Финансовая безопасность Российской Федерации (теоретические аспекты)
Хабибулина А.А.
Despite of set of scientific publications in the analysis of a problem offinancial safety there are many unresolved questions of theoretical and applied character, one of which are questions of interrelation and differentiation of such categories as «safety of a financial system of Russia» and «financial safety of Russia». In this article are considered theoretical aspects of the specified concepts.
В научном плане феномен безопасности социально-экономических систем и территориально-административных образований, в том числе с государственным суверенитетом, в современной литературе получил достаточно широкое освещение. В настоящее время существует широкая методологическая база для его исследования. Применительно к проблемам экономической и финансовой безопасности теоретико-методологическую основу исследований образуют, в частности, труды таких отечественных и зарубежных экономистов, как: Л.И. Абалкин, К.Л. Астапов, Э.Аткинсон, С.А. Афонцев, П.Я. Бакланов, Е.В. Балацкий, В.В. Бурцев, С.Ю. Глазьев, А.Н. Илларионов, Д. Киду-элл, Г.В. Коржон, Г. Молл, Г. Моргентау, К. Мюрдох, А.Г. Немцов, Г.В. Новиков, Е.А. Олейников, Р. Петерсон, А.А. Прохо-жев, Д. Риккардо, В.К. Сенчагов, А.В. Третьяк, Г.Ю. Трофимов, Дж. Фергюссон, Г.Г. Фетисов, Е.Г. Ясин и др. Несмотря на множество научных публикаций, в анализе проблемы финансовой безопасности остается немало нерешенных вопросов теоретического и прикладного характера, одними из которых являются вопросы взаимосвязи и разграничения таких категорий, как «безопасность финансовой системы России» и «финансовая безопасность России». Рассмотрим более подробно указанные понятия.
Категория «безопасность финансовой системы» является сложной, интегра-тивной и объединяет в себе два понятия — «безопасность» и «финансовая система», которые, как и любые другие категории, в общем случае имеют неоднозначные определения и при рассмотрении каких-либо конкретных вопросов требуют своего контекстного уточнения.
Контекстное уточнение понятия «безопасность», с одной стороны, зависит от свойств и особенностей той сущности (или объекта), о безопасности которой (которого) идет речь. Сущность (объект),
в отношении которой (которого) рассматриваются вопросы безопасности, обычно называют объектом безопасности. Рассуждения о безопасности безотносительно к конкретному объекту безопасности имеют неопределенный характер и, как правило, представляют общенаучный, абстрактно-теоретический или философско-познавательный интерес.
С другой стороны, контекстное уточнение понятия «безопасность» связано со свойствами и особенностями условий (внешних и внутренних), образующих область или сферу влияния, в которой находится объект безопасности, от которой может зависеть его безопасность и которую предполагается рассматривать при определении конкретных причин и факторов, оказывающих то или иное воздействие на безопасность объекта безопасности. Выбор совокупности условий (задание границ сферы влияния), которые должны учитываться при рассмотрении вопросов безопасности какого-либо объекта безопасности, как правило, зависит от целей исследования, определяется общностью свойств исследуемых явлений и обычно осуществляется исполнителями или заказчиками соответствующих работ (исследований). Для того чтобы отразить особенности отдельных составляющих сферы влияния при дифференциальном рассмотрении вопросов безопасности исследуемого объекта безопасности, перед словом «безопасность» обычно ставят имя прилагательное, которое обобщенно характеризует именно рассматриваемую часть сферы влияния. Такую исследуемую часть сферы влияния в ряде работ, посвященных рассмотрению вопросов безопасности, называют предметной областью, или предметом безопасности1.
В России понятие «безопасность» применительно к такому масштабному объекту безопасности, как территориально-административное образование с государственным суверенитетом — страна
0
01
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
0
01
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d я
ü <
ü S I
н
о ф
Российская Федерация, нормативно закреплено в ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»2.
В этой же статье закреплено понятие «жизненно важные интересы» как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства», а также определены перечень и содержание основных объектов безопасности:
> личность — ее права и свободы;
> общество — его материальные и духовные ценности;
> государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Данные объекты безопасности являются базовыми составляющими более общего по отношению к ним объекта безопасности — страна. Следует отметить, что наряду с закрепленными в Законе «О безопасности» категориями в настоящее время широко используется и такое обобщающее понятие, как «национальная безопасность», которое по своей сути можно рассматривать как синоним понятия «безопасность страны», поскольку понятие «национальная безопасность» (или «безопасность нации») заимствовано из документов США, где слово «национальный» применяется в смысле, раскрываемом доминирующим в западных государствах принципом: «Одна страна — одна нация». В современных исследованиях по проблемам национальной безопасности практически каждый исследователь 3 касается полемики о возможности использования словосочетания «национальная безопасность», соглашаясь с тем, что общепринятый в США да и во всем мире термин Nation Security достаточно полно отражает объект исследования и вполне прижился в отечественной научной традиции, политическом процессе и обиходе.
В контексте изложенных рассуждений можно отметить, что категория «финансовая безопасность Российской Федерации» определяет сферу влияния, связанную с финансами или с финансовой системой, которая, в свою очередь, является составной частью более общей сферы влияния, определяемой понятием «национальная».
Чтобы более глубоко понять сущность категории «финансовая безопасность Российской Федерации» и определить границы задаваемой ею предметной области (определить вид безопасности), целесообразно обратиться к сущности понятия, противоположного по смыслу относительно термина «безопасность», а именно — к понятию «опасность»4. При этом следует отметить, что с понятием «безопасность» прямо, а при определенных условиях и непосредственно связана категория «обеспечение безопасности». Применительно к финансовой безопасности такая непосредственная связь возникает по крайней мере при реализации хотя бы одного из следующих двух условий:
> во-первых, в случае, когда те или иные финансовые либо соответствующие им денежные отношения могут наносить вред государству или стране в целом, можно говорить о наличии финансовой опасности. И, как следствие, в этом случае возникает необходимость принятия мер по нейтрализации этой опасности — иными словами, возникает задача обеспечения финансовой безопасности государства (страны);
> во-вторых, вред государству (стране) может наносить неспособность финансов или финансовой системы в целом обеспечивать реализацию его (ее) жизненно важных интересов. В этом случае также можно говорить о финансовой опасности для государства или страны в целом — и, следовательно, также возникает необходимость принятия мер по нейтрализации данной опасности, то есть опять возникает задача обеспечения финансовой безопасности государства (страны).
Косвенно о наличии финансовой опасности государству (стране) можно говорить и в случае возникновения угроз5 (опасностей) самим финансам или финансовой системе как предметной области финансовой безопасности. Но в теории систем и теории безопасности в таком случае принято осуществлять переход от рассмотрения проблемы безопасности исходного объекта безопасности государства или страны к рассмотрению проблемы безопасности самого предмета безопасности — финансов или финансовой системы в целом.
Таким образом, при рассмотрении вопросов нейтрализации угроз финансам
или финансовой системе предмет финансовой безопасности государства или страны превращается в объект безопасности следующего нижестоящего уровня. Иными словами, возникает проблема безопасности финансов или финансовой системы в целом как проблема безопасности нового объекта безопасности, в качестве которого выступают финансы или финансовая система в целом. При этом в зависимости от характера угроз, определяющих природу предмета безопасности нового объекта безопасности, определяется вид безопасности финансов или финансовой системы (например, если угрозы финансам или финансовой системе имеют экономическую природу, то можно говорить об экономической безопасности финансов или финансовой системы; если угрозы финансам или финансовой системе имеют информационную природу, то можно говорить об информационной безопасности финансов или финансовой системы6).
Следует отметить, что возникновение косвенных угроз (угроз объектам безопасности более низкого уровня относительно рассматриваемого) необязательно может приводить к нанесению существенного вреда (недопустимого ущерба7) рассматриваемому объекту безопасности или объектам безопасности более высокого уровня.
Наличие объективной взаимосвязи угроз (опасностей) финансам или финансовой системе в целом с угрозами государству (стране), исходящих от финансов (финансовой системы), позволяет говорить об иерархии и диалектической взаимосвязи производных от них категорий — «безопасность финансов» (или финансовой системы в целом) и «финансовой безопасность России». Такой дуализм понятия «безопасность» как системообразующей категории в рамках изложенного предметно-объектного подхода присущ всем системным составляющим, связанным с данным понятием.
Следует также отметить, что при рассмотрении проблемы финансовой безопасности России целесообразно ее предметную область (предмет безопасности), от которой прямо зависит жизнедеятельность страны как объекта безопасности, оценивать с двух позиций: > существования возможности негативного воздействия финансов (или их отдельных элементов) на объект безопасности и, как следствие, нанесения вреда (недопустимого ущерба) объек-
ту безопасности со стороны рассматриваемого предмета; > существования (наличия) функциональной или ресурсной достаточности финансов или финансовой системы для обеспечения жизнедеятельности (функционирования) страны. Критерием отнесения (неотнесения) тех или иных условий, причин и факторов к угрозам (опасностям) для какого-либо объекта безопасности может являться наличие (отсутствие) прямого вреда или возможности прямого нанесения (ненанесения) вреда (ущерба) рассматриваемому объекту безопасности в результате их (условий, причин или факторов) проявления. Условия, причины или факторы, негативное проявление или недостатки которых могут прямо наносить вред (ущерб) исследуемому объекту безопасности или от которых прямо зависит безопасность объекта безопасности, образуют предметную область безопасности, которая при определенных обстоятельствах может сама переходить в объектную область безопасности. Причины перехода финансовой системы в состояние, опасное для страны, являются косвенными угрозами безопасности страны.
Приведенные рассуждения отражают объективные предпосылки, обусловленные прежде всего системообразующим характером категории «безопасность».
В общем случае изложенный подход предполагает рассмотрение категории «финансовая безопасность» как невозможность нанесения недопустимого вреда свойствам объекта безопасности, обусловливаемым финансами, их материальной основой и инфраструктурой. Положение о невозможности нанесения недопустимого вреда функционированию и свойствам объекта безопасности либо его структурным составляющим служит базовым методологическим основанием для выделения основных подвидов финансовой безопасности страны в целом. При этом человек, общество и государство, безусловно, являются базовыми элементами страны как объекта безопасности самого верхнего уровня, каждый из которых обладает своим финансовым предметом безопасности.
В сформулированном определении понятия «финансовая безопасность» акцентируется внимание на «недопустимом вреде», поскольку просто возникновение финансовых угроз объектам безопасности необязательно может приводить к нане-
0
01
г •
о
о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
0
01
О СЧ
О О
о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
сению им сколько-нибудь существенного вреда (недопустимого ущерба — в смысле ущерба, величина которого является недопустимой для устойчивого функционирования объекта безопасности). Целесообразность введения в дефиниции понятия «финансовая безопасность» указанного ограничения обусловлена тем, что всегда существуют негативные условия, в результате проявления которых имеет место определенный вред объекту безопасности. Идеальных или стерильных условий не бывает, поэтому отождествление понятия «безопасность» с отсутствием опасности может вызывать критические возражения. Так, по мнению Н.В. Михалкина: «Практически невозможно найти ситуацию, когда в отношении какого-либо субъекта отсутствует всякая опасность и тем более угроза»8. Вместе с тем следует отметить, что сами по себе стерильные условия могут быть вредными, поскольку они, как правило, способствуют деградации адаптационных свойств объекта безопасности к негативным факторам внешней и внутренней среды и, как следствие, к снижению его живучести, а следовательно, и безопасности. В этом аспекте наряду с понятием «безопасность», целесообразно рассматривать понятие «живучесть» как способность противостоять негативным воздействиям внешней среды на протяжении определенного промежутка времени. При этом особо следует отметить, что как понятие «живучесть», так и само понятие «безопасность» теряют смысл вне времени без определения конкретного исторического промежутка или без определения временных интервалов, на которых они рассматриваются9.
В ряде работ, посвященных вопросам обеспечения экономической безопасности, используется понятие «уровень безопасности» и осуществляется градация таких уровней по какому-либо критерию — в частности, по критерию реализуемости угрозы на практике. Так, например10:
> безопасный уровень — определяет диапазон состояний в условиях устойчивого функционирования социально-экономической системы, при котором, безусловно, обеспечивается стабильность жизнедеятельности объекта безопасности;
> условно опасный уровень — определяет диапазон состояний социально-экономической системы в условиях наличия предпосылок к появлению
или начала действия дестабилизирующих факторов, однако эти предпосылки и действия, которые можно рассматривать как угрозы безопасности социально-экономической системы, еще не представляют явной опасности для ее жизнедеятельности в целом;
> опасный уровень — определяет диапазон состояний социально-экономической системы в условиях действия дестабилизирующих факторов, представляющих опасность для безопасности социально-экономической системы, но еще не переводящих ее в критическое состояние, когда необходимо принимать экстренные меры;
> критический уровень — определяет диапазон состояний социально-экономической системы в условиях действия дестабилизирующих факторов, представляющих особую опасность для социально-экономической системы и переводящих ее в критическое состояние, когда необходимо принимать экстренные меры;
> закритический уровень — определяет состояние социально-экономической системы в условиях действия дестабилизирующих факторов, представляющих крайнюю опасность для социально-экономической системы и переведших ее в такое состояние, когда возможен развал системы, прекращение существования системы в том виде, в каком она ранее существовала. По своему смыслу и предназначению
указанные уровни отражают различные этапы развития угрозы во времени, но при этом не дается характеристика степени опасности или тех негативных последствий, которые могут возникнуть в случае реализации угрозы. Поэтому и при использовании изложенного подхода к градации состояний объекта безопасности по уровням безопасности остается актуальным вопрос оценки по критерию «недопустимый ущерб» в случае реализации угрозы и соответственно отнесения состояния объекта безопасности к опасному или безопасному на заданном интервале времени.
Используя методические положения предметно-объектового подхода к определению финансовой безопасности, можно сделать соответствующие контекстные уточнения и дефиниции понятия «безопасность системы финансов» или более общего понятия «безопасность финансо-
вой системы». Как ранее было отмечено, объектом безопасности на данном уровне выступает система финансов (финансовая система). Поэтому безопасность системы финансов (финансовой системы) заключается в невозможности нанесения со стороны внешних и внутренних условий недопустимого вреда свойствам системы финансов (финансовой системы). При этом, конкретизируя предмет безопасности применительно к объекту безопасности — система финансов (финансовая система), можно сказать, что в качестве такового могут выступать как множества материальных объектов и условий, так и совокупности организационных, правовых, информационных и других отношений и связей. В частности, если в качестве предметной области безопасности финансов рассматривается информационная сфера, то можно говорить об информационной безопасности финансовой системы, под которой может пониматься невозможность нанесения недопустимого ущерба объекту безопасности — финансовой системе — со стороны ее информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационных средств.
В целом, сформулированные теоретические положения, подходы к контекс-
тному уточнению сущности таких терминов, как «финансовая безопасность», «безопасность финансовой системы», и других взаимоувязанному, иерархически подчиненному использованию понятий «объект безопасности» и «предмет безопасности» при рассмотрении вопросов безопасности Российской Федерации в финансовой сфере позволяют обоснованно различать и устанавливать системно подчиненную иерархию таких парных категорий, как «финансовая система» и «система финансов»; «финансовая безопасность Российской Федерации» и «безопасность финансовой системы Российской Федерации» и т.п. При этом первая в каждой паре категория является системным понятием более высокого уровня по отношению ко второй. Изложенные подходы могут рассматриваться как развитие отдельных положений существующих теорий в области национальной, экономической и финансовой безопасности и использоваться для решения практических задач обеспечения финансовой безопасности социально-экономических систем, в том числе обладающих государственным суверенитетом, а также для организации соответствующих обеспечивающих систем безопасности.
Литература и примечания
1. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шестюка. М., 2002.
2. Закон РФ № 2446-1 от 5 марта 1992 «О безопасности» / Ведомости СНД и ВС РФ. № 15. 9 апреля 1992 г. Ст. 769; Российская газета. № 103. 6 мая 1992 г.
3. Ю.И. Дерюгин, В.М. Манилов, С.В. Степашин, В.И. Митрохин, Г.В. Осипов, В.С. Пирумов, А.А. Про-хожев, Л.И. Шершнев и др.
4. В настоящей работе под «опасностью» понимается категория, характеризующая внешние формы и внутреннее содержание объекта, несущие вред, убыток, горе (см.: Первый толковый большой энциклопедический словарь. С-Пб., М.: Рипол-Норинт, 2006).
5. В настоящей работе под «угрозой» понимается категория, характеризующая факторы внешних условий и внутреннего состояния объекта, способные приводить к опасностям для самого объекта (см., например: Первый толковый большой энциклопедический словарь. С-Пб., М.: Рипол-Норинт, 2006.). Иными словами, угроза — еще не реализовавшаяся опасность или условия, способствующие возникновению опасности.
6. Молчанов А.В., Сомик К.В. и др. Информационная безопасность финансовой системы. М.: АЭБ МВД России, 2008.
7. Здесь имеется в виду ущерб, величина которого является недопустимой для устойчивого функционирования объекта безопасности.
8. Михалкин Н.В. Безопасность Российской Федерации. Вопросы теории и практики. М., 1993. С. 7.
9. Анищенко В.Н. О современной теории и методологии исследования проблем безопасности страны / Вестник АЭБ МВД России, 2009. № 4.
10. Еделев А.Л. Анализ стратегической стабильности субъектов Российской Федерации Южного федерального округа. М.: АЭБ МВД России, 2008.
0
01
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф