Научная статья на тему 'Концептуальные основы системы обеспечения безопасности международного финансового центра в Российской Федерации'

Концептуальные основы системы обеспечения безопасности международного финансового центра в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY SYSTEM / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / COMPLEX SAFETY / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ANTI-TERRORIST PROTECTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Крылов А. А., Анищенко Е. В.

Членство России во Всемирной торговой организации и дальнейшее углубление интеграции в мировую экономику усиливают подверженность национальной экономики внешним воздействиям, имеющим как позитивные, так и негативные последствия. Это требует создания более совершенной системы обеспечения безопасности международного финансового центра в России, локализованная составляющая которого будет располагаться в г. Москве. В настоящей работе представлены теоретические основы концептуального обоснования системы обеспечения безопасности Международного финансового центра в Российской Федерации, формулируются ключевые принципы и базовые положения формирования интегрированной системы комплексной безопасности и антитеррористической защиты локализованной части МФЦ в г. Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Крылов А. А., Анищенко Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of system of safety of the international financial center in the Russian Federation

Membership of Russia in the World Trade Organization and further deepening of integration into world economy strengthen susceptibility of national economy to the external influences having both positive, and negative consequences. It demands creation of more perfect system of safety of the international financial center in Russia which localized component will settle down in Moscow. In the real work theoretical bases of conceptual justification of system of safety of the International financial center in the Russian Federation are presented, the key principles and basic provisions of formation of the integrated system of complex safety and anti-terrorist protection of the localized part of MFTs in Moscow are formulated.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы системы обеспечения безопасности международного финансового центра в Российской Федерации»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. КРЫЛОВ,

главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России,

доктор экономических наук, профессор;

Е.В. АНИЩЕНКО,

доцент кафедры экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук, доцент Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством Рецензент: доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности и экономики ФГОУ ВПО

«Московский университет МВД России Илюхина Р.В.

Аннотация. Членство России во Всемирной торговой организации и дальнейшее углубление интеграции в мировую экономику усиливают подверженность национальной экономики внешним воздействиям, имеющим как позитивные, так и негативные последствия. Это требует создания более совершенной системы обеспечения безопасности международного финансового центра в России, локализованная составляющая которого будет располагаться в г. Москве. В настоящей работе представлены теоретические основы концептуального обоснования системы обеспечения безопасности Международного финансового центра в Российской Федерации, формулируются ключевые принципы и базовые положения формирования интегрированной системы комплексной безопасности и антитеррористической защиты локализованной части МФЦ в г. Москве.

Ключевые слова: безопасность, система безопасности, комплексная безопасность, международный финансовый центр, антитеррористическая защита.

CONCEPTUAL BASES OF SYSTEM OF SAFETY OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. KRYLOV,

chief researcher of the Ministry of Internal Affairs All-Russian research institute of Russia, doctor of economics, professor;

E. V. ANISHCHENKO,

associate professor of economic and financial investigations of the Higher school of the state audit of the Moscow state university of name M. V. Lomonosov, Candidate of Economic Sciences, associate professor

Annotation. Membership of Russia in the World Trade Organization and further deepening of integration into world economy strengthen susceptibility of national economy to the external influences having both positive, and negative consequences. It demands creation of more perfect system of safety of the international financial center in Russia which localized component will settle down in Moscow. In the real work theoretical bases of conceptual justification of system of safety of the International financial center in the Russian Federation are presented, the key principles and basic provisions of formation of the integrated system of complex safety and anti-terrorist protection of the localized part of MFTs in Moscow are formulated.

Keywords: safety, safety system, complex safety, international financial center, anti-terrorist protection.

Одним из условий дальнейшего развития российской экономики является создание в стране адекватного современным требованиям финансового и страхового рынка. Именно это обусловило принятие Правительством РФ в 2009 г. решения о создании в Москве Международного финансового центр (МФЦ)1.

Создание МФЦ в Российской Федерации позволит преодолеть отставание страны на мировом рынке в финансовой сфере и обеспечит:

♦ формирование прозрачной и гибкой системы финансового регулирования, охватывающей все эле-

менты финансовых рынков (в том числе систему налогообложения);

♦ развитие эффективной финансовой инфраструктуры, увеличение спектра доступных финансовых инструментов, рост числа институциональных инвесторов;

1 Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2009 г. N° 911-р «О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации»; Государственная программа РФ «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», утв. распоряжением Правительством РФ от 22 февраля 2013 г. № 226-р.

♦ интеграцию российского финансового рынка в глобальные рынки;

♦ формирование емкого конкурентного рынка труда в финансовом секторе, в том числе за счет привлечения иностранных специалистов;

♦ улучшение бизнес-инфраструктуры и условий жизни в г. Москве;

♦ формирование сильного бренда России как финансового центра и повышение уровня доверия инвесторов.

Обеспечение жизни и деятельности жителей, персонала и посетителей МФЦ, соблюдение их законных прав и свобод, эффективное функционирование системы управления, экономики, хозяйства, транспорта и связи, сохранение на необходимом уровне параметров среды обитания предполагает создание системы обеспечения комплексной безопасности (ОКБ) и антитеррористической защиты (АТЗ) локализованной части МФЦ в г. Москве.

Решение этой задачи на первоначальном этапе предполагает выработку единых взглядов, подходов и общих принципов деятельности федеральных органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей предприятий, организаций и учреждений МФЦ в области ОКБ и АТЗ объектов «критической инфраструктуры» Центра.

Угрозы безопасности, оказывающие деструктивное воздействие на различные сферы жизни и деятельности объектов «критической инфраструктуры» Центра и находящихся на их территории людей, находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Поэтому ключевой концептуальной основой системы безопасности является принцип — безопасность объектов «критической инфраструктуры» Центра должна носить комплексный и системный характер, а организационную основу этой системы должна представлять интегрированная система обеспечения безопасности «критической инфраструктуры» МФЦ в России.

Основными задачами концептуального определения интегрированной системы обеспечения безопасности «критической инфраструктуры» МФЦ являются:

1) анализ угроз безопасности объектов «критической инфраструктуры», их ранжирование, а также определение, на основании результатов анализа, зон безопасности и объектов защиты Центра;

2) определение состава, структуры и принципов организации системы ОКБ и АТЗ объектов «крити-

ческой инфраструктуры» Центра, а также режимов ее функционирования;

3) определение стратегических направлений и общих подходов деятельности федеральных органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей предприятий, организаций и учреждений МФЦ в области ОКБ и АТЗ объектов «критической инфраструктуры» Центра;

4) определение основных направлений обеспечения функционирования системы ОКБ и АТЗ объектов «критической инфраструктуры» Центра.

Решение указанных задач должно обеспечить:

1) формирование и осуществление единой политики органов с сфере ОКБ и АТЗ объектов «критической инфраструктуры» Центра;

2) разработку и реализацию программы по ОКБ и АТЗ ИЦ объектов «критической инфраструктуры» Центра;

3) разработку проектной документации для строителей объектов «критической инфраструктуры» МФЦ и реализацию всех проектных решений;

4) совершенствование и развитие нормативно-правовой базы в области ОКБ и АТЗ объектов «критической инфраструктуры» Центра;

5) организацию деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов и других органов в области обеспечения безопасности по противодействию существующим угрозам безопасности объектов «критической инфраструктуры» МФЦ.

Нормативно правовую основу организации интегрированной системы ОКБ объектов «критической инфраструктуры» международного МФЦ составляют Конституция, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., законы, указы и постановления в сфере безопасности объектов «критической инфраструктуры», антитеррористической защищенности и борьбы с преступностью.

Главная стратегическая цель ОКБ и АТЗ «критической инфраструктуры» Центра — создание благоприятных условий для развития МФЦ, при которых существующие угрозы и риски будут снижены до минимального уровня, что должно превратить МФЦ в одну из самых безопасных территорий страны.

Деятельность по ОКБ и АТЗ объектов «критической инфраструктуры» МФЦ должна быть направлена на решение следующих задач:

1) минимизация смертности населения на территории МФЦ от неестественных причин;

2) обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, их имущественных интересов на территории МФЦ;

3) обеспечение безопасности функционирования объектов «критической инфраструктуры» МФЦ;

4) обеспечение эффективности противодействия террористической и экстремистской деятельности на территории МФЦ;

5) минимизация уровня криминальных угроз на территории МФЦ;

6) использование новых принципов градостроительства с учетом современных требований антитеррористической защиты, а также снижения техногенных и природных рисков;

7) обеспечение высокого уровня безопасности потенциально опасных и транспортных объектов МФЦ;

8) создание системы мониторинга состояния безопасности «критической инфраструктуры» МФЦ;

9) создание эффективной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров на объектах МФЦ;

10) внедрение новых технологий и систем обеспечения безопасности «критической инфраструктуры» МФЦ;

11) активное взаимодействие с федеральными органами государственной власти, общественными и научными организациями, негосударственными структурами безопасности, населением в вопросах противодействия существующим угрозам объектам «критической инфраструктуры» МФЦ;

12) осуществление подготовки населения к действиям в кризисных ситуациях на территории Центра;

13) создание нормативной правовой базы в области ОКБ и АТЗ «критической инфраструктуры» Центра.

Базовыми принципами организации интегрированной системы ОКБ объектов «критической инфраструктуры» МФЦ должны быть: комплексность, своевременность, непрерывность, активность, целенаправленность, универсальность, надежность, законность, сбалансированность, обоснованность, экономическая целесообразность, специализация, взаимодействие и координация, централизация управления, развивае-мость, ответственность, приоритетность.

Международный финансовый центр в Москве является сложной организационной системой. Угрозы жизнедеятельности таких систем в своей основе не имеют ничего общего с традиционным списком локальных угроз рассматриваемых в таких локальных сферах, как

защита информации, надежность технических систем, устойчивость функционирования объектов, эпидемиология, метеорология, геофизика и т.п. Значимость указанных угроз не отрицается, но обычно считается, что наука в состоянии справиться с каждой из них в отдельности, а противодействие им при функционировании МФЦ может осуществляться на основе соответствующих традиционных подходов.

Создание новых сверхсложных организационно-технических систем, к числу которых относится и МФЦ, потенциально несет в себе возможности и утраты таких масштабов, которые раньше никогда не рассматривались и, возможно, с которыми люди еще никогда не сталкивались. Поэтому для организации эффективной системы обеспечения комплексной безопасности МФЦ как сложной организационно-технической системы, вовлекающей в свою функциональную сферу сотни тысяч людей, прежде всего, должно измениться понимание того, что значит обеспечить его безопасность в условиях недостаточно четкого знания об основных потенциальных угрозах и опасностях, невозможности детального наблюдения и изучениях его состояния и условий функционирования, объективно существующих ресурсных ограничений и возможностей формирования и реализации управляющих воздействий для нейтрализации возникающих опасностей и связанных с ними утрат или вреда.

Понимание этого обуславливает необходимость выработки новой парадигмы обеспечения безопасности МФЦ в Москве, в основу которой целесообразно заложить следующие решения:

1) интеграция системы обеспечения безопасности объектов «критической инфраструктуры» МФЦ в России должна осуществляться на уровне глобального мониторинга и обработки информации в рамках предусмотренного в структуре локализованной части МФЦ в Москве ситуационного центра.

2) ситуационный центр МФЦ в области безопасности должен поддерживать выполнение следующих функций:

♦ мониторинг: сбор, обработка, хранение и передача пользователям информации, поступающей от терминальных информационных систем видовой и объектовой безопасности;

♦ анализ результатов мониторинга;

♦ выявление негативных явлений, угроз и опасностей для объектов критической инфраструктуры МФЦ, их объектовая локализация и распознавание;

♦ выявление и объяснение предпосылок, причин и условий возникновения негативных явлений, угро-зообразующих факторов, угроз и опасностей для объектов критической инфраструктуры МФЦ;

♦ выработка мер по предупреждению, пресечению развития и проявления обнаруженных угроз и опасностей, по нейтрализации негативных последствий от реализации угроз и опасностей;

♦ определение оптимальных (рациональных, эффективных) путей преодоления неожиданных угроз и опасностей;

♦ обобщение результатов мониторинга и прогнозирование развития внешней и внутренней обстановки в сфере безопасности объектов критической инфраструктуры МФЦ;

♦ адаптация функционирования главного ситуационного центра и локальных (видовых и объектовых) информационных систем обеспечения безопасности к складывающейся внутренней и внешней обстановки в сфере безопасности объектов «критической инфраструктуры» МФЦ;

♦ выработка стратегии развития системы обеспечения безопасности объектов «критической инфраструктуры» МФЦ на различную перспективу.

В настоящее время, как в России, так и за рубежом накоплен достаточно большой опыт в использовании новых технологий в области защиты населения и территорий от угроз природного, техногенного, криминального и террористического характера. Наиболее интересными, с точки зрения их использования в интегрированной системы обеспечения безопасности «критической инфраструктуры» МФЦ в России, представляются информационные технологии комплексного обеспечения безопасности. Эти технологии можно разбить на следующие программно и информационно сопряженные друг с другом подсистемы:

♦ мониторинга за состоянием безопасности и жизнеобеспечения зданий и сооружений;

♦ обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112;

♦ оповещения и информирования населения;

♦ цифровые системы видеонаблюдения.

В России разработана и в настоящее время успешно внедряется оригинальная технология создания автоматизированных, взаимосвязанных систем контроля и управления безопасностью и жизнеобеспечением зданий и сооружений. Данная технология основана на структурированных системах мониторинга и

управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС). Разработанная технология позволяет предупредить или значительно уменьшить последствия чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в том числе вызванных террористическими или криминальными актами: пожары, взрывы, повышенное содержание аварийных химически опасных веществ; повышенный уровень радиации или опасных биологических веществ, внезапное обрушение несущих конструкций зданий (сооружений) и др.

Сформулированные концептуальные основы, принципы, положения и подходы к решению вопросов обеспечения безопасности объектов «критической инфраструктуры» МФЦ в России представляют теоретическую основу формирования интегрированной системы обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защиты локализованной части МФЦ в г. Москве. Реализация сформулированных в работе предложений позволит создать необходимые предпосылки для повышения защищенности МФЦ в России и на этой основе для создания необходимых условий для поступательного динамичного развития страны, укрепления ее имиджа в мировой экономике.

Литература

1. Анищенко В.Н. О современной теории и методологии исследования проблем безопасности страны // Вестник Академии экономической безопасности МВД России, 2009. № 4.

2. Анищенко В.Н., Илюхина Р.В. Институциональные основы мониторинга экономической безопасности. М., 2007.

3. Крылов А.А., Кретов С.В. Перспективы достижения планируемого уровня обеспечения экономической безопасности граждан и общества // Вест. Московского ун-та МВД России. 2010. № 8.

4. Крылов А.А., Селиванов А.И. Особенности управления и обеспечения экономической безопасности России в условиях ВТО // Микроэкономика. 2012. № 5.

5. Крылов А.А., Кретов С.В. Парадигма обеспечения экономической безопасности в постреформенной России // Научный портал МВД России. 2011. № 2.

6. Купрещенко Н.П. Теневая экономика: Учеб. пособие. М., 2013.

7. МащсевичР.С., Анищенко В.Н., ОпальскийА.П. Интеллектуализация деятельности полиции как условие обеспечения экономической безопасности России // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. 2012. № 19.

8. Молчанов А.В. и др. Финансовая безопасность страны: проблемы и перспективы // Экономическая безопасность финансовой системы: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Молчанова. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.