Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ "ПРАКТИКУМ УСТНОЙ РЕЧИ"'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ "ПРАКТИКУМ УСТНОЙ РЕЧИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ / СТРУКТУРА ПОСОБИЯ / ХАРАКТЕР ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ СИТУАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Н.И., Андреева Л.А.

В статье рассматриваются концептуальные основы учебного пособия для обучения англоязычной профессиональной устной речи: коммуникативные образовательные и воспитательные цели, задачи, основные педагогические и методические подходы и принципы такого пособия, обоснование характера заданий и упражнений, определение структуры пособия, а также условия его эффективного применения. За основу принимается интегративный подход, объединяющий личностно-ориентированный, когнитивно-деятельностный, системно-коммуникативный и компетентностный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF THE TUTORIAL "PRACTICAL SPEECH"

The article discusses the questions of creating and actively adopting of an electronic teaching aids set (ETAS) on the basis of the Moodle electronic platform into the educational process. The composition of the ETAS includes informational, didactic, methodological, control and research components necessary for the study of the subject «Foreign Language».

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ "ПРАКТИКУМ УСТНОЙ РЕЧИ"»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 372.8

доцент, Академия ФСО доцент, Академия ФСО

UDC 372.8 SERGEEVA N.I.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, FSOAcademy E-mail: sergeevaorel@yandex.ru ANDREEVA L.A.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, FSO Academy

E-mail: andreeva3062@mail.ru

СЕРГЕЕВА Н.И.

кандидат педагогических наук, E-mail: sergeevaorel@yandex.ru АНДРЕЕВА Л.А. кандидат педагогических наук, E-mail: andreeva3062@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ПРАКТИКУМ УСТНОЙ РЕЧИ» CONCEPTUAL FRAMEWORK OF THE TUTORIAL «PRACTICAL SPEECH»

В статье рассматриваются концептуальные основы учебного пособия для обучения англоязычной профессиональной устной речи: коммуникативные образовательные и воспитательные цели, задачи, основные педагогические и методические подходы и принципы такого пособия, обоснование характера заданий и упражнений, определение структуры пособия, а также условия его эффективного применения. За основу принимается интегративный подход, объединяющий личностно-ориентированный, когнитивно-деятельностный, системно-коммуникативный и компетентностный подходы.

Ключевые слова: учебное пособие, концептуальные основы, педагогические и методические подходы и принципы, профессиональная устная речь, структура пособия, характер заданий и упражнений ситуации профессионального общения.

The article discusses the questions of creating and actively adopting of an electronic teaching aids set (ETAS) on the basis of the Moodle electronic platform into the educational process. The composition of the ETAS includes informational, didactic, methodological, control and research components necessary for the study of the subject «Foreign Language».

Keywords: electronic teaching aids set (ETAS), informational, didactic, methodological, control and research components.

Как известно, одним из первых и важных условий при проектировании, реализации и внедрении учебного пособия является разработка его концептуальных основ, которые включают целевую установку, основные принципы отбора содержания, обоснование характера заданий и упражнений, а также определение структуры пособия. В современном учебном пособии по иностранному языку должны учитываться также положительные тенденции в отечественной и зарубежной педагогике и методике обучения иностранному языку.

Учебное пособие "Практикум устной речи" нацелено на сочетание образовательных, воспитательных, развивающих функций обучения с практическим владением иностранным языком, а также на реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-деятельностного, системно-коммуникативного подхода, при которых образовательные и воспитательные цели включаются в коммуникативную цель и делают ее интегративной.

Практическая (коммуникативная) цель предполагает обучение иноязычному профессиональному общению - непосредственному устно-речевому - во всех его функциях: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной и этикетной, то есть овладение иностранным языком как средством устного общения (слушание, говорение) и достигается путем вовлечения обучающихся в практическую речевую деятельность.

Данная цель коррелирует с целями по формированию и развитию у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, заявленными во ФГОС «Государственная охрана и Рабочей программе по образовательной дисциплине «Иностранный (английский) язык». К таким компетенциям относятся: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-8); способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-6); способность организовывать взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями Российской Федерации, а также в пределах предоставленных полномочий со специальными службами, правоохранительными органами и организациями иностранных государств (ПК-11) [1]. Данные компетенции предполагают формирование и развитие умений и навыков устной профессиональной речи, а также предоставление обучающимся опыта данной деятельности.

Воспитательная цель, связанная с воспитанием мировоззрения, формирования профессионально значимых качеств, осуществляется посредством работы с учебным материалом, содержащим в себе большие вос-

© Сергеева Н.И., Андреева Л.А. © Sergeeva N.I., Andreeva L.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

питательные возможности, а также с помощью специальных методов формирования творческой, способной к саморазвитию личности.

Образовательная и развивающая цели включают в себя расширение общей эрудиции обучающихся за счет знаний о стране изучаемого языка, спецслужбах англоязычных стран, способах и методах осуществления охранных мероприятий, обогащению их общих лингвистических знаний, в том числе и культуре общения на своем родном языке, развитие интеллекта посредством развития мышления, воображения, различных видов памяти и способности к осуществлению различных интеллектуальных операций (синтеза, анализа, сравнения, генерализации, конкретизации и т. д.). Данные цели реализуются в процессе работы над текстами диалогического характера путем использования соответствующих приемов и выполнения учебных действий, которые способствуют формированию необходимых общеучебных навыков и умений: понимать услышанное, умело использовать языковые средства для выражения своих интенций, совершенствовать навыки работы по языковому самосовершенствованию, освоить технологию самонаблюдения и самоконтроля уровня владения языком и своим коммуникативным развитием и т. д.

При отборе учебного материала и его методической организации авторы руководствовались следующими принципами: практическая направленность; дифференцированно-технологический подход в обучении иностранному языку; посильность и доступность языкового материала; системность и комплексность материала; преемственность в представлении учебного материала, а также сознательность и активность обучающихся при изучении материала.

Практическая направленность в учебном пособии выражается в том, что обучающиеся, начиная с первых занятий, вовлекаются в общение на иностранном языке, сначала в бытовых ситуациях. Этому способствуют условно-речевые и речевые упражнения, то есть все те упражнения, которые связаны с творческим использованием языкового материала для собственного высказывания, а также упражнения для чтения. Данные упражнения вовлекают обучающихся в коммуникативную деятельность, поскольку они либо сообщают что-то, либо предлагают правильно реагировать на ту или иную коммуникативную ситуацию.

Дифференцированно-технологический подход заключается в особом построении и содержательном наполнении учебного пособия, которые позволяют организовать эффективную учебную деятельность всех категорий обучающихся. Это позволяет обеспечить не только возможность группового и микрогруппового взаимодействия в группе, но и автономную работу каждой категории на уровне, соответствующем их способностям и языковой подготовке. Это достигается за счет введения значительного количества заданий и упражнений репродуктивного характера, адресованных категории обучающихся с низким уровнем языковой компетенции и «обогащения», предназначенного для категории

обучающихся с повышенным уровнем языковой компетенции. Термин «обогащение» (от английского «enrichment») введен исследователем проблем способностей и одаренности Ф. Пейнтер [2]. Под «обогащением» понимается не только повышение уровня сложности языкового материала, но и изменение характера заданий и упражнений в сторону повышения уровня их креативности и мотивационной привлекательности. Принцип «обогащения» действует при разработке всех разделов и блоков учебного пособия, начиная с упражнений для закрепления разговорных клише и заканчивая разделами для самоконтроля. Задания и упражнения строятся на применении элементов проблемного обучения. Они направлены на установление причинно-следственных связей, развитие критического мышления, умений высказывать предположения и суждения, проявлять лингвистическую догадку, классифицировать, находить сходства и различия, ранжировать, открывать условно новое, интерпретировать, делать умозаключения т. д.

Применение данного подхода при проектировании учебных пособий в системе общего учебно-методического комплекса, по нашему мнению, позволит сформировать у всех категорий обучающихся положительную мотивацию к изучению иностранного языка, широкий круг социально полезных познавательных интересов и стремление непрерывно пополнять запас знаний, умений и навыков.

Посильность и доступность учебного материала, представленного в учебном пособии, обеспечивается:

- строгим отбором учебного материала с учетом уровня языковой компетенции обучающихся, их интересов и условий службы;

- структурно-функциональной организацией учебного материала, предлагаемого в типовых предложениях, а также образцах речевых высказываний, как монологических, так и диалогических, соотнесенных с ситуациями общения, посильными и доступными обучающимся;

- тематической организацией лексики, способствующей установлению более прочных ассоциаций, помогающих обучающимся лучше удерживать в памяти слова. Повторяемость лексики в учебном пособии достигается за счет многочисленных упражнений и сочетания разнообразных по тематике диалоговых текстов.

- использованием всевозможных опор, облегчающих выполнение упражнений, образцов, показывающих, как следует выполнять задание или упражнение, алгоритмы действий, разнообразные ключи.

- наличием в учебном пособии справочного материала в виде тематического словаря-разговорника, включающего самые распространенные, отобранные в рамках специального исследования фразовые единства.

Принцип сознательности при обучении устной речи при использовании данного учебного пособия обеспечивается путем осмысления и творческой переработки и применения изучаемого материала: языкового (слова, словосочетания, предложения) и речевого (образцы речевых высказываний). Осмысление достигается за счет

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

соответствующей подачи материала: в соответствующих ситуациях; в контексте, с использованием языковых средств (антонимов, синонимов, словообразовательных элементов, дефиниций и т. д.); с помощью средств наглядности; с помощью перевода и кратких объяснений, которые позволяют привлечь внимание обучающихся к характерным признакам в изучаемом явлении или обратить их внимание на соответствующие явления в родном языке; посредством заданий, направленных на понимание смыслового содержания читаемых диалогических текстов, на извлечение основной информации, информации, уточняющей главную мысль текста, на обобщение и расширение полученной информации с помощью вопросов, на реагирование в определенной речевой ситуации; посредством овладения приемами самостоятельной работы по иностранному языку (использование словаря-разговорника, систематическая работа с фонетическими записями и видеороликами).

Творческая переработка усвоенного материала обеспечивается разнообразными упражнениями, представленными в каждом уроке в большом количестве Их выполнение требует от обучающихся активной мыслительной деятельности.

Последовательное, разумное использование указанных выше упражнений обеспечивает сознательность в обучении иностранному языку и содействует развитию познавательных возможностей обучающихся, их памяти, воображения, мышления; формированию инициативности, настойчивости и других профессионально значимых качеств.

Активность обучающихся в овладении устной профессиональной речью обеспечивается в учебном пособии возможностями использования различных организационных форм работы, которые позволяют вовлекать всех обучающихся в активную учебную деятельность. К ним относятся одновременная (макро-групповая) работа всех обучающихся, микрогрупповая работа (3-4 человека), парная или индивидуальная работа. Рациональное использование данных организационных форм позволяет значительно повысить время на активные действия каждого обучающегося с учебным материалом, создать благоприятные условия для формирования навыков и умений, без которых овладение коммуникативными навыками невозможно. Активность стимулируется также за счет повышения мотивацион-ной составляющей - введения заданий, упражнений, диалоговых текстов, представляющих значительный интерес для обучающихся как с точки зрения содержащейся в них информации, так и в плане мотивацион-ной привлекательности интеллектуальных действий с учебным материалом. Немаловажное значение имеют дидактические (включая мотивационную) функции зрительного ряда (рисунки, схемы, символы), а также его эстетические функции, в том числе - современный дизайн .

Активность и сознательность в изучении иностранного языка в значительной мере способствуют развитию самостоятельности обучающихся, причем характер са-

мостоятельной работы изменяется. Если раньше такая работа понималась, главным образом, как средство совершенствования предметных знаний и формирования предметно-познавательных умений в процессе решения стандартных задач, то теперь индивидуальная самостоятельная работа становится доминирующим средством личностно-познавательного становления обучающегося благодаря преимущественно поисково-творческому характеру, например, при использовании метода контекстуальной театрализации.

В учебном пособии широко используется принцип наглядности, что находит свое выражение в зрительной (выделение типовых предложений, новых фразовых единств, речевых образцов) и слуховой наглядности (материал в виде видео- и звукозаписи).

При определении характера заданий и упражнений мы основывались на системе общих требований к учебному пособию, сложившихся в методике обучения устной иноязычной речи: соответствие требованиям Государственного стандарта и Учебной программе академии; адресность (учет уровня развития языковых способностей, возраста и профиля обучения, учет интересов, склонностей, индивидуально-психологических особенностей, а также уровня обученности); обеспечение благодаря коммуникативной цели обучения всех его функций (познавательно-информационной, регулятивной, ценностно-ориентационной, эмоционально-оценочной и этикетной); социокультурная направленность обучения; отбор аутентичных текстов; деятельностный, проблемный характер обучения, возможность применения дидактических игр, метода учебных проектов и других активных методов обучения; возможность сочетания различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой и т. д.; взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности; поэтапность в овладении разными видами речевой деятельности, концентричность в подаче материала, ситуативная обусловленность упражнений; повышение результативности обучения, создание мотивов обучения через организацию учебного пособия; создание благоприятной иноязычной коммуникативной атмосферы на занятиях; опора на прошлый опыт языковой деятельности и родной язык обучающихся, создание условий для самостоятельной работы обучающихся (алгоритмизация, наличие ключей и т. д.).

Необходимым условием при подготовке пособия, в значительной степени, является установка на использование иностранного языка в профессионально-ориентированном обучении устной речи, на формирование у обучающихся уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству, совместному решению служебных проблем и др. В этой связи особый интерес для нас представляют диалог и полилог. Это объясняется условиями и ситуациями профессионального общения сотрудников ФСО.

Важными требованиями при определении структуры учебного пособия «Практикум устной речи» являются: четкая представленность содержания (раз-

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

вернутое оглавление, справочно-методический аппарат и т. д.); четкое структурное членение на модульной основе; выделение структурной единицы внутри урока (блоки фразовых единств, диалоговые тексты и т. д.); соотношение типов упражнений и их видов в зависимости от основных видов речевой деятельности, а также индивидуально-психологических особенностей обучающихся; дидактические (включая мотивацион-ную) функции зрительного ряда (рисунки, схемы, символы), а также его эстетические функции; современный дизайн [3].

При проектировании и реализации учебного пособия учитывались также педагогические условия организации различных видов деятельности: формирование личностной концепции учебной деятельности обучающихся для осознания ими ответственности за свое участие в ней, осмысление проблемных ситуаций, прогнозирование перспективных решений, обобщение результатов своей речевой деятельности, способность к самоконтролю и самооценке, ориентация обучаю-

щихся на профессионально-личностную самореализацию в деятельности, постоянное и целенаправленное использование различных видов творческой познавательной деятельности, выбор ее видов в соответствии с тематикой учебных занятий, педагогическими задачами, выбор соответствующих форм и методов обучения с целью развития интеллектуальных способностей обучающихся.

Для повышения мотивации говорения на занятиях от преподавателя требуется особый такт и чуткость, способность разделить учебный процесс на маленькие шаги, по прохождении каждого из которых обучающийся будет чувствовать себя все увереннее. На занятиях необходимо создание демократичной творческой атмосферы с доброжелательным и поощряющим подходом к образовательному процессу.

Данные концептуальные положения определяют содержание и структуру учебного пособия, отбор языкового материала, построение системы заданий и упражнений, а также их характер.

Библиографический список

1. Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 57.05.02 Государственная охрана (уровень специалитета). № 181. Министерство образования Российской Федерации. Москва. 1 марта 2017. 22 с.

2. Painter F. Who are the Gifted. Definitions and Identification. Knebworth: Pullen Publications. 1981. 245 p.

3. Сергеева Н. И. Разработка дидактического комплекса для обучения иноязычной речи в ситуациях профессионального общения. // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 28 марта 2019 г. Орёл : ОГУ С. 661-669.

References

1. Shalkina T.N. Electronic teaching aids sets: designing and instruments // T. N. Shalkina, V. V. Saporozhko, A. A. Rychkova Orenburg. 2008. // Интернет URL https://docplayer.ru/26950991-Elektronnye-uchebno-metodicheskie-kompleksy-proektirovanie-dizayn-instrumentalnye-sredstva.html/.

2. PainterF. Who are the Gifted.Definitions and Identification.-Knebworth: Pullen Publications. 1981. 245 p.

3. Sergeeva N.I. Development of a didactic complex for teaching foreign language speech in situations of professional communication.// Linguistics, translation studies and methods of teaching foreign languages: current problems and prospects.Materials of the I All-Russian scientific-practical conference with international participation.- March 28, 2019 Oryol: OSU Pp. 661-669.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.