УДК 372.016:614
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
А.Ю. Соболев
Аннотация. В статье рассматривается проблема становления и развития системы предметных понятий в области безопасности жизнедеятельности. На основе проведенного анализа выявлена и обоснована актуальность создания системы понятийного аппарата в школьном курсе «ОБЖ» и внедрения в учебно-воспитательный процесс современных методов и средств обучения. Автором проведен опрос школьников, учителей и педагогов-организаторов по «ОБЖ». Результаты опроса используются для подтверждения актуальности и необходимости проведения педагогического исследования в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: школьное образование, знания, понятия, учебный предмет, безопасность жизнедеятельности, методы обучения, наглядное моделирование.
ON THE FORMATION OF KNOWLEDGE
FOR SAFETY OF VITAL ACTIVITY IN SCHOOLCHILDREN
A. Sobolev
Abstract. In this article is regarded the problem of formation and development of a system of substantive concepts in the field of life safety. On the basis of analysis the urgency of creating the system of conceptual apparatus in a school course "life safety" was revealed and substantiated and its introduction in the educational process of modern methods and means education. The author conducted a survey of school children, teachers and teachers-organizers of life safety. The survey results are used to confirm the relevance and need for pedagogical research in the field of life safety.
Keywords: school education, knowledge, the concepts, a subject, safety of vital activity, teaching methods, visual simulation.
Современная образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», объединив различные сферы жизни человека, общества и государства, все пространство их безопасности, стала интегративной, синтетической учебной дисциплиной, развивающейся на
межпредметной, комплексной основе. Безопасность жизнедеятельности органично взаимосвязана с содержанием всех без исключения предметов и дисциплин, изучаемых на всех уровнях непрерывной системы образования [5].
Безопасность как феномен современной реальности способствовала тому, что в политике, общественной идеологии и образовании разных стран мира, и в России в том числе, в качестве приоритетных задач развития выдвигаются вопросы обеспечения личной и коллективной безопасности граждан, достижения и сохранения высокого качества среды обитания, устранения глобальных негативных воздействий на живую и неживую реальность. Именно человек, владеющий знаниями, умениями и культурой безопасности жизнедеятельности с явно выраженными качествами личности безопасного типа поведения в своих поступках, быту и различных видах производственной и общественной деятельности несет
ответственность за безопасность каждой личности, общества и государства [2].
Знания, умения и выработанные на их основе навыки являются результатом освоения учебных программ на всех уровнях образования. Школьное образование является основой в структуре системы обучения и воспитания; а знания, приобретаемые в школе, являются фундаментальной базой для становления и развития личности и имеют первостепенное значение. От того, насколько сформированы школьные предметные знания, зависит процесс дальнейшего самосовершенствования человека. Школьное образование в области безопасности жизнедеятельности ориентирует обучающихся на самостоятельное получение знаний при помощи основных методов и способов познания, которые базируются на аналитико-синтетическом, системно-историческом,
структурно-генетическом подходах; то есть целью учебно-воспитательного процесса становится не передача готовой научной информации школьникам, а мотивирование их к самостоятельному ее поиску и изучению, на основе уже имеющихся предметных знаний, субъективного (личного) опыта [1].
Исходя из этого, развитие интереса к учебному предмету, повышение познавательной активности школьников являются актуальными проблемами, стоящими перед современным школьным образованием в области безопасности жизнедеятельности. К тому же, изучение опыта
развития образовательной области безопасности жизнедеятельности (С.В. Абрамова, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, П.В. Станкевич), определяющего содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), показало, что в настоящее время невозможно реализовать в полной мере весь потенциал «ОБЖ» как метапредметного научного знания из-за отсутствия структурированной классификации (системы) предметных понятий, что не позволяет сформировать у школьников достаточный объем знаний и представления об изучаемых объектах, процессах и явлениях окружающей природной, техногенной и социальной среды. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования курс «ОБЖ» является метапредметным, что подразумевает его взаимосвязь с другими учебными предметами (курсами) на уровне теоретической информации (формирование межпредметных понятий) и практических умений (универсальные учебные действия) [6]. Таким образом, в школьном образовательном процессе должна происходить интеграция научного знания в единое целое, а знания в области безопасности жизнедеятельности, включаясь в систему теоретических предметных знаний школьника, дополняют и развивают ее. При этом с позиции формирования безопасного типа поведения личности, как пишет С.В. Абрамова, рассматриваются уже не только знания в области безопасности жизнедеятельности, но и знания полученные при изучении других учебных предметов школьного образования [1].
Однако отсутствие системного
предоставления теоретической информации в области безопасности жизнедеятельности, а именно, системы понятийного аппарата, позволяет считать, что качество формируемых предметных знаний школьников в области безопасности жизнедеятельности остается недостаточно высоким, так как не реализуется метапредметная взаимосвязь с другими учебными предметными (курсами) на уровне взаимодействия и развития терминологии (понятий).
Проведенный анализ учебных программ, методической литературы и учебников по основам безопасности жизнедеятельности позволяет утверждать, что несмотря на разнообразие накопленного в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» фактологического материала, данная информация не находит должного отражения в содержании школьного предмета «ОБЖ». Представленные в учебниках понятия зачастую
даются в готовом виде, дублируются из курса в курс, а процесс их формирования сводится к перечислению событий, например
чрезвычайных ситуаций различного характера, и описанию внешних признаков объектов, процессов и явлений окружающей действительности, что характерно для эмпирического уровня мышления. Так, в учебниках 8 класса по «ОБЖ», в разделе «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» понятие «взрыв» предоставляется в качестве готового знания (термин -определение), без учета происхождения и развития данного понятия, его взаимосвязи с другими понятиями раздела и темы, а центральное понятие раздела, «чрезвычайная ситуация техногенного характера», вообще не находит отражения, то есть термин используется, но его дефиниция не представлена.
С целью подтверждения актуальности рассматриваемой нами проблемы, было проведено педагогическое исследование. Констатирующий этап педагогического исследования, проведенный в трех образовательных учреждениях города Южно-Сахалинска Сахалинской области (всего было опрошено 213 учащихся 7 - 8 классов), показал недостаточный объем и осмысленность знаний у школьников; слабое владение обучающимися понятийным аппаратом, раскрывающим особенности происхождения различных опасностей, изучение которых предусмотрено учебными программами, см. табл. 1. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство школьников (62,5%) не смогли правильно и полно ответить на вопрос «Что называют чрезвычайной ситуацией?», не представляли важности знаний о поведении человека в экстремальных ситуациях, затруднялись показать взаимосвязь между негативным воздействием факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека, которые рассматриваются в школьном курсе «ОБЖ», что, в целом, показывает отсутствие системности в знаниях школьников.
Результаты анкетирования 23 учителей-предметников и педагогов-организаторов ОБЖ школ города Южно-Сахалинска и восьми районов Сахалинской области, показали низкий уровень включения системного теоретического материала по ОБЖ (понятий, терминов) в учебно-воспитательный процесс школьников. Было выявлено, что подавляющее большинство педагогов в области безопасности жизнедеятельности (74,3%) испытывают
сложности при формировании и развитии понятий в курсе «ОБЖ». Кроме этого, учителя отмечали малое количество методической литературы по формированию понятийного аппарата учебного предмета (42,4%) и указывали
Таблица 1. - Результаты констатирующего этапа
на необходимость расширения материала по вопросу создания системы предметных понятий в области безопасности жизнедеятельности (68,5%).
исследования
№ Вопрос Результаты тестирования
Ответ правильный Ответ сформулирован не точно Ответ отсутствует или ошибочен
1 Что называют чрезвычайной ситуацией? 24 69 120
2 Назовите причины развития аварий 45 102 66
3 Опишите последовательность Ваших действий при возникновении пожара. 18 71 124
4 На основе имеющихся знаний установите взаимосвязь между терминами «землетрясение» и «извержение вулкана» 21 54 138
5 Назовите главное правило при возникновении опасного происшествия 37 71 105
6 Что означает понятие «безопасность»? 22 68 123
7 Какие виды опасностей Вы знаете? 20 100 93
8 Опишите алгоритм Ваших действий, если Вы потерялись в лесу 12 48 153
9 Опишите развитие понятия «негативное воздействие» 15 61 137
10 Что относится к средствам инженерной защиты населения? 39 47 127
Также проведенный опрос показал, что педагоги (77,3%) из всего арсенала методов обучения, в основном, используют для формирования понятий словесные методы обучения (рассказ, объяснение), то есть учителя не направляют школьников на самостоятельное изучения учебного материала, а дают его как сформированное знание. При этом обучающиеся, в большей степени, продолжают воспринимать учебный материал только на слух, тогда как другие органы чувств не достаточно задействованы.
В своих исследованиях К.Д. Ушинский отмечает, что «эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается» [1]. Учитывая то, что в настоящее время школьники перенасыщены эмпирической информацией, необходимо, чтобы процесс обучения и воспитания был для них интересным, занимательным, развивающим. Для реализации целей основного общего образования и достижения школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения «ОБЖ», необходимо использовать наряду с традиционными, современные активные методы обучения для актуализации и систематизации получаемой учебной информации [4, с.10].
В качестве одного из методов обучения, мы предлагаем рассмотреть наглядное
моделирование, а средством его реализации будет служить ментальная карта, представляющая собой диаграмму связей, в виде схемы древовидной или любой другой формы, отображающая основные идеи, понятия, мысли и их связи.
Как отмечает Н.С. Салмина, моделирование - это знаково-символическая деятельность, которая заключается в получении объективно новой информации (познавательной функции) за счет оперирования знаково-символическими средствами, где представлены на уровне сущности структурные, генетические, функциональные связи. При этом свойство наглядности основывается на важнейшей закономерности: моделирование производится на основе предварительного создания мысленных моделей - наглядных образов
моделируемого объекта, процесса, явления и т.д.
[3].
Учитывая данную закономерность, Н.Т. Ням определяет наглядное моделирование как процесс формирования адекватного устойчивого результата внутренних действий обучающегося на основе моделирования существенных свойств, отношений, связей и взаимодействий при непосредственном восприятии приемов знаково-символической деятельности с отдельным знанием или упорядоченным набором знаний. Наглядное моделирование обеспечивает взаимосвязь наблюдаемых объектов и явлений с их анализом и синтезом, выявлением причинно-следственных связей, что особенно важно для школьников, так как в возрасте 11 - 13 лет наглядный материал усваивается лучше [3].
При этом ментальная карта как средство наглядного моделирования способствует развитию умственных способностей, доступности изложения материала, активности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, систематизации полученных знаний, эмоциональному восприятию материала. В качестве примера, мы рассматриваем педагогический опыт В.Ф. Шаталова, который в своих исследованиях пишет, что «части текста в конспекте можно представить графически, то есть присвоить каждой из них смысловой знак. Таким образом, рассказывая новый учебный материал ребятам, на доске отображается каждая
его часть в виде небольшой условной картинки, которая через оригинальную связующую нить идет к следующему блоку-картинке. И так далее». В этой связи, В.Ф. Шаталов называл такую наглядную схему (идеограмму) опорным конспектом, в содержании которого отображаются связи между фрагментами учебного материала [4, с.77-78].
Помимо этого, ментальная карта может быть использована в качестве средства наглядного моделирования при изучении курса «ОБЖ» для:
1. Формирования системы понятийного аппарата курса, из числа сформированных понятий.
2. Построения и последующего изучения понятий в области безопасности жизнедеятельности, дефиниции которых еще не сформированы в курсе «ОБЖ» или являются неудобными, сложными для изучения.
3. Изучения рассматриваемых объектов, процессов, явлений окружающего мира.
4. Построения ориентировочной основы умственного действия.
Таким образом, реальное состояние выявленной проблемы определило
необходимость исследования, заключающегося в: 1) разработке системы предметных понятий курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» средствами наглядного моделирования; 2) создании методических условий ее реализации в учебно-воспитательном процессе.
Литература:
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - № 2-3 (т. 14). - С. 569-573.
2. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Современная безопасность: миф или реальность? / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 1. - С. 11-15.
3. Ням Н.Т. Метод проектов как средство развития самостоятельной деятельности / Н.Т. Ням // Труды X международных Колмогоровских чтений: сборник статей. - Ярославль: Из-во ЯГПУ, 2012. - С. 139-143.
4. Потехина И.П., Сухов П.Ю., Сухова М.В., Зимичев М.А. Эффективные психотехнологии. Учимся учиться. - СПб: ГАОС, 2015. - 196 с.
5. Соломин В.П., Станкевич П.В. Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / В.П. Соломин, П.В. Станкевич // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: сборник материалов XV всероссийской научно-практической конференции. - М., 2011. - С. 4-6.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь1р://минобрнауки.рф/ документы/543
Сведения об авторе:
Соболев Андрей Юрьевич (г. Южно-Сахалинск, Россия), аспирант, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Института естественных наук и техносферной безопасности, Сахалинский государственный университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Sobolev (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia) graduate student, senior instructor of department of the Safety of Vital Activity of the Institute of Natural Sciences and Technosphere safety, Sakhalin State University, email: [email protected]