ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРАИНЕ
THE PROSPECTS OF CONTEMPORARY RUSSIAN EXPERIENCE IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN PHYSICAL CULTURE IN THE UKRAINE
А. В. Леоненко
В статье рассматриваются такие аспекты подготовки специалиста по физическому воспитанию и спорту, как интеграция учебных дисциплин в обучении будущего учителя и ее связь с организацией педагогической практики студентов; формирование и непрерывное развитие профессиональной компетентности будущего специалиста; критический анализ профессиональной деятельности в процессе подготовки педагогов по физическому воспитанию.
A. V. Leonenko
The article deals with the following aspects of training of specialists of physical education and sport: interdisciplinary communication in the training of future teachers, development and continuous development of professional competence of future specialists, critical analysis of professional work in preparing teachers of physical education.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры, интеграция учебных дисциплин, профессиональная компетентность педагога, критический анализ педагогической деятельности.
Keywords: training of future teachers of physical culture, integration of academic disciplines and professional competence of a teacher, critical analysis of teaching.
В Украине проблема подготовки будущего учителя физической культуры отмечается особой актуальностью. Высокие требованиями к осуществлению данного процесса подтверждаются такими официальными документами - Законом Украины «О высшем образовании», Национальной доктриной развития физической культуры и спорта, целевой комплексной программой «Физическое воспитание - здоровье нации». В связи с этим необходимо постоянно обновлять систему профессиональной подготовки будущего учителя в вузах физкультурного направления с целью осуществления педагогом качественной профессиональной деятельности. Поэтому считаем важным применение опыта подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту зарубежных стран, в частности России.
Рассматривая вопрос применения современного российского опыта профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры в Украине, актуальными и важными считаем исследования таких ученых:
• украинских - Е. Н. Бондаренко, 2008 (формирование валеологической компетентности студентов педагогических университетов в процессе профессиональной подготовки), Т. Н. Бугери, 2006 (интеграция профессионально ориентированных дисциплин в подготовке будущих специалистов физической реабилитации), Г. Р. Генсе-рук, 2005 (подготовка будущих учителей физической культуры к применению информационных технологий в профессиональной деятельности), Л. А. Деминской, 2004 (ин-
теграция учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры), Г. П. Карпюка, 2006 (подготовка будущих учителей физической культуры к решению педагогических ситуаций), А. С. Кошолапа, 2009 (педагогические условия подготовки будущих учителей к физическому самосовершенствованию), О. Я. Кругляка, 2005 (подготовка будущих учителей к реализации межпредметных связей в процессе физического воспитания младших школьников), Л. А. Мильто, 2001 (формирование творческой индивидуальности будущего учителя в процессе профессиональной педагогической подготовки), И. В. Панасюк, 2009 (подготовка будущих учителей физического воспитания к применению тренингов в учебном процессе общеобразовательной школы), Л. П. Сущенко, 2003 (теоретико-методологические основы профессиональной подготовки будущих специалистов физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях), В. М. Чайки, 2007 (теория и технология подготовки будущего учителя к саморегуляции педагогической деятельности);
• российских - О. С. Августимовой, 2004 (методика формирования управленческой компетентности у студентов высших учебных заведений физической культуры), С. С. Воеводиной, 2002 (формирование правовой компетентности студентов вузов физкультурного направления), Л. Ф. Зуевой, 2002 (формирования социолингвистической компетенции студентов вузов физкультурного направления), Е. В. Крякиной, 2007 (профессиональная подготовка
студентов факультета физической культуры на основе интеграции учебных дисциплин в процессе реализации различных видов практик), Г. В. Лазаренко, 2000 (повышение уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры на основе применения информационных средств обучения), В. В. Логинова, 2006 (непрерывное развитие профессиональной компетентности специалиста физической культуры), Т. А. Маркиной, 1994 (формирование профессиональной педагогической компетентности студентов института физической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин), Л. Н. Мининой, 2007 (специфика обучения приемам критического анализа профессиональной деятельности по подготовке педагогов по физической культуре).
Учитывая постоянные изменения в требованиях к профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры, считаем, что необходимо совершенствование таких аспектов подготовки специалиста по физической культуре и спорту:
• интеграция учебных дисциплин в обучении учителя и ее связь с организацией педагогической практики студентов;
• формирование и непрерывное развитие профессиональной компетентности будущего специалиста;
• критический анализ профессиональной деятельности при подготовке педагогов по физическому воспитанию.
Процесс подготовки учителя физической культуры рассматриваем как применение в учебно-воспитательном процессе вуза основных положений и принципов, которые определяют особенности осуществления профессиональной подготовки будущего педагога.
Российская исследовательница Е. В. Крякина, 2007, основное внимание в своих научных трудах обращает на такой аспект профессиональной подготовки учителя физической культуры, как интеграция учебных дисциплин в процессе применения различных видов практик будущего специалиста. В украинской педагогической науке подобными являются исследования Т. Н. Бугери, Л. А. Демин-ской, О. Я. Кругляка и др.
Е. В. Крякина [1] роль интеграции учебных дисциплин в процессе различных видов практик рассматривает через взаимосвязь интегрированных учебных дисциплин на основе методики их преподавания и направления учебной практики, а именно по базовым и новым физкультур-но-спортивным видам, включая педагогическое физкуль-турно-спортивное совершенствование профессиональных качеств личности.
Педагогическая практика студентов рассматривается исследовательницей как интегрированный фактор формирования профессиональной готовности студентов. Также Е. В. Крякина предлагает специальную технологию профессиональной подготовки студентов физкультурных вузов, которая заключается во взаимосвязи различных видов практик, определении критериев оценки, определяющих профессиональную готовность студентов в процессе педагогической практики, оценке профессиональ-
но значимых умений и навыков, педагогических качеств и специальных знаний. Учебно-профессиональная деятельность студентов рассматривается в структуре университетской подготовки будущих педагогов.
Перспективным для системы профессиональной подготовки Украины является вопрос разработки и апробации специальных программ педагогической практики студентов факультетов физического воспитания. Для собственных научных исследований перспективным, в данном контексте, считаем разработку методик определения профессиональной готовности будущего учителя и его профессионального становления. Уместным также считаем применение опыта Е. В. Крякиной по определению роли конкретной учебной дисциплины в процессе интеграции профилирующих предметов и различных видов практик.
Важным аспектом профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры является формирование его профессиональной компетентности. Данный вопрос рассматривался в научных работах украинских ученых, в частности в исследованиях Е. Н. Бондаренко освещена сущность формирования валеологической компетентности студентов педагогических университетов в процессе профессиональной подготовки. В российской педагогике рассматривается формирование таких видов компетентности будущего учителя физической культуры, как управленческой (Е. С. Августимова), правовой (С. С. Воеводина), социолингвистической (Л. Ф. Зуева), профессиональной (Г. В. Лазаренко, В. В. Логинов, Т. А. Маркина).
Г. В. Лазаренко [2] совершенствование профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры рассматривает через применение в рассматриваемом процессе информационных средств обучения. В украинской педагогике подобным является исследование Г. Р. Генсерук (применение информационных технологий в профессиональной деятельности).
Г. В. Лазаренко аргументирует значимость собственных научных взглядов тем, что разработанная им методика комплексного применения информационных технических средств (компьютеров, мультимедийного обеспечения, диктофонов и т. д.) позволяет в значительной степени повысить качество профессиональной подготовленности студентов.
Перспективной и ценной для системы физкультурного образования Украины и собственных научных исследований считаем предложенную Г. В. Лазаренко рейтинговую систему педагогического контроля профессиональной подготовленности студентов. Поскольку исследования ученого апробированы в Российской Федерации, применение авторской разработки Г. В. Лазаренко в Украине считаем целесообразными в том случае, если они будут дополнены и усовершенствованы в соответствии с целью украинской системы физической культуры и спорта. Отметим, что ценность предложенной рейтинговой системы определяется объективизацией процесса оценки знаний, усвоенных студентами, и уровня овладения ими соответствующими умениями и навыками для дальнейшей профессиональной деятельности.
В исследованиях В. В. Логинова [3] рассматривается непрерывное развитие профессиональной компетентности специалиста по физическому воспитанию. Эффективность указанного процесса, по мнению исследователя, определяется структурными компонентами самого процесса профессионального развития специалиста и динамикой овладения личностью эталонами профессиональной компетентности в соответствии с региональными требованиями содержания физкультурного образования.
Эффективное развитие профессиональной компетентности специалистов по физическому воспитанию, по мнению исследователя, обеспечивается комплексом педагогических условий:
а) изменение исходных принципов развития профессиональной компетентности специалистов на основе реализации личностно ориентированного самообразования;
б) комплексная социальная междисциплинарная разработка социальных, психолого-педагогических, экономических, правовых, антропологических, философских и экологических задач, которые позволят изменить направление физкультурного образования в пользу социального заказа и адаптации личности к общественным ценностям;
в) создание эффективной системы непрерывного образования взрослых, которая отличается содержанием и методами от традиционных форм повышения квалификации специалистов и в процессе которой происходит развитие профессиональной компетентности специалистов.
Считаем перспективным применение опыта В. В. Логинова и предложенных им методических рекомендаций «Методики развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры» для украинской педагогической науки. Такие методические рекомендации могут быть использованы в практике деятельности высших учебных заведений Украины физкультурного направления (при условии их совершенствования с учетом требований украинского системы физкультурного образования).
Важность процесса развития профессиональной компетентности, по В. В. Логинову [3], определяется тем, что введение методики развития профессиональной компетентности специалиста в учебный процесс подготовки будущих специалистов по физическому воспитанию и спорту с учетом профессионально-личностных потребностей личности может развивать творческий, практически-ориентированный характер повышение квалификации специалистов.
Российская исследовательница Т. А. Маркина [4] формирование профессиональной компетентности студентов физкультурных специальностей предлагает рассматривать в процессе изучения педагогических дисциплин. Считаем, что применение опыта исследователя для украинской педагогики есть всегда актуальным, поскольку формирование базовых профессиональных компетенций будущего специалиста обычно происходит в процессе личностно ориентированной подготовки будущего специалиста.
В украинской педагогике весомыми в данном контексте считаем исследования ученой Л. П. Сущенко [5], которая сгруппировала профессиональные знания, которыми должен овладеть будущий специалист физического воспитания и спорта, по таким направлениям: философское, методологическое, историческое, теоретическое, технологическое, управленческое и валеологическое. Таким образом, мы согласны с выводами Т. А. Маркиной о том, что профессиональная компетентность будущего педагога формируется на протяжении обучения в высшем учебном заведении, а профессиональный уровень будущего специалиста развивается в процессе изучения им отдельных учебных предметов, курсов, циклов дисциплин и прохождения педагогической практики.
Считаем, что целесообразным будет введение в учебный процесс вуза педагогической практики студентами на каждом курсе, начиная с первого, постольку это будет способствовать непрерывному развитию и закреплению знаний, умений, навыков и совершенствованию профессиональной компетентности с целью дальнейшей успешной педагогической деятельности. Важным в данном контексте считаем вопрос осведомленности студентов о требованиях к профессиональным знаниям и умениям каждого учебного цикла предметов и разработку соответствующего учебно-методологического обеспечения практики студентов. Собственное мнение подтверждаем исследованиями Е. В. Крякиной [1] с целью дальнейшего применения опыта ученой в Украине, постольку она предлагает формы подготовки учебной и отчетной документации по педагогической практике студентов и разработку содержания практики будущих специалистов по физическому воспитанию на НУ курсах обучения высшем педагогическом учебном заведении.
Ценными для украинской педагогики считаем исследования Л. Н. Мининой [6], которая свои научные поиски направила на определение специфики обучения приемам критического анализа профессиональной деятельности при подготовке педагогов по физическому воспитанию. Л. Н. Минина обосновывает необходимость применения в учебном процессе таких педагогических инноваций:
а) содержание усваиваемого материала представлять в виде системы профессионально-педагогических задач;
б) систематизации типичных ошибок в учебно-познавательной деятельности студентов;
в) структурирование содержания отдельной учебной дисциплины в виде геометрических схем.
В результате проведенного экспериментального исследования Л. Н. Мининой, суть которого состояла во введении в учебный процесс Санкт-Петербургского университета физической культуры имени П. Лесгафта авторской методики обучения студентов приемам критического анализа профессиональной деятельности, было подтверждено, что повышается качество усвоения знаний студентами с профессиональных дисциплин. Авторская методика Л. Н. Мининой включала следующие средства:
а) рефлексивное обсуждение педагогических ситуаций, связанных с возникновением типичных ошибок в деятельности спортивного характера;
б) рефлексивное обоснование, которое основанное на знании студентами учебного материала и отражать его логической структуры;
в) рефлексивный урок, акцентирующий анализ педагогической деятельности;
г) рефлексивное интервью, развивающее умение задавать вопросы и мотивируют студента к получению объективного ответа [6].
Подобными в украинских исследованиях считаем научные разработки Г. П. Карпюка (решение профессиональных ситуаций), А. С. Кошолапа (физическое самосовершенствование будущего специалиста), Л. А. Миль-то (формирование творческой индивидуальности будущего учителя), И. В. Панасюк (применение тренингов), В. М. Чайки (саморегуляция педагогической деятельности) и др.
Считаем, что применение методики формирования профессиональной рефлексии студентов, по Л. Н. Мининой, в учебный процесс украинских вузов позволит усовершенствовать осуществления образовательного процесса в направлении коррекции учебных дисциплин на основе анализа их содержания.
Стоит отметить, что в Украине ведутся интенсивные исследования по проблеме профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры. Однако, ценность научных трудов российских ученых по данному вопросу видим в законном заимствовании определенного опыта с целью дальнейшего его применения в системе физического воспитания и спорта Украины и активизации соответствующих аспектов исследуемой проблемы, учитывая специфику профессиональной подготовки будущего специалиста.
Таким образом, научная статья посвящена проблеме применения российского опыта в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры в
украинской педагогической теории и практике. Учитывая это, перспективным считаем создание и апробацию собственной авторской методики по определению профессиональной готовности будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крякина Е. В. Профессиональная подготовка студентов факультета физической культуры на основе интеграции учебных дисциплин в процессе различных видов практик: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. М., 2007. 23 с.
2. Лазаренко Г. В. Повышение уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры на основе применения информационных средств обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Краснодар, 2000. 197 с.
3. Логинов В. В. Непрерывное развитие профессиональной компетентности специалиста физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Челябинск, 2006. 181 с.
4. Маркина Т. А. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов института физической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин (на примере базового факультета РГАФК): автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. М., 1994. 23 с.
5. Сущенко Л. П. Теоретико-методолопчн засади професШно! подготовки майбуттх фахiвцiв фiзичного виховання та спорту у вищих на-вчальних закладах: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.04. Ки!в, 2003. 33 с.
6. Минина Л. Н. Специфика обучения приемам критического анализа профессиональной деятельности при подготовке педагогов по физическому воспитанию: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04. СПб., 2007. 24 с.