Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТУРИЗМ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боджгуа Анна Юрьевна

Понятие социального-ориентированного туризма определено, с одной стороны, как средство обеспечения доступа к туристским услугам социально незащищенных слоев населения, с дрогой стороны, как средство поддержки производителей туристских услуг с целью повышения эффективности использования туристских ресурсов, а также создания новых рабочих мест. Как общественно-экономическая категория, социально-ориентированный туризм, объединяющий интересы личности, государства и общества в оздоровлении, образовании и воспитании независимо от социального статуса и материального благополучия, за счет дополнительных источников финансирования различных категорий потребителей и предоставления льгот производителям туристских услуг, представляет собой инструмент обеспечения общественного равновесия и реализации приоритетных государственных задач. Актуальная необходимость создания благоприятной институциональной среды для развития социально-ориентированного туризма предполагает наличие законодательно закрепленной нормативно-правовой базы, определяющей механизмы взаимодействия субъектов и объектов социально-ориентированного туризма, осуществляющей контроль за их деятельностью, а также формирующей благоприятную среду для функционирования социально-ориентированного сектора туризма. Цель исследования заключается в выявлении основных элементов институциональной среды для обеспечения организационного механизма социальноориентированного туризма. Результатом исследования является формирование благоприятной институциональной среды, позволяющей преодолеть ряд негативных институциональных барьеров, препятствующих развитию социальноориентированного туризма, и обеспечивающей фундаментальную основу для создания организационно-экономического механизма социальноориентированного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATIONAL MECHANISM OF SOCIALLY ORIENTED TOURISM

The concept of social-oriented tourism is defined, on the one hand, as a means of ensuring access to tourist services of socially vulnerable segments of the population, on the other hand, as a means of supporting manufacturers of tourism services in order to improve the efficiency of the use of tourist resources, as well as creating new jobs. As a socio-economic category, socially oriented tourism, uniting the interests of the personality, the state and society in improvement, education, education irrespective of the social status and material welfare, through additional sources of financing for various categories of consumers and the provision of benefits to manufacturers of tourist services, is a tool for ensuring public balance and the implementation of priority government tasks. The urgent need to create a favorable institutional environment for the development of socially oriented tourism presupposes the existence of a legally enshrined regulatory framework that determines the mechanisms of interaction between entities and objects of socially oriented tourism, which monitors their activities, as well as forms a favorable environment for the functioning of the socially oriented tourism sector. The purpose of the study is to identify the main elements of the institutional environment to provide an organizational mechanism for socially oriented tourism. The result of the study is the formation of a favorable institutional environment that allows to overcome a number of negative institutional barriers that impede the development of socially oriented tourism, and provides a fundamental basis for creating an organizational and economic mechanism for socially oriented tourism.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА»

Оригинальная статья Original article

УДК 338.264

DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-2-0-2

Боджгуа А.Ю.

Институциональная среда организационного механизма социально-ориентированного туризма_

Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр»

Российской академии наук, улица Яна Фабрициуса, 2/28, Сочи 354002, Россия e-mail: anna_bodzhgua@mail.ru

Статья поступила 28 апреля 2022 г.; принята 01июня 2022 г.; опубликована 30 июня 2022 г.

Аннотация. Понятие социального-ориентированного туризма определено, с одной стороны, как средство обеспечения доступа к туристским услугам социально незащищенных слоев населения, с дрогой стороны, как средство поддержки производителей туристских услуг с целью повышения эффективности использования туристских ресурсов, а также создания новых рабочих мест. Как общественно-экономическая категория, социально-ориентированный туризм, объединяющий интересы личности, государства и общества в оздоровлении, образовании и воспитании независимо от социального статуса и материального благополучия, за счет дополнительных источников финансирования различных категорий потребителей и предоставления льгот производителям туристских услуг, представляет собой инструмент обеспечения общественного равновесия и реализации приоритетных государственных задач. Актуальная необходимость создания благоприятной институциональной среды для развития социально-ориентированного туризма предполагает наличие законодательно закрепленной нормативно-правовой базы, определяющей механизмы взаимодействия субъектов и объектов социально-ориентированного туризма, осуществляющей контроль за их деятельностью, а также формирующей благоприятную среду для функционирования социально-ориентированного сектора туризма. Цель исследования заключается в выявлении основных элементов институциональной среды для обеспечения организационного механизма социально-ориентированного туризма. Результатом исследования является формирование благоприятной институциональной среды, позволяющей преодолеть ряд негативных институциональных барьеров, препятствующих развитию социально-ориентированного туризма, и обеспечивающей фундаментальную основу для создания организационно-экономического механизма социально-ориентированного туризма.

Ключевые слова: социально-ориентированный туризм; институциональная среда; институциональные барьеры; организационный механизм; государственная поддержка

Для цитирования: Боджгуа А.Ю. Институциональная среда организационного механизма социально-ориентированного туризма // Научный результат. Техноло-

гии бизнеса и сервиса. 2022. № 8 (2). С. 11-23. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-10-2

UDC 338.264

Anna Yu. Bodzhgua

Institutional environment of the organizational mechanism of socially oriented tourism_

Federal Research Subtropical Centre of the Russian Academy of Sciences, 2/28 Yan Fabritcius St., Sochi, 354002, Russia e-mail: anna_bodzhgua@mail.ru

Abstract. The concept of social-oriented tourism is defined, on the one hand, as a means of ensuring access to tourist services of socially vulnerable segments of the population, on the other hand, as a means of supporting manufacturers of tourism services in order to improve the efficiency of the use of tourist resources, as well as creating new jobs. As a socio-economic category, socially oriented tourism, uniting the interests of the personality, the state and society in improvement, education, education irrespective of the social status and material welfare, through additional sources of financing for various categories of consumers and the provision of benefits to manufacturers of tourist services, is a tool for ensuring public balance and the implementation of priority government tasks. The urgent need to create a favorable institutional environment for the development of socially oriented tourism presupposes the existence of a legally enshrined regulatory framework that determines the mechanisms of interaction between entities and objects of socially oriented tourism, which monitors their activities, as well as forms a favorable environment for the functioning of the socially oriented tourism sector. The purpose of the study is to identify the main elements of the institutional environment to provide an organizational mechanism for socially oriented tourism. The result of the study is the formation of a favorable institutional environment that allows to overcome a number of negative institutional barriers that impede the development of socially oriented tourism, and provides a fundamental basis for creating an organizational and economic mechanism for socially oriented tourism.

Keywords: socially oriented tourism; institutional environment; institutional barriers; organizational mechanism; state support

For citation: Bodzhgua, A. Yu. (2022), "Institutional environment of the organizational mechanism of socially oriented tourism", Research Result. Business and Service Technologies, 8 (2), pp. 11-23, DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-2

Введение (Introduction). Современное стремительно развивающееся общество отражает общемировую тенденцию гуманизации и формирования общественно-нравственных ценностных ориентиров во всех сферах жизни общества. Одним из показателей реального социально-экономического развития является туристская сфера, консолидирующая не только

экономическую функцию, но и оказывающая прямое влияние на культурно-образовательное просвещение и духовно-нравственное состояние нации. Социально-ориентированный туризм, как внеэкономическая категория, представляет собой инструмент обеспечения общественного равновесия и реализации приоритетных

социально-экономических государственных задач.

В контексте защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, укрепления института семьи, сохранения здоровья и благополучия нации, развития образования, обучения и воспитания, поддержки социально-значимых инициатив и обеспечения комфортной и безопасной среды для жизни всех категорий населения, формирование благоприятной институциональной среды обеспечит эффективное функционирование организационного механизма социально-ориентированного туризма.

Цель исследования (The aim of the work). Цель исследования состоит в выявлении основных элементов институциональной среды для обеспечения организационного механизма социально-ориентированного туризма.

Материалы и методы исследования (Materials and methods). В качестве материалов исследования выступили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов в области социального туризма (Бронникова В.В., Квартального В.А., С. Корнела, Дж. Шоу) и институциональных основ социально-экономической деятельности (А.Н. Олейника, А.Е. Ша-ститко, В.В. Седова, Г.В. Перепелицы, А.Н. Елисеева, О.А. Степановой, Д. Норта, О. Уильямсона), а также современных исследователей (Чуваткина П.П., Донсковой Л.И., Горбатовой А.А., Мишулиной С.И.), отражающие закономерности развития туристского пространства, особенности институционального обеспечения социально-ориентированного труизма, а также проблемы и перспективы предпринимательской активности в туристской сфере. В основе данного исследования были использованы методы системного анализа институциональной среды социально-ориентированного туризма, структурно-функционального анализа факторов и элементов, формирующих институциональную среду, методы социологического ис-

следования и систематизации и интерпретации данных.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and discussion). Понятие социально-ориентированного туризма напрямую связано с обеспечением доступности путешествий для всех категорий населения, не выделяя в качестве основополагающей цели туризма получение прибыли. Исследование природы социально-ориентированного туризма основано на эволюции взглядов отечественных и зарубежных учёных на социальный туризм, целью которого является удовлетворение интересов малоимущих граждан при реализации ими права на отдых.

В формирование понятия социально-ориентированного труизма определенный вклад внесла Манильская декларация (Ма-нильская декларация по мировому туризму, 1980), где в качестве субъектов и источников финансирования обозначены любые туристские организации (фонды, федерации, компании, кооперативы, ассоциации), четко определяющие в своем уставе или регламенте задачи социального характера, проявляющиеся в обеспечении доступности туризма и отдыха для максимального количества людей. Концепция социального туризма во взглядах зарубежных ученых основана на закреплении принципиального права каждого гражданина на отдых и восстановление физических и трудовых сил, в качестве равноценного другим правам человека, потеря которого должна компенсироваться государством, причем цели туризма, как индивидуальные, так и коллективные должны быть соразмерны концепции гуманизации современного общества через обеспечение справедливости и равных прав для всех жителей планеты (Каримова, Каримов, 2012).

Трансформация и расширение взглядов на социальный туризм, определяемый Международной организацией социального туризма (International Bureau of Social Tourism) как «совокупность взаимоотношений и феноменов, возникающих от участия в туризме, в особенности участия групп лиц с

низкими доходами, осуществляемый за счет исключительно социальной инициативы» (Чуваткин, Горбатова, 2020) увеличивает добавочную моральную ценностью для принимающей или гостящей сторон туристского обмена. С позиции российского законодательства, наращивание финансовой ответственности государства за реализацию возможностей отдыха, оздоровления и приобщения к культурно-образовательному и духовному наследию населению (Кабиров, 2013), актуализируют необходимость определения институциональной среды социально-ориентированного туризма как совокупности государственных, общественных и экономических институтов, опосредующих функционально-целевые возможности, права и обязанности взаимодействующих субъектов и объектов социально-ориентированного труизма.

В современных исследованиях российских и зарубежных экономистов нет единого устоявшегося определения институциональной среды социально-ориентированного туризма. Согласно тео-

рии институционализма, институциональная среда представляет собой совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения (Амирханов, Волков, Чуваткин, 2016). Д. Норт определял ее как отношения, складывающиеся на уровне общих институциональных рамок (конституции), которые являются ограничениями для контрактных соглашений между индивидами (Davis and North, 1971), О. Уильямсон - как правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность, российские исследователи подразумевают под институциональной средой совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил (институтов), формирующихся в границах той или иной хозяйственной деятельности и определяющих ограничительные рамки социально-экономического поведения субъектов (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика трактовок институциональной среды в отечественной и зарубежной научной литературе

Table 1

Comparative characteristics of interpretations of the institutional environment in domestic

and foreign scientific literature

Авторы Определение

Норт Д, Девис Л. Совокупность общих институциональных рамок, формирующих политические, социальные и юридические отношения, складывающиеся на макроуровне, которые являются ограничениями для контрактных соглашений между индивидами и образуют базис для производства, обмена и распределения

Уильмсон О. И. Олейник А. Н. Правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность, состоящий из политических, социальных и правовых норм, формирующих основу производства, обмена и распределения. Характеристика внешней среды, значимая для экономической деятельности, как совокупность ценностей, формальных и неформальных норм, которые влияют на соотношение стимулов в деятельности и обусловливают достижение минимального согласия между людьми.

Шаститко А.Е. Совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения.

Елисеев А.Н., Система правил, влияющих на распределение прав собственности, задаю-

Авторы Определение

Шульга И.Е. щая минимальный уровень и структуру трансакционных издержек и определяющая характер и содержание правовых конфликтов.

Перепелица Г.В. Форма организации отношений, сложившаяся в определенных общественных, материальных и духовных условиях под влиянием формальных и неформальных рамок поведения участников экономических процессов, а также способов закрепления данных взаимодействий и контроля за их исполнением.

Степанова О.А. Взаимодействие правил, организаций, механизмов реализации ограничений, регулирующих поведение экономических агентов, их взаимосвязей.

Силова Е. С. Сложная упорядоченная система базисных и инфраструктурных экономических институтов, создающих условия для общественного воспроизводства через формирование общеобязательных правил и механизмов их поддержания, с другой стороны, - система отношений между экономическими субъектами и институтами по поводу удовлетворения потребностей экономических субъектов в институтах и институциональных механизмах.

Седов ВВ. Система взаимодействия организационно-экономических отношений с целью обеспечения экономической эффективности и социально-экономических отношений с целью достижения социальной справедливости, выступающая главным критерием развития экономики.

Ретроспективный анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей позволяет определить институциональную среду социально-ориентированного труиз-ма, исходя из идентификации условий функционирования хозяйствующих объектов и субъектов, как совокупность социально-экономических регулирующих институтов, опосредуемых государством для обеспечения эффективного взаимодействия субъектов и объектов социально-ориентированного туризма в условиях формализации отношений собственности под влиянием трансакционных издержек.

Содержательная база нормативно-правового обеспечения социально-ориентированного труизма со стороны регулирующих институтов федеральных органов государственной власти представлена общими законодательными актами (Donskova and Redkin, 2020):

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - определяет понятие социального туризма как приоритетного направления государственного регулирования туристской деятельности;

Федеральный закон «О защите прав потребителей» - регулирует отношения, возникающие между изготовителями, продавцами, исполнителями и потребителями туристских продуктов и услуг по поводу приобретения услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, а также получения информации о туристских услугах и об их изготовителях;

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» - устанавливает правовые и организационные основы предоставления санаторно-курортного лечения малоимущим семьям;

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - определяет государственную политику в отношении обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционного права на отдых;

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» - устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, в том числе в сфере туризма, определяет возможные формы ее

федеральной, региональной и муниципальной поддержки;

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - регулирует отношения, связанные с размещением заказов на оказание услуг в сфере социального туризма для государственных или муниципальных нужд;

Федеральный закон «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан» - определяет неотъемлемое право на охрану здоровья и поддержание трудовых сил гражданам РФ.

Все вышеуказанные нормативно-правовые документы описывают общие вопросы и не содержат комплексный механизм обеспечения функционирования сферы социально-ориентированного туризма, отражающий правовую основу реализации социально-ориентированных услуг, функционально-целевую составляющую туристских объектов, целевую аудиторию потребителей, субъектно-объектную доступность туристской инфраструктуры, деятельность общественных организаций и профсоюзов, бюрократическую независимость и информационную открытость, финансовые вопросы поддержки программ социально-ориентированного туризма и т.д. как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Современное состояние социально-ориентированного сектора туризма характеризуется рядом институциональных барьеров и особенностей организационно-экономического развития, выявленных в процессе исследования, охватившего различные субъекты туристской деятельности: потребителей туристских услуг, представителей органов государственной, региональной власти и производителей товаров и услуг туристской сферы, имеющих опыт работы в сфере туризма более 5 лет, в общем количестве 550 человек, с целью выявления проблем реализации социально-ориентированного туризма:

- снижение уровня государственного воздействия на организацию социально-

ориентированного туризма вследствие потери государством монопольной власти на распоряжение туристскими объектами и национальными богатствами и смещения в сторону совместного государственно-частного сотрудничества выражается в фактическом использовании отдельных инструментов финансовой, налоговой, бюджетной и валютной политики в качестве административно-правового государственного регулирования. Около половины предпринимателей отмечают искусственное занижение рыночной стоимости социальных туристских услуг, причем органы социального обеспечения целенаправленно уменьшают объемы финансирования, представители малого и среднего бизнеса (около 20%) отмечают также проблемы финансирования, более 10% отмечают повышенную коррумпированность системы поддержки предпринимательства;

-трансформация отношений собственности на рекреационно-туристские объекты, приватизация туристских объектов (повышение доли частной собственности до 60% в общем числе оздоровительных туристских объектов и снижение государственной собственности до 40%, половина из которой не используется по причине изношенности), упразднение институтов социально-ориентированного туризма вследствие коммерциализации туристской отрасли опосредуют минимизацию социальных приоритетов туризма, трансформацию туристского предложения и приоритетных туристских направлений. По данным социологического исследования около 7% предпринимателей абсолютно не владеют информацией в сфере социально-ориентированного туризма;

- неблагоприятная институциональная среда функционирования социально-ориентированного туризма, деградация социальных институтов, реализующих социально-ориентированные туристские продукты, определяют тенденцию бюрократизации сектора социально-ориентированного туризма и дискриминации распределения туристских льгот. Только 40% потребите-

лей воспользовались в той или иной степени услугами социально-ориентированного туризма, и около 20% опрошенных нуждаются в данного вида социальной поддержке, но не знают, как ей воспользоваться. 10% потребителей столкнулись со значительными временными, материальными и документальными трудностями при получении социально-ориентированных услуг, отметив завышенную стоимость, невозможность погашения указанной части стоимости санаторно-курортного лечения и ограниченность программ социально-ориентированных туров с установленным лимитом на транспортные услуги, проживание и питание по определенной программе, ограничение лечебно-оздоровительных процедур. Количество потребителей, не владеющих информацией об инструментах государственной поддержки туристской активности для соответствующих категорий граждан, составляет 30%.

Современное состояние и тенденции развития институциональной среды социально-ориентированного туризма актуализируют необходимость обеспечения координирующего взаимодействия специализированных институтов, реализующих меры социальной политики в сфере социально-ориентированного туризма, механизмов нормативно-правового регулирования отношений собственности, системы транзак-ционных издержек в рамках реализации государственного регулирования социально-ориентированного сектора туризма.

Формирование благоприятной институциональной среды позволит преодолеть институциональные противоречия и обеспечит эффективное функционирование организационного механизма социально-ориентированного туризма (Рис. 1).

Институциональная среда социально-ориентированного туризма формируется под влиянием экономических, организационных и институциональных факторов, обеспечивающих фундаментальную базу устойчивого развития социально-ориентированного туризма (Горбатова, 2021).

Актуальная необходимость формирования благоприятной институциональной среды для развития социально-ориентированного туризма, обеспечивающей взаимодействие основополагающих институтов, регулирующих деятельность субъектов и объектов при прямой или косвенной государственной поддержке, предполагает внедрение мер экономического, организационного и институционального характера с целью формирования законодательно закрепленной нормативно-правовой базы, определяющей механизмы взаимодействия субъектов и объектов социально-ориентированного туризма, экономически устойчивой стратегии развития социально-ориентированного туризма, институциональных основ, которые послужили бы базовой средой для создания эффективного стратегического механизма функционирования отрасли (рис. 2).

В условиях постоянно трансформирующейся среды под влиянием современных процессов информатизации и глобализации, информационной асимметрии и эмоциональной напряженности с учетом больших вызовов современности, формирование организационно-экономического механизма развития социально-ориентированного туризма включает необходимость разработки инструментария институциональной поддержки, реализуемого в рамках консолидированной деятельности институтов предпринимательства, государства и общества. Основными инструментами институциональной поддержки являются следующие.

1. Конструктивная институциональная среда, стимулирующая инвестиционную предпринимательскую активность и привлечение капитала:

• государственная поддержка инновационных туристских предприятий и новых видов туристского бизнеса, стимулирование малого бизнеса;

• государственная политика защиты прав собственности для снижения предпринимательских и инвестиционных рисков;

• высокое качество государственного управления и контроля туристкой сферы;

• программы регионального развития социально-ориентированного туризма, в том числе и стимулирование инвестиционной деятельности;

• демонополизация экономики, развитие конкурентных рынков.

Собственность

• частная

• государственная

• смешанная

Трансакционные издержки

Институты

• социальные

• экономические

• политические

Рис. 1. Институциональная среда организационного механизм развития социально-ориентированного туризма Fig. 1. Institutional environment of the organizational mechanism for the development of socially-oriented tourism

JL

Экономические меры ^-

Исследование и оценка ресурсного потенциала развития социально-ориентированного туризма Создание системы налоговой и финансовой поддержки субъектов социально-ориентированного туризма Стимулирование инвестиционной активности предприятий сошшльно-орнетированиого туризма Оценка пропу скной способности туристских территорий

[ Институ циональные меры

/Госу дарственная поддержка малого н среднего предпрщшмательства в социально-ориентированном турнзм7\ Разработка и продвижение наиболее перспективных видов социально-ориентированного ту ризма Разработка стандартов качества социально-ориентированных услуг

Детальная разработка кадастра туристских объектов, формирующих ресурсную базу социально-ориентированного туризма

Формирование информационной базы программ социально-ориентированного туризма

Определение механизмов распределения прав собственности на туристские ресурсы социально-ориентированного сектора

Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для социально-Ууориенгированного туризма

2

Opi аиизацнонные меры

Законодательное обеспечение нормативно-правовой базы социально-ориентированного туризма Система информационной поддержки социально-ориентированного туризма

Создание и продвижение целевых программ социально-ориенпгрованного туризма регионального значения

Развитие коммуникационной системы и территориально-отраслевого маркетинга социально-орнетнрованного туризма

Обеспечение безбарьерной инфраструктуры социалъно-ориетгтированных туристских услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Комплекс мер по формированию институциональной среды организационного механизм развития социально-ориентированного туризма Fig. 2. A set of measures to form the institutional environment of the organizational mechanism for the development of socially oriented tourism

2. Программы финансовой поддержки:

• поддержка программ социально-ориентированного туризма со стороны государства;

• инвестиционные бизнес-проекты развития социально-ориентированного туризма, направленные на обеспечение расширенного производства и воспроизводства туристских услуг, основанные на принципах рационализации и целевого использования туристских ресурсов с использованием новейших технологий при прямой поддержке и контроле со стороны государства (Чуваткин, Войнова, 2021).

Инвестиционные проекты требуют разработки общепринятого механизма управления инвестиционными процессами

в туристской деятельности для обеспечения достижения поставленных целей инвестиционного проектирования (рис. 3).

Динамика развития социально-ориентированного туризма, финансируемого за счет бюджетных и внебюджетных средств, опирается на инвестиционную привлекательность и устойчивость. Будучи полностью финансово зависимым от бюджетных и внебюджетных средств инвесторов, данный вид туризма нуждается в проектном финансировании со стороны внешних инвесторов при непосредственной поддержке государства, которая проявляется в создании благоприятного инвестиционного климата.

Рис. 3. Схема инвестиционного проектирования социально-ориентированного туризма Fig. 3. Investment design scheme for socially oriented tourism

1. Программы обеспечения доступности туристских услуг для всех категорий граждан:

• региональная и федеральная политика, направленная на сокращение дифференциации доходов и качества жизни населения;

• разработка программ доступных цен для малообеспеченных групп населения;

• государственный контроль над уровнем цен на туристские услуги объектов социально-ориентированного туризма.

2. Целевые программы развития социально-ориентированного туризма:

• классификация категорий субъектов социально-ориентированного туризма;

• определение объектов социально-ориентированного туризма;

• продвижение социально-ориентированного туризма на внутреннем рынке;

• внедрение практики сотрудничества предприятий и лечебно-оздоровительных/ образовательных/ спортивных объектов в виде ознакомительных программ, обучающих мероприятий и т.д.

3. Безопасность туристской деятельности на государственном уровне. Разра-

ботка программ государственной поддержки, реализующей конституционное право каждого гражданина на отдых и восстановление физических и моральных сил, определяющей нормативно-правовые основы взаимодействия субъектов социально-ориентированного туризма и государства как гаранта общественной безопасности (Мишулина, Матова, 2020).

Заключение (Conclusions). Современное состояние социально-ориентированного туризма характеризуется отсутствием законодательно закрепленных нормативно-правовых основ, обеспечивающих общественно-экономическую взаимосвязь и согласованную деятельность всех субъектов социально-ориентированного туризма, в том числе и государства как гаранта доступности туристских услуг для всех категорий населения.

Формирование благоприятной институциональной среды позволит преодолеть ряд негативных барьеров, препятствующих развитию социально-ориентированного туризма:

- отсутствие единого законодательно закреплённого на различных уровнях управления нормативно-правового обеспе-

чения социально-ориентированного туризма в РФ;

- неразвитость институтов социально-ориентированного туризма;

- отсутствие научно-обоснованного и адаптированного к применению финансово-экономического механизма поддержки социально-ориентированного туризма на федеральном, региональном и местном уровнях;

- низкая инвестиционная привлекательность и нерентабельность предприятий социально-ориентированного туризма;

- бюджетно-затратный характер социально-ориентированного туризма;

- диспропорции в распределении компенсационных затрат туристским предприятиям со стороны государства;

- дискриминационный характер предоставления туристских льгот для различных категорий социальных туристов;

- бюрократические разногласия определения статуса социально-незащищенных граждан;

- высокие трансакционные издержки поиска информации о социально-ориентированном туризме;

- противоречивость обеспечения качественного туристского предложения по низкой стоимости;

- территориальная ограниченность социально-ориентированного туризма в национальном масштабе;

- вторичный характер социально-ориентированных туров, определяющих дополнительную загрузку туристских мощностей, в том числе в «низкий» сезон;

- низкий уровень доходов смежных и сопутствующих отраслей вследствие низкой платежеспособности потребителей социально-ориентированных туристских услуг.

Преодоление институциональных барьеров и реализация мер по обеспечению благоприятной институциональной среды позволят сформулировать фундаментальные основы для создания организационно-

экономического механизма социально-ориентированного туризма.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Амирханов М.М., Волков А.В., Чуваткин П.П. Институциональные условия развития рекреационно-туристских территорий // Современная научная мысль. 2016. №1. С. 85-92.

Горбатова А.А. Факторы развития социально-ориентированного туризма // Вестник Академии знаний. 2021. № 6 (47). С. 89-96.

Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. №1. С. 79-83

Каримова Д.Ю., Каримов Б.М. Развитие социального туризма как нового подхода в интеграции общества // Туризм: право и экономика. 2012. № 1. С. 2-5.

Манильская декларация по мировому туризму, 27 сентября - 10 октября 1980 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/901813698 (дата обращения 03.02.2022)

Мишулина С.И., Матова Н.И. Особенности проявления социально-экологической ответственности бизнеса в отечественной индустрии туризма // Регион: Экономика и Социология. 2020. № 4. С. 235-259.

Чуваткин П.П., Войнова Я.А. Системный подход формирования и развития туристского пространства Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 37 (5). С. 308-316.

Чуваткин П.П., Горбатова А.А. Институциональные основы социального туризма в России и за рубежом // Вестник Академии знаний. 2020. № 3 (38). С. 313-318.

Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth / Cambridge, 1971. -354 p.

Donskova L.I., Redkin A.H. Issues of state regulation of social tourism: international and Russian experience // Services in Russia and Abroad. 2020. Т. 14. № 5 (92). С. 84-92.

References

Amirkhanov, M.M., Volkov, A.V. and Chuvatkin, P.P. (2016), "Institutional conditions for the development of recreational and tourist

areas", Modern scientific thought, 1, pp. 85-92.

Gorbatova, A.A. (2021), "Factors for the development of socially oriented tourism", Bulletin of the Academy of Knowledge, 6 (47), pp. 8996.

Kabirov, I.S. (2013), "Specifics of the development of social tourism in the Russian Federation", Current problems of economics and law, 1, pp. 79-83

Karimova, D.U. and Karimov, B.M. (2012), "The development of social tourism as a new approach in the integration of society", Tourism: law and economics, 1, pp. 2-5.

Manila Declaration on World Tourism, September, 27 - October 10, 1980, [Online], available at:

https://docs.cntd.ru/document/901813698 (Accessed 03 February 2022).

Mishulina, S.I. and Matova, N.I. (2020), "Features of the manifestation of social and environmental responsibility of business in the domestic tourism industry", Region: Economics and Sociology, 4, pp. 235-259.

Chuvatkin, P.P. and Voinova, Ya.A. (2021), "A systematic approach to the formation and development of the tourist space of the Russian Federation", Natural humanities research, 37 (5), pp. 308-316.

Chuvatkin, P.P. and Gorbatova, A.A. (2020), "Institutional foundations of social tourism in Russia and abroad", Bulletin of the Academy of Knowledge, 3 (38), pp. 313-318.

Davis, L., North, D. (1971), Institutional Change and American Economic Growth, Cambridge.

Donskova, L.I. and Redkin, AH. (2020), "Issues of state regulation of social tourism: international and Russian experience", Services in Russia and Abroad, 5 (92), pp. 84-92.

Данные об авторе

Боджгуа Анна Юрьевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник лаборатории «Экономики и управления туристско-рекреационными кластерами»

Information about the author

Anna Yu. Bodzhgua, PhD in Economics, Researcher at the Laboratory of Economics and Management of Tourism and Recreational Clusters

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.