Научная статья на тему 'Концептуальные основы управления знаниями в торговых организациях'

Концептуальные основы управления знаниями в торговых организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЗНАНИЯ / ОСНОВЫ / КОНЦЕПЦИИ / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русак Анна Николаевна

Рассматриваются теоретические и организационно-практические вопросы внедрения и функционирования процессов системного управления знаниями в торговых организациях. Использование рассматриваемых элементов инструментария управления знаниями обеспечит долгосрочное устойчивое развитие, позволит достаточно быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды и достигать высокой эффективности работы торговым организациям в условиях конкуренцииI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered theoretical and organizational-practical questions of introduction and functioning processes of system knowledge management in the trade organizations. Using this toolkit elements of knowledge management will provide a long-term sustainable development; will allow to react quickly enough to changes of the external and internal environment, and to reach a high overall performance of the trade organisations in the conditions of a competition

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы управления знаниями в торговых организациях»

УДК 330

А.Н. Русак

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В современной экономике на фоне развитого менеджмента знаниевые активы рассматриваются в числе важнейших ресурсов организации. Управление знаниями является новым для отрасли направлением исследований, в котором знания представляют собой важный ресурс, обеспечивающий принятие и реализацию уникальных управленческих решений. Новым здесь является не сам процесс распространения знаний, а систематическое управление этим процессом с акцентом на получении выгоды не отдельными работниками, а организацией в целом. Своевременность проводимых исследований в области управления знаниями подтверждается анализом современных условий функционирования и развития отечественных предприятий торговли. Нестабильность и динамичность внешней среды требуют высокой степени диверсификации торговых услуг, постоянного обновления ассортимента в соответствии с изменяющимися запросами покупателя, поиска новых средств дифференциации торгового бизнеса. Данная статья посвящена теоретическим и организационно-практическим вопросам внедрения и функционирования процессов системного управления знаниями в торговых организациях.

Анализ опубликованных работ по данной тематике свидетельствует о том, что большинство из них затрагивают проблемы управления знаниями на производственных предприятиях. В результате остается не решенным ряд вопросов концептуальной проработки инструментария и механизмов управления знаниями в сферах деятельности, связанных с обслуживанием населения. Освещение проблемы и опыта ее решения в зарубежной и отечественной литературе различается в силу временного лага. Так, если в России данное направление находится в стадии формирования, то за рубежом оно зародилось уже несколько лет назад. Это подтвержда-

ется анализом законодательства и нормативно-правовой базы. Сегодня в ряде европейских стран (Великобритания, Франция, Германия) действуют национальные стандарты по управлению знаниями, оказывающие методологическую и методическую поддержку организациям в оценке их возможностей в сфере управления знаниями и осуществлении инновационной деятельности. Отсутствие такого стандарта в России существенно затрудняет работу организаций по созданию корпоративных систем управления знаниями. С учетом опыта зарубежных стран первым этапом в разработке национального стандарта управления знаниями могли бы стать частные инициативы создания проектов стандарта, например по управлению знаниями в отдельных сферах профессиональной деятельности. В рамках приоритетов развития национальной экономики, определенных Президентом РФ, инициаторами и активными участниками осуществления этих разработок могли бы быть органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В различных изданиях по данной тематике отсутствует единство взглядов относительно трактовки понятия «управление знаниями». Обобщая существующие точки зрения, можно выделить следующие подходы к этому определению. Согласно первому управление знаниями рассматривается как процесс получения прибыли из знаний, находящихся в распоряжении организации. Второй подход трактует управление знаниями как комплекс методик, организующих процесс сотрудничества, направленных на создание новых и использование существующих знаний. В рамках третьего подхода управление знаниями рассматривается как процесс создания, структурирования, использования и пополнения базы знаний организации, позволяющий полагаться не на товары, а на компетентность

сотрудников при принятии решений. С нашей точки зрения, управление знаниями следует рассматривать как организацию управленческих действий, направленных на накопление знание-вых ресурсов на основе создания, распространения, обработки, сохранения, использования и развития новых знаний в деятельности предприятия на базе совокупности интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов, позволяющую наиболее полно удовлетворять запросы и потребности покупателей. Внедрение и функционирование процессов управления знаниями позволяет торговой организации решать следующие задачи: обеспечивать квалификационный уровень коллектива, квалифицированное исполнение бизнес-процессов; создавать ключевые компетенции, обеспечивающие устойчивые конкурентные преимущества; преобразовывать ключевые компетенции в инновации; обобщать имеющийся опыт, отражать историю своей организации, формировать интеллектуальную базу сотрудников, реализующих функции по видам деятельности организации; создавать условия для благоприятного развития во внешней среде, превращая предприятие в непрерывно обучающуюся организацию. Систематизацию типов знаний применительно к функционированию торгового предприятия, ориентированного на развитие бизнеса и увеличение объемов продаж путем максимального удовлетворения потребностей покупателей, можно представить следующим образом: знания о новых услугах для потенциального покупателя; знания о новых видах торговых услуг, маркетинге этих услуг; знания по эффективному менеджменту предприятия; знания по организации закупок и завоза товаров; знания об ассортименте товаров и его формировании; знания в области создания эффективной информационной инфраструктуры.

На основе критического анализа имеющихся в литературе, экономической и управленческой практике подходов к решению проблематики управления знаниями можно выделить основные факторы успешного внедрения системного управления знаниями в менеджмент российских предприятий торговли: целостная корпоративная культура, формируемая с учетом ценностей

пространственно распрэделенных участников взаимодействия; отказ от сложившейся практики централизованного управления; четкая позиция руководства, ориентированная на развитие и взаимодействие персонала в интересах покупателя.

Непосредственный интерес представляет разработка механизма построения процессов управления знаниями на предприятиях торговли в контексте стратегического управления с учетом наиболее типичных для торговли проблемных вопросов. Механизм управления знаниями предполагает использование целостного комплекса взаимосвязанных инструментов управления знаниями в разрезе трех предлагаемых этапов процесса управления знаниями: этапа внедрения, этапа реализации, этапа оценки эффективности осуществления процессов управления знаниями. Внедрение механизма позволит: планировать предупреждающие действия по исключению дефектов в работе, отслеживать критические моменты; оценивать складские запасы и формировать заявки на периодический контроль запасов; осуществлять контроль исполнения, напоминая исполнителям об отклонениях в деятельности; планировать будущие потребности.

Отдельного внимания заслуживает вопрос формирования модели системного управления знаниями торгового предприятия, позволяющей отслеживать реализацию плана управления знаниями и обеспечивать на основе полученной информации корректирующее управляющее воздействие. В рамках инструментальной модели, связывающей стратегию бизнеса со стратегией управления знаниями, рассматриваются динамические возможности и ключевые компетенции организации. Знаниевая стратегия предполагает определение стратегии и ее связи со знаниями. Сюда входят: формулировка стратегии; определение взаимосвязи между стратегией и знаниями торгового предприятия; создание внутренней карты знаний; определение основных стратегических источников в знаниях; оценка способности к организационному развитию; оценка влияния внутриорганизационного разрыва в знаниях на текущую стратегию; оценка влияния внешнего разрыва в знаниях на те-

кущую стратегию; формулирование стратегии распространения знаний в каждом функциональном подразделении торговой организации; определение приоритетов новой текущей и будущей стратегии; формулирование новой стратегии знаний; направление инвестиций исходя из определения приоритетов в соответствии с долгосрочными стратегическими целями.

Модель управления знаниями торговой организации должна структурировать знание об организации и ее внешнем окружении на различных уровнях организационной структуры. Компонентам бизнес-модели торговой организации будут соответствовать следующие области знаний: рынок (конкуренция, поставщики, дистрибьюторы, партнеры); покупатель (запросы, ожидания, обратная связь); товар (свойства, функциональность, стоимость, качество); сервис (маркетинг, услуги, сервисные стандарты, послепродажное обслуживание); процесс (торгово-технологические процессы, информационные технологии); управление (бизнес-стратегия, методы, структуры, активы); персонал (навыки, знания, карьерные цели, мотивы). Данная модель позволит описать стратегию управления знаниями и может быть использована для представления точек зрения на управление знаниями, существующими у участников управленческого взаимодействия.

В научной литературе приводится несколько методик оценки процессов управления знаниями. В основе предлагаемого варианта лежит комплекс показателей, характеризующих результаты, достигаемые за счет внедрения системы управления знаниями, и организационные затраты, осуществляемые в процессе формирования и реализации системы. Состав показателей и их значения могут различаться в зависимости от профильной деятельности, размера торговой организации и должны адаптироваться под потребности предприятия. Показатели оценки могут быть дифференцированы по следующим группам: показатели оценки интеллектуального потенциала организации; показатели использования информационной составляющей системы управления знаниями; показатели, характеризующие затраты на реализацию системы управления знаниями; показатели производи-

тельности системы управления знаниями; показатели, характеризующие взаимосвязь системы управления знаниями с финансовыми показателями предприятия; показатели эффективности внедрения системы управления знаниями; показатели эффективности использования системы управления знаниями.

Внедрение разработанных модели, механизма и технологий управления знаниями, дающих общие принципы и подходы к построению стандарта управления знаниями и отражающих специфику предприятий сферы торговли будет способствовать: увеличению оперативности принятия управленческих решений; снижению издержек обращения, связанных с уменьшением количества действий, затрачиваемых на достижение цели; нормативному закреплению схемы распределения управленческих полномочий и зон ответственности персонала; определению путей обеспечения взаимопонимания и продуктивного взаимодействия всех сотрудников; выработке оптимального механизма обмена знаниями между структурными подразделениями; созданию методической основы обучения и развития персонала; повышению делового имиджа предприятия; формированию развивающихся партнерских взаимоотношений; повышению инновационных возможностей торгового предприятия. Говоря о перспективах развития управления знаниями в российском менеджменте, следует отметить, что смысл самой системы управления знаниями не является чем-то новым. Компании всегда проводили в жизнь образовательные программы. В настоящее время знания и управление ими становятся основными факторами конкурентоспособности бизнеса. Вместе с тем представление о направлениях развития стратегии управления знаниями не является достаточно четким. Что касается технологий формирования и реализации стратегии управления знаниями, то просматривается их тесная взаимосвязь с современными технологиями, применяемыми в стратегиях управления взаимоотношениями с клиентами, управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов и др. Важно использовать управление знаниями в тех бизнес-процессах, которые дадут существенную отдачу инвестиций благодаря введенным усовершенст-

вованиям. Полученные результаты в процессе дальнейшей разработки положений статьи могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти для выработки и принятия ряда регулирующих решений в сфере

торговли, разработки нормативно-правовых актов в области управления знаниями, разработки инструктивных материалов, определяющих место, задачи и границы управления знаниями в сфере торговли на уровне региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономика знаний [Текст]: коллект. моногр. / 2. European Guide to Good Practice in Knowledge

отв. ред. д-р экон. наук, проф. В.П. Колесов. - М.: Management [Electronic resource]. - Режим доступа: Инфра-М, 2008. - 432 с. http://www.knowledgeboard.com/item (Дата обращения: 27.12.10).

УДК 338.45

Л.К. Шамина

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Категория «инновационный потенциал» предлагается нами в качестве интегрального показателя, характеризующего инновационную активность предприятия.

Для развития методологической базы оценки инновационного потенциала предприятия, влияющего на инновационную активность предприятия, необходимо создание единого понятийного аппарата, системы показателей, которые были бы универсальными и эффективными для его определения и измерения.

Ученые различно трактуют термин «инновационный потенциал». Так, его понимают как «целостный набор характеристик организаций, которые обеспечивают реализацию инновационных стратегий [1, с. 8].

В [2, с. 96-97] инновационный потенциал есть характеристика плотности потока нововведений, эффективности корпоративных НИОКР, скорости доведения новшеств до рынка, уровня технологического лидерства (или возможности следования за отраслевым или продуктовым лидером), обусловливающая «синергию» инновационной деятельности разных структурных подразделений.

Инновационный потенциал в [3] определяется как совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенной для реализации нововведений. Инновационным потенциалом в [4] называют предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура)

В [5, с. 220] указывается на иное содержание инновационного потенциала - взаимосвязанная система, состоящая из следующих компонентов:

1. Совокупность ресурсов, определяющая потенциальную возможность осуществления инновационных процессов на предприятии (материальные, кадровые, финансовые ресурсы).

2. Организационный механизм инновационной деятельности предприятия, включающий следующие аспекты: тип организационной структуры управления с ее инновационной направленностью; инновационная инфраструктура, обеспечивающая эффективное осуществление деятельности в сфере инноваций, к элементам кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.