Экономическая безопасность и механизмы создания Международного финансового центра в Москве*
Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. вызвал острую потребность в построении высокотехнологичного и конкурентного на мировом уровне российского финансового рынка, что выдвинуло в качестве приоритетной задачу создания Международного финансового центра (МФЦ) в Москве как органичной и неотъемлемой составляющей финансово-экономической безопасности России.
Присвоение городу такого статуса возможно при соблюдении следующих условий: • политическая стабильность страны базирования ФЦ; • высокий уровень экономического роста; • развитость финансового сектора; • четкость и полнота законодательства; • простота ведения бизнеса; • низкий уровень коррупции и преступности; • минимальное количество барьеров в экономике для иностранцев; • благоприятный налоговый климат страны; • современная городская инфраструктура.
Обострившиеся в последние время взаимоотношения России с ведущими западными государствами в связи с присоединением Крыма к РФ, введение США и западными странами санкций, снижение суверенных рейтингов ряда российских банков со «стабильного» на «негативный» создали возможные потенциальные угрозы экономической безопасности и актуализируют проблему скорейшего создания национальной платежной системы и формирования нового финансового центра в Москве как приоритетного проекта, имеющего отчетливую геополитическую составляющую.
Для обеспечения финансово-экономической безопасности страны ещё в 2008 г. Правительство России сформулировало концепцию, а уже в 2013 г. разработала «Дорожную карту» развития Москвы как Международного финансового центра1.
Н.С. Зиядуллаев, И.В. Горн, Д.А. Иванова, Ю.С. Кибардина
УДК 339.7+338.2 ББК 65.268+65.9(0)-98 З-400
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 13-02-00382). This article was prepared with financial support from the Russian Humanitarian Scientific Foundation (project 13-02-00382).
1 Распоряжение Правительства РФ о плане мероприятий «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» от 19.06.2013 http:// government.consultant.ru/page.aspx3575131
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
29 Q
Успешно действуют на федеральном уровне Международный консультативный совет по созданию и развитию МФЦ в Российской Федерации, а также Рабочая группа по созданию и развитию МФЦ при Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка во главе с А.С.Волошиным - экс-руководителем Администрации Президента России. В её задачи входят разработка и представление Президенту России планов развития МФЦ, выработка согласованных решений по вопросам развития МФЦ совместно с госорганами и профессионалами финансового рынка, координация законотворческой деятельности и общей организации работ по совершенствованию финансовой инфраструктуры и регулирование финансового рынка.
Несмотря на репутационные и имиджевые потери на фоне происходящих сейчас глобальных процессов перераспределения сил востребованность новой экономико-финансовой роли Москвы возрастает и поэтому следует усилить работу по формированию Международного финансового центра, хотя уже очевидно, что контрольные показатели «Дорожной карты» создания МФЦ к 2018 г. выполнены не будут.
Тем не менее реальная возможность и объективные предпосылки организации Международного финансового центра в нашей стране существует только в Москве - центре сосредоточения политической власти, финансовых и трудовых ресурсов РФ. По данным Росстата, на 1 января 2014 г. в Москве проживало 12 млн человек, что составляет 8,3% от общего населения России. Она является единственным регионом, обладающим необходимым потенциалом демографических, сырьевых, энергетических, производственных, человеческих, инвестиционных, налогово-финансовых и иных ресурсов для формирования МФЦ. Москва занимает выгодное положение между европейскими и азиатскими финансовыми центрами, а отсутствие языковых барьеров и сохранившиеся гуманитарные, культурные связи с соседними странами сформировали в столице России важнейший межрегиональный центр деловой активности на евразийском пространстве.
Бюджет города Москвы является самым большим в России (в 2012 г. доходы бюджета составили 1,38 трлн руб., а расходы - 1,61 трлн руб.) и одним из самых значительных в мире (по результатам 2012 г. Москва заняла третье место в мире по количеству доходов в бюджет после Нью-Йорка и Шанхая).
Москва входит в первую сотню крупнейших городов мира по уровню развития финансовой инфраструктуры и степени концентрации финансовых ресурсов, что подтверждается ее присутствием в авторитетных международных рейтингах глобальных финансовых центров, учитывающих бизнес-среду, финансы, инфраструктуру, человеческий капитал и репутацию (например, The Global Financial Centres Index - Long Finance (GFCI), где в марте 2014 г. она заняла 73 место, Z/ Yen Group - 69 место среди 83 городов). Хотя следует отметить, что за последний год Москва опустилась с 65 позиции (март 2013 г.)2 из-за снижения темпов роста экономики. Российский ВВП вырос на 1,3% в 2013 г. против изначальной план-
2 Сколько стоит Россия: 10 лет спустя // Ведомости, 2014, от 01 апреля.
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
ки Минэкономразвития в 3,6%. Ориентир на 2014 г. - 2,5%, но прогнозы гораздо ниже из-за обострения ситуации вокруг Крыма3. Экономический рост, по мнению руководителей финансово-экономического блока Правительства РФ, в 2014 г. может составить лишь 0,5%, а отток капитала - более 100 млрд долл.4.
Определенные изменения произошли и среди крупнейших игроков. Нью-Йорк впервые сместил Лондон с позиции крупнейшего мирового центра. Париж опустился с 29 на 36 место, в то время как Пекин поднялся на 49 строчку с 59. Российская столица практически по всем показателям проигрывает не только уже сложившимся финансовым центрам, таким как Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Токио, Берлин, Мюнхен, Шанхай, но и новым бурно развивающимся - Сингапур, Гонконг, Пекин, Сидней и находится по соседству с Хельсинки и Глазго.
Степень развития финансового сектора Москвы существенно отстаёт от крупнейших финансовых центров мира. Доля специалистов, занятых в сфере финансовой деятельности, не превышает 5% от общего числа работающих, что, например, значительно меньше, чем в Лондоне или в Нью-Йорке. Удельный вес налоговых доходов от финансовой деятельности на территории Москвы составляет лишь 12% общего объема налоговых доходов. Российская столица до сих пор имеет слабую репутацию надежного партнера.
Одной из важнейших характеристик финансовых центров любого уровня является степень развития бирж и биржевых операций. В результате слияния ММВБ и РТС в 2011 г. объединенная Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) входит в двадцатку крупнейших бирж мира, на нее приходится более 80% оборота рынка ценных бумаг в России, причем около 30% сделок на ММВБ совершается нерезидентами. Вместе с биржами произошло и слияние двух крупнейших депозитариев - Депозитарно-клиринговой компании (ДКК) и Национального депозитарного центра (НДЦ), - ставших единой компанией Национальным расчетным депозитарием (НРД). 1 апреля 2013 г. в соответствии с выданной лицензией НРД начал свою работу в качестве центрального депозитария России. Слияния бирж и депозитариев направлены на упрощение структуры российского финансового рынка, унификацию правил и требований, предъявляемых к ее участникам и, как следствие, увеличению инвестиционной привлекательности финансового сектора страны.
Неотъемлемой чертой современной финансовой системы является использование платежных систем. Хотя уровень их распространения невысок в среднем по России, в Москве они широко используются. Так, существуют такие платежные системы, как КиберПлат, QIWI, Е-рой, Элекснет, ОСМП, Дельта Телеком и не-
3 Москва как Лондон // Ведомости, 2014, от 18 марта
4 Правительство не уволят // Ведомости, 2014, от 23 апреля
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
31 ^
которые другие, которые позволяют значительно сокращать транзакционные издержки. В настоящее время остро встала задача реанимации и скорейшего создания национальной платежной системы, независимой от внешних факторов. Это вполне реализуемая задача на базе универсальной электронной карты (УЭК), хотя конкурировать с международными системами MasterCard и Viza, а также даже с японской JCB и китайской UnionPay ей будет трудно.
В столичном мегаполисе сосредоточены огромные производственные и научно-исследовательские ресурсы, что повышает привлекательность Москвы для инвесторов и способствует созданию благоприятного инвестиционного климата. В Москве имеется хорошая база для успешного внедрения программ повышения финансовой грамотности населения - высокий уровень человеческого капитала (67 место из 177 стран согласно рейтингу человеческого развития HDI).5 Создание МФЦ в Москве даст возможность сконцентрировать финансовые и организационные ресурсы, сформировать положительное восприятие России международным финансовым сообществом и расширить деятельность отечественных банков на мировой экономической арене.
Столица России значительно проигрывает своим конкурентам по степени развития финансового рынка, уровню защиты прав собственности, прав акционеров и инвесторов. Так, согласно Индексу финансового развития (Financial Development Index 2012), ежегодно публикуемому Всемирным банком, Россия занимает лишь 39 место среди 62 рассматриваемых стран. Наихудшие результаты страна получила по таким показателям, как степень либерализации финансового сектора (56 место), степень развития институциональной среды (59), качество корпоративного управления и решения юридических вопросов (61). Также имеет место противоречивость налогового законодательства, отсутствие регулирования в ряде сфер финансового рынка.
Индекс простоты ведения бизнеса (Doing Business 2013) несравним с ведущими финансовыми центрами мира (112 место). По уровню коррупции Россия занимает 143 место из 182 исследуемых стран.6 Тем не менее такие неблагоприятные показатели не предполагают отказа от идеи создания МФЦ в Москве, а, наоборот, указывают на конкретные проблемы, которые должны быть решены государством в рамках этого проекта и модернизации экономики России.
Проводимая сегодня в России денежно-кредитная политика выбивается своей жесткостью из общемирового тренда: в развитых государствах процентная ставка после кризиса находится вблизи нулевой отметки. Для переориентации её на цели модернизации и развития экономики следует расширить возможности кредитования реального сектора национального хозяйства.
5 Вестник Мэра и Правительства Москвы, №14, т.13, март 2012.
6 Модернизация и экономическая безопасность России: Т. 4 /Под ред. акад. Н.Я. Петракова. - М., СПб: Нестор-История, 2014, с. 116
^ 32
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
Превращение Москвы в финансовый центр мирового уровня предполагает увеличение доли финансового сектора в ВРП мегаполиса c нынешних 11% до 20-25%, как это имеет место в Лондоне, Берлине, Париже, значительный рост объемов и диверсификации форм и видов экспорта финансовых услуг, а также значительное расширение международной деятельности ведущих московских банков.
Для формирования МФЦ в Москве должны быть максимально использованы её конкурентные преимущества: большая и динамичная городская экономика; человеческий капитал; выгодное транзитивное местоположение; достаточно развитый рынок капиталов и ресурсов. Экспортно-ориентированный, открытый характер экономики создает устойчивый спрос на финансовые услуги, международные операции и трансакции, подавляющая часть которых осуществляется через Москву. Кроме того, столица занимает лидирующие позиции среди российских регионов по уровню развития телекоммуникаций и информационных технологий, а также качеству трудовых ресурсов - город Москва характеризуется наибольшим объемом рынка квалифицированной рабочей силы. Центральным звеном пространства МФЦ в Москве является развитая финансово-кредитная инфраструктура.
Реальное значение и авторитет Москвы как МФЦ могут характеризовать индикаторы, отражающие совокупные активы, совокупные обязательства, собственный капитал финансовых организаций, оперирующих в Москве. Во-вторых, удельный вес иностранных участников в деятельности московского финансового рынка, а также их активность на нем. Показательным является количество первичных размещений ценных бумаг (IPO) ведущих мировых эмитентов на фондовых площадках Москвы. В-третьих, высокая роль собственных ресурсов региона в формировании МФЦ. Об активности городских властей в деле привлечения в Москву финансовых организаций, можно судить по объемам различных льгот и гарантий, целенаправленно предоставляемых субъектам финансового рынка за счет средств регионального бюджета. Без постоянного мониторинга, широкой публикации и пропаганды перечисленных условий и факторов трудно добиться улучшения восприятия Москвы как МФЦ мировым инвестиционным сообществом. Реализация заявленных программой целей позволит в перспективе обеспечить формирование в столице России одного из ведущих международных финансовых центров в евроазиатском регионе.
Ключевую роль играет наличие эффективных инструментов и механизмов повышения инфраструктурной обеспеченности в процессе формирования МФЦ и организации его деятельности. Речь идет о создании в столичном мегаполисе соответствующей производственной, социальной, институциональной, рыночной, информационной, инновационной, финансово-кредитной инфраструктуры мирового уровня.
Рейтинговые оценки PricewaterhouseCoopers и факторный анализ массивов информации, сформированный путем обобщения и реструктуризации данных еже-
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
33 Q
годно проводимых исследований компании PricewaterhouseCoopers, посвященных изучению новых городов, выступающих в качестве финансовых центров мира, приведенный в таблице 1, показывает место Москвы среди крупных городов.
Таблица 1
Итоговые данные факторного анализа положения Москвы как МФЦ относительно других
крупных городов в 2012 г.
Город Место Суммарный балл по всем факторам
2011 2012 2011 2012
Торонто 1 1 1084 1027
Стокгольм 2 2 1079 1007
Нью-Йорк 3 3 1079 991
Сан-Франциско 4 4 1068 976
Лондон 7 5 999 966
Сингапур 9 6 977 946
Париж 8 7 992 930
Чикаго 5 8 1026 909
Гонконг 10 9 964 907
Сидней 6 10 1021 887
Берлин 12 11 928 883
Токио 13 12 910 863
Лос-Анджелес 11 13 941 862
Сеул 15 14 826 833
Мадрид 14 15 883 788
Абу-Даби 16 17 684 634
Пекин 17 16 646 634
Москва 20 18 569 625
Мехико 18 19 627 616
Шанхай 19 20 611 606
Йоханнесбург 21 21 550 495
Стамбул 23 22 526 493
Мумбаи 24 23 462 485
Сан-Паулу 22 24 530 477
Источник: расчеты авторов по данным исследования «Города возможностей» компании PricewaterhouseCoopers за 2012 г. http://www.pwc.ru/ru/pub1ications/cities-of-оррогШпйу-2012..|Ы:т1
^ 34
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
Как видно, Москва, хотя и демонстрирует некоторую положительную динамику своего позиционирования относительно других мегаполисов, остается на весьма низком уровне по совокупному значению факторов. Исходя из оценки уровня развития по факторам как высокого в диапазоне 1-8 позиций, как среднего в диапазоне 9-16 позиций и низкого в диапазоне 17-24 позиций, можно констатировать, что по таким факторам, как условия ведения бизнеса, безопасность жизни, развитие инфраструктуры у Москвы фиксируется низкий уровень развития (см. таблицу 2). Эти факторы, естественно, можно рассматривать в качестве лимитирующих при формировании в Москве МФЦ.
Таблица 2
Факторная оценка состояния Москвы как формируемого МФЦ
Фактор Место по фактору в 2011 г. Уровень развития по фактору в 2011 году Место по фактору в 2012 г. Уровень развития по фактору в 2012 году Улучшение (+)/ухудше-ние (-)
Интеллектуальный капитал и инновации 16 средний 16 средний 0
Уровень технологической готовности 13 средний 14 средний -1
Транспорт и городская инфраструктура 14 средний 17 низкий -3
Здравоохранение, безопасность и защищенность 24 низкий 23 низкий +1
Устойчивое развитие и окружающая среда 23 низкий 7 высокий +16
Экономическое влияние 17 низкий 9 средний +8
Легкость ведения бизнеса 23 низкий 22 низкий +1
Затраты на ведение бизнеса 22 низкий 17 низкий +5
Демография и приспособленность к жизни 24 низкий 16 средний +8
Итоговая обобщенная позиция 20 низкий 18 низкий +2
Источник: расчеты авторов по данным исследования «Города возможностей» компании Рпсетс^еЛошеСоореге за 2012 г. http://www.pwc.ru/ru/publications/cities-of-opportunity-2012.
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
35 0
Однако необходимо отметить, что по первым двум факторам имеет место положительная динамика роста и рейтинг Москвы среди мировых центров растет. Кроме того, ответственность за улучшение бизнес-климата и безопасности жизни, по большей части, лежит на федеральных властях и находится в рамках их полномочий и компетенции. Что касается инфраструктурной обеспеченности, то здесь решающую роль в условиях России играют региональные ресурсы и региональные власти.
Итоги сравнительного анализа факторов, влияющих на формирование МФЦ (на основе информации PricewaterhouseCoopers) показывают, что одним из главных лимитирующих факторов успешности формирования в Москве Международного финансового центра является недостаточный уровень инфраструктурной обеспеченности региона - состояние социальной, транспортной, инженерной, коммуникационной инфраструктуры экономики столицы (низкий уровень развития на фоне отрицательной динамики). Недостаточный уровень развития городской инфраструктуры в Москве по сравнению с мировыми финансовыми центрами фиксируют и другие рейтинги. Например, в ежегодных исследованиях Xinhua Dow Jones IFCDI приведены следующие оценки этой сферы московской экономики (из совокупности 45 городов).
Фактор 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Место Баллы Место Баллы Место Баллы
Развитие городской инфраструктуры и среды 37 27,8 39 28,06 41 26,17
Источник:http://www.sh.xinhuanet.com/shstatics/images2013/IFCD2013_En.pdf
Таким образом, оценивая уровень готовности Москвы для формирования на её территории МФЦ, необходимо особое внимание уделить развитию городской инфраструктуры и, соответственно, региональным организационно-экономическим механизмам, обеспечивающим это. Логическая модель деятельности по повышению инфраструктурной обеспеченности экономики Москвы, включает следующие этапы:
• выявление влияния различных факторов и параметров на уровень инфраструктурной обеспеченности региона;
• разграничение полномочий и зон ответственности участников процесса формирования МФЦ по реализации задач развития инфраструктуры обслуживания МФЦ;
• формирование органов управления и координации развития инфраструктуры МФЦ;
^ 36
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
• экономический анализ и оценка фактических (относительных) значений показателей обеспеченности (готовности) региона к формированию МФЦ;
• определение направлений, масштабов и временных рамок работ по развитию инфраструктуры МФЦ;
• выбор и нормативно-законодательное закрепление организационных и экономических механизмов развития инфраструктуры, в том числе привлечения и государственной поддержки инвесторов;
• разработка комплексной программы формирования МФЦ в Москве в части инфраструктурных проектов и мероприятий;
• реализация инвестиционных проектов по развитию социальной, инженерной, транспортной, инновационной инфраструктуры региона, необходимой для обслуживания МФЦ;
• мониторинг хода и оценка итогов работ по формированию инфраструктуры МФЦ.
Модель повышения инфраструктурной обеспеченности экономики Москвы должна быть ориентирована на усиление кооперационных связей в регионе и использовать региональные механизмы и конкретные инструменты нормативной, организационной, экономической поддержки процессов инфраструктурного обеспечения экономического комплекса региона и его финансового сектора.
Экономический механизм формирования МФЦ предполагает диверсификацию финансовых инструментов поддержки и привлечения инвесторов, а также участников финансового рынка. Совершенствование порядка учета, использования и приватизации городского имущества, упорядочение взаимоотношений с уполномоченными банками - все это будет серьезным вкладом городской администрации в развитие МФЦ, повысит привлекательность Москвы как крупной финансовой площадки и зоны комфортного ведения бизнеса. Значимым фактором привлечения в Москву зарубежных финансовых ресурсов могут стать региональные экономические налоговые льготы, предоставляемые правительством города субъектам инфраструктурной и финансовой деятельности.
Организационный механизм формирования МФЦ подразумевает помощь в создании новых быстроразвивающихся компаний, принятие мер по снижению административных барьеров выхода на рынок, соблюдению правил добросовестной конкуренции, а так же антимонопольные меры, борьбу с коррупцией, повышение безопасности ведения бизнеса. Необходимо принимать организационные меры по обеспечению безопасности труда и жизни иностранных специалистов и бизнесменов в Москве, достижению информационной открытости, преодолению языковых барьеров делового общения предпринимателей и финансистов региона и их зарубежных партнеров.
Комплекс механизмов формирования МФЦ как важнейшего инструмента обеспечения экономической безопасности страны обладает системными качествами и пред-
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
37 0
полагает их синхронное и взаимосвязанное применение. Для этого целесообразно разработать для Москвы специальную целевую комплексную программу формирования МФЦ и предусмотреть в ней использование всего спектра соответствующих механизмов. В настоящее время мероприятия по формированию МФЦ сгруппированы в качестве раздела одной из общегородских программ и не носят самостоятельного характера. По нашему мнению, разработка отдельной программы по МФЦ повысит уровень контроля выполнения работ по формированию Международного финансового центра и степень их координации с другими городскими проектами, городской адресной инвестиционной программой, планами освоения новых территорий Москвы.
Формирование в столице РФ Международного финансового центра объективно выгодно всем участникам государственно-частного партнерства и населению региона. Государству, на территории которого функционирует МФЦ, свойственна высокая прозрачность финансовых потоков, прозрачность ведения бизнеса, низкая коррупционность экономики. МФЦ подразумевает развитую инфраструктуру, способную обеспечить необходимый уровень безопасности и комфорта проживания. Государство заинтересовано в формирования МФЦ как точки роста экономики страны, обеспечения ее национальной безопасности, а также центра притяжения инвестиций, интеллектуальных и трудовых ресурсов.
Осуществление взаимодействия государства и общественности предполагает создание соответствующих координационных структур, как в рамках государственной власти, так и в рамках бизнес-сообщества. В настоящее время число координационных органов по вопросу формирования в городе Москве МФЦ, по нашему мнению, недостаточно. По нашему мнению, в Москве, как регионе, в котором ведутся работы по созданию первого в России МФЦ, необходимо сформировать несколько координационных структур по обеспечению взаимодействия городской администрации, бизнес-сообщества и общественности (см. рисунок 1).
Процесс реализации мероприятий по формированию МФЦ, повышению инфраструктурной обеспеченности экономики Москвы должен иметь четкое выражение в конечных показателях, которые могут служить критериями оценки деятельности хозяйствующих субъектов и структур управления, вовлеченных в процесс формирования МФЦ, индикаторами реального уровня развития отраслей инфраструктуры города Москвы, а также, показателями места, занимаемого нашей столицей среди городов - лидеров рейтинга МФЦ.
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
Рисунок 1
Схема органов управления и координации процессов формирования МФЦ
Региональная
программа
........ —^
Программный комитет штаб:
В настоящее время круг показателей оценки хода работ по формированию МФЦ в Москве крайне ограничен. Например, реализуемый в настоящее время Правительством Москвы комплекс работ по созданию МФЦ на 2012-2016 гг. оценивается лишь по четырем обобщающим показателям:
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
39
• индекс финансовой грамотности населения (доля взрослого населения, владеющая базовыми финансовыми знаниями);
• индекс роста участия населения в финансовой системе (прирост депозитов частных лиц, кредитов частным лицам, поступлений в ПИФы и страховых премий);
• количество инструментов коммуникаций, задействованных в реализации программы (интернет-порталы, выставки, радио, телевидение, печатные издания);
• улучшение восприятия Москвы, как МФЦ мировым инвестиционным сообществом.
Данный набор целевых показателей представляется чрезмерно ограниченным и недостаточно представительным. По нашему мнению, стратегическими ориентирами повышения инфраструктурной обеспеченности Москвы применительно к формированию МФЦ в регионе, являются, во-первых, выход инфраструктурного комплекса города в режим планомерного повышения качества инфраструктурного обслуживания населения, предприятий и участников МФЦ; во-вторых, рост конкурентоспособности экономики и трудоспособного населения Москвы в мировой экономике.
Для решения задач оценки и мониторинга хода работ по созданию в Москве МФЦ целесообразно дополнить показателями оценки уровня инфраструктурной обеспеченности региона, характеризующих степень развития инфраструктуры и бизнес-среды региона по характеристикам МФЦ, сложившимся в мировой практике. Такими показателями являются: • плотность городских транспортных коммуникаций; • среднее время в пути от аэропортов до центра города; • доля населения, владеющего иностранным языком; • доля учебных заведений, выдающих сертификаты международного образца; • доля сотрудников финансово-кредитных учреждений и организаций, свободно владеющих английским языком; • количество гостиничных номеров на тысячу жителей города; • удельный вес офисной недвижимости в общем объеме недвижимости, приходящейся на душу населения; • доля офисных помещений класса «А»; • количество банкоматов, обслуживающих карты Visa, Master Card; • количество стационарных телефонных линий на тысячу человек; • число пользователей мобильных телефонов на тысячу человек; • количество Интернет-пользователей на тысячу человек; • затраты на содержание офиса (ставка аренды кв.м в год); • количество и сроки прохождения процедур, необходимых для запуска бизнеса, регистрации собственности.
Кроме того, контрольный набор индикаторов, характеризующих процессы формирования МФЦ в Москве, целесообразно дополнить важнейшими объемными показателями развития финансовой сферы региона: банковского сектора, негосударственных пенсионных фондов, страхового сектора, ипотечного сектора. Реальное значение и авторитет Москвы как МФЦ, могут характеризовать такие индикаторы, как совокупные активы, совокупные обязательства, собственный капитал финансовых организаций, оперирующих в Москве.
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
В ходе формирования МФЦ, принципиально важно наблюдать за удельным весом иностранных участников в деятельности московского финансового рынка, а также их активностью на нем. Показательным будет, например, такой индикатор, как количество первичных размещений ценных бумаг (IPO) ведущих мировых эмитентов на фондовых площадках Москвы.
По развитию региональных механизмов формирования международного финансового центра в Москве позволят более рационально использовать потенциал экономики столичного региона и полномочия региональной администрации для достижения необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности формируемого МФЦ.
Концептуальная схема механизма формирования в российской столице Международного финансового центра (МФЦ) представлена на рисунке 2.
Рисунок 2
Концептуальная схема механизма формирования МФЦ
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
41 Q
Формирование МФЦ в Москве является не только важной составляющей региональной инфраструктуры столичного мегаполиса, но и неотьемлемой частью концепции стратегии долгосрочного обеспечения экономической безопасности России. Создание МФЦ позволит существенно улучшить динамичность экономического развития страны, удовлетворив потребности участников реального сектора национальной экономики в инвестициях, инновациях, широкомасштабных межрегиональных и международных связях, облегчит доступ инвесторов из мировых центров сосредоточения капитала, таких как США, Западная Европа, Китай не только к российским компаниям, но и странам Восточной Европы и СНГ. Рост числа подобных площадок сам по себе является предпосылкой большей транспарентности мировых финансовых рынков, улучшит условия ведения бизнеса на них стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В целях обеспечения финансовой безопасности и гарантированного проведения расчетно-платежных операций необходимо сформировать на евразийском пространстве транспортно-расчетную систему ЕврАзЭС, альтернативную системе SWIFT. Данная система платежей могла бы быть сформирована в короткие сроки на базе Межгосударственного банка СНГ с использованием передовых технологий и информационно-технической базы Банка России и других заинтересованных центробанков.
Конечная цель создания МФЦ состоит в обеспечении выхода страны на рубежи мировой державы, вхождения по важнейшим индикаторам экономического развития и качества жизни в первую пятерку наиболее развитых стран мира. Появление такого центра будет способствовать формированию макроэкономической стабильности, снижению сырьевой зависимости, диверсификации экономики, достижению глобальной конкурентоспособности, модернизации финансовых институтов, обеспечению безопасности валютно-финансовой системы России, интенсивному росту золотовалютных резервов, позиционированию рубля для расчетов на мировом энергетическом рынке, созданию благоприятных бизнес-среды и условий для международного капитала, снижению коррупции, созданию эффективной социальной инфраструктуры и развитию человеческого капитала.
Создание МФЦ в Российской Федерации позволит осуществить более глубокую интеграцию банковского сектора и российских кредитных организаций в глобальные рынки, а также обеспечит всестороннее совершенствование сложившейся системы регулирования финансового рынка. Москва может найти свою уникальную миссию, которую не выполнит больше никакой другой из уже существующих мировых финансовых центров. Такой функцией могло бы стать взаимодействие и связь старого промышленного мира (Запад) и новых развивающихся промышленных держав (Азия, Латинская Америка), обслуживание товарного и связанного с ним фондового транзита по оси Европа - Юго-Восточная Азия, а так-
^ 42
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2014
же финансовое обслуживание трансферта технологий и миграционных потоков. Именно Россия должна стать выразителем интересов постсоветского мира, бурно развивающихся стран БРИКС. Россия может претендовать и на роль представителя интересов Большой Европы, которая стремится к экспансии и способно к трансферту технологий на Восток. Шансом для России в деле обретения Москвой статуса Международного финансового центра могло бы стать активное участие в реконфигурации мировой финансовой системы.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Индивидуум & Государство. Экономическая дилемма
- М.: Изд-во «Весь мир», 2013. - 479 с. (Grinberg R.S., Rubinshtejn A.Ja. Individuum & Gosudarstvo. Jekonomicheskaja dilemma - M.: Izd-vo «Ves' mir», 2013. - 479 s.)
Зиядуллаев Н., Рождественская И., Ростанец В. Международные экономические связи Москвы в посткризисный период: тенденции и проблемы. // Российский внешнеэкономический вестник, 2012, № 4. с. 19-29 (Zijadullaev N., Rozhdestvenskaja I., Rostanec V Mezhdunarodnye jekonomicheskie svjazi Moskvy v postkrizisnyj period: tendencii i problemy. // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2012, № 4. s. 19-29)
Иванов А.Д., Иванова Д.А. Экономические и организационные механизмы повышения инфраструктурной обеспеченности города Москвы как международного финансового центра // Проблемы теории и практики управления, 2013, №3 с.90-97 (Ivanov A.D., Ivanova D.A. Jekonomicheskie i organizacionnye mehanizmy povyshenija infrastrukturnoj obespechennosti goroda Moskvy kak mezhdunarodnogo finansovogo centra // Problemy teorii i praktiki upravlenija, 2013, №3 s.90-97)
Модернизация и экономическая безопасность России: Т. 4 /Под ред. акад. Н.Я. Петракова. - М., СПб: Нестор-История, 2014 - 452 с. (Modernizacija i jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii: T. 4 /Pod red. akad. N.Ja. Petrakova. - M., SPb: Nestor-Istorija, 2014 - 452 s.)
Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации - Распоряжение Правительства РФ от 19.06.2013 http://government. consultant.ru/page.aspx3575131 (Sozdanie mezhdunarodnogo finansovogo centra i uluchshenie investicionnogo klimata v Rossijskoj Federacii - Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 19.06.2013) Цветков В. А. Циклы и кризисы: теоретико-методологический аспект. - М., СПб.: Нестор-История, 2013.- 504 c. (Cvetkov V.A. Cikly i krizisy: teoretiko-metodologicheskij aspekt.
- M., SPb.: Nestor-Istorija, 2013.- 504 c.)
6 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
43 Q