Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПАРТНЕРСТВО / ПРОСВЕЩЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСКИЕ СООБЩЕСТВА / СОБЫТИЙНЫЕ ВСТРЕЧИ / ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ СНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илакавичус Марина Римантасовна, Якушкина Марина Сергеевна

В статье обоснована необходимость взаимодействия разных субъектов образовательного процесса в школе, в том числе родителей учащихся. Показано, что новая стратегия в системе образования требует просветительской работы с родителями. Просвещение родителей не может сегодня довольствоваться только информированием. Просветительская работа с родителями может и должна строиться с учетом менталитета разных народов. В статье приведены примеры наиболее эффективного опыта организации просвещения родителей в государствах-участниках СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ENLIGHTENMENT AS A MEANS OF DEVELOPING PARENTAL COMMUNITIES: EXPERIENCE OF THE CIS MEMBER STATES

The article substantiates the need for interaction between different subjects of the educational process at school, including students’ parents. It is shown that the new strategy in the education system requires educational work with parents. Parental education today cannot be content with information alone. Educational work with parents can and should be built taking into account the mentality of different people. The article provides examples of the most effective experience in organizing parental education in the CIS member states.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ»

Человек и образование. 2022. №3. С. 45-56.

Научная статья УДК 379.8

doi: 10.54884/S181570410023070-2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

Марина Римантасовна Илакавичус1, Марина Сергеевна Якушкина2*

^анкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия 2Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-4706-2877 2*[email protected], https://orcid.org/0000-0002-8759-9807

Аннотация. В статье обоснована необходимость взаимодействия разных субъектов образовательного процесса в школе, в том числе родителей учащихся. Показано, что новая стратегия в системе образования требует просветительской работы с родителями. Просвещение родителей не может сегодня довольствоваться только информированием. Просветительская работа с родителями может и должна строиться с учетом менталитета разных народов. В статье приведены примеры наиболее эффективного опыта организации просвещения родителей в государствах-участниках СНГ.

Ключевые слова: взаимодействие, партнерство, просвещение, родительские сообщества, событийные встречи, ответственное родительство, государства-участники СНГ.

Для цитирования: Илакавичус М.Р., Якушкина М.С. Психолого-педагогическое просвещение как средство развития родительских сообществ: опыт государств-участников СНГ // Человек и образование. 2022. №3. с. 45-56. http://dx.doi.org/10.54884/S181570410023070-2

Original article

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ENLIGHTENMENT AS A MEANS OF DEVELOPING PARENTAL COMMUNITIES: EXPERIENCE OF THE CIS MEMBER STATES

Marina R. Ilakavicius1, Marina S. Yakushkina2*

1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

2 Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», Moscow

1 [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-4706-2877 2*[email protected], https://orcid.org/0000-0002-8759-9807

Abstract. The article substantiates the need for interaction between different subjects of the educational process at school, including students' parents. It is shown that the new strategy in the education system requires educational work with parents. Parental education today cannot be content with information alone. Educational work with parents can and should be built taking into account the mentality of different people. The article provides examples of the most effective experience in organizing parental education in the CIS member states.

Keywords: interaction, partnership, enlightenment, parental communities, event meetings, responsible parenthood, CIS member states.

For citation: Ilakavicius M.R., Yakushkina M.S. Psychological and pedagogical enlightenment as a means of developing parental communities: experience of the CIS member states // Man and education. 2022; (3): pp. 45-56. (In Russ). http://dx.doi.org/10.54884/S181570410023070-2

Введение. Современное представление об образовании предполагает необходимость взаимодействия его субъектов. Одной их самых проблематичных в плане установления конструктивных отношений является сторона родителей, зачастую воспринимаемая другим субъектом, представителями образовательной организации как «токсичный партнер» [1]. Установление партнерских отношений с родителями обучающихся - традиционная задача для педагогического коллектива.

Очевидно наличие проблемы необходимости создания условий для формирования формы объединения родителей, позволяющей им просвещаться в области педагогики и психологии и устанавливать конструктивные взаимодействия с педагогическим коллективом. Одной из таких форм является сообщество. Оно может появляться и спонтанно в режиме самоорганизации, что требует от инициаторов определенного опыта, знаний и умений, но чаще необходима инициатива извне, исходящая от профессиональных педагогов и психологов. Важно, что создание сообщества происходит естественно, как результат множества индивидуальных и групповых контактов, успешно реализуемых в совместной деятельности школы и родителей.

Степень разработанности проблемы. Проблемы взаимодействия школы и родителей, объединения родителей в сообщества рассматривались прежде всего в работах А.С. Макаренко. В его трудах отражены наиболее эффективные образцы взаимодействия семьи и школы в определенный временной период. Его труды стали основанием последующих исследований И.П. Иванова, Т.Е. Конниковой, В.А. Караковского, И.П. Козлова и других ученых. Современное состояние этой проблемы описывает Б.С. Волков, И.П. Подласый и другие.

Обязательность взаимодействия школы и родителей сегодня определяется нормативно-правовыми документами государственного уровня. Так, в обязанности родителей или законных представителей обучающихся входят обязательства по формированию основ физического, нравственного и интеллектуального развития лично-

сти ребенка. Национальные правовые акты России и ближайших к ней территориально стран Содружества свидетельствуют о том, что родители обучающихся становятся в государствах-участниках СНГ непосредственными активными полноправными участниками образовательного процесса.

Правосубъектность родителей в сфере образования определяется:

в Республике Азербайджан - Законом Азербайджанской Республики «Об образовании» от 19 июня 2009 года №833-П^ (Статья 31. Участники образовательного процесса) [2];

в Республике Армения - Законом Республики Армения об образовании от 8 мая 1999 года №ЗР-297 (Статья 19. Участники образовательного процесса в учебном заведении. Статья 27. Права и обязанности педагогических работников. Статья 28. Права и обязанности родителя учащегося) [3];

в Республике Беларусь - Конституцией Республики Беларусь (1994 года, с изменениями 1996, 2004, 2022 гг.), Кодексом Республики Беларусь о браке и семье» (1999 г.), Законом Республики Беларусь от 19.11.1993 г. №2570-ХП «О правах ребёнка», Кодексом Республики Беларусь об образовании (2010 г. в редакции 2022 г.) и другими нормативными актами;

в Республике Казахстан - Конституцией Республики Казахстан (1995 с изменениями 2019 года), Законом О правах ребёнка в Республике Казахстан (08.08.2002 от 8 августа № 345, Законом Об образовании № 319-Ш от 27.07.2007 (ст. 49. Права и обязанности родителей и иных законных представителей), Кодексом О браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 года № 518-ГУ и другими правовыми актами;

в Республике Кыргызстан - Конституцией Республики Кыргызстан (2010, с изменениями 2016 года), Семейный Кодекс Кыргызской Республики (30.08.2003 № 201), Законом Об Образовании (30.04.2003), Кодексом Кыргызской Республики о детях (07.08.2006 № 151) и другими нормативными правовыми актами;

в Российской Федерации - Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 №

223-ФЗ, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями 17.12.2009, а также с изменениями от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся); другими федеральными законами и нормативными правовыми актами; Федеральным законом Российской Федерации от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», предусматривающем создание общественно-государственного общероссийского движения «Российское движение детей и молодежи Большая перемена»;

в Республике Узбекистан - Законом Республики Узбекистан «Об образовании» от 23.09.2020 г. N ЗРУ-637 (Статья 18. Образование в семье и самообразование. Статья 51. Права и обязанности родителей и иных законных представителей обучающихся, не достигших совершеннолетия) [4].

Для успешной реализации прав государство предусматривает педагогическое просвещение родителей, обеспечивающее осмысление ориентиров и приоритетов в воспитании, образовании и развитии ребенка в семье и в школе в современных социокультурных условиях [5].

Взаимодействие школы и семьи направлено на упрочение социальных функций семьи, её участие во внеучебной деятельности, развитие семейного образования посредством образовательного досуга, просветительской работы с родителями, деятельности родительских сообществ, проч. [6].

Теоретиками и практиками отмечается, что именно образование, изменив подходы

к деятельности современной школы и ее активному взаимодействию с родителями, способно решить не только личностные проблемы ребенка, но и многие социальные проблемы. Взаимодействие семьи и образовательной организации современными методами и средствами становится сегодня одним из важнейших условий упрочения социальных функций семьи [7].

Методы исследования. Анализ философской, социологической, педагогической литературы, нормативно-правовой документации, обобщение педагогического опыта, интерпретация результатов включенного наблюдения.

Обсуждение и результаты. Значимость просвещения родителей для развития социальной сферы в РФ определила принятие и последовательную реализацию Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года [8]. Одной из задач усилий в области поддержки семьи является создание условий для формирования ответственного родительства, без которого сложно представить реализацию потенциала субъектности родителей в образовательном процессе. Для этого необходимо активировать процессы самоорганизации, что позволит увеличить число участников родительских сообществ и вывести уже имеющиеся объединения в реальную среду взаимодействия, так как большая их часть «живет» в медиапространстве (мессендже-ры, социальные сети). Активация является задачей представителей образовательной организации. Объясним свою позицию.

Современный дискурс содержит примеры использования понятия «сообщества» преимущественно применительно к объединениям, использующим интернет-средства. Однако социологические и философские «корни» этого понятия несут гуманитарно-антропологическийсмысл (Ф. Тённис, М. Вебер, Р. Рэдфилд, Э. Дюркгейм, Ж.-Л. Нанси). Люди объединяются в сообщества добровольно, имея общую (не единую, не унифицированную) ценностную базу, решая в нем проблемы, являющиеся одновременно и личностно- и общезначимыми. Такие объединения характеризуются как

«органичные», что подразумевает особые теплые человеческие, дружественные, родственные отношения между их членами. Очевидно, что в силу естественных причин такие отношения могут сложиться только при реальном, а не виртуальном взаимодействии, в со-бытии, параметры которого описаны событийным подходом. В этом случае среда сообщества становится для его участников развивающей природо- и культуросо-образной средой.

Просвещение родителей в самом общем виде понимается как расширение кругозора в области психолого-педагогического знания, позволяющего в полной мере реализовать позицию ответственного роди-тельства. Оно подразумевает информирование по самому широкому кругу актуальных вопросов педагогического направления. Однако успех подобной стратегии во многом зависит от того, дополняется ли оно содержанием направления личностного развития самого взрослого, основанного на активации мотивации к непрерывному образованию.

Для установления продуктивного взаимодействия родительского сообщества и образовательных организаций разного уровня нужна практика: необходимо задействовать не только методики информаль-ного, но и неформального образования. Реализация такой многосоставной стратегии возможна в вовлечении родительского сообщества в созидание просветительских событий. В них и взрослые узнают друг друга, членов педагогического коллектива, получают опыт само- и взаимопомощи, включаются в созидательные дела, и, самое главное, осваивают ценности отечественной культуры.

Сегодня мы имеем дело с родителями, взрослевшими в сложные 1990-2000-е годы. Это поколение отмечено риском негативного примера для современных детей и подростков в отношении зависимости от онлайн-общения (использование в качестве ведущего способа общения, зависимость от него, получение позитивных эмоций от общения исключительно в социальных сетях и т.п.). Данный аспект особенно важен в ука-

занных выше условиях развития тенденции негативизма в отношении к педагогическим работникам как приоритетной темы родительских онлайн-сообществ, а также в условиях поверхностного, дилетантского подхода некоторых сообществ к освоению педагогических теорий, зачастую неоднозначных и воспринимающихся молодыми «продвинутыми» родителями как передовые. Формирование такого рода «коллективных мнений» отчасти объяснимо виртуальной средой, в которой многие из родительских сообществ, особенно больших городов, формируются и развиваются. Не сбрасывая со счетов тот факт, что эта среда обладает мощным потенциалом для мобилизации к конструктивному действию социально активных людей [9], отметим, что она же в большей степени является лишь средством начальной / поддерживающей коммуникации - по частоте общения, по эмоциональном контексту. Полноценный диалог разных позиций с побуждением к рефлексии и самоопределению возможен только в реальном взаимодействии, во встрече личностей, включая и профессионалов. И в данном контексте начинающееся как виртуальное современное родительское сообщество действительно обладает потенциалом аккумулирования социального капитала [10].

Таким образом, просвещение родителей не может сегодня довольствоваться только информированием и не преимущественно в Интернете.

Просветительская работа с родителями может и должна строиться с учетом менталитета разных народов стран Содружества. С определенной долей условности можно выделить три группы стран Содружества с приоритетами в работе с родителями.

Так, для родителей Республик Таджикистан, Узбекистан разработаны национальные государственные законодательные документы, локальные акты, определяющие уровень ответственности родителей перед законом за воспитание и обучение детей.

Целью сотрудничества педагогического сообщества и семьи является не только психолого-педагогическое просвещение семей,

но и оказание помощи семье в воспитании детей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Работа с родителями строится на строгой системной основе, учитывающей необходимость фиксированного контроля за ответственностью родителей, а также возможность гендерного подхода к воспитанию. На предварительном этапе организации работы с родителями или законными представителями обучающихся проводится диагностика развития родительской зрелости: наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, анализ детских рисунков и рассказов воспитанников о семье, метод ранжирования.

Основными направлениями в просветительской работе педагогического коллектива с семьями обучающихся являются: изучение семей и обсуждение условий семейного воспитания, пропаганда психолого-педагогических знаний, активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям, обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.

В целом система просветительской работы с родителями выстраивается на решении следующих достаточно конкретных задач: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по общим и конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и школе; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, куль-турно-досуговую, общественно-полезную и спортивно-оздоровительную деятельность; презентация положительного семейного опыта, организация семейных мастерских и родительского лектория; совершенствование форм взаимодействия школа - семья; помощь родителям и детям с ОВЗ.

Используются конкретные формы работы с семьёй:

а) лекторий о родителях и для родителей с примерной тематикой: роль семьи в формировании личности ребёнка, семья глазами ребёнка; психо-сексуальное развитие детей и подростков; проблемы здоровья

наших детей; большие проблемы маленького ребёнка; непослушный ребёнок; проблемы общения родителей и детей; дети и деньги; ваш беспокойный подросток; знают ли они нас;

б) циклы бесед по темам, связанным с воспитанием здоровых детей, например: основы рационального питания; охрана зрения; алкоголь, курение и подростки; психическое здоровье; резервы нашего организма; нравственно-половое воспитание; физиологические особенности организма женщины и мужчины; гигиена юноши, девушки; СПИД - медико-биологические и социальные аспекты болезни; экология и здоровье ребёнка;

в) деловые и традиционные национальные игры. Создание банка развлекательных национальных игр, способствующих сохранению и развитию национальных традиций;

г) круглые столы по темам: «Трудные дети и трудные взрослые»; «Отцы и дети в меняющемся мире»; «Современная семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество»; «Взаимодействие родителей и детей»;

д) семейные вечера и праздники.

Работа с родителями или законными

представителями школьников обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

Работа с родителями или законными представителями обучающихся в Республиках Армения и Азербайджан осуществляется с целью повышения педагогической компетенции родителей, которые должны организовать процесс воспитания своего ребёнка в семье так, чтобы он вырос образованным и воспитанным человеком, готовым трудиться в современном обществе на благо своей страны. Родители активно и с пользой вовлекаются в жизнь школы, участвуют в ее управлении. Для этого создаются общешкольные родительские комитеты, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей.

Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей или законных представителей школьников проводятся общешкольные родительские собрания, как правило, в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников, нравственно-смыслового отношения школьников к собственному образованию и формированию личности, качества школьной жизни, учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах деятельности; классные родительские собрания, в тематике которых учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания, с примерной тематикой: «Показатели нормативного и ненормативного поведения детей младшего школьного возраста», «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети», «Им уже 13. Будем вместе с ними, а не над ними», «Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии старшеклассника»; родительские конференции, предусматривающие педагогическое просвещение в сфере методов семейного воспитания и обмен позитивным опытом; родительские форумы на интернет-сайтах, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации специалистов и педагогов, в том числе с использованием материалов школьных проектов; родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребёнка в группе (коллективе) среди сверстников; педагогические студии, проводимые классным руководителем или психологом для родителей одного класса или специально выделенной группы родителей, имеющих подобные проблемы, например: «Ситуация успеха и её создание», «Искусство любить ребёнка»; выпуск в рамках внутришкольно-го печатного издания материалов для родителей и школьников с условным названием «родительский день».

На индивидуальном уровне осуществляется прежде всего работа специалистов

по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Родители участвуют в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребёнка; в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности. В школе проводятся индивидуальные консультации родителей или законных представителей школьников со школьными специалистами, педагогами, администрацией с целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения.

Работа с родителями и законными представителями школьников Республик Беларусь, Казахстан, в России может строиться не только на формальной плановой основе, но и неформально. Она проводится для установления партнёрских отношений образовательной организации с семьёй каждого воспитанника как социальных заказчиков образовательных услуг и исполнителей дополнительных образовательных услуг, а также как экспертов качества образования, защитников прав и интересов ребёнка.

Приоритетная форма организации работы с родителями - вовлечение родителей в событийное пространство школьной жизни через совместную деятельность (в том числе образовательную) родителей и обучающихся (совместность, со-бытие).

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется с использованием широкого поля выбора различных видов и форм деятельности, условия реализации которых в школе и вне ее определены в государственных или локальных документах, творческих проектах.

На региональном уровне:

Родители являются субъектами частно-государственного партнёрства в принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы ребёнка, содействия в реализации государственной семейной политики в регионе. Форма объединения - советы родителей, отцов, матерей. Может оформляться как юридическое лицо либо как нефор-

мальное объединение, реализующее свои права через аппараты Уполномоченного по правам ребёнка. Для включения в такой орган подаётся заявка и заполняется анкета. Пример: клубные сообщества будущих отцов («Папа-школа»), стремящиеся к активному и ответственному родительству. Клуб становится пространством для свободного общения будущих и опытных отцов, созданным при дошкольном образовательном учреждении для того, чтобы поддержать мужчин на пути отцовства. Оптимальное количество участников - до 10. Встречи ведёт модератор - профессиональный педагог-психолог.

Родители являются частью государственно-общественного управления школой (совет школы, общешкольная конференция, советы параллелей, общешкольный родительский комитет и попечительский совет), участвуют в решении вопросов воспитания и социализации их детей;

На групповом уровне (работа с родителями, семьей) проводится в следующих направлениях:

1. Знакомство с семейными традициями и формирование обновленных: дни здоровья; дворовые праздники (традиционный семейный праздник, на который приглашаются все семьи учащихся школы, а также жители микрорайона; участникам всегда предлагается игровая программа, работают интерактивные и творческие площадки); фестивали традиционной и авангардной моды (например: изготовление одежды из тканей, бус, любого «хлама» от нарядов, ненужных вещей). Широко распространена проектная деятельность. «Кто, если не мы» - пример проекта, в котором благодаря любви и труду каждого и всех вместе координируется экологическая обстановка определенной территории). Акция «Семейное дерево» направлена на укрепление института семьи и традиционных семейных ценностей (может проводиться в Международный день семьи, когда закладывается парк, в котором семьи учащихся сажают деревья и устанавливают именные таблички). Проект «Лесной питомник» - выращивание на территории школы кустов и деревьев и их последующее

высаживание на землях региона. Международное проектное сотрудничество: семьи учащихся школы становятся участниками международных проектов, в процессе реализации которых школьники знакомятся с историей городов-побратимов, посещают значимые культурные и социальные объекты, проживают в семьях учащихся города-побратима с ответным визитом).

2. Неформальные формы просветительской работы с семьей: родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов; семейные клубы «Семейные мастерские», предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения, позволяющего развивать смешанные по возрасту детско-взрослые общности, участия в совместном художественном творчестве, труде, добротворческих делах на благо себе и другому; родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов.

В последние годы получили распространение проекты под условным названием «Родительская неделя», их частью является вечер встречи педагогического коллектива с родителями, где родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе, принимать в них участие, выступать со своими предложениями.

Широко распространены варианты проекта под названием «Профессиональный навигатор», в рамках которого родители проводят экскурсии профориентационной направленности; комплекс мероприятий по совместному (родители и учащиеся) благоустройству территорий. Некоторые школы создают студии с участием родителей, где идет подготовка социальных, семейных и прочих кинороликов - иногда класс в твор-

ческой форме просто представляет свою деятельность в течение учебного года вместе с родителями.

Реализуются самые разные варианты проекта «Школа жизни», целью которого является общение с членами семей учащихся старшего поколения - представителями разных профессий и определенного жизненного опыта, презентация их жизненных достижений для гражданского, патриотического и профориентационного воспитания школьников. Получила распространение (или обновление) своеобразная мастерская (или мастер-класс) «Отцы и дети»: одним из направлений совместной деятельности папы и ребёнка является столярное и/или творческое дело в мастерской, которое помогает им сблизиться, сдружиться, что, бесспорно, служит укреплению семьи - ведь в мастерской вместе с папой можно шкурить, сверлить, пилить, смеяться, радоваться успехам и делиться мечтами.

В школьных планах некоторых образовательных организаций Республики Беларусь реализуется проект шестого школьного дня «Папина суббота», согласно которому каждая третья суббота месяца - тематическая. Мероприятия имеют определённую направленность и позволяют знакомить ребят с историей и культурой, географией и природой родной страны, белорусским фольклором, играми, прививать детям навыки здорового образа жизни; обязательным условием организации и проведения всех мероприятий проекта является участие в них отцов учащихся. Проект «Волонтерский отряд» - сегодня один из наиболее популярных (деятельность детско-родительского волонтёрского отряда). По-прежнему популярен семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в воспитании детей и, собственно, с детьми.

3. Дистанционная работа с семьёй. Дистанционное образование является новой формой для большинства участников образовательного процесса, особенно для роди-

телей. Использование мобильных, планшетных и портативных устройств предоставляет более широкие возможности для налаживания тесного контакта между семьёй и школой, однако создаёт и новые трудности. Сегодня много внимания уделяется проведению уроков в удаленном режиме, но работа с родителями как важная часть воспитательного процесса не должна остаться за пределами дистанционного образования.

В последние годы стали все чаще проводиться дистанционные просветительские, воспитательные мероприятия с родительскими сообществами, разновозрастными сообществами детей и взрослых, семьёй, например, акция фото-флешмоб «Завтрак для мамы», акция фото-флешмоб «Зарядка с папой» (утренняя гимнастика является важнейшим видом самостоятельных занятий). Наиболее плодотворны, как показала практика, совместные занятия с ребёнком всей семьёй: в процессе занятий ребёнок смотрит на родителей, стремится сделать «как папа» или «как мама». Совместные занятия физической культурой приносят ребёнку радость и прививают интерес к физической активности. Появились в опыте школ такие совместные дела, как интеллектуальный баттл «Отцы и дети», квест-игра с использованием QR-кодов «Чудо Нефтеграда», день рождения онлайн, конференция отцов «Здоровая семья - здоровая страна».

Среди преимуществ дистанционных форм работы с родительскими сообществами выделим следующие: включение в деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся на индивидуальном обучении; оперативное получение информации по итогам диагностик и тестирований; гибкий график и комфортная удобная обстановка для работы; индивидуальный и персонифицированный подход; привлечение сторонних лиц и общественных организаций; возможность участия в мероприятии каждого родителя; повышение уровня ответственности родителей за свои высказывания.

Отметим, что при организации групповой просветительской работы с родительскими сообществами необходимо учиты-

вать, что менталитет многих народов по сути связан с формированием общин, сообществ, в том числе профессиональных, кочевых (на кочевых территориях), родовых, например в Республике Саха (Якутия, Российская Федерация). В этом случае создание родительского сообщества при образовательной организации должно учитывать наличие сформированных общин, сообществ и формы их деятельности, например, профессиональный интерес и желание заинтересовать детей в нелегком труде на своей арктической Родине.

На индивидуальном уровне в рамках сотрудничества школы и семьи организуется родительский университет (занятия проводятся в соответствии с результатами мониторинговых исследований проблем родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей; формы организации работы: практикумы, открытые мероприятия, совместные занятия, анкетирование, консультации, просмотры и обсуждение видеоматериалов, презентация положительного семейного опыта и др.); работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей, создание условий для формирования ответственного, позитивного родительства - составная часть проекта «Родительский университет» (ответственность за результативность участия ребёнка в том или ином мероприятии в большей степени лежит на родителях - они должны понимать ответственность за собственное влияние на формирование мировоззрения детей; вместе с тем часто родители не обладают должным авторитетом и знаниями, навязывая свою точку зрения учащимся).

Отметим, что деятельность родительского университета может строиться с использованием следующего алгоритма: 1) первоначальная диагностика и опрос родителей с целью определения проблемы и аудитории для работы, 2) подбор сопроводительного материала и предложение он-лайн-лекций для просмотра, 3) организация взаимодействия с законными представителями учащихся с помощью распространённых мессенджеров: Zoom, Telegram и др., 4) размещение самых актуальных темати-

ческих материалов на официальном сайте гимназии и в социальных сетях, 5) рефлексия через Viber, ВКонтакте и др.

Заключение. Вопросы вовлечения родителей (законных представителей) во взаимодействие с образовательной организацией как отдельное направление в законодательстве начали подниматься с 19701980 гг. [11]. В эту деятельность в России и ряде стран постсоветского пространства вовлечена законодательная власть на государственном и муниципальном уровнях, образовательные организации, общественные организации и сами родители (законные представители).

Участники процесса взаимодействия семьи и образовательной организации ставят самые разноплановые задачи [12], но их общая цель - не только повышение академической успеваемости учащихся, но и их личностное развитие посредством эффективного просветительского партнёрства семьи и образовательной организации.

Основные стратегии по привлечению родителей (законных представителей) к взаимодействию образовательной организации, семьи и родительского сообщества:

- подготовка специалистов по вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную и воспитательную деятельность;

- определение вовлечения родителей (законных представителей) приоритетом политики, обязанностью и правом;

- стимулирование включения родителей в просветительскую деятельность посредством грантового, конкурсного, иных государственных финансовых ресурсов;

- вовлечение родителей (законных представителей несовершеннолетних) в планирование учебных программ, участие в совещательных органах или органах управления [13].

Формирование политики государства по развитию взаимодействия между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся, рациональное использование мотивов всех заинтересованных сторон, реализация соответствующей стратегии на уровнях

от государственного, национального до школьного с учётом особенностей системы образования, организационная и финансовая поддержка родительского просвети-

тельства - это условия формирования эффективной системы вовлечения родителей (законных представителей) в процесс образования, воспитания, развития детей.

Список источников

1. Трофимова А. «Готовить к школе нужно чуть ли не с рождения»: учитель начальных классов - о детях и их родителях. URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/3956047-gotovit-k-shkole-nuzhno-chut-li-ne-s-rozhdeniya-uchitel-nachalnykh-klassov--o-detyakh-i-ikh-roditely (дата обращения: 01.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Закон Азербайджанской республики «Об образовании». URL: https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=29005. (дата обращения: 15.08.2022).

3. Закон Республики Армения об образовании. URL: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=7468. (дата обращения: 15.08.2022).

4. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». URL: https://nrm.uz/search?products=1_ vse_zakonodatelstvo_uzbekistana. (дата обращения: 15.08.2022).

5. Разорвина А.С. Родительский университет как новая форма взаимодействия семьи и образовательных организаций // Историческая и социально-образовательная мысль, 2017. Т. 9. № 1. Часть 2. С. 167-172. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-172.

6. Модельный закон «О просветительской деятельности (новая редакция) (Принят в г. Санкт-Петербурге 20.05.2016 Постановлением 44-11 на 44-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). URL: http://iacis.ru (дата обращения: 15.08.2022).

7. Модельный закон «Об образовании взрослых (новая редакция) (Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2016 Постановлением 45-5 на 45-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) URL: http://iacis.ru (дата обращения: 15.08.2022).

8. Распоряжение Правительства РФ N 1618-р от 25 августа 2014 г. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 25.08.2022).

9. Блумер Г. Социальная проблема как коллективное поведение // Контексты современности: хрестоматия / под ред. С. А. Ерофеева. Казань: КГУ 2001. С. 150-159.

10. Чернова Ж., Шпаковская Л. Политэкономия современного родительства: сетевое сообщество и социальный капитал // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 3. С. 85105.

11. Manzon M., Miller R., Hong H., Khong L. Parent Engagement in Education, 2015. National Institute of Education, Singapore. URL: https://www.nie.edu.sg/docs/default-source/nie-working-papers/niewps7_parent-engagement-in-education.pdf?sfvrsn=2 (дата обращения: 10.08.2022).

12. Manzon, M. Building alliances: Schools, parents and communities in Hong Kong and Singapore. Hong Kong: CERC., 2004. P. 15.

13. Encouraging quality in Early Childhood Education and Care (ECEC): Strategies to tackle challenges in engaging families in ECEC. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: http://www.oecd.org/education/school/49322478.pdf (дата обращения: 10.07.2022).

References

1. Trofimova, A. (2022). "You need to preparefor school almostfrom birth": primary school teacher -about children and their parents". Available at: https://mel.fm/ucheba/shkola/3956047-gotovit-k-shkole-nuzhno-chut-li-ne-s-rozhdeniya-uchitel-nachalnykh-klassov--o-detyakh-i-ikh-roditely (Accessed: 1 August 2022) (In Russ.)

2. Government of the Republic of Azerbaijan (2009) Law of the Republic of Azerbaijan "On Education". Available at: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=29005 (Accessed: 15 August 2022) (In Russ.)

3. Government of the Republic of Armenia (1999) Law of the Republic of Armenia "On Education". Available at: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7468 (Accessed: 15 August 2022) (In Russ.)

4. Government of the Republic of Uzbekistan (2020) Law of the Republic of Uzbekistan "On Education". Available at: https://nrm.uz/search?products=1_vse_zakonodatelstvo_ uzbekistana (Accessed: 15 August 2022) (In Russ.)

5. Razorvina, A.S. (2017) Parental University as a new form of interaction between the family and educational organizations. Historical and Socio-Educational Thought, v. 9, no. 1, part 2, pp. 167-172. (In Russ.)

6. Interparliamentary Assembly of the CIS Member States (2016) Model law "On enlightenment activities" (new edition). Available at: http://iacis.ru (Accessed: 15 August 2022). (In Russ.)

7. Interparliamentary Assembly of the CIS Member States (2016) Model law "About adult education" (new edition). Available at: http://iacis.ru (Accessed: 15 August 2022). (In Russ.)

8. Government of the Russian Federation (2014) Decree of the Government of the Russian Federation N 1618-r "On approval of the Concept of state family policy in the Russian Federation for the period until 2025" Available at: http://base.garant.ru (Accessed: 15 August 2022) (In Russ.)

9. Bloomer, G. (2001) Social problem as collective behavior: Erofeev, S. A. (ed.) Contexts of Modernity. Kazan: KSU Publishers, pp. 150-159. (In Russ.)

10. Chernova, Zh. and Shpakovskaya, L. (2011) Political economy of modern parenthood: network community and social capital Economic Sociology, v. 12, no. 3, pp. 85-105. (In Russ.)

11. Manzon, M., Miller, R., Hong, H., Khong, L. (2015) Parent Engagement in Education. National Institute of Education, Singapore. Available at: https://www.nie.edu.sg/docs/default-source/ nie-working-papers/niewps7_parent-engagement-in-education.pdf?sfvrsn=2 (Accessed: 10 August 2022)

12. Manzon, M. (2004) Building alliances: Schools, parents and communities in Hong Kong and Singapore. Hong Kong: CERC, p. 15.

13. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) (2022) Encouraging quality in Early Childhood Education and Care (ECEC): Strategies to tackle challenges in engaging families in ECEC. Available at: http://www.oecd.org/education/school/49322478. pdf (Accessed: 10 July 2022)

Статья поступила в редакцию 22.08.2022; одобрена после рецензирования 20.09.2022; принята к публикации 24.09.2022.

The article was received on 22.08.2022; approved after reviewing on 20.09.2022; accepted for publication on 24.09.2022.

Информация об авторах:

Якушкина Марина Сергеевна

Доктор педагогических наук, ФГБНУ«Институт управления образованием Российской академии образования», Москва

Илакавичус Марина Римантасовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург

Information about the authors:

Yakushkina Marina Sergeevna

Doctor of Pedagogical Sciences, Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», Moscow

Ilakavicius Marina Rimantasovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg

Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.