Научная статья на тему 'Концептуальные основы непрерывной профессиональной подготовки специалистов физического воспитания и спорта в Украине'

Концептуальные основы непрерывной профессиональной подготовки специалистов физического воспитания и спорта в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПЕЦИАЛИСТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курило В. С., Мартиненко В. В.

Рассматриваются вопросы совершенствования подготовки специалистов физического воспитания и спорта в системе непрерывного образования. Авторами разрабатывается концепция непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта, создание и реализация которой позволит в полной мере обеспечить единство общего и специального образования, подготовить высококвалифицированные кадры в области физического воспитания и спорта, а также способствовать решению задачи всестороннего развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курило В. С., Мартиненко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы непрерывной профессиональной подготовки специалистов физического воспитания и спорта в Украине»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В УКРАИНЕ

Курило В.С., Мартиненко В.В. Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко

Аннотация. Рассматриваются вопросы совершенствования подготовки специалистов физического воспитания и спорта в системе непрерывного образования. Авторами разрабатывается концепция непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта, создание и реализация которой позволит в полной мере обеспечить единство общего и специального образования, подготовить высококвалифицированные кадры в области физического воспитания и спорта, а также способствовать решению задачи всестороннего развития личности. Ключевые слова: спорт, специалист, физическое воспитание.

Анотащя. Куршо В.С., Мартиненко В.В. Концептуальш основи безперервно'1 професюнальноТ шдготовки спещалюпв з фiзичного виховання та спорту на Украшь Розглядаються питання вдосконалення шдготовки фахiвцiв фiзичного виховання i спорту в системi неперервно1 освгга. Автори розробляють концепцш непере-рвно1 шдготовки фах1вщв фiзичного виховання i спорту, створення та реалiзацiя яко1 дозволить у повному об-сязi забезпечити eднiсть загально1 та спещально1 освiти, пiдготувати висококвалiфiкованi кадри в галузi фiзич-ного виховання i спорту, а також сприяти виршенню завдання всебiчного розвитку особистостг Ключовi слова: спорт, спецiалiст, фiзичне виховання.

Annotation. Kurilo V.S., Martinenko V.V. Conceptual bases of continuous vocational training of experts of physical training and sports in Ukraine. The article is devoted to the study of administrative aspects of organizational structure and experience professional soccer club «Metallurg-Zaporozhue». The management efficiency professional football club is influenced with the following factors: emotional steadiness of administration and the personnel, stability of frame of behaviour, adequacy of social - psychologic installations of the manager in relation to subordinates, correspondence of style of a management to a level of the organization of the personnel of professional football club. Keywords: structure, organization, functioning, generalization of pedagogical experience, professional sport, soccer club.

Введение.

Реформы системы образования в Украине, происходившие в течение последнего десятилетия, осуществлялись с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным стандартам [7]. В процессе реформирования системы образования прослеживается ряд тенденций как позитивного, так и негативного характера [1; 5; 6]. К позитивным относятся:

- вариативность и разноуровневость содержания образования;

- обновление стандартов по всем специальностям;

- внедрение новых информационных технологий;

- введение новых специальностей, новых учебных дисциплин, востребованных в изменившихся социально-

экономических условиях;

- автономия учреждений образования;

- обновление учебно-методических комплексов по дисциплинам;

- усиление внимания к гуманитарному образованию и др.

Вместе с тем, реформирование образования, в частности физкультурного, осуществлялось без глубокого концептуального, социально-экономического и психолого-педагогического анализа, что не дало возможности сформировать научную основу этого процесса. В ходе вузовской реформы система традиционного педагогического образования подверглась разрушению, а новая система, направленная на удовлетворение социального заказа общества, не была создана [8; 9; 10]. К примеру, в результате пересмотра учебных планов многие предметы специального цикла, адаптированные к потребностям физического воспитания и составляющие основу профессиональной подготовки учителей, были сведены до минимума и заменены общеобразовательными предметами. Все это значительно нивелировало качество подготовки специалистов в целом.

Государственные стандарты физкультурного образования не в полной мере реализуют принцип преемственности различных его уровней и ступеней; реальные потребности развития системы подготовки специалистов физического воспитания все далее отходят от заявленных в стандартах нормативов. При этом реальные рычаги приведения программ в соответствие со стандартами отсутствуют, что существенно затрудняет отслеживание результатов образования и оценку качества подготовки специалистов на всем протяжении непрерывного образования.

К наиболее существенным негативным факторам и тенденциям относятся также:

- отсутствие научно обоснованных подходов к созданию преемственных программ непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта;

- несовершенство механизма их разработки, апробации и внедрения на всех уровнях непрерывного физкультурного образования;

- неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества непрерывного физкультурного образования;

- отсутствие независимой единой системы оценки результатов обучения, что создает почву для субъективизма, манипулирования общественным мнением, произвольной оценки деятельности образовательных учреждений;

- недостатки в организации переподготовки специальных физкультурно-педагогических кадров для работы по принципиально новым планам и курсам в условиях вариативных образовательных программ и учебников профильного обучения;

- отсутствие взаимосвязи специальных дисциплин с дисциплинами педагогического цикла, что не позволяет придать специально-педагогическую направленность учебно-воспитательному процессу в целом;

- отставание в разработке и внедрении новых педагогических технологий;

- неразвитость информационной среды и культуры в системе непрерывного физкультурного образования;

- недостаточный учет региональных особенностей в практике подготовки специалистов физического воспитания;

- снижение социального статуса педагога, его слабая социальная защищенность, низкий престиж профессии учителя и тренера в обществе и, как следствие, высокая степень феминизации, старения кадров, сокращение количества выпускников вузов, выбирающих профессию учителя и остающихся в школе после окончания вуза, отток наиболее квалифицированных кадров в высокооплачиваемые отрасли экономики;

- недостаточное материально-техническое, информационное обеспечение профессиональной подготовки будущего специалиста;

- несоответствие сложившейся системы оценивания и аттестации педагогических кадров задачам, составляющим основу модернизации образования;

- несовершенство системы и структуры непрерывного физкультурного образования, отсутствие системы в организации научно-методической работы, направленной на повышение профессионального мастерства специалиста физического воспитания и спорта.

Работа выполнена по плану НИР Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко.

Формулирование целей работы.

Система физкультурного образования приобретает в настоящее время черты и свойства непрерывной: от дошкольного и внешкольно-спортивного до университетского, последипломного. При совершенствовании этой системы возникает потребность в учебных программах, адекватном подборе средств и методов, позволяющих сформировать необходимые качества, навыки, а главное - создать преемственность всех форм и ступеней профессиональной подготовки специалистов в области физического воспитания и спорта. Данный вопрос имеет пути решения в рамках концепции непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта, которая в настоящее время отсутствует.

Результаты исследования.

Разрабатывая концепцию подготовки специалистов физического воспитания и спорта, мы учитывали положения Конституции Украины, Закона об образовании (ст. 40, 41), а также концепции непрерывного образования в Украине, утвержденной 24.07.1991 г.

Принципиально важным для нашего исследования является определение сущности непрерывного физкультурного образования, являющегося частью системы непрерывного образования в Украине. Анализ ее аспектов функционирования, теоретических выводов и положений дают основания утверждать, что главная функция концепции состоит в качественной подготовке и переподготовке кадров, социальной их защите, профессиональном и духовном формировании личности в условиях социально-культурного и экономического возрождения Украины [1; 2; 3; 4; 7].

Таким образом, ведущей функцией непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта является их высококачественная подготовка и переподготовка для системы образовательных, спортивных и других учреждений различных уровней аккредитации, любой формы собственности в духе профессиональной активности, высокой культуры, формирования личности в современных условиях.

В настоящее время еще преобладают валовые показатели в деятельности непрерывного образования. Существует несбалансированность кадров в зависимости от уровня подготовки и профессионально-квалификационной структуры специалистов занятых в системе физкультурного образования. Возникают несоответствия увеличивающихся требований уровня профессионально компетентности специалистов и качества общеобразовательной и профессиональной подготовки, отставание содержания образования от развития научно-технического прогресса [5, а 2].

Основные цели, задачи и принципы профессиональной непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта основываются на следующих положениях:

1. Обеспечение получения гражданами качественного образования соответственно их желаниям, интересам, способностям, повышение их квалификации, переподготовка. Система непрерывного физкультурного образования должна удовлетворять потребности отрасли в квалифицированных кадрах на уровне современных и перспективных требований, стать одним из важных способов реализации государственной политики занятости и социальной защиты населения.

2. Задачами подготовки специалистов в области физического воспитания и спорта в целях перехода к рыночным отношениям являются: подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров с высо-

ким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям научно-технического прогресса и рыночным отношениям в экономике, воспитание социально активных членов общества, формирование у них мировоззрения, творческого мышления, высоких человеческих качеств, национального самосознания [10].

В концепции образования Украины рассмотрены основные компоненты организационной структуры и управления образованием [5]. Исходя из этого, система непрерывного физкультурного образования должна охватывать учебно-воспитательные заведения, осуществляющие подготовку и переподготовку квалифицированных кадров независимо от их ведомственной принадлежности, а также спортивные, научно-методические, культурно-образовательные подразделения и органы управления. Она неразрывно связана с учреждениями, учебными заведениями, спортивными школами, обществами, предприятиями, организациями, хозяйствами, где работают специалисты физического воспитания и спорта или проходят практику студенты высших учебных заведений.

Содержание образования в непрерывной подготовке специалистов физического воспитания и спорта.

Подготовка специалистов органически связана с будущей профессией, в связи с этим содержание образования на всех ступенях определяется их уровнем. Государственные стандарты являются обязательными для всех учебных заведений, в том числе и спортивно-физкультурного профиля, независимо от их принадлежности

[5].

Концепцией непрерывного образования в Украине предусмотрено включение в программу обучения различных блоков и циклов дисциплин [5; 8].

В учебных заведениях по подготовке специалистов физического воспитания и спорта учебные планы должны предусматривать следующие разделы:

1. Цикл гуманитарной и социально-экономической подготовки.

2. Цикл естественнонаучной подготовки.

3. Цикл подготовки по специальности [5; 10].

В каждом цикле предусмотрены нормативные дисциплины, а также дисциплины по выбору вуза и по выбору студента

В третий раздел кроме специальных дисциплин входят практики, курсовые, дипломные работы, госэкзамены. Данные разделы должны учитывать современные тенденции развития общества, физического воспитания и спорта [11; 13].

Приведенная схема содержания образования актуальна для всех ступеней подготовки специалистов физического воспитания и спорта, обеспечивает подготовку на широкой профессиональной основе, способствующей приобретению и формированию у будущих специалистов общеобразовательных, профессиональных и специальных знаний, умений и навыков, повышению спортивного и профессионального мастерства.

Отбор содержания образования в учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля должен осуществляться с учетом подготовки специалистов физического воспитания и спорта различных специализаций, формирования знаний, умений и навыков различных адаптированных направленностей.

Главным направлением перестройки содержания образования является обеспечение принципов гибкости, последовательности (непрерывности) и прогностичности [14;15]. Одним из основных направлений содержания образования в непрерывной подготовке специалистов физического воспитания и спорта является широкое использование современных знаний в цикле подготовки по специальности. Данные разделы должны учитывать современные тенденции развития общества, физического воспитания и спорта [11; 13].

Цикл гуманитарной и социально-экономической подготовки должен быть обязательной составной частью профессиональной подготовки на всех этапах непрерывного физкультурного образования.

Цикл подготовки по специальности должен включать предметы, изучение которых направлено на формирование специалиста соответствующего тому или иному уровню образования. Кроме этого, наличие таких нормативных частей как курсовая работа и практика являются необходимыми составной частью в подготовке специалиста.

Естественно-научный цикл подготовки должен быть дифференцированным по содержанию в зависимости от ступеней непрерывного образования.

Предлагая схему непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта от дошкольного до различных форм переподготовки, последипломного образования, подготовки докторов наук, следует обратить внимание на содержание образования, которое необходимо дифференцировать в зависимости от уровней, ступеней и будущей квалификации выпускаемых студентов.

Учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля должен основываться на педагогических принципах, совместной деятельности педагогических работников, учащихся, студентов, слушателей, аспирантов, докторантов; быть тесно взаимосвязанным с производством, учебными заведениями, спортивными клубами, обществами, т. е. местами предстоящей работы будущих специалистов. Важными условиями реализации положений предложенной концепции подготовки специалистов физического воспитания и спорта являются:

- научное обоснование содержания диагностических методик, оценки качества подготовки и переподготовки специалистов в системе непрерывного образования;

- поиск оптимальных структур образовательных программ для учебных заведений разных уровней аккредитации;

- разработка прогрессивных технологий обучения и методика их внедрения;

- создание научно-методического инструментария оценки и самооценки результатов работы педагогов;

- прогнозирование развития сети учебных, воспитательных, спортивных учреждений в соответствии с ак-кредитационно-лицензионными требованиями и демографическими условиями региона;

- исследование влияния экономических законов и отношений собственности на систему непрерывного образования;

- создание механизма защиты социальных и экономических интересов участников непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта.

Все эти факторы должны стать предметом исследования.

Выводы.

Концепция непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта может быть реализована при введении новых форм, методов ее прогнозирования и планирования, социально-экономического механизма взаимодействия учебных и других заведений различных форм собственности с организациями, предприятиями. Необходимы также нетрадиционные подходы в оценке качества и обеспечения эквивалентности подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов.

Создание и реализация концепции непрерывной подготовки специалистов физического воспитания и спорта позволит в полной мере обеспечить единство общего и специального образования, подготовить высококвалифицированные кадры в области физического воспитания и спорта, а также будет способствовать решению задачи всестороннего развития личности.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем непрерывной профессиональной подготовки специалистов физического воспитания и спорта.

Литература:

1. Анищенко О.А. Идея непрерывного образования // Истоки и реальность.- 1999. - № 7. - С. 15 - 17.

2. Арнаутов Т. В. , Мелихова Т.Ф. Взаимодействие педагогического университета и колледжа в региональной системе непрерывного образования // Непрерывное педагогическое образование. - Вып. 3. -Волгоград: Перемена, 1994.

3. Голуб Л.В. Программно-целевой подход к формированию личности в условиях региональной системы непрерывного профессионального образования // Среднее образование. - 2001. - № 4. - С. 3 - 7

4. Каргопалов Е.П. Последипломное образование физкультурных кадров в системе непрерывного физкультурного образования // Психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности: Сб. науч. тр. - Омск, 1999. - С. 22 - 27.

5. Концепщя професшно1 освгга Украши. - К., 1991. - 20 с.

6. Концепция развития высшего образования в Российской Федерации: [Разраб. коллективом работников инт. вузов Росс. Федерации] // Высш. Образование в России. - 1993. - №2. - С. 37 - 50.

7. Курило В.С. Становления i розвиток системи освгга та педагопчно1 думки Схщноукрашського регюну в ХХ столгтп: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - К., 2000. - 39 с.

8. Науменко Т. Про аспекти реформування освгш Украши // Шлях освгга. - 1997. - № 1.

9. Платонов В.Н. Актуальные проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования // Теория и практика физической культуры.- 1990. - № 4. - С. 5 - 10.

10. Проблеми освгш: Наук.-метод. зб.- Вип 1 / М-во освгга Украши. Ред. Ю. М. Бутай. - К. , 1995. - 224 с.

11. Dickenson B., Sparkes A., Pupil definition of physical education, "British Journal of DIGEL H .: Die Versportli-chung unserer Kultur und deren Folgen fbr den Sport - ein Beilra; Zur Uneigentlichkeit des Sport, // H.Gabler & U. Gunner (Hrsg.), Fbr einen besseren Sport, Schjrndorf Hofmann 1990.

12. Harter S. A model of mastery motivation in children: individual differ ences and developmental change. Minnesota Symposium on Child Psychology, Hillsdale. - N. J.: Eribaum 19.

13. Kuhbfmierz С. О przyczynach niechKci uczniyw do lekcji wwychowania fizycznego, // Lider 1996.- nr 12.

14. Locke L. Changing Secondary Physical Educalion // Quest.-1992. - № 44.

Поступила в редакцию 05.12.2006г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.