Научная статья на тему 'Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ'

Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
higher education's image / the substructure of the image higher education / Image formation / conceptual foundations / the mechanism of image formation / Высшее образование / имидж высшего образования / подструктуры имиджа выс- шего образования / формирование имиджа / Концептуальные основы / механизм формирования имиджа / Higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христофорова Ирина Владимировна, Колгушкина Алина Викторовна, Раздымаха Юлия Юрьевна

Статья раскрывает социальную значимость системы высшего образования, обеспечивающего ре- ализацию приоритетных направлений общественно-политического и социально-экономического развития государства. Обосновывается важность и существенная специфика имиджа высше- го образования как многофакторного и сложного объекта исследования. Приведены результаты оценки имиджа высшего образования РФ, сложившегося на современном этапе. Выявлены и обоб- щены основные проблемы, связанные с имиджем высшего образования, и обозначены направления их решения. Предложены концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ и представлен механизм его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Христофорова Ирина Владимировна, Колгушкина Алина Викторовна, Раздымаха Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the social significance of the higher education system that ensures the implementation of the priority trends of socio-political and socio-economic development. The importance of specific and substantial image of higher education as a multifactorial and complex object of study it is justified. The author presented the results of evaluation of the image of higher education of the Russian Federation that emerged at the present stage. The article identifies and summarizes the major problems associated with the image of higher education and the directions of their decision. The author presentes conceptual bases for promoting the image of higher education of Russia and the mechanism of its formation.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ»

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФГОС ВПО по направлению «Туризм» устанавливает примерный перечень профилей. Наименование профилей в перечне и про-филизация на их основе ООП могут трансформироваться с учетом прогнозных оценок тенденций развития техники, технологии, инноваций, услуг, видов экономической деятельности, потребительского спроса туристской индустрии и экономики в целом. Основным аргументом в данном случае является потребность, которая может выражаться как фено-

мен, или инновация, или в какой-либо иной форме, обусловленной сформировавшимися потребностями потребителя [3].

Компетентность работника туристской индустрии при этом состоит в том, чтобы на основе прогнозных оценок закономерностей и развития cферы туризма выстроить модели потребительского спроса, спроектировать и организовать процессы разработки турпродукта и др., развивая тем самым ключевые компетенции специалиста.

Литература

1. ЮНВТО и краткий обзор основных тенденций. Доклад Талеб Рифаи, генсекретаря ЮНВТО. М.: Совет Федерации, 14 марта 2011 года.

2. Субботина Е.В. Научно-методические подходы к формированию государственных требований к качеству подготовки специалистов для туристской индустрии. Монография. М.: МПГУ, ФГОУ «РГУТиС», 2010.

3. Федулин А.А., Ананьева Т.Н., Малолетко А.Н. и др. Научно-методическое обеспечение высшего профессионального туристского образования. Монография. М: ФГОУВПО РГУТиС, 2008.

УДК: 339.138:374.3

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИМИДЖА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Христофорова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» Института сервиса (г. Москва), филиал ФГОУВПО «РГУТиС»,

hristo@list.ru,

Колгушкина Алина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Института сервиса (г. Москва), филиал ФГОУВПО «РГУТиС»,

Раздымаха Юлия Юрьевна, начальник отдела материально-технического снабжения,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

This article reveals the social significance of the higher education system that ensures the implementation of the priority trends of socio-political and socio-economic development. The importance of specific and substantial image of higher education as a multifactorial and complex object of study it is justified. The author presented the results of evaluation of the image of higher education of the Russian Federation that emerged at the present stage. The article identifies and summarizes the major problems associated with the image of higher education and the directions of their decision. The author presentes conceptual bases for promoting the image of higher education of Russia and the mechanism of its formation.

Статья раскрывает социальную значимость системы высшего образования, обеспечивающего реализацию приоритетных направлений общественно-политического и социально-экономического развития государства. Обосновывается важность и существенная специфика имиджа высшего образования как многофакторного и сложного объекта исследования. Приведены результаты оценки имиджа высшего образования РФ, сложившегося на современном этапе. Выявлены и обобщены основные проблемы, связанные с имиджем высшего образования, и обозначены направления их решения. Предложены концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ и представлен механизм его формирования. 36

36 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ__________________

Keywords: higher education, higher education’s image, the substructure of the image higher education, image formation, conceptual foundations, the mechanism of image formation

Ключевые слова: высшее образование, имидж высшего образования, подструктуры имиджа высшего образования, формирование имиджа, концептуальные основы, механизм формирования имиджа

Состояние современного общества определяется уровнем развития системы образования страны в целом и высшего образования в частности. Образование обеспечивает реализацию приоритетных направлений общественно-политического и социально-экономического развития государства. Очевидна взаимосвязь и взаимовлияние образования и экономики страны, ее политической и духовной сферы.

Высшее образование имеет специфику, что существенно влияет на формирование его имиджа, который должен рассматриваться как многофакторный и сложный объект исследования.

Под имиджем высшего образования авторы статьи подразумевают устойчивый эмоционально окрашенный образ системы высшего образования, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать влияние определенной направленности на сознание представителей целевых групп, потребляющих образовательный продукт, и включающий в себя ряд подструктур:

1) имидж системы управления высшим образованием на федеральном и региональном уровнях;

2) имидж вузов, входящих в национальную систему высшего образования;

3) имидж профессорско-преподавательского состава системы высшего образования;

4) имидж выпускников вузов, входящих в национальную систему высшего образования [9].

Авторами статьи было проведено исследование, направленное на оценку имиджа высшего образования в РФ, сложившегося на современном этапе. Оно основывалось на применении метода контент-анализа вторичных данных: результатов социологических выборочных и экспертных опросов; высказываний представителей целевых групп в публикациях СМИ, на различного рода интернет-форумах и блогах; стенограмм, выступлений, докладов и интервью для СМИ, данных представителями системы управления высшим образованием [8].

На основе полученных в ходе исследования данных были сделаны выводы о характере (положительном или отрицательном) и степени влияния отдельных факторов на формирование современного имиджа высшего образования РФ. Кроме того, были выявлены и обобщены основные проблемы, связанные с имиджем высшего образования по выделенным подструктурам. Например, в подструктуре «Имидж системы управления высшим образованием» имеют место такие проблемы, как низкая информированность общественности о деятельности Министерства образования и науки РФ и ее результативности, недостаточная активность органов управления высшим образованием в области формирования связей с общественностью; недостаточное внимание к формированию имиджа представителей системы управления высшим образованием и пр.

Для подструктуры «Имидж вузов, входящих в национальную систему высшего образования» характерны: недостаточно высокий уровень качества учебного процесса и дополнительных услуг, оказываемых вузами, а также коррупционные проявления в вузах.

В подструктуре «Имидж профессорско-преподавательского состава системы высшего образования» следует особое внимание обратить на следующие проблемы: низкий уровень престижности профессии преподавателя вуза, низкий уровень оплаты труда и социальной защищенности преподавателей, недостаточно активная научная деятельность преподавателей вузов.

Наконец, в подструктуре «Имидж выпускников вузов, входящих в национальную систему высшего образования» были выделены следующие проблемы, отрицательно влияющие на имидж выпускников: недостаточно активное и результативное трудовое воспитание студентов вузов, что отрицательно сказывается на готовности выпускников к работе и общественной жизни. Кроме того, у выпускников многих вузов отсутствует необходимая практическая подготовка по полученной специальности.

37

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Четкая формулировка назревших проблем, отрицательно влияющих на имидж высшего образования, позволила обозначить направления их решения и разработать концептуальные основы повышения имиджа высшего образования. Они должны включать в себя генеральную цель концепции, а также систему идей, принципов и приоритетов, которые положены в основу деятельности по данному направлению.

Генеральная цель концепции — повышение конкурентоспособности отечественной системы высшего образования за счет повышения имиджа системы в целом и каждой подструктуры в отдельности.

Перечислим основные идеи, на которых базируется разработка концептуальных основ повышения имиджа.

1) Имидж является нематериальным активом, который не обладает физической формой, но при этом оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности объекта-носителя имиджа.

2) Являясь инструментом маркетинга, имидж имеет большое значение в процессе обеспечения конкурентоспособности и особенно важен в условиях обострения конкурентной борьбы. Имидж формируется как конкретный образ, сложившийся в сознании целевых потребителей, и обусловливает потребительский выбор.

3) Имидж формируется как в результате реализации мероприятий по связям с общественностью, так и в ходе выполнения действий, направленных на повышение конкурентоспособности носителя.

4) Поскольку имидж формируется в сознании конкретных целевых групп, необходимо создавать его по заданным характеристикам, применительно к каждой из них, но при этом интегрировать все мероприятия для получения целостного образа применительно к объекту исследования.

Имидж должен формироваться целенаправленно исходя из стратегических установок при реализации функций организации, планирования и контроля.

Принципы, на которых базируется разработка концептуальных основ повышения имиджа высшего образования, следующие:

1. Принцип двуединства. Он позволяет предусмотреть действия по повышению 38

имиджа высшего образования, ориентированные на обеспечение конкурентоспособности этой сферы и на коррекцию имиджа с помощью использования комплекса маркетинговых коммуникаций (связей с общественностью, рекламы, личных коммуникаций).

2. Принцип объективности, предполагающий необходимость выявления, анализа и учета факторов внешней макро- и микросреды (нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность системы высшего образования; состояние экономики и демографическая ситуация; конкурирующие отечественные и зарубежные образовательные системы, потребители образовательного продукта и пр.) при формировании имиджа.

3. Принцип клиентоориентированности, который определяет необходимость выбора и использования наиболее важных для каждого из целевых сегментов (абитуриентов и их родственников, работников средних и профессиональных учебных заведений, студентов и выпускников вузов, работодателей, кадровых агентств, профессиональных сообществ и пр.) факторов и методов формирования имиджа.

4. Принцип целеполагания. Он определяет необходимость применения целевого планирования каждой подструктуры имиджа на основе построения дерева целей, включающего генеральную цель и подцели.

5. Принцип системности, позволяющий построить единый интегрированный комплекс имиджей подструктур, как взаимоувязанной системы, управляемой из единого центра и обеспечивающей получение так называемого «синергетического эффекта».

6. Принцип инновационности, который обеспечивает соответствие используемых подходов к формированию имиджа современному развитию имиджелогии и учет современных достижений в области техники и технологий маркетинговых коммуникаций.

7. Принцип социально-экономической целесообразности, требующий получения значимого положительного социального и экономического эффекта от формирования имиджа, превосходящего размер затрачиваемых для этого ресурсов.

38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ

Приоритеты, которые положены в основу разработки концептуальных основ повышения имиджа, определяются стратегическим характером генеральной цели, в связи с этим на первый план выступают действия, направленные на совершенствование функционирования самой сферы высшего образования. Необходимо также разработать и осуществить мероприятия, непосредственно направленные на формирование имиджа, учитывающие положительные аспекты сложившегося образа этой сферы в сознании представителей целевых групп.

Кроме того, приоритетность действий по формированию положительного имиджа обусловливается характером и степенью влияния на общий имидж сферы высшего образования имиджей ее отдельных подструктур. Целесообразно начать преобразования в тех подструктурах, которые вызывают интенсивные изменения в других подструктурах. Исходя из вышеизложенного, следует применить следующую иерархию элементов сферы высшего образования, определяющую последовательность действий по формированию ее имиджа (рис. 1).

Принятие стратегических управленческих решений в области формирования имиджа органами управления высшим образованием на федеральном и региональном уровнях инициирует дальнейшее развитие этого процесса на уровне вузов, входящих в национальную систему высшего образования. В свою очередь, работа по формированию имиджа на уровне вузов активизирует действия, направленные на коррекцию имиджа профессорско-преподавательского состава и выпускников вузов.

Чтобы успешно достичь цели повышения имиджа высшего образования РФ, базируясь на разработанных концептуальных подходах, необходимо разработать механизм формирования положительного имиджа, предварительно изучив его сущность и специфику применительно к рассматриваемой сфере.

В «Экономическом словаре» понятие «механизм» рассматривается как «последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление», и «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности» [11]. Хозяйственный механизм определяется как «... совокупность экономических структур, институтов, форм и методов хозяйствования. », которая «. служит увязке и согласованию общественных, групповых и частных интересов, обеспечивает функционирование и развитие национальной экономики» [11]. Б.А. Райз-берг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, авторы «Современного экономического словаря», названную категорию рассматривают как «совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства» [4]. А. Кульман утверждает, что «экономический механизм определяется либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии явлений», и уточняет, что «составляющими элементами механизма всегда одновременно выступают и исходное явление, и завершающие явления, и весь процесс, который происходит в интервале между ними» [3]. По мнению В.О. Федорович, любой организационно-экономический механизм

3.1. Профессорско-

1.Система 2. Вузы, —W преподавательский состав системы

управления входящие в высшего образования

высшим национальную

образованием ► систему ►

на федеральном высшего

и региональном образования

уровнях —Ь 3.2. Выпускники вузов, входящих в

национальную систему высшего

образования

Рис. 1. Иерархия элементов сферы высшего образования, определяющая последовательность действий

по формированию ее имиджа

39

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«есть определенная совокупность или последовательность экономических явлений» [5]. Формирование и развитие организационно -экономического механизма всегда связано с функционированием различных организационных систем. В.Н. Бурков, В. В. Кондратьев под базовым механизмом организационного управления (механизмом функционирования реальных организационных систем) понимают «достаточно сложный набор процедур, правил, положений, инструкций, регламентирующих поведение лиц, готовящих и принимающих решения на всех этапах функционирования организации» [1].

С учетом рассмотренных подходов и общего смыслового значения термина «механизм», а также исходя из системной взаимосвязи его организационно-экономических элементов, можно дать следующее определение механизму формирования положительного имиджа высшего образования в РФ: это разноуровневая иерархическая система основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп (субъектов, объектов, принципов, методов и инструментов и т. п.), а также способов их интегрированного взаимодействия, под влиянием которых формируется положительный образ высшего образования РФ в сознании целевых аудиторий для повышения экономического, культурного потенциала страны, качества жизни населения в целом. На рисунке 2 представлена предлагаемая авторами статьи структура механизма формирования положительного имиджа высшего образования в РФ. Назовем элементы представленного механизма.

1. Субъекты. В их число входят: Департамент стратегического развития Министерства образования и науки, ФГУ «Федеральный институт развития образования» («ФИРО»); Независимое рейтинговое агентство в сфере образования «РейтОР»; «Государственный институт информационных технологий и телекоммуникаций» (Информика); коммуникационное агентство «АГТ»; пресс-службы Министерства образования и науки и региональных органов управления сферой образования; вузы, представители пресс-служб, преподаватели, студенты.

2. Объекты. Одним из важнейших принципов, на которых базируется концепция повышения имиджа, является принцип 40

двуединства, предусматривающий действия по повышению имиджа высшего образования по двум направлениям (обеспечение конкурентоспособности этой сферы и коррекцию ее имиджа с помощью использования комплекса маркетинговых коммуникаций (связей с общественностью, рекламы, личных коммуникаций)), поэтому в качестве объектов рассматриваются конкурентоспособность и имидж данной сферы.

3. Ресурсное обеспечение. Оно позволяет реализовать весь комплекс мероприятий концепции на высоком научном и практическом уровне. Используются такие виды ресурсного обеспечения, как интеллектуальное, кадровое, материально-техническое, методическое, финансовое.

4. Действия, реализуемые на отдельных этапах формирования имиджа. Механизмом предусмотрен следующий алгоритм формирования имиджа, включающий ряд этапов, предусматривающих определенное распределение действий в их рамках.

1) На первом, «концептуальном», этапе предполагается разработка Концепции повышения имиджа высшего образования РФ с привлечением к этой работе различных департаментов Министерства образования и науки РФ, в частности, Департамента стратегического развития. Названная концепция должна быть принята на уровне Министерства с изданием соответствующего нормативного документа.

2) На втором, «научно-методологическом», этапе планируется разработать научнометодологический и методический инструментарий, необходимый для получения актуальной информации, характеризующей имидж и конкурентоспособность сферы высшего образования, ее обработки и анализа. Рекомендуется к выполнению данных работ привлечь организации, специализирующиеся на проведении исследований в сфере образования, имеющие необходимую материально-техническую базу и кадровое обеспечение, например, Независимое рейтинговое агентство в сфере образования «РейтОР», «ФИРО» и др.

3) На третьем, «исследовательском», этапе проводится мониторинг имиджа и конкурентоспособности силами вышеупомянутых

40 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ

Субъекты

Этапы формирования имиджа

Методы

Рис. 2. Структура механизма формирования положительного имиджа высшего образования в РФ

«РейтОР» и «ФИРО». Целесообразно поручить выполнение работ по мониторингу имиджа рейтинговому агентству «РейтОР», поскольку в рамках своей деятельности оно координирует информационное поле образовательной сферы; осуществляет информационное сопровождение абитуриентов, студентов, родителей, инвесторов, работодателей, государственных структур и служб; имеет собственные базы данных об образовательных ресурсах и пр. [12]. Мониторинг конкурентоспособности рекомендуется осуществлять «ФИРО», потому что в структуру института входят «Информационно-аналитический центр», «Центр мониторинга и статистики образования», аккумулирующие информацию, необходимую для мониторинга по данному направлению [13].

4) На четвертом, «аналитическом», этапе производится комплексная оценка имиджа и конкурентоспособности, в рамках которой выделяются положительные и отрицатель-

ные стороны имиджа высшего образования в РФ и определяется уровень его конкурентоспособности в сравнении с другими отечественными профессиональными сферами образования (начальным, средним профессиональным образованием, бизнес-образованием), а также с системами высшего образования за рубежом. По результатам оценки выявляются и проблемы, связанные с имиджем и конкурентоспособностью высшего образования РФ. Работы на этом этапе могут выполняться силами таких структурных подразделений «ФИРО», как «Информационно-аналитический центр» и «Центр методологии проектирования стандартов и оценки качества образования».

5) На пятом, «плановом», этапе разрабатывается комплекс мероприятий и рекомендаций по повышению имиджа с привлечением таких организаций, как: Министерство образования и науки, «ФИРО», ФГУ «Г осударственный научно-исследова-

41

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

тельский институт информационных технологий и телекоммуникаций», Коммуникационное агентство «АГТ». При этом возможно следующее распределение функций:

— разработка планового документа, отражающего мероприятия, входящие в комплекс, сроки их реализации и ответственные за их проведение организации, подразделения, лица («Центр стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ» «ФИРО»);

— разработка рекомендаций для организаций, подразделений и лиц, реализующих мероприятия, включенных в плановый документ («Центр стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ» «ФИРО»);

— разработка коммуникационных компаний, направленных на повышение имиджа сферы высшего образования в целом и отдельных ее подструктур («Центр информационных и коммуникационных технологий» «ФИРО», Коммуникационное агентство «АГТ»; ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»).

6) На шестом, «организационно-управленческом», этапе реализуются мероприятия по формированию положительного имиджа сферы высшего образования РФ. При этом возможно следующее распределение мероприятий по исполнителям:

— мероприятия по повышению конкурентоспособности сферы высшего образования в целом, включая все подструктуры (Министерство образования и науки, «ФИРО»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— мероприятия по повышению конкурентоспособности вузов, входящих в национальную систему высшего образования; профессорско-преподавательского состава системы высшего образования; выпускников вузов (высшие учебные заведения);

— коммуникационные мероприятия по повышению имиджа сферы высшего образования в целом, включая все подструктуры (Министерство образования и науки, «Центр информационных и коммуникационных технологий» «ФИРО»; Коммуникационное агентство «АГТ»; ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций», высшие учебные заведения);

— мероприятия, направленные на обучение представителей пресс-служб Министерства образования и науки, региональных органов управления сферы образования, вузов; а также преподавателей и студентов вузов технологиям формирования корпоративного и персонального имиджа (Министерство образования и науки, «Центр информационных и коммуникационных технологий» «ФИРО», Коммуникационное агентство «АГТ»; ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»; Независимое рейтинговое агентство в сфере образования «РейтОР», высшие учебные заведения).

В механизме отражены следующие методы, применяемые в ходе формирования имиджа на определенных этапах:

1) организационно-управленческие (целепо-лагания, мозгового штурма, структурирования, индукции, дедукции);

2) исследовательские (опрос, фокус-группа, наблюдение);

3) аналитические (системный анализ, статистический анализ, логико-смысловой анализ, рейтингование, экспертная оценка, контент-анализ);

4) креативные (проекционные, композиционные, семантические).

Разработанные концептуальные основы

повышения имиджа высшего образования в РФ и механизм формирования положительного имиджа могут лечь в основу разработки государственной политики в этой области.

Литература

1. Бурков В.Н., Кондратьев В.В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981. 42

42 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Концептуальные основы повышения имиджа высшего образования РФ

2. Колгушкина А.В. Имидж как фактор конкурентоспособности вуза: информационное обеспечение его формирования и коррекции // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: 22 апреля 2010 года/ под редакцией Христофоровой И.В. и Макеевой Д.Р., Институт Сервиса (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО «РГУТиС». XI выпуск. М.: 2010.

3. Кульман А. Экономические механизмы: Пер. с фр.; под общ. ред. Н.И. Хрусталевой. М.: Прогресс; Уни-верс, 1993.

4. Райзберг Б.А., ЛозовскийЛ.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2003. URL: http://yas.yuna.ru/? 1879053312@0816185600. (Дата обращения: 10.11.2010).

5. Федорович В. О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Сибирская финансовая школа. 2006. № 2.

6. Христофорова И.В. Проблемы формирования имиджа государственных услуг в социальной сфере // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: 22 апреля 2010 года под редакцией Христофоровой И.В. и Макеевой Д.Р., Институт Сервиса (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО «:РГУТиС». XI выпуск. М.: 2010.

7. Христофорова И.В., Колгушкина А.В. Имидж высшего образования РФ как объект маркетингового исследования // Сб. материалов Международной научно-практической конференции РЭУ имени Г.В. Плеханова «Плехановский маркетинг: назад в будущее» (г. Москва, 26 октября 2010 г.). М.: 2010.

8. Христофорова И.В., Колгушкина А.В. Оценка имиджа высшего образования в РФ и направления его повышения // Сб. науч. статей II Всероссийской (заочной) научно-практической конференция «Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России» / Отв. ред. проф. В.И. Долгий. Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010.

9. Христофорова И. В., Колгушкина А. В., Александрова Н. С. Сущность и структура имиджа высшего образования // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 1.

10. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Макеева Д.Р. Высшее профессиональное образование РФ: основные тенденции и проблемы развития // Сервис в России и за рубежом № 3 (18), 2010 г. URL: http://rguts. ru/elektronicjoumal. (Дата обращения: 15.01.2011).

11. Экономический словарь. URL: http://abc.informbureau.com/html/ oicssenoaaiiue_iaoaieci. html (Дата обращения: 10.11.2010).

12. http://www.reitor.ru (Дата обращения: 10.11.2010).

13. http://www.firo.ru (Дата обращения: 10.11.2010).

УДК 316.3

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, декан факультета туризма и гостеприимства, доцент, 1515303@mail.ru,

ФГОУВПО Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

The article summarizes the disfunctional features of the Russian professional tourism education, presents the examples of violations of the processes of adaptation and loss of public confidence in education; the author proves the value of techniques of social planning in the Russian system of professional education, analyzes the role models — idealization in the practice ofsocial planning. The article estimates the possibility of «Swiss model, additional education in tourism» as a model-idealization, and also proves the sequence of its construction.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.