Научная статья на тему 'Финансовая безопасность: природа, сущность, содержание, основные понятия'

Финансовая безопасность: природа, сущность, содержание, основные понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1632
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабибулина А. А.

In this article are considered the essence, the maintenance, the basic concepts of financial safety of the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая безопасность: природа, сущность, содержание, основные понятия»

(О

Ol

О СЧ

О О

о

CL

ce

CQ s

H

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У

s S

0

1

о *

о

S ф Ч

я *

< s

I H

о ф

со

Финансовая безопасность: природа,

сущность, содержание, основные понятия

Хабибулина А.А. *

In this article are considered the essence, the maintenance, the basic concepts of financial safety of the state.

Важность теоретического осмысления и практического решения проблемы обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации в современных условиях обусловлена рядом обстоятельств.

1. Необходимостью научного обоснования закрепленного в ст. 2 Конституции Российской Федерации1 (далее — Конституция) в качестве основы конституционного строя «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», закрепленных в гл. 2 Конституции прав и свобод человека и гражданина и на этой основе уточнения взаимосвязи проблем безопасности человека, общества и государства с финансовой безопасностью страны в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности»2.

2. Необходимостью реализации основных положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.3, где обеспечение экономической безопасности страны, важной составной частью которой является финансовая безопасность как «создание безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществление устойчивого развития страны», определяется в качестве одного из основных приоритетов национальной безопасности Российской Федерации наряду с национальной обороной и государственной безопасностью4.

3. Сохранением и развитием исторической преемственности в теории и практике обеспечения финансовой безопасности российского государства.

4. Необходимостью уточнения роли и места заинтересованных органов власти в государственном механизме обеспечения финансовой безопасности России в современных условиях и на перспективу.

Уточнение концептуальных подходов к решению проблемы обеспечения финансовой безопасности страны в современных условиях связано с получением ответов на такие вопросы, как особенности обеспечения финансовой безопасности страны в современных условиях, характеризуемых интенсивным развитием процессов глобализации мировой экономики и все еще продолжающимся мировым финансовым кризисом, сущность и взаимосвязь ключевых категорий безопасности в финансовой сфере («финансовая безопасность», «безопасность финансовой системы», «обеспечение финансовой безопасности страны»; объектная и предметная области финансовой безопасности страны; механизм формирования и реализации угроз в сфере финансовой безопасности (виды угроз, причины их возникновения и условия, способствующие реализации, источники и объекты посягательства, критерии оценки возможного ущерба и т.п.), оценка современного состояния финансовой безопасности Российской Федерации, определение основных направлений повышения эффективности деятельности органов власти по ее обеспечению и т.д.

Представляется, что решение указанных вопросов позволит:

> уточнить роль и место финансовой безопасности Российской Федерации в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

> создать определенные теоретические предпосылки для повышения эффективности деятельности органов власти в сфере обеспечения финансовой безопасности России с учетом современной внутриполитической и социально-экономической обстановки, тенденций и динамики развития международной обстановки;

> установить взаимосвязь деятельности государства по обеспечению финансовой безопасности с другими видами

Кандидат экономических наук.

обеспечения национальной безопасности: экономической, экологической, информационной, технологической и т.п.; > развить научную основу для правового регулирования развития и функционирования системы обеспечения финансовой безопасности страны, защиты от преступных посягательств национальной финансовой системы как одного из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности. Наиболее эффективной теоретической основой исследования проблемы обеспечения финансовой безопасности страны, противодействия преступным посягательствам в данной сфере представляется системный, сравнительный и структурно-функциональный подходы, синер-гетический (системно-синергетический) и диалектический методы анализа5. В системе методологических подходов к изучению проблем безопасности можно выделить также методологию геополитического анализа. Основные положения указанной теоретико-методологической основы в контексте рассматриваемых вопросов заключаются в следующем.

Системный подход обеспечивает возможность всестороннего рассмотрения как адаптационных свойств самого государства в целом, так и механизма их функционирования при обеспечении финансовой безопасности в условиях складывающихся угроз и опасностей. При этом подвергаются всестороннему изучению внешние и внутренние возмущающие воздействия, возникающие в процессе жизнедеятельности государства. Применение методологии системного анализа предполагает постановку особого акцента на анализе финансовых угроз и опасностей, которые формируются как внутри, так и вовне страны и связаны как с внутренними, так и с внешними воздействиями. Системный подход позволяет определить роль и место обеспечения финансовой безопасности в общей системе обеспечения национальной безопасности, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Сравнительный (компаративный) подход дает возможность более глубоко познать существенные изменения, которые произошли как в природе развития российского государства и его потенциальных возможностях в сфере финансовой безопасности, так и в построении системы его защиты в постсоветский период.

Структурно-функциональный подход базируется на разложении исследуемого объекта на составные части и выявлении функциональных зависимостей между ними. Он предполагает оценку результатов функционирования тех или иных государственных образований (институтов) и элементов системы обеспечения общественной и социально-экономической безопасности. Данный подход позволяет раскрыть необходимость и особенности существования специальной правоохранительной подсистемы обеспечения финансовой безопасности в связи с недостаточностью иных подсистем национальной безопасности для решения задач защиты национальных интересов в соответствующей сфере от преступных посягательств.

Синергетический (системно-синерге-тический) подход позволяет в процессе исследования держать в центре внимания проблему обеспечения финансовой безопасности, механизма самоорганизации финансовой системы в условиях действия дестабилизирующих факторов. При этом анализу подвергаются не столько внешние воздействия на жизнедеятельность системы, сколько ее способность к восстановлению и воспроизводству в процессе эволюционного развития страны. В рамках этого подхода существуют возможности моделирования синерге-тического потенциала национальной финансовой системы, выявления ее возможностей сохранять устойчивость в условиях резкого нарастания диссипативных явлений и неравновесных состояний, а также синхронизировать деятельность всех государственных институтов в сфере обеспечения финансовой безопасности на основе согласованного принятия политических и управленческих решений.

Диалектический подход дает наибольший результат при изучении явлений конфликтного характера, что, несомненно, является важным для понимания проблем деятельности в сфере финансовой безопасности России. Как известно, социально-политические и финансово-экономические кризисы и конфликты являются питательной средой для преступного мира и источником криминальных угроз. Кроме того, анализ общественных противоречий, дающих импульс развитию общества и государства, и социально-классовых конфликтов как источников самодвижения дает возможность более глубокого познания механизма изменений самого государства и его защитной компоненты.

(0 О!

О СЧ

О О О О.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

Геополитический анализ позволяет исследовать зависимости между политическими процессами и географическим положением народов и государств. На первом плане в геополитическом анализе — теоретические и практические вопросы обеспечения социально-экономической безопасности, выходящие за пределы страны, носящие международный (глобальный) и транснациональный характер. Методология геополитического анализа обладает также инструментальными возможностями при изучении политического взаимодействия по линии «центр — периферия» (его устойчивости, эффективности и безопасности) в рамках крупного государственного образования, каковым является Российская Федерация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложенные методологические основы исследования вопросов обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации, противодействия криминальным угрозам в данной сфере позволяют:

а) обеспечивать комплексный характер разработки и всесторонность концептуальных подходов к защите национальных интересов России в финансовой сфере от преступных посягательств;

б) осуществлять анализ проблем обеспечения финансовой безопасности и рассмотрение вопросов, касающихся качественных характеристик, состояния системы специальных институтов и механизмов обеспечения финансовой безопасности на фоне глубоких изменений в стране, а также хода мирового политического процесса в условиях глобализации. Особое значение в данном контексте имеет выяснение сущностной и содержательной стороны вопроса, которая заключается в учете функциональных и ресурсных возможностей современного российского государства, а также уязвимых сторон его развития в финансовой сфере.

В научном плане феномен безопасности социально-экономических систем и территориально-административных образований, в том числе с государственным суверенитетом, в современной литературе получил достаточно широкое освещение. В настоящее время существует обширная методологическая база для его исследования. Несмотря на множество научных публикаций, в анализе проблемы финансовой безопасности остается немало нерешен-

ных вопросов теоретического и прикладного характера, одними из которых являются вопросы взаимосвязи и разграничения таких категорий, как «безопасность финансовой системы России» и «финансовая безопасность России». Рассмотрим более подробно указанные понятия.

Категория «безопасность финансовой системы» является сложной, интегра-тивной и объединяет в себе два понятия: «безопасность» и «финансовая система», которые, как и любые другие категории, в общем случае имеют неоднозначные определения и при рассмотрении каких-либо конкретных вопросов требуют своего контекстного уточнения.

Контекстное уточнение понятия «безопасность», с одной стороны, зависит от свойств и особенностей той сущности (или объекта), о безопасности которой (которого) идет речь. Сущность (объект), в отношении которой (которого) рассматриваются вопросы безопасности, обычно называют объектом безопасности. Рассуждения о безопасности безотносительно к конкретному объекту безопасности имеют неопределенный характер и, как правило, представляют общенаучный, абстрактно-теоретический или фи-лософско-познавательный интерес.

С другой стороны, контекстное уточнение понятия «безопасность» связано со свойствами и особенностями условий (внешних и внутренних), образующих область или сферу влияния, в которой находится объект безопасности, от которой может зависеть его безопасность и которую предполагается рассматривать при определении конкретных причин и факторов, оказывающих то или иное воздействие на безопасность объекта безопасности. Выбор совокупности условий (задание границ сферы влияния), которые должны учитываться при рассмотрении вопросов безопасности какого-либо объекта безопасности, как правило, зависит от целей исследования, определяется общностью свойств исследуемых явлений и обычно осуществляется исполнителями или заказчиками соответствующих работ (исследований). Для того чтобы отразить особенности отдельных составляющих сферы влияния при дифференциальном рассмотрении вопросов безопасности исследуемого объекта безопасности, перед словом «безопасность», как правило, ставят имя прилагательное, которое обобщенно характеризует именно рассматриваемую часть сферы влияния6.

В общем случае понятие «безопасность» как категория, противоположная по смыслу категории «опасность», характеризует состояние объекта, то есть статику формы существования объекта, обуславливающую понимание безопасности как состояния защищенности в определенный момент времени, и находится в диалектической взаимосвязи (статика — динамика) с категорией «стабильность», отражающей форму существования объекта во времени, то есть процесс.

В России понятие «безопасность» применительно к такому масштабному объекту безопасности, как территориально-административное образование с государственным суверенитетом — страна Российская Федерация, впервые было нормативно закреплено в ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»7.

Дальнейшее развитие и нормативное закрепление понятийного аппарата в сфере безопасности получило в новой редакции Закона «О безопасности» — в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», в котором базовым понятием является категория «национальная безопасность», определяемая в ст. 1 указанного Закона как «деятельность по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность)» 8.

Следует отметить, что такое обобщающее понятие, как «национальная безопасность», можно рассматривать как синоним понятия «безопасность страны». Словосочетание «национальная безопасность» (или «безопасность нации») заимствовано из документов США, где слово «национальный» применяется в смысле, раскрываемом доминирующим в западных государствах принципом: «Одна страна — одна нация». В современных исследованиях по проблемам национальной безопасности практически каждый исследователь 9 касается полемики о сущности словосочетания «национальная безопасность», соглашаясь с тем, что общепринятый в США, да и во всем мире, термин Nation Security достаточно полно отражает объект исследования и вполне прижился в отечественной научной традиции, политическом процессе и обиходе.

В контексте изложенных рассуждений можно отметить, что категория «финансовая безопасность Российской Федерации» определяет сферу влияния, связанную с финансами (системой финансов или финансовой системой), которые, в свою очередь, является составной частью более общей сферы влияния, определяемой понятием «национальная» (ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»).

При контекстном использовании понятия «система финансов» следует учитывать, что в теории систем как наиболее общей теоретической основе системного анализа10, а равно и в теории финансов11 принято различать сложное понятие, включающее слово «система», в котором наименование объектной области используется в качестве дополнения (лингвистическая конструкция типа: «система + наименование объектной области», например, «система финансов»), и сложное понятие со словом «система», в котором наименование объектной области используется в качестве прилагательного (лингвистическая конструкция типа: «прилагательное от наименования объектной области + система», например, «финансовая система»). Иными словами, применительно к рассматриваемому вопросу понятия «система финансов» и «финансовая система» являются различными: 1) понятие «финансы» как взаимоувязанная «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования или государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач» 12, уже само по себе является системообразующей категорией, и, для того чтобы подчеркнуть ее системный характер, а также в случае, когда речь идет обо всей совокупности финансовых отношений, используется понятие «система финансов». Отождествление финансов (всей совокупности финансов) с системой используется различными авторами. Например, «финансы — это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспре-

OI

О CJ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

деления валового внутреннего продук-

та»

13

Ol

О CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

я <

S I

н

о ф

со

При таком понимании в состав системы финансов может включаться и криминальная составляющая финансов как совокупность совершаемых в преступных (криминальных) целях денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, полученные преступным путем и используемые в дальнейшем для решения экономических и иных, в том числе криминальных, задач; 2) понятие «финансовая система» изначально является более общей категорией по отношению к понятию «система финансов», поскольку прилагательное «финансовая» указывает на то, что рассматриваемая система имеет отношение к финансам, связана с финансами. Указанное обстоятельство и обуславливает использование различными исследователями расширенного по отношению к понятию «финансы» определения категории «финансовая система». Например, «финансовая система» в широком смысле представляет собой совокупность финансовых отношений, финансовых институтов и инфраструктуры, в процессе функционирования которых формируются и используются фонды денежных средств. При таком понимании в состав финансовой системы включаются бюджетная, кредитная и налоговая подсистемы государства, а также все элементы финансовых отношений: финансы государства, предприятий, населения»14. Учитывая использование расширительной (без признака императивности) трактовки понятия «финансы», в состав финансовой системы включаются также различные объективные, в том числе криминальные, денежные отношения, неформальные финансовые институты (криминальные финансовые институты) и соответствующая инфраструктура. Функционирование данных отношений обеспечивает формирование и использование фондов денежных средств, получаемых преступным путем. Исходя из сформулированных положений, можно заключить, что финансовая система по своей сути является функ-

циональной системой15 в отличие от системы финансов, которая является искусственной и нематериальной, поскольку сами финансы:

> это прежде всего денежные отношения;

> эти денежные отношения являются составляющей общественных отношений, представляющих собой «многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них»16;

> это отношения, «порожденные деятельностью реальных людей», и они «существуют лишь как формы, алгоритмы этой деятельности»17.

Чтобы более глубоко понять сущность категории «финансовая безопасность Российской Федерации» и определить границы предметной области, задаваемой ею (определить вид безопасности), целесообразно обратиться к сущности понятия, противоположного по смыслу относительно термина «безопасность», а именно — к понятию «опасность». В настоящей работе под опасностью понимается «категория, характеризующая внешние формы и внутреннее содержание объекта, несущие вред, убыток, горе18. При этом следует отметить, что с понятием «безопасность» прямо, а при определенных условиях и непосредственно связана категория «обеспечение безопасности». Применительно к финансовой безопасности такая непосредственная связь возникает по крайней мере при реализации хотя бы одного из следующих двух условий:

1) в случае, когда те или иные финансовые или соответствующие им денежные отношения могут наносить вред государству или стране в целом, можно говорить о наличии финансовой опасности — и, как следствие, в этом случае возникает необходимость принятия мер по нейтрализации этой опасности, или, иными словами, возникает задача обеспечения финансовой безопасности государства (страны);

2) вред государству (стране) может наносить неспособность финансов или финансовой системы в целом обеспечивать реализацию его (ее) жизненно важных интересов. В этом случае также можно говорить о финансовой опасности для государства или страны в целом — и, следовательно, также возникает необходимость принятия мер по нейтрализации данной опасности, то есть опять возникает задача обеспечения финансовой безопасности государства (страны).

20

Исходя из основного содержания понятия «обеспечение национальной безопасности», сформулированного в п. 25 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.19, как «поддержание правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации», содержание категории «обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации» может быть определено как поддержание правовых и институциональных механизмов и ресурсных возможностей России в финансовой сфере на уровне, отвечающем национальным интересам страны.

Косвенно о наличии финансовой опасности государству (стране) можно го ворить и в случае возникновения угроз (опасностей) самим финансам или финансовой системе как предметной области финансовой безопасности. Но в теории систем и теории безопасности в таком случае принято осуществлять переход от рассмотрения проблемы безопасности исходного объекта безопасности государства или страны к рассмотрению проблемы безопасности самого предмета безопасности — финансов или финансовой системы в целом.

Таким образом, при рассмотрении вопросов нейтрализации угроз финансам или финансовой системе предмет финансовой безопасности государства или страны превращается в объект безопасности следующего нижестоящего уровня. Иными словами, возникает проблема безопасности финансов или финансовой системы в целом как проблема безопасности нового объекта безопасности, в качестве которого выступают финансы или финансовая система в целом. При этом в зависимости от характера угроз, определяющих природу предмета безопасности нового объекта безопасности, определяется вид безопасности финансов или финансовой системы (например, если угрозы финансам или финансовой системе имеют экономическую природу, то можно говорить об экономической безопасности финансов или финансовой системы; если угрозы финансам или финансовой системе имеют информационную природу, то можно говорить об информационной безопасности финансов или финансовой системы21).

Следует отметить, что возникновение косвенных угроз (угроз объектам безопасности более низкого уровня относительно

рассматриваемого) необязательно может приводить к нанесению существенного вреда (недопустимого ущерба22) рассматриваемому объекту безопасности или объектам безопасности более высокого уровня.

Наличие объективной взаимосвязи угроз (опасностей) финансам или финансовой системе в целом с угрозами государству (стране), исходящих от финансов (финансовой системы), позволяет говорить об иерархии и диалектической взаимосвязи производных от них категорий — «безопасность финансов» (или финансовой системы в целом) и «финансовая безопасность России». Такой дуализм понятия «безопасность» как системообразующей категории в рамках изложенного предметно-объектного подхода присущ всем системным составляющим, связанным с данным понятием.

Следует также отметить, что при рассмотрении проблемы финансовой безопасности России целесообразно ее предметную область (предмет безопасности), от которой прямо зависит жизнедеятельность страны как объекта безопасности, оценивать с двух позиций:

а) с позиции существования возможности негативного воздействия финансов (или их отдельных элементов) на объект безопасности и, как следствие, нанесения вреда (недопустимого ущерба) объекту безопасности со стороны рассматриваемого предмета;

б) с позиции существования (наличия) функциональной или ресурсной достаточности финансов или финансовой системы для обеспечения жизнедеятельности (функционирования) страны.

Критерием отнесения (неотнесения) тех или иных условий, причин и факторов к угрозам (опасностям) для какого-либо объекта безопасности может являться наличие (отсутствие) прямого вреда или возможности прямого нанесения (ненанесения) вреда (ущерба) рассматриваемому объекту безопасности в результате их (условий, причин или факторов) проявления. Условия, причины или факторы, негативное проявление или недостатки которых могут прямо наносить вред (ущерб) исследуемому объекту безопасности или от которых прямо зависит безопасность объекта безопасности, образуют предметную область безопасности, которая при определенных обстоятельствах может сама переходить в объектную об-

(0 О!

О СЧ

О О О О.

с[ со

I-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

ласть безопасности. Причины перехода финансовой системы в состояние, опасное для страны, являются косвенными угрозами безопасности страны.

Приведенные рассуждения отражают объективные предпосылки, обусловленные прежде всего системообразующим характером категории «безопасность».

В общем случае изложенный подход предполагает рассмотрение категории «финансовая безопасность» как невозможность нанесения недопустимого вреда свойствам объекта безопасности, обусловливаемым финансами, их материальной основой и инфраструктурой. Положение о невозможности нанесения недопустимого вреда функционированию и свойствам объекта безопасности либо его структурным составляющим служит базовым методологическим основанием для выделения основных подвидов финансовой безопасности страны в целом. При этом человек, общество и государство, безусловно, являются базовыми элементами страны как объекта безопасности самого верхнего уровня, каждый из которых обладает своим финансовым предметом безопасности.

В сформулированном определении понятия «финансовая безопасность» акцентируется внимание на недопустимом вреде, поскольку просто возникновение финансовых угроз объектам безопасности необязательно может приводить к нанесению им сколько-нибудь существенного вреда (недопустимого ущерба — в смысле ущерба, величина которого является недопустимой для устойчивого функционирования объекта безопасности). Целесообразность введения в дефиниции понятия «финансовая безопасность» указанного ограничения обусловлена тем, что всегда существуют негативные условия, в результате проявления которых имеет место определенный вред объекту безопасности (идеальных или стерильных условий не бывает, поэтому отождествление понятия «безопасность» с отсутствием опасности может вызывать критические возражения. Так, по мнению Н.В. Михалкина, «практически невозможно найти ситуацию, когда в отношении какого-либо субъекта отсутствует всякая опасность и тем более угро-за»23). Вместе с тем следует отметить, что сами по себе стерильные условия могут быть вредными, поскольку они, как правило, способствуют деградации адаптационных свойств объекта безопасности к негативным факторам внешней и внутренней среды и, как следствие, к снижению его живучести, а следовательно, и безопасности. В этом ас-

пекте наряду с понятием «безопасность» целесообразно рассматривать понятие «живучесть» как способность противостоять негативным воздействиям внешней среды на протяжении определенного промежутка времени. При этом особо следует отметить, что как понятие «живучесть», так и само понятие «безопасность» теряют смысл вне времени без определения конкретного исторического промежутка или без определения временных интервалов, на которых они рассматриваются24.

В ряде работ, посвященных вопросам обеспечения экономической безопасности, используется понятие «уровень безопасности» и осуществляется градация таких уровней по какому-либо критерию — в частности, по критерию реализуемости угрозы на практике. Так, например25:

> безопасный уровень определяет диапазон состояний в условиях устойчивого функционирования социально-экономической системы, при котором, безусловно, обеспечивается стабильность жизнедеятельности объекта безопасности;

> условно опасный уровень определяет диапазон состояний социально-экономической системы в условиях наличия предпосылок к появлению или начала действия дестабилизирующих факторов, однако эти предпосылки и действия, которые можно рассматривать как угрозы безопасности социально-экономической системы, еще не представляют явной опасности для ее жизнедеятельности в целом;

> опасный уровень определяет диапазон состояний социально-экономической системы в условиях действия дестабилизирующих факторов, представляющих опасность для безопасности социально-экономической системы, но еще не переводящих ее в критическое состояние, когда необходимо принимать экстренные меры;

> критический уровень определяет диапазон состояний социально-экономической системы в условиях действия дестабилизирующих факторов, представляющих особую опасность для социально-экономической системы и переводящих ее в критическое состояние, когда необходимо принимать экстренные меры;

> закритический уровень определяет состояние социально-экономической системы в условиях действия дестабилизирующих факторов, представляющих крайнюю опасность для социаль-

но-экономическои системы и переведших ее в такое состояние, когда возможен развал системы, прекращение существования системы в том виде, в каком она ранее существовала. По своему смыслу и предназначению указанные уровни отражают различные этапы развития угрозы во времени, но при этом не дается характеристика степени опасности или тех негативных последствий, которые могут возникнуть в случае реализации угрозы. Поэтому и при использовании изложенного подхода к градации состояний объекта безопасности по уровням безопасности остается актуальным вопрос оценки по критерию «недопустимый ущерб» в случае реализации угрозы и соответственно отнесения состояния объекта безопасности к опасному или безопасному на заданном интервале времени.

Используя методические положения предметно-объектового подхода к определению финансовой безопасности, можно сделать соответствующие контекстные уточнения и дефиниции понятия «безопасность системы финансов» или более общего понятия — «безопасность финансовой системы». Как ранее было отмечено, объектом безопасности на данном уровне выступает система финансов (финансовая система). Поэтому безопасность системы финансов (финансовой системы) заключается в невозможности нанесения со стороны внешних и внутренних условий недопустимого вреда свойствам системы финансов (финансовой системы).

При этом, конкретизируя предмет безопасности применительно к объекту безопасности — системе финансов (финансовой системе), можно сказать, что в качестве такового могут выступать как множества материальных объектов и условий, так и сово-

купности организационных, правовых, информационных и иных отношений и связей. В частности, если в качестве предметной области безопасности финансов рассматривается информационная сфера, то можно говорить об информационной безопасности финансовой системы, под которой может пониматься невозможность нанесения недопустимого ущерба объекту безопасности — финансовой системе, со стороны ее информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационных средств.

Сформулированные теоретические положения, подходы к контекстному уточнению сущности терминов «финансовая безопасность», «безопасность финансовой системы» и т.д., взаимоувязанному, иерархически подчиненному использованию понятий «объект безопасности» и «предмет безопасности» при рассмотрении вопросов безопасности Российской Федерации в финансовой сфере позволяют обоснованно различать и устанавливать системно-подчиненную иерархию таких парных категорий, как «финансовая система» и «система финансов», «финансовая безопасность Российской Федерации» и «безопасность финансовой системы Российской Федерации» и т.д. При этом первая в каждой паре категория является системным понятием более высокого уровня по отношению ко второй. Изложенные подходы могут рассматриваться как развитие отдельных положений существующих теорий в области национальной, экономической и финансовой безопасности и использоваться для решения практических задач обеспечения финансовой безопасности социально-экономических систем, в том числе обладающих государственным суверенитетом, а также организации соответствующих обеспечивающих систем безопасности.

Литература и примечания

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009 г. № 7.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»// Российская газета. 29 декабря 2010 г. № 295; Собрание законодательства РФ. 3 января 2011 г. № 1. Ст. 2; Парламентская газета. 14—20 января 2011 г. № 1-2.

3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19 мая 2009 г. № 88.

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19 мая 2009 г. № 88.

5. Теория систем и системный анализ в управлении организациями / под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006; Системный анализ и принятие решений: справочник-словарь / под ред. В.Н. Волковой и В.Н. Козлова. М.: Высшая школа, 2004.

6. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шестюка. М., 2002.

7. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» / Ведомости СНД и ВС РФ. 9 апреля 1992 г. № 15. Ст. 769; Российская газета. 6 мая 1992 г. № 103.

8. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» // Российская газета. 29 декабря 2010 г. № 295; Собрание законодательства РФ. 3 января 2011 г. № 1. Ст. 2; Парламентская газета. 14-20 января 2011 г. № 1-2.

Ol

О CJ

О О О Q.

С[ со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

9. Ю.И. Дерюгина, В.М.Манилова, С.В.Степашина, В.И. Митрохина, г.В. Осипова, В.С. Пирумова, А.А. Прохожева, Л.И. Шершнева и др.

10. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник / под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.

11. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2007. С. 70.

12. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 504.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2007. С. 54.

14. Молчанов А.В. Финансовая безопасность страны: проблемы и перспективы / Экономическая безопасность финансовой системы: сборник научных трудов / под ред. заслуженного экономиста России, проф. А.В. Молчанова. М., АЭБ МВД России, 2007. С. 7-32.

15. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник / под ред. В.В. Волковой, В.Н. Козлова. М.: Высшая школа, 2004.

16. Всемирная энциклопедия. Философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 726.

17. Там же.

18. Первый толковый большой энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, М.: Рипол-Норинт, 2006.

19. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета 19 мая 2009 г. № 88.

20. Иными словами, угроза - еще не реализовавшаяся опасность или условия, способствующие возникновению опасности.

21. Молчанов А.В., Сомик К.В. и др. Информационная безопасность финансовой системы. М.: АЭБ МВД России, 2008.

22. Здесь имеется в виду ущерб, величина которого является недопустимой для устойчивого функционирования объекта безопасности

23. Михалкин Н.В. Безопасность Российской Федерации. Вопросы теории и практики. М., 1993. С. 7.

24. Там же.

25. Еделев А.Л. Анализ стратегической стабильности субъектов Российской Федерации Южного федерального округа. М.: АЭБ МВД России, 2008.

26. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009 г. № 7.

27. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»// Российская газета. 29 декабря 2010 г. № 295; Собрание законодательства РФ. 3 января 2011 г. № 1. Ст. 2; Парламентская газета. 14-20 января 2011 г. № 1-2.

28. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопас-<0 ности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19 мая 2009 г. № 88.

29. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 19 мая 2009 г. № 88.

30. Теория систем и системный анализ в управлении организациями / под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006; Системный анализ и принятие решений: справоч-

О ник-словарь / под ред. В.Н. Волковой и В.Н. Козлова. М.: Высшая школа, 2004.

31. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шестюка. М., 2002.

32. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» / Ведомости СНД и ВС РФ. 9 апреля 1992 г. q № 15. Ст. 769; Российская газета. 6 мая 1992 г. № 103.

О 33. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 29 декабря О.

Ol

СМ

О

я

2010 г. № 295; Собрание законодательства РФ. 3 января 2011 г. № 1. Ст. 2; Парламентская газета. 14-20 января 2011 г. № 1-2.

ÜJ 34. Ю.И. Дерюгина, В.М.Манилова, С.В.Степашина, В.И. Митрохина, г.В. Осипова, В. С. Пирумова, ^ А.А. Прохожева, Л.И. Шершнева и др.

s 35. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник / под ред. В.Н. Волковой I- и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.

У 36. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В.

1 Врублевской. М.: Юрайт, 2007. С. 70. 37. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 504.

_ 38. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. О Врублевской. М.: Юрайт, 2007. С. 54.

_ 39. Молчанов А.В. Финансовая безопасность страны: проблемы и перспективы / Экономическая безопас-Ю ность финансовой системы: сборник научных трудов / под ред. заслуженного экономиста России, проф.

>5 А.В. Молчанова. М., АЭБ МВД России, 2007. С. 7-32.

2 40. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник / под ред. В.В. Волковой, В.Н. Козлова. р М.: Высшая школа, 2004.

41. Всемирная энциклопедия. Философия / главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 726. 2 42. Там же.

43. Первый толковый большой энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, М.: Рипол-Норинт, 2006. О 44. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета 19 мая 2009 г. № 88. 45. Иными словами, угроза - еще не реализовавшаяся опасность или условия, способствующие возникновению опасности.

2 46. Молчанов А.В., Сомик К.В. и др. Информационная безопасность финансовой системы. М.: АЭБ МВД Ф России, 2008.

47. Здесь имеется в виду ущерб, величина которого является недопустимой для устойчивого функциониро-

Ц вания объекта безопасности

48. Михалкин Н.В. Безопасность Российской Федерации. Вопросы теории и практики. М., 1993. С. 7. _ 49. Там же.

х 50. Еделев А.Л. Анализ стратегической стабильности субъектов Российской Федерации Южного федерального округа. М.: АЭБ МВД России, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.