Научная статья на тему 'Педагогический эксперимент по внедрению инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в образовательный процесс высшего учебного заведения'

Педагогический эксперимент по внедрению инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в образовательный процесс высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / УРОВНИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волынкина Наталия Валериевна

Анализируется педагогический эксперимент по внедрению инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в образовательный процесс высшего учебного заведения; автором представлен диагностический пакет для определения уровня развития интеллектуально-творческих способностей и доказана эффективность реализации данной системы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волынкина Наталия Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический эксперимент по внедрению инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в образовательный процесс высшего учебного заведения»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.063.5:811

Н. В. Волынкина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. Анализируется педагогический эксперимент по внедрению инфо-лингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в образовательный процесс высшего учебного заведения; автором представлен диагностический пакет для определения уровня развития интеллектуально-творческих способностей и доказана эффективность реализации данной системы в вузе.

Ключевые слова: инфолингвистическая система развития интеллектуальнотворческих способностей учащейся молодежи в высшей школе; уровни, критерии, показатели развития интеллектуально-творческих способностей.

Abstract. The article deals with a pedagogical experiment on implementation of the infolinguistic system of youth’s intellectual and creative abilities development in the educational process of higher school; the author presents diagnostic package for defining the level of intellectual and creative abilities development and proves the efficiency of the system in the institution of higher education.

Key words: infolinguistic system of youth’s intellectual and creative abilities development in a higher school; levels, criteria, indices of intellectual and creative abilities development.

В эпоху динамичного развития мировой образовательной сферы и формирования интенсивных энергоинформационных потоков выдвигаются новые требования к совершенствованию методологической культуры человека в процессе его вхождения в информационное социокультурное пространство и осуществления межкультурного обмена с представителями иных лингвоэтно-социумов. В связи с этим актуализируется проблема воспитания нового поколения высоконравственных людей, конкурентоспособных специалистов, обладающих глубокой и многоплановой компетенцией, устойчивым интеллектуально-творческим потенциалом и готовых реализовать свои способности и дарования в различных аспектах жизнедеятельности.

Сегодня востребован принципиально новый интегрированный подход к созданию такой системы обучения, которая, не нарушая структуры и принципов построения существующей системы образования, была бы готова «принять» людей с любым образовательным уровнем и, обеспечивая компактность и высокую эффективность процесса развития интеллектуальнотворческих способностей молодого человека, снабжала бы его комплексом методических инструментариев, необходимых для эффективного решения

той или иной творческой задачи. Это позволит человеку идти в ногу со временем в условиях стремительно развивающихся знаний, а при успешной реализации своих интеллектуально-творческих способностей - намного опережать свое время, создавая инновационные интеллектуальные продукты.

В настоящее время в образовательный процесс высшего учебного заведения в целом и в процесс изучения иностранного языка в частности активно внедряются системотехнические комплексы. Все это инициирует создание нового направления в педагогической науке, раскрывающего инфолингви-стический путь развития интеллектуально-творческих способностей - инфо-лингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе.

Инфолингвистический путь предполагает интеграцию информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов. Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей (ИЛС РИТС) учащейся молодежи - это интегрированный комплекс взаимосвязанных элементов - цели, содержания, форм и методов учебной деятельности, - основанный на оптимальном использовании информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов, реализующий концептуальный аспект и процессуальную деятельность при диалектическом взаимодействии субъектов образовательного процесса и направленный на развитие интеллектуально-творческих способностей духовно-нравственной личности, готовой выстраивать и эффективно реализовывать свою жизненную стратегию в условиях развития информатизации общества и новых наукоемких технологий [1, с. 23].

Концептуальной основой построения ИЛС РИТС, как нам представляется, является направленность системы на развитие интеллектуальнотворческих способностей «вторичной языковой 1Т-личности», обладающей свойствами системно-прогностического мышления посредством овладения методическим инструментарием творческого решения проблемы. Системообразующим фактором является дисциплина «Иностранный язык», задающая стратегию деятельности, ориентированной на развитие интеллектуальнотворческих способностей молодого человека в процессе его вхождения в информационное социокультурное пространство.

Ведущая идея инфолингвистической системы состоит в том, что эффективное развитие интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшем учебном заведении обеспечивает комплексно-интегрированный ресурсный потенциал информационного социокультурного пространства, профильных дисциплин, учебной дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе, а также высокоэффективные методы развития интеллектуально-творческих способностей, в том числе методы теории решения изобретательских задач.

Инновационная инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи, как любое сложное педагогическое явление, требует комплексного диалектического подтверждения эффективности своего внедрения в образовательный процесс высшего учебного заведения. В связи с этим был проведен глубокий комплексный, уровне-вый и сравнительный анализ с целью накопления эмпирических данных в опытно-экспериментальной работе. Комплексный анализ основан на определении показателей развития интеллектуально-творческих способностей согласно сформулированным критериям. Уровневый анализ предполагает вы-

явление уровня развития интеллектуально-творческих способностей по каждому из критериев. Сравнительный анализ заключается в сопоставлении уровней развития интеллектуально-творческих способностей в экспериментальной и контрольной группах.

В опытно-экспериментальном обучении приняли участие: Воронежский институт правительственной связи, Тольяттинская академия управления, Кузбасский государственный технический университет, Томский политехнический университет (Институт международного образования и языковой коммуникации), Московский гуманитарно-экономический институт. Экспериментально-исследовательская работа охватывала 1800 испытуемых.

Цель педагогического эксперимента заключалась в подтверждении выдвинутой гипотезы в рамках реализации разработанной концепции, внедрении инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей, апробации креативных технологий и форм, осуществлении замеров уровней развития данных способностей, корректировке концепции, разработке и апробации методических рекомендаций.

В ходе опытно-экспериментальной работы предстояло решить следующие задачи:

1) на основании разработанных критериев и их уровневых качественно-количественных показателей развития интеллектуально-творческих способностей провести предэкспериментальные срезы (2004), доказав исходную равноценность экспериментальной и контрольной групп, тем самым убедившись в чистоте эксперимента, и постэкспериментальные срезы (2009), выявив динамику исследуемого процесса в рамках инновационной системы;

2) обработать полученные результаты методом описательного анализа и выявить уровень статистической значимости полученных параметров;

3) методом качественного сравнительного анализа доказать эффективность инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в вузе.

Формирующий эксперимент осуществлялся в четыре этапа с 2004 по 2009 г., охватывая пять лет обучения в высшем учебном заведении. С целью выявления начального уровня развития интеллектуально-творческих способностей первокурсников было проведено предэкспериментальное срезовое тестирование, после обработки результатов которого началось опытное обучение. Количество часов, отведенное на процесс развития интеллектуальнотворческих способностей студентов/курсантов в инновационной инфолинг-вистической системе, соответствовал количеству часов, выделенных на дисциплину «Иностранный язык» государственным стандартом.

Первый этап - теоретико-эмпирический - длился первый семестр I курса (2004), где первокурсники знакомились с основными положениями эффективных теорий развития творческих способностей; овладевали навыками применения инструментария данных теорий в своей учебной работе. На данном этапе у студентов/курсантов формировалась уверенность в том, что каждый из них может стать творческой личностью и создавать новые продукты интеллектуальной деятельности при условии овладения определенными навыками и приемами. Данная деятельность осуществлялась на практических занятиях по иностранному языку, в период проведения консультаций, в процессе самостоятельной работы обучающихся.

Второй - наиболее содержательно насыщенный - тренировочноконструктивный этап начался в 2005 г. во втором семестре I курса и продолжился вплоть до II курса четвертого семестра 2006 г., когда обучаемые заканчивают основной курс иностранного языка и сдают экзамен. В этот период осуществляется подробный анализ учебно-тренировочных задач: студенты/курсанты не только самостоятельно их решают с помощью эффективных приемов, но и создают собственные творческие задачи с применением новейших информационных технологий. Именно на этом этапе формируются навыки работы над проблемой, молодые люди осваивают технологию работы с ней, тем самым активно развивают свои интеллектуально-творческие способности. Такая деятельность осуществлялась не только в процессе практических занятий, консультаций и самостоятельной работы студентов/курсантов, но и на лекциях и семинарах в рамках дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Кульминационный третий этап - оперативно-практический - самый длительный, поскольку охватывает пять семестров с пятого по девятый включительно (третий, четвертый и один семестр пятого курса). Данный этап носит ярко выраженный практический характер и непосредственно связан с подготовкой к выпускной квалификационной работе будущего дипломированного специалиста. Здесь молодой человек полностью раскрывает свои интеллектуально-творческие способности, проявляя себя как «вторичная языковая !Т-личность» в процессе вхождения в информационное социокультурное пространство высшего образования. Автономная работа обучающегося и его консультации с научным руководителем при подготовке к выпускной квалификационной работе на иностранном языке и выступлению на студенческих/курсантских научно-практических конференциях - основные формы развития интеллектуально-творческих способностей на данном этапе.

Заключительный этап - рефлексивно-оценочный - своего рода подведение итогов своей интеллектуально-творческой деятельности в высшем учебном заведении, длится один десятый семестр. На данном этапе демонстрируются и обсуждаются на студенческих/курсантских научно-практических конференциях результаты творческой деятельности; осуществляется презентация интеллектуально-творческого продукта, коллективных и групповых проектов субъектов инновационной системы с использованием новейших информационных технологий и с выходом в информационное социокультурное пространство; защищаются выпускные квалификационные работы на иностранном языке.

В ходе эксперимента по выявлению эффективности реализации инновационной системы РИТС был разработан диагностический пакет для определения уровня развития интеллектуально-творческих способностей.

Для выявления мотивационно-когнитивных показателей интеллектуально-творческих способностей (стремление к личностному саморазвитию и самосовершенствованию, готовность к личностным изменениям при неизменности высоких духовно-нравственных ценностей, открытость, гибкость и восприимчивость к творческой проблеме, желание ее решать, способность к осмыслению и постижению сущности овладения системно-прогностическим мышлением) применялись: тестирование (морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика исследования ригидности А. С. Лачинса), анкети-

рование (ориентационная анкета Б. Басса), интервьюирование, наблюдение, методы гуманистической экспертизы (групповая дискуссия, игровые методы, событийное интервью), опросники для определения уровня креативности, тесты на выявление творческих способностей (тесты творческого мышления П. Торренса и Д. Гилфорда в модификации для взрослых А. Н. Воронина, тест «Творческие способности» Дж. Кинчера, тест Медника, адаптированный для взрослых, на вербальную креативность, тест Киртона, экспресс-метод Д. Джонсона).

Для оценки компетентностных показателей (способность к анализу, синтезу, сравнению, установлению причинно-следственных связей, способность многоэкранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего, владеть полимодельностью представлений, способность выявлять и формулировать суть противоречия, умение распознавать скрытые ресурсы для решения поставленной задачи, выстраивать алгоритм действия, способность генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме, прогнозировать возможный ход развития) применялись тесты достижений, комплекс проблемных заданий разного уровня сложности методами РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ Г. Альтшуллера, И. М. Верткина, Б. Л. Злотина.

Для оценки оперативно-процессуальных показателей (владение методическим инструментарием решения проблемы в условиях реальной жизненно-бытовой или профессионально значимой ситуации, умение вести поиск информации, в том числе иноязычной, с использованием новейших IT-технологий и оптимизировать информационный поток для поддержки выбранных приоритетов, умение составлять базы данных и работать с личной картотекой, умение «свертывать» информацию, умение вести научную дискуссию и владеть четкой аргументацией доводов, умение выходить за пределы проблемного поля, умение выстраивать стратегию по достижению конкретных, измеримых, достижимых, прагматических, определенных по времени целей, умение планировать ведение научно-исследовательской работы, умение распределять работу по приоритетным целям и задачам, определять необходимые регуляторы, способствующие достижению необходимых результатов, умение отстаивать инновационные решения) использовался анализ интеллектуального продукта творческой научно-исследовательской деятельности, оформленного в виде выпускной квалификационной работы на иностранном языке будущего дипломированного специалиста, экспертной оценки членов комиссии, состоящей их ведущих ученых кафедры, вуза, в том числе научного руководителя, и других выпускников.

Рефлексивно-оценочные показатели (умение рефлексировать над каждой решенной задачей для осознания ее методической ценности, способность осуществлять самокоординирующую функцию самоконтроля и самокоррек-ции, способность оценить уровень новизны полученного интеллектуальнотворческого продукта, способность творчески реализовать созданный инновационный продукт и оценить результаты его внедрения) измерялись с помощью теста «Самооценка творческих способностей» Е. Туник, субъективной оценки самого автора, анализа продуктов интеллектуально-творческой деятельности, экспертной оценки, в том числе в режиме on-line, специалистов в данной области.

В процессе экспериментальной работы были проведены замеры по выявлению уровня развития интеллектуально-творческих способностей испытуемых по четырем критериям (мотивационно-когнитивному, компетентност-ному, оперативно-процессуальному и рефлексивно-оценочному). При использовании методики В. П. Беспалько [2] был рассчитан коэффициент развития интеллектуально-творческих способностей каждого студента по каждому критерию во всех вузах в экспериментальных и контрольных группах до и после проведения эксперимента. Полученные результаты были распределены по трем уровням развития интеллектуально-творческих способностей (креативно-устойчивый (высокий), потенциально-продуктивный (средний), адаптационно-репродуктивный (низкий)), рассчитана частота распределения уровня развития ИТС по сумме четырех критериев по каждому из уровней в экспериментальных и контрольных группах до и после проведения эксперимента, проведен сравнительный анализ полученных результатов и доказана

их статистическая значимость по % -критерию Пирсона.

Эффективность внедрения инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в образовательный процесс высшей школы по всей выборке отражена в табл. 1.

В процессе экспериментального исследования было установлено, что внедрение инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей во всех вузах, принявших участие в эксперименте, дает значительный результат в виде увеличения количества испытуемых, имеющих креативно-устойчивый уровень развития интеллектуально-творческих способностей, на 20,2 % по сравнению с традиционным подходом, увеличение процента студентов с потенциально-продуктивным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей на 21,8 % и уменьшение числа молодых людей с адаптационно-репродуктивным уровнем развития интеллектуально-творческих способностей на 28,7 % (рис. 1).

В результате внедрения инфолингвистической системы в образовательный процесс высшего учебного заведения уровень развития интеллектуальнотворческих способностей вырос на 25,2 % по сравнению с уровнем до начала эксперимента и на 20,4 % по сравнению с традиционной системой. Уровень развития интеллектуально-творческих способностей в контрольной и экспериментальной группах дает нам основание утверждать, что комплекс организационно-педагогических условий действительно способствует положительной динамике развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в вузе, а разработанная инфолингвистическая система обеспечивает успешность данного процесса.

Особую значимость инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей показали результаты в экспериментальной группе студентов, отражающие позитивные личностные и социально значимые изменения, которые характеризуют молодых людей как социально активных личностей, владеющих достаточной языковой компетенцией и проявляющих себя как «Мы - творческие личности» в процессе вхождения в информационное социокультурное пространство. Немаловажным итогом их интеллектуально-творческой деятельности стало создание ими собственных оригинальных проектов, заслуживших награды, призовые места на олимпиадах и конкурсах, студенческих/курсантских научно-практических конференциях, а также получение патентов на изобретения.

104

Таблица 1

Распределение по уровням значений результатов измерения развития ИТС, ее динамики и критерия Пирсона по всей выборке

Уровни

Вуз Показатели Срез Г руппы Креативно- устойчивый (высокий) Потенциально- продуктивный (средний) Адаптационно- репродуктивный (низкий) х2

1 2 3 4 5 6 7 8

Распределение по уровням До Эксп. 17,25 109,50 73.25 0,045

>■ Контр. 17,50 108,00 74,50

н ы измерения развития ИТС После Эксп. 20,75 135,50 43,75 15,234

Контр. 18,25 111,75 70,00

Разница между эксп. и контр, группами (%) 16,0 20,3 -34,2

Распределение по уровням До Эксп. 12,75 73,00 64,25 0,082

о Контр. 12,50 74,75 62,75

и к значений результатов измерения развития ИТС После Эксп. 15,75 94,00 40,25 10,323

т Контр. 13,00 77,50 59,50

Разница между эксп. и контр, группами (%) 19,5 25,1 -32,2

ТПУ ИМОЯК Распределение по уровням До Эксп. 15,00 103,25 121,75 0,068

Контр. 14,75 105,25 120,00

значений результатов измерения развития ИТС После Эксп. 18,75 130,25 91,00 10,298

Контр. 15,25 109,00 115,75

Разница между эксп. и контр, группами (%) 21,6 22,6 -21,7

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Окончание табл. 1

о

■л

1 ш 3 4 5 6 7 8

Распределение по уровням До Эксп. 16,50 92,00 71,50 0,1132

к Контр. 16,00 94,25 69,75

со измерения развития ИТ С После Эксп. 20,75 115,25 44,00 10,277

> Контр. 16,50 99,00 64,50

Разница между эксп. и контр, группами (%) 22,6 20,2 -30,9

Распределение по уровням До Эксп. 7,50 67,00 55,50 0,0719

с Контр. 7,25 65,75 57,00

значении результатов измерения развития ИТ С После Эксп. 9,50 83,50 37,00 10,217

н Контр. 7,50 67,50 55,00

Разница между эксп. и контр, группами (%) 23,2 22,0 -29,8

Распределение по уровням: До Эксп. 69,00 444,75 386,25 0,0515

р Контр. 68,00 448,00 384,00

о н значении результатов измерения развития ИТ С После Эксп. 85,50 558,50 256,00 54,527

К Контр. 70,50 464,75 364,75

Разница между эксп. и контр, группами (%) 20,2 21,8 -28,7

СЬ

£>

(\>

К

£>

№ 3 (23), 2012 Гуманитарные науки.

30,0%

20,0%

10,0%

0,0%

-10,0%

-20,0%

-30,0%

Рис. 1. Результат внедрения инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей в образовательный процесс высшего учебного заведения по всей выборке

Таким образом, можно сделать вывод о том, что во всех вузах, принявших участие в эксперименте, положительная динамика уровней развития интеллектуально-творческих способностей студентов является доказательством эффективности разработанной нами инновационной системы. Кроме того, развитие интеллектуально-творческих способностей молодых людей возможно только в методической системе, успешная работа которой зависит от реализации принципов ее построения и функционирования, а в их основание положены философские, психолого-педагогические, методические принципы.

Итак, окончательный анализ полученных количественных и качественных изменений уровня развития интеллектуально-творческих способностей в контрольной и экспериментальной группах дает нам основание утверждать, что комплекс организационно-педагогических условий действительно способствует положительной динамике формирования интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в вузе, а разработанная инфолингви-стическая система развития интеллектуально-творческих способностей обеспечивает успешность данного процесса.

Список литературы

1. Волынкина, Н. В. Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе / Н. В. Волынкина. -Воронеж : Изд-во ВАИУ, 2010. - 375 с.

2. Беспалько, В. П. Природосообразная педагогика / В. П. Беспалько. - М. : Народное образование, 2008. - 512 с.

Волынкина Наталия Валериевна доктор педагогических наук, профессор, кафедра иностранных языков, Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: Volynkina_n@mail.ru

Volynkina Natalya Valeriyevna Doctor of pedagogic sciences, professor, sub-department of foreign languages,

Air Force Academy named

after N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin

(Voronezh)

УДК 37.063.5:811 Волынкина, Н. В.

Педагогический эксперимент по внедрению инфолингвистической системы развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в образовательный процесс высшего учебного заведения / Н. В. Волынкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3 (23). - С. 98-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.