Научная статья на тему 'Концептуальные основы обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая'

Концептуальные основы обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / PEDAGOGIC CONCEPTION / CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF TEACHING / DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзюй Чжаочунь

Характеризуется структура концепции обучения изобразительному искусству, включающая философско-методологический, теоретико-педагогический и инструментально-технологический уровни. Представлены современные тенденции и направления в обучении изобразительному искусству в педагогических вузах Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is characterized the structure of fine arts teaching that includes the philosophic and methodological, theoretical and pedagogic, instrumental and technological levels, represented the modern tendencies and guidelines in fine arts teaching in pedagogical higher schools of China.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая»

историко- и сравнительнопедагогические проблемы образования

ЦЗЮй ЧЖАОЧУНЬ (Волгоград)

концептуальные основы обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов китая

Характеризуется структура концепции обучения изобразительному искусству, включающая философско-методологический, теоретико-педагогический и инструментально-технологический уровни. Представлены современные тенденции и направления в обучении изобразительному искусству в педагогических вузах Китая.

Ключевые слова: педагогическая концепция, концептуальные основы обучения, диалог культур.

В последние десятилетия в системе профессионального образования Китая, как и во многих других странах, выявляются две противоположные тенденции: тенденция к глобализации, включению в мировой образовательный процесс, с одной стороны, и тенденция к сохранению национальных традиций в сфере образования - с другой. Разрешение возникшего противоречия возможно в результате обогащения традиционных подходов к подготовке специалистов современными достижениями в сфере организации образовательного процесса. Поэтому в современных социокультурных условиях актуализируется проблема определения концептуальных основ подготовки будущих специалистов, в том числе учителей изобразительного искусства. Решение данной проблемы усложняется вследствие того, что учитель изобразительного искусства должен на высоком уровне владеть не только педагогической, но и изобразительной деятельностью. В этой связи особое внимание исследователя должна привлечь проблема определения концептуальных основ обучения студентов педагогических вузов изобразительному искусству (рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству и т.д.). Поскольку процесс обучения - феномен педагогический, то речь должна идти о педагогической концепции.

Согласно определению Е.В. Яковлева, педагогическая концепция - это сложная, целенаправленная, динамическая система фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования [5, с. 10]. Ученые, исследовавшие сущность и структуру педагогических концепций (В.В. Краевский, Е.Н. Степанов, Е.В. Яковлев и др.), отмечают, что концепция обладает иерархической структурой. Анализ исследований названных ученых приводит к выводу о том, что в структуре педагогической концепции можно выделить три уровня.

Философско-мировоззренческий уровень включает ценностные ориентиры, мировоззренческие положения, ментальные установки (в том числе религиозные верования), философские направления, которые определяют особенности фундаментальных положений, на которых базируется концепция. В основе концептуальных положений обучения изобразительному искусству лежат, во-первых, представления о прекрасном и безобразном, об отношениях искусства и действительности, особенностях постижения мира и человека посредством искусства. Так, процесс обучения изобразительному искусству, в основе которого лежат представления о том, что «прекрасное - это жизнь», будет существенно отличаться от образовательного процесса, организаторы которого исходят из представления о том, что искусство должно выявлять и отображать лишь самые возвышенные стороны действительности, показывать лучшее, достойное подражания в природе, обществе, человеке, либо из представления о том, что произведения искусства должны отражать внутренний мир создающего их художника.

Во-вторых, с позиций философско-мировоззренческого уровня чрезвычайно важны представления о том, каким образом человек учится отображать окружающий мир средствами искусства. При одном подходе важными признаются гармонизация внутреннего мира художника, его ценностное отношение к миру и человеку, философское осмысление

© Цзюй Чжаочунь, 2013

историко- и сравнительнопедагогические проблемы образования

им действительности как гармоничного целого, восприятие в неразрывной связи прошлого и настоящего. При другом подходе акцент делается на освоении различных техник изображения природы и человека, оттачивании мастерства художника; считается, что в результате он сможет выразить любую мысль, передать с помощью изобразительных средств любые эмоциональные состояния. Так, для реалистического искусства характерно понимание изобразительного искусства как «иллюзии реальности»; в традиционной китайской живописи центром обучения изобразительному искусству считается «осмысление реальности».

В-третьих, чрезвычайно важными являются представления об основах взаимодействия учителя и ученика. Такое взаимодействие может базироваться либо на безусловном авторитете учителя, либо на признании за учеником права на выбор собственного пути в искусстве, на самовыражение, творческую самореализацию.

Теоретико-педагогический уровень концепции обучения изобразительному искусству включает представления о логике организации образовательного процесса, принципах, методах, организационных формах обучения. Особенности теоретико-педагогических взглядов авторов и сторонников той или иной концепции обучения изобразительному искусству обусловливают особенности отбора содержания обучения, соотношение теоретических (например, философии искусства, теории и истории искусства) и практико-ориентированных дисциплин, логику построения учебных курсов, предпочтение тех или иных форм обучения, выбор методов обучения как способов организации взаимодействия преподавателя и студентов, построение межпредметных связей.

Инструментально-технологический уровень - это уровень различных техник рисунка, живописи, ваяния а также методики обучения рисунку, живописи, скульптуре, различным видам декоративно-прикладного искусства. Лучше всего концепции обучения студентов изобразительному искусству разработаны именно на этом уровне. однако современное состояние таких концепций характеризуется тем, что методики обучения являются авторскими и имеют ярко выраженный индивидуальный характер, поскольку их носителями являются художники-мастера, обучающие студентов. Преобладающей формой обучения является индивидуальная, предполагающая непосредственное взаимодействие студента и преподавателя. Преподаватель, как правило, обучает студента собственной мане-

ре выполнения рисунка, живописного произведения и т.п., а не формирует у него собственный стиль. В этой связи остро стоит задача поиска и обоснования таких методов, форм, приемов обучения изобразительному искусству, которые, во-первых, отличались бы воспроизводимостью, т.е. имели бы общую основу и в силу этого могли быть применены любым преподавателем, а во-вторых, были бы направлены не на копирование изобразительной манеры мастера-преподавателя, а на формирование у студента собственного стиля в том или ином виде изобразительного искусства.

Разработка концептуальных основ обучения студентов педагогических вузов изобразительному искусству невозможна без анализа сложившейся к настоящему времени системы обучения изобразительному искусству будущих педагогов и без выявления тенденций и направлений в преподавании изобразительного искусства в педагогических вузах современного Китая. Современные тенденции в обучении изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая способствуют исключению однообразия из процесса обучения, развитию способностей, индивидуальности и творческой активности будущих учителей.

В преподавании изобразительного искусства в педагогических вузах современного Китая можно выделить три направления, каждое из которых оказывает существенное влияние на структуру управления, цели, содержание и методы преподавания специальных дисциплин в художественно-педагогическом образовании Китая.

Первое направление можно условно назвать академическим. оно базируется на российском опыте преподавания специальных дисциплин. По примеру России основой обучения изобразительному искусству становится освоение китайскими студентами академических приемов рисунка и живописи. Большое значение придается систематическим занятиям по теории и истории искусства, развитию способности понимать художественные произведения в целом, а также формированию навыков, характерных для школы реалистического искусства. Большое внимание уделяется показу приемов работы с живописными материалами, демонстрации различных техник живописи, принятых в реалистическом искусстве. Одновременно большое внимание уделяется анализу индивидуальной манеры рисунка и живописи разных художников. Академическая система обучения рисунку и живописи дает хорошие результаты в работах студентов, однако не является вполне благоприятной

для выработки у них собственного стиля, собственной манеры письма.

В современном Китае система академического преподавания изобразительного искусства и система художественнопедагогического образования тесно связаны друг с другом. Академическому направлению отвечают классические дидактические принципы. Цели и содержание обучения академическому рисунку и академической живописи в художественно-педагогическом образовании Китая отвечают принципу систематичности и последовательности обучения. Учебный процесс строится на основе принципа перехода от простого к сложному, от легкого к трудному. Эффективность обучения изобразительному искусству достигается благодаря органическому сочетанию идей преподавателя и интеллектуальной работы студента [4].

Сторонники второго (традиционного) направления акцентируют внимание на необходимости обучения студентов педагогических вузов приемам традиционной китайской живописи. Это направление базируется на традиционных для Китая философских направлениях (конфуцианство, даосизм) и имеет в своей основе китайскую традицию в понимании прекрасного, когда особое место уделяется понятиям «удивительное» (ци) и «искусное» (цяо). В этом плане характерно обращение к традиционным приемам китайской живописи, таким как использование так называемого «бес-кисточного» письма, когда художник пишет бамбуковыми палочками, волосом, ножом, но чаще всего применяет свои пальцы. Такие приемы наилучшим образом отвечают задачам обучения китайской национальной живописи Г охуа. По специальности Г охуа основной упор делается на усвоение изображения сложных предметов в соответствии с духом традиционной китайской картины; поощряется использование всех возможностей изобразительного языка и собственного творческого потенциала студента. Но очень часто в основе обучения Гохуа лежит академическая система преподавания, базирующаяся на традиционных дидактических принципах и хорошо отработанных академических методиках, что вступает в противоречие с философией китайского изобразительного искусства и не позволяет освоить его приемы и формы во всей полноте.

Третье, инновационное, направление связано с усилением западного влияния в живописи Китая. Его сторонники выступают за реформирование традиционной живописной техники (как академической, так и национальной) на основе внедрения элементов современного

европейского и американского искусства. Например, в преподавании рисунка предлагается знакомить студентов педагогических вузов с немецким конструкционным рисунком, в преподавании живописи - с инновационными направлениями живописи Англии и Австралии, американской, японской и французской школ живописи маслом. Однако концептуальные основы, принципы, формы и методы обучения студентов педагогических вузов приемам современного западного изобразительного искусства недостаточно разработаны, что ограничивает инновационное направление довольно узкими рамками. Можно утверждать, что философско-мировоззренческой основой данного направления является представление о том, что главное в изобразительном искусстве -наличие у художника собственного видения мира и человека, оригинальных идей и нестандартных замыслов, а изобразительные техники - лишь средство для самовыражения художника. Поскольку каждый художник-творец уникален, то техники могут быть самыми разнообразными, непривычными, нетрадиционными, даже шокирующими. Это положение подкрепляется и расширением арсенала средств, находящихся в распоряжении современного художника, в который включаются компьютерные технологии. Соответственно, акцент в процессе обучения студентов педагогических вузов изобразительному искусству переносится с инструментально-технологического уровня на философско-мировоззренческий. Важную роль играют гуманистические мировоззренческие положения об уникальности личности, образовательном процессе как поле самореализации личности. На теоретикопедагогическом уровне речь идет о необходимости создания в процессе обучения благоприятных условий для наиболее полной самореализации личности, проявления активности и творчества у каждого студента. В этой связи актуализируются идеи разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории, педагогического сопровождения и педагогической поддержки каждого студента в области изобразительной деятельности.

Академическое направление до недавнего времени являлось преобладающим в обучении студентов педагогических вузов Китая изобразительному искусству (речь идет главным образом о рисунке и живописи). Однако в последние годы на первый план выходят традиционное и инновационное направления. Сравнивая три направления в обучении изобразительному искусству студентов педагогических вузов современного Китая, мож-

историко- и СРАВНИТЕЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

но обнаружить, что в рамках академического направления концептуальные основы обучения наиболее разработаны на теоретикопедагогическом и инструментально-технологическом уровнях; в рамках традиционного направления наибольшее внимание уделяется философско-мировоззренческому и инструментально-технологическому уровням; в рамках инновационного направления наиболее значимыми являются философско-мировоззренческие идеи.

Наличие различных направлений в преподавании изобразительного искусства обеспечивает будущим учителям возможность выбора и тем самым способствует их самореализации в сфере изобразительной деятельности. Однако для успешной самореализации в процессе изучения изобразительного искусства необходимо соблюдение ряда педагогических условий.

Первое условие состоит в обеспечении целенаправленной подготовки будущих учителей к осознанному выбору собственного стиля изобразительной деятельности. Однако решение этой узкой задачи может быть успешным лишь в том случае, если студенты способны видеть несколько открывающихся перед ними возможностей, могут определить, какая из них в наибольшей степени соответствует их личностным качествам и индивидуальным особенностям, составить обоснованный план действий в рамках избранного пути, выбрать наиболее подходящие для них способы деятельности. Поэтому реализация данного условия предполагает овладение студентами общим «алгоритмом» выбора, что достигается благодаря применению в процессе обучения ситуаций выбора [3, с. 186-198].

Второе условие заключается в освоении будущими учителями изобразительного искусства способов деятельности, обеспечивающих реализацию диалога культур. Под диалогом культур В.С. Библер понимает ситуацию взаимодействия принципиально несводимых друг к другу «культур мышления, различных форм разумения» [1, с. 43]. В настоящее время как никогда остро ощущаются потребность в организации диалога с иными культурами (русской и западными), необходимость учета в процессе изучения изобразительного искусства современных тенденций в мировой живописи и других видах изобразительного искусства. Это позволит обогатить имеющийся у будущих учителей «веер возможностей» при выборе собственного стиля изобразительной деятельности, создаст более благоприятные условия для индивидуализации обучения.

Реализация перечисленных условий позволит студентам выбрать свой уникальный стиль изобразительной деятельности, обеспечит их самореализацию в профессиональной деятельности.

Литература

1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.

2. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера /сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и коммент. В.В. Малявина. М. : Люкс: Астрель, ACT, 2004.

3. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.

4. Юй Аньдун. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2007.

5. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : ВлАДоС, 2006.

* * *

1. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kulturyi: dva filosofskih vvedeniya v dvadtsat pervyiy vek. M., 1991.

2. Kitayskoe iskusstvo: Printsipyi. Shkolyi. Mas-tera /sost., per. s kit. i angl., vstup. st., ocherki i kom-ment. V.V. Malyavina. M. : Lyuks: Astrel, ACT, 2004.

3. Solovtsova I.A. Duhovnoe vospitanie v pravo-slavnoy i svetskoy pedagogike: metodologiya, teori-ya, tehnologii. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2006.

4. Yuy Andun. Traditsii akademicheskogo risun-ka v hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii Rossii i Kitaya: sravnitelnyiy analiz: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. SPb., 2007.

5. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogi-cheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspektyi postroeniya. M. : VLADOS, 2006.

Conceptual foundations of fine arts teaching in pedagogical higher schools of China

There is characterized the structure of fine arts teaching that includes the philosophic and methodological, theoretical and pedagogic, instrumental and technological levels, represented the modern tendencies and guidelines in fine arts teaching in pedagogical higher schools of China.

Key words: pedagogic conception, conceptual foundations of teaching, dialogue of cultures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.