DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11081
П.П. Чуваткин - д.э.н., профессор, заведующий лабораторией «Экономики и управления ту-ристско-рекреационными кластерами», Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», [email protected],
P.P Chuvatkin - Doctor of Economics, Professor, Head of the Laboratory of Economics and Management of Tourist and Recreational Clusters, Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences;
А.А. Горбатова - аспирант, младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», [email protected],
A.A. Gorbatova - postgraduate student, Junior Researcher, Federal Research Centre the ubtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.
АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE IN INSTITUTIONAL SUPPORT OF SOCIAL TOURISM
Аннотация. Совершенствование организационно-институциональных основ социального туризма является одной из важнейших задач социально-экономического развития России, поскольку, обладая широким спектром позитивных социально-экономических последствий, социальный туризм воздействует на целый ряд макроэкономических показателей, а также способствует повышению уровня социального благополучия общества. Однако формирование эффективного организационно-экономического механизма предоставления социальных туристских услуг представляется невозможным без глубокого изучения особенностей институционального обеспечения социального туризма в ряде зарубежных стран, где применяемые на протяжении десятилетий модели социального туризма уже доказали свою эффективность в решении социально-экономических проблем на национальном и транснациональном уровнях в условиях рынка. С использованием совокупности теоретико-эмпирических методов исследования, в статье классифицированы модели социального туризма, различающиеся по источникам финансирования, механизму взаимодействия участников, степени финансовой нагрузки на государство. В работе представлена сравнительная характеристика данных моделей с примерами их применения в различных странах. Проведён анализ эффективности применяемых организационно-экономических механизмов предоставления социальных туристских услуг, показаны их преимущества и недостатки. Каждая из моделей социального туризма направлена на решение конкретных задач и не является универсальной, в связи с уникальностью объектов управления.
Abstract. Improving the organizational and institutional foundations of social tourism is one of the most important tasks of the socio-economic development of Russia, since, having a wide range of positive socio-economic consequences, social tourism affects a number of macroeconomic indicators, and also contributes to an increase in the level of social well-being of society. However, the formation of an effective organizational and economic mechanism for the support of social tourism services seems impossible without a deep study of the features of the institutional support of social tourism in a number of foreign countries, where the models of social tourism used for decades have already proven their effectiveness in solving socio-economic problems in market conditions at the national and transnational levels. Using a set of theoretical and empirical research methods, the article classifies social tourism models that differ in funding sources, the mechanism of interaction between participants, and the degree of a financial burden on the state. The paper presents a comparative characteristic of these models with examples of their application in different countries. The analysis of the efficiency of the applied organizational and economic mechanisms for the support of social tourism services is carried out, their advantages and disadvantages are shown. Each of the models of social tourism is aimed at solving specific problems and is not universal, due to the uniqueness of management objects.
Ключевые слова: социальный туризм, организационно-экономический механизм, институциональное обеспечение, модель взаимодействия, туристские услуги.
Keywords: social tourism, organizational and economic mechanism, institutional support, interaction model, tourist services
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90011.
Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-310-90011
Введение
Социально-экономическая политика многих государств не направлена на развитие системы социального туризма ввиду его недостаточной экономико-социальной обоснованности. Действительно, без эффективного организационно-экономического механизма социального туризма, обеспечивающего системное развитие каждого из его направлений, рассматриваемый институт становится обременителен для государства, а преимущества социального характера становятся неочевидными на фоне общих результатов социальной политики.
В то же время, формирование институциональной среды социального туризма является комплексной задачей, требующей принятия ряда мер по вопросам нормативно-правового, информационного, финансово-кредитного и инфраструктурного обеспечения не только со стороны государственных структур, но и в среде коммерческих и благотворительных организаций.
Накопленный опыт институционального обеспечения социального туризма зарубежных стран представляет особый интерес для целей нашего исследования. Сравнительный анализ успешно функционирующих систем предоставления социальных туристских услуг отдельным категориям потребителей послужит основой для дальнейших исследований в области развития социального туризма в России.
На становление института социального туризма влияет множество факторов историко-культурного, политического и экономического характера. В связи с этим, появляются различия в определениях термина «социальный туризм», установленных на законодательном уровне в каждой стране, а также специфические особенности институционально-организационного механизма предоставления социальных туристских услуг.
Обзор научных источников
В структуре зарубежных исследований выделяется два направления, связанных с анализом социального туризма как сектора устойчивого туризма. Первое - направлено на решение социальных задач реализации права на отдых путём повышения доступности туристских услуг для отдельных категорий потребителей; второе - нацелено на решение социально-экономических задач: диверсификация местной экономики, создание новых рабочих мест, улучшение туристской инфраструктуры, развитие депрессивных территорий.
Обзор научных исследований, посвящённых вопросу институционального обеспечения социального туризма, позволил выделить ряд работ, классифицирующих систему социального туризма в зарубежных странах по различным признакам. К таким научным трудам можно отнести работы Miller, Minnaert, & Maitland [14]. Авторы, выделяя ряд базовых моделей, применяемых на территории Европейского Союза, уточняют, что в некоторых государствах используются смешанные типы систем социального туризма, отражающие характерные лишь для этих стран социально-политические особенности. Кроме того, для предметной области настоящего исследования особое значение имеют работы Diekmann, McCabe, & Ferreira [12], Cisneros-Martinez, McCabe, & FernandezMorales [10], в своих научных трудах уделявших внимание удовлетворению лечебно-оздоровительных и культурно-образовательных потребностей посредством социального туризма. В рамках данных исследований за основу анализа моделей социального туризма взяты три основных элемента: источники финансирования, целевые потребительские группы и механизм взаимодействия участников [12].
Методология исследования
В основе методологии исследования лежит системный подход, необходимый для проведения анализа институционального обеспечения социального туризма в зарубежных странах, рассматриваемого в настоящей работе в качестве сложной и многогранной системы взаимосвязанных элементов. Кроме того, были использованы общенаучные и экономические методы, включая описательный и абстрактно-логический методы, а также структурно-функциональный и сравнительный анализ. Архивный метод позволил ознакомиться с литературой различных годов издания с целью сопоставления содержащейся в ней информации между собой и выявления причинно-следственных связей.
Основная часть
Выстраиваемый Европой десятилетиями механизм взаимодействия основных участников туристского рынка по вопросам предоставления льготных туристских услуг отдельным категориям населениям привёл к созданию в 1963 году Международной Организации Социального Туризма, пропагандирующей идеи ответственного и доступного туризма посредством реализации четырёх основных программ, среди которых образовательно-исследовательский альянс, комитет по социальной политике в области туризма, комитет по ответственному и солидарному туризму, нацеленный на поддержание и развитие взаимодействия основных участников социально-туристского рынка на национальном уровне, а также рабочая группа по доступному туризму, систематически организующая встречи стран-участниц с целью обмена опытом по повышению доступности туристских услуг для людей с инвалидностью.
Общая схема функционирования организационного механизма социального туризма в Европе представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Институционально-организационный механизм социального туризма в Европе
Согласно отчёту Международной Организации Социального Туризма [1], в 12 из 27 европейских стран отсутствует чётко сформированная социальная политика в области социального туризма, несмотря на действующие программы или акции по повышению доступности туристских услуг. Социальные механизмы в сфере туризма в каждой стране имеют свои характерные особенности, однако могут быть сгруппированы по следующим критериям: национальный или региональный уровень реализации, ответственный орган, целевые группы, цель программы, схема финансирования.
Проведём сравнительный анализ институционального обеспечения социального туризма в европейских
странах.
Франция, Венгрия, Швейцария, Италия, Румыния
Особый интерес при проведении анализа представляют такие государства, как Франция, Венгрия, Швейцария, Италия и Румыния. Отличительной особенностью систем социального туризма в этих странах является использование ваучеров (чеков) в качестве платёжных средств за туристские услуги. Одним из необходимых условий успешного применения данной системы является высокий уровень стабильности экономики [3], поскольку во многих странах значительная часть стоимости туристских услуг финансируется за счёт государственных средств.
Франция
Национальное агентство отпускных чеков - это государственное промышленное и торговое предприятие, находящееся под контролем министра экономики и финансов и министра туризма, основной целью которой является увеличение числа туристских поездок людей, находящихся в нестабильной семейной, медицинской или экономической ситуации, посредством реализации специальной экономической модели.
Национальное агентство отпускных чеков выступает эмитентом отпускных ваучеров в объёме, определяемом в соответствии с запросами государственных и общественных учреждений, коммерческих предприятий, социально-экономических комитетов. За выпуск ваучеров взимается комиссия в размере 1 %. Далее купоны реализуются среди работников и бенефициаров, которые затем используют их в качестве платёжного средства на предприятиях туристской направленности, входящих в число участников системы Национального агентства отпускных чеков. Впоследствии, эти компании обналичивают отпускные чеки в агентстве, уплачивая комиссию в размере 2,5 %.
Согласно годовому отчёту Национального агентства отпускных чеков [1], общее число предприятий, которые приобрели отпускные ваучеры для своих сотрудников или бенефициаров в 2019 году, составило 58 тысяч, 68,8 % из которых - коммерческие организации (рисунок 2). Причем, прирост числа частных организаций по сравнению с 2018 годом составил 52 %. Общий объём эмиссии составил 1,73 млрд евро, а количество организаций-участниц программы, оказавших туристские услуги обладателям ваучеров, - более 132 тысяч.
Посредством участия в системе отпускных чеков компании повышают свою привлекательность на рынке труда и укрепляют свою социальную политику. Отпускной чек выступает в качестве значимого финансового стимула при выполнении работником его трудовых обязанностей, поскольку действующие способы субсидирования отпускных чеков на предприятии подразумевают приобретение работниками ваучеров со значительной скидкой.
Рисунок 2 - Структура предприятий, закупивших отпускные ваучеры в 2019 году
Созданная более 38 лет назад и успешно функционирующая французская модель отпускных ваучеров является эффективным инструментом укрепления государственной социальной политики, значение которого повысилось ввиду распространения вируса COVID-19 [1]. Кроме того, часть средств, полученных агентством от системы отпускных чеков, используется для финансирования дополнительных социальных программ, которые можно разделить на 2 направления: модернизацию туристских дестинаций и поддержку социальных туристов. В 2019 году на эти цели было направлено более 25 миллионов евро.
Ваучерная модель социального туризма, используемая во Франции, представлена на рисунке 3.
Швейцария
С 1939 года в Швейцарии действует касса путешествий - система Reka [2], реализующая несколько программ по повышению доступности туризма. Reka финансируется Швейцарским Туристическим Фондом и поддерживает следующие формы Reka-Money:
Reka-Check представляет собой бумажные купоны, выпущенные номиналом 10 и 50 франков, которые также можно хранить на счете Reka и тратить с помощью карты. Данные ваучеры предназначены для оплаты услуг в сфере туризма, отдыха, гастрономии, общественного питания и мобильности (например, заправочные станции, железные дороги и т. д.). Чеки Reka предлагаются сотрудникам со скидкой до 20 % от их номинальной стоимости в качестве льготы во многих швейцарских организациях. Чеки Reka на сумму до 600 франков, которые предприятие приобретает в качестве вознаграждения сотрудникам, освобождаются от взносов на социальное страхование и подоходного налога.
СллкктмЕгелыш (ци числноккти 50 чся. м яге утепли графе™™.) до 80 % ii.ni оашпли стлан и-черх
1ранс1юрта, услуг турагенсгв,
культурно- /
ра з вле катал ьн ых услуг /
/
Рисунок 3 - Ваучерная модель социального туризма во Франции
Что касается экономической выгоды в масштабе государства, система Reka генерирует дополнительное потребление в размере 100 миллионов швейцарских франков в год, повышая устойчивость швейцарской экономики в сфере отдыха и туризма.
Помимо чековых программ, Reka также вносит значительный вклад в повышение доступности туризма за счёт строительства собственных курортных зон, большинство из которых расположены вдали от оживлённых туристических центров Швейцарии, что способствует развитию отдалённых территорий. Туры по данным направлениям реализуются среди социально незащищённых групп населения со значительными скидками или бесплатно. В период межсезонья для стимулирования дополнительного потока туристов устанавливается особый режим ценообразования.
Венгрия, Румыния, Италия
Ваучерная модель, действующая в Венгрии, Румынии и Италии, во многом схожа с французской и швейцарской системами. Так, модель рекреационных чеков действует в Венгрии с 1998 года. Эксклюзивным эмитентом и дистрибьютором таких ваучеров является Венгерский национальный фонд отдыха, образованный в 1992 году. В 1998 году чеки можно было использовать только для оплаты проживания. Количество предприятий-партнёров программы и спектр услуг, которые можно оплатить льготными чеками, значительно расширились с 2005 года [9].
В Румынии программа рекреационных чеков доступна работникам коммерческих организаций и государственным служащим. Отпускные ваучеры не облагаются налогом. Ежегодно Национальная служба пенсионного и социального страхования Румынии реализует специальную программу спа-социального туризма для пенсионеров и пожилых людей с инвалидностью.
В 2004 году министерство труда Италии учредило некоммерческую ассоциацию Отпускных ваучеров, которая начала деятельность по эмиссии и распространению данных платёжных средств. Однако отпускные ваучеры выполняют лишь часть функций, предусмотренных законом: они могут использоваться для оплаты основных туристических услуг (питание и проживание) только семьями с финансовыми трудностями, уровень экономической помощи которых варьируется в зависимости от размера семьи и её дохода.
В ходе анализа ваучерной модели социального туризма был выделен ряд положительных и негативных характеристик, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Преимущества и недостатки ваучерной модели социального туризма
Характеристика Описание
Преимущества Самостоятельное формирование туристической поездки Ваучерная модель предполагает свободный выбор потребителем направления отдыха, средства размещения, питания, культурно-развлекательных объектов
Высокая окупаемость государственных расходов по программе С точки зрения экономических выгод в масштабе государства, установлено, что объём расходованных средств социального туриста за период путешествия превышает стоимость субсидирования отпускного чека вплоть до 4 раз [9]
Налоговые льготы для предприятий В рамках рассматриваемой модели очевидны также выгоды предприятий, формирующих накопления работников для последующей выдачи им отпускных ваучеров. Средства, расходованные предприятием на приобретение чеков, освобождаются от налогообложения
Недостатки Ограничения при использовании ваучеров (период использования, условия обмена) Во Франции отпускные чеки, неиспользованные в течение двух лет, считаются просроченными и теряют свои платёжные свойства. В Швейцарии временное ограничение снято, однако неиспользованные чеки нельзя обменять обратно на франки
Программа не охватывает наиболее уязвимые группы населения К целевой потребительской группе ваучерной модели, в основном, относятся лишь лица, осуществляющие трудовую деятельность на предприятиях, участвующих в системе отпускных чеков. Данная программа лишь косвенно затрагивает основные социально незащищённые категории населения (дети, пенсионеры, лица с инвалидностью, безработные граждане, одинокие матери с детьми)
Таким образом, успешный опыт применения ваучерной модели социального туризма в ряде европейских стран наиболее наглядно иллюстрирует возможность использования института социального туризма в качестве высокоэффективного инструмента решения как социальных, так и экономических задач, в том числе, на уровне туристских дестинаций.
Великобритания, Бельгия
Механизм предоставления льготных туристских услуг в Англии и Бельгии характеризуется взаимодействием на рынке трёх групп участников:
1. Организация - инициатор, чаще всего учреждаемая государственными органами, координирующая и контролирующая деятельность в рамках данного треугольника;
2. Социально-ориентированные организации, близко контактирующие с целевыми группами потребителей и имеющими чёткое представление о наиболее нуждающихся в льготных туристских услугах личностях.
3. Поставщики туристских услуг, включая объекты размещения, питания, культурно-развлекательные организации, транспортные компании.
Перечень участников может меняться в зависимости от особенностей внедрённых механизмов социального туризма, однако суть взаимодействия остаётся неизменной. Организация-инициатор может иметь разные источники финансирования. Чаще всего, субсидирование деятельности осуществляется из государственного бюджета либо за счёт благотворительных средств.
Великобритания
Самой крупной организацией социального туризма в Великобритании является некоммерческая ассоциация семейного отдыха, которая способствует участию семей с низкими доходами в туристической деятельности. Ассоциация семейного отдыха принимает активное участие в формировании эффективных механизмов взаимодействия с остальными участниками рынка социального туризма, как в Великобритании, так и на территории Европейского Союза, функционирует за счёт пожертвований организаций (40 %) и частных лиц (31 %), а остальное финансирование поступает от её собственной деятельности [13].
Процесс получения бенефициаром комплексного тура включает несколько этапов от отправки заявки, формируемой центрами социальной помощи, и бронирования подходящего тура на веб-платформе в случае её одобрения до осуществления туристической поездки и сбора координаторами информации об её результатах [5].
В 2019 году на отдых за счёт FHA отправилось более 4800 нуждающихся семей, что на 26 % больше, чем в 2018 году. Помощь получили более 10 600 детей и 7 800 взрослых. Проведённые исследования последствий применяемой программы социального туризма демонстрируют положительные преимущества механизма с точки зрения социальной инклюзии, стимулирования физической и социальной активности бенефициаров, формирования новых воспоминаний и дружеских отношений [15].
Бельгия
Бельгия стала передовой страной Европейского Союза по внедрению институционально-организационного механизма предоставления туристских услуг на льготных условиях. Формирование системы социального туризма в этой стране проходило под влиянием ряда социально-политических и административно-
территориальных факторов, в том числе, административное деление Бельгии на регионы Фландрии, Валлонии и Брюсселя (социальный туризм развит в большей степени во Фландрии) и разделение страны на католическую, либеральную и социалистическую группы [9].
Основными участниками рынка социального туризма в Бельгии являются как государственные, так и частными предприятиями, включающими в основном ассоциации и неправительственные организации, которые активно участвуют в продвижении своих собственных механизмов поддержки.
Большую роль в развитии социального туризма во Фландрии играет агентство Flanders Tourism. На его базе активно развивается партнёрская сеть «Каждый заслуживает отдыха», насчитывающая более 2200 партнёров, реализующих право малообеспеченных туристов на отдых посредством предоставления им возможности отправиться в групповое или индивидуальное путешествие. Работа сети основана на государственно-частном партнерстве, представляющем собой мощный треугольник (рисунок 4), приводящий к плодотворному сотрудничеству всех участвующих секторов, а именно:
- Организации социальной поддержки лиц с ограниченными финансовыми возможностями (местные общественные организации) и «Rap op Stap» - туристические агентства для людей с низким уровнем дохода, не связанных с какими-либо центрами социальной помощи;
- Организации туристской направленности (средства размещения, перемещения, культурно-развлекательные объекты). Причём, туристические партнеры не получают прямой финансовой компенсации за предлагаемые ими социальные льготы. Они на добровольной основе предоставляют скидки социально незащищенным группам, чтобы продвигать свой продукт среди новой целевой категории потребителей или в рамках корпоративной социальной ответственности.
- Подразделение агентства Flanders Tourism «Центр отпускного участия», выполняющее функцию контроля качества предоставляемых социально-ориентированных туристских услуг, координационно-инициативную функцию, а также перекрёстную (объединяющую).
Агентство Flanders Tourism реализует различные импульсные программы, направленные на развитие социального туризма. Так, в 2020 году уже во второй раз организован конкурс на получение грантов по внедрению инновационных способов повышения доступности туристских услуг.
Анализ моделей социального туризма Великобритании и Бельгии позволил выявить некоторые особенности, представленные в таблице 2.
Центр отпускного участия n:i о ¡lie L hiinl its Ioiiiimii
Центры социальной поддержки н турагенства Rap op Slap
. 1<к~ тлнщики туристских услуг
Рисунок 4 - Партнёрский треугольник сети «Каждый заслуживает отдыха»
Таблица 2 - Положительные и отрицательные особенности модели «Партнёрский треугольник»
Описание
Преимущества При условии финансировании программы за счёт благотворительных средств решение части социальных проблем на национальном уровне достигается без увеличения расходов государственного бюджета на социальную политику
Соблюдение принципа адресности социальной помощи, субсидирование туристских услуг для наиболее нуждающихся бенефициаров
5 2С 1- Высокая финансовая нагрузка на государство при финансировании за счет бюджетных средств при неочевидных социально-экономических последствиях реализации программы;
1-и О Финансовая неустойчивость модели при финансировании за счет средств благотворителей
Ч е X Недостаточная мотивация поставщиков туристских услуг, основанная на корпоративной социальной ответственности или стремлении расширить группу потенциальных потребителей
Испания, Португалия
Анализ институционального обеспечения социального туризма в Испании и Португалии, одной из ведущих отраслей экономики которых является туризм, позволил выявить общие особенности используемых моделей. Применяемый в этих государствах механизм льготирования туристских услуг позволяет регулировать уровень спроса на них с учётом сезонной составляющей, тем самым стабилизируя устойчивость развития туристской дестинации, и обеспечивать окупаемость государственных расходов на реализацию программы посредством изменения объёмов выплат по безработице, а также налоговых и иных поступлений в бюджет страны.
Испания
Система социального туризма Испании в противовес Великобритании, где данный вид туризма финансируется в основном за счёт взносов благотворителей, характеризуется высокой степенью вовлечения государственного сектора. Используемая в Испании модель была также адаптирована в Аргентине и Чили [10]. Инициатором действующих в стране программ льготирования туристских услуг (туристской и термической) выступает Институт пожилых людей и социальных услуг при испанском правительстве. Он начал свою деятельность в 1985 году, предлагая пожилым туристам оплатить пребывание в отеле в межсезонье на льготных условиях.
Реализация программы позволяет решить проблему сезонности многих испанских городов за счёт создания рабочих мест и продвижения дестинациях в период с октября по июнь. Нестабильность занятости является весьма острой проблемой для Испании, поскольку сфера туризма, являясь наиболее важной экономической отраслью для страны, сосредоточена, в основном, на пляжном отдыхе. Институтом создана специальная комиссия по мониторингу созданных благодаря программе новых рабочих мест. Так, в сезоне 2018-2019 было создано более 73000 рабочих мест (в том числе в других отраслях, косвенно связанных с туризмом) [4]. Создаваемая занятость оказывает непосредственное влияние на доходы государства. Выплаты по социальному обеспечению, сбережения на пособиях по безработице, сбор подоходного налога, налог на добавленную стоимость и прочие поступления позволяют государству полностью окупить суммы, инвестированные в Институт пожилых людей и социальных услуг. Помимо прямых, косвенных и индуцированных экономических последствий деятельность института обуславливает такие социальные преимущества, как содействие социальной интеграции, активному старению и улучшению качества жизни пожилых людей.
Механизм функционирования программы Института пожилых людей и социальных услуг представлен на рисунке 5.
Португалия
Функцию по организации льготного отдыха молодежи, работников, пожилых людей, малообеспеченных семей в Португалии исполняет фонд 1пае1, созданный в 1935 году и в настоящее время находящийся под контролем Министерства труда, солидарности и социального обеспечения [6]. Кроме того, фонд является партнёром Международной организации социального туризма.
Фонд 1ш1е1 имеет собственную сеть объектов размещения, покрывающую 25 % объёма спроса. Формирование партнёрских отношений с другими средствами размещения происходит через участие туристских предприятий в тендере. Отличительной особенностью португальской системы является отсутствие ограничений при приобретении туристских услуг. Любой желающий может забронировать отдых в сети 1па1е1. Однако в данном механизме применяется прогрессивное ценообразование. Стоимость путёвки пропорциональна доходу каждого участника, который должен быть подтверждён соответствующим отчётом. В среднем доля финансовой поддержки фонда в общей стоимости путёвки составляет 45 %. Оставшуюся часть оплачивает потребитель туристской услуги.
Рисунок 5 - Механизм программы социального туризма в Испании
Положительные и отрицательные особенности используемой в Испании и Португалии модели описаны в таблице 3.
Таблица 3 - Преимущества и недостатки дестинационной модели
Описание
л т 1- и (и Эффективный инструмент для решения экономических проблем на уровне туристской дестинации (стабилизация уровня занятости, потока туристов, активизация предпринимательской активности)
^ > г (Ц О. С Высокая окупаемость государственных расходов за счет снижения выплат по безработице, повышение налоговых поступлений (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог)
2С 1Л Составление прогноза эффективности данной модели представляется крайне затруднительным ввиду недостатка статистической информации и сложности эмпирического получения необходимых данных
и О Ч (и X Модель не является универсальной, поскольку может применяться только в регионах с высоким вкладом туризма в долю ВВП.
На основе проведённого анализа институционального обеспечения социального туризма в ряде зарубежных стран нами была разработана классификация моделей социального туризма, включающая следующие группы:
1. Ваучерная модель социального туризма;
2. Модель социального туризма «Партнёрский треугольник»;
3. Дестинационная модель социального туризма.
В таблице 4 представлена сравнительная характеристика исследуемых моделей.
Таблица 4 - Итоговая сравнительная характеристика моделей социального туризма
Ваучерная модель Модель «Партнёрский треугольник» Дестинационная модель
Страны Франция, Венгрия, Швейцария, Италия и Румыния Великобритания, Бельгия Испания, Португалия, Аргентина, Чили
Цель программы Повышение доступности туризма среди широкого круга потребителей. Стимулирование экономической активности в туристской сфере Решение социальных проблем за счёт участия социально уязвимых групп в туристской активности Решение экономических проблем на национальном и региональном уровнях посредством повышения доступности туризма среди отдельных групп населения
Схема финансирования Предприятия, закупая ваучеры у эмитента, платят ему комиссию. Работник с помощью профсоюза (при его участии) приобретает ваучер у работодателя и использует его для оплаты туруслуг в организациях, которые затем обналичивают ваучеры у эмитента, уплачивая комиссионные отчисления Фонд может финансироваться благотворителями или государством. Накопленные средства он расходует на оплату пакета туристских услуг бенефициара Комиссионные отчисления туристских предприятий не предусмотрено Программа получает финансирование в форме бюджетных ассигнований и за счёт этих средств компенсирует социальным туристам часть стоимости приобретаемого пакета услуг. Расходы, понесённые туристами в период поездки, восполняют государственные траты за счёт стимулирования активности в туристской среде
Степень финансовой нагрузки на государство Умеренная (государство обязуется финансировать лишь часть стоимости турпродукта) От минимальной (при поддержке благотворителей) до высокой (в случае государственного финансирования) Высокая (без учёта экономических последствий программы)
Заключение
Социальный туризм является неотъемлемой частью социально-экономической политики многих государств, чему активно способствуют транснациональные программы, реализуемые европейскими и мировыми общественными организациями. На протяжении нескольких десятилетий происходит осмысление концепции социального туризма и формирование организационно-экономических механизмов предоставления социальных туристских услуг. Зависимость системы социального туризма от множества факторов экономического, политического, культурно-исторического характера порождает разнообразие институциональных особенностей применяемых моделей.
Как показало исследование, используемые механизмы предоставления социальных туристских услуг позволяют эффективно решать социально-экономические проблемы, минимизируя бюджетные расходы и компенсируя их за счёт увеличения объёма предоставляемых туристских услуг, обусловленного реализацией программ социального туризма. Однако далеко не все страны воспринимают туризм как право человека на отдых и не предпринимают усилий по формированию организационно-экономического механизма социального туризма.
Проведённый анализ действующих механизмов в зарубежных странах позволил выделить три основные модели социального туризма: ваучерную, дестинационную модели и модель «партнёрского треугольника». Каждая из них нацелена на решение определённого круга задач. Так, наиболее распространённая в Европе система отпускных чеков повышает общий уровень доступности туризма среди населения, но, несмотря на широкий масштаб её использования, не предусматривает прямую поддержку наиболее социально уязвимых групп населения. В то же время, эту функцию успешно выполняет модель партнёрского треугольника, являясь, при этом, наиболее бюджетно-затратной в случае отсутствия поддержки благотворителей. Дестинационная модель, применяемая в странах с развитой туристской деятельностью, лишь отчасти направлена на решение социальных проблем, поскольку большую часть стоимости тура оплачивают бенефициары из собственных средств. Соответственно, данная модель будет эффективна в странах с высоким уровнем развития социального обеспечения (в т.ч. пенсионного), стремящихся к устойчивому развитию туристских территорий и стабилизации социально-экономических показателей. Следовательно, каждому объекту управления соответствует свой организационно-экономический механизм.
Ни одна из представленных моделей не является универсальной. Поэтому, при формировании новой или совершенствовании уже сложившейся системы социального туризма необходимо иметь чёткое представление об имеющихся ресурсах и проблемах, на решение которых будут направлены внедряемые механизмы. В некоторых случаях целесообразно применение смешанных моделей социального туризма, основанных на акку-
муляции положительного опыта развитых европейских стран с социально-ориентированной рыночной экономикой, что является актуальным для Российской Федерации. Источники
1. Ежегодный отчёт Национального агентства отпускных чеков Франции за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ancv.com/sites/default/files/ancv_ra_2019_vf.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
2. Коваленко В.В. Развитие социального туризма в России и зарубежный опыт // Аудит и финансовый анализ. - 2014.
- № 4. - С. 380-382.
3. Кулюшина Н.Е., Лигидов Р.М. Организационно-экономический механизм поддержки социального туризма // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12 (часть 3) - С. 591-594.
4. Официальный отчёт IMSERSO Programas de Promoción del Envejecimiento Activo за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.imserso.es/InterPresent1/groups/imserso/documents/binario/informeanual2019.pdf (дата обращения: 20.09.2020)
5. Официальный сайт Family Holiday Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.familyholidayassociation.org.uk/apply-for-a-break/breaks/ (дата обращения: 20.09.2020).
6. Официальный сайт INATEL [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.inatel.pt/Fundacao/INATEL-(2)/Fundacao.aspx (дата обращения: 20.09.2020).
7. Официальный сайт REKA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://reka.ch/en/rekamoney/employer/discovering-advantages (дата обращения: 20.09.2020).
8. Официальный сайт VLAANDEREN.be [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.toerismevlaanderen.be/concrete-steunmaatregelen-voor-toeristische-sector (дата обращения: 20.09.2020). References
1. Calypso study on social tourism // Calypso research paper. - 2010.
2. Cisneros-Martínez J., McCabe S., FernándezMorales A. The contribution of social tourism to sustainable tourism: a case study of seasonally adjusted programmes in Spain // Journal of Sustainable Tourism. - 2017. - № 25. - P. 1-23
3. Diekmann A., McCabe S. Handbook of Social Tourism. - Edward Elgar Publishing Limited, 2020. - 72 p.
4. Diekmann, А., McCabe, S., Ferreira, C.C. Social tourism: research advances, but stasis in policy. Bridging the divide // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. - 2008. - № 10-3. - С. 181-188.
5. Kourilova J., Kratochvílová L. Social Tourism Support in the Czech Republic // Czech Journal of Tourism. -2014. - №. 3.
- P. 63-81.
6. Minnaert, L., Maitland, R., Miller, G. What is social tourism? // Current Issues in Tourism. - 2011. - № 14-5. - С. 403415.
7. Sedgley D., Haven-Tang C., Espeso-Molinero P. Social tourism & older people: the IMSERSO initiative // Journal of Policy Research in Tourism Leisure and Events . - 2018. - № 10(3). - 22 p.
DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11082
Н.Н. Шаш - д.э.н., профессор. ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», [email protected],
N.N. Shash - Professor, Department Financial Management, Plekhanov Russian University of Economics. [email protected];
Н.М. Алабед Алкадер - аспирант кафедры финансового менеджмента, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», [email protected],
Alabed Alkader Naief Mohamad - Postgraduate student at the Department of Financial Management, Plekhanov Russian University of Economics. [email protected].
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТАХ THE ROLE OF PUBLI- PRIVATE PARTNERSHIP IN INFRASTRUCTURE PROJECTS
Аннотация. В статье ставится задача рассмотреть роль государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах.
Актуальность темы заключается в том, что согласно как Российскому, так и международному опыту за последние несколько лет ГЧП становится более популярным. Также теме партнерства государства и бизнеса посвящены доклады Всемирного банка и Центральных банков различных стран по всему миру. Однако, Отсутствие единого четкого понимания ГЧП и его роли в инфраструктуре, препятствует развитию концепции государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах в России.
Цель статьи заключается в обосновании роль государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах в России.
Объект. Инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства Результаты. Государственно-частного партнерства влияет на государственный бюджет, так как благодаря таким проектам правительство может экономить на инвестиционных затратах. Aргументы в пользу ГЧП должны основываться на чем-то другом, а именно на повышении эффективности, связанном с объединением строительства, обслуживания и эксплуатации, а не на их предполагаемых финансовых преимуществах.
Выводы. Инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства во многом имеют возможность помочь достичь различных экономических показателей государства или отдельного региона, а также, в целом, обеспечить стабильный экономический рост страны.