Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА '

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный туризм / факторы развития / бюджет времени туристов / транспортная доступность / уровень доходов / social tourism / factors of development / tourists’ time-budget / transport availability / income level

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.А. Горбатова

При формировании эффективной системы развития социально-ориентированного туризма, направленной на повышение доступности туристских услуг для социально уязвимых категорий населения и учитывающей интересы каждого из участников данной сферы, особое значение приобретает анализ исследуемого направления туризма как межотраслевого комплекса, находящегося под воздействием широкого разнообразия факторов. Опираясь на исследования международных и отечественных туристских организаций, автором сформирован перечень факторов воздействия на систему социально-ориентированного туризма. В статье приведены результаты количественной оценки значимости данных факторов, полученные методом экспертных оценок. Выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие социально-ориентированного туризма, подробно рассмотрены их особенности. Исследованы затраты календарного времени туристов. Рассмотрен вопрос транспортной доступности и организации перевозок потребителей социально-ориентированного туризма Проведён анализ основных источников финансирования социально-туристской активности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SOCIALLY-ORIENTED TOURISM DEVELOPMENT

When forming an effective system for the development of socially-oriented tourism, aimed at increasing the availability of tourist services for socially vulnerable categories of the population and taking into account the interests of each of the participants in this sphere, the analysis of the studied kind of tourism as an intersectoral complex under the influence of a wide variety of factors is of particular importance. The author has compiled a list of factors affecting the system of socially-oriented tourism, based on the research of international and domestic tourism organizations. The article presents the results of a quantitative assessment of the factors significance obtained by the peer review method. The factors that have the greatest impact on the development of socially-oriented tourism are identified, their features are considered in detail. The costs of calendar time of tourists are investigated. The issue of transport accessibility and organization of transportation of consumers of socially-oriented tourism is considered, the analysis of the main sources of financing of social and tourist activity of citizens is carried out.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА »

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-89-96

А.А. Горбатова - аспирант, младший научный сотрудник, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», svetlana_asa@mail.ru,

A.A. Gorbatova - postgraduate student, Junior Researcher, Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА FACTORS OF SOCIALLY-ORIENTED TOURISM DEVELOPMENT

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90011 The reported study was funded by RFBR, project number 20-310-90011

Аннотация. При формировании эффективной системы развития социально-ориентированного туризма, направленной на повышение доступности туристских услуг для социально уязвимых категорий населения и учитывающей интересы каждого из участников данной сферы, особое значение приобретает анализ исследуемого направления туризма как межотраслевого комплекса, находящегося под воздействием широкого разнообразия факторов. Опираясь на исследования международных и отечественных туристских организаций, автором сформирован перечень факторов воздействия на систему социально-ориентированного туризма. В статье приведены результаты количественной оценки значимости данных факторов, полученные методом экспертных оценок. Выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие социально-ориентированного туризма, подробно рассмотрены их особенности. Исследованы затраты календарного времени туристов. Рассмотрен вопрос транспортной доступности и организации перевозок потребителей социально-ориентированного туризма Проведён анализ основных источников финансирования социально-туристской активности граждан.

Abstract. When forming an effective system for the development of socially-oriented tourism, aimed at increasing the availability of tourist services for socially vulnerable categories of the population and taking into account the interests of each of the participants in this sphere, the analysis of the studied kind of tourism as an intersectoral complex under the influence of a wide variety of factors is of particular importance. The author has compiled a list of factors affecting the system of socially-oriented tourism, based on the research of international and domestic tourism organizations. The article presents the results of a quantitative assessment of the factors significance obtained by the peer review method. The factors that have the greatest impact on the development of socially-oriented tourism are identified, their features are considered in detail. The costs of calendar time of tourists are investigated. The issue of transport accessibility and organization of transportation of consumers of socially-oriented tourism is considered, the analysis of the main sources of financing of social and tourist activity of citizens is carried out.

Ключевые слова: социальный туризм, факторы развития, бюджет времени туристов, транспортная доступность, уровень доходов.

Keywords: social tourism, factors of development, tourists' time-budget, transport availability, income level.

Сбалансированное и гармоничное развитие социально-ориентированного сектора туризма, объединяющего интересы каждого из его участников за счет привлечения дополнительных источников финансирования различных категорий потребителей и предоставления льгот производителям туристских услуг, представляется невозможным без учёта особенностей взаимодействия данного направления туризма со смежными отраслями национальной экономики, установления внешних и внутренних взаимосвязей системообразующих элементов. Функционируя как межотраслевой комплекс, социально-ориентированный туризм находится под воздействием широкого разнообразия факторов социально-демографического, финансово-экономического, общественно-политического, историко-культурного характера. Исследование условий развития социально-ориентированного туризма как сложной социально-экономической системы объективно необходимо для формирования эффективного механизма предоставления социально-направленных туристских услуг.

В рамках настоящего исследования, под социально-ориентированным туризмом понимается туризм, объединяющий интересы личности, государства и общества путем удовлетворения потребностей в оздоровлении, образовании, воспитании независимо от социального статуса и материального благополучия различных категорий потребителей рекреационно-туристских услуг, за счет дополнительных источников финансирования различных категорий потребителей и предоставления льгот производителям туристских услуг.

Социально-ориентированная туристская деятельность состоит из множества объектов смежных отраслей, связанных с туристической активностью путешествующих, включая коллективные и индивидуальные средства размещения, организации общественного питания и пассажирских перевозок, страховые и медицинские компании, государственные учреждения по социальной защите населения, санаторно-курортные организации, паспортно-визовую поддержку, операторов связи, центры по организации культурных, спортивных и развлекательных мероприятий, организации розничной торговли, образовательную систему и прочие организации, так или иначе связанные с социально-направленной туристской деятельностью. Деятельность каждой из представленных групп участников рынка социально-ориентированного туризма в той или иной степени оказывает влияние на социально-ориентированный туризм, и в совокупности они составляют базу социально-ориентированного туристского потенциала страны.

Для оценки количественных и качественных взаимосвязей между факторами и определения «силы» их влияния на развитие социально-ориентированного туризма ранжируем их по индексу значимости. Величины весовых коэффициентов будут определены экспертным путем. В состав экспертной группы входят 30 специалистов туристской отрасли, имеющих опыт работы в туристской сфере Российской Федерации более 5 лет. Значимость факторов развития социально-ориентированного туризма оценивается по следующей шкале: «основной», «значительный», «незначительный».

Количественно значимость каждого фактора определена по следующей формуле [4]:

1=(Чёт) *1оо% (1)

где I - индекс значимости,

п - число вариантных ответов относительно влияния фактора на развитие социально-ориентированного

туризма;

i - порядковый номер варианта ответа,

XI - количество экспертов, указавших ьтый вариант ответа для фактора,

Yi - весовой коэффициент, закрепленный за ьтым вариантом ответа.

Таким образом, индекс I пронормирован от 0 до 100 %, где 100 % соответствует максимальному уровню значимости фактора.

Перечень факторов, оказывающих влияние на развитие социально-ориентированного туризма, сформирован на основе данных, полученных в ходе исследовательских работ Всемирной туристской организации (UNWTO), чьи результаты, в основном, затрагивают вопросы развития устойчивого туризма. При этом, социально-ориентированный туризм рассматривается как его составляющая. Согласно данным UNWTO, развитие устойчивого туризма может быть обеспечено за счёт формирования эффективной системы координации туристских предприятий, государственных органов, спонсоров, общественных организаций, исследовательских центров и международных сообществ [12]. Взаимодействие этих участников позволит максимизировать социально-экономический вклад туризма и свести к минимуму его возможные негативные воздействия. Всемирная туристская организация выделяет в качестве условий активного развития устойчивого туризма не только вопросы защиты окружающей среды и социального равенства, но и разумное потребление и производство, развитие инноваций и инфраструктуры, достойный труд и экономический рост, развитие государственно-частного партнёрства, качественное образование, обеспечение справедливости и поддержание мира.

Таким образом, экспертной оценке было подвергнуто более 20 факторов, оказывающих влияние на развитие социально-ориентированной туристской деятельности, которые были объединены в 5 групп. Результаты экспертной оценки значимости каждого из них представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Факторы развития социально-ориентированного туризма

Группа факторов Фактор Средний индекс значимости (%)

1 2 3

Экономические уровень доходов населения 80,6

уровень цен на социально-ориентированный туристский продукт, в том числе на транспортные услуги 60,4

уровень экономического развития государства, в целом, и туристской дести-нации, в частности 48,4

объём прямых инвестиций в отрасль 57,2

объём государственных расходов на развитие социально-ориентированного туризма 50,1

маркетинговая политика социально-направленного туристского продукта 45,0

уровень развития социального предпринимательства, государственная поддержка предприятий, оказывающих туристские услуги социально незащищенным категориям граждан 30,8

Социально-демографические качество жизни населения 64,3

уровень урбанизации и субурбанизации населения 20,8

возрастной, семейный и социальный состав населения 68,3

уровень социо-культурного развития граждан 42,0

наличие свободного времени населения 79,5

Материально-технические приспособленность туристского продукта под нужды социальных туристов, в том числе уровень доступности среды для лиц с ограниченными возможностями 63,4

транспортная и логистическая доступность туристских территорий 78,7

использование инновационных технологий в социально-ориентированном туризме 23,7

качество обслуживания, сервисное обеспечение, соответствующее международным стандартам 45,2

Продолжение таблицы

1 2 3

Политические безопасность туристических поездок, политическая среда, уровень преступности и террористических угроз 58,8

политика государства в сфере поддержки социального предпринимательства и организаций, функционирующих в сфере социально-ориентированного туризма 24,3

политика здравоохранения и социальной защиты населения 30,9

законодательные акты, приказы и постановления, реализующие прямые гражданские права на отдых и социальную поддержку 15,9

Трансакционные уровень информационной доступности 25,6

затраты на рекламу социально-ориентированного турпродукта и на проведение маркетинговых исследований 15,2

транспортные и коммуникационные издержки социальных туристов 17,8

затраты социальных туристов на прохождение бюрократических процедур для получения льгот на туристские услуги 20,1

Как видно из таблицы 1, к наиболее значимым факторам развития социально-ориентированного туризма, по мнению экспертной группы, относятся уровень доходов потенциальных потребителей, наличие у них свободного времени и транспортная доступность туристских дестинаций.

В таблице 2 отражён средний индекс значимости групп факторов, оказывающих влияние на развитие социально-ориентированного туризма.

Таблица 2 - Групповые индексы значимости факторов развития социально-ориентированного туризма

Группа факторов Средний индекс значимости (%)

Экономические 62,08

Социально-демографические 54,98

Материально -технические 52,75

Политические 32,47

Трансакционные 19,67

Рассмотрим более подробно основные факторы развития социально-ориентированного туризма.

Использование свободного времени социально-ориентированных туристов

Бюджет времени населения является одним из наиболее важных условий для культурного, интеллектуального, физического развития человека и удовлетворения его потребностей, в том числе и в отдыхе [2]. Здесь важно отметить некоторые исторические предпосылки трансформации теоретической концепции свободного времени. До 1980-х годов в западноевропейских странах доминировало использование свободного времени в качестве средства для восстановления физических сил или для потребления материальных благ, обеспечивающих рост благосостояния населения. И лишь в 1980-е годы в обществе появилась тенденция к изменению цели использования свободного времени. Ею становится наслаждение жизнью через потребление материальных благ. С этих пор меняется место и роль туризма в обществе - от способа восстановления рабочей силы к реализации индивидуальных способностей и талантов. Однако для развития социально-ориентированного туризма важен не только факт наличия свободного времени у человека. Оно должно быть компактно, а не рассредоточено в течение года [8].

Кроме того, наличие свободного времени у социального туриста может рассматриваться через призму исследования затрат календарного времени по направлениям его использования. Оно зависит от достаточно большого количества факторов. При этом, свободное время нельзя отождествлять с внерабочим временем, так как оно является его частью вместе со временем для поездок на работу и обратно, для удовлетворения естественных потребностей, для домашнего труда и бытовых потребностей [7].

Также стоит отметить, что для развития социально-ориентированного туризма важно не только наличие свободного времени, но и структура его использования, а также характер досуговой активности. Поскольку человек при наличии у него свободного времени действует по принципу избирательности и свободы использования, рекреационная активность приобретает индикативный эффект, иллюстрирующий материальный и духовный уровень общественной и личной жизни населения, положение и социальное самочувствие различных социальных групп.

Направления использования свободного времени были подробно проанализированы статистической службой Европейского Союза при проведении ежегодного социологического опроса Harmonised European Time Use Surveys (HETUS). В рамках данного исследования было опрошено более 98 тысяч жителей Европы. Все направления занятий населения были разделены на основные и второстепенные группы, включающие подробный перечень всевозможных видов времяпрепровождения человека. Помимо туристических поездок в привычном для нас понимании, в исследовании рассматривалось время, затрачиваемое рецензентами на рабочие, учебные поездки, а также связанные с социально-досуговой активностью.

В таблице 3 приведены результаты социологического опроса по среднедневным временным затратам населения в некоторых зарубежных странах.

Таблица 3 - Результаты социологического опроса по среднедневным временным затратам населения в некоторых зарубежных странах

Страна Средний показатель среднедневных временных затрат, часы

Туризм и путешествия, кроме делового туризма Поездки, связанные с работой Поездки, связанные с учёбой Поездки, связанные с приобретением товаров иуслуг Поездки, связанные с досуговой активностью

Великобритания 2,15 0,32 0,1 0,23 0,48

Люксембург 1,53 0,45 0,08 0,28 0,43

Норвегия 1,43 0,37 0,07 0,23 0,58

Франция 1,38 0,35 0,05 0,13 0,25

Германия 1,28 0,32 0,05 0,22 0,5

Испания 1,17 0,32 0,07 0,18 0,4

Из данных таблицы 3 следует, что по результатам социологического опроса в 2018 году наибольшую долю свободного времени граждане уделяли путешествиям и туризму в следующих странах: Великобритания, Люксембург, Норвегия. В среднем, жители Британии тратят на путешествия 32,69 календарных дней в году, граждане Люксембурга - 23,27 дней, а Норвегии - 21,75 дня. В то же время, в России данный показатель колеблется от 20 до 23 календарных дней.

Социально-ориентированный туризм направлен на удовлетворение потребности в отдыхе множества потребительских групп, каждая из которых имеет свои поведенческие особенности. Международной организацией социального туризма (ISTO) принята следующая категоризация потребителей - молодежь, неблагополучные семьи, пожилые люди и лица с ограниченными возможностями здоровья. В рамках настоящего исследования молодёжь рассматривается как группа людей от 15 до 24 лет. Именно этот возраст определяет Организация Объединённых Наций при проведении статистических исследований. Что касается пожилых людей, выбор возрастной группы обусловлен критериями участия пожилых людей в основных льготных программах, проводимых международной организацией IMSERSO на территории Европы [18]. Определение лиц с инвалидностью дано в статье 1 Конвенции о правах инвалидов Организации Объединённых наций [6]. Критерий включения в категорию «Семьи с ограниченными финансовыми возможностями» определён по итогам обзора литературных источников по близким тематикам, а также на основании данных отчёта Евростата за 2019-2020 гг. [13].

Рассмотрим особенности бюджета свободного времени каждой из представленных групп.

Молодёжь. Современные формы времяпровождения отражают как возрастные особенности молодых людей, так и уровень их жизни. Общей тенденцией стала примитивизация свободного времени, сведение его к визуальным пассивным способам времяпровождения. Содержание свободного времени претерпело качественные изменения в последние десятилетия. Оно стало рассматриваться в качестве средства отдыха, а не культурного развития [10]. Наиболее затратной по времени деятельностью у молодых людей является получение образование, на которое они тратят в среднем по 5 часов в день (при очном обучении). В зависимости от типа обучения и наличия дополнительных форм занятости (подработка, семейные заботы) свободное время студентов в день составляет от 1 до 6 часов в сутки. Рассредоточенность его в течение учебного года не позволяет осуществлять в это время туристические поездки за пределы места обучения. Однако в каникулярный период у студентов высвобождается значительная часть времени, которую они используют для различных видов социальной активности. Летние каникулы у студентов достаточно продолжительные и составляют от 2 до 3 месяцев, а зимние длятся 2 недели [11]. Лишь небольшая часть молодых людей в этот период выбирают самосохрани-тельные виды времяпрепровождения, включающие туристские поездки, походы, занятия физической культурой и спортом, отдых в санаторно-курортных организациях и прочие активные виды деятельности. Низкая культура самосохранительного поведения ведёт к возникновению поведенческих (вредные привычки, низкая двигательная активность) и психологических (проблемы самооценки) проблем [1].

Анализируя бюджет свободного времени молодёжи в контексте развития социально-ориентированного туризма, можно утверждать, что создание специализированных туристских продуктов, удовлетворяющих интересы и потребности как молодых людей, так и производителей туристских услуг, а также их активное продвижение и реализация в летний и зимний каникулярные периоды позволит оказать положительное социально-экономическое воздействие на развития государства, в том числе увеличить объём продаж туристских услуг, стимулировать местных производителей, сократить сезонных колебания, и в целом увеличить туристский поток.

Создание эффективной системы предоставления льгот молодым потребителям туристских услуг позволит минимизировать такой сдерживающий фактор, как недостаток финансовых средств, а учёт структуры бюджета времени молодёжи при создании специализированных туристских продуктов будет способствовать общему развитию социально-ориентированного туризма.

Пожилые люди. Следует отметить, что у большинства пожилых людей после выхода на пенсию бюджет свободного времени значительно увеличивается. Со вступлением в пенсионную жизнь главными интересами для пожилых людей, в основном, становятся дом, здоровье, пассивный отдых и развлечения. Однако зачастую окончание трудовой деятельности оказывает негативное влияние на финансовое положение пенсионеров. Из-за недостатка финансовых средств они вынуждены искать дополнительные источники дохода: продолжать работать, заниматься торговлей, садом, огородом и т.д. Это приводит к значительному увеличению трудовой нагрузки пенси-

онеров и ухудшению условий отдыха. Поэтому, крайне важно создать эффективную систему ценообразования на туристские продукты, разрабатываемые для пожилых людей с учётом их финансовых возможностей и досуговых потребностей. Обладая большим ресурсом свободного времени и имея потребность в социокультурной реабилитации, пожилые люди могут пользоваться туристскими продуктами в течение всего года, в том числе и в периоды межсезонья, когда спрос на массовый туризм значительно снижается. Компенсирование объёма туристского потока в низкий сезон за счёт поездок пожилых людей, несомненно, ведёт к положительным экономическим изменениям прямого, опосредованного и индуцированного характера на уровне туристских предприятий, их поставщиков, домохозяйств, туристской дестинации, регионов и, наконец, государства.

Лица с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории социально-ориентированных туристов характерен более низкий уровень дохода и высокий уровень безработицы по сравнению со сверстниками без ограничений по здоровью. Кроме того, инвалиды несут дополнительные расходы, которые напрямую связаны с их болезнью (например, страховка, медицинские расходы, специальное оборудование). Все эти обстоятельства обуславливают недостаточное участие людей с ограниченными возможностями здоровья в туристической деятельности. В этом смысле государственная политика в области туризма должна способствовать полной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество [15].

При определении бюджета времени людей с инвалидностью, безусловно, большое значение имеют такие характеристики, как возраст, группа инвалидности, возможность трудоустройства, социальный статус, показатели физической активности и т.п. Очевидно, например, что инвалиды первой группы настолько «привязаны» к дому или больнице, что свободного времени, которое можно потратить на туристические поездки, у них просто не остаётся. Возраст приобретения человеком инвалидности можно условно разделить на 4 группы - до 16 лет, от 16 до 25 лет, от 25 до 60 лет, после 60 лет. Проведём сравнительную характеристику каждой из этих групп и определим особенности их времяпрепровождения (таблица 4).

Таблица 4 - Особенности распределения времени лиц с инвалидностью

Возрастная категория Характеристика группы Особенности бюджета времени

До 16 лет Данная возрастная категория людей с ОВЗ характеризуется отсутствием самостоятельности, необходимостью в уходе. На данном этапе происходит формирование личности и её социализация. Недостаточная готовность детей с инвалидностью к успешной социальной интеграции связана не с их болезнью, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с обществом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение такими детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Большая часть времени (вплоть до 70 % от дневного бюджета времени) тратится у родителей, опекунов и детей на физический уход и медицинское обслуживание (гигиена, одевание, кормление, прием лекарств, терапевтические процедуры). Кроме того, данная категория уделяет время на образовательную и дополнительную деятельность (игры, чтение, разговоры). Семьям с детьми с тяжёлыми заболеваниями зачастую не остаётся ни времени, ни возможности осуществлять туристические поездки [9].

16-25 лет Возраст, в котором наличие ограничения жизнедеятельности нередко вызывает трудности жизнеобеспечения и общения, что может приводить к изменению ещё не полностью сложившейся личности, к социальной изоляции и к асоциальному поведению Молодые люди с ограниченными возможностями тратят больше времени на досуг по сравнению со своими сверстниками, не имеющими инвалидности. Кроме того, инвалиды с ограниченными возможностями здоровья уделяют больше времени пассивному отдыху, а также меньше времени общественной деятельности. Социально-демографические характеристики, такие как возраст, семейное положение, количество детей и доход домохозяйства, являются сильными детерминантами времени, посвящённому активной, пассивной и социальной деятельности [17]. При этом, туризм для данной группы является видом досуга, имеющим наиболее высокую корреляцию с уровнем удовлетворённости жизнью [14].

26-60 лет Более зрелые и самостоятельные люди, со сложившейся системой ценностей. В этом возрасте инвалидность заставляет пересмотреть ранее приобретенный опыт, формировать новые представления, осваивать новые навыки коммуникации в условиях ограничения жизнедеятельности Сокращение времени, выделяемого на оплачиваемую работу, компенсируется увеличением времени, которое люди с инвалидностью посвящают другим задачам, таким как личный уход, лечебные процедуры, другие услуги (313 мин. в день). На ведение домашнего хозяйства представители данной группы тратят 684 мин. в день. Среднедневное свободное время составляет 380 минут., что на 42 % больше, чем у людей без ограниченных возможностей здоровья [16].

Старше 60 лет В данном случае социализация должна предусматривать набор социальных ролей и варианты социально-культурных форм активности. Представители данной группы ежедневно тратят 5 часов свободного времени на такие занятия, как чтение, хобби и просмотр телевизора. Вид досуга также зависит от сезонных колебаний.

Транспортная доступность туристских дестинаций

На сегодняшний день транспорт является одним из важнейших компонентов функционирования индустрии туризма и большинства туристических бизнес-структур. По сути, весь современный глобальный туризм

обязан своим существованием развитию скоростных видов транспорта. Причём, к рассматриваемой группе факторов, которые можно в целом характеризировать как удобство путешествия, можно отнести, например, наличие разнообразных транспортных средств и средств связи, удобного расписания (отъезда и приезда в различные пункты), скорость движения, густоту дорожной сети. Эти факторы зависят от уровня экономического развития страны. Говоря о зарубежных поездках социально-ориентированных туристов, важное значение приобретает организационная сторона дела: паспорт, визы, таможенные правила и валютный режим.

Экономическая оценка транспортной доступности дестинации тесно связана со стоимостью перевозок. На сегодняшний день в туризме наиболее широко применяются следующие типы перевозок: авиаперевозки, ж/д перевозки и автоперевозки (автобусы, автомобили). Доступность туристских дестинаций для жителей разных регионов значительно варьируется в зависимости от удалённости места проживания туриста от туристской территории. Приблизительные тарифы на каждый из представленных типов перевозок в различных странах представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Приблизительные тарифы на перевозки по состоянию на август 2021 года

Страна Тип перевозок

Авиаперевозки Ж/Д перевозки Автоперевозки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия 6,53 руб/км 4,04 руб/км 2 руб/км

Франция 18 руб/км 22,3 руб/км 9,36 руб/км

Германия 17,6 руб/км 13,1 руб/км 8,13 руб/км

Великобритания 46,15 руб/км 13,4 руб/км 4,6 руб/км

В странах, обладающих развитой транспортной инфраструктурой, выбор типа перевозки при посещении той или иной дестинации определяется главным образом величиной преодолеваемого расстояния, а также личными предпочтениями и материальными возможностями туриста. Совершенно иная ситуация складывается в России. В отечественных условиях выбор типа перевозок у предпринимателя, осуществляющего разработку тур-продукта, может быть сильно ограничен, а иногда может сводиться и к единственному варианту [19]. Несовершенство логистической системы пассажирских перевозок в России ведёт к возникновению таких ситуаций, когда туристу, чтобы попасть в место отдыха, приходится осуществлять пересадку в более дальней точке и затем возвращаться в туристскую дестинацию на другом виде транспорта. Описываемая проблема особенно обостряется, когда речь заходит об организации перевозок потребителей социально-ориентированного туризма - лиц с инвалидностью и ограниченной подвижностью, матерей с детьми, пожилых людей. Наиболее важными критериями удобства передвижения для данных групп туристов являются следующие:

1. Наличие адаптированных для перевозки лиц с инвалидностью средств транспорта (пандусы, электроподъёмники, дополнительные крепления и вспомогательное освещение, опознавательные знаки и система сигнализирования). Кроме того, необходимо уделять внимание вопросу оказания помощи при передвижении по территории объекта транспортной инфраструктуры, посадке в транспортное средство и высадки из него.

2. Наличие скоростного и высокоскоростного сообщения между местом жительства и туристской де-стинацией, а также на её территории, поскольку для людей с ОВЗ длительные поездки являются крайне изнурительными и могут негативно сказаться на физическом и моральном состоянии туристов.

3. Организация сквозных и мультимодальных («единый билет») перевозок, что зачастую осложняется невозможностью стыковки коммерчески выгодных маршрутов. Это, в свою очередь, препятствует увеличению скорости движения и повышению уровня комфорта передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья [5].

4. Наличие достаточного количества парковочных мест для инвалидов в случае их передвижения на автомобиле, а также наличие упрощённой системы получения разрешения на парковку туристов с инвалидностью, прибывших из других стран. В России требование о необходимости содержания парковочных мест для инвалидов предусмотрено Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с ч. 9 ст. 15 Закона на каждой стоянке автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно -зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 % мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

5. Информационная доступность системы транспортных пассажирских перевозок на территории туристской дестинации. Наличие туристических стендов, содержащих информацию о передвижении пассажирского транспорта, интернет-сайтов с возможностью онлайн-бронирования, адаптированных для пользования лицами с инвалидностью и пожилыми людьми, позволит ускорить развитие социально-ориентированного туризма в России.

Уровень доходов потенциальных потребителей социально-ориентированных туристских услуг.

Говоря о туристской сфере в целом, можно утверждать, что фактор уровня доходов населения имеет основное значение в активизации спроса на туристский продукт. Чем выше уровень доходов, тем больше способность к приобретению туристических услуг. В теории туризма допускается положение, при котором развитие массового туризма наблюдается при достижении определенного уровня дохода на одного потребителя. Другими словами, уровень дохода должен быть выше того, который необходим для обычного потребления. Это является естественным условием развития туристской сферы.

Доля туристских затрат в этом излишке дохода зависит от эластичности спроса на соответствующие виды потребления, не имеющие отношения к туризму, т. е. на товары длительного пользования и неподвижные формы отдыха и развлечений, а также на предметы роскоши. Их доля зависит в свою очередь от способности человека к пассивной экономии даже в случае появления неожиданных потребностей, удовлетворение которых привело бы к сокращению основных форм потребления.

Существуют различные точки зрения относительно уровня дохода, позволяющего в разных странах заниматься туризмом. Кроме того, важным фактором является соотношение индивидуального дохода и общественного потребления. Распределение национального дохода играет решающую роль при установлении соотношения между индивидуальными расходами и дотацией в виде коллективных затрат [3].

Следует отметить, что исследование уровня доходов населения не должно ограничиваться текущими доходами домохозяйств. Ведь на формирование индивидуального туристического спроса могут также влиять сбережения, кредиты и займы населения. При анализе источников финансирования социально-туристских услуг к прочим также добавляются средства, полученные в рамках реализации программ государственной и иной поддержки (включая пенсии по инвалидности, дотации общественных организаций, льготные цены на санаторно-курортные услуги и прочее). Основные источники финансирования социально-туристской активности граждан представлены на рисунке 1.

[ Фонд свободного потребления ]

[ Сбережения |

[ Кредиты и чаймы )

[ Средства программ государственной и иной поддержки |

Рисунок 1 - Основные источники финансирования социально-туристской активности граждан

Полученное представление о степени воздействия совокупности экономических, социально -демографических, материально-технических, политических и трансакционных факторов на развитие социально-ориентированного туризма в России формирует основу для дальнейших исследований в данной сфере, а также иллюстрирует необходимость создания комплексной системы предоставления льготных туристских услуг, основанной на принципах системности и каузальности.

Источники:

1. Абдулманапов Г.Г., Хаджалова Х.М. Самосохранительное поведение молодёжи демографически благополучного региона // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). С. 208-215

2. Александрова А.Ю. Статистика туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.Ю. Александровой. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 464 с.

3. Гезгала, Ян. Туризм в народном хозяйстве [Текст] : Сокр. пер. с польск. / Под общ. ред. и с послесл. д-ра экон. наук В. Ф. Майера. - [Москва] : Прогресс, 1974. - 212 с. : схем.; 20 см.

4. Гусев А. Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России // Управление наукой и наукометрия. 2009. №№8. С. 158-173.

5. Кейванова Е.В. Особенности развития социально-ориентированной логистической системы пригородных пассажирских перевозок Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции г. Белгород, 29 декабря 2017 г.

6. Конвенция о правах инвалидов. Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.

7. Кружалин В.И., Мироненко Н.С. Зигерн-Корн Н.В., Шабалина Н.В. География туризма : учебник. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.

8. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 94 с.

9. Макканн Д., Булл Р., Винценберг Т. Ежедневные схемы использования времени родителями детей со сложными потребностями: Систематический обзор // Журнал по охране здоровья детей. 2012. №2 16(1). с. 26-52.

10. Малькина М.Е. Бюджет времени студенческой молодежи // Огарёв-Online. 2016. №4 (69) 8.

11. Мартышенко Н. С. Проблемы международного молодежного и студенческого туризма в Приморском крае // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2011. №10 (10). С. 21-23.

12. Официальный сайт «Tourism for SDGS» Электронный ресурс. Режим доступа: https://tourism4sdgs.org/

13. Официальный сайт Европейской статистической службы Показатели Европы 2020 - бедность и социальная изоляция (2020) Стратегия Европы 2020 Электронный ресурс. Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat

14. Паган, Р. Как Досуг Влияет на Удовлетворенность жизнью? Доказательства для немецких людей с ограниченными возможностями // Прикладные исследования Качества жизни. 2015. №2 10, с. 557-572.

15. Паган, Р. Распределение времени в туризме для людей с ограниченными возможностями // Летопись исследований в области туризма. 2012. № 39 (3). с. 1514-1537.

16. Паган, Р. Распределение времени инвалидов // Социальные науки и медицина. 2013. №2 84. с. 80-93

17. Паган, Р. Как люди с ограниченными возможностями проводят свой досуг? // Журнал «Инвалидность и здоровье». 2014. № 7(2). с. 196-205.

18. Программы содействия активному старению (2019) IMSERSO.

19. Якунин П.Н. Оценивание транспортной доступности для целей организации предпринимательской деятельности по доставке туристов в удаленные дестинации // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №2 4. C. 160-170.

References:

1. Abdulmanapov G.G., Khadzhalova H.M. Self-preserving behavior of young people in a demographically prosperous region // Science of man: humanitarian studies. 2016. No.1 (23). pp. 208-215.

2. Alexandrova A.Yu. Tourism statistics : textbook / team of authors ; edited by A.Yu. Alexandrova. - M. : Federal Agency for Tourism, 2014 - 464 p.

3. Gezgala, Jan. Tourism in the national economy [Text] : Short translation from Polish. / Under the general ed . and with an afterword by Dr. V. F. Mayer, Doctor of Economics. - [Moscow] : Progress, 1974. - 212 p. : schematics; 20 cm.

4. Gusev A. B. Formation of ratings of innovative development of regions of Russia // Management of science and scien-tometrics. 2009. No.8. pp. 158-173.

5. Keivanova E.V. Features of the development of a socially-oriented logistics system of suburban passenger transportation Collection of scientific papers based on the materials of the International scientific and practical conference Belgorod, December 29, 2017.

6. Convention on the Rights of Persons with Disabilities. General Assembly resolution 61/106 of 13 December 2006.

7. Kruzhalin V.I., Mironenko N.S. Zigern-Korn N.V., Shabalina N.V. Geography of tourism : textbook. - M. : Federal Agency for Tourism, 2014. - 336 p.

8. Makarenko S.N., Saak A.E. History of tourism - Taganrog: Publishing house of TRTU, 2003. 94 p.

9. McCann Damhnat Bull Rosalind Winzenberg Tania The daily patterns of time use for parents of children with complex needs: A systematic review Journal of Child Health CareVolume 16, Issue 1, March 2012, pp 26-52

10. Malkina M.E. Time budget of student youth // Ogarev-Online. 2016. №4 (69). 8.

11. Martyshenko N. S. Problems of international youth and student tourism in Primorsky Krai // New University. The series "Economics and Law". 2011. No. 10 (10). pp. 21-23.

12. The official website of "Tourism for SDGS" Access mode: https://tourism4sdgs.org /

13. Official website of the European Statistical Service Indicators of Europe 2020 - poverty and social exclusion (2020) Strategy of Europe 2020 Electronic resource. Access mode: https://ec.europa.eu/eurostat

14. Pagan, R. How does Leisure Affect Life Satisfaction? Proofs for German people with disabilities // Applied studies of Quality of life. 2015. No. 10, pp. 557-572.

15. Pagan, R. Distribution of time in tourism for people with disabilities // Chronicle of research in the field of tourism. 2012. No. 39 (3). pp. 1514-1537.

16. Pagan, R. Distribution of disabled people's time // Social Sciences and Medicine. 2013. No. 84. pp. 80-93

17. Pagan, R. How do people with disabilities spend their leisure time? // The magazine "Disability and health". 2014. No. 7(2). pp. 196-205.

18. Active Aging Promotion Programs (2019) IMSERSO.

19. Yakunin P.N. Assessment of transport accessibility for the purposes of organizing entrepreneurial activities for the delivery of tourists to remote destinations // Bulletin of the Pushkin State University. 2011. №4. C. 160-170.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-96-102

Л.А. Грезина - аспирант, Юго-Западный государственный университет, lekseevna@mail.ru, L.A. Grezina - graduate student, Southwestern State University.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ VALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE IMPLEMENTATION OF THE LEAN PRODUCTION SYSTEM

AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Аннотация. В статье рассмотрен подход к экспертной и количественной оценке эффективности внедрения системы бережливого производства на промышленном предприятии. Для одного из многопрофильных предприятий ЗАО «Изоплит», где в инициативном порядке с 2019 г. внедряют технологии бережливого производства в рамках реализации национального проекта, проведена апробация предлагаемой методики.

Целью исследования является применение новой для предприятия концепции, направленной на сокращение всех видов потер на всех стадиях жизненного цикла. .

В исследовании представлена последовательность проведения оценки эффективности внедрения Лин-производства. Показана целесообразность увеличения затрат на бережливые технологии за счет снижения брака и других видов потерь во всех бизнес-процессах.

Abstract. The article discusses an approach to expert and quantitative assessment of the effectiveness of the implementation of a lean manufacturing system at an industrial enterprise. For one of the diversified enterprises, Izoplit CJSC, where, on an initiative basis, since 2019, lean production technologies have been introduced as part of a national project, the proposed methodology was tested.

The aim of the study is to apply a new concept for an enterprise aimed at reducing all types of losses at all stages of the life cycle.

The study presents the sequence of assessing the effectiveness of the implementation of lean production. The expediency of increasing the cost of lean technologies by reducing rejects and other types of losses in all business processes is shown.

Ключевые слова: промышленное предприятие, бережливое производство, менеджмент качества, эффективность.

Keywords: industrial enterprise, lean manufacturing, quality management, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.