Научная статья на тему 'Интеграция информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов в социально-культурном пространстве образовательной среды вуза'

Интеграция информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов в социально-культурном пространстве образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ (ИНОЯЗЫЧНЫЕ) РЕСУРСЫ / INFORMATION AND LINGUISTIC (FOREIGN) RESOURCES / INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волынкина Н. В., Гладких В. В.

В статье раскрывается сущность интеграции информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов в социально-культурном пространстве образовательной среды вуза с целью развития интеллектуально-творческих способностей студентов в рамках реализации инфолингвистической системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волынкина Н. В., Гладких В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF INFORMATIVE AND LINGUISTIC (FOREIGN) RESOURCES IN THE SOCIOCULTURAL SPACE OF HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The paper describes deals with the essence of information and linguistic (foreign) resources integration in the sociocultural space of educational environment of a higher school in order to develop intellectual and creative abilities in the frame of the Infolinguistic System implementation

Текст научной работы на тему «Интеграция информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов в социально-культурном пространстве образовательной среды вуза»

УДК 374.02

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ (ИНОЯЗЫЧНЫХ) РЕСУРСОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ВУЗА

Н.В. Волынкина, В.В. Гладких

В статье раскрывается сущность интеграции информационных и лингвистических (иноязычных) ресурсов в социально-культурном пространстве образовательной среды вуза с целью развития интеллектуально-творческих способностей студентов в рамках реализации инфолингвистической системы

Ключевые слова: интеллектуально-творческие способности, информационно-лингвистические (иноязычные) ресурсы

Интеграция информационных и

лингвистических (иноязычных) ресурсов информационного и социально-культурного пространства как формы сосуществования образовательной среды вуза, информационной и социокультурной иноязычной среды представляет собой совокупность мировых знаний об окружающем мире, ставших общедоступными с помощью современных ИКТ [1].

Под лингвистическими ресурсами мы понимаем использование языка в качестве объекта исследования, в процессе которого формируется определенный стиль мышления как основа развития интеллектуально-творческих способностей, а также в качестве средства получения доступа к мировой иноязычной информации и осуществления межкультурной коммуникации в процессе интеллектуальнотворческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий

[1].

Реализация инфокоммуникационных

технологий, в полной мере способствует проявлению интеллектуально-творческой

деятельности в процессе изучения иноязычной культуры, приобретение которых достаточно для формирования изначальной базы, нацеленной на: 1) выявление необычного в повседневной деятельности; 2) самостоятельное выявление проблем в привычной, знакомой ситуации; 3) перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; 4) поиск, формирование и разрешение противоречий в той или иной творческой задаче; 5) определение новой функции знакомого объекта; 6) видение структуры объекта во взаимосвязи его элементов;

Волынкина Наталия Валериевна - ВУНЦ ВВС ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, д-р пед. наук, доцент, e-mail: [email protected],

тел. 89601083835

Гладких Валентина Владимировна - ВУНЦ ВВС ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected],

тел. 8(473) 2224404

7) комбинирование ранее известных способов в новый; 8) эвристического прогнозирования дальнейшего развития того или иного процесса или явления; 9) извлечение значимых выводов из обобщений; 10) установление исходных исследовательских принципов.

В контексте развития интеллектуально -творческих способностей, особую важность приобретает развитие системно-прогностического мышления. Данный тип мышления интегрирует разнообразные концепции и методы в сложном процессе стратегической деятельности и основывается на синтезе всех элементов системы взаимосвязей решаемой проблемы и прогнозировании последствий ее решения в будущем, обеспечивая инновационность и

прорыв к новым возможностям, открываемым работой с информационным фондом как главным компонентом информационного

социокультурного пространства и как одним из этапов творческого создания нового интеллектуального продукта в ходе решения проблемы интеграции информационных и

лингвистических (иноязычных) ресурсов в

социально-культурном пространстве

образовательной среды вуза, обеспечивая

инновационность и прорыв к новым

возможностям [1].

Современные социально-культурные

институты призваны быть методологическими и методическими центрами интеграции

информационного и поликультурного

пространства, поликультурного воспитания. Вместе с тем, в эпоху динамичного развития мировой образовательной сферы и формирования интенсивных энергоинформационных потоков выдвигаются новые требования к

совершенствованию методологической культуры человека в процессе его вхождения в информационное социокультурное пространство и осуществления межкультурного обмена с представителями иных лингвоэтносоциумов. В связи с этим актуализируется проблема воспитания нового поколения

высоконравственных людей,

конкурентоспособных специалистов, обладающих глубокой и многоплановой компетенцией, устойчивым интеллектуально-творческим

потенциалом и готовых реализовать свои способности и дарования в различных аспектах жизнедеятельности.

Входя в новый эволюционный режим, человек становится творцом и пользователем современных сверхтехнологий. Распространяя творческую деятельность не только на макро-, но и на наномир, человек берет на себя ответственность за свою собственную судьбу и за преобразование им окружающей его действительности, что актуализирует духовнонравственный аспект проблемы развития интеллектуально-творческих способностей.

В настоящее время мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека. ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного

пространства и ориентируется не только на расширение сотрудничества народов в области образования, науки и культуры, но и на создание условий развития интеллектуально-творческих способностей каждого человека.

Данная позиция отражена в Законе РФ «Об образовании», который в качестве ведущих факторов развития современного образования определяет его содержание, базирующееся на смыслообразующих, гуманистических и творческих компонентах жизни и высоких образовательных технологиях.

В связи с этим, поликультурная среда вуза, на наш взгляд, способствует созданию атмосферы разнопланового взаимодействия индивидов, групп, представляющих разные этносы и культуры, и позволяет удовлетворять образовательные, социокультурные и творческие потребности человека. Именно устойчивый рост мотивации к активному межкультурному общению и самоопределению способствует дальнейшей самореализации молодежи в полиэтнической и поликультурной среде.

Формирование поликультурной среды вуза предполагает совершенствование системы развития интеллектуально-творческих

способностей современной молодежи и в полной мере создает оптимальные условия для коммуникации, обеспечивающие

конструирование духовно насыщенной атмосферы интеркоммуникации равноправных и равноценных культур и их представителей. Данный феномен призван удовлетворить не только образовательные, социокультурные, но и творческие потребности студентов.

Поликультурная среда трактуется нами как сосуществование и взаимодействие в конкретном социальном пространстве разнообразных,

равноправных и равноценных культур и их представителей; духовно насыщенная атмосфера разноплановых контактов; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, представляющих разные этносы, культуры и т.п.

[2].

Вместе с тем, эффективная поликультурная среда характеризуется открытостью личности к иным культурным ценностям, уважительным и толерантным отношением к представителям иного образа жизни и поведения, видением в культурном многообразии источника для взаимообогащения и взаиморазвития,

направленностью и умением субъектов взаимодействовать с представителями различных культур и готовностью участвовать в разрешении межкультурных конфликтов. Указанная готовность характеризуется интеллектуальным (знание об общении в поликультурной среде; знание элементов различных культур и их особенностей (истории, языка, обычаев, традиций, религии, психологии и др.); целостное представление о поликультурной картине мира); ценностным (ценностное отношение к особенностям различных культур) и деятельностным (умения и навыки взаимодействия с представителями различных культур; соблюдение социальных норм и требований общения и взаимодействия в поликультурной среде, контактирование с представителями различных культур,

социализированность субъекта общения в поликультурной среде) компонентами.

В настоящее время поликультурное общение характеризуется свободным выходом молодежи в новое информационное социокультурное пространство на всех уровнях, от глобального до локального. В результате возникает новый тип мышления - системно-прогностический, ориентированный на творческое саморазвитие и самообучение вторичной языковой IT-личности.

Поликультурная среда высшего учебного заведения предоставляет субъекту творческой

деятельности уникальную возможность визуального общения в профессиональной социальной сети. Научный диспут, форум в режиме on-line, постоянное присутствие в глобальном мировом «мыслительном»

пространстве является одним из важных этапов работы над собственной творческой проблемой, и индивид проявляет себя как «вторичная языковая личность» с развитыми интеллектуально -творческими способностями к преобразованию себя и окружающего мира, готовая к

профессиональному дискурсу на иностранном языке [1].

Такой подход актуализирует осознание каждым человеком необходимости

контактировать с окружающим миром, включая

представителей других лингвоэтносоциумов. Общение как основной вид такого контакта позволяет каждому индивиду осознать себя как творческую личность, способную к целенаправленному выстраиванию собственной жизненной стратегии. «Развитие способности к общению связано с развитием умения использовать языковые средства в различных ситуациях с целью установления различного рода взаимодействия. Способность к общению также предполагает умение оценить, проанализировать ситуацию общения, субъективно оценить свой коммуникативный потенциал и принять необходимое решение» [3].

В науке установлено, что при освоении родного (первого языка) формируется первичная языковая личность, при освоении второго (иностранного языка) формируется вторичная языковая личность. Нас интересуют особенности построения картины мира языковой личностью при освоении и использовании второго языка. Понятие вторичной языковой личности определяется И.И. Халеевой, как совокупность способностей человека строить языковую картину мира, то есть его способность создавать систему образов новой для него действительности (картину мира), используя вербальносемантический код иностранного языка в процессе речевой деятельности с инофоном [3]. Процесс становления вторичной языковой личности связан не только с овладением ею вербальным кодом иностранного языка и умением практически его использовать, но и с формированием на определенном уровне в ее сознании собственной языковой картины мира, которая позволяет ей осуществлять общение с представителями иной культуры. В этом процессе незаменимую роль играют мультимедийные технологии преподавания иностранных языков, которые не только расширяют кругозор при освоении иноязычного материала, но и способствуют реализации интегративного подхода, подразумевающего обучение различным видам речевой деятельности на основе применения компьютерных средств обучения в

совокупности с информационными

технологиями.

Вместе с тем, на наш взгляд, информационно более емким является интегрированное знание, которое направлено на интеллектуально-творческое развитие личности, на формирование у неё иноязычной профессиональной информационно-

коммуникативной компетенции.

Таким образом, интеграция

информационных и лингвистических

(иноязычных) ресурсов информационного и социально-культурного пространства как формы сосуществования образовательной и

поликультурной среды вуза, возможна на основе становления системно-прогностического

мышления обучающихся - через создание проблемных ситуаций, межкультурного обмена с представителями иных культур, создания мотивационно-ценностного компонента,

реализующегося средствами социальнокультурной деятельности в поликультурной образовательной среде вуза. Что же касается целостной системы интегративной подготовки студентов, то она предполагает формирование специалиста, обладающего интеллектуальнотворческими способностями, вооруженного интегральной междисциплинарной методологией профессиональной деятельности, владеющего арсеналом современных информационных технологий, теоретических и инструментальных средств отдельных дисциплин, системным анализом целевых познавательных и профессиональных проблем.

Литература

1. Волынкина, Н.В. Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи: монография. - Воронеж: Элист, 2010. - 357 с.

2. Гладких В.В. Формирование поликультурной среды вуза в рамках новой образовательной парадигмы. -Воронеж: Изд-во ВАИУ, 2011. 115 с.

3. Халеева, И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста. - Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. - М.,1995. - 376 с.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

INTEGRATION OF INFORMATIVE AND LINGUISTIC (FOREIGN) RESOURCES IN THE SOCIOCULTURAL SPACE OF HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

N.V. Volynkina, V.V. Gladkih

The paper describes deals with the essence of information and linguistic (foreign) resources integration in the sociocultural space of educational environment of a higher school in order to develop intellectual and creative abilities in the frame of the Infolinguistic System implementation

Key words: intellectual and creative abilities, information and linguistic (foreign) resources

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.