Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА'

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАРЬЕР / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбатова А.А.

Формирование институциональных основ развития социально-ориентированного туризма предусматривает исследование трансакционных издержек, возникающих в результате взаимодействия субъектов данного направления туристской деятельности, выступающих своеобразным идентификаторов уровня развития социально-ориентированного туризма. В ходе исследования автором определены основные виды трансакционных издержек, в том числе, информационного, административного, оппортунистического характера, которые препятствуют эффективному функционированию системы предоставления льготных туристских услуг, проанализировано их влияние на состояние сферы социально-ориентированного туризма. В работе обозначены ключевые проблемы, приводящие к возникновению трансакционных издержек, проанализированы возможные пути их оптимизации, в том числе, на примере механизма реализации программы «Туристический кешбэк» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Выявлены особенности возникновения трансакционных издержек измерения качества туристского продукта на основе технического, функционального и этического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRANSACTION COSTS OF SOCIALLY ORIENTED TOURISM

The formation of institutional foundations for the development of socially oriented tourism provides for the study of transaction costs arising from the interaction of subjects of this area of tourism activity, acting as a kind of identifier of the level of socially oriented tourism development. In the course of the study, the author identified the main types of transaction costs, including informational, administrative, opportunistic ones, which impede the effective functioning of the system for providing preferential tourist services, analyzed their impact on the state of the socially oriented tourism sector. The paper identifies the key problems that lead to the emergence of transaction costs, analyzes possible ways to optimize them, including the example of the mechanism for implementing the "Tourist Cashback" program and the "Unified Portal of State and Municipal Services". The features of the occurrence of transaction costs for measuring the quality of a tourist product based on technical, functional and ethical approaches are revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-62-66

А.А. Горбатова - аспирант, младший научный сотрудник, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», svetlana_asa@mail.ru,

А.А. Gorbatova - postgraduate student, Junior Researcher, Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА ANALYSIS OF TRANSACTION COSTS OF SOCIALLY ORIENTED TOURISM

Аннотация. Формирование институциональных основ развития социально-ориентированного туризма предусматривает исследование трансакционных издержек, возникающих в результате взаимодействия субъектов данного направления туристской деятельности, выступающих своеобразным идентификаторов уровня развития социально-ориентированного туризма. В ходе исследования автором определены основные виды трансакционных издержек, в том числе, информационного, административного, оппортунистического характера, которые препятствуют эффективному функционированию системы предоставления льготных туристских услуг, проанализировано их влияние на состояние сферы социально-ориентированного туризма. В работе обозначены ключевые проблемы, приводящие к возникновению трансакционных издержек, проанализированы возможные пути их оптимизации, в том числе, на примере механизма реализации программы «Туристический кешбэк» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Выявлены особенности возникновения трансакционных издержек измерения качества туристского продукта на основе технического, функционального и этического подходов.

Abstract. The formation of institutional foundations for the development of socially oriented tourism provides for the study of transaction costs arising from the interaction of subjects of this area of tourism activity, acting as a kind of identifier of the level of socially oriented tourism development. In the course of the study, the author identified the main types of transaction costs, including informational, administrative, opportunistic ones, which impede the effective functioning of the system for providing preferential tourist services, analyzed their impact on the state of the socially oriented tourism sector. The paper identifies the key problems that lead to the emergence of transaction costs, analyzes possible ways to optimize them, including the example of the mechanism for implementing the "Tourist Cashback" program and the "Unified Portal of State and Municipal Services". The features of the occurrence of transaction costs for measuring the quality of a tourist product based on technical, functional and ethical approaches are revealed.

Ключевые слова: социальный туризм, трансакционные издержки, информационный барьер, институциональная среда.

Keywords: social tourism, transaction costs, informational barrier, institutional environment

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90011.

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-310-90011.

Актуальность вопроса формирования эффективной системы социально-ориентированного туризма в современной России обусловлена признанием на национальном уровне необходимости повышения уровня доступности туризма для всех категорий граждан, отражённой в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Совершенствование институционально-организационных основ предоставления льготных туристских услуг предполагает проведение тщательного анализа трансакционных издержек социально-ориентированного туризма, определение их структуры, источников и способов снижения. Возникновение трансакционных издержек происходит в результате взаимодействия участников институциональной среды и служит показателем степени развития исследуемого института.

Цель настоящего исследования состоит в определении структуры, источников и способов оптимизации трансакционных издержек, препятствующих развитию системы льготирования туристских услуг в России.

Основные виды трансакционных издержек сферы социально-ориентированного туризма представлены на рисунке 1.

Информационные издержки

Административные издержки

--- Издержки оппортунистического поведения

Коррупционные издержки

-- Издержки измерения качества

Рисунок 1 - Трансакционные издержки социально-ориентированного туризма

Представленные трансакционные издержки служат барьером эффективного функционирования системы предоставления туристских льгот и обуславливают формирование завышенных цен на социально направленные туристские продуты. Учитывая несовершенство действующей системы социального туризма в стране, которая является весьма обременительно для государства, наличие высоких трансакционных издержек лишь усугубляет ситуацию.

Проблема наличия издержек поиска информации становится особенно актуальной в сфере социально-ориентированного туризма, поскольку значительную долю потребителей составляют лица с ограничениями здоровья, проявляющимися в двигательной, сенсорной или психической дисфункции. Отсутствие общей базы данных о специализированных туристских продуктах, единой адаптированной платформы бронирования вместе с разрозненностью источников информации об условиях получения льгот социально незащищённых граждан становятся существенным препятствием к осуществлению туристской деятельности особых категорий граждан [4].

Причём, с информационным барьером сталкиваются не только потребители льготных туристских услуг. Неполнота информации о мерах поддержки предприятий, её недостоверность и неактуальность ведут к падению уровня заинтересованности бизнеса, осуществляющего деятельность в сфере социально-ориентированного туризма.

В значительной мере оптимизировать информационные издержки возможно при максимальном использовании потенциала Интернет-технологий. Некоторые шаги в этом направлении уже предприняты Правительством РФ, которое в 2009 году заявило о создании «Единого портала государственных и муниципальных услуг» (далее - портал Госуслуг). Несмотря на то, что тестовый запуск системы сопровождался многочисленными трудностями, постоянная работа над технической, функциональной составляющей, наращиванием мощности, расширением перечня услуг, доступных к оформлению через сайт, привела к тому, что в 2020 году количество зарегистрированных пользователей превысило 78 миллионов граждан, а число проведённых через сайт платежей - 85 миллионов.

Однако, в контексте социально-ориентированного туризма, портал Госуслуг пока не предусматривает возможности электронного оформления на всех этапах процесса получения путёвки на санаторно-курортное лечение или в детские лагеря. При этом, сайт позволяет формировать заявление на получение путёвки в Фонд социального страхования Российской Федерации и при наличии усиленной квалифицированной цифровой подписи отправлять его в электронном виде в ведомство. Учитывая, что льготными категориями граждан, имеющими в настоящее время право на получение бесплатного лечения в санаторно-курортном учреждении и проезда к месту лечения и обратно, являются в большинстве своём пожилые

люди и лица с инвалидностью, процесс получения ими требуемого вида электронной подписи может оказаться крайне затруднительным. В этом случае имеют место административные трансакционные издержки [2].

Наглядной демонстрацией снижения информационных и административных издержек можно считать реализацию проекта «Туристический кешбэк». Разработанный государством механизм позволил значительно упростить процедуру возврата средств туристам, обеспечив высокий уровень привлекательности программы среди потенциальных потребителей. Условия участия в программе кешбэка проиллюстрированы на рисунке 2.

Кешбэк 20 % (не более 20000 руб) поступает на карту в срок до 5 рабочих дней с момента поступления оплаты

Рисунок 2 - Условия участия в программе «Туристический Кешбэк»

Получателем субсидии может быть любой гражданин независимо от социального статуса и финансового благополучия. Кроме того, получить кешбэк можно неограниченное число раз [3].

Административные издержки также выражаются на муниципальном уровне при возникновении у предпринимателей потребности в оформлении передачи прав и обязанностей на те или иные объекты недвижимости, земельные участки, транспортные средства и пр. Например, для оформления участка под строительство отеля или гостиницы предпринимателю может потребоваться огромное количество согласований с местными органами власти, что приведёт к большим временным затратам [5].

Особого внимания заслуживает проблема наличия коррупционных трансакционных издержек в сфере социально-ориентированного туризма. Несмотря на то, что активная антикоррупционная политика проводится на каждом уровне власти во многих сферах общественной жизни, коррупционные расходы всё еще находятся на высоком уровне. В системе льготирования туристских услуг они проявляются в необоснованном предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение или детский отдых гражданам, которые не входят в перечень льготных категорий лиц.

Кроме того, коррупционные действия могут осуществляться при проведении государственных закупок, тендеров, торгов и проявляться в форме скрытой аффилированности, конфликта интересов, прямой или косвенной личной заинтересованности. Также, в сфере туризма коррупционная составляющая имеет место при лицензировании туристической деятельности.

Высокие коррупционные затраты тесно связаны с возникновением издержек оппортунистического поведения, которые проявляются в форме вымогательства или шантажа со стороны лиц, намеренно уклоняющихся от соблюдения условий договора. Поведение такого рода получило в юридической практике название «правовой цинизм». Во многом наличие оппортунистических трансакционных издержек объясняется несовершенством законодательной базы социально-ориентированного туризма, наличием большого количества пробелом в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы предоставления льготных туристских услуг [1].

Оптимизировать издержки оппортунистического поведения представляется возможным за счёт совершенствования системы нормативно-правового обеспечения туризма и, в частности, социально-ориентированного, гармонизации действующих положений и требований законодательных актов, регулирующих деятельность в туристской сфере, а также в смежных с ней отраслях.

Зачастую оппортунистическое поведение становится причиной проблемы демпинга со стороны туроператоров. В стремлении привлечь потенциальных потребителей компании занижают стоимость туристских услуг в ущерб качеству сервиса. При этом, основной ущерб несут социально ответственные организации, предоставляющие турпродукт высокого качества.

На этом этапе возникают трансакционные издержки измерения качества турпродук-та, которое можно оценить по нескольким признакам - техническому, функциональному и этическому.

Технически-функциональная сторона туристского продукта вполне очевидна и предполагает наличие соответствующих лицензий, сертификатов, соответствие сервиса предъявляемым требованиям, оборудование номеров отеля и прочее. К этическому признаку относят мнение потребителей о качестве обслуживания, об уровне понимания и идентификации их потребностей [2].

В настоящее время уровень издержек измерения качества может быть значительно снижен благодаря функционированию платформ электронного бронирования, которые осуществляют сбор и презентацию отзывов потребителей, которые уже использовали туристскую услугу.

Таким образом, многочисленные проблемы исследуемой сферы служат причиной роста уровня трансакционных издержек информационного, административного, коррупционного характера. Неотъемлемой частью формирования институциональной среды развития социально-ориентированного туризма является процесс определения и оптимизации тран-сакционных издержек. Являясь актуальной и практически применимой задачей, минимизация трансакционных издержек системы предоставления льготных туристских услуг позволит снизить стоимость пакета услуг для конечного потребителя, финансовую государственную нагрузку и повысить уровень рентабельности поставщиков туристских услуг.

Источники:

1. Косов С.А. Оценка трансакционных издержек в туристско-рекреационной сфере // УЭкС. 2013. №11 (59). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/otsenka-transaktsionnyh-izderzhek-v-turistsko-rekreatsionnoy-sfere-1 (дата обращения: 16.02.2022).

2. Пахарь В.В. Структура и проблемы анализа трансакционных издержек участников российского рынка туристических услуг // «Наука, технологии, общество - НТО-2021»: сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции (Красноярск, 29-31 июля 2021 г.). - Красноярск: Красноярский краевой Дом науки и техники, 2021. С. 116-124.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. № 1200 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги» (с изменениями и дополнениями).

4. Чуваткин П.П., Боджгуа А.Ю. Оптимизация трансакционных издержек в рекреационно-туристкой сфере // Вестник Академии знаний. 2018. №5 (28). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/optimizatsiya-transaktsionnyh-izderzhek-v-rekreatsionno-turistkoy-sfere (дата обращения: 16.02.2022).

5. Чуваткин П.П., Нетребко К.А. Проявление оппортунизма в туристской сфере // Вестник Академии знаний. 2019. №2 (31). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/proyavlenie-opportunizma-v-turistskoy-sfere (дата обращения: 16.02.2022).

References:

1. Kosov S.A. Estimation of transaction costs in the tourist and recreational sphere // UECS. 2013. No. 11 (59). URL: https://cyberleninka.m/article/n/otsenka-transaktsionnyh-izderzhek-v-turistsko-rekreatsionnoy-sfere-1 (date of access: 02/16/2022).

2. Pakhar V.V. Structure and problems of analysis of transaction costs of participants in the Russian market of tourist services // "Science, technologies, society - NTO-2021": a collection of scientific articles based on the materials of the All-Russian Scientific Conference (Krasnoyarsk, July 29-31, 2021). - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk Regional House of Science and Technology, 2021. P. 116-124.

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1200 dated August 10, 2020 "On Approval of the Rules for Providing Subsidies from the Federal Budget to the National System of Payment

Cards Joint-Stock Company to Promote Affordable Domestic Tourist Trips by Reimbursing Part of the Cost of a Paid Tourist Service".

4. Chuvatkin P.P., Bodzhgua A.Yu. Optimization of transaction costs in the recreational and tourist sphere // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. No. 5 (28). URL: https://cyberleninka.ru/ ar-ticle/n/optimizatsiya-transaktsionnyh-izderzhek-v-rekreatsionno-turistkoy-sfere (date of access: 02/16/2022).

5. Chuvatkin P.P., Netrebko K.A. The manifestation of opportunism in the tourism sector // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-opportunizma-v-turistskoy-sfere (date of access: 02/16/2022).

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-66-72

В.А. Дианова - к.э.н., доцент кафедры туризма и физической культуры, Краснодарский государственный институт культуры, veron-a@mail.ru,

V.A. Dianova - Cand. econ. Science, Associate Professor, Department of Tourism and Physical Culture, Krasnodar State Institute of Culture;

Т.Е. Кравченко - к.э.н., доцент кафедры туризма и физической культуры, Краснодарский государственный институт культуры,

T.E. Kravchenko - Cand. econ. Science, Associate Professor, Department of Tourism and Physical Culture, Krasnodar State Institute of Culture.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ:

ПЕРСПЕКТИВЫ, ТРЕНДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ECONOMIC FEATURES OF TOURISM PRODUCT DEVELOPMENT IN RUSSIA: PROSPECTS, TRENDS, DIRECTIONS

Аннотация. Динамика современных реалий, вызванных ограничениями COVID-19 определила новый этап развития сферы туризма в мире и в России. Выездной туристический поток из России сократился в разы, а внутренний туризм приобретает новое значение. Внутренний туризм дополняется новыми маршрутами, новыми направлениями туризма, один из которых гастрономический туризм. Особую актуальность данное направление получило в свете осенних новостей 2021 г., когда 69 ресторанов г. Москва получили разного уровня награды от ресторанного гида Michelin. Далее хотелось бы отметить, что процессы импортозамещения сыграли определенную роль в популяризации гастрономического туризма, т.к. на всей территории России стало развиваться общественное питание, ориентированное на конкуренцию за локальные продукты, за поставки продуктов, отвечающих особым требованиям качества. В исследовании авторами определены основные общемировые тенденции, которые повлияли на выделение гастрономического туризма, предоставляющего новые виды туристического продукта в России; раскрыты основные направления развития и особенности формирования гастрономического туризма в России; предложена классификация направлений гастрономического туризма в РФ; определены недостатки, которые присущи такому виду туризма в России; даны рекомендации по развитию гастрономического туризма в России.

Abstract. The dynamics of modern realities caused by the limitations of COVID-19 has defined a new stage in the development of tourism in the world and in Russia. Outbound tourist flow from Russia has decreased significantly, and domestic tourism is gaining new importance. Domestic tourism is complemented by new routes, new areas of tourism, one of which is gastronomic tourism. This direction became particularly relevant in the light of the autumn news of 2021, when 69 restaurants in Moscow received awards of various levels from the Michelin restaurant guide. Further, I would like to note that import substitution processes have played a certain role in the popularization of gastronomic tourism, since public catering has begun to develop throughout Russia, focused on competition for local products, for the supply of products that meet special quality requirements. In the study, the authors identified the main global trends that influenced the allocation of gastronomic tourism in a separate direction of a tourist product in Russia; revealed the main directions of development and features of the formation of gastronomic tourism in Russia; the classification of directions of gastronomic tourism in the Russian Federation is proposed; the disadvantages that are inher-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.