Научная статья на тему 'Особенности обеспечения финансовой безопасности России в современных условиях'

Особенности обеспечения финансовой безопасности России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2347
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабибулина А.А.

История становления теоретических взглядов на проблемы обеспечения финансовой безопасности России в общем контексте обеспечения общественной и социально-экономической безопасности, свидетельствует о том, что для методологического анализа этой проблемы вопрос о выборе основы научного мировоззрения в государстве очень важен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хабибулина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features financial security of Russia in modern conditions

The history of becoming of theoretical sights at a problem of maintenance of financial safety of Russia in the general context of maintenance of public and social and economic safety, testifies, that for the methodological analysis of this problem the question on a choice of a basis of scientific outlook in sights of the researcher at the state is important.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения финансовой безопасности России в современных условиях»

Особенности обеспечения

финансовой безопасности

России в современных условиях

Хабибулина А.А.

The history of becoming of theoretical sights at a problem of maintenance of financial safety of Russia in the general context of maintenance ofpublic and social and economic safety, testifies, that for the methodological analysis of this problem the question on a choice of a basis of scientific outlook in sights of the researcher at the state is important.

см

01

О CM

О

о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

История становления теоретических взглядов на проблему обеспечения финансовой безопасности России в общем контексте обеспечения общественной и социально-экономической безопасности свидетельствует, что для методологического анализа этой проблемы важен вопрос о выборе основы научного мировоззрения во взглядах исследователя на государство.

Например, на методологических основах концепции самодержавной власти была разработана система взглядов на государственную безопасность Российской империи.

На положениях о классовой борьбе были разработаны теория безопасности Советского Союза и соответствующая система обеспечения общественной и социально-экономической безопасности.

На либерально-демократических идеях основывалась методология разработки концептуальных подходов к обеспечению безопасности послевоенных европейских государств, а впоследствии Российской Федерации. Что было последовательно реализовано в Конституции РФ 1993 г., Законе РФ «О безопасности», Концепции национальной безопасности России 1997 г., а также в последних документах — например, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537) и др.

Обобщая сказанное, можно отметить, что в историческом плане теории обеспечения безопасности страны, как правило, идеологически отражают взаимосвязанную систему компонентов, находящихся в конкретной политико-правовой системе государственности. Поэтому анализ проблемы обеспечения финансовой безопасности России в контексте защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраны и защиты здо-

ровья и жизни людей от преступных посягательств может быть конструктивным лишь при учете состояния современной российской государственности, прогнозируемых изменений во внутренних и внешних условиях его существования и развития, властных, функциональных, ресурсных и иных возможностей государства в сфере безопасности. При этом следует учитывать, что фундаментальные изменения в сущностных основах российской государственности и в состоянии ее реального потенциала в период после 1991 г. вызваны:

1) переходом от тоталитарной к демократической модели государственной организации;

2) особенностями этапа развития Российской Федерации после распада СССР;

3) формированием принципиально новой геополитической и международной обстановки.

Проблема определения факторов, от которых зависят безопасность национальной финансовой системы и финансовая безопасность России, в целом является чрезвычайно важной и наукоемкой. До настоящего времени исследователи данного вопроса еще не пришли к единому мнению. Возможно, причина в том, что рассматриваемый феномен связан со слишком сложными, многофакторными процессами, исследование которых требует адекватной методологии. Анализ литературы, посвященной данному вопросу, показывает, что чем большее количество факторов и взаимосвязей прослеживает исследователь, тем чаще он приходит к выводу о решающей роли принципа разнообразия. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что российская финансовая система, представляя собой единое целое, является далеко не однородным образованием, объединяющим в себе различные

юридические, социальные, организационные и физические объекты. Именно в таком контексте целесообразно рассматривать вопрос о факторах, которые в той или иной мере определяют состояние и оказывают влияние на эволюцию государственных финансов в частности и финансовой безопасности страны вообще. Поэтому сложность и неоднородность национальной финансовой системы представляют одну из ключевых особенностей рассматриваемого феномена, которая, в свою очередь, является исходной при рассмотрении вопросов обеспечения финансовой безопасности России.

В общем случае множество факторов, определяющих особенности обеспечения финансовой безопасности России в современных условиях, может быть представлено набором внешних и внутренних обстоятельств — как отдельных, так и взаимосвязанных и взаимообусловленных. Каждая из таких групп факторов представляет сложную структуру, в разной степени влияющую как на состояние финансовой безопасности страны в целом, так и на состояние отдельных ее элементов.

Рассмотрим сущность и содержание основных групп факторов и обусловленных ими особенностей обеспечения финансовой безопасности России в современных условиях.

I. Внешние факторы

Внешние факторы для каждой отдельно взятой страны и ее государства выступают по крайней мере на двух уровнях:

> к первому уровню можно отнести факторы, которые глобально действуют на все государства;

> второй уровень образуют обстоятельства, складывающиеся для каждого отдельного государства на основе его внешних связей и их отношений с другими государствами и их союзами. В рамках рассматриваемой проблемы

обеспечения финансовой безопасности страны к первой группе факторов прежде всего следует отнести глобализацию экономически отношений в мире и мировой финансовый кризис, которые одновременно представляют как первый глобальный уровень, так и являются определяющими для обстоятельств, образующих второй — национальный — уровень. При этом если глобализация экономических отношений в мире составляет объективную сторону тенденции социально-эко-

номического развития всего мирового сообщества, является генератором новых противоречий и связанных с ними угроз и опасностей, то мировой финансовый кризис — своего рода катализатор и усилитель развития этих угроз и опасностей на конкретном историческом отрезке времени, сила развития и проявления которых зависит от конкретных условий, характерных для каждой данной страны.

Глобализация как объективный общемировой структурный процесс ведет к такому преобразованию мирового пространства, в результате которого обеспечивается свободная циркуляция потоков капиталов, товаров, услуг и идей и вместе с ними — преступности, коррупции, терроризма, экстремизма. По мере развертывания этого процесса идет формирование нового по своей сути международного институционального, правового и культурно-информационного поля и параллельно — новых преступных и террористических рисков и угроОз. Преодолевая национальные границы, глобализация упраздняет расстояния, создает мир, в котором географические и политические барьеры, образно говоря, ни от чего не ограждают и не защищают. Она до основания потрясает закрытые, замкнутые национально-государственные образования. Региональные и национальные общности оказываются частью общемирового пространства и все более широко открываются миру. Глобализация, формируя новую общность государств и народов, создает ситуацию, в которой взаимозависимость не гарантирует равного статуса и даже равной безопасности всем странам. Более того, она ведет к всеобщей социально-экономической уязвимости, к такому положению, при котором традиционная связь между государственным суверенитетом и национальной безопасностью становится разорванной.

Основные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации в условиях глобализации с прогнозом на перспективу до 2020 г. были сформулированы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. На основе анализа положений данного документа, а также последующих выступлений, посланий и иных документов высшего руководства страны1 можно сделать следующие выводы.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений,

сч

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О CJ

О О

о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Российской Федерация переходит к новой государственной политике в области обеспечения безопасности, защите демократических свобод и национальных ценностей. Развитие России идет по пути интеграции в мировую систему общественных отношений в условиях глобализации отношений во всех сферах международной жизни, которые отличаются высоким динамизмом и взаимозависимостью событий и сопровождаются усилением негативных тенденций в развитии транснациональных и трансграничных криминальных процессов. Развитие указанных тенденций связано с происходящими процессами глобализации в мире, обострением межгосударственных противоречий, неравномерностью развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, а также с тем, что ценности и модели развития стали предметом конкуренции на мировом экономическом пространстве.

Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых преступных вызовов и угроз социальной, экономической, финансовой и иных сфер жизнедеятельности. В результате укрепления новых финансовых центров, центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, формирования национального финансового центра, реализации программ инновационного развития, модернизации экономики и повышения конкурентоспособности национального хозяйства на мировом экономическом пространстве. Развитие положительных тенденций закрепления России в числе государств — лидеров в мировой экономике усиливает привлекательность и негативное внимание к российской экономике со стороны международных организованных преступных сообществ.

В современных условиях угрозу финансовой безопасности Российской Федерации представляет деятельность международных организаций, участвующих в финансировании терроризма, террорис-

тических и экстремистских действий по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, в приобретении средств террора и организации диверсий, а также противоправная финансово-хозяйственная деятельность преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, по организации каналов незаконной миграции.

На негативное развитие общей обстановки в финансовой сфере влияние могут оказывать:

а) противоречия между основными участниками мировых финансов, мировой экономики и политики;

б) совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий;

в) возрастание преступных, военных и экономических угроз самой мировой финансово-экономической системе, стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам;

г) негативные тенденции в демографической ситуации, в том числе обострение мировой демографической ситуации;

д) возрастание угроз, связанных с:

> неконтролируемой и незаконной миграцией;

> наркоторговлей;

> торговлей людьми;

> другими формами транснациональной организованной преступности;

е) нарастание дефицита жизненно важных природных ресурсов, включая возможность дефицита пресной воды;

ж) усиление интересов национальной и транснациональной преступности, стимулируемое ростом внимания международной политики на долгосрочную перспективу к обладанию источниками энергоресурсов, в том числе:

> на Ближнем Востоке, особенно в приграничных с Россией районах, прежде всего с Южным федеральным округом;

> на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики;

> в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии;

з) возможные решения в условиях конкурентной борьбы за ресурсы возникающих проблем с применением силы и совершением террористических актов — как со стороны отдельных государств, так и крупных организованных преступных сообществ — с вовлечением в конфликты населения, особенно вблизи границ Российской Федерации;

к) последствия мировых финансово-экономических кризисов, которые по совокупному ущербу могут быть сопоставимы с масштабным применением военной силы.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств. Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику. Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств участников Содружества Независимых Государств в рамках прежде всего самого Содружества. При этом приоритетным направлением во внешнеэкономической деятельности по-прежнему остается сотрудничество с Республикой Беларусь в рамках Договора о создании Союзного государства (далее — Договор). Учитывая указанное обстоятельство, а также модельный характер, глубину и перспективность данного направления, целесообразно более подробно рассмотреть такое сотрудничество, в первую очередь в финансовой сфере.

Углубление интеграционных процессов и укрепление связей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь являются объективной потребностью их развития в постсоветском периоде. Инс-

титуциональное оформление этой тенденции в виде подписания Договора о создании Союзного государства2 позволило обеспечить устойчивость ее практического претворения в жизнь во всех сферах жизнедеятельности стран — участниц Договора (далее — стран — участниц), упорядочить и скоординировать их совместные действия.

Экономика как фундаментальная основа функционирования любого социально-административного образования, преимущественно обладающего государственным суверенитетом, является важнейшей сферой интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь. Объективная потребность объединения национальных экономик убедительно подтверждается аналогичными процессами в различных областях современной мировой экономике, где все активнее развиваются многочисленные и разнообразные интеграционные процессы.

Ключевой составляющей любой экономики являются финансы. Потребности объединения национальных экономик государств — участников Договора в единое экономическое пространство Союзного государства обуславливают необходимость интеграции и национальных финансов, а также формирования государственных финансов Союзного государства. Последнее обстоятельство прямо следует из положений, изложенных в разделе II «Предметы ведения Союзного государства» Договора, где, в частности, определено, что к ведению Союзного государства или совместному ведению Союзного государства и государств — участников относятся:

> создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств — участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;

> единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;

> единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;

> единое законодательство об иностранных инвестициях;

> разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;

> статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;

см

О!

О СМ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О CJ

О О

о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

> согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;

> осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;

> обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий.

Указанные положения Договора позволяют говорить о финансах Союзного государства, которые в период создания этого государства представляют интеграционное объединение финансов стран-участниц и государственных финансов Союзного государства, формируемых в соответствие с нормами Договора.

Обоснованность такого утверждения вытекает, с одной стороны, из положений Договора, регулирующих отношения государств — участников в период создания Союзного государства, которые предусматривают осуществление и порядок деятельности как в соответствии с общими нормами Договора, прямо определяющими отношения государств — участников в рамках Союзного государства, так и «в соответствии с законодательством государств — участников и их договорами с третьими странами впредь до унификации их законодательства» в соответствующих областях (см., например, ст. 8, 13, 14 и др. Договора). С другой стороны, Договором определены и нормативные предпосылки для формирования финансов или системы финансов Союзного государства. Основные из них перечислены ниже.

1. Принципы формирования единого экономического пространства (раздел III Договора), предусматривающие: > поэтапное введение в Союзном государстве единой денежной единицы (валюты) с одновременным созданием единого эмиссионного центра, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы. Осуществление указанной функции реализуется на основе взаимодействия с другими органами Союзного государства и государственными органами государств — участников. Единый эмиссионный центр не

вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке. Союзное государство предоставляет и получает кредиты, дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим государственным советом (ст. 22);

> осуществление в Союзном государстве единой политики в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов (ст. 23);

> действие в Союзном государстве общего рынка ценных бумаг, предусматривающего их свободное обращение, и создание соответствующих учреждений по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка (ст. 24);

> завершение государствами — участниками унификации требований к организации надзора за банками и иными кредитными учреждениями исходя из основных принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, и применение единой ставки рефинансирования и общих норм резервных требований к банкам (ст. 25);

> создание и действие в Союзном государстве единого законодательства в части обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, порядка осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций. Государства — участники будут совместно заключать с третьими странами международные договоры по данному вопросу, согласованно принимать на себя обязательства (ст. 26);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> действие в Союзном государстве единых принципов взимания налогов, не зависящих от места нахождения налогоплательщиков на его территории (с. 27);

> проведение государствами — участниками единой торговой политики в отношении третьих стран, международных экономических организаций и экономических объ-

единении, применение единых ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, единых таможенных режимов, единого порядка таможенного оформления и контроля, унификация законодательства о государственном регулировании внешнеторговои деятельности и о защите экономических интересов государств — участников при осуществлении внешнеи торговли (ст. 28);

> действие в Союзном государстве единого таможенного пространства, в отношении которого применяются: единый порядок экспортного контроля; единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза; единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.

2. Бюджет Союзного государства (ст. 32,

раздел IV Договора):

> бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов;

> бюджет Союзного государства формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств — участников;

> в порядке и в случаях, установленных Высшим государственным советом по предложению Совета министров, одобренному Парламентом, наполнение бюджета может осуществляться также и из иных источников;

> вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов управ -ления Союзного государства регулируются Советом министров Союзного государства в соответствии с нормативно-правовыми актами Союзного государства, а также законодательством государств — участников;

> государства-участники самостоятельно несут расходы, связанные с

осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетом Союзного государства;

> бюджет Союзного государства не может иметь дефицит;

> исполнение бюджета до создания казначейства Союзного государства осуществляют казначейства государств — участников в части, касающейся территорий своих государств.

Вместе с тем необходимо отметить, что после заключения Договора государствами — участниками принимались различного рода документы, реализующие, развивающие, дополняющие и уточняющие его положения, которые в совокупности с самим Договором образуют юридическую основу формирования финансов (системы финансов) Союзного государства 3.

Следует различать государственные финансы Союзного государства как института или органа управления страной и финансы Союзного государства как стра-ны4. Предпосылками допустимости двойственного использования наименования «Союзное государство» (при обозначении органа управления страной и в качестве наименования самой страны) являются следующие.

1. Положения ст. 7 Договора, однозначно определяющие территориальные вопросы интеграционного образования, а именно:

> территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств — участников;

> государства — участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства;

> внешней границей Союзного государства являются границы государств — участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств — участников.

2. Положения ст. 14 Договора, однозначно определяющие вопросы гражданства Союзного государства, а именно:

> граждане государств — участников являются одновременно гражданами Союзного государства;

> в Союзном государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

см

О!

О СМ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О CJ

О О

о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

Рассмотрим систему финансов Союзного государства, используя расширительную (без признака императивности) трактовку понятия «финансы» как «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования или государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач» 5. В соответствии с указанной расширительной трактовкой понятия «финансы» интегрированная система финансов Союзного государства может рассматриваться как система, объединяющая в себе все формы финансовых отношений, включая противоправные, объективно существующие в сферах ведения Российской Федерации, Республики Беларусь и Союзного государства. Интегрированная финансовая система Союзного государства является системой, объединяющей в себе все вышеуказанные формы финансовых отношений, объективно существующие в сферах ведения Российской Федерации, Республики Белоруссия и Союзного государства, а также инфраструктуру и институты, функционирование которых обеспечивает формирование и использование фондов денежных средств.

Выделение противоправной составляющей финансов в самостоятельные элементы системы финансов, в том числе теневых и криминальных финансовых институтов, и соответствующей инфраструктуры — в самостоятельные элементы финансовой системы носит условный характер, поскольку:

> все противоправные денежные отношения в сфере финансов (например, финансы, обеспечивающие формирование общей кассы организованного преступного сообщества), теневые и криминальные финансовые институты (к примеру, институт неформальных руководителей организованных преступных сообществ) и теневая инфраструктура финансов (например, предприятия, создаваемые по поддельным и иным документам на короткое время для обеспечения проведения определенных противоправных кредитно-финансовых операций, которые получили наименования «фирмы-однодневки», или так назы-

ваемые прачечные предприятия или центры, создаваемые для обеспечения легализации доходов, полученных преступным путем, их обналичивания и введения в легальный оборот) тесно переплетаются с легальными финансами, легальными финансовыми институтами и легальной инфраструктурой финансов;

> теневые и криминальные элементы рассматриваемых систем не могут существовать отдельно от их легальных составляющих;

> в сложившихся экономических условиях теневые и криминальные элементы финансовой системы страны являются дополнительными по отношению к их легальным.

С развитием интеграционных процессов система финансов и финансовая система Союзного государства, безусловно, могут претерпевать различного рода изменения и трансформации, что будет требовать, в свою очередь, развития теоретических основ их исследования, анализа и совершенствования. Кроме того, следует отметить, что с появлением новых интегративных образований, таких как интегрированная система финансов и интегрированная финансовая система Союзного государства, возникают и новые проблемы, одной из которых является проблема финансовой безопасности Союзного государства. Исходя из особенностей объекта безопасности — Союзное государство как Союз Независимых Государств, проблема финансовой безопасности в рассматриваемом случае трансформируется в проблему коллективной финансовой безопасности.

С понятием «коллективная финансовая безопасность» прямо и непосредственно связана проблема коллективного обеспечения финансовой безопасности государств участников Договора и Союзного государства в целом. Применительно к финансам такая непосредственная взаимосвязь проблем коллективной финансовой безопасности Союзного государства и коллективного обеспечения финансовой безопасности Союзного государства возникает по крайней мере при выполнении следующих двух условий:

> в случае, когда те или иные финансовые либо соответствующие им денежные отношения в одном или обоих государствах — участниках Договора, или в Союзном государстве могут наносить вред другому или обоим госу-

дарствам, или Союзному государству в целом, можно говорить о наличии финансовой опасности. И, как следствие, в данном случае возникает необходимость принятия коллективных 6 мер по нейтрализации этой опасности — иными словами, возникает задача коллективного обеспечения финансовой безопасности государств — участников Договора или Союзного государства; > вред государству участнику Договора или Союзному государству может наносить неспособность финансов или финансовой системы Союзного государства обеспечивать реализацию их жизненно важных интересов. В этом случае также можно говорить о финансовой опасности для отдельного государства — участника Договора или Союзного государства в целом и, следовательно, также возникает необходимость принятия мер по нейтрализации данной опасности, то есть опять возникает задача коллективного обеспечения финансовой безопасности государства участника Договора или Союзного государства в целом.

Наряду с Республикой Беларусь и другими странами — участницами СНГ Россия тоже заинтересована в укреплении Евразийского экономического сообщества как ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водноэнергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения. Вместе с тем для России особое значение имеет укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества, стимулирование в ее рамках практических шагов, способствующих укреплению взаимного доверия и партнерства в Центрально-Азиатском регионе. Россия выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает и формирование в Евро-атлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе. Россия также стремится к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства

с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России.

II. Внутренние факторы

На основе анализа положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.7, а также последующих выступлений, посланий и иных документов высшего руководства страны8 можно выделить следующие внутренние факторы и особенности обеспечения финансовой безопасности России.

1. Российская Федерация в новое тысячелетие вошла в сложный период своего развития, после глубокого системного кризиса 90-х гг., завершившегося дефолтом 1998 г. Развал экономики, гиперинфляция и резкое падение жизненного уровня населения не могли не оказать своего негативного воздействия на все стороны жизнедеятельности общества. В стране резко активизировалась преступность. В этот период широкое распространение и развитие получили теневая экономика, экономическая и организованная преступность, что обусловило необходимость принятия на государственном уровне экстренных мер по улучшению криминальной оперативной обстановки в стране. Принятые в первые годы тысячелетия меры позволили добиться перелома в негативном развитии ситуации и выхода уже во второй половине первого десятилетия текущего столетия на положительную динамику изменения криминальной оперативной обстановки в стране.С помощью обновленных правоохранительных институтов и механизмов начала реализовываться государственная политика в области обеспечения национальной безопасности, адекватная внутренним и внешним условиям, стали создаваться необходимые условия и предпосылки для укрепления системы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраны и защиты здоровья и жизни людей от преступных посягательств, обеспечения социаль-

см

О!

О СМ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СМ

Ol

О CM

О

о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я <

S I

н

о ф

со

но-экономической безопасности страны. Стали находить решение первоочередные задачи по борьбе с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, начал восстанавливаться авторитет правоохранительных органов в обществе. В целом к концу первого десятилетия XXI в. были сформированы необходимые предпосылки для обеспечения социально-экономической безопасности, предотвращения внутренних и внешних криминальных угроз в этой сфере, динамичного развития и превращения органов внутренних дел в эффективный правоохранительный институт защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраны и защиты здоровья и жизни людей от преступных посягательств. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.9 a) национальными интересами Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются:

> развитие демократии и гражданского общества;

> повышение конкурентоспособности национальной экономики;

> обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;

> превращение России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира;

> б) к числу основных приоритетов устойчивого развития страны относятся:

> повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраны и защиты здоровья и жизни людей от преступных посягательств;

> защита интересов национальной экономики и обеспечение условий экономического роста путем организации эффективного противодействия национальной, транснациональной и трансграничной организованной преступности экономической направленности на основе инновационного развития системы правоохранительных институтов и механизмов;

> участие в обеспечении стратегической стабильности и развитии равноправного стратегического партнерства на основе укрепления сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств в рамках формирования многополярной модели мироустройства.

При этом следует акцентировать внимание на том, что в настоящее время Российская Федерация это уже не прежнее Советское государство, соединявшее в одних руках власть и собственность, осуществлявшее централизованное управление экономическим и социальным развитием, построенное на однопартийной основе и жесткой вертикали власти, обладавшее монополией на идеологию и противостоявшее мощному блоку враждебных иностранных государств. Россия XXI в. имеет качественно иную общественную систему по сравнению с советской системой. Новое Российское государство, базирующееся на многообразии форм собственности, провозгласившее ценности демократии, приоритет прав и свобод граждан, многопартийность и идейный плюрализм, располагает в настоящее время другим набором возможностей в сфере безопасности. Существенно изменилось также геополитическое и международное положение Российской Федерации. Осознание этого исторического факта требует принципиально новых подходов к пониманию сущности финансовой безопасности России и к определению стратегии ее обеспечения с учетом общих закономерностей развития аналогичных систем в зарубежных странах.

Литература и примечания

1. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября

2009 г. // Российская газета. 2009. № 214. 13 ноября; Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 гг., 25 мая 2009 // URL:

http://tours.kremlin.ru/appears/2009/05/25/1400_type63373_216772.shtml; Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 гг. // Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».

2. Договор о создании Союзного государства. Российская Федерация и Республика Беларусь. Москва, 8 декабря 1999 г. // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786; Бюллетень международных договоров. 2000. № 3. С. 54-73; Парламентская газета. 1999. 15 декабря; Российская газета. 2000. 29 января; Московский журнал международного права. 2000. № 3. С. 367-384; Сборник нормативных правовых документов Союзного государства за 2000 год. Москва-Минск: Постоянный комитет Союзного государства. 2001. С. 31-59.

3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 30 ноября 2000 г. «О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства» (Соглашение ратифицировано Федеральным законом № 27-ФЗ от 22 марта 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3320; Бюллетень международных договоров. 2001. № 10; Постановление Совета министров Союзного государства № 24 от 21 декабря 2000 г. «О Порядке исполнения бюджета Союзного государства через органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ и органы Государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь» (документ опубликован не был, источник - правовая система «КонсультантПлюс»); приказ Таможенного комитета Союзного государства № 3 от 13 мая

2010 г. «О реализации постановлений коллегии Таможенного комитета Союзного государства» (вместе с «Постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 23 апреля 2010 г.», «Постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства», «Постановлением коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 23 апреля 2010 г.») (документ опубликован не был, источник -правовая система «КонсультантПлюс»); Соглашение от 29 января 2001 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь «О завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве» // Бюллетень международных договоров. 2002. № 9 и др.

4. В дальнейшем, чтобы различать два случая использования термина «Союзное государство», для отражения государственной принадлежности (принадлежности к институту или органу управления страной) будет использоваться словосочетание с прилагательным «государственный» (например, «государственные финансы Союзного государства»), а при использовании термина «Союзное государство» в качестве наименования страны - словосочетание без прилагательного «государственный» (например, «финансы Союзного государства»)

5. В основе приведенного определения использованы теоретические положения проф. В.М. Родионовой (см.: Финансы / под. ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. Гл. 1).

6. В данном случае использование прилагательного «коллективных» обусловлено участием в рассматриваемом процессе не менее двух субъектов, обладающих государственным суверенитетом.

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. № 88. 19 мая.

8. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. № 214. 13 ноября; Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010— 2012 гг. // URL: http://tours.kremlin.ru/appears/2009/05/25/1400_type63373_216772.shtml; Бюджетное сЗ послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 гг. // Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».

9. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. № 88. 19 мая. О

О Q.

СС

СО s

H

о

0

1

о л с

о

m <з> vo

>5

О *

О ф

У

s

2

0

1

о *

0 s s S ф d

л *

< s

1 H

о ф

CQ

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.