Белухина Наталья Николаевна,
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент, bgk73@mail.ru.
Котельникова Раиса Анатольевна,
Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №91, г. Ульяновск, первый заместитель директора, заместитель директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе, кандидат педагогических наук, raisa_kotelnikova@mail.ru
Егорова Тамара Михайловна,
Институт дистанционного и дополнительного образования Ульяновского государственного технического университета, начальник учебно-методического отдела, warley. toma@gmail. com
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ-ИНТЕРНАТОМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ*
Аннотация
В статье отражены результаты поисков концептуальных основ управления деятельностью образовательного учреждения для детей с нарушениями зрения. Новизна концепции заключается в расширении тифло-информационного пространства школы-интерната за счет использования модели региональной системы дистанционного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе инклюзивной парадигмы. Ключевые слова:
школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения; инклюзивное образование; мейнстриминг; система дистанционного образования.
Разработка Концепции управления образовательным учреждением для слепых и слабовидящих детей является, несомненно, актуальной для региональной системы образования, ввиду того, что ратифицированная в 2009 году Конвенция ООН «О правах инвалидов», предполагает создание равных возможности для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Одним из основных прав, закрепленных в п.5, ст. 24 Конвенции, является право на образование наравне с другими гражданами на протяжении всей жизни.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Ульяновской области в рамках научного проекта №18-413-730020
С учетом современных данных Всемирной организации здравоохранения, приводящихся во Всемирном докладе об инвалидности о том, что около 15% населения, т.е. более одного миллиарда людей имеет различные формы инвалидности, проблема доступа людей с ограничениями здоровья к образованию и профессиональному обучению встает еще более остро и требует незамедлительного решения.
История обучения слепых на территории Ульяновской области ведет отсчет с 1906 года. Первоначальной концепцией развития подобных школ была концепция сегрегации. Развитие демократии и гражданского общества привело к тому, что 1 марта 1997 года в областном центре была образована школа-интернат для детей с нарушением зрения. Это позволило продуктивно использовать городскую среду для социализации, профессиональной ориентации и жизнеустройства воспитанников школы-интерната, и создать предпосылки к толерантному отношению к инвалидам по зрению в широкой инклюзивной среде города.
Школа-интернат развивалась и совершенствовалась на протяжении более 20 лет. На протяжении этого времени менялась и концепция развития образовательного учреждения, определяемая основными тенденциями российского образования.
Отправной точкой для создания современной концепции управления школой-интернатом №91 г. Ульяновска на ближайший период времени послужило введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ, подходы и принципы которых положены основу концепции развития образовательной организации.
Концепция управления школой-интернатом предполагает выполнение педагогической миссии: создание системы условий, обеспечивающих овладение обучающимися с нарушением зрения содержания образования на уровне их возможностей и способностей, возможность формирования личности, ориентированной на главные духовно-нравственные ценности общества, обладающей активной гражданской позицией, способной к самоопределению и самореализации, успешной социализации и социальной адаптации в современном мире (ФГОС НОО с ОВЗ).
Миссия школы-интерната ориентирована на достижение определенной цели развития образовательной организации, предполагающей создание условий для обучения и воспитания школьников с ОВЗ, их творческих способностей, адаптации личности к жизни в обществе на основе осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ с учетом ограниченных возможностей здоровья.
Достижение указанной стратегической цели обеспечивается решением основных концептуальных задач, одной из которых является обеспечение условий организации учебно-воспитательного процесса для достижения образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС через создание комфортной среды пребывания детей с ОВЗ в школе-интернате, развитие и совершенствование образовательной инфраструктуры, материально-технического оснащение учебных кабинетов и кадрового
обеспечения, что в совокупности должно обеспечить предоставление доступного, качественного образования, творческого и интеллектуального развития обучающихся с нарушением зрения на всех уровнях обучения.
На сегодняшний день школа-интернат полностью укомплектована педагогическими кадрами обеспечена программно-методической литературой и учебниками. Регулярно проводятся мероприятия, способствующие социализации и адаптации слепых и слабовидящих обучающихся в общество, среди которых: общешкольные балы и праздничные концерты, встречи с обучающимися массовых школ и воспитанников учреждений дополнительного образования в рамках совместных проектов. Школа-интернат постоянно осуществляет взаимодействие с различными общественными и социально значимыми организациями города, способствуя становлению толерантной культуры взаимодействия со слепыми людьми, выраженной в ценностном отношении к инвалиду как к самодостаточной личности.
С сентября 2016 года в соответствии с требованиями стандарта ОГКОУ «Школа-интернат №91» реализует адаптированные основные общеобразовательные программы для слепых и слабовидящих обучающихся. Содержание общего образования определяется программами учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности. Разработаны и успешно реализуются программы коррекционной направленности, направленные на коррекцию, развитие и формирование жизненных компетентностей обучающихся.
В тоже время, важной задачей школы-интерната является поиск форм внеурочной работы за счет совершенствования системы дополнительного образования, которая успешно функционирует на базе образовательной организации на протяжении всего времени ее работы. Дополнительное образование позволяет учитывать способности и склонности слепого или слабовидящего обучающегося, создает дополнительные возможности для его успешной самореализации, профессионально ориентирует ребенка с ОВЗ.
Опираясь в управлении на идеологию мейнстриминга, наработан успешный опыт общения учеников обычных образовательных учреждений и слабовидящих детей на различных творческих конкурсах и мероприятиях. На сегодняшний день творческие достижения воспитанников школы-интернат в сфере дополнительного образования представлены и достойно оценены на региональном, всероссийском и международном уровнях: хор школы «Музыкальная капель» - многократный обладатель Гран-При и дипломов Лауреата I степени областных фестивалей-конкурсов художественного и декоративно-прикладного творчества «Храните детские сердца», 2009-2018 гг.
Ансамбль гитарной песни «Душа» - Лауреат I степени Всероссийского фестиваля авторской песни им. В. Грушина; обладатель Гран-При открытого межрегионального фестиваля-конкурса «Открывая горизонты»; Лауреат I степени городского открытого фестиваля творчества «Я люблю этот мир», победитель международного фестиваля-конкурса авторской песни «Журавлиная Родина».
Обучающиеся школы-интерната несколько лет подряд становятся победителями регионального Чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс» в номинации «Бисероплетение» и участниками Национального Чемпионата. В 2017 году обучающиеся школы-интерната стали победителями окружного фестиваля-конкурса, проходящего в г. Пермь, «Белая трость» и посетили специальную инклюзивную смену в детском оздоровительном центе «Орленок» г. Туапсе.
Фортепианные ансамбли становились неоднократными Лауреатами I степени Межрегионального конкурса «Мы вместе!», Международного конкурса «Волга в сердце впадает в мое», открытого межрегионального фестиваля-конкурса «Открывая горизонты», открытого фестиваля творчества «Я люблю этот мир». Следует отметить, ежегодно 5-7% выпускников поступают в музыкальные учебные заведения среднего и высшего профессионального образования Ульяновска, Чебоксар, Казани, Ярославля, Курска, Москвы.
Педагоги школы-интерната активно ведут подготовку к участию обучающихся к различным профессиональным конкурсам и спортивным соревнованиям.
Много достижений и в спорте, среди которых: Всероссийский спортивный фестиваль инвалидов по зрению, Всероссийский спортивный фестиваль инвалидов по зрению «Спортивная смена», первенство России по дзюдо, спортивный фестиваль адаптивных видов спорта «Спорт без преград», Всероссийская спартакиада по легкой атлетике среди детей с ОВЗ. областные и городские соревнования.
Пред школой-интернатом также стоит задача развития инновационной деятельности, в том числе через активное включение педагогов в деятельность инновационных площадок различного уровня, а также посредством осуществления сетевого взаимодействия с образовательными организациями города, области и других регионов РФ, что обеспечит совершенствование профессиональной компетентности педагогов.
С целью оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения заключены договоры о сетевом взаимодействии с 11 -ю образовательными организациями муниципалитетов Ульяновской области.
В рамках сетевого взаимодействия также осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов через сотрудничество с организациями, реализующими АОП для детей с нарушениями зрения Ульяновской области, создание ассоциации с родителями, воспитывающими слепых и слабовидящих детей посредствам функционирования областного ресурсного центра.
С 2017 года в школе-интернате организована работа, направленная на социализацию и адаптацию слепых и слабовидящих детей раннего возраста, начало которой положило сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями г. Ульяновска с целью оказания психолого-педагогической консультативной помощи семьям с детьми с ретинопатией недоношенных. В
рамках данной работы на протяжение года в школе-интернате реализовывались совместные мероприятия, конкурсы, акции, функционировала ассоциация родителей слабовидящих детей и детей с ретинопатией «Служение».
В школе-интернате также обучаются и дети с расстройством аутистического спектра (РАС). В целях повышении качества их образования школа-интернат активно сотрудничает с региональным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС г. Ульяновска по обмену опытом в области оказания помощи детям с РАС, организации обучения специалистов, проведении научно-практических мероприятий по теме помощи детям с РАС, консультативно-диагностической деятельности для семей, воспитывающих детей с РАС. Обучающиеся с РАС ОГКОУ «Школа-интернат №91» посещают коррекционно-развивающие занятия на базе регионального ресурсного центра.
Активно ведется работа по модернизации тифло-информационного пространства школы-интерната через внедрение инновационных технологий коррекционного обучения и социально-трудовой реабилитации обучающихся и расширение сферы социального взаимодействия обучающегося с ОВЗ. Тифло-информационная образовательная среда школы-интерната представлена не только технологическими средствами (компьютеры, программное обеспечение и др.), но и организационно-культурными формами интерактивного взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (например, мероприятия с организацией общения в сети интернет с обучающимися других школ и выпускниками школы-интерната). Слепые обучающиеся свободно владеют персональным компьютером, ноутбуком, телефоном, осуществляя общение со сверстниками и взрослыми, в том числе через социальные сети [4]. Равные интерактивные возможности слепого обучающегося позволяют обеспечить специальные программы невизуального доступа.
Актуальность освоения информационных технологий подтверждается тем, что современная социально-экономическая ситуация предъявляет высокие требования к индивидуальным особенностям человека. Необходимость увеличения социальной мобильности людей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью обусловлена возрастающим темпом жизни, интерактивностью социального пространства. Очевидно, что целенаправленное использование информационных технологий в процессе обучения детей с ОВЗ и инвалидов позволяет усилить эффективность коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений, увеличить их социальную мобильность, создать условие для их успешной социализации в современном обществе. Опыт подобной работы представлен педагогами школы-интерната на региональных научно-методических мероприятиях.
Освоение интерактивных технологий становится одним из приоритетных направлений профессиональной ориентации слепых школьников. Одним их первых успешных примеров данной работы стал
опыт выпускника 2017 года, поступившего на факультет информационных технологий Ульяновского государственного технического университета. Его опыт был представлен в ноябре 2017 года на мероприятии в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования «Профориентация лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе довузовской подготовки», проводимом совместно Ресурсным учебно-методическим центром Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н. Ульянова.
В настоящее время слепой выпускник школы-интерната не просто является успешным студентом ВУЗа в деле составления компьютерных программ, но и в качестве волонтера активно передает свой опыт по освоению компьютерных технологий заинтересованным обучающимся школы-интерната, продолжая сотрудничество с образовательной организацией.
Опыт работы школы-интерната по сопровождению выпускников имеет определенное значение для изучения процесса жизнеопределения и адаптации в условиях ВУЗа слепых обучающихся, освоения компьютерных технологий лицами с ОВЗ в рамках подготовки к поступлению в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования [1].
Успешное освоение компьютерных технологий слепыми обучающимися школы-интерната позволило им в 2018-2019 годах принять участие в исследовательском проекте, проводимом сотрудниками Института дистанционного образования Ульяновского государственного технического университета в рамках онлайн апробации дистанционных технологий предпрофильной подготовки людьми с нарушениями зрения. Целью исследования стала разработка модели региональной системы дистанционного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе инклюзивной парадигмы [3].
В данной работе приняли участие трое обучающихся 11 класса (соответствует 10 классу общеобразовательной школы). Они на протяжении учебного года выступали экспертами дистанционных программ обучения по разным предметным областям. Этот опыт оказался полезным как для самих обучающихся, так и для педагогов. Участие в данной работе позволило сделать вывод о том, что применение авторских методов целесообразно в отношении детей с ОВЗ, способствует преодолению психологического дискомфорта при общении и позволяет поддерживать интерес к обучению.
Как результат работы педагогического коллектива в успешной социализации детей с нарушениями зрения является интеграция их в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками: слабовидящие дети, успешно осваивающие общеобразовательную программу и имеющие развитое слуховое восприятие и речевую активность, переводятся в обычные классы образовательных учреждений общего типа.
Литература
1. Алпатов Ю. М., Молчанов С.В., Грудцына Л.Ю. Модели управления многоуровневыми системами образования // Человек и образование. 2017. №3. С. 172-180.
2. Гринина Е.С. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования: учебное пособие. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2015. 77 с.
3. Егорова, Т.М., Белухина, Н.Н. Предпосылки развития инклюзивного дистанционного образования в Ульяновской области // Материалы Международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования - 2018» / под общ. ред. В.В. Гриншкуна. М.: РУДН, 2018. С. 625-628.
4. Егорова Т.Н., Белухина Н.Н., Ахмедзянова Т.С. Методология и методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной системе дистанционного образования // Открытое образование. 2018. Т. 22. №6. Сю 4-13.
5. Котельникова Р.А. Сущность феномена толерантности в аспекте межличностных отношений // Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновации и традиции в современном образовании». Ульяновск: УлГПУ, 2012. С. 129-134.
6. Котельникова Р.А., Николаева Ю.А., Федорова С.А. Интерактивные технологии в образовании детей с нарушением зрения на примере ОГКОУ «Школа-интернат №91» // Труды VI Международная научно-практическая конференция памяти Александра Николаевича Афанасьева «Электронное обучение в непрерывном образовании - 2019». Ульяновск: УлГТУ, 2019. С. 218-223.
7. Мясникова М.В Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Ульяновской области // Труды VI Международная научно-практическая конференция памяти Александра Николаевича Афанасьева «Электронное обучение в непрерывном образовании - 2019». Ульяновск: УлГТУ, 2019. С. 458-465.
Beluxina N atalaya Nikolaevna,
The Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova,
the Associate professor of the Chair, Candidate of Pedagogics, Assistant professor,
bgk73@mail.ru.
KoteFnikova Raisa AnatoFevna,
The Boarding School for students with disabilities №91, Ulyanovsk, the First deputy director, the Deputy director for out-of-class out-of-school educational work, Candidate of Pedagogics, raisa_kotelnikova@mail.ru
Egorova Tamara Mixajlovna,
The Institute of Distance and Additional Education of The Ulyanovsk State Technical University, the Head of educational and methodical department, warley. toma@gmail. com
CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE MANAGEMENT
OF BOARDING SCHOOLS FOR STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT BASED ON TRADITIONAL AND INCLUSIVE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF EDUCATION
Annotaion
The article reflects the results of the search for a conceptual framework for the management of an educational institution for children with visual disabilities. The novelty of the concept is to expand the tiflo-information space of the boarding school by using the model of the regional system of distance education of persons with disabilities based on an inclusive paradigm. Keywords:
boarding school for students with visual impairment; inclusive education; mainstay; distance education system.