаций, мастер-классов, творческих мастерских по теме (изготовление декораций, программок и кукол, музыкально-художественная деятельность).

STEAM-театра в дошкольном образовании способствует выявлению у воспитанников креативного потенциала, кроме этого она способствует более продуктивному усвоению получаемых знаний, умений, навыков. Импровизационное творчество, интерактивный театр (то, что рождается здесь и сейчас), служит важным инструментом для развития и раскрепощения дошкольников, обнаруживает подавленные таланты, использует разные механизмы невербального самовыражения и вербальной коммуникации [3, С. 40].

В этих условиях творческая атмосфера арт-терапии помогает превратить обычные занятия в творческую мастерскую, где дети - участники процесса, ощущают радость самовыражения, а заодно решают психологические проблемы. При этом, методы вовлечения в творчество и игру могут быть как активными, так и пассивными, но предполагающими именно опыт «вхождения» в процесс творчества (таб. 1).

Таблица 1

Конус обучения Эдгара Дейла

спустя две недели в памяти остается степень вовлеченности в процесс

10% чтение пассивная

20 % слушание

50 % наглядное изображение, видео, образец, наблюдение за демонстрацией, за действием

70 % участие в дискуссии, выступление с речью активная

90 % выступление с театрализованным действием имитация реальной деятельности выполнение действия

Педагоги дошкольных образовательных организаций стараются использовать методы, лежащие в основании конуса обучения Эдгара Дейла, сочетая их с «вершинными» методами.

Выводы. Таким образом, можно сказать, что с внедрением STEAM - технологии в современное дошкольное образование эффективность воспитательно-образовательного процесса в будет выше. Уровень полученных знаний другой - дошкольники вникают в логику происходящих явлений, комплексно изучают окружающий мир, что ведет к развитию логического мышления, умению выходить из разных нестандартных ситуаций.

Кроме того, STEAM-театр как инновационный метод современного образования дошкольников наполняет жизнь воспитанников интересным , ярким содержанием, через необычные впечатления и радость творчества. Кроме вышеперечисленного, полученные навыки и знания дошкольники смогут реализовать в повседневной жизни.

Литература:

1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.

2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. |Гекст| - М., 2006. - 305 с.

3. Макаренко Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 39-44.

4. «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Эл. ресурс:http://docs.cntd.ш/document/420277810#logmform ( дата обращения: 30.03.2020 г.)

5. Пидкасистый П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: МПУ, 2006. - 269 с.

6. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с.

7. STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Том 1 / Под ред. А.С. Обухова. М.: МОД «Исследователь»; Журнал «Исследователь/Researcher», 2018 - 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.