Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития социально ориентированного туризма в Российской Федерации'

Концептуальные основы развития социально ориентированного туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально ориентированный туризм / концепция развития туризма / проблемы развития туризма / стратегическое планирование / национальные цели / социальный туризм / туризм / socially oriented tourism / concept of tourism development / problems of tourism development / strategic planning / national goals / social tourism / tourism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбатов Святослав Александрович, Чуваткин Петр Петрович

Социально ориентированный туризм представляет собой сектор туризма, функционирование которого направлено на объединение интересов личности, государства и общества путём удовлетворения потребностей в туристских услугах с целью оздоровления, воспитания, образования, независимо от социального статуса и материального благополучия потребителей за счет бюджетных и иных источников финансирования. Играя значительную роль в обеспечении социального благополучия населения и выполняя важнейшие экономические задачи, данный сектор туризма до сих пор не нашел места в формирующейся системе национального проектирования. Социально ориентированный туризм не имеет чётко сформулированных векторов развития, не рассматривается как единая система со своими специфическими особенностями. Целью настоящего исследования выступает разработка концептуальных основ развития социально ориентированного туризма. В исследовании доказывается необходимость стратегического управления развитием социально ориентированного туризма как единой целостной системы. Показаны значение социально ориентированного туризма и его взаимосвязь с достижением национальных целей. Рассмотрено место стратегии развития социально ориентированного туризма в системе нормативного обеспечения стратегического планирования. Выявлены некоторые проблемы функционирования социально ориентированного сектора туризма, которые должны быть учтены при разработке стратегических направлений развития. Представлена разработанная концепция развития социально ориентированного сектора туризма в Российской Федерации и модель стратегического планирования развития социально ориентированного сектора туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations of the development strategy of socially oriented tourism in the Russian Federation

Socially oriented tourism is a sector of tourism, the functioning of which is aimed at uniting the interests of the individual, the state and society by meeting the needs for tourism services for the purpose of health improvement, upbringing, education, regardless of the social status and material well-being of consumers through budgetary and other sources of financing. Playing a significant role in ensuring the social well-being of the population and fulfilling the most important economic tasks, this tourism sector has not yet found a place in the emerging system of national planning. Socially oriented tourism does not have clearly defined development vectors and is not considered as a single system with its own specific characteristics. The purpose of this study is to develop a conceptual framework for the development of socially oriented tourism. The study proves the need for strategic management of the development of socially oriented tourism as a single integrated system. The authors demonstrate the importance of socially oriented tourism and its relationship with the achievement of national goals is shown. They also consider the place of the Strategy for the Development of Socially Oriented Tourism in the system of regulatory support for strategic planning. Some problems in the functioning of the socially oriented tourism sector were identified, which should be taken into account when developing strategic directions for development. The article presents the developed concept for the development of the socially oriented tourism sector in the Russian Federation and the model of strategic planning for the development of the socially oriented tourism sector.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития социально ориентированного туризма в Российской Федерации»

Оригинальная статья Original article

УДК 338.48 DOI: 10.18413/2408-9346-2023-4-1-1

Горбатов С.А.1 Чуваткин П.П.2

Концептуальные основы развития социально ориентированного туризма в Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», ул. Яна Фабрициуса, 2/28, Сочи 354000, Россия 1e-mail: Legolas.vk@yandex.ru 2e-mail: lares@sochi.com

10000-0001-9830-0594

20000-0001-9203-933X

Статья поступила 18 октября 2023 г.; принята 10 ноября 2023 г.; опубликована 30 декабря 2023 г.

Аннотация. Социально ориентированный туризм представляет собой сектор туризма, функционирование которого направлено на объединение интересов личности, государства и общества путём удовлетворения потребностей в туристских услугах с целью оздоровления, воспитания, образования, независимо от социального статуса и материального благополучия потребителей за счет бюджетных и иных источников финансирования. Играя значительную роль в обеспечении социального благополучия населения и выполняя важнейшие экономические задачи, данный сектор туризма до сих пор не нашел места в формирующейся системе национального проектирования. Социально ориентированный туризм не имеет чётко сформулированных векторов развития, не рассматривается как единая система со своими специфическими особенностями. Целью настоящего исследования выступает разработка концептуальных основ развития социально ориентированного туризма. В исследовании доказывается необходимость стратегического управления развитием социально ориентированного туризма как единой целостной системы. Показаны значение социально ориентированного туризма и его взаимосвязь с достижением национальных целей. Рассмотрено место стратегии развития социально ориентированного туризма в системе нормативного обеспечения стратегического планирования. Выявлены некоторые проблемы функционирования социально ориентированного сектора туризма, которые должны быть учтены при разработке стратегических направлений развития. Представлена разработанная концепция развития социально ориентированного сектора туризма в Российской Федерации и модель стратегического планирования развития социально ориентированного сектора туризма.

Ключевые слова: социально ориентированный туризм; концепция развития туризма; проблемы развития туризма; стратегическое планирование; национальные цели; социальный туризм; туризм

Для цитирования: Горбатов С.А., Чуваткин П.П. Концептуальные основы развития социально ориентированного туризма в Российской Федерации // Науч-

ный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. Т. 9. № 4. С. 131-145. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-4-1-1

UDC УДК 338.48

Sviatoslav А. Gorbatov 1 Petr P. Chuvatkin 2

Conceptual foundations of the development strategy of socially oriented tourism in the Russian Federation

Federal Research Centre "Subtropical Scientific Centre", Russian Academy of Sciences, 2/28 Yan Fabritsius St., Sochi 354000, Russia 1e-mail: Legolas.vk@yandex.ru 2e-mail: lares@sochi.com ^000-0001-9830-0594 20000-0001-9203-933X

Abstract. Socially oriented tourism is a sector of tourism, the functioning of which is aimed at uniting the interests of the individual, the state and society by meeting the needs for tourism services for the purpose of health improvement, upbringing, education, regardless of the social status and material well-being of consumers through budgetary and other sources of financing. Playing a significant role in ensuring the social well-being of the population and fulfilling the most important economic tasks, this tourism sector has not yet found a place in the emerging system of national planning. Socially oriented tourism does not have clearly defined development vectors and is not considered as a single system with its own specific characteristics. The purpose of this study is to develop a conceptual framework for the development of socially oriented tourism. The study proves the need for strategic management of the development of socially oriented tourism as a single integrated system. The authors demonstrate the importance of socially oriented tourism and its relationship with the achievement of national goals is shown. They also consider the place of the Strategy for the Development of Socially Oriented Tourism in the system of regulatory support for strategic planning. Some problems in the functioning of the socially oriented tourism sector were identified, which should be taken into account when developing strategic directions for development. The article presents the developed concept for the development of the socially oriented tourism sector in the Russian Federation and the model of strategic planning for the development of the socially oriented tourism sector.

Keywords: socially oriented tourism; concept of tourism development; problems of tourism development; strategic planning; national goals; social tourism; tourism For citation: Gorbatov, S. A. and Chuvatkin, P. P. (2023), "Conceptual foundations of the development strategy of socially oriented tourism in the Russian Federation", Research Result. Business and Service Technologies, 9 (4), pp. 131-145. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-4-1-1

Введение (Introduction). Мировой и отечественный опыт функционирования различных отраслей экономики в XXI веке наглядно демонстрирует, что стратегическое планирование в условиях глобальных перемен, вызванных тотальным усложнением всех национальных и транснацио-

нальных систем из-за усилившихся процессов цифровизации, информатизации и интеграции, затронувших все сферы жизнедеятельности общества, а также, как следствие, появления комплекса новых угроз безопасности и устойчивости работы этих систем, выступает главным инстру-

ментом обеспечения последовательного и стабильного развития.

В апреле 2017 года депутаты Государственной Думы РФ и представители от фонда развития инновационного предпринимательства Торгово-промышленной палаты РФ в формате круглого стола обсудили роль стратегического планирования в управлении народнохозяйственным механизмом, где был высказан ряд тезисов о том, что экономический рост и экономическую безопасность Российской Федерации можно обеспечить только путём перехода к «действенной системе стратегического планирования социально-экономического развития» (Развитие системы стратегического планирования..., 2017: 10).

Для Российской Федерации переход к стратегическому планированию является новым шагом: документы стратегического характера активно стали внедряться только в последнее десятилетие (за 15 лет - более 80 документов на федеральном уровне). Положительно была встречена первая Стратегия развития туризма, которая, по мнению специалистов, способствовала (Ленчук, 2020; Гавва, 2021; Бушуева, 2019):

- постулированию основополагающих целей и задач развития туристской отрасли в современных условиях;

- обозначению наиболее значимых видов туризма для государства и определение круга мер поддержки по их развитию;

- формированию ресурсных потоков из различных источников;

- созданию системы прогнозирования в туристской отрасли.

Принятие Стратегии - важнейшая ступень к эффективному системному управлению туристской отраслью (Желни-на, 2023; Силичева, 2023).

Социально ориентированный туризм является таким сектором туризма, в котором взаимовлияние «социального» и «экономического» определяет саму природу этой системы: социальные процессы обозначают векторы развития такого туризма, тогда как масштаб сектора формируется исходя из государственно-частных вложений и грамотной политики на всех уровнях

управления, в частности, в области туризма, демографии, культуры, образования, науки, здравоохранения, воспитания и просвещения молодёжи.

В настоящее время сектор социально ориентированного туризма в Российской Федерации не только остаётся без стратегических ориентиров, но и в целом не рассматривается как целостная система (Чуваткин, 2022).

Цель исследования (The aim of the work). Целью настоящего исследования выступает разработка концептуальных основ развития социально ориентированного туризма, на базе которых возможно формирование полноценной стратегии развития данного сектора туризма.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Методологической основой исследования выступает системный подход, позволяющий представить социально ориентированный туризм как систему, разложив его на ряд взаимосвязанных компонентов из экономической и социальной сферы и изучив подробнее необходимые элементы, в особенности, их влияние на другие системы.

Из общенаучных методов исследования особое место заняли анализ, с помощью которого статистические данные и законодательные нормы были разделены на составные части и синтез, который использовался для создания новых блоков информации; индукция и дедукция как средство построения логически верных умозаключений; моделирование при необходимости отвлечься от ненужных элементов изучаемой системы и сконцентрировать внимание на стратегических направлениях её развития.

Специальными методами исследования выступили экспертный опрос методом Дельфи и анкетный опрос различных групп потребителей исследуемого вида туризма, в частности, молодёжи и пенсионеров.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Логичным завершением создания системы стратегического проектирования в Российской Федерации стало утверждение Указом

Президента Российской Федерации в 2018 году списка из 9 национальных целей, а в 2021 году - принятие Правительством Российской Федерации единого плана по достижению национальных целей, несколько скорректированных за прошедшие 3 года.

Для выяснения степени влияния реализации различных национальных проектов на развитие сектора социально ориентированного туризма в июле 2023 года был проведен экспертный опрос методом Дельфи, в котором приняло участие 23 эксперта в области туризма, национального проектирования и социальной политики,

70

60

^ 50

40

4 30 20 10 0

среди которых: специалисты и начальники отделов администрации города Сочи и Краснодарского края, научные сотрудники исследовательских учреждений, представители туристского бизнеса. Степень согласованности ответов экспертов была оценена с помощью коэффициента кон-кордации Кенделла, который равен IV — 0.89, что говорит о высокой достоверности полученных результатов. Первые пять национальных проектов по степени их влияния на развитие социально ориентированного сектора туризма представлены на рис. 1.

И)

J

Туризм и индустрия Цифровая экономика гостеприимства

Образование

Безопасные Малое и среднее

качественные дороги предпринимательство

Наименование национального проекта

Рис. 1. Балльная оценка влияния национальных проектов на развитие социально ориентированного сектора туризма Fig. 1. Score assessment of the impact of national projects on the development of the socially oriented tourism sector

Далее, этим же экспертам было предложено оценить влияние социально ориентированного туризма на реализацию наци-

70

60

* 50 й)

I 40

30 20

ональных проектов (W" ставлено на рис. 2.

, что пред-

ю о

Туризм и индустрия Здравоохранение Образование

гостеприимства

Наименование национального проекта

Демография

Культура

Рис. 2. Результаты балльной оценки влияния социально ориентированного туризма

на реализацию национальных проектов Fig. 2. Results of scoring the impact of socially oriented tourism on the implementation of national projects

Наконец, для ответа на последний вопрос необходимо было указать три показателя достижения национальных целей, представленных в Едином плане, в наибольшей степени связанных с развитием социально ориентированного сектора туризма. Представим те показатели, которые набрали наибольшее количество баллов:

- рост продолжительности жизни граждан России до 78 лет;

- повышение доли населения, проявляющей регулярную физическую активность путём занятия физической культурой и спортом;

- создание на всех уровнях управления эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодого поколения;

- повышение популярности и посещаемости у граждан России культурных мероприятий;

- улучшение качества городской среды;

- повышение уровня занятости в малом и среднем предпринимательстве;

- цифровизация основных отраслей экономики и социальной сферы;

- увеличение доли социально значимых услуг, получаемых населением в электронном виде.

С использованием результатов экспертной оценки был проанализирован и изучен ряд национальных проектов на предмет содержания в них положений, связанных с развитием социально ориентированного сектора туризма в разрезе конкретных потребительских групп: дети, молодёжь, пенсионеры, инвалиды, работающие граждане (Единый план., 2021; Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»., 2021; Паспорт национального проекта «Здравоохранение»., 2018; Паспорт национального проекта «Образование»., 2018). Анализ показал, что федеральные проекты действительно предполагают в определенных

случаях использование туризма как инструмента достижения поставленных целей в различных сферах: здравоохранении, образовании, демографии и т.д. Вместе с тем, отмечены следующие недостатки:

- туризм как инструмент используется в основном для достижения поставленных целей среди такой группы потребителей, как дети, при этом молодёжь, инвалиды, пенсионеры и работающие граждане сильно ограничены в доступе к туристским услугам. Так, например, в федеральном проекте «Старшее поколение» в рамках национального проекта «Демография» отсутствует всяческое упоминание о рекреации, санаторно-курортном лечении и иных видах туризма как профилактике заболеваемости и средстве поддержания здоровья;

- отсутствие системности между мероприятиями, связанными с сектором социально ориентированного туризма, в различных национальных проектах: каждый документ слабо учитывает показатели другого документа.

Главная роль стратегии развития социально ориентированного сектора туризма заключается в том, что она должна создать «эффект магнита» - притянуть и объединить все разрозненные нормативно-правовые документы, стратегические положения из различных отраслей и подотраслей экономики, выступив при этом проводником идей, заложенных в едином плане по достижению национальных целей. Место стратегии развития социально ориентированного туризма в достижении национальных целей представлено на рис. 3.

Разработка стратегии развития социально ориентированного туризма предполагает, в первую очередь, корректную постановку целей. Поскольку стратегия представляет собой инструмент достижения целей социально ориентированного сектора туризма, их цели будут различаться, что представлено в таблице 1.

Рис. 3. Место стратегии развития социально ориентированного туризма Fig. 3. Place of the strategy for the development of socially oriented tourism

Цели социально-ориентированного сектора туризма и Стратегии развития данного сектора туризма *

Goals of the socially oriented tourism sector and the Development Strategy of this tourism sector

Таблица 1

Table 1

Цели социально ориентированного туризма

социальная экономическая

культурно- духовно-образовательная нравственная оздоровительная (рекреационная) извлечение прибыли

Цели Стратегии развития социально ориентированного сектора туризма

усиление социальной роли туризма комплексное развитие социально ориентированного сектора туризма

"составлено авторами на основе: (Горбатов, 2022; Александрова, 2020)

В сущности, достижение целей стратегии развития будет способствовать достижению целей, которые преследует социально ориентированный туризма, что, в конечном итоге, приведёт к достижению национальных целей, как уже было показано ранее.

Реализация главных целей стратегии развития социально ориентированного сектора туризма возможна через достижение двух ключевых подцелей: обеспечение доступности социально значимых туристских продуктов, в частности лечебных и санаторно-курортных, культурно-образовательных, духовно-нравственных, военно-патриотических и др., и стимулирование спроса на социально значимые туристские услуги, в том числе за счет формирования мотивации всех категорий потреби-

телей к получению социально значимых туристских продуктов (рис. 4).

Каждому гражданину Российской Федерации из любой потребительской группы социально ориентированного туризма должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к получению социально значимой туристской услуги. С другой стороны, обеспеченность социально значимыми туристскими услугами еще не гарантирует того факта, что потребитель захочет ей воспользоваться, что приводит к необходимости разработки методов повышения мотивации населения к ее получению. Только одновременное выполнение этих двух условий, а именно обеспечения доступности и формирования мотивации, является залогом достижения всех поставленных целей.

обеспечение доступности социально значимых туристских услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Цели развития социально ориентированного сектора туризма и пути их достижения в рамках разработки Стратегии Fig. 4. Goals for the development of the socially oriented tourism sector and ways to achieve them within the framework of the development of the Strategy

Обеспечение доступности социально значимых туристских услуг возможно только благодаря долгосрочному планированию, которое основывается на эффективной системе сбора и статистического учета данных по ёмкости рынка социально ориентированного сектора туризма. В-первую очередь, необходимо определить число потенциальных потребителей и наиболее востребованные виды социально ориентированного туризма.

В настоящее время существенной проблемой является невозможность вычленения численности потребительских групп отдельно друг от друга. Так, например, в категорию «молодежь» попадает часть военнослужащих и инвалидов, а категория «занятые» может включать все остальные группы (Горбатов, 2022; Численность и состав населения., 2023). На проблемы в области статистики обращает внимание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Майоров А.П., кото-

рый, отмечая, что «планирование начинается со статистики», констатирует: «Ее [статистики] на сегодняшний день у нас нет. Без статистических данных мы не сможем ничего планировать» (Развитие системы стратегического планирования., 2017: 25). Особенно остро эта проблема стоит при планировании развития социально ориентированного сектора туризма, где отсутствуют данные по числу социально ориентированных предприятий в отрасли турима, сведения по средним ценам на социальные туристские продукты, результаты всероссийских опросов по удовлетворенности предоставлением социально ориентированных услуг в отрасли туризма и так далее.

Тем не менее, основываясь на имеющихся данных, можно определить, что наиболее востребованными направлениями социально ориентированного туризма должны выступать: санаторно-курортный и лечебный для пенсионеров, инвалидов, военнослужащих и работающих (с целью

профилактики и лечения заболеваний); культурно-образовательный и научно-познавательный для детей и молодежи (как

часть образовательной программы на каждом уровне образования). Это иллюстрирует рис. 5.

инвалиды (11 631 тыс. чел.)

пенсионеры (52 204 тыс. чел.) лечебный туризм

военнослужащие (1013,6 тыс^ чел.) санаторно-курортный туризм

занятые (71 719 тыс. чел.)

культурно-образовательный молодёжь (35053 тыс. чел.) ^^^^^^^^^ туризм

дети (25888 тыс. чел.) ^^^^^^^ научно-познавательный

туризм

Рис. 5. Направления социально ориентированного сектора туризма с наибольшей ёмкостью рынка (составлено авторами по:

Численность и состав населения..., 2023) Fig. 5. The directions of the socially oriented tourism sector with the largest market capacity (were compiled by the authors according to: Number and composition of the population..., 2023)

При этом следует отметить ряд проблем, связанных с качеством предоставления туристских услуг социально ориентированной направленности:

- устаревшая материально-техническая база;

- предоставление лечебно-рекреационных услуг, не соответствующих стандартам и рекомендациям Министерства здравоохранения РФ;

- содержание услуги не соответствует потребностям целевого потребителя.

Проведенный социологический

опрос двух потребительских групп - молодёжи и пенсионеров - показал, что количества располагаемых ими средств недостаточно для приобретения социально значимых туристских продуктов.

В августе 2023 года был проведен социологический опрос методом анкетирования с использованием возможностей сети Интернет среди потенциальных потребителей услуг молодёжного туризма - лиц от 18 до 35 лет. Все регионы Российской Федерации были ранжированы по количеству проживающий в них молодых людей, разделены на 17 групп и из каждой группы случай-

ным образом отобран 1 регион, в результате чего интернет-анкеты были разосланы молодым людям из 17 регионов в количестве, прямо пропорциональном количеству проживающей там молодежи. Таким образом, была осуществлена многоступенчатая выборка. В результате, опрошенными оказались 1 476 респондентов при ошибке репрезентативности в 6,6% и предельной ошибке выборки в 3,6%.

Установлено, что молодёжь, располагающая ежемесячными доходами ниже 15 000 рублей, откладывает каждый месяц на туристскую поездку не более 3% от доходов; при располагаемым доходам в интервале от 15 000 рублей до 30 000 рублей молодые люди откладывают на туристскую поездку не более 5% доходов; при доходах в интервале от 30 000 рублей до 45 000 рублей - не более 7%; при доходах в интервале от 45 000 до 60 000 - не более 10%; при доходах в интервале от 60 000 рублей до 75 000 рублей - не более 14%; и, наконец, при доходах свыше 75 000 - около 17%. Результаты в обобщённом виде представлены на рис. 6.

Прочее Туризм ■ Капитальные расходы ■ Обязательные платежи ■ Текущее потребление

Рис. 6. Расходы на туризм в структуре ежемесячных расходов людей в возрасте от 18 до 35 лет по результатам социологического исследования Fig. 6. Expenditures on tourism in the structure of monthly expenses of people aged 18 to 35 years according to the results of a sociological study

Средневзвешенные расходы студентов в год на туризм составляют не более 15 400 рублей (при том, что более чем 70% студентов могут потратить на туризм в год около 7 000 рублей). Как пример, средняя стоимость познавательного тура по столице России на выходные дни составляет 26 370 рублей.

Опрос потребительской группы пенсионеров в сентябре 2022 года, в котором приняло участие 836 человек пенсионного

возраста из Краснодарского края (ошибка репрезентативности - 5,7%, предельная ошибка выборки - 3,1%), показал, что в среднем пенсионеры готовы тратить на туризм в год 26 540 рублей, при том, что средняя стоимость путевки составляет 41 320 рублей.

Причины, по которым инвалиды отказались совершать хотя бы одну туристскую поездку за год, приведены в табл. 2.

Таблица2

Причины отказа инвалидов в возрасте от 15 лет от участия в туристских

или экскурсионных поездках, в %*

Table 2

Reasons for refusal of disabled people over 15 years of age to participate in tourist

or excursion trips, in %

Наименование показателей 2014 год 2016 год 2018 год 2020 год 2022 год

Доля инвалидов, совершивших хотя бы 1 туристскую поездку в течение года 6,6 13,8 28,7 24,2 26,4

доля инвалидов из числа тех, кто не совершил ни одной туристской поездки в течение года, по

причине

семейные обстоятельства 8,5 8,6 10,8 7,5 10,0

отсутствие денежных средств 25,4 24,0 25,4 18,3 17,3

состояние здоровья 45,4 46,7 50,9 50,2 51,6

нет желания путешествовать 4,7 4,9 10,6 10,2 9,9

санитарно-эпидемиологические - - - 12,0 8,5

ограничения

иная причина 3,5 3,7 2,3 1,8 2,7

"составлено авторами по: (Участие инвалидов в туристических., 2023)

Заметим, что более 18% инвалидов, не совершивших туристской поездки в 2020 году, мотивировали это нехваткой денежных средств, а более 10% - отсутствием интереса к таким поездкам. При этом доля инвалидов, не желающих путешествовать именно ввиду последней прочны последние годы увеличивается.

Исходя из обозначенных проблем и направлений развития сектора социально ориентированного туризма, выделим основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке Стратегии развития.

Первый принцип: использование системного подхода к развитию социально ориентированного туризма. Он подразумевает закреплённое на законодательном

уровне регулярное взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов управления, регулирующих различные сферы жизнедеятельности - социальная зашита, образование, молодёжная политика, спорт, здравоохранение, туризм, культура и т.д., а также унификация законодательства в сфере социально ориентированного туризма.

Второй принцип: баланс интересов всех участников социального туризма. Данный принцип предполагает соблюдение интересов всех заинтересованных сторон, а именно государства, коммерческих и общественных организаций, местных сообществ, потребителей путем тесного контакта и сотрудничества между ними (табл. 3).

Таблица 3

Система интересов участников социально ориентированного туризма *

Table 3

System of interests of participants in socially oriented tourism

Участники социального туризма Интересы участников

Государственные органы Рост налоговых поступлений, диверсификация региональной экономики, повышение вклада туризма в ВРП, снижение уровня безработицы, снижение общественной напряжённости

Предпринимательский сектор Привлечение дополнительного потока потребителей, получение государственной поддержки и льгот, обеспечение круглогодичной работы предприятия

Некоммерческие организации Достижение целей деятельности организации в соответствии с возложенной миссией

Потребители Повышение доступности, качества, разнообразия туристских услуг

* составлено авторами по: (Чуваткин, 2020; Литвак, 2023; Прокофьев, 2023)

Третий принцип: продвижение идеи корпоративной социальной ответственности среди бизнес-сообщества. Массовое распространение социально значимых туристских услуг среди занятого населения невозможно без высокой социальной ответственности частного сектора бизнеса, который должен добровольно включиться в программы поддержки работающего населения путем предоставления санаторно-курортных путевок.

Четвертый принцип: необходимость получения социально значимой турист-

ской услуги целевыми потребительскими группами. Исходя из самой идеи социально ориентированного туризма о долгосрочной пользе от получения социально значимых туристских услуг (оздоровление, реабилитация, патриотическое воспитание и т.д.), подобного рода услуги должны стать обязательными к получению, то есть интегрированы в системы профилактики заболеваемости, школьного и студенческого образования, спортивной подготовки и т.д.

Пятый принцип: приоритетность развития наиболее значимых видов социально

ориентированного туризма. Ввиду ограниченности ресурсов необходимо сконцентрировать усилия на поддержке лишь наиболее важных разновидностей туризма для государства и общества: санаторно-курортном, лечебном, культурно-познавательном и научно-образовательном.

Концепция развития социально ориентированного туризма заключается в обеспечении получения социально ориентированной туристской услуги всеми категориями потребителей через системное развитие социально ориентированного сектора туризма как социально-экономической категории путем создания единой правовой базы и преодоления нормативно-правовой разобщенности, интеграции деятельности различных мини-

стерств и ведомств на всех уровнях управления, аккумуляции ресурсов для стимулирования бизнес-сообщества к разработке и предоставлению социально значимых туристских услуг, а также формирования механизмов стимулирования спроса через повышение мотивации населения к получению такого рода услуг и совершенствование качества услуг.

Содержание концепции как определенного способа понимания развития социально ориентированного сектора туризма через стратегическое планирование можно представить как взаимодействие четырех основных составляющих: правовой блок, инфраструктурный блок, социальный блок и экономический блок (рис. 7).

Рис. 7. Концепция Стратегии развития социально ориентированного

сектора туризма

Fig. 7. The concept of the Strategy for the Development of the Socially Oriented Tourism Sector

Модель стратегического планирования развития социально ориентированного

сектора туризма в Российской Федерации представлена на рис. 8.

Рис. 8. Модель стратегического планирования развития социально ориентированного сектора туризма в Российской Федерации Fig. 8. The model of strategic planning for the development of a socially oriented tourism sector in the Russian Federation

Заключение (Conclusions). В рамках данного исследования было показано, что развитие социально ориентированного туризма в Российской Федерации полностью совпадает с интересами государства и общества: установлена зависимость между достижением национальных целей и развитием этого сектора туризма. Между тем, стратегические документы по развитию туризма, образования, культуры, здравоохранения, патриотического воспитания молодого поколения и др. разобщены относительно возможности применения средств туризма для достижения поставленных целей в каждой из сфер жизнедеятельности общества. Результаты исследования могут быть использованы органами федерального, регионального или муниципального управления для разработки стратегических направлений развития социально ориентированного туризма.

Благодарности. Исследование выполнено в рамках реализации Государственного задания ФИЦ «Субтропический научный центр РАН» № FGRW-2022-0001 «Теоретико-методологические основы стратегического управления и инновационного развития рекреационно-туристской сферы РФ».

Информация о конфликте интересов: авторs не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author have no conflict of interests to declare.

Список литературы

Александрова А. Ю. Стратегии развития туризма в странах и регионах мира / А. Ю. Александрова, Е. В. Аигина. - М. : Кнорус, 2020. - 302 с. - Текст : непосредственный.

Бушуева И. В. Новые стратегические приоритеты развития туризма в России / И. В. Бушуева // Сервис plus. 2019. № 4. С. 25-33. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/novye -strategicheskie-prioritety-razvitiya-turizma-v-rossii/viewer (дата обращения: 13.09.2023).

Гавва Р. В. Стратегическое планирование и прогнозирование в туристической индустрии / Р. В. Гавва, Е. Н. Ложкомоева. Текст :

непосредственный // Вестник университета.

2021. № 1. С. 42-48.

Горбатов С. А. Проблемы развития молодёжного туризма в рамках реализации национальных проектов / С. А. Горбатов. - Материалы международной научно-практической конференции «Туризм и национальные проекты Российской Федерации» (г. Сочи, 03-06 октября 2022 г.). С. 112-118. URL: efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.e library.ru/download/elibrary_5269225 8_4587415 4.pdf (дата обращения: 18.09.2023).

Горбатов С.А. Молодёжный туризм : проблемы и перспективы развития : монография / П. П. Чуваткин, С. А. Горбатов, А. А. Горбатова. - Сочи : ФИЦ СНЦ РАН,

2022. - 294 с. - Текст : непосредственный.

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года : [утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации 1 октября 2021 г. : с изменениями от 24 декабря 2021 г.]. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_398015/ (дата обращения: 17.09.2023).

Желнина З. Ю. Туризм в фокусе государственной поддержки и стратегий развития территорий // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4. С. 84-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-v-fokuse-gosudarstvennoy-podderzhki-i-strategiy-razvitiya-territoriy/viewer (дата обращения: 13.09.2023).

Ленчук Е. Б. Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения / Б. Е. Ленчук. - Текст : непосредственный // Инновации. 2020. № 2. С. 24-28.

Литвак Б. Г. Стратегическое планирование и прогнозирование : учебник для вузов / Б. Г. Литвак. - М. : Юрайт, 2023. - 139 с. -Текст : непосредственный.

Паспорт национального проекта «Здравоохранение» : [утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_319209/ (дата обращения: 18.09.2023).

Паспорт национального проекта «Образование» : [утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_319308/ (дата обращения: 18.09.2023).

Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» : [утвержден Федеральным агентством по туризму 10 ноября 2021 г.]. URL:

https://base.garant.ru/403085286/ (дата обращения: 18.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прокофьев С. Е. Стратегическое управление в органах власти / С. Е. Прокофьев, Г. М. Кадырова, С. Г. Еремин. - М. : Юрайт, 2023. - 259 с. - Текст : непосредственный.

Развитие системы стратегического планирования в Российской Федерации / Материалы «круглого стола» фракции политической партии «Справедливая Россия» и фонда развития инновационного предпринимательства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. - М.: Издание Государственной Думы, 2017. - 80 с. - Текст : непосредственный.

Силичева Н. Е. Формирование стратегии развития туристско-рекреационных кластеров региона // Вестник Псковского государственного университета. 2023. № 1. С. 31-41.

Участие инвалидов в туристических или экскурсионных поездках / Федеральная служба государственной статистики. URL:

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab7-4.htm (дата обращения: 20.09.2023).

Численность и состав населения / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781. (дата обращения: 19.09.2023).

Чуваткин П. П. Институциональные основы социального туризма в России и за рубежом / П. П. Чуваткин, А. А. Горбатова. -Текст: электронный // Вестник Академии знаний. 2020. № 3. С. 313-318. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-osnovy-sotsialnogo-turizma-v-rossii-i-za-rubezhom/viewer (дата обращения: 20.09.2023).

Чуваткин П. П. Проблемы и перспективы развития социального туризма : монография / П. П. Чуваткин, А. А. Горбатова. - Сочи : ФИЦ СНЦ РАН, 2022. - 256 с. Текст : непосредственный.

References

Aleksandrova, A. Yu. (2020), Strategies for the development of tourism in countries and regions of the world, Moscow: Knorus, 302 p.

Bushueva, I. V. (2019), "New strategic priorities for the development of tourism in Russia", Service plus, 4, pp. 25-33. [Online], available at: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-

strategicheskie-prioritety-razvitiya-turizma-v-rossii/viewer (Accessed 13 September 2023).

Chuvatkin, P. P. (2020), "Institutional foundations of social tourism in Russia and abroad", Bulletin of the Academy of Knowledge, 3, pp. 313-318. [Online], available at: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-osnovy-sotsialnogo-turizma-v-rossii-i-za-rubezhom/viewer (Accessed 18 September 2023).

Chuvatkin, P. P. and Gorbatova, A. A. (2023), Problems and prospects for the development of social tourism, monograph, Sochi, FRC SNTs RAS, 256 p.

Development of the strategic planning system in the Russian Federation (2017), Materials of the "round table" of the faction of the political party "A Just Russia" and the Fund for the Development of Innovative Entrepreneurship of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation, M., Publication of the State Duma, 80 p.

Gavva, R. V. (2021), "Strategic planning and forecasting in the tourism industry", University Bulletin, 1, pp. 42-48.

Gorbatov, S. A. (2022), Problems of development of youth tourism within the framework of the implementation of national, Materials of the international scientific and practical conference "Tourism and national projects of the Russian Federation" (Sochi, October 03-06, 2022), pp. 112-118. [Online], available at: efaidnbmnnnibp-cajpcglclefind-

mkaj/https://www.elibrary.ru/download/elibrary_5 2692258_45874154.pdf. (Accessed 18 September 2023).

Gorbatov, S. A. and Chuvatkin, P. P.

(2022), Youth tourism: problems and development prospects, monograph, Sochi, FRC SNTs RAS, 294 p.

Lenchuk, E. B. (2020), "Strategic planning in Russia: problems and solutions", Innovations, 2, pp. 24-28.

Litvak, B. G. (2023), Strategic planning and forecasting, a textbook for universities, Moscow, Yurayt, 139 p.

Number and composition of the population

(2023), Federal State Statistics Service. [Online], available at: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (Accessed 18 September 2023).

Participation of disabled people in tourist or excursion trips (2023), Federal State Statistics Service [Online], available at:

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab7-4.htm. (Accessed 18 September 2023).

Passport of the national project "Education" (2018), approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects on December 24, 2018 [Online], available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_319308/. (Accessed 18 September 2023).

Passport of the national project "Healthcare" (2018), approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects on December 24, 2018. [Online], available at:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_319209/ (Accessed 18 September 2023).

Passport of the national project "Tourism and Hospitality Industry" (2021), approved by the Federal Tourism Agency on November 10, 2021. [Online], available at:

https://base.garant.ru/403085286/ (Accessed 18 September2023).

Prokofiev, S. E. and Kadyrova, G. M. (2023), Strategic management in government bodies, Moscow, Yurayt, 259 p.

Silicheva, N. E. (2023), "Formation of a strategy for the development of tourism and recreational clusters in the region", Bulletin of Pskov State University, 1, pp. 31-41.

Unified plan for achieving national development goals of the Russian Federation for the

period until 2024 and for the planning period until 2030 (2021), approved by Order of the Government of the Russian Federation on October 1, 2021, as amended on December 24, 2021 [Online], available at:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_398015/ (Accessed 17 September 2023).

Zhelnina, Z. Yu. (2023), "Tourism in the focus of state support and strategies for the development of territories", Theory and practice of social development, 4, pp. 84-94. [Online], available at: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-v-fokuse-gosudarstvennoy-podderzhki-i-strategiy-razvitiya-territoriy/viewer (Accessed 13 September 2023).

Данные об авторах

Горбатов Святослав Александрович, лаборатория экономических исследований, научный сотрудник, кандидат экономических наук Чуваткин Петр Петрович, лаборатория экономических исследований, главный научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор

Information about the authors

Sviatoslav A. Gorbatov, Laboratory of Economic

Research, Researcher, Candidate of Economic

Sciences

Petr P. Chuvatkin, Laboratory of Economic Research, Chief Researcher, Doctor of Economics, Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.