Література
1. Железняк, Ю.Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе высшего профессионального образования / Ю.Д.Железняк // Теория и практика физической культуры - 2006 - №4. - С.9-13.
2. Демиденко, Т.М. Підготовка майбутніх учителів трудового навчання до інноваційної педагогічної діяльності. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Т.М. Демиденко; Луг. нац. пед. ун-т ім.. Т. Шевченка, - Л., 2004, - 21с.
3. Магин, В.А. Контекст модернизации высшего профессионального физкультурного образования / В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №4. -С.39-41.
4. Дичківська, І.М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посіб./ І.В. Дичківська. - К.: Академвидав, 2004. - 352 с.
5. Бишовець, Н. Основи проектування технологічних інновацій у вищих навчальних закладах фізкультурного профілю / Н.Бишевець, К.Сергієнко // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. - 2006. - №1. - С. 79 - В1.
Надійшла до редакції 01.11.2007р.
ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЗГЛЯДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Базылюк Т. А.
Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с системой подготовки кадров за границей и необходимость использования лучшего опыта в систему подготовки отечественных специалистов сферы физического воспитания и спорта. Система ДЮСШ требует от тренера выполнение работы на всех уровнях спортивного мастерства. При 30 часовой недельной нагрузке студента приходится сокращать аудиторное изучение каждой дисциплины. Приходится переводить до 70% материала на самостоятельное изучение. Это положение предполагает решение многих проблем, сокращает общее количество часов на каждую отдельную дисциплину. Ключевые слова: квалификация, система, подготовка, переподготовка, содержание, зарубежный опыт.
Анотація. Базилюк Т. А. Зміна системи поглядів на зміст підготовки фахівця в фізкультурній освіті. У статті розглядаються питання, пов’язані з системою підготовкою кадрів за межами України та необхідність впровадження найкращого досвіду в систему підготовки вітчизняних фахівців сфери фізичного виховання і спорту. Система ДЮСШ жадає від тренера виконання роботи на всіх рівнях спортивної майстерності. При 30 годинному тижневому навантаженні студента доводиться скорочувати аудиторне вивчення кожної дисципліни Доводиться переводити до 70% матеріалу на самостійне вивчення. Це положення припускає рішення багатьох проблем, ско -рочує загальна кількість годин на кожну окрему дисципліну. Ключові слова: кваліфікація, система, підготовка, перепідготовка, зміст, зарубіжний досвід.
Annotation: Baziluyk T.A. Change of the system of looks to maintenance of preparation of specialist in athletic education. Questions, related to the system of training of personnels outside Ukraine and necessity of introduction of the best experience for the system of preparation of domestic specialists of sphere of physical education and sport, are examined in the article. The system of children's sports school demands from the trainer performance of work at all levels of sports skill. At 30 hour week loading of the student it is necessary to reduce time studying of each discipline. It is necessary to translate up to 70 % of a material on independent studying. This position assumes the decision of many problems, reduces total of hours to each separate discipline. Keywords: gualification, system, preparation, retraining, maintenance, foreign experience.
Введение.
Сегодня Украина с одной стороны старается адаптировать процесс и содержание обучения, при-сваемые квалификации к нормам и требованиям, существующим в Европе и мире, с другой стороны физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением претерпевает структурные и организационные преобразования. Существует несколько объективных предпосылок, в силу которых ведется поиск новых направлений, форм, методов организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с различными контингентами населения. Среди них наиболее существенными являются: изменение социально-
экономической ситуации в стране, уменьшение средней продолжительности жизни людей, отсутствие обратной связи между проводимыми физкультурнооздоровительными и спортивными мероприятиями и их результатами [1].
Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.
Формулирование целей работы.
Цель работы - анализ системы подготовки кадров за границей и необходимость использования лучшего опыта в систему подготовки отечественных специалистов сферы физического воспитания и спорта.
Методы исследований. Анализ литературных источников, анализ зарубежного опыта подготовки специалистов.
Результаты исследований.
В настоящее время как в мире в целом, так и в Европе, происходят изменения, затрагивающие все аспекты экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Прежде всего они касаются характера работы и производственной деятельности специалиста (организационных форм и структуры, условий и требований, предъявляемых к уровню знаний и квалификации человека, находящегося сегодня в обстановке непрерывных нововведений) [2, 5, 6, 7, 8]. Отсюда появилась необходимость опоры на специалистов с глубокими фундаментальными знаниями и широким кругозором. Быстрое развитие современного мира привело к тому, что уровень подготовки выпускников высшей школы не может удовлетворять общественные потребности и требования, предъявляемые к специалистам для компетентного исполнения профессиональных функций, которые требуют системного концептуального подхода, научных знаний и научных методов.
Предпринятые первоначально в странах Западной Европы попытки решения этих проблем путем увеличения сроков обучения привели всего лишь к заметному удорожанию подготовки специалистов, не намного повысив качество приобретаемых знаний и практических навыков, и поэтому оказались неприемлемыми для общества. Как альтернативный путь была избрана интенсификация учебного процесса, под которой понималась передача всевозрастающего количества учебной информации за при-
емлемые для массового высшего образования интервалы времени. Но этот путь также исчерпал себя и подошел к той определяемой физиологическими возможностями человека грани, приведя к совершенно противоположным результатам, став одной из причин заметного снижения в последние годы уровня подготовки специалистов.
В настоящее время практически во всех зарубежных странах реализуется многоуровневая система подготовки, которая предполагает следующие ступени: додипломная подготовка (бакалаврат), постдипломная подготовка (магистратура, докторантура).
Кардинальным решением проблемы явилось развитие последипломной ступени профессионального образования. Этот путь выхода из кризиса проявился как результат динамичных эволюционных процессов последнего времени. Практически все сферы общества стали испытывать всевозрастающую потребность в выпускниках высокого уровня в большей мере, чем в специалистах с базовым университетским образованием, которое оказалось недостаточным для профессионального исполнения новых функций. Изменения в структуре общественных потребностей стихийно привели к необходимости осуществления соответствующих изменений в структуре выпуска специалистов.
При этом стали четко просматриваться общие тенденции: максимальная преемственность образовательных программ различных ступеней, их взаимная проницаемость и так называемая «беступиковость», гарантирующая доступность продолжения образования. [3, 4, 5, 6, 7, 8].
Эти изменения можно отобразить в следующем: соблюдение равновесия между международными нормами и потребностями национальных систем высшего образования, направленность стандартов на сходные международные механизмы обеспечения качества, отражение в образовательных стандартах доминирующих перспектив, идентификация целевых уровней, преодоление опасности производства однородной массы профессионалов и угрозы воспроизводства однообразного массива профессий, учет тенденций.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что сегодня подготовка специалистов в высшей школе во всем мире пошла по пути определения узкого набора дисциплин студентом в процессе обучения для обеспечения будущей трудовой деятельности в конкретной специальности. Так, например, в Германии (университет в Карлсруе) при обучении на бака-лаврате (10 семестров) только на 1 курсе есть восемь обязательных предметов, остальные предметы, которые студент будет изучать в период обучения, определяет сам студент, в зависимости от того, где он предполагает работать по окончании вуза. Соответственно, по окончании обучения, в диплом вносится запись о теме выпускной работы, которая соответствует изученным дисциплинам и оценка, полученная при этом. При трудоустройстве работодатель обращает внимание именно на это. То есть, претендент на конк-
ретную должность должен обладать специальной подготовкой, специальными знаниями и иметь опыт работы (в период обучения в бакалаврате есть три практики по полгода) по выбранной специальности. Если выпускник не смог найти работу по своей специальности (поиск работы может продолжаться до двух лет), или нашел работу по другой специальности, то необходимо пройти дополнительно курс обучения с набором необходимых дисциплин для новой специальности. При продолжении обучения в магистратуре (4 семестра) у студента вообще нет обязательных для изучения предметов, есть только 4 научных работы (из которых три по одной и той же научной проблеме) и, в итоге, по окончании магистратуры выпускник, в принципе, готов к будущей трудовой деятельности именно в том направлении, которым он углубленно занимался в период обучения [8].
Система физкультурного образования в Польше несколько отличается от немецкой. Специалистов готовят по нескольким уровням и, естественно, должности при трудоустройстве можно занимать только в соответствии с полученным уровнем (для работы в «школьном « спорте, массовом, рекреационном спорте, олимпийском спорте). Для перехода на работу более высокого уровня предусматривается «дообучение» (повышение квалификационного уровня образования или переобучение, переквалификация для перехода в другой сектор деятельности или для работы на боле высоком уровне в том же секторе деятельности). Однако, можно заметить, что также как и в Германии, выпускник в Польше может занимать только те рабочие места, которые соответствуют присвоенной квалификации [5, 6, 7].
Если говорить о системе подготовки специалистов в США, то там уже давно сложилась своя стройная система подготовки специалистов. Эта система предполагает строгую дифференциацию по видам деятельности и соответствует содержанию профессии конкретного специалиста. В случае смены профессии обязательным условием является получение дополнительного образования через систему курсов или университетского образования. Отличительной чертой американской системы образования является наличие огромного количества лицензированных государственных курсов, в то время, как и в Германии и в Польше дополнительное образование (переобучение, переподготовка) проводится в учебных заведениях, а система курсов практически не развита. На наш взгляд это связано с тем, что в США рынок физкультурно-оздоровительных услуг сформировался намного раньше, чем в Европе, и в соответствии с требованиями рынка произошло формирование сферы образовательных услуг.
Сегодня усилия многих европейских организаций направлены на формирование, расширение, углубление знаний по подготовке специалистов физкультурного профиля. Их усилия направлены на согласование общего подхода к структуре и содержанию подготовки специалистов физкультурного профиля; осуществление контроля за учебными курсами, семинарами по подго-
товке специалистов, проводимыми различными организациями установление эквивалента различным дипломам; определение необходимого уровня компетенции при приеме на работу.
Выводы.
Наша система высшего образования сейчас подразумевает «широкое» трудоустройство выпускника института физкультуры: от инструктора (любой физкультурной направленности для работы во всех сферах по физической культуре и физическому воспитанию) до тренера во всех спортивных структурах. К тому же и сама система ДЮСШ требует от тренера выполнение работы на всех уровнях спортивного мастерства, и желательно сразу(!). Естественно, сюда необходимо добавить и работу преподавателем в общеобразовательных и специальных школах и учебных заведениях всех уровней аккредитации, и организатора во всех физкультурных и спортивных организациях и т.п.
Из этого положения, существующего сегодня в Украине, вытекает «требование» изучения студентом большого количества дисциплин. Но, при узаконенной 30 часовой недельной нагрузке студента, приходится сокращать аудиторное изучение каждой дисциплины, переводя до 70% материала на самостоятельное изучение. Это положение предполагает, прежде, решение многих проблем, выходящих за рамки направления данной работы. Это же, кроме вышесказанного, сокращает и общее количество часов на каждую отдельную дисциплину. И учебные программы, созданные великолепными специалистами, на практике преподаются не в полном объеме, поверхностно, что уменьшает профессиональную и общественную значимость специалиста, получившего высшее образование. Получается, что такой широкий спектр будущей работы практически обеспечивается одним и тем же «набором» знаний и умений.
Перспективы дальнейших исследований. Таким образом, можно сказать, что новые социальноэкономические условия общества ставят перед вузом ряд задач: сокращение контингента и повышение качества подготовки специалистов; учет потребности в кадрах разных профессий; открытие новых и дополнительных специальностей не только в системе подготовки кадров, но и в системе переподготовки, переквалификации; знание потребности в специалистах различного профиля и решения вопросов их трудоустройства, подготовке специалистов (по содержанию и количеству часов) к конкретной «узкой» профессиональной деятельности.
Литература
1. Мічуда Ю.П. Ринкові відносини та підприємництво у сфері фізичної культури і спорту: Навч. посібник / Ю.П. Мічуда. - К.: Олімпійська література, 1995.- 152 с.
2. Поляев Б.А. Зарубежный и отечественный опыт организации службы спортивной медицины и подготовки спортивных врачей: Науково-методич. посіб. / Б.А. По-ляєв, ГА. Макарова, И. А. Белолипецкая. - М.: Советский спорт, 2005. -152с.
3. Блинов В.М. Проблемы подготовки физкультурных кадров в новых социально-экономических условиях реорганизации общества /В.М. Блинов// Теор. и практ. физ. культ.- 2000, № 5. - С. 11-13.
4. Филиппов Н.Н. Модель организации физкультурно-оздо-
ровительной работы с населением в Республике Беларусь в новых социально-экономических условиях. / Н.Н. Филиппов // Теор. и практ физ. культ.- 2004. - № 6. - С 55-57.
5. Zukowski Riszard. Ksztalcenie i doskonalenie zawodowe instruktorow I trenerow. Stan aktualny - perspektywy roswi^zan / Riszard Zukowski // Trening. - 2001/ - N 1. - S. 19-25.
6. Jakich trenerow potreba sportowi polskemu, kto I jak powinen ich ksztalcic - diskusja niedokonczona //Sport wiczynowy. - 2001. - N 3-4/ -S. 86-113.
7. Czerwinswki Janusz. O potrebie zmian w tresciach I strukturze ksztalcenia oras doskonalenia kadr trenersko-intruktorskich / Janusz Czerwinswki // Trening. - 2001/ - N 3. - S. 163-171.
8. KieB Eginhard. Erfolgskonzept Personal Training: Selbstandigkeit, Marketing, Trainingsplanung / Eginhard KieB. - Koln: VDM Verlag Dr. Muller, 2003. - 350.
9. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.
Поступила в редакцию 05.11.2007г.
СУТНІСТЬ І СПЕЦИФІКА ПОНЯТТЯ „ГОТОВНІСТЬ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ ФІЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ ДО ПРОВЕДЕННЯ ОЗДОРОВЧОЇ ГІМНАСТИКИ ТА ФІТНЕСУ З ДІВЧАТАМИ-СТАРШОКЛАСНИЦЯМИ”
Батіщева М. Р.
Донецький державний інститут здоров’я, фізичного виховання і спорту
Анотація. У визначеній статті теоретично обґрунтувати поняття „готовність майбутнього вчителя фізичної культури до проведення оздоровчої гімнастики та фітнесу з дівча-тами-старшокласницями”, приведені складові готовності та рівні, що характеризуються визначеними показниками (критеріями). Теоретична модель системи взаємодії компонентів готовності майбутнього вчителя фізичної культури до проведення оздоровчої гімнастики та фітнесу є підставою для розроблення технології її вимірювання.
Ключові слова: готовність, складові готовності, рівні готовності, показники, критерії.
Аннотация. Батищева М.Р Сущность и специфика понятия «готовность будущего учителя физической культуры к проведению оздоровительной гимнастики и фитнесса с девуш-ками-старшеклассницами». В данной статье теоретически обосновано понятие «готовность будущего учителя физической культуры к проведению оздоровительной гимнастики и фитнесса с девушками-старшеклассницами», приведены составляющие готовности и уровни, характеризующиеся определенными показателями или критериями. Теоретическая модель системы взаимодействия компонентов готовности будущего учителя физической культуры к проведению оздоровительной гимнастики и фитнесса является основанием для разработки технологии ее измерения.
Ключевые слова: готовность, составляющие готовности, уровни готовности, показатели, критерии Annotation. Batishcheva M.R. Essence and specific of concept «Readiness of future teacher of physical culture to conducting of health gymnastics and fitness with girls-senior pupils». In this article a concept «Readiness of future teacher of physical culture to conducting of health gymnastics and fitness with girls-senior pupils» is grounded in theory, the constituents of readiness and levels, characterized certain indexes or criteria are resulted. The theoretical model of system of interaction of components of readiness of the future teacher of physical training to carrying out of improving gymnastics and fitness is the establishment for development of technology of its gauging. Key words: readiness, constituents of readiness, levels of readiness, indexes, criteria.