Научная статья на тему 'Интеллектуально-творческий потенциал адъюнктов и слушателей магистратуры в высшей военной школе: методологический аспект'

Интеллектуально-творческий потенциал адъюнктов и слушателей магистратуры в высшей военной школе: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL / АДЪЮНКТЫ / ADJUNCTS / СЛУШАТЕЛИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / METHODOLOGICAL APPROACHES / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / LAWS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / POSTGRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волынкина Н. В.

В статье рассматриваются особенности развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей магистратуры в высшей военной школе с позиции личностно-ориентированного, системного, диалектического, деятельностного, акмеологического и синергетического подходов; представлены некоторые закономерности и принципы реализации методологического аспекта исследуемой проблемы. Данные подходы позволяют офицеру выполнять свои функции, отличаться высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению навыков и умений, освоению новых сфер деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL OF ADJUNCTS AND POSTGRADUATES IN HIGHER MILITARY EDUCATION: METHODOLOGICAL ASPECT

The article deals with peculiarities of intellectual and creative potential of adjuncts and postgraduates development in higher military education based on the person oriented, system, dialectic, activity, acme logical and synergetic approaches; the author presents some laws and principles of methodological aspect implementation. These approaches let an officer fulfill his/her functions, have the ability of high information absorption, social and professional mobility, readiness to quick knowledge renewal, improving professional skills, possessing new activity spheres.

Текст научной работы на тему «Интеллектуально-творческий потенциал адъюнктов и слушателей магистратуры в высшей военной школе: методологический аспект»

УДК 355.23:378.03 ГРНТИ 78.21.14

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АДЪЮНКТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ В ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются особенности развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей магистратуры в высшей военной школе с позиции личностно-ориентированного, системного, диалектического, деятельностного, акмеоло-гического и синергетического подходов; представлены некоторые закономерности и принципы реализации методологического аспекта исследуемой проблемы. Данные подходы позволяют офицеру выполнять свои функции, отличаться высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.

Ключевые слова: интеллектуально-творческий потенциал; адъюнкты; слушатели; методологические подходы; закономерности; принципы.

INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL OF ADJUNCTS

AND POSTGRADUATES IN HIGHER MILITARY EDUCATION:

METHODOLOGICAL ASPECT

N.V. VOLYNKINA, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article deals with peculiarities of intellectual and creative potential of adjuncts and postgraduates development in higher military education based on the person oriented, system, dialectic, activity, acme logical and synergetic approaches; the author presents some laws and principles of methodological aspect implementation. These approaches let an officer fulfill his/her functions, have the ability of high information absorption, social and professional mobility, readiness to quick knowledge renewal, improving professional skills, possessing new activity spheres.

Keywords: intellectual and creative potential; adjuncts; postgraduates; methodological approaches; laws; principles.

Введение. В условиях усиления экономической и политической конкуренции между основными центрами военно-политических сил, обострения геополитической обстановки на международной арене XXI века Верховный Главнокомандующий

Н.В. ВОЛЫНКИНА, доктор педагогических наук, доцент

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В.В. Путин ставит перед Вооруженными Силами РФ цель соответствовать по всем параметрам реалиям времени и поддерживать паритет с Вооруженными Силами стран вероятных противников. На совещании в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище 15 ноября 2013 года Владимир Владимирович Путин отметил: «Система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров - это фундамент Вооруженных Сил. И он должен быть надежным и прочным, отвечать требованиям времени». Данное требование относится не только к боевой и командно-информационной составляющей Вооруженных Сил, но и к военному образованию, одной из приоритетных задач которого является подготовка офицеров, обладающих высоким уровнем интеллектуально-творческого потенциала, способных принимать нестандартные решения военно-профессиональных задач и нести за них ответственность.

Данный тезис взят за основу политики в области российского военного образования. Начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник В.П. Горемыкин подчеркивает: «Нам нужно подготовить профессиональную личность, самостоятельную, способную творчески мыслить, принимать порой нестандартные решения, нести за них ответственность» [1, с. 35]. Всё это предполагает поиск нового содержания и организованных форм подготовки адъюнктов и слушателей высшей военной школы, причем особое значение должно придаваться его методологической составляющей, важнейшими компонентами которой являются творческое мышление, воображение, способность к саморазвитию. Современному офицеру сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность не только на основании служебных инструкций и нормативно-правовых актов, но и на творческой основе. Согласно исследованиям В. Барабанщикова, вооруженным силам нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно такие специалисты могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению навыков и умений, освоению новых сфер деятельности [2].

В ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж) успешно решаются задачи, поставленные Главнокомандующим в области реформирования военного образования, накоплен определенный опыт практической реализации «методик и учебных процедур, где обрабатываются творческие элементы профессиональной деятельности, а также осуществляется индивидуализация обучения, внедрение занятий по индивидуальным планам, адресное развитие творческих задатков слушателей и курсантов» [3, с. 9]. По мнению начальника академии генерал-полковника Геннадия Васильевича Зиброва «в современных условиях основным требованием, предъявляемым к офицерскому составу, является формирование не простых исполнителей, запрограммированных на решение стереотипных задач, а личностей творческих, способных к постановке и решению военно-профессиональных задач конструктивными и нестандартными способами» [3, с. 9].

Актуальность.В настоящее время значительно усложняются вооружение и техника, возрастает объем приемов, действий и операций, выполнением которых офицер должен владеть в совершенстве, действуя в ограниченные сроки. В этих условиях необходимым становится умение быстро и точно анализировать сложную, меняющуюся ситуацию, извлекать из анализа необходимую информацию, прогнозировать на ее основе изменение обстановки, предугадывать решение противника и последствия своих действий, синтезировать на этой основе решение и добиваться его реализации. Всё это невозможно без овладения системой современного знания, без использования совре-

менных достижений технической науки, информационных технологий, практической психологии и без личностной креативности. В связи с этим развитие интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы представляется задачей важной и актуальной, поскольку овладение творчеством как видом и компонентом деятельности позволяет офицеру моделировать возможные изменения в подразделении, структуре и содержании учебно-боевой подготовки, реализовывать лично-стно ориентированный подход к личному составу на основе оценки его потенциальных возможностей.

Именно поэтому, как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности офицера способствуют повышению его компетентности и профессионализма [4]. Социальная значимость изучения проблемы формирования креативности в период подготовки офицера обусловлена тем, что она является базой профессионального творчества, способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в профессиональной и социальной сферах.

Подчеркнем, что сущность процесса обучения адъюнктов и слушателей высших военно-учебных заведений изучается дидактикой (теорией обучения) высшей военной школы. Исследуя закономерности учебного процесса, теория обучения определяет дидактические принципы, выявляет эффективные методы, формы, средства и технологии обучения, пути их развития и совершенствования. В данной статье речь пойдет о методологическом аспекте проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы.

Теоретическая значимость. Методологическим регулятивом исследуемой проблемы выступают ведущие идеи личностно-ориентированного, системного, диалектического, деятельностного, акмеологического и синергетического подходов.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает саморазвитие и самосовершенствование творческой личности офицера, формирование его духовно-нравственных качеств и развитие интеллектуально-творческого потенциала в процессе проектирования им собственной жизненной стратегии.

Системный подход позволяет комплексно анализировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы, рассматривая его во взаимосвязи с остальными компонентами в виде составной части единого целого.

Диалектический подход проявляется в том, что логика развития интеллектуально-творческого потенциала построена на принципах диалектического познания закономерностей и алгоритмов в процессе работы над поставленной задачей, разрешение противоречия в которой является главной движущей силой перехода на качественно новый уровень и внутренним импульсом саморазвития и самосовершенствования личности офицера.

Деятельностный подход проявляется непосредственно в военно-профессиональной деятельности и связан с выявлением проблемы, формулировкой ее противоречий и творческим ее решением.

Акмеологический подход способствует интенсивному продвижению современного офицера к саморазвитию и самосовершенствованию, ценностно-смысловому раскрытию своей индивидуальности, к активному выстраиванию собственного образовательного маршрута, гибкой адаптации к стремительно изменяющимся условиям современной жизни в глобальном информационном социокультурном пространстве.

Синергетический подход позволяет интенсифицировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы за счет получения сверхаддитивного эффекта от комплексного использования ресурсов

информационной среды, социокультурной среды и образовательной среды военного вуза.

Данные подходы представлены определенными закономерностями и принципами развития интеллектуально-творческого потенциала офицеров. Рассмотрим их сущностный аспект.

В науке установлено, что важнейшей характеристикой любого процесса, в том числе педагогического, является закономерная логика. Именно она определяет направление движения процесса, зависящее от высших ориентиров, достижению которых служат в конечном итоге все изменения, происходящие в рамках данного процесса. Она же обуславливает закономерный, неслучайный характер изменений, выявляет тенденцию их развития, обеспечивающую максимальную поэтапную включенность обучаемого/воспитанника в педагогический процесс и возрастание его субъектности.

В словаре С.И. Ожегова [5] закономерность характеризуется как устойчивая повторяющаяся связь, «отвечающая законам; заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления». Вскрывать закономерности - значит устанавливать законы. В философском словаре [6] отмечается, что закономерности носят объективно-субъективный характер (объективный - не зависящий от воли человека, субъективный - могут быть и не реализованы); и они являются основанием для формулирования принципов (постулирование закономерностей).

На наш взгляд, обучению присущи все те же характеристики, что и другим педагогическим процессам, и, прежде всего закономерный характер происходящих изменений. Образовательный процесс всегда носит объективно-субъективный характер, в связи с чем И.Я. Лернер [7] выделяет два вида закономерностей обучения:

1) присущие процессу обучения по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме;

2) закономерности, проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучаемых и, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются. Эти закономерности проявляются не при всяком обучении; их проявление во многом зависит от преподавателя, от того, сознает ли он всю полноту целей обучения и применяет ли отвечающие каждой цели методы и средства.

Вслед за И.Я. Лернером, мы считаем, что первая группа выражает объективные закономерности обучения:

1. Процесс обучения закономерно обусловлен более широкими социальными потребностями. Эта закономерность распространяется, прежде всего, на цели обучения, а через них - на содержание, методы, средства и формы его организации.

2. Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять образовательную и развивающую функции, содействуя всестороннему, гармоничному развитию человека.

3. Процесс обучения закономерно зависит от реальных учебных возможностей -студентов внутренних факторов обучения (уровень интеллектуального, волевого и эмоционального развития, степень сформированности, умений и навыков учебного труда, отношение к учению, состояние здоровья).

4. Процесс обучения закономерно зависит от внешних условий, в которых он протекает (учебно-материальных, морально-психологических и т.д.).

Вторая группа закономерностей, как показано в исследовании И.Я. Лернера, носит субъективный характер, так как связана со степенью реализации закономерных связей между процессуальными компонентами обучения (содержанием, методами, средствами, формами организации):

1. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны.

2. Содержание обучения закономерно зависит от его целей, отражающих в себе потребности общества, уровень и логику развития науки, реальные учебные возможности и внешние условия для обучения.

3. Методы и средства стимулирования, организации и контроля учебной деятельности закономерно зависят от целей и содержания обучения.

4. Формы организации обучения закономерно зависят от целей, содержания и методов обучения.

5. Взаимосвязь всех компонентов учебного процесса при соответствующих условиях закономерно обеспечивает прочные, осознанные и действенные результаты обучения - если педагог правильно выберет цели, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности и контроля, учтет имеющиеся условия и примет осознанные и действенные результаты в образовании, воспитании и развитии обучающихся.

Таким образом, на основании выводов И.Я. Лернера об объективных и субъективных закономерностях в обучении, а также с учетом ведущих идей личностно-ориентированного, системного, диалектического, деятельностного, акмеологического, и синергетического подходов, представляющих основные тенденции современного военного образования, нами выявлены закономерности развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы.

Данные педагогического эксперимента свидетельствуют о всеобщем характере и устойчивости проявления этих закономерностей на всех этапах развития интеллектуально-творческого потенциала офицеров в военном вузе.

Современная педагогика исходит из того, что адъюнкт или слушатель должен быть активным субъектом образовательной деятельности, обладающим навыками творческого усвоения знаний (т.е. способного применять системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); навыками творческого применения усвоенных знаний в новой ситуации и умением решать военно-профессиональные проблемы. В процессе накопления опыта творческой деятельности он должен овладевать методами научного исследования и решения практических проблем. Такой подход будет способствовать формированию мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

В связи с этим, академик А.В.Погорелов отмечал, что «.. .очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако вряд ли найдётся хотя бы один, которому не придётся рассуждать, анализировать, доказывать». Успешное овладение основами наук и орудиями труда не возможно без формирования культуры мышления. Ещё Т.А. Эддисон говорил, что основная задача цивилизации - научить человека мыслить. Вслед за ученым, мы считаем, что умение мыслить - это умение искать и открывать новое, т.е. творить, актуализируя интеллектуальный потенциал. Данный тезис еще раз подтверждает мысль С.Л. Рубинштейна [8] о том, что интеллектуально-творческий потенциал реализуется через мыслительную деятельность.

Исходя из понимания интеллектуально-творческого потенциала как индивидуально-психологической особенности, определяющей успешность осуществления технологичной работы над поставленной задачей, решение которой в контексте проблемного освоения мира дает качественно новое знание, мы можем заключить, что именно технологичность, «инструментальность» работы над проблемой позволяет эффективно развивать данный потенциал. Эта идея подтверждается исследованиями Д.Б. Богоявленской, которая считала, что «характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Словом, ум-

ственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение» [9, с. 39].

Замечено, что чем технологичнее, «инструментальнее» субъектом творческой деятельности осуществляется работа над проблемой, тем выше уровень развития его интеллектуально-творческих способностей. Технологичное исполнение подразумевает «многоэкранное видение» проблемы, которое позволяет выдвинуть гипотезу на основе собранного информационного фонда, вычленить конкретную задачу из проблемной ситуации, построить конкретную модель, сформулировать противоречие и его «обострить» с целью выбора наиболее оптимального методического инструментария для его разрешения.

В процессе вхождения в информационное социокультурное пространство адъюнкт/слушатель должен уметь быстро и качественно оптимизировать информационные потоки. Способность осуществить профессиональный дискурс по разрабатываемой проблеме - также одна из составляющих «инструментальности» данного процесса.

Нами также было выявлено, что технологичность работы над проблемой заключается в умении строить идеальную абстрактную модель решения задачи, выявлять необходимые для каждого случая оптимальные ресурсы и приемы («инструменты») и выходить на конкретное решение, которое дает качественно новое знание. Кроме того, в процессе решения основной задачи субъект творческой деятельности может выйти за ее пределы и оказаться в ситуации формулирования подзадач, необходимых для решения главной задачи.

Технологичность работы над проблемой включает также способность оценить уровень новизны полученного интеллектуального продукта и умение рефлексировать с целью выявления методологической сущности творческого опыта и на основе полученных выводов прогнозировать дальнейшее развитие исследуемого процесса.

В ходе педагогического эксперимента мы пришли к выводу о том, что именно такая «инструментальность» позволяет эффективно преодолеть психологическую инертность, развить чувствительность к решению проблем, развить свойства системно-прогностического мышления как основы интеллектуально-творческих способностей.

Все это дает нам основание утверждать, что технологическую закономерность развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы можно сформулировать следующим образом: эффективное развитие интеллектуально-творческих способностей обусловлено технологичностью работы над проблемой, решение которой дает качественно новое знание и служит основой развития системно-прогностического мышления в пространстве открытых задач. Из данной закономерности вытекают принципы проблемности, открытости, системно-диалектической деятельности и идеальности.

Принцип проблемности. Развитие интеллектуально-творческого потенциала происходит наилучшим образом, когда адъюнкты/слушатели вынуждены иметь дело с проблемами и решать их эффективными методами с использованием программного и аппаратного обеспечения. Под проблемой мы понимаем ситуацию, в которой происходит столкновение противоречивых требований к одному объекту или явлению.

Система работы над проблемой строится таким образом, что творческая деятельность офицера, его опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, его чувства не остаются за порогом вуза, а учитываются при организации общения на учебном занятии.

Принцип открытости подразумевает не только транслирование знаний преподавателем и определение им их границ, а сталкивание обучаемого с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемой дисциплины, и использование открытых задач.

Принцип системно-диалектической деятельности предполагает работу офицера со знанием, т.е. его применимость, поиск условий и границ использования, преобразования, расширения и дополнения, определение новых взаимообуславливаемых связей, рассматривание в разных моделях и контекстах с использованием новейших информационных технологий.

Принцип идеальности означает максимальное задействование информационно-технических и личностных ресурсов (возможностей, знаний, интересов) самих обучаемых с целью повышения результативности и уменьшения временных и материальных затрат в процессе работы над проблемой.

Успешная реализация принципов технологической закономерности требует создания специальных организационно-педагогических условий, которые наилучшим образом способствовали бы оптимизации процесса развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы.

В науке установлено, что развитый интеллект характеризуется самостоятельностью, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности. Следуя выводам В.С. Библера [10], мы считаем, что самостоятельность интеллекта неразрывно связанна с его творческим характером. Следовательно, преподаватель военного вуза должен использовать такие средства, методы, формы, которые максимально способствуют развитию автономности и полифункциональности творческой личности адъюнкта/слушателя в процессе ее саморазвития и самосовершенствования. В конечном итоге, это позволит субъекту творческой деятельности самостоятельно решать профессионально и личностно значимые проблемы в будущем и брать на себя ответственность за принимаемые решения, что актуализирует духовно-нравственный аспект развития интеллектуально-творческого потенциала офицера. Это достигается, прежде всего, организацией субъектов - субъектного «сотворчества», где адъюнкт/слушатель в полной мере позиционирует себя как «Я - творческая личность» и выстраивает собственный образовательный маршрут. Такой подход позволяет ему быть «полифункциональным», т.е. способным реализовывать различные функции, примеряя на себя роль других субъектов творческой деятельности.

В ходе педагогического эксперимента мы отметили, что качество организационно-педагогической деятельности зависит также от умения преподавателя обеспечить целостность и системность в процессе реализации содержательного наполнения развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы.

Вместе с тем, данные педагогического эксперимента показывают, что единство научно-методического, технологического и информационно-ресурсного компонентов образовательной деятельности позволяет достичь достаточно высоких результатов в развитии потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы.

Все это позволяет нам сформулировать организационно-педагогическую закономерность: эффективность развития интеллектуально-творческого потенциала прямо пропорциональна качеству организационно-педагогической деятельности, стимулирующей автономное саморазвитие творческой личности офицера и ее полифункциональность в образовательном процессе. Из данной закономерности вытекают принципы дифференцированности, автономности, взаимообучения.

Принцип дифференцированности. Обучение адъюнктов/слушателей следует организовать нелинейно, т.е. таким образом, чтобы каждый офицер имел возможность получить все, на что он способен на данный момент времени и добавить «новые узлы» в семантической сети собственных знаний. Информация, представляемая на каждом занятии, имеет множество уровней, за счет этого обучение становится гораздо более индивиду альным.

Принцип автономности. Автономность адъюнктов/слушателей позволяет приобретать необходимые навыки для решения творческой задачи без поддержки со стороны преподавателя (или с его минимальной помощью).

Принцип взаимообучения. Адъюнкты/слушатели, которые уже овладели основными аспектами решения творческих задач, получают возможность объяснения некоторых аспектов другим субъектам творческой деятельности, и таким образом берут на себя часть преподавательских функций. Помимо увеличения автономности обучающихся, такой подход приводит к полезным дискуссиям, в результате которых офицеры получают более глубокое понимание сути предмета или явления.

Все выявленные закономерности и принципы развития интеллектуально-творческого потенциала, связанные с технологичностью работы над проблемой и организационно-педагогическими условиями реализации данных аспектов, являются основой развития личности офицера как творческого стратега своей жизнедеятельности.

Построение жизненной стратегии фундаментально по своему определению. Оно требует актуализации всех сущностных сил личности, которые, по убеждению К.А. Абульхановой-Славской [11] «связывают воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость».

Как отмечает Г.С. Альтшуллер, главная цель жизненной стратегии творческой личности - воспитание комплекса творческих качеств. На историко-биографических примерах он убедительно доказал, что творческий образ жизни доступен каждому, для этого не нужны особые прирожденные способности или сверхблагоприятные условия. По его словам, «в силах любого человека выбрать достойную цель и начать планомерную борьбу за её достижение» [12, с. 186].

Как утверждает А.Р. Агабабян [13], творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение, по мнению ученого, имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире.

В этом неоценимую роль играет рефлексия, позволяющая субъекту творческой деятельности осуществлять функцию самоконтроля и самокоррекции процесса развития своего интеллектуально-творческого потенциала. В философском словаре отмечается, что наряду с рассмотрением рефлексии как принципа психического развития, она используется как механизм сознания и компонент мышления - высшей формы активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом создании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Мышление возникает и реализуется в процессе постановки и решении практических и теоретических проблем.

В контексте развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей высшей военной школы на основе системно-прогностического мышления рефлексия эффективно обеспечивает саморегуляцию офицера в процессах накопления творческих достижений, осознание им творческого опыта и самоосмысление своего творческого саморазвития.

Развивая свой интеллектуально-творческий потенциал шаг за шагом, офицер самостоятельно диагностирует эффективность каждого этапа и принимает решение, продолжать ли ему двигаться согласно этому стратегическому плану или необходимо внести определенные корректировки в саму стратегию или скорректировать цель. Совершенно очевидно, что рефлексия здесь является источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом мышления.

Определяя ведущую роль рефлексии в действенной реализации личностной обусловленности творческого процесса, Е.Г. Алиева [14] в своем исследовании показывает, что для интеллектуально-творческой активности характерна уже достаточно развитая рефлексия в виде способности к обдумыванию, рассуждению, анализу, критичности, сознательности. Эти качества интеллектуальной рефлексии, по мнению автора, тесно взаимосвязаны в своем развитии с остальными видами рефлексии, прежде всего личностной, которая проявляется в виде самооценки, самоанализа, самоорганизации, саморегуляции, обеспечивающих личностный рост, творческое развитие, самовоспитание учащейся молодежи в вузе.

Мы согласны с В.А. Якуниным [15], который видит в рефлексии необходимое условие того, чтобы офицер и преподаватель анализировали схему организации интеллектуально-творческой деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты. Исходя из этого, мы полагаем, что рефлексия является эффективным средством самопознания адъюнкта/слушателя в профессиональном самовоспитании и способом развития интеллектуально-творческого потенциала.

Этой же точки зрения придерживается и В.А. Синицын [16], который утверждает, что деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца, а есть результат рефлексии.

Как показывают исследования С.А.Новоселова [17], для того чтобы обучать индивида умениям осуществлять творческую деятельность, необходимо обучать его осуществлять рефлексию, поскольку без понимания способов своего учения, воспитания, механизмов познания и интеллектуально-творческой деятельности, отношений в ходе учения, обучающиеся не смогут присвоить тех знаний, умений, способов взаимодействий, которые они добыли.

Вслед за В.В. Лихолетовым [18], мы считаем, что введение процедуры рефлексии в процесс развития интеллектуально-творческого потенциала офицеров позволяет им научиться осознанно планировать свою деятельность, отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении цели другими офицерами; применять способы вербальной и невербальной рефлексии; осуществлять «взгляд со стороны».

В ходе педагогического эксперимента было замечено, что те адъюнкты/слушатели, которые находились в рефлексивной позиции по отношению к своей творческой деятельности, проявляли большую гибкость интеллекта, психологическую чувствительность, открытость к решению творческих профессиональных задач, что в целом положительно отразилось на качестве развития интеллектуально-творческого потенциала. Овладевая свойствами системно-прогностического мышления, обучающиеся были нацелены на развитие аналитического подхода к любому предмету, любому материалу, на постановку проблемы и творческий поиск ее решения.

Это дает нам основание для выведения личностной закономерности развития интеллектуально-творческого потенциала адъюнктов и слушателей в высшей военной школе: эффективность процесса развития интеллектуально-творческого потенциала обусловлена способностью субъекта творческой деятельности непрерывно осуществлять функцию самоконтроля и самокоррекции данного процесса с целью достижения личностно и профессионально значимых целей.

Из обозначенной закономерности вытекают принцип рефлексивности и принцип формирования собственной жизненной стратегии офицера.

Принцип рефлексивности заключается в осмыслении личностью собственной поисково-творческой деятельности с целью выявления методологической сущности ин-

теллектуально-творческого опыта и в соответствии с этим прогнозирование дальнейшего личностного развития в военно-профессиональной сфере.

Принцип формирования собственной жизненной стратегии. На основе развития способности к рефлексии формируется активная позитивно-созидательная позиция творческой личности, направленная на осуществление собственного личностно-стратегического планирования, в процессе которого офицер получает возможность активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться.

Выводы. Таким образом, выявленные закономерности и вытекающие из них принципы обнаруживают определенную автономность, но в то же время находятся во взаимосвязи. Данная методология позволяет адъюнктам и слушателям высшей военной школы приобретать не только готовые знания, но и самостоятельно их видеть, генерировать, ставить и решать творческие задачи в военно-профессиональной деятельности, уметь понимать закономерности, а также обладать мировоззренческой установкой восприятия жизни, как динамического пространства открытых задач[19]. Такой подход подтверждает мысль Г.В. Зиброва о том, что профессионализм офицера проявляется, в том числе и «в умении творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки, применять их в решении боевых и служебных задач» [3, с. 9]. Следовательно, «пришло время по-новому подойти к творчески одаренным обучаемым, взять линию на поиск военных талантов, всемерную поддержку их развития» [3, с. 13].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горемыкин В.П. Состояние системы военного образования и направления ее развития // Учебно-методический сбор с должностными лицами органов военного управления и руководящим составом образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (11-12 декабря 2014): сборник материалов. Воронеж. Изд-во ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. С.6-40.

2. Барабанщиков А.В. Дидактические проблемы высшей военной школы. М.: ВПА, 1988. 280 с.

3. ЗибровГ.В. Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. 128 с.

4. Алёхин И.А. Сборник учебных и методических материалов по организации рационализаторской работы и стимулированию профессионального творчества в образовательном процессе военного вуза. М.: Лаборатория «ОП», 2014. 160 с.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000. 944с.

6. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986. 890 с.

7. Лернер И.Я. Исследовательский метод // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 386-387.

8. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследований. М.: Изд. АН СССР, 1958. 665 с.

9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Просвещение, 2002. 475 с.

10. Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Просвещение, 1975. 485 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход. Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 27-48.

12. Альтшуллер Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. 387 с.

13. Агабабян А.Р. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения, 2007: мат-лы науч.-практ. конф. СПб., 2007. С. 598599.

14. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН, 1991. С. 7-17.

15. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994. 376 с.

16. СиницынВ.А. Развитие творческих способностей школьников гуманитарных профильных классов в процессе дифференциации обучения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 175 с.

17. Новоселов С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. 386 с.

18. Лихолетов В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2002. 432 с.

19. Волынкина Н.В., Романчук В.О. Педагогическая технология развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. Т. 3 (№ 31). С.82-90.

BIBLIOGRAPHY

1. Goremykin V.P. Status of the military education system and directions for its development. Voronezh: MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» Publishing House, 2015. P. 6-40.

2. Barabanshhikov A.V. Didactic problems of higher military education. Moscow: VPA, 1988. 280 p.

3. Zibrov G.V. Scientific and applied fundamentals of military officers professional education. Voronezh: VSU Publishing House, 2004. 128 p.

4. Aljohin I.A. Sourcebook of educational materials on rationalization activity management and professional creative activities stimulation inthe military academy educational process. Moscow: Laboratorija «OP», 2014. 160 p.

5. Ozhegov S.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language. Moscow: Azbukovnik, 2000. 944 p.

6. Dictionary of philosophy. Moscow: Politizdat, 1986. 890 p.

7. Lerner I.Ja. Research method // Russian encyclopedia of education research. In two vol. Moscow: The big Russian encyclopedia, 1993. Vol. 1. P. 386-387.

8. Rubinshtejn S.L. On thinking and ways of its investigation. Moscow: Ed. USSR Academy of Sciences, 1958. 665 p.

9. Bogojavlenskaja D.B. Psychology of creativity. Moscow: Prosveshcheniye, 2002.

475 p.

10. Bibler V.S. Thinking as Creative work. Moscow: Prosveshcheniye, 1975. 485 p.

11. Abulhanova-Slavskaja K.A. Personality Typology and Humanistic Approach. Moscow: Science, 1995. P. 27-48.

12. Altshuller G.S. How to become a genius? The life strategy of a creative person. Minsk: Belarus, 1994. 387 p.

13. Agababjan A.R. Revisiting the relationship between creativity and personal characteristics // Ananiev Readings, 2007: Proceeding of scientific and practical conf. St.-Petersburg, 2007. P. 598-599.

14. Alieva E.G. Creativity and its development conditions. Psychological analysis of learning activity. Moscow: Institute of Psychology RAS, 1991. P. 7-17.

15. Jakunin V.A. Psychology of students educational activity. Мoscow, 1994. 376 p.

16. Sinitcyn V.A. Development of primary school children' creative abilities during differentiation. Synopsis of diss...Cand. Sc. Moscow, 2003. 175 p.

17. Novoselov S.A. Development of technical creative work in vocational education institutions: systematic approach.Synopsis of diss.EdD. Ekaterinburg, 1997. 386 p.

18. Liholetov V.V. Theory and technology of creativity intensification in professional education. Synopsis of diss.EdD. Chelyabinsk, 2002. 432 p.

19. Volynkina N.V., Romanchuk V.O. Pedagogical technology of cadets' intellectual and creative abilities development during foreign language education at military academy // Educational psychology in multicultural society. 2015. Vol. 3. No. 31. P. 82-90.

© Волынкина Н.В., 2017

Волынкина Наталия Валериевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.