УДК 378:614.8
В.М. ВОБЛИКОВ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Предлагаются основы концепции содержания обучения безопасности жизнедеятельности, обеспечивающие его непрерывность и взаимосвязь между различными уровнями системы образования. Дается краткое обоснование необходимости такого содержания и его особенности на каждом уровне образования.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, опасности, виды опасностей, объект защиты, цель образования, содержание образования, уровни образования, общее образование, профессиональное образование.
The article presents basic overview of training conceptions in the life safety education course, how this discipline corresponds with other subjects in curriculum and points the reasoning of it's implementation on each education level.
Key words: life safety, dangers, danger typology, object of safety, education task, education consistence, general education, professional education.
Статистика стихийных бедствий и техногенных катастроф современности, анализ их причин, деятельности государственных структур и поведения населения в этих условиях, подтверждает необходимость осуществления общегосударственных мероприятий по обеспечению защиты населения от опасностей чрезвычайных ситуаций. В их числе заблаговременное обучение граждан вопросам безопасности жизнедеятельности и прежде всего в системе образования.
Вот уже почти 25 лет как в системе образования изучается предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В программу школьного обучения он был введен с 1 сентября 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях РСФСР»
© Вобликов В.М., 2016
и приказа Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно с этого момента во всех государственных общеобразовательных организациях России началось обучение вопросам обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
Следует отметить, что становление в системе образования предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) проходило в переломный момент исторического развития нашего государства. Но, несмотря на это, предмет ОБЖ закрепился в системе образования, что, безусловно, является велением времени.
Целью образования в области безопасности жизнедеятельности (БЖ) является формирование у человека ми-
ровоззрения и культуры безопасной жизни, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения комфортной и безопасной жизни, сохранения допустимого качества среды обитания.
Одно из центральных понятий, изучаемых в безопасности жизнедеятельности - это опасность как свойство среды обитания наносить ущерб жизни и здоровью человека. При этом изучаются основные виды опасностей, условия их реализации и параметры, характер влияния на человека, методы и способы защиты человека от опасностей. Основными объектами защиты являются человек, группы людей (коллективы), общество в целом.
Производным понятием в безопасности жизнедеятельности является безопасность как состояние среды обитания, которая реализуется только в системе «человек (объект защиты) -источник негативного воздействия (источник опасности)». Отсутствие объекта защиты делает понятие «безопасность» беспредметным.
Опасности многообразны, они могут быть естественными (природными), техногенными, социальными, к которым относятся опасности, связанные с военными действиями, национальными и религиозными конфликтами, террористическими актами, информационными и психическими воздействиями, политическими и экономическими ситуациями и т.д.
Учитывая разную природу и характер проявления опасностей, а отсюда и многообразие методов достижения состояния безопасности, следует определиться с кругом опасностей, которые должны составлять ядро содержательной части предмета и дисциплины БЖ для обеспечения их логической строй-
ности, единой теоретической, понятийной и методологической базы.
Круг опасностей действующих на человека в обычных (повседневных) и чрезвычайных ситуациях определяется потоками вещества, физическими полями и потоками энергии [2]. Именно ими определяется основная масса опасностей, имеющих природное, техногенное происхождение и большинство из опасностей антропогенного характера. Последствия их воздействия на человека определяются, прежде всего, величиной (уровнем) и временем воздействия на объект защиты.
Методы достижения состояния безопасности едины - в основном это защита расстоянием, снижением времени воздействия, применением средств защиты на пути распространения физического поля, энергии и вещества.
Такое ограничение круга рассматриваемых вопросов, составляющих ядро образовательной программы БЖ, позволяет сформировать логически и методологически стройную содержательную часть, обладающую единой теоретической и понятийной базой.
Наполнение содержания БЖ изучением иных видов опасностей, с которыми сталкивается человек в жизни, нарушает целостность образовательного предмета, делает его эклектичным, состоящим из разрозненных и не взаимосвязанных частей, что не соответствует педагогическим требованиям, предъявляемым к образованию. Именно введение в школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» всего возможного и трудно совместимого содержания (взаимоотношения полов, психологическая совместимость, военная служба, физическое развитие и т.д.) явилась одной из причин его отрицания.
Цель образования в области безопасности жизнедеятельности определяет его содержание. Под содержанием образования понимается система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся [5].
Содержание образования определяется объективными и субъективными факторами. Объективными факторами, влияющими на содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, являются все возрастающие техногенные и антропогенные нагрузки на человека и природную среду, расширение круга и уровня опасностей современного мира. К объективным факторам следует также отнести изменения в науке и технике, направленные на развитие теории риска, исследование природных и техногенных опасностей, развитие методов снижения негативного воздействия на человека и природную среду. Объективные факторы требуют совершенствования содержания образования с целью формирования готовности личности к восприятию изменяющегося окружающего мира и к обеспечению личной и коллективной безопасности.
Субъективными факторами, влияющими на содержание образования, являются политика и идеология, превалирующие в обществе на данном этапе. Со второй половины 20-го века и в настоящее время в политике и общественной идеологии развитых стран в качестве одной из приоритетных задач развития выдвигаются вопросы обеспечения личной и коллективной безопасности граждан, экологической безопасности.
Таким образом, наличие объективных и субъективных факторов высту-
пают в качестве предпосылок для совершенствования содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время можно говорить, что безопасность жизнедеятельности выделилась в самостоятельную область человеческого знания, сформировались ее научные основы. Научные знания в этой области удовлетворяют объективным и субъективным потребностям общества, а также определенным научным и методологическим требованиям:
• наличие единой теоретической и методологической базы, минимума единых, фундаментальных понятий и теоретических идей;
• наличие логической стройности и внутренней логики излагаемого материала и логической связи между отдельными изучаемыми вопросами [2].
Образование в области безопасности жизнедеятельности в современных условиях приобрело непрерывный характер и должно быть опережающим по отношению к тем опасностям, с которыми человек сталкивается на протяжении всей жизни, а круг опасностей в зависимости от возраста и вида деятельности постоянно расширяется и изменяется [3].
В рамках статьи рассматриваются содержание образования по БЖ для общего, среднего профессионального и высшего образования, так как именно на этих уровнях прежде всего должна быть обеспечена четкая взаимосвязь содержания обучения с учетом особенностей деятельности и возраста обучающихся.
Основная задача общего образования в области безопасности жизнедеятельности - формирование мировоззрения, экологического сознания, воспитание культуры безопасности как
элементов формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Дошкольное и школьное образование -это фундамент для последующего образования, т.к. именно на этих ступенях образования формируются основы культуры безопасности и мировоззрение человека.
Содержание образования этого уровня должно включать изучение видов опасностей, рассматриваться природа опасностей, их физико-химическая сущность, объяснятся причинно-следственные связи. При этом должно обеспечиваться расширение круга рассматриваемых опасностей, с которыми сталкивается ребенок и подросток в зависимости от возраста и видов деятельности. В 9 классе следует знакомить учащихся с основными негативными факторами некоторых видов профессиональной деятельности, т.к. после завершения общего образования некоторые учащиеся будут трудиться и им предстоит выбор вида трудовой деятельности.
В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Преобладающее значение в их познавательной деятельности начинает занимать абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемого предмета и явления [4].
В старших классах важнейшей особенностью является профессиональная ориентация учащихся. Поэтому программа обучения должна предусматривать знакомство с основными видами опасностей профессиональной деятельности. Военная служба должна рассматриваться как один из видов будущей деятельности, и на уроках ОБЖ должны изучаться опасности ее прохождения.
Таким образом, по завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Содержание обучения ОБЖ в рамках школьного образования должно включать:
• изучение видов опасностей в соответствии с жизненными условиями;
• обучение правилам поведения человека в различных экстремальных ситуациях;
• изучение правил и норм здорового образа жизни.
Для старших классов дополнительно:
• обучение правилам оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях;
• знакомство с видами профессиональных рисков и опасностей профессиональной деятельности.
Задачей профессионального образования является дальнейшее формирование у обучающихся культуры безопасности с ориентацией прежде всего на профессиональную деятельность. Для профессиональной деятельности характерен более широкий круг опасностей и их более высокий уровень и риск проявления. Человек, имеющий профессиональное образование, должен знать источники и комплекс опасностей современной среды обитания, уметь их идентифицировать и быть знакомым с методами защиты от них,
рациональную организацию жизни и труда на уровне компетенции.
Большинство студентов в этом возрасте имеют устойчивые познавательные интересы. Преобладающее значение в их познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемого предмета и явления. Знание фактов, инструкций, примеров ценно для них как материал для размышлений, теоретических обобщений. В этом возрасте преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям и пониманию сущности изучаемого материала, взаимосвязи между количественными и качественными параметрами и их изменениями [4]. Поэтому здесь особенно важно продемонстрировать студентам интегративность и синтетичность безопасности жизнедеятельности, важность межпредметных связей.
Профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности также решает мировоззренческие задачи и обеспечивает профессиональную культуру в области безопасности жизнедеятельности.
На уровне среднего профессионального образования должна расширяться по сравнению с общим образованием номенклатура изучаемых опасностей, рассматриваться вопросы идентификации параметров и нормирования известных и новых, характерных для профессиональной деятельности, опасностей, методов индивидуальной и коллективной защиты от них, основы управления безопасностью жизнедеятельности со стороны государства и руководства предприятий. Методической особенностью образования этого уровня является его прежде всего практическая направленность на про-
фессиональную деятельность, а уровень освоения отдельных составляющих определяется степенью их применимости в этой деятельности.
При усвоении социального опыта в ходе обучения безопасности жизнедеятельности на уровне профессионального образования возникают особые трудности, обусловленные тем, что ее содержание связано не с одной, а с целым рядом наук: философией, педагогикой, психологией, медициной, экологией, юриспруденцией, физической культурой, спортом, военным делом и др. В этом проявляется интеграционная функция БЖ.
В связи с этим возникает необходимость в формировании и структурировании содержания обучения по БЖ с целью дидактической адаптации материала смежных дисциплин, помогающих познавать естественнонаучные основы изучаемой деятельности, а использование принципа интеграции при формировании содержания БЖ будет способствовать повышению познавательной мотивации студентов к изучению смежных дисциплин.
Таким образом, на уровне среднего профессионального образования при формировании содержания обучения должно быть продолжено формирование культуры безопасности с ориентацией прежде всего на профессиональную деятельность, включая:
• изучение сущности, природы опасностей и методов защиты от них;
• обучение организации защиты населения и персонала предприятий и организаций от опасностей чрезвычайных ситуаций;
• изучение основ медицинских знаний и обучение правилам оказания первой медицинской помощи в профессиональной деятельности;
• изучение основ военной службы;
• изучение основ техники безопасности и организации безопасных условий профессиональной деятельности.
В системе высшего образования студент должен овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
• идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
• прогнозирования развития негативных воздействий и оценки их последствий;
• создания нормативно-допустимого состояния среды обитания;
• проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
• разработки и реализации мер защиты человека и природы от негативных воздействий;
• обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
• принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
По завершении обучения в систе-
ме профессионального образования у студентов должны быть сформированы общая культура личной и коллективной безопасности, нравственно-этическое мировоззрение, предусматривающее заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.
Оценивая значение обучения безопасность жизнедеятельности в современных условиях и повседневной жизни, можно утверждать, что оно должно иметь в большей мере практическую направленность по созданию целостной системы безопасности. Значение учебной дисциплины имеет и социальную направленность. У обучающегося формируются духовно-нравственные, морально-этические, военно-патриотические качества, которые позволяют воспитать полноценного члена общества и подготовленного специалиста.
Таким образом, реализация в системе образования программ безопасности жизнедеятельности позволит сформировать у человека целостное мировоззрение и культуру безопасной жизни, приобретать знания, умения и навыки, формировать компетенции, необходимые для обеспечения комфортной и безопасной жизни, сохранения допустимого качества среды обитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»:[принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.; одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012 г. № 273.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; 7-е изд., стер. М.: Высшая школа, 2007. 616 с.
3. Белов С.В., Девисилов В.А. Концепция не-
прерывного образования в области БЖД // ОБЖ. Основы безопасности ж^сизни. 2003. № 3. С. 23-30.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2004.384 с.
5. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. URL: http://psyera.ru/ Гуманитарно-правовой портал (дата обращения 17.04.2016).
6. Кириллов Г.Н. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности //Право и безопасность. 2004. № 1.