концептуальные основы реализации профориентационной работы вузов в регионе
CONCEPTUAL BASES OF REALIZATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE REGION
ПОЛУЧЕНО 27.04.16 ОДОБРЕНО 02.05.16 ОПУБЛИКОВАНО 17.06.16 УДК 331.5 DOI 10.12737/20659
НИКУЛИНА Ю.Н.
Канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Российская Федерация
NIKULINAYU.N.
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Personnel Management, Service and Tourism, Orenburg state University, Orenburg, Russian Federation
e-mail: juliaguzenko@mail.ru
Аннотация
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из важных задач для вузов становится комплексный подход к системе профориентационной работы с молодежью начиная с абитуриента и заканчивая выпускником, с учетом их личных возможностей и способностей, а также состояния и перспектив развития региональной экономики и рынка труда. В статье рассмотрены функции основных субъектов по профориентации молодежи в целом и сделан акцент на роль вузов в этом направлении. Приведены результаты исследования предпочтений абитуриентов в выборе образовательных услуг и оценки эффективности профориентационной работы в регионе, сделаны выводы. Обоснована необходимость разработки концепции профориентационной работы высших учебных заведений Оренбургской области с молодежью. Сформулированы принципы, представлен механизм реализации профориентационной работы и определены основные направления совершенствования работы вузов Оренбургской области по этапам профориентации.
Ключевые слова: профориентация, абитуриент, профессиональное самоопределение, регион, вуз, концепция. Abstract
Relevance of work is caused by the fact that now the integrated approach to system of professional orientation work with youth starting with the entrant becomes one of important tasks for higher education institutions and finishing the graduate taking into account their personal opportunities and abilities, and also a state and prospects of development of regional economy and labor market. In article functions of the main subjects on career guidance of youth in general are considered and the emphasis for a role of higher education institutions in this direction is placed. Results of research of preferences of entrants are given in the choice of educational services, an assessment of efficiency of professional orientation work in the region, conclusions are drawn. Need of development of the Concept of professional orientation work of higher educational institutions of the Orenburg region with youth is proved. The principles are formulated, the mechanism of realization of professional orientation work is presented and the main directions of improvement of work of higher education institutions of the Orenburg region on career guidance stages are defined.
Keywords: career guidance, entrant, professional self-determination, region, higher education institution, concept.
Актуальность проблемы. Система профессиональной ориентации молодежи в современных условиях развивается и за последние годы изменилась в качественном порядке благодаря применению современных информационных технологий в организации данного процесса. Отмечается разнообразие мероприятий, самостоятельно проводимых школами, вузами, активное взаимодействие образовательных организаций общего, среднего и высшего образования и работодателями. В текущих условиях учитывается прогноз востребованности профессий на рынке труда по данным служб занятости населения [1, 2]. Кроме того, осознается высокая важность этой работы в школах, в вовлечении учащихся и их родителей в процесс профориентации школьников младшего звена, а также непосредственная профори-ентационная работа вузов по привлечению потенциальных абитуриентов.
Профориентация в образовательных учреждениях и профессиональных учебных заведениях в большинстве случаев выполняется формально, часто по собственной инициативе или по инициативе администрации образовательного учреждения.
Подразделения (департаменты, службы) Министерства труда и занятости РФ оказывают профориентационные
услуги наряду с помощью в поиске места работы и трудоустройстве. В обязанности профконсультантов Минтруда России вменено проведение профориентационной работы с различными категориями населения, включая учащихся общеобразовательных школ (мониторинг профессиональных предпочтений и планов, ярмарки профессий, индивидуальные и групповые консультации) [3].
Тем не менее на данный момент неразрешенные проблемы остаются. Они заключаются в отсутствии единой методики профориентации с адаптированными для школьников и выпускников школ — будущих абитуриентов точными прогнозами рынка труда; в слабой системе повышения квалификации кадров, занимающихся профориентацией; в ограниченном применении информационных технологий в процессе профориентации; в нацеленности школьников на выбор будущей профессиональной специальности без учета данных о востребованности именно этой профессии [4].
В связи с этим актуальными становятся вопросы создания условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной работы всех субъектов профориентации, особое место в числе которых занимают вузы. Особенностью современного рынка образовательных услуг является возрастающая конкуренция учебных заведений за привлечение
потенциальных студентов. В связи с этим важными именно для вузов становятся проблемы эффективной оптимизации системы профессиональной ориентации абитуриентов [5].
В условиях сокращения численности выпускников школ на рынке образовательных услуг Оренбургской области проблема выбора вуза и направления подготовки принимает все большее значение как для самих абитуриентов, так и для высших учебных заведений. Для абитуриента выбор вуза представляет собой едва ли не самый важный этап процесса профессионального самоопределения [6, 7]. Для высших учебных заведений важно не только обеспечить высокое качество реализации профессиональных образовательных программ, но и помочь потенциальному потребителю образовательной услуги сделать правильный выбор направления будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими индивидуальными способностями и с учетом тенденций развития рынка труда. Следовательно, все большее значение приобретает именно организация эффективной системы профориентационной работы высших учебных заведений в регионе.
результаты анкетирования абитуриентов оренбургской области
С целью выявления предпочтений абитуриентов Оренбургской области в выборе образовательных услуг, мотивов получения дальнейшего образования и оценки эффективности профориентационной работы отделом по продвижению образовательных услуг и работе с выпускниками Оренбургского государственного университета было проведено исследование «Твой выбор, абитуриент» [8].
Объектом исследования выступили учащиеся выпускных классов лицеев, гимназий и школ, получающих аттестат об основном полном образовании, а также выпускники учреждений среднего профессионального образования города Оренбурга и Оренбургской области (91,7%) и Республики Башкортостан (8,3%), общее количество респондентов — 630 человек. Исследование проведено методом анкетного опроса. Обработка результатов проводилась с использованием программной системы «Анкетирование выпускников гимназий и школ».
Чтобы иметь в будущем интересную, востребованную профессию
Чтобы добиться успеха
Рис. 1. Намерения выпускников после окончания школы
Анализ ответов на вопрос о намерениях выпускников школ после окончания школы показал, что более 90% респондентов намерены получить высшее образование и учиться в вузе; 5,6% старшеклассников на момент анкетирования еще не решили, где будут продолжать обучение после окончания школы. Продолжить обучение в среднем специальном учебном заведении хотят 3,2% выпускников школ (см. рис. 1).
Выстраивая ближайшие жизненные планы, выпускники выбирают как уровень дальнейшего (после школы) обучения, так и его форму. Большинство респондентов хотят учиться на бюджетной основе (86,9%), только 7,9% планируют поступать в учебное заведение на коммерческой основе. Небольшая часть абитуриентов (5,2%) планируют обучаться по целевому контракту или трехстороннему договору.
Результаты исследования показали, что более 60% абитуриентов планируют получить дальнейшее образование для того, чтобы иметь в будущем интересную и востребованную профессию. Добиться успеха в жизни за счет полученного образования планируют 55,7% респондентов. Получение образования с целью самосовершенствования и развития интересно для 27,0% респондентов; с целью просто получить диплом — для 13,8% респондентов. Часть абитуриентов (1,0%) предложили свои варианты ответа: «По решению родителей»; «Чтобы содержать семью», «Чтобы заработать деньги», «Познание мира» (см. рис. 2).
Следующее направление исследования — определение мотивов выбора направления подготовки абитуриентами
66,0%
Для
самосовершенствования
Чтобы получить диплом
Другое 1
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рис. 2. Цель получения дальнейшего образования абитуриентами
60%
70%
в жизни
0°« 5% 10% 1.5% 20°«
Рис. 3. Выбор профессии абитуриентами Оренбургской области в 2014 г.
0% 20% 40%
Рис. 4. Причина выбора направления подготовки абитуриентами
Оренбургской области. Результаты опроса показали, что большинство респондентов уже определились с выбором профессии (см. рис. 3).
Самыми популярными у абитуриентов являются профессии инженера (18,4%), экономиста, бухгалтера (11,3%), врача (10,5%), юриста (8,3%), архитектора, дизайнера (6,7%), программиста (6,2%), психолога (4,6%)
По состоянию на начало 2016 г., по данным Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, наибольшим спросом на рынке труда региона пользовались такие профессии, как врач, медицинская сестра, менеджер, инженер, бухгалтер, делопроизводитель, воспитатель, юрисконсульт. В целом предпочтения абитуриентов в выборе будущей профессии вполне оправданны и соответствовали текущей ситуации на рынке труда области, однако без учета перспектив развития рынка труда региона на будущее — через 4 года после окончания вуза [9].
Среди основных причин выбора направления подготовки более трети респондентов указали профессиональные планы, возможность получить высокооплачиваемую работу, наличие способностей и склонностей к выбранной профессии; четвертая часть респондентов отметили в качестве причины мечту о выбранной профессии (25,7%), советы родителей, друзей, знакомых (20,6%); хорошая подготовка по предметам, входящим в перечень ЕГЭ, для поступления на направление подготовки (14,3%), семейные традиции (4,8%) (см. рис. 4).
Относительно выбора конкретного учебного заведения — на первом месте потенциальные абитуриенты указали Оренбургский государственный университет (ОГУ) — 41,9%,
на втором месте вуз в другом городе — 21,9%, далее следуют Оренбургская государственная медицинская академия (ОГМА) — 8,4% и Оренбургский государственный аграрный университет (ОГАУ) — 4,8% (см. рис. 5).
Значительная часть респондентов (14,4%) на момент опроса (за полгода до окончания школы) еще не решили вопрос выбора учебного заведения. Причины выбора конкретного вуза представлены на рис. 6.
Выбор вуза большинством абитуриентов обусловлен желанием получить знания, дающие возможность устроиться на хорошую работу (53,0%), престижем вуза (34,0%), советами родителей (15,1%). Многие затруднились объяснить свой выбор (18,6%). Среди ответов: «Другое»: «Оптимальный вариант в городе для получения высшего образования»,
Рис. 5. Рейтинг вузов, в которых абитуриенты Оренбургской области хотели бы продолжить свое образование
Знания, дающие возможность устроиться на хорошую работу
Учиться в этом вузе престижно Затрудняюсь ответить По совету родителей В нем учатся Ваши друзья Невысокий конкурс для поступления Стоимость обучения
Другое
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рис. 6. Почему абитуриенты хотят учиться именно в этом вузе
«В этом вузе есть интересное мне направление», «Интересный, перспективный вуз» [8].
Ориентация на конкретное учебное заведение напрямую зависит от источников информации о нем, в связи с этим абитуриентам был задан вопрос: «Что для Вас является основным источником информации об учебных заведениях?» (см. рис. 7).
Интернет
Родственники, друзья, знакомые
Представители учебных заведений
Посещение в вузе «Дня открытых дверей»
Реклама по ТУ и радио, газеты, журналы
64,1%
37,1%
21,8%
Другое
0,5%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рис. 7. Источники информации о вузе с точки зрения абитуриентов
В результате опроса выяснилось, что 64,1% респондентов информацию об учебных заведениях получают из сети Интернет; 38,9% — получают информацию от родственников, знакомых и друзей; 37,1% — от представителей учебных за-
ведений; 21,8% школьников посещают Дни открытых дверей на интересующих факультетах.
Реклама учебных заведений по ТУ, радио, в газетах или журналах является источником для 8,6% абитуриентов; 0,5% указали другое — справочники учебных заведений.
На вопрос: «Проходят ли в Вашей школе встречи с представителями вузов города?» 55,7% респондентов ответили положительно, 44,3% — отрицательно (см. рис. 8).
Рис. 8. Проходили ли в школах встречи абитуриентов с представителями вузов города?
В основном, на встречи со старшеклассниками приходили представители наиболее крупных федеральных вузов региона.
В числе наиболее интересных и полезных, по мнению абитуриентов, профориентационных мероприятий большинство респондентов (45,9%) считают Дни открытых дверей. Однако стоит отметить, что только 21,8% респондентов на вопрос: «Что для вас является источником информации о вузе?» ответили «Посещение Дней открытых дверей». Следовательно, вузам необходимо обратить внимание на этот инструмент привлечения абитуриентов. Встречи с представителями вузов интересны 44,9% респондентам; конкурсы и олимпиады — 29,4% респондентам; форумы для абитуриентов наиболее полезны для 25,9% респондентов (см. рис. 9).
Далее респондентам — будущим студентам был задан вопрос: «Какие требования вы предъявляете к качеству образования?». Как выяснилось, большинство абитуриентов (65,1%) в первую очередь предъявляют требования к высокой квалификации преподавательского состава; 40,1% выделили создание и развитие в вузе системы взаимодействия с потенциальными работодателями. Таким образом, абитуриенты уже на этапе выбора профессии и учебного заведения задумываются о будущем трудоустройстве. Необходимость в привлечении к образовательному процессу специалистов-практиков отметили 34,6%, и 27,6% абитуриентов предъявляют требования к материально-техническому оснащению учебного процесса (см. рис. 10).
В целом, результаты исследования «Твой выбор, абитуриент» показали как положительные, так и отрицательные моменты. С точки зрения планов учащихся после окончания школы результаты исследования подтвердили, что школьники осознанно идут учиться в 10—11 классы, и 91,2% респондентов планируют поступать в высшие учебные заведения.
Что касается мотивов выбора направления подготовки (специальности), то к положительным моментам можно отнести то, что многие старшеклассники на момент опроса уже определились с выбором будущей профессии. Однако выбор только 41,9% респондентов основан на личных профессиональных планах. Многие выбирают профессию, основываясь только на советах родственников, знакомых, друзей. Востребованность выбираемых профессий на рынке труда Оренбургской области в целом подтверждается данными Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, однако учитывает только текущую ситуацию ввиду отсутствия прогнозных данных на перспективу.
Проведенное исследование предпочтений абитуриентов относительно выбора специальности и вуза еще раз доказывает приоритетность региональных учебных заведений выс-
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рис. 9. Наиболее интересные и полезные, по мнению абитуриентов, профориентационные мероприятия
Высокая квалификация преподавательского
65,1%
Создание и развитие в вузе системы взаимодействия с потенциальными работодателями
40,1%
Привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков
Материально-техническая оснащенность учебного процесса
состава
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рис. 10. Требования к качеству образования с точки зрения абитуриентов
шего профессионального образования Оренбургской области, т.е. того региона, в котором абитуриенты получили общее образование.
Результаты исследования показали, что в целом отсутствует четко выраженная эффективная система профориентаци-онной работы. Основной источник информации о вузе для абитуриентов — Интернет; 44,3% респондентов не встречались с представителями вузов; 45,9% абитуриентов хотели бы посещать Дни открытых дверей.
В связи с этим вузам Оренбургской области необходимо проводить активную профориентационную работу в школах г. Оренбурга и Оренбургской области с целью позиционирования своих учебных заведений среди абитуриентов и формирования их профессионального выбора, основанного на личных предпочтениях с учетом перспектив развития рынка труда региона. Система образования в регионе должна быть ориентирована на формирование грамотной и социально мобильной личности, ясно понимающей ценность образования для своего личностного и профессионального развития.
Внедрение концептуального подхода к системе профори-ентационной работы с молодежью в регионе
Для внедрения указанных положений на практике необходимо, на наш взгляд, разработать Концепцию профори-ентационной работы высших учебных заведений Оренбургской области с абитуриентами.
Система профориентационной работы должна обеспечивать условия для профессионального самоопределения личности с последующей ее самореализацией, в том числе необходимо учитывать и кадровые потребности рынка труда региона. Учреждения высшего образования должны активно включаться в эту работу, в том числе привлекать профессорско-преподавательский состав и студентов к активному участию в профессиональной ориентации молодежи с целью приведения образовательных потребностей абитуриентов в соответствие с потребностями рынка труда, а также создания условий для формирования ими обоснованных профес -сионально-образовательных планов [10, 11].
В Оренбургской области в настоящее время отсутствует единая концепция профориентационной работы с молодежью. В вузах существуют отделы по профориентации, однако их деятельность в основном направлена на обеспечение приемной кампании и проведение предварительной подготовки абитуриентов к ЕГЭ. Вместе с тем данные подразделения практически не взаимодействуют между собой, что говорит об отсутствии единого подхода в регионе к процессу содействия профессиональному выбору молодежи и обусловливает необходимость создания Концепции. Кроме того, информация о рынке труда в должной мере не включается в процесс профессионального ориентирования не только школьников, но и студентов, поэтому важно обеспечивать эту работу на всех этапах обучения: довузовском,
вузовском и послевузовском. В связи с этим профориента-ционная работа вузов должна быть направлена не только на абитуриентов, но и на студентов вуза, т.е. в целом на молодежь региона.
Основная цель Концепции профориентационной работы с молодежью в Оренбургской области — обеспечение развития системы профориентации в регионе с учетом потребностей рынка труда и социально-экономического развития области. Целью профориентационной работы вузов Оренбургской области является реализация политики региона в сфере образования и профориентации молодежи, формирование качественного контингента обучающихся с учетом потребностей экономики региона, создание условий для актуализации процессов профессионального самоопределения учащихся, формирования способности осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям человека и запросам рынка труда.
Концепция предполагает единый подход высших учебных заведений региона к профориентационной работе с молодежью.
Основные задачи учреждений высшего образования в сфере профессиональной ориентации молодежи должны быть следующие:
- обеспечение формирования контингента слушателей на специальностях и направлениях довузовской подготовки вуза;
- привлечение абитуриентов к обучению на подготовительных курсах и участию в научных кружках на базе вуза;
- обеспечение качественного отбора абитуриентов;
- осуществление взаимодействия между органами государственного и муниципального управления, образовательными учреждениями региона и предприятиями по организации профессиональной ориентации обучающихся;
- организация и проведение мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение студентов;
- организация и проведение маркетинговых исследований абитуриентов с целью выявления их предпочтений и мотивов выбора образовательных услуг, а также предприятий-работодателей региона с целью определения их требований к качеству подготовки специалистов;
- обеспечение целевого набора на приоритетные направления подготовки для экономики региона;
- повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда за счет обучения студентов технологиям трудоустройства и профессиональной мобильности. Принципы реализации Концепции представлены в табл. 1.
Основные социальные институты, которые могут принимать участие в профориентационной работе, а также их основные задачи, представлены на рис. 11.
Система профориентационной работы высших учебных заведений, на наш взгляд, должна включать три основных этапа: довузовский, вузовский и послевузовский (см. рис. 12).
Предполагаемые результаты внедрения концепции в Оренбургской области:
- сформированная методическая база профориентаци-онной работы в Оренбургской области;
- охват системой профориентационной работы большинства обучающихся в регионе;
- обеспечение стабильного количества абитуриентов в вузах с высокой успеваемостью (высокие баллы по ЕГЭ, портфолио абитуриента);
- стабилизация кадрового обеспечения Оренбургской области;
Таблица 1
Принципы
профориентационной работы с молодежью
Наименование принципа Описание
Гуманистической направленности Ориентация на развитие личности, признание права человека на свободный выбор определенной сферы профессиональной деятельности
Сознательности в выборе профессии Выбор человека должен соответствовать его личностным потребностям и способностям
Соответствия профессионального выбора потребностям рынка труда региона Выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии
Развития Профессия должна давать личности возможность повышения квалификации и карьерного роста по мере накопления опыта и профессионального мастерства
Непрерывности Последовательность формирования профессионального самоопределения обучающихся — от школьника до выпускника вуза
Доступности информации Создание единого информационного пространства (Internet-портала) для получения профори-ентационных услуг независимо от места проживания, учебы и т.д.
Интеграции Взаимодействие субъектов системы профориентации, ориентированное на личностное и профессиональное развитие обучающегося
- снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Оренбургской области;
- устойчивое социальное партнерство вузов со школами, средними профессиональными, образовательными учреждениями, работодателями;
- совершенствование системы профориентационной работы с абитуриентами и студентами, имеющими договоры на целевую подготовку специалиста;
- соответствие профиля полученного образования большинства выпускников вуза занимаемой должности (в соответствии с программой «Развитие образования» до 2020 г. удельный вес численности трудоустроившихся по полученной профессии не позднее завершения первого года после выпуска студентов очной формы обучения должен составлять 60%);
- повышение конкурентоспособности выпускников вузов региона на рынке труда Оренбургской области.
Отдельным направлением совершенствования профори-ентационной работы в Оренбургской области на всех этапах является создание единого Мегпе^портала или сайта по профориентации обучающихся. Схема портала представлена на рис. 13.
Социально-экономическая эффективность предлагаемого мероприятия для экономических субъектов представлена в табл. 2.
Результативность профориентационной деятельности можно будет оценить по следующим показателям:
- обеспечение информированности 100% учащихся и молодежи об областном и региональном рынке труда и перспективах экономического развития области;
- увеличение доли выпускников школ, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях Оренбургской области;
- увеличение доли учащихся, определившихся с выбором профессии (специальности) к окончанию школы до 80%;
- увеличение доли учащихся, выбравших рекомендованные им профессии, до 80%;
Рис. 11. Механизм реализации профориентационной работы с молодежью
Рис. 12. Основные направления совершенствования профориентационной работы вузов Оренбургской области по этапам
Профориентация молодёжи Оренбургской области
Рис. 13. Примерная структура интернет-портала по профориентации молодежи в Оренбургской области
Таблица 2
Социально-экономическая эффективность профориентационной работы в вузах Оренбургской области для субъектов
- увеличение доли выпускников вузов, трудоустроившихся по полученному профилю подготовки в течение первого года после окончания учебного заведения, до 60%;
- увеличение доли школьников, удовлетворенных сделанным выбором, до 80%.
Главным критерием эффективности профориентационной работы должно стать достижение сбалансированности между количеством учащихся, поступающих в профессиональные образовательные организации по профессиям и направлениям, отвечающим актуальным потребностям рынка труда Оренбургской области.
литература
1. Ермакова Ж.А. Перевод экономики на высшие технологические уклады: проблема квалифицированных кадров (регион. аспект) [Текст] / Ж.А. Ермакова // Рос. акад. наук, Урал. отд., Ин-т экономики, 2004. — 43 с.
2. Докашенко Л.В. Роль человеческих ресурсов в развитии инновационной экономики [Текст] / Л.В. Докашенко, В.В. Боброва // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 13. — С. 141-146.
3. Никулина Ю.Н. Внедрение результатов исследований потребителей образовательных услуг в систему управления вузом [Текст] / Ю.Н. Никулина, А.В. Матюшко // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 3. — С. 363— 367.
4. Shestakova E. V. The mechanism of the enterprise self-development [ТехЦ / E.V. Shestakova // В сб.: The Strategies of Modern Science Development: Proceedings of the VIII International scientific-practical conference North Charleston, SC. — USA. — 2015. — С. 139—142.
5. Струзберг Г.В. Интеграционное взаимодействие вузов с субъектами рынка труда [Текст] / Г.В. Струзберг, Ю.Н. Никулина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. — С. 1445— 1450.
6. Концепция развития высшего образования Оренбургской области. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. orenrectors.ru
7. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. Утверждена постановлением Правительства области от 20.08.2010 № 551-пп.
8. Карпова Г.В. Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов исследований за 2012—2013 учебный год [Текст] / Г.В. Карпова [и др.]; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2013. — 164 с.
9. Спрос и предложение на рынке труда региона за IV квартал 2015 года [Электронный ресурс]. — URL: http://job.osu. ru/region/rynok_truda
Субъект Социально-экономические эффекты
Личность Удовлетворенность профессиональным выбором, профессией
Благоприятные перспективы карьерного и профессионального роста.
Конкурентоспособность на рынке труда
Семья Финансовое благополучие
Снижение расходов на обучение ребенка (переобучение)
Вуз Высокий рейтинг и престиж вуза
Высокие показатели успеваемости студентов и трудоустройства выпускников
Работодатели Кадровое обеспечение деятельности достойными специалистами
Рост производительности труда
Снижение затрат на обучение и переобучение персонала
Государство, регион Рост человеческого капитала
Снижение уровня безработицы
Сокращение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы
Социально-экономическое развитие региона, государства в целом
10. Delaney M. The role of Institutional Research in Higher Education [Text] / M. Delaney // Ibid. — 1997. — Vol. 38. — № 1. — Pp. 1-16.
11. McArthur J. Reconsidering the social and economic purposes of higher education [Text] / J. McArthur // Higher Education Research and Development. — 2011. — Vol. 30. — № 6.
REFERENCES
1. Ermakova Zh.A. Perevod ekonomiki na vysshie tekhnologicheskie uklady: problema kvalifitsirovannykh kadrov (region. aspekt) [Translation of the economy to higher technological way: the problem of qualified personnel (region aspect)]. In-t ekonomiki Publ., 2004. 43 p.
2. Dokashenko L. Rol' chelovecheskikh resursov v razvitii innovatsionnoy ekonomiki [The role of human resources in the development of innovative economy]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University]. 2011, I. 13, pp. 141-146.
3. Nikulina Yu.N. Vnedrenie rezul'tatov issledovaniy potrebiteley obrazovatel'nykh uslug v sistemu upravleniya vuzom [Implementation of the results of research of educational services consumers in the university management system]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economics]. 2015, I. 3, pp. 363-367.
4. Shestakova E.V. Mekhanizm samorazvitiya predpriyatiya [The mechanism of the enterprise self-development]. Strategii sovre-mennogo razvitiya nauki: Trudy XIIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Severnyy Charl'ston, Yuzhnaya Karolina [The Strategies of Modern Science Development: Proceedings of the VIII International scientific-practical conference North Charleston, SC]. USA, 2015, pp. 139-142.
5. Struzberg G.V. Integratsionnoe vzaimodeystvie vuzov s sub"ektami rynka truda [Integration interaction of universities with the subjects of the labor market]. Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury: materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii (s mezhdu-narodnym uchastiem) [University complex as a regional center of education, science and culture: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference (with international participation)]. Orenburg, IPK «Universitas» Publ., 2015, pp. 1445-1450.
6. Kontseptsiya razvitiya vysshego obrazovaniya Orenburgskoy oblasti [The concept of higher education of the Orenburg region]. Available at: http://www.orenrectors.ru
7. Strategiya razvitiya Orenburgskoy oblasti do 2020goda i na period do 2030 goda. Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva oblasti ot 20.08.2010 № 551-pp [The development strategy of the Orenburg region up to 2020 and for the period up to 2030. Approved by the Regional Government of 20.08.2010 number 551-PP].
8. Karpova G.V. Monitoring stanovleniya konkurentosposobnogo spetsialista: sbornik rezul'tatov issledovaniy za 2012—2013 uchebnyy god [Monitoring of the formation of the competitive expert: a collection of research results for the 2012-2013 academic year]. Orenburg, OSUPubl., 2013. 164 p.
9. Spros i predlozhenie na rynke truda regiona za IV kvartal 2015 goda [ Supply and demand in the labor market in the region for the IV quarter 2015]. Available at: http://job.osu.ru/region/ rynok_truda
10. Delaney M. The role of Institutional Research in Higher Education. Ibid. 1997, V. 38, I. 1, pp. 1-16.
11. McArthur J. Reconsidering the social and economic purposes of higher education. Higher Education Research and Development. 2011, V. 30, I. 6.
Суслов Г.В.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРгАНИЗАцИИ
Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 154 с.
В учебном пособии раскрыта сущность управления персоналом, описаны основные законы, методы и системы управления, особенности управления персоналом в кризисных ситуациях, подбора и профориентации персонала и проектирования структуры организации и формирования кадрового резерва. Отдельные главы посвящены оплате труда, материальному стимулированию персонала, мотивации трудовой деятельности, оценке эффективности управления персоналом. Изложены материалы отечественных и зарубежных исследований. В конце книги размещен глоссарий.
Предназначено для бакалавров, в том числе обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Социология». Также будет полезно специалистам предприятий и организаций, занимающимся вопросами управления персоналом.
Ахунжанова И.Н., Мордасова Т., Ходенкова О.П., Храмова Т.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРгАНИЗАцИИ.
технологии управления развитием персонала
Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 160 с.
В учебнике раскрываются теоретические основы и представлены практики ведущих компаний мира в области управления высокоэффективным развитием персонала. Особое внимание уделено влиянию глобализации и кластеризации экономики на процессы управления развитием персонала. Содержит вопросы, тесты, деловые игры, веб-круизы к каждому параграфу. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения. Для студентов вузов, изучающих одноименную дисциплину (направление подготовки 38.03.03 «Управление персоналом»), аспирантов, специалистов и людей, интересующихся современными подходами к управлению персоналом.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА