УДК 378.2
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород);
магистрант Боровикова Анна Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
Постановка проблемы. Международные правозащитные организации признают, что знание личностью своих прав дает возможность улучшать качество жизни и повысить доступность образования [61. С 2004 года реализуется всемирная программа образования в области защиты прав человека по эгидой Генеральной Ассамблеи ООН. В плане действий программного документа акцент сделан на включении правового просвещения в систему начального и среднего школьного образования.
В соответствии с программой единственным путем к достижению действенной правовой культуры является обеспечение достаточного уровня знаний о правах и свободах, которые гарантируются в международных документах, а также о способах их защиты. Это поможет осознать, что уважение к правам человека и борьба с дискриминацией - это не только моральный и этический долг, но и юридическая обязанность каждого гражданина.
Учитывая все вышеперечисленное, ЮНЕСКО призывает к расширению правового просвещения и просветительской деятельности в области прав и свобод. Правительства, образовательные учреждения, гражданское общество и международные организации должны консолидироваться, чтобы гарантировать доступность соответствующего обучения и информации для всех [9].
Вместе с тем, в России отсутствует механизмы доведения до населения и педагогической общественности ключевых документов в сфере защиты материнства и детства и их осуществления. В связи с этим создание и внедрение действенных программ и механизмов просветительской работы среди родителей, в том числе воспитывающих обучающихся с ОВЗ, является практически значимой и актуальной проблемой.
Изложение основного материала исследования. Образование по правам человека - неотъемлемая составляющая права каждого ребенка на высококачественное образование. Все участники образовательных отношений должны изучать эту тему, чтобы понимать свои права и уметь их защищать. Начальные и средние школы обязаны внедрять научно-просветительскую работу, где родители и обучающиеся смогут применять свои знания на практике и понимать их значимость в повседневной жизни. В рамках школы учителя играют ключевую роль в достижении этой цели [3, 8].
Значимость работы в этом направлении подчеркивается Конвенцией о правах ребенка. Она гласит, что детские сады и школы обязаны информировать детей и их семьи о принципах и положениях Конвенции. Родители, либо законные представители ребенка являются гарантом соблюдения принципов и положений этого документа [10]. В России с 2011 года в соответствии с указом президента заложены основы политики государства Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В документе определены ключевые направления работы различных государственных и общественных структур по повышению и расширению правовой культуры населения. Научно-просветительская работа в этой области рассматривается как фундамент построения открытого гражданского общества.
Вопросы организации правового просвещения нашли свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах всех ступеней образования, что подчеркивает актуальность и межпредметность обучения правам человека в образовательных организациях. Документы особо подчеркивают недопущение дискриминации в получении качественного и доступного образования по состоянию здоровья. В связи с этим при разработке, адаптированной основной общеобразовательной программы школа в рамках информационно-просветительской работы по правовым вопросам может реализовывать разнообразные формы работы:
- проведение правовых игр, викторин, конкурсов среди учащихся и их родителей;
- организацию правовых курсов и семинаров для учащихся старших классов и их родителей;
- проведение недели правовой культуры;
- создание клуба любителей юридической науки;
- встречи с представителями органов правопорядка;
- пополнение библиотеки специальной литературой по правовым вопросам и пр.
Правовая компетентность родителей влияет на успех правового воспитания их детей, которое в свою очередь закладывает основы культурного и законопослушного общества. В связи с этим важно уделять особое внимание формированию родительской осведомленности в правовой защите обувающихся с ОВЗ. В этих целях образовательные организации могут воспользоваться методическими рекомендациями для образовательных организаций по организации правового просвещения в сфере прав человека 2019 года [5, 7].
Важно создать в школе специальную образовательную среду, которая бы способствовала формированию у учащихся и их родителей знаний, навыков и умений в области защиты прав человека. Необходимо обеспечить доступ всех участников образовательного процесса к правовой информации и материалам. Проводить различные мероприятия и меры по распространению и популяризации знаний в этой области через сайт организации, различные СМИ, Интернет-ресурсы и т.д. В целом, эффективная работа школы в области прав человека требует комплексного подхода, который включает сочетание образовательных, воспитательных, информационных и организационных мероприятий, а также активное взаимодействие со всеми субъектами образовательных отношений [5].
Как показывают результаты проводимых в области правовой осведомленности родителей исследований, личность с достаточно хорошо сформированной правовой компетентностью отличается:
- достаточным объемом правовых знаний, необходимых для регуляции правовых взаимоотношений, в том числе образовательных;
- умениями и навыками, определяющими позицию и стиль поведения в правовой сфере;
- поведением, предупреждающим риск оказаться в криминальной ситуации.
К условиям, определяющим положительное восприятие и отношение к правовым нормам у родителей, можно отнести: ответственность личности за свое поведение; низкий уровень агрессивности, умение сдерживать эмоции и импульсивное
поведение; высокий уровень мотивации достижений, который основан на умении анализировать правовые ситуации. Компетентность родителей является предпосылкой развития правового сознания и у детей [2, 3].
Родители обучающихся, вступая в образовательные правоотношения, должны обладать правосубъектностью, т.е. иметь определенные не только права, но и обязанности. В соответствии с ФЗ «Об образовании» они должны создать условия для того, чтобы ребенок был всесторонне развит и получил основное общее образование. Для реализации этой правовой нормы родителям необходимо обладать определенными знаниями, иметь соответствующие установки в аспекте правовой действительности [4].
Просветительская работа с родителями по развитию правовой культуры в общеобразовательной организации, как представляется, должна вестись с учетом компонентов правовой компетентности, посредством следующих форм и методов:
- выступления педагогов по заданной теме на родительских собраниях;
- разработка и презентация наглядно-информационных материалов для родителей;
- проведение, в том числе онлайн, индивидуальных и подгрупповых тематических консультаций для родителей;
- проведение лекционных и семинарских занятий, бесед, конференций, тренингов, круглых столов и пр. по правовой тематике;
- организация встреч с юристами, работниками правоохранительных органов;
На сегодняшний день, одним из значимых и практикоориентированных средств обучения новым навыкам является тренинг. Работа над развитием правовой компетентности родителей в условиях образовательного процесса посредством тренинга целесообразно проводить на родительских собраниях. Педагоги могут использовать достаточно разнообразные методы и техники, выбор которых во многом зависит от вида, цели и задач тренинга. Среди таковых в обобщенном виде можно выделить: кейсы, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, мозговой штурм и пр. [1].
Тренинг мотивирует личность к расширению собственных знаний, что отражает когнитивный компонент правовой компетентности. В ходе тренинга семья приобретает знания о правовых ценностях, принципах и нормах права. Данный компонент, прежде всего, развивается с помощью таких техник, как групповые дискуссии, мозговой штурм, лекции и т.д. В процессе работы могут быть применены различные методы обучения, такие как изучение текстов нормативных актов, анализ реальных случаев, обсуждение примеров из жизни, выполнение практических заданий и т.д. Кроме этого, ведущий может проводить различные игры, которые помогут участникам лучше запомнить полученную информацию, и развить навыки применения правовой информации на практике. Соответственно, приобретенные в ходе тренинга знания закрепляются на уровне навыков и умений, что отражает мотивационный и деятельностный аспект правовой компетентности.
В аспекте мотивационного компонента правовой компетентности тренинг обеспечивает накопление опыта правого поведения. Участвуя в работе тренинговой группы, родитель идентифицирует и сравнивает себя и свое поведение с другими. Тренинги по правовой компетентности также включают в себя объяснение основных правовых понятий, привыкание к использованию юридической терминологии и знакомство с законодательством, относящимся к области профессиональной деятельности участников тренинга. Эффективность таких тренингов значительно повышается, если они проводятся на примерах актуальных ситуаций и проблем в системы правоотношений участников образовательного процесса.
Целью тренингов по правовой компетентности является формирование у участников уверенности в своих знаниях и способностях в области права, повышение сознательности в выполнении своих обязанностей, укрепление правовой культуры. В результате проведения тренинга семьи получают возможность использовать новые знания и навыки в практике образовательных отношений, что способствует повышению качества образования детей и эффективности достижения поставленных задач [7].
В аспекте деятельностного компонента правовой компетентности в процессе тренинга родители отрабатывают навыки эффективного взаимодействия и поведения. При развитии когнитивного и мотивационного компонентов правовой компетентности в совокупности происходит закрепление положительных поведенческих паттернов в правомерных взаимоотношениях. Мотивация к правомерному поведению возникает у личности с помощью отработки приобретённых знаний в ходе ролевых игр, кейсов, а также различных интерактивных техник, применяемых в ходе работы тренинговой группы.
Важным является тот факт, что рефлексия, проводимая на каждом тренинговом занятии, помогает участникам осознать пробелы в знаниях, способы их устранения. Выработать убеждения и личностную оценку по поводу тех проблем и целей, которые ставились ведущим на момент начала тренингового занятия. Тренинг по правовой компетентности и осведомленности является эффективным инструментом для повышения качества жизни участников и их близких, поскольку правовая грамотность важна для устойчивого развития общества и сохранения прав и свобод ребенка в сфере образования.
Таким образом, тренинг как средство развития правовой компетентности родителей в образовательной организации позволяет обеспечить правомерное взаимодействие родителей и педагогов, закреплять и отрабатывать его путем проживания проблемных ситуаций. Благодаря разнообразным методам и техникам данное средство остается актуальным и интересным для родителей, помогая им развивать собственную правовую компетентность, отрабатывать полученные знания и применять их в ходе повседневной деятельности и воспитания детей.
Выводы. Современное законодательство международного и российского уровня содержит большое количество положений о правах ребенка. Правовое просвещение и компетентность личности рассматривается в качестве неотъемлемой составляющей права на высококачественное образование каждого человека.
Родители должны понимать, что обучение и воспитание ребенка не ограничиваются только учебной программой и оценками. Важно обучить ребенка основам социального и правового поведения, объяснить ему основы законодательства и прав личности. Важно также учить ребенка моральным ценностям и приобщать его к культуре, представлять ему социальные нормы и общественные ценности, в том числе в правовом контексте.
Родители должны быть готовы давать возможность ребенку реализовывать свои права и собственные интересы, обучая его соблюдать и права других людей. Родители, как главные защитники интересов своего ребенка, всегда должны быть внимательны к изменениям законодательства, учитывать интересы ребенка при принятии решений и поддерживать его в жизненных ситуациях.
Посредством привлечения родителей к правовому воспитанию образовательное учреждение осуществляет процесс развития правовой компетентности и семьи. На сегодняшний день для высокого уровня развития правовой компетентности родителей важно эффективное двустороннее сотрудничество образовательных организаций и родителей, что дает по-настоящему качественный результат. Одним из эффективных способов формирования родительской правовой компетентности считается тренинг.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость правого просвещения личности и указывается перечень международных документов, регламентирующих данный вопрос. Подчеркивается роль образовательной организации в
становлении правовой культуры обучающихся и их родителей. Доказывается, что семья оказывает первостепенное влияние на формирование правовой компетентности детей. Раскрываются концептуальные основы и ключевые направления научно-просветительской работы с родителями по правовому просвещению. Указывается, что наиболее эффективной формой организации сотрудничества школы и семьи в сфере правого просвещения является тренинг. Описывается алгоритм и компоненты тренинговой работы с родителями по правовому просвещению.
Ключевые слова: образовательная организация, школа, родители, семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, правовое просвещение, правовая культура, научно-просветительская работа.
Annotation. The article substantiates the need for legal education of the individual and indicates the list of international documents regulating this issue. The role of the educational organization in the formation of the legal culture of students and their parents is emphasized. It is proved that the family has a primary influence on the formation of legal competence of children. The conceptual foundations and key directions of scientific and educational work with parents on legal education are revealed. It is indicated that the most effective form of organization of cooperation between school and family in the field of legal education is training. The algorithm and components of training work with parents on legal education are described.
Key words:, educational organization, school, parents, family of a child with disabilities, legal education, legal culture, scientific and educational work.
Литература:
1. Аминова, E.P. Тренинг как средство развития правовой компетентности родителей в общеобразовательной организации / Е.Р. Аминова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2020. -№ 1. - С. 4-9
2. Дрогина, И.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как одно из эффективных условий успешной социализации детей с ОВЗ / И.С. Дрогина // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ. - Москва, 2018. - С. 90-94
3. Есикова, Т.В. Формирование правовой компетентности родителей / Т.В. Есикова, С.В. Шадрина // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. -2021. - Вып. 20. - С. 19-24
4. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие / Е.М. Кропанева. - Екатеринбург: РГППУ, 2010.- 166 с.
5. Методические рекомендации для образовательных организаций по организации правового просвещения в сфере прав человека. - Москва, 2019. - 69 с.
6. Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье / А. Г. Московкина. - Москва: Прометей, 2015. - 124 с.
7. Мусинов, П.А. Формирование нравственно-правовой культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки: монография / П.А. Мусинов. - Томск, 2005. - 171 с.
8. Науменкова, К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков / К.В. Науменкова. - Москва, ПЕРО, 2013. - С. 23.
9. Шайдуров, А.А. Проблемы развития правовой культуры будущих учителей. Текст: монография / А.А. Шайдуров. -Екатеринбург, 2002. - 198 с.
10. Югова, О.В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Югова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - №2(77). - С. 195-203
УДК 372.8
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
студентка ПермяковаДарья Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Сегодня одной из главных задач образовательных учреждений является систематическое и целенаправленное развитие творческой активности обучающихся. Для этого, педагоги должны дать возможность детям проявлять себя в различных областях деятельности. Когда ребенок вовлечен в продуктивное творческое занятие, это приводит к раскрытию его индивидуальных способностей и навыков, к раскрытию его потенциала.
Развитие творческого начала в детях обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где обозначено, что одним из личностных результатов должно стать стремление к самовыражению в различных видах художественной деятельности, а также сформированы ценности познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании [5].
К проблеме развития творческого начала обучающихся обращались исследователи Т.Н. Прохорова, М.А. Бондарь, О.Г. Манеева. Они считали, что творческая активность школьников представляет собой качество личности, которое присуще не только личности в целом, но и деятельности, которую она осуществляет. Готовность к творчеству выражается в единстве потребностей, мотивов, интересов и действий. Исследователи B.C. Безрукова, В.Г. Иванова, А.И. Карманчиков творческую активность личности характеризовали как высший уровень активности человека, ее развитие связывали с включением обучающихся в поисковую деятельность, которая подразумевает совместную работу с педагогом, а также рефлексию. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что единого и общепринятого определения понятия «творческая активность» на данный момент не существует.
Безусловно, наибольшим потенциалом развития творческой активности является урок изобразительного искусства. Но, программы по предмету, а именно методы и формы урока остаются традиционными, направленными на отработку навыков рисования, а также овладения знаниями в области искусства. Эти тезисы находят подтверждение и в исследовании М.В. Кудейко. Она пишет, что формирование творческой активности ребенка на начальном этапе не стоит приоритетной задачей и в учебных программах не уделяется достаточного внимания на ее целенаправленное развитие на учебных и внеклассных занятиях [3]. Таким образом, учителю нужно самостоятельно искать способы заинтересовать, замотивировать детей, включить их в продуктивную, творческую работу.
Изложение основного материала исследования. На современном этапе развития общества к личности предъявляются такие требования, как способность к самосовершенствованию и непрерывному саморазвитию. Поэтому потребность в