Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования структурноинвестиционной политики в регионе: макрорегулирующие функции государства'

Концептуальные основы формирования структурноинвестиционной политики в регионе: макрорегулирующие функции государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования структурноинвестиционной политики в регионе: макрорегулирующие функции государства»

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

О.Г. Андрющенко

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРНОИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ: МАКРОРЕГУЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Общность нетривиального толкования любого рода конструктивных рецептов оздоровления отечественной экономики оказалась связана с усвоением того факта, что базовым условием успешного реформирования последней является сокращение импорта товаров с высоким уровнем добавленной стоимости и формирование благоприятного инвестиционного климата на основе повышения рентабельности производственного капитала и либерализации инвестиционного режима внутри страны.

Экономическая модернизация системы национального хозяйства России и в теоретическом аспекте, и в эмпирически фиксирующем его конкретноэкономическом срезе должна быть максимально ориентированной на направленное формирование межотраслевых пропорций воспроизводства, позволяющих обновить архаичный профиль материально-технологической базы российской экономики. Финансово-кредитное выравнивание параметров инвестиционного процесса как важная функциональная составляющая модернизации связана с созданием предпосылок для эффективного регулирования перелива капитала не только на макроуровне, но и на мезоуровне, в отдельных регионах. Региональный аспект является логическим продолжением процесса формирования действенной структурно-инвестиционной политики государства, обеспечивающим необходимую детализацию функций государственного регулирования экономики.

С методологической точки зрения, структурно-инвестиционная политика является методическим звеном в теоретической цепи концептуальной трансформации хозяйственного механизма, эмпирическим пределом которой является достижение определенной системы социально-экономических целей развития региона. В обозначенном контексте инвестиционное обеспечение, являясь финансовой надстройкой над стратегически выверенной отраслевой структурой экономики, выполняет функцию финансового обеспечения процессов направленного развития народного хозяйства.

Фактор регионализации структурно-инвестиционной политики предполагает необходимость организационно-экономической коррекции априори сформулированных установок путем выбраковки части форм и методов реализации экономической политики государства, которые не являются адекватными специфике хозяйственного механизма отдельно взятого региона. В этом смысле учет региональных особенностей реализации общих инвестиционных инициатив, которые на федеральном уровне выглядят вполне респектабельно, является необходимым и достаточным условием эффективной и практически действенной структурной перестройки региональной экономики в частности и национальной экономики в целом.

Ввиду отсутствия в современной экономической науке общности толкования базовых ориентиров экономического развития страны инвестиционная составляющая не может быть достаточным образом структурирована, поскольку проводимая государством промышленная политика в любом эмпирическом срезе позволяет обнаружить только ее контуры, за которыми скрывается более сложная и слабоуправляемая система общеэкономических факторов, устойчиво демонстрирующих аномальное развитие российской экономики в форме неадекватной реакции

производства на ограниченный спрос и низкой эффективности производственного капитала. Так, в нормальной рыночной экономике на спросовые ограничения производство обычно реагирует снижением цен или уменьшением выпуска продукции, в российской - снижением выпуска при одновременном росте цен. В нормальной рыночной экономике эффективность производственных инвестиций выше эффективности торгового и финансового капитала, в российской - наоборот.

Однако представляется очевидным, что эта общая эмпирическая констатация деформации хозяйственного механизма в экономике является следствием общенационального масштаба и в исследовательском плане не позволяет идентифицировать закономерности механики экономических процессов. Реальная деформация межотраслевых пропорций воспроизводства, равно как и реальное инвестиционное насыщение сферы материального производства и обращения происходят на региональном уровне. Региональные особенности экономического развития становятся первичным фактором, учет которого позволяет априори определить общую направленность и особенности развития процессов воспроизводства и обращения в рамках экспериментально заданного или научно обоснованного в качестве наиболее приемлемого уровня инвестиционной активности в отраслевой структуре региона [1].

Однако большая часть исследований, посвященных данной проблематике, методически завязана на решении общеэкономических проблем поиска путей стабилизации экономического развития регионов, рассмотрении универсальных инструментов наиболее полного и интенсивного использования их инвестиционного потенциала. При этом инвестиционный климат отдельно взятого региона рассматривается как обобщающая характеристика инвестиционных процессов в субъектах Российской Федерации, неизбежно оставляя на себе печать, связанную с игнорированием особенностей функционирования региональной рыночной инфраструктуры. На важность учета такого рода априорных допущений указывает, в частности, активное развитие научных методик, позволяющих идентифицировать тип инвестиционного климата региона на фоне крайней неоднородности инвестиционного пространства России [2].

Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ в 2002 - 2010 годах и до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г., в контексте инвестиционной проблематики объективно требует сглаживаний инвестиционных различий между субъектами федерации. Единообразная и целеориентированная систематизация усилий в этой области должна быть построена на реализации дифференцированного подхода в региональной экономической политике, приземленного на учет как эволюционно устоявшихся (долгосрочных), так и прогнозируемых особенностей инвестиционного климата региона.

Таким образом, эмпирически обусловленная и дифференцированная по своим структурным характеристическим признакам типология инвестиционного климата регионов является фактором, требующим тщательного учета при отработке технологии и особенностей реализации структурно-инвестиционной политики в регионе, что лишь подчеркивает актуальность такого исследования.

Несущей конструкцией в любых современных моделях организационноэкономической реконструкции экономики является тесная увязка целей федеральных и региональных комплексных программ с существующим спектром инструментов инвестиционной политики. Только такая конвергенция является наиболее эффективной, поскольку позволяет сбалансировать цели и средства на основе учета возможности привлечения инвестиционных ресурсов в проекты, связанные с решением экономических, научно-технических и социальных задач развития региона.

Необходимо отметить, что современные научные экспликации категории «структурно-инвестиционная политика» неявно содержат тезис о необходимости реализации не либерального, а подчеркнуто направленного развития региональной экономики, которое не может быть полностью отдано во власть рыночных сил и должно быть максимально ориентировано на учет эмпирически отлаженных региональных особенностей организационно-экономического сопряжения экономических сфер воспроизводства и обращения. Тем самым уже в самой дефиниции «структурно-инвестиционная политика» априори закрепляется государственное управление инвестиционной сферой, поскольку лишь в этом случае фактор приоритетности структурно выверенного развития отраслевой структуры региональной экономики как социально и экономически значимый, получит отражение в деятельности отдельных хозяйствующих субъектов региона вне зависимости от их формы собственности на средства производства.

В обозначенном контексте, категория «структурно-инвестиционная политика» представляет собой не теоретически усеченное понятие, а концентрированное выражение форм и методов современного государственного инвестиционного менеджмента, наиболее адекватных экономическим интересам региона и инвестиционным возможностям их реализации.

Таким образом, под структурно-инвестиционной политикой понимается система мер, направленных на организационно-экономическое совершенствование отраслевой структуры экономики региона путем перераспределения инвестиционных ресурсов, которое бы максимально соответствовало новому технологическому укладу современного экономического роста и социально-экономическим приоритетам развития региона.

В современных научных исследованиях, посвященных вопросам формирования структурно-инвестиционной политики в регионе, в качестве объекта рассматриваются именно структурно-инвестиционные процессы, поскольку акцент делается на изучении структурного распределения капитальных вложений. Основными структурными фрагментами последнего являются следующие составляющие [3]:

а) воспроизводственная - подразделение всех капитальных вложений (в соответствии с направлением воспроизводства основных фондов) на следующие группы: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение действующих предприятий и поддержание действующих мощностей;

б) отраслевая - распределение капитальных вложений по признаку использования их для строительства предприятий и объектов, производящих однородную продукцию или удовлетворяющих однородные потребности. Капитальные вложения распределяются по отраслям экономики и сферам промышленности в зависимости от того, к какой отрасли относятся вновь строящиеся, реконструируемые, расширяемые предприятия. В основу отраслевой структуры капитальных вложений положен Классификатор отраслей народного хозяйства;

в) технологическая - категория, включающая стоимость всех видов строительных работ; работ по монтажу оборудования; оборудования (требующего и не требующего монтажа), предусмотренного в планах на строительство; инструмента и инвентаря, включаемых в сметы на строительство; машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство, прочих капитальных работ и затрат;

г) территориальная структура - распределение капитальных вложений по регионам, районам и другим административным единицам.

Следует отметить, что исследование особенностей формирования структурноинвестиционной политики, естественным образом предполагающей наличие государственной составляющей в системе управления инвестиционной сферой региона, должно быть ориентировано, прежде всего, на системный анализ совокупности инструментов, материализующих на эмпирическом уровне основные подходы к государственному управлению инвестиционной деятельностью.

Таким образом, именно вопросы развития эффективной управленческой теории являются наиболее актуальными в контексте концептуального оформления современного государственного инвестиционного менеджмента. Анализ и оценка российского инвестиционного менеджмента убедительно свидетельствуют о серьезном отставании в реализации эффективного управления инвестиционной сферой страны. В контексте такого посыла исследование и обобщение новейших достижений системного подхода к государственному управлению инвестициями являются более чем актуальными.

При проведении такого исследования в качестве инвариантной составляющей структурно-инвестиционной политики следует рассматривать совокупность методов и инструментов управления инвестиционной деятельностью, которые могут использоваться на уровне субъектов РФ. Идентификация этой инструментальной составляющей системы государственного инвестиционного менеджмента является неотъемлемым условием тотальной экспликации особенностей формирования и реализации структурно-инвестиционной политики. Постулируемая здесь инвариантность проистекает из того, что только формы и инструменты государственного регулирования на уровне субъекта РФ могут рассматриваться в качестве универсального компонента, структурно расширенная и эмпирически отлаженная совокупность составляющих которого в теоретическом плане является подчеркнуто индифферентной к региональным особенностям экономического развития.

Полномочия в области регулирования инвестиционной деятельности, а также законодательные возможности субъектов федерации разграничиваются [4]: Конституцией РФ; Федеративным договором о разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами; иными договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами; федеральными законами, предоставляющими органам государственной власти регионов полномочия по государственному регулированию инвестиционной деятельности.

Базовый набор средств и инструментов регулирования инвестиционных процессов, реализуемых в рамках принятых в субъектах РФ законов и нормативноправовых актов, базирующийся на единых принципах, может быть идентифицирован следующим образом: инвестиционные программы субъекта РФ; планы социально-экономического развития субъектов РФ; сопровождение приоритетных инвестиционных проектов; государственные гарантии субъектов РФ; налоговые льготы; специальные налоговые режимы; финансовая помощь и льготы, направленные на развитие отдельных территорий субъектов РФ, отраслей и производств; нефинансовые (иные) льготы; контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на финансирование инвестиционных проектов; определение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедур; другие меры.

Основными инструментами прямого регулирования выступают: принятие за-

конов и иных нормативных правовых актов в целях регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ; защита прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности; создание благоприятных условий для развития инвестиционного процесса; разработка и реализация региональных инвестиционных программ; разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств бюджета субъекта РФ, а также конкурсный отбор инвестиционных проектов; контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ на финансирование утвержденных инвестиционных проектов; прямое управление государственными инвестициями и участие в них; установление порядка и условий предоставления гарантий и поручительств и другие.

Сущностная оценка экономического содержания инструментов прямого госу-

дарственного регулирования инвестиционного процесса на уровне региона позволяет заключить, что именно реализация механизма прямого действия обусловливает возможность проведения в регионе не инвестиционной, а структурноинвестиционной политики, максимально отвечающей интересам социальноэкономического развития субъекта РФ и позволяющей стимулировать и тем самым фиксировать межотраслевое распределение инвестиционных ресурсов согласно концептуально выверенным приоритетам развития материально-технологической базы региона.

Косвенное регулирование инвестиционных процессов в регионе связано, прежде всего, с: предоставлением налоговых льгот; установлением для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов; формированием порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, ссуд и льготных займов; формированием порядка и условий предоставления инвестиционных налоговых кредитов; оказанием помощи при создании инфраструктуры бизнеса и другие.

Таким образом, правовые, административные, экономические и организационно-управленческие аспекты воздействия на эти процессы исполнительных органов власти субъектов РФ являются основополагающими при формировании региональной системы государственного управления инвестиционной деятельностью. Методической общностью большинства научных разработок в области решения проблем управления инвестиционными процессами на государственном уровне является фрагментарное, подчеркнуто несистемное представление государственной инвестиционной политики. В таком же ключе построено и изложение механизмов ее мониторинга и реализации.

Вместе с тем идентификация инвестиционного потенциала и структурного качества инвестиционной политики базируется, прежде всего, на оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности региона. Современные научные разработки по данной проблеме имеют качественно новый методический аспект и сориентированы на теоретический синтез категорий инвестиционной проблематики, раскрытие методических основ релевантных критериев оценки инвестиционного потенциала, структурный анализ составляющих инвестиционного потенциала, инвестиционного климата и инвестиционных рисков.

Существующие в настоящее время преимущественно зарубежные методики оценки социально-экономического развития регионов, предметно сфокусированные на оценке межрегиональной дифференциации показателя инвестиционной привлекательности, содержат много общего в части как самого толкования инвестиционной проблематики в содержательных терминах, так и алгоритмизации формально-логических обобщений, на которых построен аппарат численной оценки индикаторов инвестиционного потенциала регионов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сперанский М.М. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой // Инвестиции в России. 2003.-№7

2. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ // Инвестиции в России. 2003.- №1.

3. Наливайский В.Ю., Брюховецкая С.В., Феслер С.В., Червонный Е.А. Региональная

структурно-инвестиционная политика: Монография под ред. проф. Наливайского

В.Ю./РГЭУ (РИНХ). - Ростов н/Д., 2002.- С.13.

4. Реформирование инвестиционного климата в России: основные аспекты законодательной базы // Инвестиции в России. 2003- №9..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.