УДК 378 ГРНТИ 14.35.07
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ МАТРИЦЫ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ЛИНГВООБРАЗОВАНИЯ
Н.В. ВОЛЫНКИНА, доктор педагогических наук
ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
В статье обоснована необходимость поиска и разработки концептуальных основ интеллектуально-творческой деятельности на основе развития системно-прогностического мышления слушателей военного вуза в контексте современного лингвообразования. Разработана авторская технология развития системно-прогностического мышления офицеров-слушателей. Раскрыто содержание каждого этапа технологии в контексте универсальной компетенции УК-4, формируемой на практических занятиях по иностранному языку. Представлены методические приемы конструирования проблемных ситуаций. Предложены рекомендации по организации интеллектуально-творческой деятельности в процессе изучения слушателями дисциплины «Иностранный язык» в военном вузе.
Ключевые слова: интеллектуально-творческая деятельность, системно-прогностическое мышление, современное лингвообразование, слушатели магистратуры.
conceptual foundations of intellectual and creative activity of military university officers training corps in the context of the modern linguistic education competence matrix
N. V. VOLYNKINA, Doctor of Pedagogical sciences
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
The article substantiates the need to search for and develop the conceptual foundations of intellectual and creative activity based on the development of system-predictive thinking of military University officers training corps in the context of modern language education. The author's technology of development of system-predictive thinking of officers training corps is developed. The content of each stage of the technology is revealed in the context of the universal competence of the UC-4, formed in practical classes in a foreign language. Methodological techniques for designing problem situations are presented. Recommendations on the organization of intellectual and creative activity in the process of studying the discipline «Foreign language» by military University officers training corps are offered.
Keywords: intellectual and creative activity, system-predictive thinking, modern linguistic education, officers training corps.
Введение. На современном этапе эволюции общества в условиях модернизации высшего военного образования стратегически важной целью является разработка нового методико-технологического аспекта подготовки офицеров-слушателей на основе творческого мышления, профессиональной самоактуализации и саморазвития.
Способность к профессиональной творческой деятельности позволяет командиру эффективно моделировать коммуникативные ситуации, обогащать новым структурным
содержанием учебно-боевую подготовку на основе личностно центрированного подхода к оценке потенциала подчиненного. Следовательно, креативные качества и творческая индивидуальность офицера в значительной мере влияют на уровень его компетентности и профессионализма.
Актуальность. В соответствии с Национальной доктриной образования РФ на период до 2025 года, Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ, в содержании которых подчеркивается идея создания максимально благоприятных условий для интеллектуально-творческой деятельности учащейся молодежи, а также приказом Минобороны РФ № 670 разработаны рабочие программы по дисциплине «Иностранный язык», регламентирующие языковую подготовку слушателей высшей военной школы.
Однако доминирование репродуктивной составляющей в процессе иноязычного образования в военном вузе приводит к слабой ориентации на организацию реальных условий обучения новым способам профессиональной деятельности и моделей мышления. В таком ракурсе совершенно очевидно обращение педагогической науки в направлении поиска и разработки концептуальных основ интеллектуально-творческой деятельности слушателей военного вуза в контексте современного лингвообразования.
Изучению теоретико-методологических оснований и психологических механизмов интеллектуального и творческого развития личности посвящены работы А.В. Брушлинского [1], С.Л. Рубинштейна [2], М.А. Холодной [3] и др., в которых авторы раскрывают сущность, диалектику и логику творческого мышления.
В рамках исследуемой проблемы заслуживают особого внимания концепции креативности J.P. Guilford [4], Y.L. Karlson [5] и др. Концептуальному понятию «творческая одаренность» посвящены труды Д.Б. Богоявленской [6], Б.М. Теплова [7], J.S. Renzulli [8], R. Sternberg [9] и других авторов.
Интенсивно изучаются междисциплинарные методы и технологии интеллектуального и творческого развития личности (Г.С. Альтшуллер [10], Н.В. Волынкина [11] и др.). Доказано, что решение учебно-познавательных задач, носящих межпредметный характер, - действенное средство оптимизации образовательного процесса (И.Я. Лернер [12], А.М. Матюшкин [13] и др.), способствующее выявлению ресурсов для формирования творческих умений и навыков (В.Н. Максимова [14], А. Матейко [15] и др.).
Теоретические и прикладные вопросы интеллектуального и творческого развития личности обучающихся в высшей военной школе рассмотрены в исследованиях И.А. Алехина [16], A.B. Барабанщикова [17], О.Г. Позднякова [18] и др. Проблема исследована с позиций проблемно-деятельностного (В.Н. Гуляев [19]), аксиологического (Б.А. Федулов [20]), акмеологического (А.В. Меньшиков [21]), системно-динамического (И.Л. Железняк [22]), технологического (О.Н. Овсянникова [23]) подходов. Однако проблема интеллектуально-творческого развития слушателей военного вуза с позиции современной концепции лингвообразования в науке не получила должного рассмотрения.
Следует отметить, что интеллектуально-творческое развитие слушателей в высшей военной школе целесообразно рассматривать не в координатах «обучения иностранному языку», а с позиции диалога культур - в процессе иноязычного образования. Согласно концепции Е.И. Пассова [24] цель иноязычного образования является не только сугубо учебной (повышение уровня владения коммуникативными компетенциями), но и образовательной (образование человека духовного («homo moralis»), который, несомненно, должен быть интеллектуально и творчески развитым).
Концептуальной основой интеллектуально-творческой деятельности слушателей военного вуза в контексте современного лингвообразования является формирование системно-прогностического мышления на основе коммуникативно-исследовательского подхода. Данный подход интегрирует ведущие идеи системно-деятельностного, личностного, проблемного, коммуникативного подходов и реализует принципы проблемности, творческой активности, коммуникативно-практической направленности.
Под системно-прогностическим мышлением рассматривается мышление, которое позволяет интегрировать различные концептуальные положения и методики на основе синтеза элементов системного решения проблемы, прогнозировать их инновационность и реализовывать новые возможности [11]. Обладая системно-прогностическим мышлением, обучающийся видит сущность противоречий, прогнозирует направления решения, использует скрытый ресурс, определяет причины и последствия на основе формальной логики, создает классификации и выстраивает ассоциативную связь, владеет полиструктурностью отношений, анализирует взаимосвязь различных граней проблемы, анализирует и синтезирует релевантные знания с целью получения нового, владеет полимодельностью представлений, выходит за рамки проблемного поля, формулирует гипотезу и генерирует различные варианты, ясно аргументирует и ведет дискуссию, «сжимает» информацию, планирует структурированный и рациональный процесс, рефлексирует.
В процессе лингвообразования офицеров-слушателей формирование системно-прогностического вида мышления осуществляется через специально разработанную нами технологию, состоящую из трех этапов и нацеленную на совершенствование универсальной компетенции ИУК-4: использование современных коммуникативных технологий на иностранных языках с целью академического и военно-профессионального общения.
Рассмотрим содержание каждого этапа более подробно.
1 этап. Поисковый. Цель: научить осуществлять поиск, анализ и структурирование иноязычной информации на основе ICTs в процессе интеллектуально-творческой деятельности.
Первый этап соответствует индикатору компетенций ИУК-4.1 «Поиск источников профессиональной информации на иностранном языке» и проецирует следующие результаты обучения:
- знать информационно-коммуникационные технологии для поиска, обработки и представления информации;
- уметь осуществлять поиск профессиональной информации;
- владеть навыками информационно-аналитической работы с материалами на иностранном языке.
На первом этапе отрабатываются такие качества системно-прогностического стиля мышления как прогнозирование направлений решений, использование скрытого ресурса, определение причин и последствий на основе формальной логики, создание классификационных систем и выстраивание ассоциативных связей, владение полиструктурностью отношений, выход за рамки проблемного поля и т.д.
2 этап. Когнитивный. Цель: обучить методу «компрессии» иноязычной информации, исследованию вопроса «многоэкранно».
Второй этап отражает содержание двух индикаторов:
1) ИУК-4.2 «Составление двустороннего профессионально-ориентированного перевода», прогнозирующего следующие результаты обучения:
- знать лексико-грамматические особенности профессионально-ориентированных текстов в соответствии со специальностью подготовки;
- уметь осуществлять адекватный перевод профессионально-ориентированных текстов;
- владеть навыками перевода с соблюдением норм лексической эквивалентности.
2) ИУК-4.3 «Составление аннотации и реферата иноязычного профессионального текста», согласно которой обучающиеся должны:
- знать лексико-грамматические особенности письменных текстов;
- уметь выделять главную информацию в источниках на иностранном языке;
- владеть навыками компрессии информации.
На втором этапе слушатели обучаются полимодельному представлению, выходу за рамки проблемной области, формулированию гипотезы и генерированию различных вариантов.
Важное место занимает обучение методу «компрессии» иноязычного текста, а также анализ и планирование структурированного и рационального творческого процесса.
3 этап. Праксеологический. Цель: научить использовать усвоенные методы в практической военно-профессиональной деятельности, в новых ситуациях, сформировать навыки ведения эффективной дискуссии и ясной аргументации на иностранном языке по тематике профессионально-ориентированных текстов.
Третий этап включает содержание двух индикаторов:
1) ИУК-4.4 «Представление результатов академической и профессиональной деятельности в ходе публичного выступления на иностранном языке». Слушатели должны:
- знать особенности публичной иноязычной речи;
- уметь демонстрировать результаты академической и военно-профессиональной деятельности на иностранных языках;
- владеть навыками коммуникативных стратегий в ситуациях профессионального общения.
2) ИУК-4.5 «Ведение академической и профессиональной дискуссии на иностранном языке». Результаты обучения:
- знать лексико-грамматические особенности иностранного языка для ведения академической и профессиональной дискуссии;
- уметь осуществлять коммуникацию на иностранном языке в интересах решения задач академической и профессиональной деятельности;
- владеть навыками межличностного общения.
Заключительный этап развития системно-прогностического мышления (праксеологический) позволяет сфокусироваться на изложении слушателями ясной аргументации, умении вести дискуссию, а также способности осуществлять рефлексию. Как правило, третий этап реализуется на рубежном контроле в конце каждой изученной темы и на зачете с оценкой в конце курса изучения дисциплины «Иностранный язык». Слушатели представляют доклады и презентации на иностранном языке по темам, демонстрируя приобретенную в процессе обучения универсальную компетенцию.
Следует отметить, что работа над профессионально-ориентированным иноязычным текстом как своеобразным проектом является основой организации интеллектуально-творческой деятельности слушателей военного вуза в процессе иноязычного образования. В контексте проектной деятельности на основе развития системно-прогностического стиля мышления и компетенции УК-4 в процессе обучения иностранному языку можно использовать модель «Элемент - признак - значение», модель взаимодействия, комплекс моделей «Проблема - решение» на базе алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) (рисунок 1).
С методической точки зрения наибольшую эффективность имеет модель «Системные операторы», созданная Г.С. Альтшуллером в контексте Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Ее образовательно-стратегическая цель - научить системному видению окружающего мира. В своей работе сам разработчик Теории подчеркивает: «...Каждая система входит в надсистему, являясь одной из ее частей и взаимодействуя с другими ее частями; но и сами системы тоже состоят из взаимодействующих частей - подсистем. Первый признак талантливого мышления - умение переходить от системы к надсистеме и подсистемам. А для этого должны работать три мысленных экрана. . Впрочем, этого мало - на каждом этапе необходимо видеть линию развития: прошлое, настоящее и будущее» [10, с. 154].
На занятиях по дисциплине «Иностранный язык» такой системой является профессионально-ориентированный текст. Опорной схемой простых или развернутых планов иноязычных текстов с целью составления пересказа, реферирования, аннотирования, конспектирования широко используется горизонталь системного оператора.
Обучающиеся учатся распознавать в тексте систему, подсистему и надсистему, выделяя при этом ключевые предложения и отдельные фразы/слова. Такой вид работы можно перенести
на работу не только с иностранным текстом, но и с профессионально-ориентированным текстом на родном языке.
В данном контексте предъявляются особые требования к оформлению презентаций. Содержание слайда должно быть представлено в виде «системного оператора», а не в виде текста (по сравнению с традиционным подходом). Обучающиеся учатся составлять грамматически верные предложения, развивая грамотную речь на иностранном языке. Гораздо эффективнее происходит усвоение лексико-грамматического материала.
А
Комплекс моделей «проблема-решение» на базе АРИЗ
ФУНКЦИЯ
Критерий идеальности: тах функций тт затрат
ПРОТИВОРЕЧИЕ
ИДЕАЛЬНЫИ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - ИКР
РЕСУРСЫ
Модель '•вз аи модей ств ия
ПРОШЛОЕ
НАСТОЯЩЕЕ
БУДУЩЕЕ
<>о
¡2=0
надсистема
надсистема
подсистема
подсистема
подсистема
Модель «ЭПЗ»
Элемент —► Имя признака —► Значение признака
Точка зрения
Рисунок 1 - Система базовых моделей (по Г.С. Альтшуллеру)
При таком подходе учебный иноязычный материал усваивается на нескольких уровнях, согласно классификации, предложенной В.П. Беспалько [25]:
1. Знание - знакомство. Распознавание при повторном предъявлении объектов или явлений.
2. Знание - копия. Действия репродуктивного характера выполняются через самостоятельное воспроизведение и использование данных об уже исследованной ориентировочной основе.
3. Знание - умение. Продуктивные действия по образцу. Обучающиеся получают субъективно новую информацию в ходе самостоятельного конструирования или изменения уже известной ориентировочной базы с целью выполнения определенных действий.
4. Знание - трансформация. Творческие действия, выполняемые на любом количестве объектов посредством самостоятельного выполнения новой ориентировочной базы для деятельности, в процессе которой приобретаются объективно новые данные.
Таким образом, становясь субъектом творческого образовательного процесса, у обучающегося формируются новые знания, им осваиваются новые способы действия. В рамках организации интеллектуально-творческой деятельности нам видится логичным использовать следующие методические приемы конструирования проблемных ситуаций как концептуальной основы интеллектуально-творческой деятельности слушателей военного вуза в контексте матрицы компетенций современного лингвообразования:
1. Подведение преподавателем слушателей к противоречию и самостоятельному нахождению путей его устранения.
2. «Сталкивание» противоречий в практической деятельности профессиональной направленности.
3. Представление различных взглядов на проблему.
4. Обсуждение и анализ конкретной ситуации под разным углом зрения (командир, пилот, штурман, специалист инженерно-авиационной службы и т.д.).
5. Организация мыслительной деятельности, направленной на сравнение, обобщение, конкретизацию, сопоставление фактов, логику рассуждения и т.д.
6. Формулирование теоретико-практических заданий проблемного характера (например, исследование); формирование творческой задачи, характеризующейся недостаточностью или избыточностью исходных данных, неопределенностью постановки вопроса, противоречивостью информации, наличием специально допущенной ошибки, лимитом времени на решение, возможностью преодолеть «психологическую инертность» и т.д.
Анализ работ И.Я. Лернера [12] позволил нам сформулировать некоторые рекомендации по организации интеллектуально-творческой деятельности в ходе развития системно-прогностического мышления, перечисленные ниже.
Устранение внутренних препятствий творческим проявлениям. Обеспечение готовности обучающихся к творческому поиску, помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими. Устранение тревоги по поводу принятия или осмеяния, а также совершения ошибки.
Уделение внимания работе подсознания, способного продолжать работать, когда проблемы не находятся непосредственно в фокусе внимания. Идеи могут «появляться на поверхности» и очень важно вовремя их определить с целью дальнейшего прояснения, упорядочивания и использования.
Воздержание от неконструктивной критики. В этом случае обучающиеся расширяют русло для потока идей, создание условий для свободного размышления над проблемой.
Использование метафоры и аналогии для интеллектуально-творческого поиска, нахождение новой ассоциации и связи. Анализ психологических исследований творческих процессов показал, что интеллектуально-творческий поиск может расшириться за счет скрытых сравнений. Системно-прогностическое мышление на основе метафорического сравнения считается «природной способностью», тем не менее, эту способность необходимо поддерживать и развивать. Работа с метафорами способствует побуждению к образному мышлению, сочетанию импровизации в создании различных образов и целенаправленности в их понимании, вовлечение в решение творческих задач.
Проведение интеллектуальной разминки. Первоначально совместный групповой поиск решений кажется непривычным и психологически вызывает растерянность. Необходимо предоставить возможность обучающимся почувствовать новую для них ситуацию, например, сделать «разогревающее» упражнение (как правило, не связанное с предстоящей интеллектуально-творческой деятельностью).
Поддержка живости воображения. Многие считают, что фантазирование является признаком незрелости мышления, и оно уместно только за границей систематического образовательного процесса. Тем не менее, стимулирование фантазии и открытого воображения в образовательной обстановке представляет фундамент творческого системно-прогностического мышления.
«Дисциплинирование» воображения, фантазии, их контроль. Создавая внутреннюю свободу, все субъекты образовательного процесса понимают, что за «инкубационным периодом», «созреванием идей» все решения будут подвергнуты критическому пересмотру.
Развитие восприимчивости, повышение чувствительности, широты и насыщенности восприятия окружающего мира - это одна из задач интеллектуально-творческой деятельности на практических занятиях, которая решается через специальные упражнения на развитие наблюдательности и восприимчивости.
Расширение фонда знаний. Объем информации - это основа, на которой генерируются новые идеи. Тем не менее, зависимость интеллектуально-творческих способностей от объема знаний неоднозначна. Получение информации не заменяет и не развивает мыслительную деятельность.
Помощь в понимании смысла, общей направленности интеллектуально-творческого развития обучающегося. Без такого осознания все задания, стимулирующие интеллектуально-творческие способности, воспринимаются как развлечение.
Данные положения реализуемы при свободном обмене мнениями, идеями, живом обсуждении, творческой дискуссии. Важна личностная вовлеченность слушателей в творчество, создание которой представляется возможным при условии соответствующей вовлеченности самого преподавателя.
При таком подходе преподаватель помогает слушателю преодолеть противоречие между ограниченной языковой подготовкой и постоянно растущими познавательными потребностями. Преподаватель учит правильно применять информацию из других предметных сфер. При этом развитие мотивационного элемента интеллектуально-творческой деятельности, обучение методам самопознания, овладение умениями находить решение творческих задач, обеспечение интеллектуально-личностной рефлексии, системная работа над компонентами деятельности самообучения - вот принципиальные направления «сотворчества» обучающегося и преподавателя. Устремленность к более высокому уровню саморазвития, освоение общих приемов и способов в интеллектуально-творческой деятельности способствуют активному преобразованию объекта усвоения и своих личностных качеств [26, 27].
Отсюда следует, что основой организации интеллектуально-творческой деятельности является субъектное взаимодействие слушателя и преподавателя иностранного языка, активная позиция обучающегося, способность воспринять все новое; создание благоприятной творческой атмосферы на занятиях и в часы самоподготовки; высокая квалификация преподавателя. Преобладание активного начала в мотивационной структуре индивидуальности слушателя реализуется, если усилия субъектов образовательного процесса направлены на раскрытие внутреннего мотива к интеллектуально-творческой деятельности. Сюда относится и творческая направленность образовательной деятельности, которая обеспечивается устремленностью участников процесса к творчеству. В этом случае обязательная репродуктивная деятельность является частью самого интеллектуально-творческого процесса, который является не только освоением механизмов деятельности, но и процессом воспитания необходимых для творчества индивидуальных качеств.
Выводы. Поиск и разработка концептуальных основ интеллектуально-творческой деятельности обусловлены необходимостью создания реальных условий обучения офицеров-слушателей новым способам профессиональной деятельности и моделей мышления. Концептуальной основой такой деятельности является развитие системно-прогностического мышления в процессе иноязычного образования в военном вузе. В процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» развитие данного типа мышления у слушателей осуществляется через специально разработанную автором технологию, состоящую из поискового, когнитивного и праксеологического этапов. В свою очередь, каждый этап отражает содержание индикаторов универсальной компетенции УК-4, формируемой на занятиях. Основой методических приемов конструирования проблемных ситуаций в ходе организации
интеллектуально-творческой деятельности является работа с противоречиями, позволяющей полноценно развить все характеристики системно-прогностического стиля мышления слушателей-магистров военного вуза в процессе современного лингвообразования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. 586 с.
2. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследований. М.: Изд. АН СССР, 1958.
665 с.
3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Томск, 1997.
676 с.
4. Guillord J.P. Intellectual Factors in Productive Thinking // Explorations in Creativity. Y., 1967. P. 187-192.
5. Karlson Y.L. Inheritance of creative intelligence. Chicago, 1978. 438 p.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Просвещение, 2002. 475 с.
7. Теплов Б.М. Ум полководца. Изд-во: М.: Педагогика, 1990. 208 с.
8. Renzulli J. The enrichment triad model. Mansfield Centre: Creative Learning Ass, 1977. 560 p.
9. Strenberg R. The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. 616 p.
10. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. 2003. Вып. 1 (12). С. 5-10.
11. Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческие способности: инфолингвистический путь развития. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014. 218 с.
12. Лернер И.Я. Исследовательский метод // Российская педагогическая энциклопедия: Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. С. 386-387.
13. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: МПСИ, 2004. 458 с.
14. Максимова В.Н. Диагностика обученности // Педдиагностика. 2004. № 2. С. 91-99.
15. Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970. 354 с.
16. Алёхин И.А. Сборник учебных и методических материалов по организации рационализаторской работы и стимулированию профессионального творчества в образовательном процессе военного вуза. М.: Лаборатория «ОП», 2014. 160 с.
17. Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: Итоги подведены - проблемы остаются // Вестник высшей школы. 1985. № 11. С. 20-31.
18. Поздняков О.Г. Педагогические пути развития творческих способностей к познавательной деятельности у курсантов военных вузов: дис. канд. пед. наук / О.Г. Поздняков. М., 2015. 194 с.
19. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе / В.Н. Гуляев: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 302 с.
20. Федулов Б.А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений (аксиологический подход): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук / Б.А. Федулов. Барнаул: Тип. ОНиРИО БЮИ МВД России, 2000. 37 с.
21. Меньшиков А.В. Акмеологические условия развития профессионального творчества военно-педагогических кадров высших учебных заведений военно-технического профиля / А.В. Меньшиков: дис. ... д-ра пед. наук. Ульяновск, 2004. 206 с.
22. Железняк И.Л. Педагогические условия формирования творческой активности курсантов военных вузов при изучении общепрофессиональных дисциплин / И.Л. Железняк: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 188 с.
ы g
и
23. Овсянникова О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза: на материале изучения курса иностранного языка / О.Н. Овсянникова: дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2013. 206 с.
24. Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. Кн. 5 МУП «Типография» г. Ельца, 2013. 452 с.
25. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. М.: Народное образование, 2008.
341 с.
26. Митрофанов Д.В. Особенности интеллектуальной культуры студентов // Вестник ТГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 10 (162). С. 14-19.
27. Митрофанов Д.В. Формирование интеллектуальной культуры студентов в образовательной среде вуза // Вестник ВГУ. 2018. № 1. С. 95-99.
REFERENCES
1. Brushlinskij A.V. Sub'ekt, myshlenie, uchenie, voobrazhenie. M.: Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii», 1996. 586 p.
2. Rubinshtejn S.L. O myshlenii i putyah ego issledovanij. M.: Izd. AN SSSR, 1958. 665 p.
3. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. M.: Tomsk, 1997. 676 p.
4. Guillord J.P. Intellectual Factors in Productive Thinking // Explorations in Creativity. Y., 1967. pp. 187-192.
5. Karlson Y.L. Inheritance of creative intelligence. Chicago, 1978. 438 p.
6. Bogoyavlenskaya D.B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej. M.: Prosveschenie, 2002. 475 p.
7. Teplov B.M. Um polkovodca. Izd-vo: M.: Pedagogika, 1990. 208 p.
8. Renzulli J. The enrichment triad model. Mansfield Centre: Creative Learning Ass, 1977. 560 p.
9. Strenberg R. The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. 616 p.
10. Al'tshuller G.S. Teoriya resheniya izobretatel'skih zadach kak osnova razvitiya tvorcheskogo myshleniya uchaschihsya // Novye cennosti obrazovaniya: TRIZ-pedagogika. 2003. Vyp. 1 (12). pp. 5-10.
11. Volynkina N.V. Intellektual'no-tvorcheskie sposobnosti: infolingvisticheskij put' razvitiya. Voronezh: IPC «Nauchnaya kniga», 2014. 218 p.
12. Lerner I.Ya. Issledovatel'skij metod // Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: T. 1 / gl. red. V.V. Davydov. M.: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya. 1993. pp. 386-387.
13. Matyushkin A.M. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo. M.: MPSI, 2004. 458 p.
14. Maksimova V.N. Diagnostika obuchennosti // Peddiagnostika. 2004. № 2. pp. 91-99.
15. Matejko A. Usloviya tvorcheskogo truda. M., 1970. 354 p.
16. Alehin I. A. Sbornik uchebnyh i metodicheskih material ov po organizacii racionalizatorskoj raboty i stimulirovaniyu professional'nogo tvorchestva v obrazovatel'nom processe voennogo vuza. M.: Laboratoriya «OP», 2014. 160 p.
17. Barabanschikov A.V. Problemnoe obuchenie: Itogi podvedeny - problemy ostayutsya // Vestnik vysshej shkoly. 1985. № 11. pp. 20-31.
18. Pozdnyakov O.G. Pedagogicheskie puti razvitiya tvorcheskih sposobnostej k poznavatel'noj deyatel'nosti u kursantov voennyh vuzov: dis. kand. ped. nauk / O.G. Pozdnyakov. M., 2015. 194 p.
19. Gulyaev V.N. Razvitie teorii i praktiki problemno-deyatel'nostnogo obucheniya v vysshej voennoj shkole / V.N. Gulyaev: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2003. 302 p.
20. Fedulov B.A. Lichnostno-professional'noe razvitie kursantov vysshih voennyh uchebnyh zavedenij (aksiologicheskij podhod): avtoref. dis. na soisk. uchen. step. d-ra ped. nauk / B.A. Fedulov. Barnaul: Tip. ONiRIO BYuI MVD Rossii, 2000. 37 p.
21. Men'shikov A.V. Akmeologicheskie usloviya razvitiya professional'nogo tvorchestva voenno-pedagogicheskih kadrov vysshih uchebnyh zavedenij voenno-tehnicheskogo profilya / A.V. Men'shikov: dis. ... d-ra ped. nauk. Ul'yanovsk, 2004. 206 p.
ы g
и
22. Zheleznyak I.L. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tvorcheskoj aktivnosti kursantov voennyh vuzov pri izuchenii obscheprofessional'nyh disciplin / I.L. Zheleznyak: dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2003. 188 p.
23. Ovsyannikova O.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya kreativnyh sposobnostej u kursantov voennogo vuza: na materiale izucheniya kursa inostrannogo yazyka / O.N. Ovsyannikova: dis. ... kand. ped. nauk. Orel, 2013. 206 p.
24. Passov E.I. Teoriya metodiki: cel' i soderzhanie inoyazychnogo obrazovaniya. Kn. 5 MUP «Tipografiya» g. El'ca, 2013. 452 p.
25. Bespal'ko V.P. Prirodosoobraznaya pedagogika. M.: Narodnoe obrazovanie, 2008. 341 p.
26. Mitrofanov D.V. Osobennosti intellektual'noj kul'tury studentov // Vestnik TGU. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. № 10 (162). pp. 14-19.
27. Mitrofanov D.V. Formirovanie intellektual'noj kul'tury studentov v obrazovatel'noj srede vuza // Vestnik VGU. 2018. № 1. pp. 95-99.
© Волынкина Н.В., 2020
Волынкина Наталия Валериевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].